Поступили неизвестные деньги на карту что делать
На карту по ошибке перечислили деньги. Что с ними делать?
Перевод денег с карты на карту или со счета на карту — удобно и просто. Сегодня для этого достаточно нажать несколько кнопок на экране мобильного устройства. Но что делать, если кто-то нажал их неправильно и перевел на вашу карту большую сумму? Или банк ошибся и совершил неправильный перевод?
Кто виноват?
При переводе за правильность введенных реквизитов всегда отвечает тот, кто осуществляет перевод. Если какие-то данные были введены неправильно, владелец карты не несет за это никакой ответственности, потому что он не мог никаким образом повлиять на эту ситуацию. Если перевод осуществлен с ошибкой, вернуть его можно, но нередко на это требуется очень много времени.
А вот если вы решите эти деньги каким-то образом использовать, то ответственность за это решение ляжет уже на вас.
Что делать?
А вдруг это мошенники?
Перед тем, как что-то предпринимать, внимательно изучите сообщение о зачислении средств. Сейчас много случаев мошенничества, связанных с «ошибочными переводами». Жертве приходит сообщение с номера, похожего на технической номер банка, но не идентичного ему. И если не быть достаточно внимательным, это несоответствие легко не заметить. После мошенник звонит и просить перевести деньги обратно или продиктовать реквизиты карты, чтобы самому совершить отмену платежа. Таким образом он получает средства со счета жертвы.
Можно ли использовать эти деньги?
Если вы получили на карту неожиданные деньги и сразу их потратили, это квалифицируется как присвоение чужих средств. В этом случае банк будет требовать от вас эти средства вернуть.
Если вы откажетесь это сделать, банк может подать в суд. В этой ситуации может быть как гражданское, так и уголовное разбирательство.
Если деньги перевели по ошибке, и тот, кто переводил, не объявился
Если на карточку пришли деньги не от банка, а от физического лица, и при этом никто не объявился с сообщением об ошибочном переводе, в первую очередь тоже нужно обратиться в банк, он будет разбираться в ситуации.
Если владелец карты не обращался в банк и не получал просьб вернуть деньги, теоретически после истечения срока исковой давности (в общем случае это три года, как указано в ст. 196 ГК РФ) эти деньги владелец карты может тратить. Но! Если тот, кто ошибочно перевел деньги, все же объявится, он может инициировать процедуру восстановления срока исковой давности (если отправитель сможет доказать, что была веская причина, по которой он сразу не объявил об ошибке). И в этом случае возможно судебное разбирательство, которое владелец карты может проиграть. Поэтому в данном случае ответственность за принятое решение ложится полностью на владельца карты. Самым разумным в этой ситуации будет не затягивать, а сразу звонить в банк и сообщать о незапланированном переводе.
Незнакомый человек хочет перевести мне деньги. Что может пойти не так?
Две мошеннические схемы, в которых деньги сначала переводят вам, а не наоборот. Но, конечно, этим не закончится.
Есть несколько признаков, по которым можно распознать интернет-мошенников. Но самый верный из них — это просьба (а то и требование) перевести кому-то деньги с невнятной мотивировкой. Но что если не вы переводите деньги, а вам внезапно приходит входящий перевод? Звучит вроде бы безопасно — в чем подвох?
Подвох есть, и сейчас мы расскажем о двух вариантах мошеннической схемы, основанной на входящих денежных переводах.
«Привет, сделайте мне логотип»
Еще со времен работы фрилансером у Энди остался персональный сайт-портфолио. Обновления на нем появлялись нечасто, но и закрывать не хотелось. Обладать доменом имени себя любимого все-таки приятно и полезно.
Клиентов сайт давно не приносил, но в один прекрасный день Энди получил письмо следующего содержания:
«Привет, это Дейв, хотел бы узнать, делаете ли вы дизайн логотипов?»
Завязалась переписка, но с конкретикой у Дэйва было так себе. Бизнес новый, сайт в производстве, а материалы для логотипа и брошюры застряли у некоего «консультанта» — назовем его «Мистер К».
Зато в сговорчивости новому заказчику было не отказать: без какого-либо обсуждения и вопросов он принял предложенную Энди идею и дал отмашку приступать к работе. Вот только материалы для этого нужно забрать у того самого «консультанта», которому бизнесмен задолжал денег. Небольшую сумму, чуть больше тысячи долларов, и у заказчика она есть, но прямо сейчас по техническим причинам ее перевести невозможно.
Зато возможно заплатить Энди. Кстати, не мог бы он оказать небольшую услугу? Заказчик перечислит ему помимо гонорара еще и долг для консультанта, плюс немного за дополнительные хлопоты. После чего дизайнер перекинет Мистеру К положенную ему часть суммы — и все будут довольны.
Ну кто откажется от такого предложения?
Мошенническая схема с входящим переводом: как это работает
Однако Энди поступил благоразумно и решил сначала поискать в Интернете — а не случалось ли подобное еще с кем-то? Поисковик сразу признал в этой ситуации известную уже как минимум два года мошенническую схему. Согласись Энди на предложение, события развивались бы так:
Как делают в России: «ошибочные» входящие переводы
Дизайнеры и другие фрилансеры творческих профессий, как правило, люди подкованные и всякого повидавшие. Поэтому подозрительный стиль общения заказчика и необычная просьба быстро приводят их, как и в случае с Энди, к специализированным веткам Реддита или в блоги, где обсуждают подобные случаи.
Впрочем, судя по комментариям, несколько человек все-таки заглотили наживку и потеряли свои деньги. Это объясняет, почему мошенники до сих пор не отказались от подобного развода.
Хорошая новость для русскоязычной аудитории: в нашей стране конкретно эта схема популярности у мошенников не получила. Можно на нее нарваться, только если вы часто работаете на иностранных заказчиков.
Основная идея схемы: входящий перевод отзовут и деньги с вашего счета исчезнут. А вот то, что перевели вы, вернуть будет очень сложно, а то и невозможно
Зато в России в ходу немного другой обман с входящими переводами. Жертве совершенно внезапно падает на карту некоторая сумма денег — как правило, не очень большая. За этим следует звонок, взволнованный мужчина — а лучше женщина — говорит, что перечислил деньги по ошибке (чаще всего — ошибся в номере телефона), и просит их вернуть.
Дальше вы уже знаете: если жертва поддается, то деньги успешно отправляются мошенникам, а первый перевод через какое-то время аннулируется. Будто его и не было.
Что делать, если деньги уже пришли на карту?
Самый простой и эффективный ответ для большинства таких ситуаций: ничего. Это тот случай, когда бездействие лучше любого действия. Заблокировать подозрительных «заказчиков», отправить авторов ошибочных переводов в банк, в идеале — позвонить в службу безопасности вашего банка.
По российским законам отправитель платежа имеет право вернуть деньги в течение трех лет, поэтому тратить такие подозрительные средства мы тоже не советуем. Но если три года уже прошли, а за деньгами так никто и не обратился ни в банк, ни в суд — скорее всего, вы в безопасности.
Неизвестные перевели деньги на карту и просят вернуть. Что делать?
В чем опасность внезапных поступлений денег?
Во-первых, нельзя забывать, что это не ваши средства. К вам может обратиться их владелец с просьбой вернуть деньги. Если оставить их себе, то на вас могут подать в суд и обвинить в присвоении чужих средств.
Однако стоит быть бдительным: перевести средства на вашу карту мог мошенник. И не из благотворительности, а потому, что хочет использовать вас. Например, он может потребовать вернуть деньги и прислать их на другой счет — не тот, с которого их отправил. И таким образом использовать вашу карту для отмывания денег.
Мошенники могут прибегнуть и к угрозам привлечения к гражданско-правовой и даже уголовной ответственности, рассказал «РБК Инвестициям» заместитель директора департамента информационной безопасности банка «Открытие» Анатолий Брагин.
В пресс-службе Промсвязьбанка также предупредили, что в таких схемах мошенники «будут всеми силами торопить клиента совершить транзакцию».
Мошенник может оставить номер вашей карты на фишинговом сайте или дать его человеку, который хочет что-то у него купить, не подозревая, что перед ним преступник.
В некоторых случаях, когда вы являетесь «подсадной уткой», мошенник может предложить вам «вернуть» ему часть денег. А себе — оставить какую-то сумму за беспокойство. Это нужно, чтобы как-то вас убедить поучаствовать в его схеме, хотя вы этого не подозреваете, отметила Александра Краснова.
Другой вариант: мошенник подделал СМС-ку и пересылает ее вам якобы от банка. А затем — требует вернуть средства. Если вы не заметите подвоха, то на самом деле отправите ему свои деньги.
В планах у мошенника может быть и желание нажиться на вас. Он может попытаться выяснить секретные данные вашей карты, чтобы потом списать с нее и ваши деньги, рассказал Брагин.
Так что неожиданно пришедшие от незнакомца деньги — это далеко не повод для радости. Вот что можно сделать, если вы оказались в такой ситуации.
Шаг 1. Не тратить деньги
Нужно запомнить, что тратить отправленные вам случайно деньги нельзя, как и переводить их на другой счет. Необходимо разобраться в ситуации.
«Оставлять эти деньги ни в коем случае нельзя, потому что это уже будет нарушением закона. С вас могут потребовать возврата этих денег через суд. Если это какая-то мошенническая схема, то вас вообще могут счесть соучастником. А там уже может быть уголовное преследование», — предупредила Александра Краснова.
Шаг 2. Проверить номер, с которого пришла СМС о переводе
Посмотрите на номер телефона, с которого пришла СМС. «Мошенники могут прислать вам сообщение с любого мобильного номера и внутри подделать его текст, чтобы вам показалось, что оно пришло от банка», — рассказал Владимир Бакулин, сотрудник управления «Сбера» по противодействию кибермошенничеству.
Если номер кажется вам подозрительным и не совпадает с привычным номером банка, проверьте свой счет. На нем может не оказаться тех средств, которые якобы вам перевели. Отправленные на карту деньги иногда отображаются с опозданием, но все равно на это стоит обратить внимание.
Шаг 3. Обратиться в банк
Если вам пришла подозрительная СМС якобы от банка, то об этом тоже стоит сообщить сотрудникам банка. Так они смогут постараться пресечь деятельность мошенников. Кроме того, таким образом вы сможете на всякий случай обезопасить себя.
Неизвестный перевел мне 160 000 ₽. Можно ли ими пользоваться?
Три года назад на карту моей сестры пришли деньги — 160 тысяч рублей. От кого и за что — неизвестно. С просьбой вернуть их к ней никто не обращался.
Сестра звонила на горячую линию банка и лично обращалась в отделение, но нигде ей не сказали, как правильно поступить. Ответили только, что платеж сделан, деньги на ее счет поступили, отменить нельзя, узнать, кто перевел, нельзя и связаться с человеком тоже, соответственно, нельзя.
Расскажите, пожалуйста, как правильно поступить в такой ситуации и можно ли тратить эти деньги, раз за ними никто не обращается?
Ну, что тут скажешь — вашей сестре очень повезло. Думаю, бояться уже нечего и раз за три года за деньгами никто так и не обратился, то их можно тратить.
При совершении любого перевода за правильность реквизитов всегда отвечает клиент — тот, кто инициировал перевод. Еще раз напоминаем: всегда внимательно проверяйте реквизиты. Мы уже писали о способах возврата средств при ошибочных переводах. Это требует времени, а иногда — очень много времени.
Ваша сестра правильно поступила, что сразу сообщила о ситуации в банк. Если вдруг вам приходит пополнение, которого вы не ждали, — не спешите тратить деньги, а свяжитесь с банком. Он зафиксирует информацию и разберется в ситуации.
Но в вашей ситуации не разобрались. Скорее всего, это связано с тем, что никто не обращался в банк по поводу ошибочного перевода. При этом, даже если бы обратились, обратный перевод могли бы сделать, только если ваша сестра была бы согласна вернуть деньги.
Если отправитель признал бы свою ошибку и потребовал вернуть деньги, а сестра бы отказала, то возврат средств был бы возможен только на основании исполнительного документа. Для этого плательщику нужно было бы обратиться в суд.
Если с момента пополнения прошло уже три года, то по закону прошел срок исковой давности. Если отправитель и объявится, он вряд ли сможет вернуть деньги даже через суд. Но имейте в виду, что в законе предусмотрена процедура восстановления срока исковой давности. К примеру, если отправитель платежа находился на длительном лечении.
