Потаенная россия плес что
Потаенная россия плес что
«Потаённая Россия» — проект возрождения Плёса
Исторический центр маленького волжского города Плёса, возрождению которого вот уже двадцать лет посвящает себя семья Шевцовых, главным образом состоит из построек XIX и начала XX веков, на набережной — кирпичных, на других улицах — полукаменных и деревянных. В рамках возглавляемого Алексеем Шевцовым проекта «Потаённая Россия» обрели новую жизнь пятьдесят строений, в числе которых и памятники архитектуры, и рядовые традиционные русские дома. Работа по возрождению исторического центра Плёса — города, связанного, прежде всего, с именем великого пейзажиста И.И.Левитана, заключается не только в сохранении старинных домов как архитектурных объектов. Шевцовы придают «правильный» вид советским и постперестроечным включениям в историческую застройку, а главное, возрождают исторические функции построек и целых улиц. На карте Плёса после двухсотлетнего перерыва вновь появилась главная торговая артерия — Калашная улица. Здание дореволюционной «Бакалеи Бакакина» вновь стало самым посещаемым в городе когда в нём разместилась популярная «Кофейня Кувшинниковой». Вблизи Дома-музея Левитана тщательно отреставрированы и декорированы исторические дачи «Соборная слобода» — гостиничные номера для самых взыскательных гостей Плёса.
В планах на 2019 год — две масштабные задачи: открытие музея «Левитановский Плёс» (экспозиция в шести домах на Никольской и видовые природные территории по обоим берегам Волги) и открытие отеля и ресторана в здании бывшей гостиницы и чайной Векшина.
На территории ближнего Подплёсья в 2019 году будет осуществлено визуальное воссоздание элементов традиционной усадебной застройки и маскировка диссонансных объектов на месте уничтоженной усадьбы Утешное, где гостил у своих друзей Ф.И.Шаляпин, и где в советское время был расположен птицесовхоз «Утёс».
В течение всего года Плёсский календарь наполнен событиями, но многие гости специально приезжают в «Потаённую Россию» не на праздники, а в будни. Особенно в межсезонье хорошо погрузиться в уютную тишину русской провинции, любоваться левитановскими пейзажами, много гулять и дегустировать местную кухню. С апреля по ноябрь в городе проходят пленэры пейзажистов. С мая по октябрь — навигация на Волге в высокий туристический сезон. В июне-сентябре Плёс принимает фестивали музыки, кино и моды, в июле — беговой и велосипедный марафоны. В середине июля отмечается день рождения города и проводится ежегодная церемония Обручения Плёса с Волгой. Две недели на рубеже сентября и октября длится второй пик сезона — любование золотой осенью. С середины декабря по середину марта открыты беговые лыжные трассы вдоль берега Волги и два небольших горнолыжных склона. На Новый год и Рождество в Плёс всегда едут семьями — погрузиться в снежную русскую сказку. Приезжайте в Плес и Вы! Милости просим!
Потаенная россия плес что
Презентация проекта
Задачи проекта
Создание устойчивого механизма самосохранения природных и культурных пейзажей города Плёс на Волге.
Результаты проекта
Факты о проекте
Наши путеводители
«Плёсские вёрсты»
Tак называется пешеходный маршрут, разработанный ведущими знатоками нашего города по инициативе туристической фирмы «Северные орхидеи». Инаугурация маршрута состоялась 30 марта 2012 года, в день 400-летия остановки в Плёсе армии Минина и Пожарского в 1612 году. Спустя два года турфирмой проведён «рестайлинг» этого маршрута.
«Вдоль Плёса по Волге»
Знакомиться с Плёсом надо с воды. Волга, а вовсе не автомобильная дорога из Москвы — вот тот проспект, та магистраль, вдоль которой выстроен Плёс, на которую выходит его неповторимый фасад. Надо наконец сказать правду: без лодки, катера или речного трамвайчика-гидробуса летом в Плёсе просто не обойтись, нечего и пытаться.
