Поступила жалоба на сотрудника что делать руководителю
Как и в каких ситуациях оформляют жалобу на сотрудника
Локальные нормативные акты определяют, как сотруднику вести себя не только с руководством, но и с другими членами коллектива. Должны существовать и правила делового общения, которые соблюдаются всеми. Они помогают разработать критерии, когда поведение может быть оценено как неправомерное, и определяют дальнейшие действий. Порядок оформления жалобы на сотрудника, ее основания и последствия подробно рассмотрим в настоящей статье.
Об основаниях для написания
Существуют следующие ситуации, когда жалоба на сотрудника будет признана законной:
Индивидуальная или коллективная?
Подавать такие обращения могут целым коллективом, либо они составляются только одним лицом. Но именно общие обращения в таких ситуациях признаются самым эффективным способом для решения проблем. Обычно на правильно составленные заявления от всего коллектива обращают больше внимания.
Не важно, идёт речь об обращении в суд или просто к вышестоящим органам.
Жалоба на сотрудника: порядок подачи
Передача документов при подобных обстоятельствах состоит из следующих этапов:
Пока что Правительство не разработало унифицированной формы для таких обращений. Но есть информация, которая должна присутствовать вне зависимости от оснований.
Инспекторы имеют право отказаться от рассмотрения заявления, если при его оформлении допущены ошибки.
Стандартная структура описывается следующим образом:
Количество экземпляров жалобы – минимум два. Одну из них передают контролирующим органам, второй экземпляр остается у сотрудников, составивших документ.
Куда именно можно обращаться при наличии претензий к сотрудникам?
Обычно жалобу составляют в адрес руководителя, который должен контролировать работу всех остальных. На основании таких сообщений принимается то или иное решение:
Жалобу направляют вышестоящим органам, даже если меры были приняты, но не удовлетворили заинтересованную сторону.
Обычно споры рассматриваются не только судом, но и трудовой инспекцией, прокуратурой.
Трудовая инспекция относится к профильным организациям, которые ведут надзор в сфере законодательства и его соблюдения. На основании обращений от граждан проводятся внеплановые проверки на предприятиях, когда это необходимо.
Если жалоба направлена именно сотрудникам трудовой инспекции – они самостоятельно проводят контроль, ищут доказательства по правонарушениям. При необходимости одну из сторон привлекают к ответственности, либо такие специалисты выступают во время судебных разбирательств, в качестве обвинителей.
В случае нарушений по Административному или Уголовному кодексу рассмотрением споров занимается судебная инстанция.
Способы подачи
Можно выбрать любой вариант, который сочтут более удобным:
Сроки рассматрения
Законодательство не регулирует это понятие чётко. Но важно придерживаться разумного времени. В большинстве случаев ответ поступает не позднее, чем через 10-30 дней. Повторное заявление направляют в вышестоящие инстанции, если ответ оказался неудовлетворительным.
Допустимо продление сроков, но к подобным решениям прибегают только в случае крайней необходимости.
Какие меры наказания принимают для руководства при коллективном обращении?
Когда разбирательство завершается, к руководителю могут применить одно из следующих действий:
Тяжесть нарушений и конкретные обстоятельства дела влияют на то, какое примут решение в том или ином случае.
Анонимная подача жалоб: допустима ли?
Такие заявления запрещают оформлять анонимно. Это подтверждается действующими правилами переписки. Если такое обращение поступило в комиссию – отказ от рассмотрения будет законным.
Лишь в примечаниях к обращению составитель может указать о своём нежелании делиться личными сведениями с руководством, в адрес которого и написан документ. Поэтому сохранить анонимность вполне возможно, хоть и только частично.
Меры наказания в результате рассмотрения жалобы
Нормы законодательства определяют меры наказания, которые могут быть применимы по отношению к подчиненным. Но хозяйствующие субъекты имеют право и сами устанавливать конкретные типы воздействий.
Главное – чтобы сами сотрудники были ознакомлены с актами, которые составляет руководство. Главные нормативы здесь – статьи 192 и 193 ТК РФ.
Руководитель имеет право наказывать своих подчиненных следующим образом:
Правила говорят о том, что и сам работник обычно должен представить пояснительную записку. В ней может объяснить, почему возникли те или иные обстоятельства. Главное – помнить о том, что недопустимо наказывать дважды за один и тот же проступок.
