Поталь золотая для художников что это
Поталь и материалы для золочения
Что такое поталь? Поталью золотят новые вещи или реставрируют предметы старины. Это недорогая имитация сусального золота. В составе потали нет драгоценных металлов. Не вдаваясь в химические формулы, скажем только, что в составе потали может быть медь, цинк, алюминий или оловянные сплавы. Использовать поталь можно на дереве, металле, гипсе, стекле и других поверхностях.
Как наносить поталь?
Аккуратно приложите на обработанные участки листы потали. Учтите, листы очень тонкие, брать их руками не рекомендуется — они могут порваться или прилипнуть к пальцам. Лучше воспользоваться пинцетом или надеть матерчатые перчатки. Кусочки листа удобно переносить на декорированную поверхность наэлектризованной плоской кистью. Чтобы наэлектризовать кисть, потрите ее о руку или синтетическую ткань. Поталь в хлопьях просто насыпьте на клей плотным слоем. Добиться идеального золочения в домашних условиях нелегко, особенно если предмет сложной формы.
Специалисты используют в работе специальную широкую кисть с длинным ворсом. — лампензель. Слегка прижмите и разгладьте поталь мягкой кистью, лучше использовать круглую (пони) или толстую косметическую для накладывания румян. Разглаживать складки не обязательно — они создадут дополнительную фактуру. После полного высыхания клея осторожно снимите излишки потали ватным тампоном или кусочком замши. Не приклеившиеся хлопья смахните обратно в коробочку. Мордан остается долгое время липким, поэтому можно работать без спешки. Время его высыхания занимает от 2 до 12 часов (в зависимости от состава). Чтобы приглушить блеск позолоты, ее можно патинировать. Возьмите на губку немного жидкого битума и осторожно нанесите на позолоченную поверхность, заполняя все углубления. Излишки битума снимите бумажным полотенцем или тряпочкой, смоченной в масле (льняное) или в воске. Осталось покрыть позолоченную поверхность защитным лаком: шеллаком или специальным покрывным лаком для потали.
Кисти для потали
Какие понадобятся кисти при золочении:
Клей для потали
Мы начнем с профессиональных клеев, которые подойдут и любителям:
Более простые варианты клеев для потали. Годятся только для работ в помещении:
Лак для защиты потали
Разумеется, золоченую поверхность надо защищать. Подходит для этого специальный лак. Самый популярный лак для финишного покрытия называется шеллак. Шеллак это натуральная смола на спиртовой основе. Пригоден для предметов, которые будут часто использоваться, потому что очень износостойкий. Благодаря прочности шеллака он устойчив к влаге, трению и растрескиванию. Продается в сухом и жидком виде. Лаки на спиртовой основе – препятствует окислению потали. Лаки на водной основе могут окислять позолоту.
Средства для декорирования позолоченной поверхности
Патина – применяется для создания эффекта состаривания поверхности. Искусственно создает эффект сине-зеленых или рыжих прожилок и подтеков. Позволяет создать эффект антиквариата. Такой эффект появляется на окислившихся от воздействия атмосферы памятниках. Битумный лак или воск позволяет создать затемнения и темные прожилки естественного вида. Придает дополнительный объем и фактуру изделию. Сохнет от 12 часов до суток. Наносить его нужно под лак, иначе он сотрется.
Что такое поталь и как ею пользоваться
В этой статье я расскажу вам про такой материал, как поталь, как правильно ее использовать и наносить на предметы для их золочения. Также на примерах покажу, как работать с разными видами потали. Читайте подробнее в новой статье!
Золотой материал
Наверняка вы видели картины и декоративные изделия, в которых присутствовал золой цвет или, частички золота. У меня на онлайн-курсе «Интерьерная живопись» создаем как раз такие картины. Так вот, это не золото, а специальный материал, который художники и мастера используют для золочения своих предметов.
Просто, удобно и доступно, в отличие от золота. Но у всего есть свои нюансы и тонкости. Поэтому, давайте вместе разбираться, что же такое поталь.
Что такое поталь
Поталь – это декоративный материал, который используют в живописи, декупаже и других прикладных техниках, чтобы имитировать настоящее золото при золочении картин и предметов.
Несмотря на то, что поталь выглядит и создает впечатление золота, в ней нет золотых металлов и она не является драгоценностью. Именно за это ее так любят художники-декораторы. Ведь за относительно небольшую стоимость при правильном применении поталь способна сотворить чудеса и украсить любой предмет или картину.