Наши мероприятия
Левитановский фестиваль
С 2015 года Левитановский фестиваль проходит в новом формате, существенно расширив свои временные, географические и жанровые рамки.
Наши издания
«Плёсский вестник»
Первая в истории Плёса городская газета «Плёсский вестник» выходит в бумажном виде и в интернете.
«Плёс»
Интернет-сайт о Плёсе, цель которого донести до широкой аудитории наше видение Плёса, наш взгляд на его историю и его будущее, наше понимание сути его атмосферы и уникальности.
Плёс. Потаённая Россия
Из серии «В России в 2019». Глава 12
Во время каждой прогулки по городу я продолжала знакомиться с достопримечательностями Плёса. Идя вдоль берега Волги, я видела реконструированные и совсем ветхие дома, интересные скульптуры и деревянные композиции.
Одной из первых на пути меня встречала скульптура кошки, появившаяся на городской набережной в 2008 году. Она посвящена кошке Мухе, жившей в доме живописца Виталия Панченко, и была создана другом семьи художника, белорусским скульптором Олегом Илларионовым. Он сделал её из бетона с целью избежать проявлений вандализма. В своё время реальная кошка Муха любила сидеть у лодочного причала и созерцать окрестности. Она трагически погибла, спасая своё потомство в схватке с дворовым псом. Жена художника предложила увековечить память о самоотверженной кошке. Возле причала, на излюбленном месте её отдыха, давно пустовал постамент, на котором когда-то стояла скульптура девушки с веслом. Его автор и выбрал для памятника Мухе, и теперь взгляд бетонной кошки всегда устремлён на Волгу.
Моё внимание постоянно привлекали транспаранты из ткани с надписью «Потаённая Россия». Я терялась в догадках, что значит «потаённая». Слово имеет несколько значений:
скрываемый от других, не подлежащий разглашению;
явно не выраженный, скрытый;
внутренний, сокровенный;
укрытый от посторонних взглядов, уединённый, укромный.
Устаревшее значение – потайной.
Отгадка была найдена, когда на воротах дома с вывеской «Кофейня Кувшинниковой» я прочитала информационный листок: «В рамках проекта «Потаённая Россия» в 2012 году было создано популярное заведение, развивающее в современных условиях традиции плёсских чайных рубежа XIX-XX веков. Кофейня, названная именем многолетней подруги и музы Левитана, является не только памятником архитектуры левитановского времени, не только воспоминанием о множестве утраченных интерьеров купеческого Плёса, но и живым музеем плёсских кулинарных традиций». Таким образом я узнала о реализованном и развивающемся проекте семьи Шевцовых «Потаённая Россия».
Вся продаваемая в кофейне выпечка готовится в собственном кондитерском цехе кофейни на Торговой площади. Исследователь русской кухни Максим Сырников написал о секрете приготовления традиционных местных кондитерских изделиях: «В милейшем городе Плёсе мне показали, как готовить кулейку. Испекла её на моих глазах Татьяна Чернова, шеф-кондитер Кофейни Кувшинниковой. Именно так кулейки пекли издавна в этих краях, в том числе её собственные бабушки и прабабушки. Начинка – из нежнейшей творожной массы, взбитой с яйцами и сметаной. А снизу и по бокам – рассыпчатое, но дрожжевое тесто. Роскошная штука.».
Инициатором проекта «Потаённая Россия» является Алексей Шевцов, магнат-металлург, богатый человек, который был очарован Плёсом и вместе с командой специалистов начал здесь строить новые и восстанавливать старинные дома со всеми удобствами и коммуникациями. Одни обвиняют Шевцова в том, что он приватизировал половину города, выкупая деревенские дома у жителей, восстанавливая и передавая их в аренду или используя как отели и кафе. Другие отмечают, что Шевцов расплачивается с людьми по рыночным ценам. Ему принадлежат не только дорогие, но и рестораны и кафе с доступными ценами и вкусной едой, где потчуют гостей русскими блюдами: окрошкой, речной рыбой, котлетами из щуки, морсами и собственными лимонадами. В Плёсе появились также пивной ресторан с собственным пивом, бургерная, кофейни и многое другое.
Ещё одним достижением проекта «Потаённая Россия» является реставрированный «Дом в стиле модерн». Первоначально он был построен фабрикантом Новожиловым в 1914 году. В течение полувека здесь в коммунальной квартире жила председатель горисполкома (мэр) Плёса Евстолия Кузнецова, руководившая городом в 1949-74 годах. В этом доме 13-14 октября 2005 года останавливались члены британской королевской семьи принц Майкл и принцесса Кентская, а также другие почётные гости.
«Дом с драконами» был отреставрирован в 2007 году. В этом старинном бревенчатом доме с четырёхскатной крышей внимание привлекают ажурные водосточные воронки и наличники с характерным верхневолжским растительным орнаментом, элементы которого представляют собой стилизованных драконов, охраняющих дом. Такие драконы украшают Плёсское Кольцо, которое используют в ежегодной церемонии Обручения Плёса с Волгой.
Специально для этого старинного обычая местные ювелиры изготовили символические кольца, украшенные золотыми стилизованными изображениями драконов и серебряным плетёным орнаментом, символизирующим воду. Плёсское Кольцо было изготовлено в трёх экземплярах, два из которых предназначались для церемонии Обручения, а третий находится в Музейном комплексе «Потаённая Россия».
Однако в Плёсе есть ещё много домов, требующих реставрации. И если «Дом Шемякина», в котором располагается частная гостиница, уже отремонтирован его нынешними хозяевами, то находящийся рядом с ним «Дом Авериных-Кондаковых» производит удручающее впечатление, но как памятник архитектуры подлежит государственной охране. На улице перед «Домом Шемякина» стоит зазывающая реклама: «Апартаменты Дома Шемякина с видом на Волгу», и, судя по отзывам постояльцев в интернете, он оправдывает их ожидания. Что же касается другой частной гостиницы, имеющей не менее громкое название «Апартаменты на набережной», то я не могла смотреть на это здание без ужаса и сожаления. Часть набережной в начале улицы Ленина также находится в полуразрушенном состоянии. Из бетонной стены торчит металлическая арматура, на тротуаре валяются кирпичи. Так что проекту «Потаённая Россия» предстоит проделать ещё огромную работу, прежде чем Плёс превратится в настоящую туристическую мекку.
Потаённая Россия: Алексей Шевцов о том, как Плёс вернул былое величие
Откуда у вас такая любовь к Плёсу?
Плёс — в каком-то смысле моя малая родина. Моя бабушка родом из соседнего Приволжска. Я здесь бывал ребенком. Наша семья живёт в окрестностях Плёса по меньшей мере 150 лет. Поэтому нельзя сказать, что во взрослом состоянии я сюда приехал случайно. Я ребенком здесь бывал, поскольку все школьные годы проводил каникулы у бабушки в соседнем Приволжске. Мы часто ездили в Плёс, а из Плёса на «метеорах» и «ракетах» на подводных крыльях — в Кострому, в Кинешму.
Я очень хорошо помню Плёс 1970-х и 1980-х, когда это был городок, где всегда вспоминалось гумилёвское: «Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать». Очень красивый, но не слишком гостеприимный. Он словно говорил посетителю: «Что, полюбовался? Давай, до свидания!». Здесь негде было остановиться, перекусить. Говорили, что есть какая-то гостиничка жуткая.
В июле 2013 года про нас вышла большая статья в Financial Times, «The dacha of my dreams». Приезжала журналистка из Великобритании, очень интеллигентная, знала всего Чехова. Она написала, что Плёс похож на Хэмптонс под Нью-Йорком. Главный смысл таких мест — не отели и рестораны, а беспечная дачная жизнь у себя в домике. В идеале тут надо иметь свой дом. Это единица измерения счастья. Просто с семьей, с друзьями пить чай из самовара у себя в саду и смотреть на Волгу. В Плёсе приусадебный участок — это всегда сад, слово «огород» не в ходу.
Социальный состав плесян очень интересный — много людей свободных профессий. Пенсионеры из столиц, художники, ювелиры, или просто живут сдачей комнат курортникам, коптят лещей, продают туристам местные сувениры и лён. Всегда, и в советское время тоже, жители Плёса очень гордились своим городком. Здесь домики в любом состоянии всегда стоили в пять раз дороже, чем в соседнем Приволжске. Плёс — это всегда было как-то круто.
Когда впервые появилась идея купить в Плёсе недвижимость? Проводить больше времени?
В 1995 году мы тут встречали компанией Новый Год. Несмотря на слякотную погоду и разруху, возникла мысль построить в Плёсе дом. Мне достался участок, от которого все отказывались: на набережной, перед городской баней. Тогда Плёс находился на одной из низших точек своей истории. Почти как в 1870 году, когда пустили железную дорогу Иваново-Вознесенск-Кинешма, и купеческий, портовый Плёс стал безработным. Через 18 лет приехал Левитан и написал прямо у дома, где он жил, картину «Ветхий дворик».
В середине 90-х, когда мы сюда приехали, тоже был упадок во всей красе. Но Плёс в моих глазах даже в таком состоянии выглядел конкурентоспособным по сравнению с любой заграницей. Нам крупно повезло с архитектором Шахматовым и командой ивановских архитекторов. Дом, который они нам спроектировали, воссоздавал дом с мезонином, который стоял здесь и был в 1970-е годы снесен за ветхостью.
Потом нам снова повезло. Интерьерами занялась декоратор Брижит Саби. Дочь лионского фабриканта тканей, которая провела детство в старинном особняке как из романов Пруста. Наш дом с мезонином, полуэтажом — это не слишком экономно: пространство приносится в жертву силуэту. Но в итоге газеты писали, очень забавно, что, судя по его правильному внешнему виду, это наверняка лучший дом во всей Ивановской области.
Когда началось возрождение Плёса?
Очень быстро, в самом начале 2000-х, я понял, что всё вокруг нашего дома придёт в жуткое запустение или будет за копейки скуплено людьми, которые воздвигнут безобразные коробки. И стал методично покупать окрестные пустующие и неблагоустроенные дома, в большинстве случаев сильно переплачивая.
Первым я купил соседний памятник архитектуры — «Дом в стиле модерн», Дом Новожилова. Это была элитная коммуналка. Там в двух комнатах жила Евстолия Витальевна — бывшая председатель горисполкома. Её соседом долгое время был начальник плёсской пристани.
Начальственные жильцы коммуналки старались регулярно ремонтировать дом, в нём сохранились многие исторические детали: лепнина, двери, полы. Но разруха наступала. И, конечно, никаких удобств… Мы постепенно, по частям купили этот дом, а затем очень тщательно его отреставрировали. Постепенно это и превратилось в рецепт развития Плёса. Вместо того, чтобы разделить особнячок на четыре-пять гостиничных номеров, мы сохранили в бельэтаже четырёхкомнатную квартиру и поставили маленький лифт для еды (dumbwaiter), чтобы из квартиры батлера внизу подавать наверх завтраки.
Получился старинный дом-суперлюкс. Он производит впечатление на самых взыскательных гостей. На веранде дома я принимал и тогдашнего ивановского губернатора, и его зама Михаила Бабича, потом был губернатор Мень, которого я пригласил в Плёс в декабре 2005 года в самые первые дни его правления. Мерзость запустения для маленького городка гораздо страшнее, чем любые проблемы, связанные с притоком амбициозных людей и денег.
В 2006 году останавливался Георгий Сергеевич Полтавченко, тогда полпред в Центральном Федеральном округе. Стали приезжать из администрации президента, банкиры, министры… И у многих возникала эта мысль — надо купить в Плёсе дом. Так у нас начали прибавляться дачники. Стало формироваться новое население, коммьюнити новых плесян.
Приезжали и знатные иностранцы?
Члены британской королевской семьи побывали у нас в 2005 году. Друзья из Ассоциации декораторов рассказали нам, что по Золотому кольцу проедет принц Майкл Кентский с супругой, и поинтересовались, не примем ли мы их на одну ночь. Естественно, мы согласились, ведь для гостиничного проекта обязательно нужна «принцесса на горошине», и желательно не одна.
