Поступление в гитис на актерский что нужно для поступления
Информация для поступающих
Порядок экзамена по сольному пению в мастерскую Белова Д.В.
Звукорежиссура, заочное отделение. Список на собеседование 13.07.2021
Мастерская звукорежиссуры, заочное отделение, порядок экзамена 12.07
Порядок экзамена по сольному пению в мастерскую Панджавидзе М.А. 12.07.2021
Мастерская Г.Г. Исаакяна. Результаты экзамена по режиссуре 10.07.2021
Звукорежиссура. Результаты экзамена по специальности (очное отделение) 10.07.2021
Мастерская Г.Г. Исаакяна. Результаты экзамена по сольному пению 10.07.2021
Мастерская Д.В. Белова, результаты экзамена по сольному пению
Мастерская Г.Г. Исаакяна. Результаты экзамена по мастерству артиста 11.07.2021
Мастерская Д.В. Белова. Результаты экзамена по режиссуре 11.07.2021
Артисты музыкального театра, заочное отделение, результаты экзамена по русскому языку 11.07.2021
Звукорежиссура, очное отделение, результаты экзамена по русскому языку 11.07.2021
Режиссура музыкального театра, заочное отделение, результаты экзамена по русскому языку 11.07.2021
Режиссура музыкального театра, очное отделение, результаты экзамена по русскому языку 11.07.2021
Звукорежиссура. Результаты собеседования (очное отделение) 11.07.2021
Артист музыкального театра, результаты экзамена по русскому языку 12.07.21 (по заявлению)
Мастерская Г.Г. Исаакяна, результаты экзамена по русскому языку 12.07.2021
Мастерская М.А. Панджавидзе (режиссура), результаты экзамена по русскому языку 12.07.21 (по заявлению)
Мастерская Д.В. Белова, результаты экзамена по русскому языку 12.07.21
Мастерская Д.В. Белова, результаты экзамена мастерство артиста 12.07.2021
Мастерская Г.Г. Исаакяна, результаты экзамена мастерство артиста и режиссура 12.07.2021
Мастерская М.А. Панджавидзе, результаты экзамена по сольному пению 12.07.2021
Мастерская М.А. Панджавидзе, результаты письменного экзамена по режиссуре 12.07.2021
Звукорежиссура. Результаты экзамена по специальности (заочное отделение) 12.07.2021
Мастерская М.А. Панджавидзе, результаты экзамена Мастерство артиста 13.07.2021
Звукорежиссура. Результаты собеседования (заочное отделение) 13.07.2021
Мастерская Георгия Исаакяна. Результаты собеседования 13.07.2021 (актёрская группа)
Мастерская Георгия Исаакяна. Результаты собеседования 13.07.2021 (режиссёрская группа)
Мастерская Дмитрия Белова. Результаты экзамена Режиссура и мастерство артиста 13.07.2021
Мастерская Михаила Панджавидзе. Результаты экзамена Режиссура и мастерство артиста 14.07.2021
Мастерская Дмитрия Белова (актёрская группа). Результаты собеседования 14.07.2021
Мастерская Дмитрия Белова (режиссёрская группа). Результаты собеседования 14.07.2021
Мастерская Дмитрия Белова. Результаты экзамена по русскому языку 15.07.2021
Мастерская Михаила Панджавидзе (режиссёрская группа) (по заявлению) 15.07.2021
Звукорежиссура (очное отделение). Результаты экзамена 15.07.2021
Мастерская Михаила Панджавидзе (актёрская группа). Результаты собеседования 15.07.2021
Мастерская Михаила Панджавидзе (режиссёрская группа). Результаты собеседования 15.07.2021
Мастерская Михаила Панджавидзе (режиссёрская группа). Результаты экзамена по литературе 16.07.2021
Мастерская Георгия Исаакяна (режиссёрская группа). Результаты экзамена по литературе 16.07.2021
Звукорежиссура. Очное отделение. Результаты экзамена по литературе 16.07.2021
Звукорежиссура. Заочное отделение. Результаты экзамена по литературе 16.07.2021
Мастерская Дмитрия Белова (актёрская и режиссёрская группы). Результаты экзамена по литературе 16.07.2021
Мастерская Георгия Исаакяна (актёрская группа). Результаты экзамена по литературе 16.07.2021
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ
специальность «Актёрское искусство»
квалификация «Артист музыкального театра»
Минимальное количество баллов для общеобразовательного и дополнительного вступительного испытания по специальности «Артист музыкального театра»
Вступительные испытания по предмету | ||
Русский язык | Литература | |
54 | 43 | 45 |
По русскому языку и литературе поступающий предъявляет результаты ЕГЭ (2017, 2018, 2019, 2020 и 2021 гг.)
Для лиц со средним профессиональным и высшим образованием предусмотрена возможность сдачи общеобразовательных испытаний в вузе.
ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ:
1. Мастерство артиста. На вступительном испытании по мастерству артиста поступающий должен исполнить несколько произведений разных жанров – стихотворение, басню, отрывок из прозаического произведения. Помимо этого в программные требования входит импровизационное исполнение сценических этюдов по заданию экзаменационной комиссии. Испытание по мастерству артиста ставит своей целью выявление актерского дарования. На вступительном испытании проверяются восприятие и эмоциональная возбудимость, заразительность, художественная интуиция, наблюдательность, вкус, чувство юмора, ощущение стиля, понимание смысла произведения и своеобразие видения окружающей действительности.
2. Сольное пение. На вступительном испытании по сольному пению поступающий должен исполнить несколько музыкальных произведений разных жанров: арию из оперы, оперетты или мюзикла, романс, народную песню. На экзамене проверяются музыкальный слух, музыкальная грамотность и голосовые данные поступающего.
ПОСТУПАЮЩИЕ В МАСТЕРСКУЮ ДМИТРИЯ БЕЛОВА НА АРТИСТОВ МЮЗИКЛА ДОЛЖНЫ ПОДГОТОВИТЬ: два произведения из мюзиклов (на русском языке), романс и народную песню.
3. Собеседование. На собеседовании проверяется способность к образному мышлению, интеллектуальное развитие поступающих, их культурный уровень, эстетические взгляды, эрудиция, общественные интересы. Поступающий должен быть знаком с историей музыкального театра, с крупнейшими произведениями русской, советской и зарубежной музыки. На собеседовании поступающие должны обнаружить знакомство с основными этапами развития и крупнейшими произведениями русского, советского и зарубежного искусства и литературы. Обязательным для подготовки к собеседованию является знание литературы, указанной в списке для поступающих.
Список литературы:
1. Станиславский К.С. «Работа актера над собой в творческом процессе переживания». – М., 1998
2. Станиславский К.С. и Немирович-Данченко В.И. «Об искусстве актера-певца». – М. Искусство., 1973
3. Кнебель М.О. «Поэзия педагогики. О действенном анализе пьесы и роли». – М. ГИТИС., 2005
4. Покровский Б.А. «Что, для чего и как?» – М., 2003
5. Гончаров А.А. «Мои театральные пристрастия» – М. Искусство., 1997
6. Чехов М. «Уроки профессионального актера». – М., 2011
Дополнительная литература.
1. Кнебель М.О. «Слово в творчестве актера». – М. ГИТИС., 2009
2. «Создание актерского образа». Учебное пособие. – М. ГИТИС., 2008
3. Фильштинский В.М. «Открытая педагогика». – СПб. «Балтийские сезоны»., 2006
4. Ливнев Д.Г. «Сценическое перевоплощение». – М., 2012
5. Немировский А.Б. «Пластическая выразительность актера». – М., 2010
6. Зверева Н.А., Ливнев Д.Г. «Словарь театральных терминов». – М. ГИТИС., 2007
7. Гиппиус С.В. «Актерский тренинг». – СПб. «Прайм-евро-знак»., 2008
8. Гротовский Е. «От бедного театра к искусству проводнику». – М. Артист. Режиссер. Театр., 2003
9. Покровский Б. А. «Сотворение оперного спектакля». – М., 1985
10. Покровский Б. А. «Ступени профессии». – М., 1984
11. «Колокол мастера: О Борисе Александровиче Покровском». – М. ГИТИС., 2011
12. Буткевич М.М. «К игровому театру». – М. ГИТИС., 2002
13. Голубовский Б.Г. «Наблюдения. Этюд. Образ» М., ГИТИС, 2001
14. Буров А.Г. «Труд актера и педагога». – М., 2007
15. Акулов Е.А. «Оперная музыка и сценическое действие». – М. ВТО., 1978
16. Шаляпин Ф.И. «Маска и душа». Предисловие Б.А. Покровского. – М. ВАГРИУС., 1997
17. Вишневская Г.П. «Галина». – М., 1991
18. Бармак А.А. «Художественная атмосфера. Этюды». – М., 2004
19. Бармак А.А. «Достоевский TODAY». – М., 2009
20. Фельзенштейн В. «О музыкальном театре». – М. Радуга., 1984
специальность «Режиссура театра»
квалификация «Режиссёр музыкального театра»
Минимальное количество баллов для общеобразовательного и дополнительного вступительного испытания по специальности «Режиссёр музыкального театра»
Вступительные испытания по предмету | ||
Русский язык | Литература | |
65 | 50 | 45 |
По русскому языку и литературе поступающий предъявляет результаты ЕГЭ (2017, 2018, 2019, 2020 и 2021 гг.)
Для лиц со средним профессиональным и высшим образованием предусмотрена возможность сдачи общеобразовательных испытаний в вузе.
ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ:
• Режиссура и мастерство артиста (творческое практическое испытание)
• Режиссура (профессиональное испытание письменно)
• Собеседование (устно)
1. Режиссура и мастерство артиста. Испытание состоит из двух разделов.
а) На вступительном испытании по мастерству артиста поступающий должен исполнить несколько произведений разных жанров – стихотворение, басню, отрывок из прозаического произведения. Помимо этого в программные требования входит импровизационное исполнение сценических этюдов по заданию экзаменационной комиссии, а также проверка пластической выразительности, музыкальности и чувства ритма поступающего. На экзамене проверяются восприятие и эмоциональная возбудимость, заразительность, художественная интуиция, наблюдательность, вкус, чувство юмора, ощущение стиля, понимание смысла произведения и своеобразие видения окружающей действительности.
б) В разделе режиссура поступающие показывают режиссерские этюды на заданную тему. Темой этого этюда может стать музыкальное, пластическое, живописное произведение, раскрытое в сценическом действии. Получив тему для сценического этюда, поступающий должен в порядке импровизации, привлекая в качестве актеров-исполнителей других поступающих, найти эмоционально-образное выражение мысли, которую хочет раскрыть в своем этюде. На экзамене проверяются также режиссерская инициатива и изобретательность, творческая фантазия и вкус, организационные способности поступающих. На вступительном испытании по практической режиссуре в качестве исполнителей принимают участие поступающие-актеры.
2. Режиссура. Письменная режиссерская работа. Темой данного экзамена может быть замысел и постановочный план оперы, оперетты, мюзикла, или отдельной сцены заданного произведения, а также режиссерские задания сценографу, художнику по костюмам и актерам в работе над реализацией замысла.
3. Собеседование. На собеседовании проверяется способность к образному мышлению, интеллектуальное развитие поступающих, их культурный уровень, эстетические взгляды, эрудиция, общественные интересы. Поступающий должен быть знаком с основами теории и истории режиссуры, истории музыкального театра, с театральной критикой, крупнейшими произведениями русской и зарубежной музыки. На собеседовании поступающие должны обнаружить знакомство с основными этапами развития и крупнейшими произведениями русского, советского и зарубежного искусства и литературы. Обязательным для подготовки к собеседованию является знание литературы, указанной в списке для поступающих.
В процессе вступительных испытаний творческой и профессиональной направленности оценивается общий культурный уровень поступающего, его представление о специфике избираемой профессии, а также выявляются его творческие способности и специальные профессиональные качества.
Список литературы:
1. «Мастерство режиссера». Учебник. – М. ГИТИС., 2007
2. Кнебель М.О. «Поэзия педагогики. О действенном анализе пьесы и роли». – М. ГИТИС., 2005
3. Сахновский В.Г. «Режиссура и методика ее преподавания». – М. ГИТИС., 2013
4. Попов А.Д. «Художественная целостность спектакля». – М. ГИТИС., 2012
5. Гончаров А.А. «Мои театральные пристрастия» – М. Искусство., 1997
6. Товстоногов Г.А. «Зеркало сцены». – Л., 1980
7. Покровский Б.А. «Об оперной режиссуре». – М., 1973
8. Гротовский Е. «От бедного театра к искусству проводнику». – М. Артист. Режиссер. Театр., 2003
Дополнительная литература
1. Станиславский К.С. «Работа актера над собой в творческом процессе переживания». – М., 1998
2. Чехов М. «Уроки профессионального актера». – М., 2011
3. Вахтангов Е.Б. «Записки. Письма. Статьи». – М., 2008
4. Кнебель М.О. «Слово в творчестве актера». – М. ГИТИС., 2009
5. «Создание актерского образа». Учебное пособие. – М. ГИТИС., 2008
6. Зверева Н.А., Ливнев Д.Г. «Словарь театральных терминов». – М. ГИТИС., 2007
7. Гиппиус С.В. «Актерский тренинг». – СПб. «Прайм-евро-знак»., 2008
8. Буткевич М.М. «К игровому театру». – М. ГИТИС., 2002
9. Акулов Е.А. «Оперная музыка и сценическое действие». – М. ВТО., 1978
10. Голубовский Б.Г. «Наблюдения. Этюд. Образ» М., ГИТИС, 2001
11. Фильштинский В.М. «Открытая педагогика». – СПб. «Балтийские сезоны»., 2006
12. Бармак А.А. «Художественная атмосфера. Этюды». – М., 2004
13. Немировский А.Б. «Пластическая выразительность актера». – М., 2010
14. Буров А.Г. «Труд актера и педагога». – М., 2007
15. Вишневская Г.П. «Галина». – М., 1991
16. «Колокол мастера: О Борисе Александровиче Покровском». – М. ГИТИС., 2011
17. Покровский Б.А. «Что, для чего и как?» – М., 2003
18. Ницше Ф. «Рождение трагедии из духа музыки» Пер. с немецкого Г.А. Рачинского. – СПб. Азбука-классика., 2005
19. Шаляпин Ф.И. «Маска и душа». Предисловие Б.А. Покровского. – М. ВАГРИУС., 1997
специальность «Звукорежиссура культурно-массовых представлений и концертных программ»
квалификация «Звукорежиссёр»
Минимальное количество баллов для общеобразовательного и дополнительного вступительного испытания по специальности «Звукорежиссура культурно-массовых представлений и концертных программ»
Вступительные испытания по предмету | ||
Русский язык | Литература | |
54 | 43 | 45 |
По русскому языку и литературе поступающий предъявляет результаты ЕГЭ (2017, 2018, 2019, 2020 и 2021 гг.)
Для лиц со средним профессиональным и высшим образованием предусмотрена возможность сдачи общеобразовательных испытаний в вузе.
ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ:
• Звукорежиссура (профессиональное практическое испытание).
1.Испытание «Звукорежиссура» состоит из двух частей, письменной и устной.
Письменная часть заключается в проверке музыкальной подготовки и звукорежиссерского слуха. Она включает слуховой анализ музыкальной фонограммы, аналитический тест по оценке качества фонограммы и сравнительные слуховые тесты.
Устная часть состоит из ответов на вопросы по акустике, электроакустике и звукотехнике, а также из проверки музыкального слуха (распознавание интервалов, звукорядов, аккордов). По желанию абитуриенты могут продемонстрировать свое владение музыкальными инструментами.
2. Собеседование. На собеседовании проверяется интеллектуальное развитие поступающих, их общекультурный уровень, эрудиция, эстетические вкусы и общественные интересы. Поступающий должен быть знаком с основными произведениями русского и зарубежного драматического и музыкального театров, классической и современной музыки разных жанров, а также с основными этапами развития искусства и литературы.
На собеседовании поступающий должен продемонстрировать знания в области истории, современного состояния и перспектив развития звуковых технологий.
Вступительные испытания
Перечень вступительных испытаний в 2022 году по программам бакалавриата и специалитета
Программы вступительных испытаний
Артист драматического театра и кино
Для поступающих на актёрский и режиссёрский факультеты.
Мастерство актёра (профессиональное практическое испытание)
Включает в себя исполнение нескольких литературных произведений: басни, стихотворения, прозы, монолога. Желательно, чтобы в программу были включены образцы и классической, и современной русской и зарубежной литературы. Исполняемые наизусть произведения должны отличаться друг от друга по содержанию и жанру, что даёт возможность полнее выявить способности поступающего и широту творческого диапазона.
Выбранные для экзамена произведения и отрывки должны быть небольшими по объёму. На экзамене оценивается прежде всего глубина понимания исполняемого произведения и способность заинтересовать им слушателей.
Одновременно выявляется способность к образному мышлению, устойчивость понимания поступающего, богатство его воображения, вкус, степень эмоциональной возбудимости, своеобразие темперамента, умение передать характерность, почувствовать юмор или драматизм ситуации, а также стиль автора.
Экзаменующимся может быть предложено импровизационное исполнение сценического этюда на простейшее действие в заданных предлагаемых обстоятельствах.
На экзаменах по специальности проверяется музыкальность абитуриента, чувство ритма, пластичность и другие качества, необходимые для профессии актёра. Поступающим могут предложить спеть по собственному выбору песню, исполнить какой-либо танец.
Учитывается выразительность внешних данных поступающего и её соответствие внутренним данным.
Обязательное требование – отсутствие органических недостатков речи и голоса.
Собеседование (устно)
Проводится для ознакомления с культурным уровнем абитуриента, его эстетическими взглядами.
Собеседование выявляет знание абитуриентом современной театральной жизни (литературы, музыки, изобразительного искусства, кино и телевидения), знакомство с театральным процессом.
Обязательным при подготовке к собеседованию является знание литературы
Пьесы
Фонвизин Д. Недоросль.
Грибоедов А. Горе от ума.
Пушкин А. Маленькие трагедии.
Гоголь Н. Ревизор.
Лермонтов М. Маскарад.
Островский А. Гроза. Бесприданница. Лес.
Толстой Л. Власть тьмы. Живой труп.
Чехов. А. Вишнёвый сад. Чайка. Три сестры.
Горький М. Мещане. Враги. Дачники.
Булгаков М. Дни Турбиных. Бег.
Маяковский В. Клоп. Баня.
Арбузов А. Таня.
Розов В. Вечно живые.
Вампилов А. Старший сын. Прошлым летом в Чулимске.
Володин А. Пять вечеров. Две стрелы.
Петрушевская Л. Любые пьесы.
Лопе де Вега. Овечий источник.
Шекспир В. Гамлет. Ромео и Джульетта. Отелло.
Мольер Ж-Б. Мещанин во дворянстве.
Шиллер Ф. Коварство и любовь.
Брехт Б. Мамаша Кураж и её дети.
Артист музыкального театра
Мастерство артиста (практическое испытание)
На вступительном испытании по мастерству артиста поступающий должен исполнить несколько произведений разных жанров – стихотворение, басню, отрывок из прозаического произведения. Помимо этого в программные требования входит импровизационное исполнение сценических этюдов по заданию экзаменационной комиссии. Испытание по мастерству артиста ставит своей целью выявление актёрского дарования. На вступительном испытании проверяются восприятие и эмоциональная возбудимость, заразительность, художественная интуиция, наблюдательность, вкус, чувство юмора, ощущение стиля, понимание смысла произведения и своеобразие видения окружающей действительности.
Сольное пение (практическое испытание)
На вступительном испытании по сольному пению поступающий должен исполнить несколько музыкальных произведений разных жанров: арию из оперы, оперетты или мюзикла, романс, народную песню. На экзамене проверяются музыкальный слух, музыкальная грамотность и голосовые данные поступающего.
Собеседование (устно)
На собеседовании проверяется способность к образному мышлению, интеллектуальное развитие поступающих, их культурный уровень, эстетические взгляды, эрудиция, общественные интересы. Поступающий должен быть знаком с историей музыкального театра, с крупнейшими произведениями русской, советской и зарубежной музыки. На собеседовании поступающие должны обнаружить знакомство с основными этапами развития и крупнейшими произведениями русского, советского и зарубежного искусства и литературы. Обязательным для подготовки к собеседованию является знание литературы, указанной в списке для поступающих.
Список литературы:
Основная литература
Станиславский К.С. Работа актера над собой в творческом процессе переживания. – М.: 1998.
Станиславский К.С. и Немирович-Данченко В.И. Об искусстве актёра-певца. – М.: Искусство., 1973.
Кнебель М.О. Поэзия педагогики. О действенном анализе пьесы и роли. – М.: ГИТИС., 2005.
Покровский Б.А. Что, для чего и как? – М.: 2003.
Гончаров А.А. Мои театральные пристрастия. – М.: Искусство., 1997.
Чехов М. Уроки профессионального актера. – М.: 2011
Дополнительная литература
Кнебель М.О. Слово в творчестве актера. – М.: ГИТИС., 2009.
Создание актерского образа. Учебное пособие. – М. ГИТИС., 2008.
Фильштинский В.М. Открытая педагогика. – СПб.: «Балтийские сезоны»., 2006.
Ливнев Д.Г. Сценическое перевоплощение. – М.: 2012.
Немировский А.Б. Пластическая выразительность актёра. – М.: 2010.
Зверева Н.А., Ливнев Д.Г. Словарь театральных терминов». – М.: ГИТИС., 2007.
Гиппиус С.В. Актёрский тренинг. – СПб.: «Прайм-евро-знак»., 2008.
Гротовский Е. От бедного театра к искусству-проводнику. – М.: Артист. Режиссер. Театр., 2003.
Покровский Б.А. Сотворение оперного спектакля. – М.: 1985.
Покровский Б.А. Ступени профессии. – М.: 1984.
Колокол мастера: О Борисе Александровиче Покровском». – М.: ГИТИС, 2011.
Буткевич М.М. К игровому театру. – М.: ГИТИС, 2002.
Голубовский Б.Г. Наблюдения. Этюд. Образ. – М.: ГИТИС, 2001.
Буров А.Г. Труд актёра и педагога. – М.: 2007.
Акулов Е.А. Оперная музыка и сценическое действие. – М.: ВТО., 1978.
Шаляпин Ф.И. Маска и душа. Предисловие Б.А. Покровского. – М.: ВАГРИУС, 1997.
Вишневская Г.П. Галина. – М., 1991.
Бармак А.А. Художественная атмосфера. Этюды. – М.: 2004.
Бармак А.А. Достоевский TODAY. – М.: 2009.
Фельзенштейн В. О музыкальном театре. – М.: Радуга., 1984.
Мастерство артиста (профессиональное практическое испытание)
Вступительное испытание по мастерству артиста ставит своей целью выявить у поступающего актёрское дарование в различных жанрах эстрады, проверку таких качеств, как интеллект, наблюдательность, юмор, чувство стиля. К экзамену по мастерству артиста эстрады поступающий должен подготовить для исполнения несколько литературных произведений различных жанров, в том числе басню, стихотворение, отрывок из прозаического произведения, а также обнаружить способность мыслить эстрадными образами. Поступающий должен быть готов по заданию экзаменационной комиссии исполнить сценические этюды.
Сольное пение (творческое практическое испытание)
Экзамен по сольному пению включает в себя исполнение не менее двух вокальных произведений (на русском и иностранном языках) с использованием минусовой фонограммы (флешка) и микрофона. Приветствуется владение одним из музыкальных инструментов. Поступающий должен быть готов к исполнению по заданию экзаменационной комиссии музыкально-сценических этюдов.
Собеседование (устно)
Собеседование выявляет профессиональные качества поступающего, его культурный уровень, эстетические взгляды, эрудицию, общественные интересы, умение ориентироваться в основных вопросах современной художественной жизни. На собеседовании поступающий должен обнаружить знакомство с крупнейшими произведениями отечественной и зарубежной литературы, драматургии, эстрадного искусства, театра, живописи, скульптуры, архитектуры, кинематографии. Обязательным для подготовки к собеседованию является знание рекомендуемой литературы.
Список рекомендуемой литературы
Алексеев А. Серьезное и смешное. – М., 1984.
Ардов А. Разговорные жанры эстрады и цирка. – М., 1968.
Вертинский А. Дорогой длинною. – М., 1991.
Закушняк А. Вечера рассказа. – М., 1983.
Кугель А. Театральные портреты. – М.,1967.
Кузнецов Е. Из прошлого русской эстрады. – М., 1958.
Нестьев И. Звезды русской эстрады. – М., 1974.
Савченко Б. Эстрада. Ретро. – М., 1996.
Смирнов-Сокольский Н. «45 лет на эстраде». – М., 1976.
Станиславский К. Моя жизнь в искусстве (любое издание).
Станиславский К. Работа актера над собой. – М., 1954.
Уварова Е. Аркадий Райкин. – М., 1986.
Уварова Е. Эстрадный театр. 1945-1990. – М.: Топ Юнион, 2011.
Уварова Е. Истоки российской эстрады. – М., 2013.
Утёсов Л. Спасибо, сердце! – М., 1976.
Энтелис Л. Разговор о лёгкой музыке. – М., 1985.
Энциклопедия эстрады. Лексикон. – М., 2000.
«Эстрада без парада» сб. статей. – М., 1991.
Звукорежиссура (профессиональное практическое испытание)
Испытание «Звукорежиссура» состоит из двух частей, письменной и устной.
Письменная часть заключается в проверке музыкальной подготовки и звукорежиссёрского слуха. Она включает слуховой анализ музыкальной фонограммы, аналитический тест по оценке качества фонограммы и сравнительные слуховые тесты.
Устная часть состоит из ответов на вопросы по акустике, электроакустике и звукотехнике, а также из проверки музыкального слуха (распознавание интервалов, звукорядов, аккордов). По желанию абитуриенты могут продемонстрировать владение музыкальными инструментами.
Собеседование (устно)
На собеседовании проверяется интеллектуальное развитие поступающих, их общекультурный уровень, эрудиция, эстетические вкусы и общественные интересы. Поступающий должен быть знаком с основными произведениями русского и зарубежного драматического и музыкального театров, классической и современной музыки разных жанров, а также с основными этапами развития искусства и литературы.
На собеседовании поступающий должен продемонстрировать знания в области истории, современного состояния и перспектив развития звуковых технологий.
Список литературы для подготовки к вступительным испытаниям
Продюсер исполнительских искусств
Приёмные испытания состоят из двух частей (устной и письменной).
Профессиональное испытание (устное собеседование)
В процессе профессионального испытания экзаменационная комиссия оценивает общий культурный уровень абитуриента, его представление о специфике избираемой профессии, знание истории искусств, в частности истории театра, драматургии, современных театральных тенденций (их освещения в периодической печати), экономики и менеджмента театрального и концертного дела.
Комиссия также оценивает наличие у абитуриента интереса к театру и всей сфере исполнительских искусств, творческих способностей, соответствующих психологических и деловых качеств.
Вопросы, задаваемые экзаменационной комиссией, состоят из двух разделов:
Список обязательной литературы для подготовки к первому разделу вопросов по драматургии, истории искусств и истории театра
Драматургия
Литература по истории театра
Указанные выше драматургические и литературные произведения, а также работы по истории театра обязательны для прочтения поступающими в полном объеме. Экзаменационная комиссия задает вопросы по любому из указанных произведений.
Примерный список вопросов по социально-экономическим и организационным проблемам развития современного общества, организации театрального и концертного дела для подготовки ко второму разделу устного испытания (продюсирование и менеджмент исполнительских искусств)
Список обязательной литературы для подготовки
Литература по организационным и экономическим вопросам театра также обязательна для прочтения.
Экзамен оценивается по 100-балльной шкале.
Творческое испытание (письменно)
Письменный экзамен в форме сочинения на одну из предложенных тем. Темы сочинения связаны с творческой деятельностью, театром и экономикой театра, будущей профессией, искусством.
Режиссёр драмы и режиссёр цирка
Специальность «Режиссура театра» (квалификации «Режиссер драмы» и «Режиссёр цирка»).
В процессе вступительных испытаний творческой и профессиональной направленности оцениваются общий культурный уровень поступающего, его представление о специфике избираемой профессии, а также выявляются его творческие способности и специальные профессиональные качества.
Режиссура и мастерство актёра (творческое практическое испытание)
Экзамен состоит из двух частей.
1. Поступающий должен исполнить несколько произведений разных жанров. Помимо этого в программные требования входит импровизационное исполнение сценических этюдов по заданию экзаменационной комиссии, а также проверка пластической выразительности, музыкальности и чувства ритма поступающего.
Вступительное испытание ставит своей целью выявление актёрского дарования. На испытании проверяются восприятие и эмоциональная возбудимость, заразительность, художественная интуиция, наблюдательность, вкус, чувство юмора, ощущение стиля, понимание смысла произведения и своеобразие видения окружающей действительности.
2. Испытание, на котором поступающие показывают режиссёрские этюды на заданную тему. Темой этого этюда может стать музыкальное, пластическое, живописное произведение, раскрытое в сценическом действии.
Получив тему для сценического этюда, поступающий должен в порядке импровизации, привлекая в качестве актёров-исполнителей других поступающих, найти эмоционально-образное выражение мысли, которую хочет раскрыть в этюде.
На экзамене проверяются режиссёрская инициатива и изобретательность, творческая фантазия и вкус. На экзамене по практической режиссуре в качестве исполнителей принимают участие поступающие-актёры.
Режиссура (профессиональное испытание письменно)
Темой данного испытания может быть постановочный план пьесы, отдельной сцены, режиссёрские задания актёрам, художнику и композитору в работе над замыслом.
Собеседование (устно)
На собеседовании проверяется способность к образному мышлению, интеллектуальное развитие поступающих, их культурный уровень, эстетические взгляды, эрудиция, общественные интересы.
Поступающий должен быть знаком с основами теории и истории режиссуры, истории драматического театра, с театральной критикой, крупнейшими произведениями русской, советской и зарубежной драматургии.
На собеседовании поступающие должны обнаружить знакомство с основными этапами развития и крупнейшими произведениями русского, советского и зарубежного искусства и литературы.
Обязательным для подготовки к собеседованию является знакомство с рекомендованной литературой.
Список литературы к вступительному испытанию
Пьесы
Фонвизин Д. Недоросль.
Грибоедов А. Горе от ума.
Пушкин А. Маленькие трагедии. Борис Годунов.
Гоголь Н. Женитьба. Ревизор.
Лермонтов М. Маскарад.
Тургенев И. Нахлебник. Месяц в деревне.
Островский А. Волки и овцы. Гроза. Бесприданница. Лес.
Сухово-Кобылин А. Свадьба Кречинского.
Толстой Л. Живой труп.
Чехов А. Чайка. Дядя Ваня. Три сестры. Вишнёвый сад.
Горький М. На дне. Мещане.
Булгаков М. Дни Турбиных.
Арбузов А. Таня. Иркутская история.
Шекспир В. Гамлет. Ромео и Джульетта.
Мольер Ж.-Б. Мещанин во дворянстве. Тартюф.
Бомарше П. Женитьба Фигаро.
Шиллер Ф. Коварство и любовь.
Ибсен Г. Кукольный дом.
Брехт Б. Мамаша Кураж и её дети.
Розов В. Вечно живые.
Вампилов А. Утиная охота.
Петрушевская Л. Три девушки в голубом.
Лопе де Вега. Овечий источник.
Список литературы к вступительным испытаниям (режиссура цирка)
Режиссёр музыкального театра
В процессе вступительных испытаний творческой и профессиональной направленности оценивается общий культурный уровень поступающего, его представление о специфике избираемой профессии, а также выявляются его творческие способности и специальные профессиональные качества.
Режиссура и мастерство артиста (творческое практическое испытание)
1. На вступительном испытании по мастерству артиста поступающий должен исполнить несколько произведений разных жанров – стихотворение, басню, отрывок из прозаического произведения. Помимо этого, в программные требования входит импровизационное исполнение сценических этюдов по заданию экзаменационной комиссии, а также проверка пластической выразительности, музыкальности и чувства ритма поступающего. На экзамене проверяются восприятие и эмоциональная возбудимость, заразительность, художественная интуиция, наблюдательность, вкус, чувство юмора, ощущение стиля, понимание смысла произведения и своеобразие видения окружающей действительности.
2. В разделе режиссура поступающие показывают режиссёрские этюды на заданную тему. Темой этого этюда может стать музыкальное, пластическое, живописное произведение, раскрытое в сценическом действии. Получив тему для сценического этюда, поступающий должен в порядке импровизации, привлекая в качестве актёров-исполнителей других поступающих, найти эмоционально-образное выражение мысли, которую хочет раскрыть в своем этюде. На экзамене проверяются режиссёрская инициатива и изобретательность, творческая фантазия и вкус, организационные способности поступающих. На вступительном испытании по практической режиссуре в качестве исполнителей принимают участие поступающие-актёры.
Режиссура (профессиональное испытание письменно)
Темой данного экзамена может быть замысел и постановочный план оперы, оперетты, мюзикла, или отдельной сцены заданного произведения, а также режиссёрские задания сценографу, художнику по костюмам и актёрам в работе над реализацией замысла.
Собеседование (устно)
На собеседовании проверяется способность к образному мышлению, интеллектуальное развитие поступающих, их культурный уровень, эстетические взгляды, эрудиция, общественные интересы. Поступающий должен быть знаком с основами теории и истории режиссуры, истории музыкального театра, с театральной критикой, крупнейшими произведениями русской и зарубежной музыки. На собеседовании поступающие должны обнаружить знакомство с основными этапами развития и крупнейшими произведениями русского, советского и зарубежного искусства и литературы. Обязательным для подготовки к собеседованию является знание литературы, указанной в списке для поступающих.
Список литературы к вступительным испытаниям
Основная литература
Дополнительная литература
Режиссура (профессиональное испытание письменно)
Важнейшим этапом экзамена по специальности для режиссёров является письменная работа на тему, определяемую экзаменационной комиссией. Темой письменной работы по режиссуре может быть сценарий эстрадного спектакля, массового представления или праздника, сценарий или постановочный план номера оригинального, речевого, музыкального или другого жанра.
Помимо знания основных законов построения эстрадного спектакля, массового представления или эстрадного номера в данной работе должна проявляться конкретность режиссёрского видения, фантазия, художественный вкус.
Режиссура и мастерство артиста (творческое практическое испытание)
1. Показ режиссёрских этюдов на тему, определяемую экзаменационной комиссией. В этих этюдах поступающему следует обнаружить творческую фантазию, эстрадное мышление, умение организовать сценическое пространство в жанре эстрадного номера, представления кабаре или шоу. Этюд может быть показан самостоятельно или с привлечением в качестве исполнителей других поступающих.
2. Чтение заранее подготовленных басни, стихотворения и прозаического отрывка, исполнение одного вокального произведения с использованием минусовой фонограммы (флешка) и микрофона, а также исполнение музыкальных, музыкально-пластических и других импровизаций на заданные темы.
Собеседование (устно)
Список литературы к вступительным испытаниям
Собеседование (устно)
Поступающие на театроведческий факультет должны проявить знания по истории российского и зарубежного театра в рамках представленного программой списка обязательной литературы; умение ориентироваться в основных вопросах текущего театрального процесса, современного искусства и культуры. Необходимо продемонстрировать знакомство с театральной периодической печатью (журналы «Театр», «Петербургский театральный журнал», газета «Экран и сцена»); творчеством крупнейших драматургов, режиссёров, актёров, критиков русского и зарубежного театров. Кроме того, поступающие должны обнаружить знание театральной жизни своей республики, города, уметь грамотно и заинтересованно рассказать о просмотренных спектаклях, кинофильмах, художественных выставках.
На собеседовании выявляется общий культурный уровень поступающего, его способность к критическому анализу произведений театрального искусства. Обращается внимание на речь поступающего, умение чётко формулировать свои мысли.
Вопросы к собеседованию
1. История создания государственного театра в России
2. Драматургия Д.И. Фонвизина
3. Драматургия А.С. Грибоедова
4. Драматургия А.С. Пушкина
5. А.С. Пушкин: статьи о театре
6. Драматургия М.Ю. Лермонтова
7. Драматургия Н.В. Гоголя
8. Творчество П.С. Мочалова
9. Творчество актёра В.А. Каратыгина
10. Творчество актёра М.С. Щепкина
11. Театральная критика В.Г. Белинского
12. Театральная критика А.А. Григорьева
13. Драматургия А.Н. Островского
14. Драматургия А.В. Сухово-Кобылина
15. Драматургия А.К. Толстого
16. Драматургия Л.Н. Толстого
17. Актёры Малого театра второй половины ХIХ века
18. Актёры Александринского театра второй половины ХIХ века
19. Творчество М.Н. Ермоловой
20. Драматургия А.П. Чехова
21. Драматургия М. Горького
22. История МХТ
23. Студии МХТ
24. Творчество К.С. Станиславского
25. Творчество В.И. Немировича-Данченко
26. Актёры МХТ
27. Творчество В.Ф. Комиссаржевской
28. Творчество В.Э. Мейерхольда
29. Творчество Е.Б. Вахтангова
30. Творчество А.Я. Таирова
31. Творчество А.Г. Коонен
32. Творчество М.А. Чехова
33. Драматургия М.А. Булгакова
34. Драматургия В.В. Маяковского
35. Театральная критика П.А. Маркова
36. Драматургия А.Н. Арбузова
37. Драматургия А.М. Володина
38. Драматургия В.С. Розова
39. Драматургия А.В. Вампилова
40. Российский театр второй половины ХХ века: Г.А. Товстоногов, О.Н. Ефремов, А.В. Эфрос, Ю.П. Любимов
41. Крупнейшие сценографы ХХ века
42. Драматургия Софокла
43. Драматургия Лопе де Вега
44. Драматургия В. Шекспира
45. Драматургия Ж.-Б. Мольера
46. Драматургия П. Бомарше
47. Драматургия Ф. Шиллера
48. Драматургия Г. Ибсена
49. Драматургия Б. Шоу
50. Драматургия М. Метерлинка
51. Драматургия Б. Брехта
52. Драматургия Т. Уильямса
53. Драматургия Э. Ионеско
54. Драматургия С. Беккета
55. Европейская режиссура первой половины ХХ века
56. Творчество Д. Стрелера
57. Творчество П. Брука
58. Современный европейский театр
59. Современные театральные фестивали
60. Проблемы современного театрального процесса
61. Современная драматургия
62. Современные режиссёры
63. Современные театральные художники
64. Современная театральная критика
65. Важнейшие события последних театральных сезонов: организация новых театров; лучшие премьеры; новые имена в режиссуре, актёрском искусстве.
Список литературы к вступительному испытанию
Пьесы
Дополнительная литература
Театральная пресса
Журналы «Вопросы театра»; «Петербургский театральный журнал»; «Театр».
Рецензия (профессиональное испытание письменно)
Пишется в присутствии экзаменационной комиссии. Поступающим предлагается на выбор несколько тем, которые должны быть раскрыты на материале современного театрального процесса (спектакли, пьесы, творчество режиссёров, актёров, театральных художников).
В рецензии поступающий должен раскрыть идейное содержание произведения, особенности его художественной формы, выявить авторский замысел, проанализировать средства художественной выразительности спектакля, пьесы, роли и т.д.; выяснить, насколько театральное явление отражает проблемы современной жизни.
Технология художественного оформления спектакля
Рисунок (творческое испытание)
Абитуриенту предлагают выполнить карандашный рисунок натюрморта из нескольких геометрических тел. Целью испытания является проверка изобразительных способностей поступающего, понимание и применение начальных знаний перспективы, композиции и техники выполнения рисунка в карандаше.
Продолжительность испытания 135 минут.
Макетирование и расчет геометрических тел (профессиональное испытание)
Абитуриенту предлагается выполнить следующие задания:
Целью испытания является проверка способностей поступающего произвести необходимые расчёты и изготовить объёмную модель (макет) геометрического тела.
Продолжительность испытания 135 минут.
Собеседование (устно)
Экзамен в форме беседы ставит своей целью выявление общекультурного уровня, интеллекта, интереса к театральному искусству, изобразительному искусству, архитектуре.
В процессе собеседования выявляются способности поступающего к изучению технических дисциплин.
Поступающему разрешается представить на экзамен собственные творческие работы: рисунок, живопись, компьютерную графику, изделия из дерева, металла и других материалов, макеты и модели.
Габаритные размеры творческой работы не должны превышать 100 см x 100 см.
Список примерных вопросов на собеседовании:
По профилям «Педагогика балета» и «Искусство балетмейстера»
Искусство хореографии (творческое практическое испытание)
Цель вступительного испытания состоит в выявлении знаний и навыков в области техники хореографического искусства, пластической выразительности, актёрского мастерства, музыкальности, методической точности выполнения каждого движения и других профессионально-исполнительских качеств.
Испытание включает в себя:
практическое проведение самостоятельно разработанного урока, во время показа которого выявляются способности к педагогической профессии, знания методического построения урока, умение чётко объяснять учебное задание, осуществлять профессиональный показ комбинаций;
либо показ двух оригинальных танцевальных номеров (или фрагментов балета), постановку этюда на заданную музыку (импровизация) и предоставление либретто, что помогает выявить способность поступающих мыслить музыкально-хореографическими образами, находить хореографические характеристики образов и композиционное решение.
Вступительное испытание состоит из двух частей
Исполнительское мастерство
Классический танец (экзерсис у станка; экзерсис на середине; allegro); народно-сценический танец (экзерсис у станка; элементы и комбинации различных народно-сценических танцев на середине); историко-бытовой танец (композиции исторических танцев различных эпох).
Поступающий должен продемонстрировать профессиональную технику исполнения.
Методический или постановочный показ
Методический показ включает:
Постановочный показ включает:
Собеседование (устно)
Собеседование ставит своей целью дальнейшее выявление профессиональных качеств поступающих, их интеллектуального уровня и культурного кругозора, художественного вкуса, знаний в области истории хореографического искусства, литературы, музыки, живописи, теории и методики преподавания хореографических дисциплин. Собеседование также включает в себя проверку знаний по музыкальной грамоте (элементарной теории музыки).
Примерный список вопросов на собеседовании
Предлагаемый список литературы
Литература по музыке
Долматов Н. Музыкальная грамота и сольфеджио, М., Музыка. 1965
Вахромеева Т. Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио. – М.: Музыка, 2013.
Кандинский А., Аверьянова О. Орлова Е. Русская музыкальная литература: Учеб. пособие. Вып.3 — М.: Музыка, 2004.
Художник-постановщик театра. Художник по сценическому костюму
Академический рисунок и живопись (профессиональное практическое испытание)
В рисунке выявляется умение поступающего скомпоновать изображение на листе, точно отразить основные пропорции, построить фигуру человека, сохранив характерные пропорции натуры, добиться цельности изображения на завершающем этапе.
Задание по живописи — натюрморт в свободной технике (акварель, темпера, гуашь, масло). Необходимо построить натюрморт в пространстве, передать основной колорит и цветовые соотношения в композиционном решении.
Композиция (творческое практическое испытание)
Задание по композиции позволяет оценить умение поступающего чётко определить основную идею драматургического произведения (задания) и умение отразить эту идею в образах персонажей на бумаге любыми средствами (гуашь, темпера, акварель, карандаш, аппликация). Это может быть один общий эскиз или раскадровка по сценам. Особое внимание уделяется композиционному построению эскиза.
Для экзамена по композиции необходимо прочитать пьесы:
Островский А.Н. Лес.
Шекспир У. Гамлет.
Чехов А.П. Чайка.
Булгаков М.А. Кабала святош.
Собеседование (устно)
Собеседование выявляет профессиональные качества поступающего, его общекультурный уровень, интеллект, умение ориентироваться в основных вопросах театральной жизни, художественных стилях.