Поталь бывает в нескольких видах, например, в листах, крошкой, жидкой. Ниже мы с вами рассмотрим все основные виды потали, их свойства и как ими пользоваться.
Также поталь имеет несколько цветов. Помимо золотого цвета, есть еще серебряный и бронзовый цвета, которые в свою очередь, в зависимости от производителя, могут иметь свои собственные оттенки.
Материалы и инструменты для работы с поталью
Поталь, в отличие от красок материал не простой, и чтобы избежать неудачи и разочарования, в первый раз используя поталь лучше посмотреть какой-нибудь мастер-класс, например, как правильно наносить поталь.
Если вы уже освоились и готовы приступить к работе, вам понадобится целый набор разнообразных материалов, от кисточек и клея, до специальной грунтовки и лака.
Поталь
Прежде всего, вы должны определиться, в какой технике хотите работать, чтобы выбрать поталь. В зависимости от того, какой эффект вы хотите получить в итоге и нужно выбирать поталь: жидкую, в листах или крошкой.
Лампензель
Не пугайтесь этого названия, это всего лишь плоская кисточка для специального нанесения потали на декорируемое изделие. Такую кисть используют для золочения предметов поталью в листах. Она не имеет привычной вам деревянной ручки и имеет веерообразную или прямоугольную форму. Изготавливается из натурального материала.
Кисть колонок
Приклеенную к изделию поталь необходимо разглаживать мягкой кисточкой. С этой задачей прекрасно справляется колонковая кисть, которую можно приобрести в любом магазине.
Клей для потали
Клей для потали имеет особое значение, ведь без него она будет бесполезна. А правильно подобранный клей поможет сделать из нее удивительные вещи с эффектом золочения.
Клей наносится на само изделие или холст до нанесения потали. Существует несколько разновидностей клея для потали:
Грунт для потали
Как и в любой другой декоративной работе, грунт в первую очередь нужен для того, чтобы выровнять поверхность для последующего нанесения краски или потали.
Грунтовка для потали бывает, как обычной, так и клеевой. Наиболее распространенным является грунт левкас, который используется для золочения деревянных предметов. Это универсальный грунт, однако для холстов он не очень подходит, так как становится слишком хрупким после высыхания.
Для живописи лучше выбирать клей-грунт, который будет сочетать в себе несколько свойств сразу и избавит вас от лишних хлопот и трат.
Защитный лак для потали
После того, как ваше изделие или картина высохнут, необходимо будет покрыть работу финишным лаком, который закрепит весь результат. Для этого вам понадобится специальный шеллачный лак на спиртовой основе из натуральных смол.
Этот лак хорош тем, что он очень прочный, хорошо переносит влажность, не растрескивается со временем. Также он не окисляет позолоту, в отличие от лаков на водной основе.
Дополнительные средства для золочения и декорирования изделий
Если вы хотите создать изделие с эффектом старины и налета антиквариата, то вам никак не обойтись без патины – специального средства для состаривания изделий. Именно благодаря ей, вы сможете создать уникальные и неповторимые подтеки и прожилки, которыми отличаются изделия прошлого.
Для того, чтобы придать изделию больший объем и фактурность, а также сделать темными естественные прожилки, воспользуйтесь битумным лаком. После нанесения битумного лака, поталь станет более тусклой. Рекомендуется после высыхания закреплять шеллачным лаком.
Виды и особенности работы с поталью
Поталь бывает нескольких видов и в зависимости от этого, вам нужна будет та или иная техника, чтобы знать, как с ней работать.
Поталь в листах
Самый распространенный вид потали – в листах. Это связано с тем, что такая поталь прекрасно подходит для любого вида материалов, будь то дерево, стекло, металл, керамика, холст.
Как работать с листовой поталью? Прежде всего, нужно, как и всегда подготовить поверхность изделия. Ее нужно очистить, выровнять и обезжирить, затем нанести специальную грунтовку. Если вы будете использовать клей для потали на масляной основе, то вам придется ждать пока он высохнет около 12 часов, а если на водной, то приклеивать можно будет практически сразу.
Убирая неровности и воздушные пузырьки, используйте ткань, проглаживая поверхность. Листовая поталь идеально подходит для декорирования больших участков и поверхностей.
Жидкая поталь
Эта поталь сама по себе очень яркая, является металлической краской. Также универсальна и подходит практически для любых поверхностей. Такая поталь не боится излишней влажности, не окисляется и держится на изделии очень прочно.
Как наносить жидкую золотую поталь? Все просто, наносить ее можно на изделия губкой или кисточкой, в зависимости от объема и деталей, которые нужно покрыть. Наносить следует в несколько слоев, хорошо просушивая каждый слой. Если наносить краску аэрографом, это заметно упростит и облегчит процесс работы, а также позволит потали быстрее высохнуть.
Поталь в хлопьях
Такую поталь еще называют поталь в крошках. Все потому, что она очень похожа на смятые крошки фольги, с жатым эффектом. Также, как и листовая, поталь в хлопьях имеет несколько цветов – золотой, серебряный и бронзовый.
Очень часто такую поталь используют при изготовлении украшений, так как очень красиво переливается и создает множество оттенков на своих гранях. Поталь хлопьями сыпется на декорируемое изделие, а не наносится кистью, чтобы не изменить ее структуру.
Такую поталь используют для создания эффекта кракелюра, то есть трещин и красивых переходов светотени.
Рулонная поталь
Как правило такую поталь используют для золочения крупных предметов. Представляет такая поталь очень тонкий лист золотого цвета и в длину может достигать 50 метров. Это не самый популярный и доступный вид потали, поэтому на нем мы не будем останавливаться подробно.
Трансферная поталь
Интересный и экономичный вид потали, листы которого лежат на специальной пленке. Особенность этого вида потали заключается в том, что на этой пленке сразу несколько слоев потали, и чтобы использовать их все, необходимо эту пленку прикладывать несколько раз к декорируемому изделию.
Как пользоваться такой поталью для золочения? Поверх клея кладете лист потали, а пленку хорошо разглаживаете и убираете.
Поталь в форме пасты
Пастозную поталь используют для золочения кожаных и текстильных изделий, нанося кисточкой, губкой или руками. Когда такая поталь высохнет, ее можно отполировать для дополнительного блеска.
Восковая поталь
Если вы декорируете изделие, которое не будет подвергаться чрезмерной эксплуатации, можете попробовать в золочении использовать воск. Это вполне универсальное и экономичное средство, так как его можно использовать и как грунт, залепляя мелкие трещины и неровности, и как средство для старения предмета, а также, для придания объема изделию. Воск можно накладывать руками или кисточкой.
Популярные техники и способы работы с поталью
Если вы еще совсем новичок в нанесении золотой потали на холст или на изделие, то просто следуйте этим правилам, и тогда ваша работа станет проще и аккуратнее.
Среди наиболее популярных техник работы с поталью, можно выделить несколько:
Если вам понравилась статья, не забудьте поставить 5 звезд. А если у вас есть вопросы о потали, смело задавайте их в комментариях.
Золочение и картины с поталью
Поталь – художественный материал, используемый для имитации сусального золота при реставрации и декорировании картин, украшений, мебели и других предметов, золочении лепнины. В ее составе нет драгметаллов, поэтому стоит она недорого, тем не менее, создает великолепный натуральный блеск металла, которого не добиться другими способами, например, красками металлик. В зависимости от химического состава поталь может имитировать не только золото, но и серебро, медь.
Содержание
Виды потали
Для удобства работы с разными поверхностями выпускается в различных формах.
Поталь и материалы для картины поталью
Какие материалы вам потребуются?
Поталь относится к так называемым «капризным» материалам, поэтому если вы решили с ее помощью что-то декорировать, но у вас нет опыта, обязательно проверьте, все ли необходимое для золочения есть под рукой.
Материалы для работы поталью
Для золочения вам потребуется следующее:
Отдельно следует сказать о специальном клее для потали. Их выпускается несколько видов, и каждый имеет свои особенности.
От нанесения клея до выкладывания потали обязательно выдерживают определенное количество времени, указанное производителем.
Для финишного защитного покрытия лучше всего подходит шеллак, натуральная смола на основе спирта. Он создает очень прочный износостойкий слой, поэтому готовым изделием можно пользоваться, не опасаясь, что на нем появятся потертости, трещины, повреждения, вызванные влагой или перепадом температуры. При выборе финишного покрытия следует учитывать тот фактор, что лаки на водной основе окисляют поталь, а на спирту, наоборот, надолго сохраняют позолоту.
Если вы хотите создать на позолоченной поверхности какой-нибудь интересный художественный эффект, советуем использовать воск или битумный лак. С их помощью можно сделать естественные для старинной вещи потемнения, они придают изделию объем, оригинальную фактуру. Для искусственного состаривания применяют патину. В результате на поверхности образуются прожилки и пятна зеленоватого и рыжего цветов, совсем, как на антиквариате. Все декоративные средства наносятся строго под лак, иначе они сотрутся. Лакируют изделие только после их полного просыхания.