Начисление премиальных связано с достижением определенных показателей или критериев при работе. Если установленные правила нарушаются – то руководство вправе отказаться от дополнительных выплат.
Как составить жалобу на руководителя
Форма документа и в этом случае остаётся произвольной. Лучше придерживаться делового стиля обращения. Тогда будет больше шансов на рассмотрение и положительный ответ. Надо проследить за тем, чтобы конкретным и полным было изложение обстоятельств дела.
Стандартно такие сообщения содержат следующие сведения:
Какие доказательства можно использовать?
В качестве подтверждения неправомерного поведения сотрудников можно использовать следующие виды бумаг:
Такие доказательства в равной степени принимает Прокуратура и суд, когда дело начинают рассматривать. Но в большинстве случаев руководство соглашается рассмотреть дело внутри организации, чтобы заявитель не стал обращаться к вышестоящим инстанциям.
Об увольнении подчиненного на основании жалоб от коллег
Увольнение – крайняя мера наказаний, которая предполагает некоторые действия:
Увольнение допустимо только при наличии следующих проступков:
Только одних напряженных межличностных отношений недостаточно для принятия решений, связанных с увольнением.
Составление докладных записок о некорректном поведении на рабочем месте
Внутренние конфликты и ссоры возникают на рабочих местах достаточно часто. Докладные записки становятся одним из методов для урегулирования подобной ситуации.
Документы передают через секретарей, либо представителей кадровой службы. Не стоит забывать о регистрации в соответствующем журнале по учету.
Ответ на поданные документы для сотрудников компании обязателен. Если заявителя не устраивает ответ – он вправе обратиться к вышестоящим инстанциям.
ГК РФ запрещает оскорблять других в рамках профессиональных отношений. Поэтому нужно защищать права и достоинства субъекта, который столкнулся с подобным поведением. Гражданин может подать исковое заявление, с требованием о возмещении не только морального ущерба, но и материального.
Жалоба в адрес госслужащих и должностных лиц
Многие государственные служащие допускают грубые нарушения прав и интересов тех, кто к ним обратился. Более того, они могут использовать своё положение в личных целях. Поэтому и самим гражданам не надо закрывать глаза.
Низкая плата и уровень квалификации нижестоящих сотрудников часто приводят к тому, что они сами могут нагрубить и нахамить, даже оскорбить. Но при поступлении на такую службу все должны изучить так называемый этический Кодекс, связанный с поведением в разных ситуациях. За нарушения положений этого Кодекса должны следовать более суровые и жёсткие наказания, чем в обычных случаях.
На практике распространение получили и другие нарушения прав:
Подобные действия относятся к правонарушениям, поэтому гражданам разрешено обращаться к соответствующим вышестоящим органам.
Что делать при оскорблении со стороны государственного служащего?
В этом случае составляют заявление в адрес работника, который допустил нарушение. Заявление имеет свободную форму, но в нём надо указать:
Жалобу обязательно проверяют. Если информация подтверждается – то руководство принимает меры в адрес сотрудника. Составляют произвольную форму документа, либо можно сразу начать с искового заявления в административном порядке.
Заявителям запрещается давать ложные сведения, они только усугубляют положение. Из-за этого и сам истец может быть привлечен к ответственности.
Обращение к правоохранительным органам законно, когда от гражданина требуют внести плату за то, что не предполагает каких-либо перечислений, согласно закону. Главное – получить как можно больше доказательств, ведь только в этом случае виновника действительно привлекут к ответственности.
В трудовых инструкциях сотрудника должны быть описаны все нормы, связанные с его поведением. Это касается как обычных работников, так и руководителя.
Чаще всего при первом нарушении в результате жалоб выносятся устные замечания. Если проступок совершен повторно – уже применяют более суровые методы наказания. Увольнение применяется для тех, у кого набрано уже три и более непогашенных проступка.
Смотрите ролик про жалобы на нарушения трудовых прав в прокуратуру:
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Как правильно написать жалобу на сотрудника организации и основания ее подачи?
Практически в каждом трудовом коллективе встречаются сотрудники, которые недобросовестно исполняют свои обязанности. Это может привести к несправедливому перераспределению функций между другими работниками, которым приходится трудиться больше и брать на себя обязанности коллеги.
В такой ситуации хорошим выходом станет жалоба на работника с требованием принять меры и устранить нарушение трудовой дисциплины.
Жалоба на сотрудника: основания
Основаниями для подачи жалобы на сотрудника могут быть:
Указанный перечень оснований для передачи жалобы не является исчерпывающим.
Подача коллективной жалобы увеличивает шансы на успех заявителей при рассмотрении их заявления в контролирующих инстанциях или суде.
Порядок подачи жалобы на сотрудника
Передача жалобы на сотрудника включает в себя такие этапы:
Оформление жалобы на сотрудника и ее структура
Унифицированная форма жалобы на сотрудника не разработана. Но есть перечень информации, которая должна содержаться в жалобе.
Если жалоба направляется в государственные инстанции, то ее следует составлять в соответствии с п. 1 ст. 11 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Когда документ был составлен неправильно, то инспекторы могут оставить жалобу без рассмотрения.
Жалоба должна содержать следующую информацию:
Куда обращаться с жалобой на сотрудника
Жалоба пишется на имя руководства организации, который обязан контролировать работу своих сотрудников. На основании нее он может уволить сотрудника, объявить ему выговор или лишить премии (данный перечень мер является примерным). В случае если он не примет меры, которые бы удовлетворили сотрудников, то жалоба подается в вышестоящие органы.
В число последних входят инстанции, в задачи которых входит контроль в области трудовых отношений. Это трудовая инспекция, прокуратура и суд.
Трудовая инспекция – это профильная инстанция, которая уполномочена вести надзор в законодательной сфере. Она должна проводить внеплановые проверки деятельности работодателя на основании обращений граждан.
Жалоба направляется в территориальную трудовую инспекцию по местонахождению работодателя.
Суды и органы прокуратуры принимают к рассмотрению жалобы, которые связаны с нарушениями Административного или Уголовного кодекса. Например, написать коллективную жалобу на сотрудника можно в случае:
Способы подачи жалобы
Жалоба направляется группой лиц в соответствующую организацию одним из нескольких способов:
Сроки рассмотрения жалобы
В течение установленного срока жалоба рассматривается и заявителям должны предоставить официальный ответ. Сроки рассмотрения жалоб в частных организациях не регламентируются законодателем, но они должны быть разумными. Обычно ответ предоставляется заявителем в течение 10-30 дней. Если он не удовлетворит заявителей, то повторное заявление передается в вышестоящие инстанции.
В исключительных случаях сроки рассмотрения обращения продлеваются. Это может понадобиться для проведения проверки изложенных обстоятельств.
Таким образом, сотрудники имеют право подать жалобу на своего коллегу при неисполнении им своих трудовых обязанностей или при грубых нарушениях законодательства. Обычно подача коллективной жалобы имеет больший эффект, чем индивидуальной. К рассмотрению таких жалоб обычно относятся максимально внимательно. Жалобу можно подать на имя руководства организации, в трудовую инспекцию, суд или прокуратуру.
Как справляться с жалобами сотрудников
Вне зависимости от того, насколько четко организована работа в вашей организации, вы можете упустить какие-либо важные детали. Именно поэтому успешные владельцы бизнеса всегда разрабатывают формальные процедуры, с помощью которых сотрудники предприятий имеют возможность пожаловаться на своего менеджера или коллег, а также на несовершенство системы в целом.
Налаживаем канал связи
В некоторых крупных компаниях предусмотрены номера горячей линии, по которым можно сообщить о случаях мошенничества и других правонарушениях, однако на небольших предприятиях систему подачи жалоб можно организовать иначе. К примеру, жалобы можно принимать по или электронной почте, а также посредством социальных сетей (к примеру, Facebook или Twitter).
В конечном счете, неважно, каким образом будут поступать жалобы, главное – это то, что сотрудникам будет удобно пользоваться этим каналом связи. Таким образом, вы можете привлечь к этому процессу третью сторону.
Келли отмечает, что в компании Best Buy система приема жалоб работает превосходно. Кэтлин Эдмонд, директор по вопросам этики, ведет блог, в котором обучает сотрудников с честью выходить из затруднительных ситуаций. Кроме того, в компании работает телефонная линия для приема жалоб, которой пользуются преимущественно молодые сотрудники.