Середина октября 2005 года, к счастью, стояла чудесная погода. Приехали Кентские, мы сделали торт с гербом принца Майкла. Как только принц и принцесса уехали, я тут же заказал дизайнеру мемориальную доску об их визите. Сейчас это один из самых фотографируемых объектов Плёса. Их королевские высочества очень помогли Плёсу. Даже психологически. В провинции очень важно избавляться от такого неправильного убеждения, что в Москве все лучше. Плёс никогда не смотрел снизу вверх на Москву.
Но для того, чтобы смотреть на равных, нужны какие-то материальные основания. Когда люди сходят с теплохода в маленьком городке с такой покровительственной столичной миной… А потом видят домик, где написано: «Их королевские высочества жили здесь». И их немного встряхивает. Они задумываются: городок-то непрост!
В 2008 году, 4 августа. Каким-то образом в программе поездки по Волге президента РФ Дмитрия Медведева появился такой пункт — обед в нашем ресторане «Плёсский яхт-клуб». Нам все стали говорить, что конечно, он ничего не будет есть из этого вашего меню, что приедут его повара и привезут всё с собой.
Но ничего подобного! В итоге он прекрасно пообедал у нас в компании двух губернаторов, оставил запись. И мы немедленно обзавелись ещё одной мемориальной доской. И потом ещё не раз у нас обедал. Дмитрий Анатольевич заинтересовался судьбой руинированной усадьбы Миловка, стал часто бывать в Плёсе. Мы некоторое время в газете «Плёсский вестник» вели хронику визитов Медведева, но на второй дюжине сбились со счета.
Это помогло развитию Плёса?
Разумеется. Он дал городу 300 миллионов на 600-летний юбилей в 2010 году, 100 миллионов на Левитановский концертный зал, финансировал реконструкцию Воскресенской церкви. А главное — вся трасса Иваново-Плёс теперь федеральная и содержится в идеальном состоянии. Вертолётные площадки сначала были только государственные, потом появились и частные.
Но, хочу заметить, наш семейный проект по сохранению и возрождению старинных плёсских домов, «Потаённая Россия», никаких денег от Медведева и вообще от государства не получает, мы ни с какими высокими инстанциями вообще не связаны. Исключительно по своей инициативе и на собственные деньги за 20 лет возродили к новой жизни 50 жилых домов и нежилых зданий в историческом центре. Обидно бывает, если люди, видя в Плёсе что-то красивое и нормальное, говорят, будто всё дело в Медведеве. Мол, приехал, велел тут как-то всё сделать. На самом деле он больше следствие, а не причина.
А название нашему проекту «Потаённая Россия» подсказала в 2005-м принцесса Кентская, она первая произнесла: «Hidden Russia». Оказывается, в Англии, в центральной её части, есть такая Hidden England, где туристы, уставшие от осмотра Стоунхенджа и Бата, могут спокойно отдохнуть. Плёс и в целом Ивановская область именно такие. Мы не можем сравниться ни с Владимирской, ни с Костромской областями, у нас нет домонгольских храмов или других сверхценных объектов. Тут просто берёзки, небо, Волга, покой, тишина, медлительная провинциальная жизнь. Приятный контраст с экскурсионным Золотым кольцом.
Вы проводите какую-то архивную работу, узнаёте, как это всё раньше выглядело, восстанавливаете?
В Плёсе, слава богу, есть музей-заповедник. В нём накоплено много знаний о том, как это всё выглядело, есть много фотографий. Например, здание трактира в самом центре набережной — мы недавно воссоздали на нём исторический балкон. Балкон, которого не было 100 лет! Мы нашли фотографии 1867 года — он был, на картинах Маковского 1918 года тоже был. Потом в советские годы всё это обрубили, всё заделали. Там было разное: клуб, кинотеатр, всё на свете. Мы теперь возрождаем. Открываем трактир. Наследник всех тех трактиров, которые были там с 1851 года.
