Посуда братина что это

Посуда братина что это

С древнейших времен в России существовал обычай провозглашения за пиршественным столом «заздравной чаши». В глубокой древности в XI столетии в монастырях после трапезы пили три чаши: во славу Бога, в четь Богородицы, за здоровье князя. Этот обычай существовал также при великокняжеском, а позднее при царском дворе, нося название «чин чаши».

Оружейная палата обладает великолепным собранием самых различных по материалу, технике исполнения и размерам братин XVII века, изготовленных в мастерских Московского Кремля.

Одной из красивейших считается братина, поднесенная в 1618 году женой думного дьяка Петра Третьякова царю Михаилу Федоровичу с просьбой помиловать ее мужа, обвиненного в измене. По венцу братины выгравировано изречение о верной любви: «Истинная любовь уподобится сосуду злату, ему же разбития не бывает ниоткуда, аще и мало погнется, то по разуму скоро исправится».

Художественный интерес представляет братина посольского дьяка Ивана Тарасовича Грамотина, человека очень известного в XVII веке. Он успешно служил Лжедмитрию, польскому королю, потом Михаилу Федоровичу. Возглавлял Посольский приказ.

Из женских братин особенно выделяется необычайно изящная маленькая золотая братинка, принадлежавшая второй жене царя Михаила Федоровича, царице Евдокии Лукьяновне. По венцу братинки выведена черной вязью надпись о ее принадлежности.

Изяществом эмалевого узора отличается костяная братина, выполненная в 1662 году мастерами Серебряной палаты братьями Василием и Федором Ивановым.

Источник

Значение слова «братина»

Посуда братина что это

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Братина имела вид горшка с конусообразной крышкой, подавалась как правило на подносах (поддонах). Была медной или деревянной в народном быту, золотой или серебряной с чеканными узорами на богатых пирах. Объём, большей частью, величиной с полувёдерную ендову. Братины имели разную величину, но в среднем малые братины вмещают в себя приблизительно 11/2 кружки.

Маленькие братины назывались «братинками» и употреблялись даже прямо для питья из них, тогда как из больших пили, черпая ковшами, черпальцами и др. Иногда братины были золотые или серебряные, украшались драгоценными камнями (а также простыми узорами или травами) и употреблялись для даров, как весьма ценные подарки. Так, поднесенная окольничим Степаном Простеевым королю польскому, по случаю его бракосочетания, в 1637 году, братина была золотая с кровлею, с яхонтами, лалами и изумрудами с жемчугом — в 2000 рублей.

БРА’ТИ’НА, ы, ж. (истор.). Род ковша, употреблявшегося в допетровское время на пирах для вина.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

бра́тина

1. старин. истор. деревянный резной ковш с одной или двумя ручками по бокам, который пускается по кругу при братчине, и все, находящиеся в круге-братстве, причащаются к напитку, налитому в него ◆ Юнец и бывалый варяг бородатый // из братины поровну пьют. Дмитрий Гаврилов, «Варяжская (Северный гимн)»

Делаем Карту слов лучше вместе

Посуда братина что этоПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова испарина (существительное):

Источник

Братины

С древнейших времен в России существовал обычай провозглашения за пиршественным столом «заздравной чаши». В глубокой древности в XI столетии в монастырях после трапезы пили три чаши: во славу Бога, в четь Богородицы, за здоровье князя. Этот обычай существовал также при великокняжеском, а позднее при царском дворе, нося название «чин чаши».

Посуда братина что это

Оружейная палата обладает Великолепное собрание самых различных по материалу, технике исполнения и размерам братин XVII века, изготовленных в мастерских Московского Кремля, находится в Оружейной палате.

Посуда братина что это

Одной из красивейших считается братина, поднесенная в 1618 году женой думного дьяка Петра Третьякова царю Михаилу Федоровичу с просьбой помиловать ее мужа, обвиненного в измене. По венцу братины выгравировано изречение о верной любви: «Истинная любовь уподобится сосуду злату, ему же разбития не бывает ниоткуда, аще и мало погнется, то по разуму скоро исправится».

Посуда братина что это

Посуда братина что это

Художественный интерес представляет братина посольского дьяка Ивана Тарасовича Грамотина, человека очень известного в XVII веке. Он успешно служил Лжедмитрию, польскому королю, потом Михаилу Федоровичу. Возглавлял Посольский приказ.

Посуда братина что это

Из женских братин особенно выделяется необычайно изящная маленькая золотая братинка, принадлежавшая второй жене царя Михаила Федоровича, царице Евдокии Лукьяновне. По венцу братинки выведена черной вязью надпись о ее принадлежности.

Посуда братина что это

Посуда братина что это

Изяществом эмалевого узора отличается костяная братина, выполненная в 1662 году мастерами Серебряной палаты братьями Василием и Федором Ивановым.

Посуда братина что это

Маленькие братины назывались «братинками» и употреблялись прямо для питья из них, тогда как из больших пили, черпая ковшами, черпальцами и др. Иногда братины были золотые или серебряные, украшались драгоценными камнями (а также простыми узорами или травами) и употреблялись для даров, как весьма ценные подарки
Объём братины, большей частью, величиной с полувёдерную ендову. Братинки имели разную величину, но в среднем малые братины вмещают в себя приблизительно 1 1/2 кружки.

Посуда братина что это

Посуда братина что это

Чаша государева заздравная – речь, провозглашавшаяся при поднятии чаши, братины за здравие государя: князя или царя. Обряд заздравной чаши восходит, вероятно, к языческим временам.
Заздравную чашу надо было непременно допивать до конца, ибо, по поверью, кто не допивает, тот зла желает. В знак того, что в братине не осталось ни капли, пьющие опрокидывали ее себе на голову. (Снегирев И. Заздравные чаши. С. 202).
Обычай испивать заздравные чаши государевы был повсеместным на Руси.
В «Чиновнике Московского Успенского собора XVII в.» указывается: «. царьская чаша говорится на всех пирех и именинах после праздничной (т. е. после чаши в честь отмечаемого церковного праздника.) или пред господиновою». Непременной была чаша государева заздравная в дни царских именин, по случаю которых воеводы, митрополиты, монастырские власти устраивали «столы».
При царском дворе придавали большое значение этому ритуалу как выражению преданности и благоговения к самодержцу. Нарушение его считалось великим преступлением, почти наравне с оскорблением царского величия.

Источник

Антикварные чаши «Братины «.

Материалы для изготовления братины использовались самые разнообразные: дерево (чаще липа), глина, металл (золото, серебро) и даже кость.

Рассматривая этот сосуд, можно только подивиться искусству русских мастеров. Простые (деревянные) братины расписывались диковинными узорами. Дорогие сосуды украшали драгоценными камнями, гравировкой, цветной эмалью, растительным орнаментом в виде трав и цветов. Братины могли быть как гладкими, так и с различными выпуклостями, называемыми «яблоками» и «ложками».

Работая над орнаментом серебряной братины, мастера использовали технику канифарения, когда фон покрывался мельчайшими углублениями, придающими изделию матовый вид.

Серебряные и золотые братины считались ценными подарками. Не стыдно было преподнести такой сосуд и государю. Например, в 1618 году жена думного дьяка подарила царю Михаилу Федоровичу красивейшую братину. Узор из переплетающихся стеблей и листьев украшал матовый фон сосуда. Сложной вязью было написано на венце следующее: «Истинная любовь уподобится сосуду злату, ему же разбития не бывает ниоткуда, аще и мало погнется, то по разуму скоро исправится». Этим подарком женщина надеялась вымолить прощение своему мужу, обвиненному в измене.

Откуда пришла братина? Происхождение сосуда связано языческим обрядом братчины (совместный пир членов общины, устраиваемый вскладчину). Такая традиция существовала еще в домонгольские времена. С принятием христианства ритуалы этого обряда изменились, но братина осталась непременным его атрибутом. В церковные праздники после богослужения устраивалась трапеза, на которой братину с пивом пускали вкруговую.

Есть также предположение, что слово «братина» появилось во времена братских застолий, когда на пир собирались преимущественно кровные родственники. А уже после на такое застолье стали приглашаться гости не из семейного круга, тогда и появилась традиция устраивать трапезу вскладчину.

Наливали в этот сосуд в зависимости от обряда общинный квас, сурыню на молоке и травах, сурью на меду, пиво или вино. Важной особенностью братины являлось то, что она могла долго сохранять температуру напитка. Из больших сосудов зачерпывали содержимое ковшами, из маленьких пили так и называли их братинками. Угощали из них чаще женщин. Самую маленькую братинку ( 15 грамм) можно увидеть в Оружейной палате.

Своеобразная форма братины-ковша наподобие водоплавающей птицы уходит корнями в древний культ утки-Макоши, получивший развитие еще в мезолите. Макоша в язычестве была очень почитаемой богиней и изображалась в виде утки или женщины. Культ ушел в прошлое, а традиция в искусстве осталась. Так, братина с малыми ковшами по бокам подразумевает птицу, сидящую на яйцах.

Образ же коня, также используемый мастерами, связан с древними поверьями. Люди обожествляли это животное, считая, что оно несет им благосостояние.

Традиции духовного братства. В книге В. Броневского «История Донскаго Войска» можно найти описание интересного обряда, проведенного духовенством. Автор рассказывает, что в день Николая Чудотворца во время молебна на столе стояли четыре свечи, над которыми качали большую чашу с вином. После чего поп и другие участники обряда пили из нее по очереди.

Действительно, существовали определенные обрядовые правила пользования братиной. Открывающий пир пускал братину по кругу по часовой стрелке (по ходу Солнца). Пригубивший братину обязательно должен был молвить слово, исходящее от сердца. Первую братину поднимали, славя Бога, вторую – Богородицу, а третью – за царя. Передавали с небольшим поклоном, держа сосуд за обе ручки. Получивший братину от сородича тоже кланялся, а перед тем как пригубить выплескивал немного содержимого на землю, тем самым закрепляя связь между Землей и Небом.

Обряды, связанные с братиной, несли глубокий духовный смысл. В те времена люди из разных сел и городов собирались на совместные пиры, игрища, считая себя братьями из большой общей русской семьи. Мудрость была в этих традициях, которые помогали людям жить в единстве. После проведения игрищ, например, закрепился обычай пускать братину по кругу, показывая, что и победители и побежденные – все равны. И в дальнейшем на пирах князей вне зависимости от чина все пили из одной чаши. Суть этого обряда не в хмеле, а в силе единства. Поэтому никого не заставляли пить до дна (исключение заздравная за царя), можно было просто пригубить, но круг не должен был размыкаться.

Устойчивость и прочность братины была своеобразным символом крепости дружеских отношений. Обряд круговой чаши убеждал в добрых намерениях и считался знаком доверия. На таком пиру забывались обиды, ведь вместе с братиной, как утверждали наши предки, передается другому часть Сердца.

Источник

Посуда братина что это

Другой вид этих сосудов сродни ковшу. Делались они в форме ладьи с головой коня, реже водоплавающей птицы.

Материалы для изготовления братины использовались самые разнообразные: дерево (чаще липа), глина, металл (золото, серебро) и даже кость.

Рассматривая этот сосуд, можно только подивиться искусству русских мастеров. Простые (деревянные) братины расписывались диковинными узорами. Дорогие сосуды украшали драгоценными камнями, гравировкой, цветной эмалью, растительным орнаментом в виде трав и цветов. Братины могли быть как гладкими, так и с различными выпуклостями, называемыми «яблоками» и «ложками».

Происхождение сосуда связано языческим обрядом братчины (совместный пир членов общины, устраиваемый вскладчину). Такая традиция существовала еще в домонгольские времена. С принятием христианства ритуалы этого обряда изменились, но братина осталась непременным его атрибутом. В церковные праздники после богослужения устраивалась трапеза, на которой братину с пивом пускали вкруговую.

Есть также предположение, что слово «братина» появилось во времена братских застолий, когда на пир собирались преимущественно кровные родственники. А уже после на такое застолье стали приглашаться гости не из семейного круга, тогда и появилась традиция устраивать трапезу вскладчину.

Наливали в этот сосуд в зависимости от обряда общинный квас, сурыню на молоке и травах, сурью на меду, пиво или вино. Важной особенностью братины являлось то, что она могла долго сохранять температуру напитка. Из больших сосудов зачерпывали содержимое ковшами, из маленьких пили так и называли их братинками. Угощали из них чаще женщин. Самую маленькую братинку ( 15 грамм) можно увидеть в Оружейной палате.

Своеобразная форма братины-ковша наподобие водоплавающей птицы уходит корнями в древний культ утки-Макоши, получивший развитие еще в мезолите. Макоша в язычестве была очень почитаемой богиней и изображалась в виде утки или женщины. Культ ушел в прошлое, а традиция в искусстве осталась. Так, братина с малыми ковшами по бокам подразумевает птицу, сидящую на яйцах.

Обряды, связанные с братиной, несли глубокий духовный смысл. В те времена люди из разных сел и городов собирались на совместные пиры, игрища, считая себя братьями из большой общей русской семьи. Мудрость была в этих традициях, которые помогали людям жить в единстве. После проведения игрищ, например, закрепился обычай пускать братину по кругу, показывая, что и победители и побежденные – все равны. И в дальнейшем на пирах князей вне зависимости от чина все пили из одной чаши. Суть этого обряда в силе единства. Никого не заставляли пить до дна (исключение заздравная за царя), можно было просто пригубить, но круг не должен был размыкаться.

Устойчивость и прочность братины была своеобразным символом крепости дружеских отношений. Обряд круговой чаши убеждал в добрых намерениях и считался знаком доверия. На таком пиру забывались обиды, ведь вместе с братиной, как утверждали наши предки, передается другому часть Сердца. ©

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *