Посуда зик что это
«ЗИК» Конаковский фаянсовый завод- история возникновения!
Украинка с ковром.
Конаковский фаянсовый завод — одно из старейших предприятий фарфорово-фаянсовой промышленности, основанное в 1809 году Ф.-Х. Бриннером в селе Домкино Тверской губернии.
Сначала дела завода пошли в гору, он славился своей высококачественной продукцией. Вскоре его выкупил аптекарь А. Я. Ауэрбах (1796—1846). Фабрика стала получать заказы императорской фамилии. После смерти А. Я. Ауэрбаха, его наследники не смогли вести дела фирмы удачно. Они попытались модернизировать производство, вложили в это большие деньги и прогорели.
Клоун с собачкой.
Наливное яблочко.
Выкупил завод в 1870 году со всеми его долгами предприниматель и заводчик Матвей Кузнецов, который также занимался фарфоровым производством. Фамилия Кузнецова и название села — случайное совпадение. Оно было названо так еще до появления там фаянсового завода, по имевшимся там кузнечным мастерским. В 1889 году вошёл в «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова». Ассортимент стремительно расширялся, завод стал производить помимо фарфора еще фаянс и майолику. Продукция была самой разнообразной: от сантехники до сервизов. Кузнецовский фарфор стал знаком качества.
Котята.
Лиса и Петух.
После революции завод был национализирован. 8 сентября 1923 года заводу присваивается имя М.И. Калинина, а в 1929 году по просьбам трудящихся село Кузнецово переименовывают в Конаково. В настоящее время завод признан банкротом.
Сегодня завод заброшен. На базе художественной лаборатории завода работает компания «Конаковский Фаянс».
Производство и особенности конаковского фаянса
Конаковский фаянс — продукт российского производства, реализацией которого занимался Конаковский фаянсовый завод вплоть до 2011 года. Производство ориентировано на широкий круг потребителей, потому фаянсовые изделия отличались простотой и долговечностью. Большая часть посуды, поступившей на рынок с Конаковского завода, была еще и относительно дешевой. Белые тарелки, украшенные простым орнаментом голубого цвета, такие же чашки, блюдца и другие предметы повседневного обихода имелись в каждой семье.
Фарфоровая фигурка глухаря. Автор Кожин, Конаковский фаянс.
При изготовлении изделий из фаянса использовались как современные, так и старинные технологии. Благодаря этому мастерам удалось создать красивые статуэтки, чайные и столовые сервизы, отражающие всю самобытность национального искусства.
Историческая справка
Фаянс — пористая глина, покрытая небольшим слоем прозрачной глазури, отличающаяся наличием землистой и шероховатой поверхности на линии излома. Наименование «фаянс» пришло из итальянского языка и связывается с городом Фаэнца, жители которого славились мастерством в области производства изделий из глины. Но Италия все же не является родиной фаянса.
Технология изготовления посуды из глины была освоена еще жителями Древнего Египта. Изделия из фаянса той эпохи были изготовлены с добавлением в глину сплава меди. В итоге посуда и украшения приобретали зеленовато-голубой цвет, напоминавший нечто среднее между малахитом и бирюзой.
К сожалению, технология изготовления фаянса из глины с медью была утрачена. Секрет производства фаянса также был известен жителям Междуречья и Китая. Китайский фаянс отливал серо-голубым и серо-зеленым цветом. В X–XII веке посуду из фаянса стали производить и на Востоке.
Западной Европе секрет изготовления такой посуды стал известен несколько позже. Простонародье принимало пищу из глиняных либо деревянных тарелок, а знать использовала золото и серебро. Бесконечные войны, которые на протяжении всего своего правления вел французский король Людовик XIV, привели к опустошению казны. В итоге король заменил серебряные и золотые приборы на фаянсовые.
Вскоре подобная посуда появилась в домах многих аристократов, которым пришлось последовать примеру монарха. Прошло совсем немного времени и наличие приборов из фаянса на столе стало считаться проявлением хорошего вкуса. Центрами производства фаянса и фарфора стали города Невер и Руан. Французские мастера владели техникой изготовления красного, синего и желтого фаянса.
