Посыпать голову пеплом что это

Откуда выражение «посыпать голову пеплом»?

Посыпать голову пеплом что это

Посыпать голову пеплом — страдать

11. И услышали трое друзей Иова о всех этих несчастьях, постигших его, и пошли каждый из своего места: Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, и сошлись, чтобы идти вместе сетовать с ним и утешать его.
12. И подняв глаза свои издали, они не узнали его; и возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу.
13. И сидели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико (Иов, глава 2)

И царица Есфирь прибегла к Господу, объятая смертною горестью, и, сняв одежды славы своей, облеклась в одежды скорби и сетования, и, вместо многоценных мастей, пеплом и прахом посыпала голову свою, и весьма изнурила тело свое, и всякое место, украшаемое в веселии ее, покрыла распущенными волосами своими, и молилась Господу Богу Израилеву, говоря: Господи мой! Ты один Царь наш; помоги мне, одинокой и не имеющей помощника, кроме Тебя; ибо беда моя близ меня (Эсфирь, глава 4, строка 17)

Когда Мардохей узнал все, что делалось, разодрал одежды свои и возложил на себя вретище и пепел, и вышел на средину города и взывал с воплем великим и горьким: истребляется народ ни в чем не повинный! (Эсфирь, глава 4 строка 1)

Согласно Библии Бог создал человека из праха земного, вдохнув в него душу и жизнь. Пепел — синоним праха, пыли земной, из которого создан человек и в который он превращается после смерти. Поэтому посыпание пеплом головы означает самоуничижение человека перед лицом Бога и напоминание самому себе о той мерзости, в которую он превратился своими грехами. Так что посыпать голову пеплом — крайняя степень покаяния человека перед Всевышним.

Аналоги выражения «посыпать голову пеплом»

Применение высказывания в литературе

Источник

Посыпать голову пеплом

Посыпать голову пеплом
Из Библии. Встречается во многих местах Ветхого Завета (Пятикнижие, Книга Иова, Книга Есфири и др.). Везде имеется в виду древний обычай евреев посыпать голову пеплом или землею, оплакивая несчастье свое или своих близких. Так, в Книге Есфири (гл. 4, ст. I) говорится о том, как некий человек по имени Мардохей, узнав о том, что царь Артаксеркс издал указ об истреблении всех иудеев, «разодрал одежды свои и возложил на себя вретище и пепел; и вышел на середину города, и взывал с воплем великим и горьким. ».
«Вретише» в переводе со старославянского языка означает «рубище» и «старая, ветхая одежда».
Так же поступает и царица Есфирь, узнав об этой вести (Книга Есфири, гл. 4, ст. 17): «И царица Есфирь прибегла к Господу, объятая смертной горестью, и, сняв одежды славы своей, облеклась в одежды скорби и сетования, и, вместо многоценных мастей, пеплом и прахом посыпала голову свою. »
Употребляется: как иносказание для крайней скорби, печали или разочарования, для сожаления о своих неверных поступках.
Аналог другого известного выражения — «рвать на себе волосы».

Смотреть что такое «Посыпать голову пеплом» в других словарях:

посыпать голову пеплом — книжн. предаваться крайней скорби по случаю какой либо утраты, бедствия. Выражение восходит к Библии, где описывается обычай евреев посыпать головы пеплом или землей во время траура или по поводу какого нибудь несчастья. Этот обычай был… … Справочник по фразеологии

Посыпать главу пеплом — См. Посыпать голову пеплом (ГОЛОВА) … Большой словарь русских поговорок

Посыпать голову (главу) пеплом — ПОСЫПАТЬ ГОЛОВУ (ГЛАВУ) ПЕПЛОМ. ПОСЫПАТЬ ГОЛОВУ (ГЛАВУ) ПЕПЛОМ. Книжн. Предаваться глубокой скорби (обычно по поводу тяжёлой утраты). А народ гибнет! Неужели можно так жить? Обсуждаем положение народа, и бичуем, бичуем себя без конца, посыпаем… … Фразеологический словарь русского литературного языка

Посыпать/ посыпать голову (главу) пеплом — Книжн. 1. Предаваться скорби по поводу несчастья, тяжелой утраты. 2. Покаянно признавая свою вину, ошибки, обещать исправиться. ФСРЯ, 347. /em> Восходит к Библии. БМС 1998, 110 … Большой словарь русских поговорок