Остерегайтесь мошенников
Бывает так: человеку поступает ошибочный перевод. А потом звонит неизвестный и сообщает, что он только что ошибочно перевел деньги и просит скорее их вернуть по продиктованным им реквизитам. Скорее всего, это мошенник или обнальщик.
Какая бы ситуация ни была, банк не имеет права сообщать ваши данные третьим лицам: это банковская тайна. Так что, кем бы ни был звонящий, ваши контакты он получил точно не в банке. Вопрос только где.
На мой взгляд, вашей сестре уже нечего бояться: времени прошло много, по поводу долга не обращались и исполнительного документа нет. Значит, можно тратить эти деньги — или вложить:
При этом, если отправитель платежа все-таки появится, вся ответственность за принятое решение — тратить деньги или нет — ляжет на получателя платежа.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Нам тоже пришло 160000. За это время к вам так никто и не обратился? В чеке никаких данных нет
Миляуша, а к вам обращались?
Oleg, у меня тоже такой ситуации что мне делать скажите пожалуйста?
Хорошо, многое понятно, но не все. Допустим, пенсионер имеет одну карту МИР и использует ее только для получения пенсии. К пенсии будут приходить дополнительные переводы: различные годовые дивиденды, ежегодные доплаты от Президента (так же через пенсионный фонд). Но ничего другого приходить не должно. И вот приходит перевод от мошенника. Допустим, я догадался об этом и сделал все правильно: не только позвонил в СБЕР, а даже пришел в свое отделение, написал заявление в двух экземплярах, зафиксировал его и т.д. Но ведь разбирательство банка с мошенником может затянуться и очень на долго! Я что, вообще не должен снимать никаких денег с карты, даже свою пенсию (ведь счет общий и нигде не сказано, что вот этот рублик от ПФР, а этот от мошенника). Или я имею право снимать все, кроме суммы, которую прислал мошенник? Вариантов много и их не описывают. Например, пришла пенсия 18300. Мошенник прислал еще 6000. Я снял свои 18300, а тут банк вычел за обслуживание личного кабинета. то есть уже из денег мошенника. Попробуйте ответить и на эти мои вопросы!
Евгений.
Личный опыт: неизвестные перевели мне на карту 50 тысяч ₽
Наша героиня Инна из Москвы получила на карту большую сумму от неизвестного ей человека. Она рассказала, что делать в такой ситуации, а юрист прокомментировал, чем опасны такие переводы.
Как я получила деньги
В пятницу, 4 декабря 2020 года, в день моей зарплаты мне пришли неопознанные 50 000 ₽. Я знала, что мне должны были поступить деньги, и ждала заветное СМС от банка. Но вместо привычного сообщения о зарплате мне пришло уведомление о зачислении ровной суммы — 50 тысяч ₽, причём от человека, имя и отчества которого я не знала (при перечислении средств через «Сбербанк Онлайн» можно увидеть имя, отчество и первую букву фамилии отправителя).
Я сразу подумала, что это мошенники, а якобы номер «900», с которого пришло СМС, — поддельный. Знаю, что так часто обманывают людей: присылают сообщение о зачислении средств с поддельного номера, а потом просят вернуть их назад, якобы ошиблись номером. В результате человек «возвращает» им свои же средства. Однако я всё равно решила открыть это сообщение и проверить. Номер был настоящий, там как раз было несколько моих последних транзакций по карте из магазинов.
Сразу зашла в «Сбербанк Онлайн» и увидела эти 50 тысяч ₽ на моём счету. Так я поняла, что деньги были реальными.
Почему это меня встревожило
В первый час после зачисления я ничего не делала: ждала, что ко мне обратится этот человек, потому что вся ситуация явно была ошибкой. Может быть, он перечислял деньги кому-то другому и ошибся в нескольких цифрах его телефонного номера или счёта? Но, с другой стороны, было очень странным, что, переводя такую немалую сумму, отправитель не обратил внимания на ФИО получателя (а сочетание моих имени и отчества достаточно редкое).
Это всё не выходило у меня из головы. И я решила посоветоваться с коллегой. Она работает финансовым журналистом, как раз пишет про банки и ведёт телеграм-канал про личные финансы, где часто рассказывает о разных схемах обмана граждан. По её словам, отправитель мог специально отправить мне деньги, чтобы:
попросить меня перевести их назад, а потом ещё попробовать через банк «взыскать» с меня эту сумму;
попросить перевести их на другой счёт, использовав меня таким образом в схеме по отмыванию денег.
К тому же меня могли обвинить в присвоении чужих средств, и тогда бы начались судебные разбирательства и, опять же, принудительные взыскания этой суммы с моего счёта. Так что я решила не ждать «счастливого звонка» от «потерпевшего», а взять инициативу в свои руки и самой позвонить в банк.
Ответ от банка
Я описала ситуацию девушке из колл-центра банка и спросила, что нужно делать. Она сказала, что сейчас оформит заявку на возврат средств этому клиенту. На выяснение обстоятельств потребуется время до 7 декабря (то есть 3 дня).
Никаких документов, выписок или личного визита в отделение от меня не требовалось. Мою заявку приняли по телефону.
На следующий день, в субботу, мне пришло СМС от банка, что средства были списаны и в течение 12 часов поступят на счёт клиента, который мне их отправил. Действительно, эти средства списали с моего счёта. Получается, на решение проблемы ушло менее суток.
Я благодарна коллеге, которая посоветовала мне самой обратиться в банк. Я думаю, что это самое верное решение. К тому же все разговоры с оператором записываются, а это значит, что при необходимости вам будет легче доказать, что вы не собирались присваивать чужие деньги себе, а хотели, наоборот, разобраться в ситуации.
Героиня поступила правильно. Это единственный верный вариант. Если вам пришли на счёт деньги от неизвестного человека, неважно, в какой сумме, — сразу обратитесь в банк и попросите перечислить их назад отправителю по тем же реквизитам.
Злоумышленники могут использовать вашу карту для отмывания денег с помощью трёх схем:
1. Самая простая: вам на карту поступают деньги от неизвестного человека, а потом он звонит и просит перевести их обратно, но уже по другим реквизитам. Если вам не нужны лишние проблемы, не стоит на это соглашаться. Все вопросы надо решать исключительно с банком, а не с неизвестным вам человеком.
2. С вознаграждением. Мошенники также могут предложить вам вернуть деньги за комиссию. Например, вам пришли 20 тысяч ₽, и звонящий предлагает перевести ему 18 тысяч ₽, а 2 тысячи ₽ оставить себе за беспокойство. Но если вы согласитесь, то станете невольным соучастником преступления. И если в первом случае (когда вы переводите всю сумму) вы ещё сможете доказать, что непричастны к мошенничеству, то в ситуации, когда вы оставляете себе часть суммы, это будет гораздо сложнее.
3. С использованием фишинговых сайтов. Ничего не подозревающий потребитель оплачивает свою покупку в интернете, а деньги за неё приходят на вашу карту. Потом вам звонит мошенник и просит перевести их по другим реквизитам. Он получает деньги и исчезает, покупатель остаётся без товара, а вы оказываетесь втянуты в преступную схему.
По закону вы не имеете права оставить себе деньги, пришедшие любым из этих способов. Отправитель может подать на вас в суд за неосновательное обогащение (статья 1102 Гражданского кодекса РФ). Если он докажет, что деньги действительно были переведены ошибочно и не были платой за что-то, то с вас взыщут эту сумму.
К тому же «за участие» в мошеннической схеме ваш счёт может попасть в чёрный список банка. По закону о противодействии отмыванию доходов (115 ФЗ), если банк видит подозрительную операцию, он может заблокировать счёт клиента до выяснения обстоятельств. Также информация об этом попадёт в Росфинмониторинг.
Как показывает практика, на разовую операцию на сумму менее 600 тысяч ₽, скорее всего, никто не обратит внимания. Но если счёт, с которого переводятся деньги, уже находится в чёрном списке, хотя ещё не заблокирован, то тот, кому приходят деньги, также может попасть под подозрение.
Закон фактически не даёт чёткого определения подозрительным операциям. И каждый банк может устанавливать свои признаки. Из-за этого возникает много необоснованных блокировок. В большинстве случаев всё решается после предоставления документов, которые запрашивает банк. Но иногда банк может отказать в разблокировке, несмотря на документы. В таких случаях нужно обращаться в суд.