Проводим беспристрастное расследование
Если жалоба касается серьезного правонарушения (к примеру, неоднократных случаев сексуального домогательства), вам придется нанять стороннего юриста или бухгалтера, однако мелкие проблемы не требуют таких серьезных действий.
Безусловно, лицо, ведущее расследование, должно относиться к сторонам конфликта непредвзято. Если такой сотрудник будет знаком с ними лично, ему будет сложно сконцентрироваться на голых фактах и принять независимое решение. Гуэрин утверждает, что люди обычно мыслят следующим образом: «Я знаю их, поэтому могу предположить, что там случилось на самом деле». Это неправильный подход.
С чего начать?
Рамос говорит, что первым делом представители DRM обычно проводят переговоры с руководством компании, изучают историю и культуру организации, с которой им предстоит работать. Затем следователи изолируют отдел, где предположительно произошел инцидент, и проверяют правдивость поступившей жалобы.
При проведении внутреннего расследования методы могут быть куда проще. Опросив представителей обеих сторон, вы сможете составить представление о ситуации в целом. Гуерин приводит в пример инцидент, произошедший в одной из компаний. Один из сотрудников утверждал, что событие произошло в комнате отдыха в 9 утра, однако свидетелей назвать не смог. Представители DRM посетили комнату отдыха в обозначенное время, и отметили, что там было достаточно многолюдно, в результате чего показания сотрудника были поставлены под сомнение.
В зависимости от типа рассматриваемого вопроса, вы сможете использовать различные подходы к расследованию. Гуерин предлагает следующие способы решения типичных вопросов.
— Дискриминация. В большинстве случаев люди жалуются на дискриминацию, когда считают, что их несправедливо уволили или отказали им в повышении по причине, отличной от показателей эффективности труда. Первым шагом в расследовании станет изучение аналогичных ситуаций. Если речь идет о повышении, рассматриваются другие кандидаты на ту должность, сравниваются их показатели и характеристики.
— Кражи. Расследование краж начинается с конкретного случая хищения собственности, затронувшего одного из ваших сотрудников. Поводом также может послужить недостача или пропажа имущества, принадлежащего предприятию. Как правило, расследование краж не представляет особого труда, поскольку довольно легко определить круг лиц, имеющих доступ к той или иной собственности и возможность совершить хищение. После разрешения конфликта вам следует принять дополнительные меры по усилению режима безопасности, чтобы предотвратить повторение ситуации в будущем. К примеру, измените процедуру описи имущества, включив в состав комиссии дополнительных членов.
Оглашаем результаты расследования
В зависимости от типа жалобы, вы можете опрашивать сотрудников, занимающих определенные должности. В этих ситуациях следует действовать предельно открыто, поскольку, по словам Келли, «благодаря слухам остальные сотрудники все равно узнают об участниках и результатах расследования». Если вы не обеспечите их правдивой информацией, они начнут сплетничать. Сотрудники, участвовавшие в расследовании, наверняка будут надеяться, что руководство знает об этой проблеме и способно пресечь нелепые слухи.
В некоторых крупных компаниях принято публично сообщать о жалобах и принятых мерах (разумеется, без разглашения личной информации участников) в ежемесячной рассылке. Таким образом руководство поощряет сотрудников в дальнейшем сообщать о случаях неподобающего поведения, доказывает свое неравнодушие и активность в разрешении конфликтов. В небольших организациях руководителю будет гораздо проще созвать общее собрание и выступить перед коллективом, однако перед этим вам следует проконсультироваться с юристом и убедиться, что своими действиями вы не нарушите политику конфиденциальности.
Оглашение результатов расследования должно сопровождаться обучением сотрудников, в ходе которого они узнают о процедуре подачи жалобы, убедятся в том, что возникающие проблемы не остаются без внимания, а должные решения следуют незамедлительно. Открытое расследование пойдет на пользу как сотрудникам компании, так и ее руководству.
Как избежать огласки
Некоторые из недовольных сотрудников могут обратиться к представителям массовой информации, однако Гуерин говорит, что в большинстве случаев это происходит потому, что потерпевшим кажется, что руководство компании не восприняло его жалобу всерьез. В ваших интересах провести это расследование максимально честно и быстро, в противном случае конфликт может обернуться настоящей информационной катастрофой. Опыт Келли показывает, что «большинство работодателей не хотят подвергать своих сотрудников резкой критике, а проблемы старается разрешать ко всеобщему удовлетворению».