Что позолотить?
С помощью потали можно декорировать разные поверхности:
Поталь также используется и как вспомогательный материал, например при работе с эпоксидной смолой:
С чего начать? Этапы золочения изделия
Золочение – довольно сложный, но интересный процесс. Самое главное здесь – соблюдать последовательность всех этапов, следить за временем высыхания каждого слоя, работать очень аккуратно и внимательно.
Рассмотреть процесс золочения во всех деталях можно на этих видео:
Как создать картину с поталью (мастер-класс)
Свое первое позолоченное изделие вы сможете создать, изучив мастер-класс, приведенный ниже.
Что такое поталь, как она выглядит и где применяется, как делается золочение
Техника декорирования, использующая золочение, сегодня считается достаточно популярной, поэтому поталь – очень распространенный материал, хотя и не каждый о нем слышал. После золочения картины приобретают выразительность и стильность, если художник, конечно же, использует этот прием в меру.
Однако поталь – излюбленный материал не только для художников, но и для мастеров рукоделия, а чаще всего ее используют для украшения изделий из полимерной глины и керамики.
Благодаря тому, что вещество обладает блеском сусального золота, поталь широко применяется при создании эффекта растрескивания (кракелюр), а также для получения оригинальных световых переходов.
Сфера применения потали необычайно широка. Этот художественный материал задействуют не только при написании картин, но и при их реставрации. Золочение применяется в декорировании украшений, предметов мебели, лепнины и керамики.
Несмотря на то, что материал обладает привлекательным и шикарным золотистым оттенком, никаких драгоценных металлов в его составе нет. Именно поэтому процесс золочения никак не ударит по бюджету, если вы решите попробовать придать своему шедевру натуральный блеск благородного металла.
Такой эффект не даст ни одна краска из серии «Металлик».
Ошибочно полагать, что поталь имитирует только золото. С помощью этого материала можно получить блеск серебра или меди. Несмотря на то, что поталь встречается в разных видах, в ее составе присутствуют мельчайшие хлопья металлов (никель, алюминий, медь, сульфид олова).
В зависимости от компонентов, получается вещество золотого, серебряного или медного отлива. Невооруженным глазом отличить качественную поталь от сусального золота очень сложно, поэтому многие думают, что золочение – это украшение изделий или картин драгоценными металлами.
Форма выпуска потали
Материал для золочения выпускается в разных формах, чтобы дать возможность проявить творчество в самых разных техниках и при работе с разными поверхностями.
Инструменты и материалы
Процесс золочения не так прост, как кажется, а сама поталь относится к «капризным» элементам декора.
Приступать к работе нужно только тогда, когда под рукой имеются все необходимые инструменты или дополнительные материалы.
Клеевой грунтовке, вернее, ее выбору, следует уделить особое внимание, так как разные виды клеев предназначены для различных целей.
Рыбий клей продается в виде гранул. К работе его готовят, разводя паром. Рыбий клей применяют при реставрации картин или скульптур. Клей мордан сделан на основе масла. Его рекомендуют новичкам, так как можно получить прочное и очень качественное покрытие.
Водно-акриловый клей предназначен для работ внутри помещения. Такой грунт абсолютно не подходит для стекла или металла. Зато акриловый клей быстро сохнет. Если процесс высыхания клея на масляной основе может затянуться на несколько суток, то акриловый клей высыхает всего за 20-30 минут.
Для гладких или водоотталкивающих поверхностей используют клей на основе спирта. Если же нужно создать рельеф, то удобно пользоваться клеем-карандашом.
Защитное покрытие золоченой поверхности формируется при помощи лака. Лучше всего для этих целей подходит натуральная смола на спиртовой основе (шеллак). Слой получается прочным и износостойким. Он надежно защищает поверхность от царапин и потертостей. Лак защищает изделие не только от механических повреждений, но и от перепадов влажности или температуры.
Не следует применять лаки на воде, так как они способны окислять поталь.
Красивые визуальные эффекты получаются при нанесении специального воска или битумного лака. Особенно эффектно смотрятся темные пятна оригинальной фактуры, подчеркивающие естественное старение фамильной ценности.
Дополнительно к потали применяется патина – специальная пленка, имеющая наружный слой зеленоватого цвета, содержащий карбонат меди. Такими пленками можно искусственно «состарить» любой изделие.
Популярные техники работы с поталью
Свод правил и пошаговый алгоритм для золочения изделий называют техникой.
Существует множество разных техник, причем для одного вида потали есть несколько методов ее нанесения.