Статуэтка «Лиса и Петух». Фаянс, подглазурная роспись. Конаковский фаянсовый завод. СССР, 1959 год
Производство фаянса в Российской империи
Русские мастера овладели тайнами производства фаянса лишь в начале XVIII века. В 1724 году в России возникла первая фабрика по производству изделий из фаянса и фарфора, известная как фабрика Гребенщикова.
Следует отметить, что изначально в России производили все же не фаянсовую посуду, а посуду из майолики, являвшейся всего лишь отходами фаянсового производства. Первые фарфоровые заводы и фабрики по изготовлению фаянсовых изделий и посуды из фарфора в больших масштабах возникли лишь спустя столетие. В 1833 году фабрикой «Гарднер» впервые были произведены столовые приборы исключительно из фаянса. Спустя 10 лет мастера освоили технологию «опак», позволившую создавать посуду белого цвета. Центрами производства становятся Петербург и Гжель. Крупнейшими предприятиями по производству фарфора и фаянса стали Киево-Межигорский завод и завод Ауэрбаха, ныне Конаковский.
Сам Конаковский завод был основан несколько ранее. В 1809 году Фридрих Бринер, выходец из Богемии Кобоцки и немец саксонского происхождения Рейнер открыли предприятие по производству фарфора и фаянса в Тверской области. Были они работниками фабрики Гарднера, считались мастерами в своем деле, и вскоре производство стало приносить прибыль.
Несмотря на это, всего спустя год фабрика была продана А. Я. Ауэрбаху, который и считается первым из ее владельцев. Занимавшему видное положение в обществе Ауэрабаху ничего не стоило получить для своей фабрики государственные заказы. Благодаря этому, спустя всего несколько лет производство удостаивается высших государственных знаков отличия.
В 1829 году проходит первая в истории России мануфактурная выставка, на которой завод Ауэрбаха получает серебряную медаль качества. Спустя два года завод удостаивается золотой медали, что позволяет получить разрешение на украшение изделий гербом Российской империи — двуглавым орлом.
В конце 40-х годов XIX века завод Ауэрбаха налаживает контакты с производителями за рубежом. В 1870 году производство переходит Матвею Сидоровичу Кузнецову, на тот момент уже имевшему несколько фабрик по производству фаянса. Кузнецов полностью переоборудовал завод, ввел новые технологии и материалы, отстроил корпуса. В 1889 году было образовано «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова».
Конаковский завод в советскую эпоху
После революции завод стал народным достоянием, но работу не прекратил. В 1923 году завод Кузнецова переименовывается в завод имени М. И. Калинина. В 1929 году деревня Кузнецово также переименовывается, получив новое название — Конаково. В это же время здесь прекращают выпуск фарфора, направив все усилия на освоение новой техники производства изделий из фаянса и майолики.
В начале 30-х годов на территории завода возникла целая художественная лаборатория, сотрудники которой работали над расширением и трансформированием старого ассортимента под нужды нового советского общества. Появляются замечательные по красоте фруктовницы, салатницы, анималистические скульптуры, различные декоративные блюда.
В 1937 году Конаковский завод принимает участие в международной выставке в Париже, где удостаивается Гран-При. Не обходят вниманием и работающих над производством художников И. С. Ефимова, И. Г. Фрих-Хар, П. М. Кожина и С. Д. Лебедеву.
Все они получают золотые и серебряные медали. Именно в это время на всю посуду, произведенную в Конаково, ставится клеймо ЗиК, выполненное в виде елочки. Также на посуде иногда ставилось клеймо в виде еловой ветви.
Умельцы Конаковского завода принесли советской промышленности немало наград, сам завод прославился за пределами СССР. Многие иностранцы стремились увезти из России сувениры, изготовленные именно на Конаковском заводе.
Фаянсовая Статуэтка «Рыбачок». Конакововский фаянс.