Тем не менее, у нее имеются показательные примеры. Так, основателя компании Mahalo Джейсона Калаканиса так расстроило увольнение одного из сотрудников, решившего перейти в конкурирующую организацию, что он решил выразить свой гнев в письме и удалить рабочий почтовый ящик сотрудника. В конечном итоге об этом конфликте знало все интернет-сообщество, включая посетителей популярного блога TechCrunch. Вывод: всегда держите себя в руках, а если решитесь сорвать злость, не оставляйте доказательств.
Готовьтесь тщательно
Кроме того, вы сможете защитить свой коллектив, установив четкие правила, касающиеся потенциально опасных аспектов трудовой деятельности. Таким образом вы существенно снизите свою ответственность за последствия.
Зачем нужны специалисты по урегулированию споров и конфликтных ситуаций
Определите преимущества альтернативного способа решения проблемы
Некоторые работодатели не хотят или не могут тратить время и деньги на полноценное расследование, поэтому они попросту увольняют зачинщика конфликта, устраняя проблему. По словам Рамоса, такой подход в большинстве случаев влечет за собой обвинение в дискриминации.
Для того чтобы избежать подобных исков, некоторые работодатели увольняют «проблемного» сотрудника вместе с группой других работников, чье увольнение обусловлено экономическими причинами. В любом случае, так они устраняют лишь явление, а не сам корень проблемы, и ситуация может повториться вновь. Кроме того, если вы замнете расследование, в коллективе могут остаться другие сотрудники, вовлеченные в конфликт, чье поведение осталось незамеченным.
Источники информации
Ежемесячный журнал «Compliance Week» (Бостон, Массачусетс) о потенциальных рисках в сфере корпоративного управления и защиты прав сотрудников.
Компания DRM (Diversified Risk Management) (Дауни, Калифорния), деятельность которой затрагивает вопросы корпоративной безопасности и расследований
Как управлять токсичными сотрудниками
Результаты исследования Гарвардской бизнес-школы показывают, что токсичные сотрудники наносят урон бизнесу. Добросовестные и спокойные люди в компаниях с таким персоналом работают заметно хуже, а некоторые (12 %) и вовсе увольняются из-за неприятной атмосферы в коллективе.
Респонденты заявили, что из-за токсичных коллег нарушаются их отношения с клиентами, большинство теряют вовлеченность и инициативу, опасаясь грубой и непоследовательной обратной связи. Все это указывает на то, что токсичные сотрудники разрушают коллектив, и игнорирование их чревато снижением эффективности команды.
Кто такие токсичные сотрудники
Термин «токсичность», применимый к общению и людям, появился не так давно. В 2018 году его назвали словом года в Оксфордском словаре. Четкой трактовки термина нет, но обычно предлагается лишь перечисление признаков характера и поведения людей, которых другие называют токсичными.
Токсичность — синоним «ядовитости», поэтому токсичными называют тех людей, которые могут «отравить» атмосферу в коллективе или настроение собеседника, причем без какой-то особой причины и цели, а своим привычным поведением.
Также под токсичным поведение может скрываться подсознательное желание самоутвердиться и подчинить себе других людей.
Токсичность — это просто новое модное слово, которым обернули старое доброе авторитарное поведение. Авторитаризм — социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность правителю, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.
Признаки и особенности поведения токсичных сотрудников
Отличительными особенностями токсичных сотрудников обычно называют немотивированную агрессию, непоследовательность в реакциях, следование за личной выгодой.
Такие люди не уважают коллег и не пытаются быть этичными, не считают руководителя авторитетом и не хотят следовать указаниям. Вот еще несколько признаков, что перед вами токсичный человек.
Игнорирует корпоративные ценности
Опрошенные для статьи руководители компаний разных уровней сходятся во мнении, что токсичные сотрудники, как правило, игнорируют корпоративные ценности. Они не обращают внимание на принятые правила, субординацию, атмосферу в коллективе. Вместо того чтобы или принять стиль работы, или не соглашаться на вакансию, они пытаются навязать коллегам и руководству свои представления об алгоритмах работы и стиле управления.