Сегодня даже начинающий художник не испытывает информационного дефицита, так как в сети интернет можно найти записи мастер-классов по разным тематикам.
Приведем примеры наиболее популярных техник, в которых используются различные виды потали.
Основные этапы золочения изделий
Процесс золочения не только сложен, но и увлекателен. Благодаря тому, что поталь, в каком бы виде они ни использовалась, дает красивые переливы, многие начинающие художники мечтают как можно быстрее преступить к работе, не познакомившись с элементарными вводными.
Между тем, последовательность этапов играет определяющую роль, и испортить результат многочасового труда очень легко.
В процессе золочения необходимо проявлять аккуратность и внимательность. Спешка здесь исключена, так как каждый нанесенный на поверхность слой материала должен хорошо высохнуть.
Если с поверхности необходимо удалить излишки, то это делают мягкой салфеткой, причем, чем раньше, тем лучше.
На этапе подготовки собирают все необходимые инструменты и материалы. Поталь, как правило, продается в готовом к применению виде. Остается только провести некоторые работы с поверхностью. Ее очищают от пыли, обезжиривают, после чего наносят грунтовку.
Важно полностью просушить грунт, так как в противном случае он будет сходить вместе с поталью во время работы.
Следующий этап – нанесение клея. Клеем покрывают поверхность только после того, как грунт полностью засохнет. Что касается данного этапа, то здесь временных норм быть не может.
Разные виды клеев отличаются разным временем застывания, поэтому нужно внимательно прочитать инструкцию от производителя и не пользоваться материалами, фасованными третьими лицами.
Этап нанесения потали все без исключения считают важнейшим. Если вы работаете с листовым материалом или с хлопьями, то необходимо частички потали подцепить лампензелем и положить их на поверхность так, чтобы они ложились друг на друга внахлест.
На данном этапе главное – точность и выверенность движений, так как переместить частички вы уже не сможете. Если попытаетесь подкорректировать положение листков, то они могут деформироваться. Разглаживается поталь по поверхности мягкой тканью, но лучше для этих целей использовать колонковую кисть.
Большие порции хлопьев должны наноситься на поверхность ровным слоем. Впоследствии хлопья придавливаются ватным тампоном. Излишки можно удалить при помощи обычной кисточки. На поверхности могут остаться пробелы, куда не попали хлопья потали. Это вполне обычное явление.
Закрыть эти пробелы можно небольшими порциями, переместив их при помощи веерообразной кисточки.
Если в качестве грунта использован левкас (смесь мела и рыбьего клея), то поверхность можно полировать. После такой процедуры она станет более гладкой и блестящей. Полировку начинают от угла, двигаясь по диагонали и охватывая все большую площадь. Выбирают мягкую ткань, не оставляющую ворса. Она заглаживает все швы и неровности.
В подавляющем большинстве случаев поверхности после золочения обрабатывают лаком. Он придает дополнительный блеск, а также защищает слой потали. Лак наносится в два слоя, причем если первый слой наносился в одну сторону, то второй необходимо нанести в противоположную сторону.
Важно внимательно просмотреть результат своей работы, чтобы не осталось непокрытых лаком участков.
Пример золочения картины
Интерьерная картина предназначена для декорирования жилого помещения. Она может быть различной тематики, причем в каждой из них найдется место такому приему, как золочение.
Для работы потребуются следующие материалы и инструменты:
Базовые цвета интерьера комнаты диктуют перечень цветов в палитре.
Таким образом, художник пишет картину под конкретный интерьер. Необходимо продумать не только тона, но и место, где будет висеть будущая работа.
Подробно описывать процесс рисования изображения нет необходимости, так как основное внимание сейчас уделено процессу золочения. Такой тип декора отлично подойдет для натюрмортов, пейзажей и даже абстракций. По содержимому ограничений никаких нет, так как все зависит от фантазии художника.
Текстурная паста служит для придания изображению объема.
Необходимо обладать определенным навыком, чтобы работать с таким материалом.
Ее предварительно смешивают с нужной краской и наносят на холст кистью. К золочению можно приступать только тогда, когда высохнет весь красочный слой. На те участки, на которые планируется нанести поталь, сначала наносится слой клея. Более детальная информация о времени выдержки и о толщине слоя должна быть указана в инструкции по применению.
Поталь переносится на холст очень осторожно, а затем она разглаживается при помощи специальной кисточки. Излишки позолота нужно убрать. Картину можно доработать, если в этом есть необходимость. После всех манипуляций работа покрывается бесцветным лаком.