Великая Отечественная война внесла коррективы в производство. Заработать на всю мощность Конаковскому заводу удалось лишь спустя несколько лет после ее окончания. В 50-х годах на заводе освоили производство нескольких видов ваз, столовых и кофейных сервизов, приборов для воды, молока, конфет, появились несколько новых скульптурных форм. Растет ассортимент сувенирных изделий.
Руководство завода сотрудничает с такими художниками и керамистами, как Т. З. Подрябинников, Г. Я. Альтерман, В. Г. Филянская, А. И. Хихеева, И. Васильев и М. Холодная.
Начиная с 60-х годов, уделяется внимание не только качеству продукции, но и ее художественной ценности. К началу перестройки мощность завода достигает 100 миллионов единиц продукции в год. Количество задействованных рабочих превышало 5000 человек.
Переход к рыночным отношениям привел к упадку производства и увольнению работников. Банкротство предприятия произошло в 2006 году. Сегодня Конаковского производства как такового не существует. Сохранившиеся технологии и средства производства принадлежат компании «Конаковский фаянс», возникшей на базе художественной лаборатории завода.
Большая часть произведенных на Конаковском заводе изделий предназначена для удовлетворения нужд потребителей, но имелись и исключения. Так, к годовщине войны 1812 года Конаковский завод выпустил множество тарелок, сервизов, блюд и чашек с изображениями известных сражений и полководцев указанного периода. В дальнейшем подобное производство было продолжено. Новые оригинальные изделия появлялись практически к каждой годовщине Великой Отечественной войны и иных государственных праздников.
ЗИК фаянс Конаково – конаковский фаянсовый завод – фото клейм, каталог статуэток, марки и подписи скульпторов и художников.
Всем нам с детства известно клеймо в виде елочки (елочка, ветка елки) – клеймо Конаково. В 1918 году Тверская фабрика “Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова”, находившаяся в селе Кузнецово, была национализирована.
статуэтка «Котята» Конаково, каталог клейм, конаковский фаянсовый завод
Масленка (шкатулка, сахарница) «Капуста», фаянс
Ассортимент и облик продукции предприятия Конаково в 1920-х годах оставались кузнецовскими. Продолжают выпускаться масленки “капуста” и “орехи”, салатники, корзинки и т.п. В 1929 году принимается решение прекратить изготовление фарфора и полуфаянса и сосредоточить усилия на выпуске изделий из фаянса и майолики.
Фарфор Кузнецова – клейма фарфоровых заводов Кузнецова. Масленки
Во второй половине 20-х годов на заводе Конаковоском намечаются изменения, связанные с появлением художников И.Г. Фрих-Хара, И.С. Ефимова (выполнял в материале на фабрике свои произведения). Однако работы этих замечательных мастеров в деятельности предприятия оставались единичными образцами и практически не меняли ассортимент. В 1930 году на завод приходит выпускница Вхутеина С.Прессман. За три года работы она выполняет ряд запоминающихся работ советской тематики: скульптура “Первое радио” и “Ликбез”, декоративное блюдо “Пляска”.
В 1934 году на Конаковском заводе организуется художественная лаборатория во главе с И.Г Фрих-Харом. В работе лаборатории участвуют сложившиеся художники: В.А. Фаворский (выполняет несколько рисунков для декоративных тарелок и мисок), анималист И.С. Ефимов (исполняет несколько больших декоративных блюд), С.Д. Лебедева (делает фруктовницы, а так же чайный прибор для Средней Азии), И.М. Чайков (создает несколько кувшинов), М.П. Холодная (создает большое количество образцов фаянсовой и майоликовой посуды) и другие известные мастера.
Из скульптурных произведений выделяют работы И.Г Фрих-Хара, И.М. Чайкова, М.П. Холодной, П.М. Кожина (создает на Конаковском заводе анималистическую скульптуру для массового производства “Тетерв”, “Ласка” и др.).