Токсичными могут быть не только рядовые работники, но и управленцы. При этом они не всегда открыто демонстрируют токсичное поведение, скандалистов среди них немного. Обычно они неплохо выполняют свою работу, у них хорошие отношения с коллегами. Токсичные сотрудники преследуют личные цели — им нужны власть, статус, выгода.
Обратите внимание: порой такое поведение является своеобразной обороной, так как сотрудник не обладает необходимыми для занимаемой должности знаниями и компетенциями. Или это попытка выразить несогласие с работой системы, правилами и порядками в компании.
В идеальном мире с токсичными сотрудниками нужно прощаться. В реальности поддерживайте специалистов, которые могут стать жертвами токсичных коллег, иначе компания потеряет хороших работников.
Екатерина Нистратова
HR-директор компании BSA
Считает себя лучшим
Человек уверен, что никто лучше него не справится с любой задачей. Подобное мышление проявляется и в отношении к коллегам — зачастую «лучший» пренебрежительно отзывается о результатах чужой работы, видит в них ошибки, постоянно критикует деятельность окружающих. Дождаться от него похвалы сложно. Даже если он и заметит что-то хорошее, то в оценке все равно сделает акцент на плохом.
Такие сотрудники искренне считают, что лучше них никто не справится с поставленными задачами. Поэтому вместо грамотного делегирования будут сидеть сутками и выполнять все самостоятельно. А если вдруг попробуют что-то перепоручить, то будут контролировать досконально каждый шаг и вздох исполнителя, задавать миллион вопросов и обвинять людей в некомпетентности. В командах, которыми руководят такие специалисты, нет согласованности и организованности, сильная «внутренняя бюрократия».
Мы столкнулись однажды с таким случаем. Находить общий язык с коллективом и руководством человек отказался, предпочитая делать акцент на своем мнении. С сотрудником пришлось расстаться».
Александр Бочкин
генеральный директор «Инфомаксимум»
У него негативное отношение ко всему
Отличительной особенностью некоторых токсичных сотрудников является негативное отношение к любым нововведениям, работе и вообще к жизни. Здесь речь не про сложные ситуации, когда нам хочется выпустить пар, немного поныть и пожалеть себя. Нет, это постоянное состояние человека.
Токсичные люди, как правило, склонны драматизировать любую мелочь. На проблемы они реагируют не попыткой их решить, а опускают руки и сразу же сдаются. Подобное отношение к жизни и работе передается в коллектив.
Кто-то будет жалеть токсичных сотрудников и пытаться им помочь. В итоге вместо двух полноценных работников руководитель получает одного бесполезного и еще одного, работающего вполсилы, потому что время и ресурсы будут уходить на поддерживающие разговоры.
Часть коллектива поддается негативным настроениям. Люди могут задуматься, вдруг токсичный сотрудник действительно прав и вокруг все так плохо. Это демотивирует.
Он постоянно все критикует
Вместе с негативным отношением к жизни у токсичных сотрудников проявляется страсть к критике. Почему-то они считают, что знают все лучше всех, и никогда не верят в успех нового проекта.
Такое отношение можно использовать в мозговых штурмах. Токсичный сотрудник, если он умеет использовать аргументы, а не просто эмоциональные оценки, будет полезен — увидит потенциальные проблемы, о которых не подумали работники с позитивным отношением к проекту.
Но постоянно работать рядом с человеком, который критикует и обесценивает вашу деятельность, невозможно — даже крепкая психика не выдержит постоянного давления. Результатом станет или потеря уверенности в себе, или открытый конфликт.
У него есть склонность к интригам
В токсичных коллективах энергию принято использовать не для решения рабочих задач, а для сбора информации о коллегах, создания и распространения сплетен. Постепенно все время на работе тратится на интриги — сотрудники обсуждают, кто и что сказал, зачем это было нужно, какие выводы можно из этого сделать и как с помощью манипуляций добиться своего.
Удобные инструменты для учета кадровых событий, формирования приказов и других документов. Легкий переход на электронные трудовые и больничные листы.
Коммуникации в подобных коллективах отравлены: от коллег невозможно добиться даже элементарных действий по работе, потому что любые просьбы воспринимаются как элемент интриги. Люди, которые просто хотят работать, рядом с такими сотрудниками не задерживаются. Проще уволиться и найти подходящую вакансию, чем разбираться в хитросплетениях отношений между условным начальником, бухгалтером и парой менеджеров.
У него много активности, но мало результатов работы
Еще один признак токсичного сотрудника — это отсутствие реальных результатов работы. Подобные люди могут быть отличными собеседниками, постоянно принимать участие в социальных активностях, дружить с коллегами. Но когда наступает время анализа результатов, именно у них меньше всего сделанной работы. Это демотивирует других сотрудников: люди начинают сомневаться в том, что нужно трудиться, ведь они работают, а токсичному коллеге платят, по сути, за присутствие на рабочем месте.
Или другой пример: результаты работы есть, но сделана она чужими руками. Коллег это может задеть, ведь делают они, а похвалу от руководства получает токсичный специалист.
Мы называем таких сотрудников душой компании. Это может быть веселый, активный и в целом довольно приятный в общении человек. Для него не проблема найти общую тему для разговора, дать совет, поделиться историей из жизни, даже если не просят, помочь в организации праздника, таскать бутылки с водой и еще много-много чего. Только на выполнение непосредственных рабочих задач времени у него не остается.
Такие люди есть в каждом коллективе, независимо от размера компании и ее специфики. Я знаком с подобной ситуацией. Анализ загруженности отдела крупной проектной организации показал, что у одного сотрудника продуктивность составила 13 %! Практически все свое свободное время он тратил на выполнение «левых» заказов, общение в соцсетях и чтение новостных лент, предпочитая решать свои задачи чужими руками.
Александр Бочкин
генеральный директор «Инфомаксимум»
Он не принимает ответственность
В ошибках токсичных сотрудников, как им кажется, всегда виноват кто-то другой. Им свойственно убегать от ответственности, подставлять окружающих, переиначивать ситуацию.
Причем с умением манипулировать логикой у токсичных работников все хорошо. Постепенно это провоцирует конфликт, добросовестным исполнителям надоедает, что им приходится исправлять чужие ошибки.
Как бороться с токсичными сотрудниками
Расстаться с токсичным коллегой не всегда возможно. Порой задач слишком много и нет возможности выделять ресурсы на поиск нового сотрудника. Поэтому руководителю приходится учиться управлять такими работниками. Ключевое в этом процессе — снизить ущерб для компании и попытаться направить токсичного сотрудника в продуктивное русло.
Ищите причины токсичного поведения
Начните с поиска настоящих причин ядовитого поведения. Обычно с токсичными коллегами сложно выстраивать коммуникацию — они все воспринимают в штыки, ищут сложности и проблемы там, где их нет. Но если абстрагироваться от эмоций, можно попробовать выяснить, почему они так себя ведут.
Начать стоит с разговора, лучше тет-а-тет и в обстановке, когда от беседы ничего не будет отвлекать. Разговаривать при других сотрудниках не стоит, токсичный работник может начать «играть на публику», и коммуникация не будет эффективной.
Важно понять, токсичен ли сотрудник всегда, сам по себе, или есть какой-то триггер для проявления неприятных сторон характера. Кто-то, например, в условиях аврала начинает паниковать и демотивировать команду. Другие, наоборот, расслабляются, если им не хватает загрузки, и тянут за собой коллектив. Зная сильные и слабые стороны сотрудника, можно планировать его загрузку с их учетом и таким образом минимизировать спорные ситуации.
Помните, сотрудник ведет себя тем или иным образом чаще всего неосознанно. Старайтесь не поддаваться эмоциям, не становитесь сами токсичным руководителем. Не стоит отчитывать человека при коллективе, это только усугубит ситуацию. Обсудите проблему тет-а-тет, прямо скажите о том, какие реакции или поступки вам не нравятся и вместе поищите возможные пути решения.
Кристина Петрова
основатель агентства PR Perfect
Узнайте, что беспокоит сотрудника, что ему не нравится. Если получится, спросите, что ему хотелось бы изменить в его работе. Может быть, он беспокоится из-за недостатка компетенций? Или ему нужно больше времени на выполнение задач? Как правило, у токсичных людей отношения с руководителями напряженные, от разговора с начальником они ждут давления, проблем и конфликта. Поэтому доброжелательная беседа может сбить их конфликтный настрой, они расскажут, в чем на самом деле проблема.
Два года назад к нам устроился отличный программист. Спустя полгода он проявил свой характер: стал открыто обсуждать работу других сотрудников, причем с негативной стороны, говорил о том, что не команда, а только он вносит посильный вклад в развитие проекта.