«Он сразу нас обворожил» Как российский город с населением в две тысячи человек стал местом притяжения туристов
Фото: Юлия Батурина / Фотобанк Лори
Расположенный в 350 километрах от Москвы, Плес считается воплощением образа идиллической провинции, затерянной во времени, и сосредоточением всего, ради чего туристы из мегаполисов едут в русскую глубинку. При этом очарование городка, будто застрявшего в середине позапрошлого века, сочетается с высоким уровнем сервиса и развитой инфраструктурой. Какую историю скрывают волжские просторы и что город может предложить туристу — в материале «Ленты.ру».
Из крепости в курорт
Как и многие города нынешней Ивановской области, Плес был основан еще в домонгольские времена. Первое упоминание его в Новгородской летописи датируется 1141 годом. Своим названием город обязан расположению: Плес стоит на крутом берегу Волги, где прежде была песчаная отмель (плес), ныне скрытая под водой. Впрочем, это лишь одна версия происхождения названия.
Веками Плес занимал ключевую стратегическую роль на землях Северо-Восточной Руси, находясь на Волжском торговом пути, одном из самых древних и значимых.
Плес разрушался и отстраивался заново, переживал набеги татаро-монгольского войска, княжеские междоусобицы и разорение поляками. Так, в 1410 году сын Дмитрия Донского, князь московский Василий Дмитриевич приказал построить здесь новую крепость, которая стала одним из звеньев Плесской таможенно-оборонительной системы.
Вид на дом-музей И.И. Левитана в городе Плесе
Фото: Екатерина Чеснокова / РИА Новости
«Повеле рубити град Плесо», — сказал он, и вокруг города появилась не только сторожевая застава, но и система каменных лабиринтов в русле Волги, препятствовавшая свободному прохождению судов. История Плеса как оборонительного форпоста завершилась в Смутное время, когда в 1609 году город захватили отряды литовского шляхтича Лисовского. Крепость снова разрушили, а позже, с расцветом Московского государства, необходимость в оборонительных укреплениях на подходе к Костроме отпала.
Новая глава истории Плеса связана со стремительным развитием купечества. В те времена жизнь здесь бурлила. На ручьях и речках, впадающих в Волгу, вертелись мельничные колеса, на открытых ветру буграх шевелили крыльями ветряки, с барж на телеги переваливали хлеб. Зерно, привозимое сюда на баржах с низовьев Волги, перемалывалось в муку и продавалось в Иванове и Шуе. Плесские товары были известны далеко за пределами уезда.
Железная дорога Иваново — Кинешма, построенная в 1871 году, обходила Плес стороной. Отправка хлеба гужевым транспортом мгновенно стала невыгодной, и многие купцы начали переселяться в соседнюю Кинешму. Население города сократилось почти вдвое: из Плеса уезжали возчики, грузчики и приказчики.
Существует легенда, что в 1860-х годах в окрестностях развернулось настоящее сражение — через какой город пройдет железная дорога до Иваново. Кто-то говорит, что Плес в битве вообще не участвовал; по другим сведениям, местные торговцы тайно откупились от строительства, боясь за судьбу владельцев гужевого транспорта.
Фото: Юлий Ахромеев / РИА Новости
Однако решение, изначально казавшееся роковым, сыграло городу на руку. Сохранив уединение и размеренность, Плес стал местом притяжения дачников и столичной буржуазии. Эпицентром курортной жизни был порт, где швартовались круизные суда. На одном из них весной 1888 года на плесские земли прибыл тогда еще малоизвестный художник Исаак Левитан.
Художник в потаенном городе
Плес открылся Левитану неожиданно. Художник отправился в путешествие по Волге, чтобы найти вдохновение. Его сопровождали друзья — Софья Кувшинникова и Алексей Степанов. После поездки на яркий и экзотичный Кавказ Волга показалась ему «мертвой и тоскливой». В письме к Чехову Левитан жаловался на чахлые растения, однообразные пейзажи и серое небо.
«Мы поехали в Рязань, сели на пароход и пустились вниз по Оке. Попробовали остановиться в селе Чулкове, но долго там не ужились. Наконец добрались до Плеса. Он сразу нас обворожил, и мы решили остановиться», — вспоминала позднее его спутница.
Художник квартировал в доме у купца Солодовникова, где позже был устроен Дом Левитана. Ранним утром он выходил на пленэр, часами бродил по отлогим склонам, возвращался домой только в сумерках.
«Никогда еще так сильно не чувствовал я это божественное нечто, разлитое во всем. Оно не поддается разуму, анализу, а постигается любовью…» — писал Левитан.
Фото: Владимир Смирнов / ТАСС
Случайность подарила Левитану бесконечный источник вдохновения для пейзажей. Он прожил в Плесе все лето и возвращался туда два следующих года, посвятив этим местам больше 200 полотен. Он был пленен скромной природой этих мест, называл Плес потаенным городом и стремился передать это в живописных работах.
Взять, например, картину «Вечер. Золотой Плес». Предзакатный час, редкие деревья склоняются к Волге, ее водная гладь напоминает жидкое золото, а горизонт и купола сливаются воедино в бледно-желтой дымке. Ощущение внутренней тишины и благодати пронизывает почти все работы левитановского «плесского» периода.
В «Почти смешной истории», двухсерийной мелодраме 1977 года, Плес был Древнегорском, в «Китайском сервизе» его называют Царицыным, а в телесериале «Золотой теленок» Плес предстал в образе выдуманного города Арбатова.
Провинциальная идиллия
Современный Плес мало чем отличается от пейзажей Левитана. Этот город любят в любое время года, однако самым живописным сезоном в Плесе принято считать осень, когда золотые маковки храмов сливаются с красно-желтыми кронами деревьев. Вспоминается, как писатель Константин Федин назвал Плес «русским самоцветом» за буйство красок.
Дух размеренной русской глубинки сохранен здесь безукоризненно. Во всем чувствуется трепетное отношение и внимание к деталям: качественная реставрация фасадов, заново воссозданные вывески сувенирных лавок, резные наличники, кованые двери, оконные переплеты, отсутствие аляповатых вывесок и безликого сайдинга. На набережной стройным рядом выстроились купеческие особняки, и каждый дом носит имя прежнего владельца — дом Крыловых, дом Поляковых, усадьба купца Громова, усадьба купца Новожилова и так далее.
Фото: Инна Грязнова / Фотобанк Лори
Усадьбами архитектурное наследие Плеса не ограничивается. Здесь и десятки храмов, и дореволюционные торговые ряды, и служебные постройки, имеющие историческую ценность.
Все новое гармонично вписано в старое и не создает противоречий: роскошные спа-отели по соседству с избами не воспринимаются как нечто инородное. Во многих частных бутик-отелях гости спят на воздушных перинах, ходят в настоящую русскую баню и пьют чай с ягодным вареньем из фарфоровых сервизов.
При этом некая законсервированность во времени — это только видимый эффект, за которым скрывается динамичное развитие города как места притяжения. Плес — не только для неспешного созерцания, но и для активного отдыха. В 15 минутах неспешной ходьбы от центра города находится экопарк «Иволга». Здесь есть вся инфраструктура для кемпинга «под ключ»: палатки, летняя кухня, веревочная тропа и место для рыбалки — говорят, с берега можно поймать окуня и щуку.
Еще одно культурное развлечение — экскурсии от местных жителей. Знатоки родных мест способны влюбить туриста в Плес на тематических прогулках. Они расскажут городские легенды, посоветуют заведения с самой вкусной рыбой и покатают на катере по Волге.
Все в Плесе настраивает на лиричный лад и умиротворение. Через пару дней на волжском раздолье может показаться, что вы уже давно живете размеренной провинциальной жизнью. По утрам вдыхаете душистый запах полевых цветов под стрекотание сверчков, вечерами собираетесь с близкими у самовара на деревянной веранде, а ночами — растворяетесь в знаменитых плесских туманах.