Конаковский фаянсовый завод на всемирной выставке в Париже в 1937 году завоевывает высшую награду – Гран При, а художники И.С. Ефимов, И.Г. Фрих-Хар, П.М. Кожин получают за скульптурные работы золотые медали, а С.Д. Лебедева – серебряную медаль за чайный набор.
Оценка стоимости – фаянсовое блюдо, фарфоровая тарелка, сервиз, посуда Кузнецова.
После окончания Великой Отечественной войны фарфорово-фаянсовому заводу Конаково для восстановления производства и создания ассортимента массовых изделий понадобилось несколько лет. В первые послевоенные годы выпускается посуда, декорированная только надглазурным способом, художники выполняют образцы для трафарета, аэрографа и печати. В ассортименте вновь присутствуют кузнецовские изделия.
Главными художниками Конаково в первое послевоенное время становятся: известный керамист Т.З. Подрябинников, а с 1947 по 1949 годы – Г.Я. Альтерман, получивший художественное образование в Париже и Берлине, он проработал до 1958 года, создавал формы и декор посуды. Его чайный сервиз “Шиповник” получил на Брюссельской выставке 1957 года серебряную медаль.
В Конаково работают художники: В.Г.Филянская (выполняет большое кол-во изделий для массового производства, столовые и кофейные, чайные сервизы, декоративные блюда, вазы, сувенирные изделия), А.И, Хихеева, И. Васильев, М. Холодная, – пришедшие на производство еще до войны.
В 1950-х годах завод освоил широкий ассортимент массовой продукции: вазы различной формы и декора, несколько столовых и кофейных сервизов, приборы для воды и молока, конфетницы, скульптуру.
Дорогие читатели моего блога, есть задумка пополнить статью фотографиями вышеперечисленных предметов. Если вам не жалко времени и тиражирования своих из частных коллекций, то с большим удовольствием выложу фото. Требования к фотографиям скульптур и сервизов и блюд: желательно на белом фоне, не с мобильного телефона, фото дна не обязательно.
Все фото клейм кликабельны – нажмите на фото клейма для увеличения.
Государственная ТВЕРСКАЯ. ФАБРИКА 1918-1919
Тверская Госфабрика в Кузнецове Тверск г.1920-1927
Конаковский фаянсовый завод им. М.И.Калинина
Конаковский фаянсовый завод им. М.И. Калинина (бывший Тверской завод Ауэрбаха) – один из наиболее крупных и широко известных керамических предприятий в СССР. Его продукция – это разнообразная посуда и скульптура, которая завоёвывала призы и награды на международных выставках, была популярна и любима гражданами страны.
История завода
Конаковский фаянсовый завод был основан в 1809 г. Ф.-Х. Бриннером в поселке Кузнецово (Тверская область). Затем, через некоторое время завод купил аптекарь А. Я. Ауэрбах. Весь начальный период фабрика успешно работала, выпуская изделия высокого качества. Но после смерти Ауэрбаха в 1846 г., новые владельцы завода, получившие его по наследству, не смогли успешно им управлять, хотя активно инвестировали в модернизацию производственной части.
В 1870 г. предприниматель Матвей Кузнецов выкупил завод, а в 1889 г. завод вошёл в «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова», после чего завод стал процветать, расширил линейку выпускаемых товаров – от сантехники до сервизов, стал производить фарфор, фаянс и майолику. Продукция славилась высоким качеством.
После революции завод был национализирован. В 1923 г. заводу присвоено имя М.И. Калинина, а в 1929 г. село Кузнецово было переименовано в Конаково.
Период СССР
В советский период завод прожил интересную и славную жизнь, воплотив в своей продукции типичные для того или иного времени художественные течения. Долгое время завод был ведущим предприятием, а его посуда и скульптура занимали почетное место среди советских художественных изделий.
В 20-30-е годы Тверской фаянсовый завод выпускал простейшие изделия посуды, в основном тарелки для общественного питания и быта с цветной и золотой отводкой. Выражение «на тарелочке с голубой каемочкой» относится именно к этим фаянсовым тарелкам.
Конаковский фаянсовый завод всегда имел свой особенный почерк. Особенно больших достижений он добился в конце 1950-х и в 1960-1970-е годы, когда его фаянс, полный неповторимого национального своеобразия, стал носителем оптимистического, радостного мироощущения, свойственного всему советскому декоративно-прикладному искуссвту.
Современное состояние
В настоящее время завод признан банкротом и приостановил свою деятельность. На базе худ. Лаборатории работает компания «Конаковский фаянс».
Художники завода
Клейма по годам
Клеймо «РСФСР ГОС. ТВЕРСКАЯ ФАБ.»
После национализации фабрика была переименована в Государственную Тверскую Фабрику.
1. 2. 3.
4. 5.
1. Клеймо «Тверская Госфабрика в Кузнецове Тверск.г.»
2. Клеймо «ТФ» + серп и молот
3. Клеймо «Тверская Фабр. им. М.Н. Калинина ФАРФОРТРЕСТ»
4. Клеймо «Ф.Ф.Ц.Т. КУЗНЕЦОВО-ТВЕР.Г. Ф.ИМ. КАЛИНИНА»
5. Клеймо «Ф. ИМ. КАЛИНИНА КУЗНЕЦОВО ТВЕР.Г.»
1. 2. 3.
1. Клеймо «НКМП РСФСР ИМ М.И.КАЛИНИНА В КОНАКОВЕ»
2. Н.К.П.П. РТФ Ф-КА ИМ М.И. КАЛИНИНА
3. ТВЕРСКАЯ ФАБР. ИМ. М.И. КАЛИНИНА Ц.Ф.Т.Ф.
Клеймо «ГЛАВ ФАРФОР ФАЯНС НКМП РСФСР Ф-КА ИМ. КАЛИНИНА КОНАКОВО»
История Конаковского фаянсового завода им. Кирова
— 1809-1870гг: основание завода и его первые владельцы;
-1870-1918гг; новый владелец и новые достижения;
Приобретя предприятие Ауэрбаха, Кузнецов присоедини его к своим предприятиям. Будучи наиболее мощным изготовителем отечественного фарфора и фаянса, фабрика представляет свои работы на многие международные выставки, удостаиваясь высоких наград, в том числе права употребления государственного герба Вот некоторые примеры: на Всемирной выставке в Париже 1889г.- Большой золотой медали, на Всемирной выставке в Чикаго в 1893г. бронзовой медали, в 1900г. высшей награды на выставке в Париже, а сам Кузнецов- орден Почётного легиона от французского правительства. В чём же популярность фабрики? Она производит не только посуду, но и всевозможные жанровые статуэтки на сюжеты картин русских художников: «Отставной солдат», «Дед с внуком», «Прачка» ит.д. Многие экспонируются в музеях России.
— 1918-1945гг; национализация и обновление ассортимента;
После революции в числе других предприятий была национализирована и Кузнецовская фабрика, положение которой к этому времени было катастрофическим: ощущался острый недостаток сырья, красителей, топлива; из-за невозможности пользоваться железнодорожным и водным транспортом склады были затоварены не вывезенной готовой продукцией; рабочим не выдавали зарплату.
После окончания гражданской войны и интервенции в стране началось восстановление народного хозяйства. Оживилась работа и на керамических предприятиях. В первые годы художники должны были прейти к созданию новых рисунков на фаянсе и фарфоре. Отойти от старых форм и мещанских рисунков. Так появилась новая форма декора на посуде – агитфаянс. В 1924 году фабрике было присвоено имя М.И.Калинина. С 1929 года фабрика специализируется исключительно на выпуске фаянсовых и майоликовых изделий.
— 1945-наши дни : восстановление и дальнейшее развитие;
За успешное выполнение восьмой пятилетки завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени. Завод успешно торговал со многими странами: Германией, Швецией, Италией, Францией, Финляндией, Иорданией, Ливаном, Саудовской Аравией, Испанией, Грецией.
Клейма завода по годам.
По материалам, взятым с просторов интернета.