Мы выяснили, в чем причина такого поведения. Оказывается, ему не хватало времени на его хобби. Я сделал ему гибкий график при условии выполнения KPI, проблема решилась. Еще я расширил зону его ответственности — поручил вести корпоративный блог. И предупредил, что мы будем участвовать в конкурсе блогов, от его работы будет зависеть результат. Эффект был потрясающий.
Появление токсичного сотрудника в коллективе — проверка на прочность руководителя. Сдаваться сразу не нужно, но и не затягивайте: если не удалось перевоспитать сотрудника, лучше попрощаться с человеком, каким бы профи он ни был.
Борис Сысоев
основатель HR-стартапа TestWork.io
Дайте обратную связь
Токсичные сотрудники не всегда понимают, какой негатив своими действиями приносят в компанию. Порой проблема может решиться благодаря спокойной обратной связи. Расскажите сотруднику, что не так с его поведением, почему оно негативно влияет на атмосферу в коллективе. Лучше, если коммуникация будет строиться без эмоций, логично и рационально. Как вариант, можно дать обратную связь письменно.
Используйте конкретные примеры, чтобы обратная связь не выглядела как агрессия или необоснованное нападение. Задача коммуникации — решить проблему с токсичностью, а не вызвать защитную реакцию.
Полезным будет объяснить последствия токсичного поведения. Например, выстроить логическую цепочку. Если сотрудник постоянно всех критикует, отношение к работе ухудшается, творческая энергия и позитивный настрой пропадает, люди не хотят работать, сроки срываются. В итоге компания не получит оплату за заказ и ей придется закрыться. Это негативно скажется и на токсичном сотруднике — останется без зарплаты, придется искать новую работу, о нем будут плохие отзывы.
Будьте аккуратнее с ярлыками
Не всегда человек, работающий иначе, чем принято в коллективе, токсичный. Это может быть сотрудник с творческим мышлением, нестандартной логикой. Задача руководителя — вовремя понять, кто перед ним, и использовать эту неординарность на благо бизнеса, ведь именно такие люди могут креативно подходить к решению сложных задач.
Александр Хмыль, руководитель проекта HostFly, уверен: когда в коллектив попадают люди с нестандартным мышлением, более активные, чем их коллеги, возникают напряжение и конфликт. Но управленцы в природу таких конфликтов не вникают, в итоге прогрессивные сотрудники, которые могут принести бизнесу пользу, оказываются в позиции токсичных. Это большая ошибка.
Руководителю в такой ситуации стоит думать не над управлением токсичными сотрудниками, а над нормализацией ситуации в коллективе, с учетом способностей всех работников. Важно понимать, что токсичные сотрудники в компанию при нормальном отборе кадров не попадают. Значит, они стали такими внутри коллектива.
Изучите рабочие процессы, отношение к обязанностям всех членов коллектива. В нашей практике токсичными становились люди, которые хотели проявить себя, но сдерживались менее инициативными коллегами. Поэтому не принимайте поспешных решений.
Александр Хмыль
руководитель проекта HostFly
Если не получается — расставайтесь
Часть опрошенных нами экспертов считает, что токсичных сотрудников не переделать. Управлять ими тоже невозможно — они довольно деспотичны, если руководитель говорит что-то против, это воспринимается не как конструктивная критика, а как нападение. Поэтому единственным верным, пусть и тяжелым, будет решение расстаться.
Токсичные люди обычно считают, что действуют абсолютно правильно и во благо других. Такие сотрудники могут быть продуктивными и приносить хороший доход, но их влияние на атмосферу внутри команды в итоге нанесет значительно больше вреда, чем пользы. Оно снижает эффективность других сотрудников, которые работают в непосредственном контакте с ним.
Если вы столкнулись с токсичным сотрудником, нужно принимать решение о расставании, даже если вы не являетесь его непосредственным руководителем, а стоите выше. Главное, действовать методично и последовательно, без лишних эмоций и с четкой позицией. Иногда процесс расставания может затянуться на несколько месяцев, но зато потом весь коллектив сможет вздохнуть свободно.
Анастасия Боровская
директор «Русской Школы Управления»
Вкратце о том, что делать, если у вас в команде появился токсичный сотрудник
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.