Посыпать пеплом главу — Выражение возникло из Библии, в которой рассказывается о древнем обычае евреев посыпать голову пеплом или землею, оплакивая несчастие свое или близких (Иов, 2, 12; Есфирь, 4, 1). Употребляется в значении: глубоко скорбеть по поводу какого нибудь… … Словарь крылатых слов и выражений

Посыпать пеплом главу — крыл. сл. Выражение возникло из Библии, в которой рассказывается о древнем обычае евреев посыпать голову пеплом или землею, оплакивая несчастие свое или близких (Иов, 2, 12; Есфирь, 4, 1). Употребляется в значении: глубоко скорбеть по поводу… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

Посыпать пеплом главу — Посыпать пепломъ главу (иноск.) знакъ печали, скорби (скорбѣть). Ср. Чтобы сдѣлать мою теперешнюю исповѣдь полною, т. е. еще разъ посыпавъ пепломъ мою убѣленную голову, я долженъ покаяться еще въ трехъ. увлеченіяхъ. Н. Макаровъ. Исповѣдь. 2,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

посыпать пеплом главу — Посыпать пе/плом главу (голову), книжн. Предаться крайней скорби, печали по случаю какой л. утраты, бедствия и т.п. (первоначально: древнееврейский обряд, символизирующий общий траур) … Словарь многих выражений

посыпать — 1) посыпать плю, плешь; сов. 1. перех. (что и чего). Насыпать немного чего л. Тут же показались и воробьи: этим посыпали на шлюпку крупы; они наелись и улетели. И. Гончаров, Фрегат «Паллада» [Павел] аккуратно посыпал соль на кусок хлеба. М.… … Малый академический словарь

посыпать пеплом главу — (иноск.) знак печали, скорби (скорбеть) Ср. Чтобы сделать мою теперешнюю исповедь полною, т.е. еще раз посыпав пеплом мою убеленную голову, я должен покаяться еще в трех. увлечениях. Н. Макаров. Исповедь. 2, 4. Ср. Посыпал пеплом я главу, Из… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Источник

Посыпать голову пеплом

(значение фразеологизма) — о выражении крайней скорби.

Выражение часто встречается в Ветхом Завете (Пятикнижие, Книга Иова, Книга Есфири и др.). Например, в Книге Есфири (гл. 4, ст. I) рассказывается как Мардохей, узнав что царь Артаксеркс издал указ об истреблении всех иудеев, «разодрал одежды свои и возложил на себя вретище и пепел; и вышел на середину города, и взывал с воплем великим и горьким. ».

Также поступила и Царица Есфирь (Книга Есфири, гл. 4, ст. 17):

«И царица Есфирь прибегла к Господу, объятая смертной горестью, и, сняв одежды славы своей, облеклась в одежды скорби и сетования, и, вместо многоценных мастей, пеплом и прахом посыпала голову свою. »

В словарях

Примеры

«Слово живое и мёртвое» (1972 г.):

«Журналист пишет: иные чиновники “почему-то уверены, что всегда и во всем правы абсолютно, и скорее согласятся посыпать голову пеплом, чем признать свою ошибку”. Но по Библии посыпают главу пеплом те, кто глубоко скорбит, а бюрократ и хам из газетного очерка ошибок не признает, в хамстве своем не раскаивается и ничуть о нем не скорбит. При чем же тут пепел?»

«Повесть о жизни» (Беспокойная юность) (1954 г.):

«На суд Абраша всегда являлся в растерзанном виде — в рубашке без воротничка, подтяжках и расшнурованных ботинках. Может быть, он хотел вызвать этим жалость, а может быть, этот вид выражал, по мнению Абраши, раскаяние и заменял древний обычай посыпать голову пеплом

«Агитационный рассказ» (1925 г.):

«Ну, молодые супруги, конечно, в слезы. Плачут, рвут на себе волосы и пеплом их посыпают

Книга «1001 ночь. Арабские сказки» (перевод Салье М.А., 1929 – 1939)

«И, увидав своего сына лежащим, он упал на землю и посыпал голову прахом и бил себя по лицу и вырвал себе бороду.»

«Они надевали тогда свои худшие одежды, посыпали пеплом головы — и, собираясь толпами на площадях, проливали слезы, горько роптали на музу, покинувшую их.»

Источник

Посыпать голову пеплом значение

Посыпать голову пеплом что этоПосыпать голову пеплом что этоПосыпать голову пеплом что этоПосыпать голову пеплом что этоПосыпать голову пеплом что этоПосыпать голову пеплом что это

Дело в том, что у древних народов ближнего востока посыпание головы пеплом, пылью и землею было частью ритуального выражения горя. Скорбящий рвал на себе одежды и волосы, надевал рубаху из грубой ткани, подобную мешковине, и посыпал голову пеплом и пылью. Так, например древнегреческий поэт Гомер описывает горе Ахилла, узнавшего о гибели своего друга Патрокла:

«Быстро в обе он руки схвативши нечистого пепла,

Голову всю им осыпал и лик осквернил свой прекрасный».

Обычай этот существовал и у древних евреев, а потому о нем не раз упоминается в Ветхом завете.

А в книге Иова рассказывается о праведнике по имени Иов. Он был «непорочен, справедлив, и богобоязнен и удалялся от зла». Бог благоволил Иову и тот имел много детей и многочисленные стада. Иов жил счастливо и славил Бога. Дьявол же считал, что Иов богобоязнен только потому, что Бог сохраняет его благополучие. И если лишить Иова того, что он имеет, он проклянет Бога. Тогда Бог позволил дьяволу испытать Иова. Иов лишился всего, что имел, а кроме того заболел проказой и покрылся язвами с головы до ног. Из самого счастливого человека, Иов стал самым несчастным. Увидев праведника в таком бедственном состоянии его друзья, «возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу».

А что же Иов? Иов ответил жене своей, которая предложила ему похулить Бога из-за свалившихся этих бед: «Неужели доброе мы будем принимать, от Бога, а злого не будем принимать»? Дьявол был посрамлен, а Иов за свое терпение щедро вознагражден Господом.

Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Источник

Посыпать голову пеплом – художественный образ или действительный ритуал?

Посыпать голову пеплом что этоПосыпать голову пеплом что этоПосыпать голову пеплом что этоПосыпать голову пеплом что этоПосыпать голову пеплом что этоПосыпать голову пеплом что это

Посыпать голову пеплом что это

В истории богоизбранного израильского народа было немало горьких страниц. Повествуя о них, Священное писание описывает траурные обряды, помогавшие иудеям пережить несчастья. Одним из таких ритуалов было посыпание головы пеплом и землёй. Так поступали поражённый проказой многострадальный Иов, обесчещенная дочь царя Давида Фамарь, узнавший о грядущем истреблении соплеменников израильтянин Мардохей и многие другие персонажи Священной истории. Был ли обычай посыпать голову пеплом действительной частью культуры, или это только художественный образ, лёгший в основу известного фразеологизма? Ответить на этот вопрос помогли археологические открытия.

Комментарий эксперта:

В девятнадцатом веке археологические изыскания носили стихийный характер, и важные научные открытия совершались при самых непредсказуемых обстоятельствах. В 1852 году французская аристократка леди Д’Орбини, путешествуя по Италии, по случаю приобрела некий древний папирус. Вернувшись на родину, она показала артефакт хранителю древностей в Лувре, виконту Де-Руже. Так в руки учёных попала египетская рукопись тринадцатого века до Рождества Христова с остросюжетной «Повестью о двух братьях». Герои этого произведения переживают череду злоключений, и в ответ на удары судьбы один из них возлагает себе на голову руку с земным прахом — то есть, посыпает голову пеплом!

В 1923 году французский египтолог Пьер Монте, исследуя развалины древнего финикийского города Библа на территории Ливана, обнаружил в одном из склепов базальтовую гробницу. Надпись на саркофаге, датированном тринадцатым веком до Рождения Спасителя, гласила, что захоронение принадлежало финикийскому царю Ахираму.

Комментарий эксперта:

Художественный рельеф на четырёх сторонах гробницы изображал сцены скорби по усопшему императору. Стремясь передать атмосферу траура, древний художник запечатлел нескольких плакальщиц с руками, воздетыми над головой и сложенными щепотью. Он явно подразумевал, что женщины посыпают себе голову земным прахом — точно так же, как это делал герой египетской «Повести о двух братьях», а также многие библейские персонажи.

Археологические находки показали, что неоднократно описанный в Библии траурный ритуал посыпания головы пеплом был известен в древности не только израильтянам, но и другим ближневосточным народам. Едва ли настолько широко мог быть распространён художественный образ, не имевший связи с реальностью. По всей видимости, люди в древности в буквальном смысле покрывали головы выжженной землёй, знаменуя таким образом тленность земной жизни и напоминая себе о ничтожности забот и страданий перед лицом вечности.

Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *