Поступила в ординатуру и поняла что не мое

Почему после медВУЗА ты не врач, а модель врача. или мой первый день в интернатуре

Всем доброго времени суток.

У меня появился целый один подписчик, поэтому продолжаю рассказывать о своем опыте в медицине. Надеюсь кому-нибудь будет интересно.

Экзамены сданы, конкурс пройден, на кафедре показалась/познакомилась, энтузиазм накоплен, плащ супермена за спиной.

Первый день. Идеально отстиранный выглаженный халат на плечах, знания всего мира и чувство собственной уникальности на лице. Шеренга таких же новобранцев на пятиминутке у зав отделения и кафедры по совместительству. Стандартное знакомство интернов/ординаторов и врачей, прикрепление к врачам-кураторам. и с берега в карьер!

Диагноз на вскидку (т е с минимальными данными в виде опроса и осмотра) я поставила правильно, вот только мой план обследования был примерно в 10 раз больше положенного по системе ОМС, а план лечения включал препараты которых отродясь в больнице не было (сразу скажу, не потому что они были лучше, просто это были «отличники» в тех фарм группах которые требовались при этом заболевании), порядок назначения обследования формы заявок вызывали у меня панику, заполнять истории пришлось учиться заново (кстати, в ординатуре я опять переучивалась).

Активный период паники длился примерно месяц, потом все шло по накатаной, но за моей спиной ВСЕГДА был куратор, ни одна закорючка в истории не уходила на пост без проверки и только через полгода безупречного терапевтического осмотра, за мной перестали переслушивать и перестукивать пациента.

Но самое главное для меня, это то, то во время интернатуры я влюбилась в пациентов, и решила остаться в клинической специальности, выбрала ту где максимально стерта грань между клинической и научной частями и после завершения интернатуры поступила в ординатуру, но теперь уже с базой в скоропомощной клинике, но это уже совсем другая история )))

З.Ы. представляете мои чувства, когда прошел слух о том, что выпускники разу после ВУЗа пойдут работать, и только через 3 года смогут пойти специализироваться? У меня волосы зашевелились везде и сразу.

Источник

Риск как норма: чему врачей не учат в ординатуре

Некоторые хирурги признаются: за два года ординатуры они не научились ничему, только заполняли документы. Это люди, которые плохо учились, или что-то не так в системе? Где именно слабые места в подготовке молодых российских врачей? Портал Profilaktika.Media, Фонд профилактики рака и «Настоящая редакция» поговорили с начинающими медиками из разных регионов России.

Мы выбрали героев, которые пошли в профессию по призванию, но ощутили пробелы в своем образовании, когда начали самостоятельно практиковать. Мы понимаем: это частные случаи. Но не можем исключить, что проблема носит системный характер, и в реальности недополучивших знаний врачей гораздо больше.

Что такое ординатура?

Сразу после выпуска из медицинского университета вчерашний студент может пойти работать, например, участковым терапевтом. Однако, чтобы освоить более узкую специализацию, например, онкологию, неврологию, гинекологию, нужно окончить ординатуру.

Эта образовательная ступень мало похожа на обучение в университете: врача-ординатора прикрепляют к отделению в больнице, где он выполняет поручения руководителя и параллельно посещает редкие лекции и зачеты. Качество обучения ординатора во многом зависит от коллектива, в который он попал. Либо будущего врача познакомят со всеми тонкостями выбранной профессии, либо, наоборот, доверят только бумажную работу.

Поступить в ординатуру с недавних пор можно только платно или по целевому направлению. При последнем варианте за будущего ординатора платит организация, направившая его на обучение. Врач, в свою очередь, обязан после ординатуры вернуться в это учреждение и несколько лет работать там.

Плата за обучение — вопрос не праздный. Стоимость двух лет учебы в среднем составляет 500-600 тысяч рублей. Например, год ординатуры в НМИЦ онкологии им. Н. Н. Петрова стоит 240 тысяч рублей. Те, у кого таких денег нет, вынуждены либо идти работать в первичное звено — поликлиники, либо уходить из медицины.

Спасти от кровотечения

Максим Черных даже в детстве оперировал игрушки. Он так мечтал стать хирургом, что в поисках практики отправился в самое пекло — переполненную пациентами областную больницу. Но даже после окончания интернатуры Максим чувствовал, что у него есть не все навыки, необходимые для практики.

— В детстве у меня был огромный медведь с белой грудкой. Мама однажды пришла и увидела, что на грудке игрушки зеленое пятно. Я его разрезал, что-то там поделал, зашил и намазал сверху зеленкой.

Мне нравится, что я могу найти проблему и решить ее, помочь человеку и даже спасти его. И что я знаю ответы на многие вопросы. Когда пришло время определяться с интернатурой, я выбрал ту кафедру хирургии, где по сравнению с другими теоретической подготовке уделяли больше внимания. Наверное, еще одна моя любовь — дотошность, мне важно все понимать головой, а не просто работать руками.

Недостающий навык: не умел делать некоторые базовые хирургические процедуры и операции, например, плевральную пункцию

— В Челябинске есть областная больница, там дикая нехватка рук: огромный поток, экстренные пациенты, все кипит. Я выбираю это место для интернатуры. Приезжаю в семь утра, поднимаюсь на седьмой этаж в хирургию. В ординаторской — пять хирургов. В ответ на приветствие — полная тишина. Я — интерн, и тут меня не ждут. Все хирурги молодые, старше меня лет на пять, помощники им не нужны. Пришел заведующий, сказал: «Короче, Макс, за оставшиеся полгода ты должен научиться оперировать все грыжи: паховые, пупочные и белой линии живота, один хотя бы пузырь должен прооперировать сам. Вот сидят тунеядцы — хватай одного и садись на шею. Они будут отбрыкиваться, но ты садись». И заведующий ушел. А хирурги, по очереди каждый, меня отфутболили. Решилось все после звонка моего тестя бывшему заведующему отделением — как оказалось, тесть был его учителем. Назавтра я официально был включен в состав операционной бригады на всю следующую неделю.

Шли операции, в это же время работал приемник, поступали пациенты. Это была просто жесть, но мне нравилось! На выпускном экзамене из интернатуры можно было сдавать устный зачет или показать маленькое видео с твоей ассистенцией на операции. Я сделал видео, как выполняю ампутацию бедра сам, и это выделялось на фоне других. Я научился тому, что мне понадобилось уже совсем скоро — после интернатуры меня приняли на работу в это же отделение.

И это была большая удача. Но, к сожалению, я научился не всему необходимому. На самостоятельном дежурстве мне предстояло в одиночку сделать плевральную пункцию (прокол оболочки, покрывающей легкие и стенки грудной полости, чтобы удалить скопившуюся жидкость — прим. ред.), которую до этого я не делал и даже не присутствовал, когда процедуру выполнял кто-то другой — просто не совпало. Такое бывает: например, многие хирурги спустя несколько лет работы ни разу не делали аппендэктомию (удаление аппендикса — прим. ред.) — хотя, казалось бы, это базовая и простейшая операция.

Чем опасно для пациента: риск для жизни

— Мой опытный коллега с прошлой работы рассказал, что сам однажды во время плевральной пункции проткнул селезенку пациента, и пришлось экстренно в операционную везти человека из-за внутреннего кровотечения, так как высок риск смерти. В тот раз все обошлось, и в моем случае я справился тоже. Но это был риск.

Как справился: пошел учиться дополнительно, в ординатуру Высшей школы онкологии (Санкт-Петербург, Россия)

— Помню день в конце первого года петербургской ординатуры: я выписал пациентку, которой сделал первую в своей жизни резекцию желудка (удаление части желудка — прим. ред.). Среди хирургов эта операция считается «вышкой». Желудки не оперируют в некоторых больницах даже хирурги с пятилетним стажем. Недавно мой наставник встречался с однокурсником, который в НИИ работает, тот спросил: «Лех, у тебя там нет случайно кишки какой-нибудь легенькой? Прооперировать хочу». У него девять лет стажа, и он ищет кишку, а я их уже штуки четыре прооперировал. Как бы уровень, да? Два года назад я оперировал свою первую базалиому (одна из разновидностей рака кожи — прим. ред.) в интернатуре и чуть от стресса не умер. Элементарная операция, маленький шовчик. Я когда это делал, с меня сто потов сошло, запотели очки. Если бы я в тот момент думал, что скоро буду желудки сам оперировать, я бы не поверил.

Сколько пациентов: По словам Максима Черных, в гнойное отделение Челябинской областной больницы в среднем поступает более 2000 человек в год.

Поступила в ординатуру и поняла что не мое

Максим Черных. Фото: личный архив.

Настроить на жизнь

В школе хирург-онколог Анатолий Атасов заболел мотоциклами и медициной. Но попав на работу, он ощутил, что мало таланта и хорошей реакции, чтобы сохранить жизнь пациента, даже если они подкреплены добротной теоретической подготовкой и практикой за операционным столом.

Стаж работы: 3 года

– С седьмого класса я прицельно готовился в медицинскую академию. Конкурс — пять человек на место. У меня был план: не пройду — в армию, а потом поступать снова. В итоге прошел с первого раза на лечфак на бюджетное место.

Первую работу нашел на ярмарке вакансий, в радиологии. Но хотелось работать хирургом. И вот однажды после рабочего дня звонит начмед и сообщает, что освободилось место в хирургическом отделении онкодиспансера. Решается судьба путевки в ординатуру по этому направлению. Если я приеду к главврачу в течение часа, то меня возьмут. Я как был в майке, шортах и бородатый, так и прыгнул на мотоцикл. Примчался, главврач спрашивает: «Хочешь работать в хирургии?» Не задумываясь согласился, хотя представления не имел, в чем специфика. Только отдаленно понимал, что буду иметь дело с лечением опухолей головы и шеи. Меня потом радиологи отговаривали: «Да ты что, это гортань, слизь, противно». Но я именно о хирургии мечтал. Здесь много адреналина. Когда в больницу привозят задыхающегося пациента, счет идет на минуты, успеем поставить трубку — будет дышать. В больницу врача могут вызвать и днем, и ночью. Бывает, что после операции выходишь мокрым с головы до ног — такое напряжение. И результат приносит удовлетворение. Если бы не хирургия, я бы угас.

Недостающий навык: умение сообщить пациенту о тяжелом диагнозе.

В чем опасность для пациента: пациент может не прислушаться к рекомендациям врача и получить рецидив; может совершить самоубийство, если ему неправильно сообщить о тяжелом диагнозе.

– Например, приходит пациент с раком губы. Мы даже не задаем вопрос: «Курите ли вы». Спрашиваем: «Сколько лет вы курите?» Так вот далеко не факт, что после операции он бросит сигареты. Он может сказать: «И что? Я курил и продолжу. Ничего не случится». В таком случае, говорить нужно без обиняков: «У вас рак. Если вы не бросите курить, то умрете». Иногда удается повлиять на человека, и родственники благодарят: «Мы столько лет пытаемся уговорить его бросить курить – бесполезно, а вы что-то ему сказали, и он перестал». Но если не найти подхода к пациенту, что будет? Ясно, что.

Бывают, наоборот, чересчур мнительные пациенты, способные даже на самоубийство после известия о диагнозе. О таких случаях я слышал. Этим людям нельзя с ходу раскрывать результаты анализов, нужно морально подготовить. Мы начинаем издалека, беседуем, если есть возможность, подключаем родственников. Знания психологии важны и для того, чтобы поддержать пациента во время выздоровления. Если он не настроен бороться за жизнь после операции, у него пропадает аппетит, питательные вещества не поступают в организм в достаточном количестве и понеслось: отеки, нагноение раны, швы не держат, падает иммунитет. И человек может умереть, например, от пневмонии, потому что не замотивирован, в том числе, своим лечащим врачом.

Если бы нам преподавали эту дисциплину в ординатуре, можно было бы не изобретать велосипед. Это позволило бы снизить риск импульсивной негативной реакции на сообщение о диагнозе и повысить эффективность лечения.

Как справлялся: советовался коллегами, которые были в доступе, прежде чем что-то сделать

– Перед тем, как сообщить диагноз своему первому пациенту, я тысячу раз переспросил у опытных коллег, с чего начать разговор, как построить беседу. И постепенно уже сам начал это понимать. Но ведь наверняка есть протоколы, которые помогут врачам строить диалог, исходя из индивидуальных особенностей человека. У нас с коллегами негласно сложилось собственное разделение на психотипы. Я получал эти знания с опытом, наблюдая за работой других хирургов. У нас есть медсестра, которая делает перевязки и постоянно общается с пациентами. И если она нам говорит: «Такой-то пациент загрустил», — то мы с ним беседуем, подбадриваем. Когда это удается, то и раны начинают быстрее заживать, и аппетит появляется. А там и выписка. Вот почему так важно понимать принципы, отвечающие за психологическую реакцию людей на стресс, владеть приемами убеждения, знать, каким способом поддержать человека, который опустил руки.

Сколько пациентов: В 2018 году злокачественные новообразования выявлены у 9 825 жителей Оренбургской области.

Поступила в ординатуру и поняла что не мое

Анатолий Атасов. Фото: Ольга Голенских.

Навыки общения с пациентами — необходимая для врача дисциплина, которой мировая медицина уделяет много внимания. Протоколы, о которых говорит в своем монологе Анатолий Атасов, действительно существуют. В них описаны стратегии коммуникации с пациентами в разных ситуациях, например, при сообщении плохих новостей людям с онкологическими заболеваниями.

Спланировать лечение

27-летняя Ирина Зароченцева два года работает педиатром в одной из частных клиник Самары. Врачом она мечтала стать с восьмого класса, полюбила педиатрию на старших курсах меда. После окончания интернатуры Ирина поняла, что на некоторые факты, которые считаются традиционными в российской медицине, весь остальной мир смотрит иначе.

Стаж работы: 2 года

– Мне важно, что врач — помогающая профессия, я могу проявить сострадание и увидеть результат своей работы. После школы я поступила в Самарский государственный медицинский университет на лечебный факультет. На четвертом курсе у нас начался цикл по детским болезням. Мы ходили в детское отделение больницы им. В. Д. Середавина. Тогда я поняла, что хочу быть педиатром. Специальность я получила в интернатуре, которую проходила на кафедре детских болезней СамГМУ. Как детский врач я постоянно нахожусь в рабочем тандеме с пациентом и его семьей. Это и облегчает, и усложняет дело. Совсем маленький ребенок ничего не может тебе сказать. Всю словесную информацию получаешь от его родных. Ребенок более старшего возраста, как правило, описывает свое состояние сам, а родители, в свою очередь, могут видеть ситуацию по-другому.

Недостающий навык: умение ориентироваться в системе организации медицинской помощи

– Ожидания от работы не совпадают с тем, с чем приходится столкнуться молодому врачу. Когда начинаются практические дисциплины, – терапия, хирургия, акушерство – ты погружаешься, но не видишь профессию в целом, открывается лишь верхушка айсберга. За кадром остается огромное количество важной информации. Например, ты приходишь в палату к пациенту с бронхиальной астмой. И тебе педагог говорит: «Ребята, смотрите, вот пациент А., ему 55 лет, у него такой-то стаж бронхиальной астмы, давайте его посмотрим, соберем анамнез, решим, как будем его лечить». Ты не знаешь, например, какие пациент должен получать льготные лекарства, чем еще его государство должно обеспечивать, как строится этот процесс, можно ли выбить для него современные дорогостоящие медикаменты, есть ли вообще в России возможность их купить? Какие методики лечения доступны? В университете были только пациент и его болезнь. На выходе же оказывается, что ты не имеешь представления обо всей остальной структуре организации медицинской помощи. Большой пласт знаний, касающихся формальной стороны работы, пропускается.

Чем опасно для пациента: повышенная тревожность пациента из-за неуверенности врача, неэффективное лечение из-за неточных рекомендаций

— В каких-то случаях я, наверное, из-за отсутствия опыта назначала слишком много обследований. Наверняка в каких-то ситуациях могла бы пациентов быстрее успокоить. Когда я только начинала работать, совершенно не было опыта принятия этой большой ответственности на себя. Это шок и сплошное беспокойство. Первое время я всем пациентам перезванивала, уточняла – все ли у них в порядке, помогло ли назначенное лечение.

Как справилась: узнала систему, пройдя ее как пациент.

— Мне, можно сказать, повезло — после интернатуры я сразу ушла в декрет. И подготовка к рождению ребенка внезапно стала отправной точкой, после которой я по-другому взглянула на профессию и поняла, сколько всего еще не знаю. Никто не объяснял мне, как у детей лечить ОРВИ, как помогать маме налаживать грудное вскармливание. А это и составляет основу работы педиатра. На один вопрос про условную пневмонию приходится 100 вопросов, типа: «У нас две недели после сада не проходят сопли, нарушен вакцинальный график, что делать?» При этом, в аптеках куча препаратов от ОРВИ. Ты думаешь: «Что я должна назначить? По какой схеме? Почему у трех врачей три разные схемы лечения ОРВИ, а в рекомендациях указана четвертая? На какой клинический опыт я должна опираться? Как я его должна выработать?» Я начала читать и поняла, что нет препаратов, которые влияют на течение ОРВИ, и надо просто дать ребенку питье, жаропонижающее при температуре, промыть нос и проветрить комнату. Тогда все начало вставать на свои места, и жизнь стала проще. Дочку я лечу сама, в поликлинику ходим только делать прививки.

Сколько пациентов: в 2017 году в Самарской области было зарегистрировано 518 882 ребенка от 0 до 14 лет. Большинство из них — пациенты врачей-педиатров.

Поступила в ординатуру и поняла что не мое

Ирина Зароченцева. Фото: личный архив.

Принять правильное решение

Нине Крючковой 28 лет, Красноярский медуниверситет окончила с отличием, работает кардиологом в городской больнице. Ее рассказ похож на книгу Михаила Булгакова «Записки молодого врача», в которой калейдоскопом мелькают заученные параграфы учебника по анатомии, но на практике все оказывается иначе. И только смекалка, воля и интуиция помогают врачу не опустить руки перед трудностями. Прошло два века, а опыт врача, по сути, тот же.

Стаж работы: 3 года

— Я с детства мечтала стать врачом, делала игрушкам уколы и представляла, как спасаю людей. Мне нравится медицина, потому что в ней есть что-то настоящее. Еще я люблю видеть результаты своего труда. Когда я помогаю конкретному человеку, то получаю моральное удовлетворение и эмоциональный ресурс работать дальше. Для меня важно, что я улучшаю здоровье людей и продлеваю им жизнь. Если не считать моей тяги к естественным наукам, то это моя основная мотивация.

Недостающий навык: умение искать актуальную медицинскую информацию и видеть картину заболевания целостно

— Пока я училась в университете — дежурила в больнице, но все равно в начале работы мне не хватало практических навыков. Например, в книгах описана болезнь, но в реальности у пациента может быть еще несколько сопутствующих заболеваний, причем в разных сочетаниях. Нужно учиться видеть картину целостно. Это очень важный навык. И он не придет с опытом, если отсутствует желание учиться. Хорошо, если бы студентам подавали информацию не как в школе, когда сначала объясняют, а потом спрашивают. А давали бы тему, чтобы человек сам ее изучил, и уже потом спрашивали и вносили коррективы. Навык поиска информации очень помогает в работе. Мы ведь не можем знать всего, поэтому нужно уметь быстро ориентироваться в постоянно меняющемся информационном поле и не пасовать перед новыми задачами.

Чем опасно для пациента: ухудшение состояния из-за неправильно принятых решений

— У меня была пациентка — бабушка 87 лет. Ее беспокоили боли, которые можно было убрать, сделав операцию. Но в ее возрасте риски были огромными. Несмотря на мои объяснения, она настаивала на операции и грозилась покончить жизнь самоубийством, если мы не сделаем ей операцию. Хирурги не хотели оперировать эту женщину. Но пациентка очень просила меня, и я уговорила хирургов. В результате женщина умерла. Я до сих пор прокручиваю детали этой ситуации и думаю, правильно ли я тогда поступила. Работа врача — умение брать на себя ответственность за пациента, а для этого я должна видеть ситуацию целостно, все учесть.

Как справилась: училась у коллег, которые соглашались помочь

— Уже ретроспективно я понимаю, что были рискованные ситуации и во многом мне везло. Хорошо, что рядом были хорошие врачи, готовые объяснять.

Сколько пациентов: смертность от болезней сердечно-сосудистой системы в Красноярском крае по итогам 2018 года составила 496,4 случая на 100 тыс. населения.

Поступила в ординатуру и поняла что не мое

Нина Крючкова. Фото: личный архив.

Использовать современный метод

Сначала Анастасия Барсук хотела стать дальнобойщиком, но когда в школе начались химия и биология, поняла, что мечтает о медицине. С этого момента все ее свободное время занимали дополнительные занятия.

Стаж работы: 2 года

— С седьмого класса я целенаправленно готовилась к поступлению в военно-медицинскую академию. Приходилось читать много литературы и заниматься. Много сил и денег уходило на дополнительное обучение, так как уроков в школе не хватало, чтобы получить высокие баллы ЕГЭ и увеличить свои шансы поступить в вуз. Учиться ради корочки — это не про медицинское образование. Развлечениям не было места в моей жизни. Я не ходила в клубы и не гуляла, как мои сверстники, а сидела и учила все, что было нужно. И все же это было самое лучшее время. Я знала, на что шла и ради чего.

Какого навыка не хватало: владения кольпоскопией и недавно появившимися методами диагностики и лечения

— По большому счету ординатура дает возможность и площадку, где можно научиться многому, но не всему. Область или специфика работы, в которой решает трудиться бывший ординатор, может измениться, и к этому ординатура не готовит. Потому приходиться доучиваться самому. Например, в ординатуре не было курса по кольпоскопии (диагностическая процедура, во время которой врач осматривает влагалище пациентки с помощью специального прибора — кольпоскопа — прим. ред.).

Как справилась: много консультировалась со старшими коллегами, брала дополнительные дежурства.

— В ординатуре, как правило, показываешь себя уже специалистом. Это все очень интересно, но многие жалуются, что не хватает практики. Я считаю, что при желании можно «поклянчить» или попросить побольше дежурств, чтобы получить нужную информацию и практические навыки.

Сколько пациентов: c января по август 2019 года в Санкт-Петербурге родились 39 518 детей.

Поступила в ординатуру и поняла что не мое

Анастасия Барсук. Фото: личный архив.

Над текстом работали: Саша Васильева, Анна Вознюк, Светлана Рычина, Полина Фоминцева, Полина Вострикова.

Источник

Как живет врач-ординатор в Москве с доходом 33 400 ₽

О себе

Город: Москва, живу здесь семь лет.

Семья: муж, ему 25 лет. В дневнике буду называть его С. Еще у нас есть шестимесячный котенок Эльфи.

Должность мужа: врач-ординатор по специальности «анестезиология-реаниматология».

Сколько откладываю: доход непостоянный, поэтому фиксированную сумму не откладываю. Иногда не остается ничего, а если накапливается прилично, еду куда-то отдыхать.

На что нужно откладывать: хочу накопить на автошколу. И однажды придется решать проблему с собственным жильем, но пока не хочу об этом думать.

Собственность: на меня записана треть квартиры, в которой живут бабушка с дедушкой. Надеюсь, они проживут еще минимум лет 20, так что не учитываю эту собственность.

Регулярные траты

Путешествия: до 45 000 Р в год. В других странах я плачу за себя сама, включая развлечения и питание. Несколько раз мы брали туры у «Тревелбелки» — так можно дешево путешествовать. Три года назад даже съездили в Тунис на неделю за 12 000 Р с человека. В стоимость входил перелет, проживание и питание. Было слишком прохладно, чтобы плавать, зато мы посмотрели пустыню и ближайший город. В 2019 году мы были в Гоа, зимой 2020 ездили в Таиланд, а летом — в Санкт-Петербург. В следующий раз хотим слетать на Мальту.

Одежда: примерно 2500 Р с учетом верхней одежды и обуви. Я очень люблю красивые модные вещи, но стараюсь себя сдерживать. Покупаю в масс-маркете : H&M, «Бершка», «Страдивариус», «Зара».

Подарки: около 19 000 Р в год. Из них 7000 Р уходит на подарки двум заведующим — кафедрой и отделением. Первого я видела два раза в жизни, но нам сразу сообщили, что здесь принято его поздравлять. А дарить что-то завотделением — наша инициатива. Обычно дарим им конфеты, алкоголь, кофе и подарочные карты. Еще покупаем в отделение пироги и тортики на 8 Марта и Новый год. К слову, у С. в ординатуре пока ни разу не скидывались на подарки.

Примерно на 5000 Р в год я дарю что-то родственникам и друзьям. И на 5000—7000 Р покупаю подарок С. на день рождения. Он мне дарит примерно на такую же сумму.

Транспорт: 405 Р — проезд в метро по социальной карте.

День первый, воскресенье

09:00. Просыпаюсь и иду кормить кошку Эльфи. Она ест сырое мясо: говяжье и индюшачье филе, куриные шеи, желудочки, печень и сердца. Я с вечера достаю их из морозилки и кладу в холодильник, а утром нарезаю и посыпаю отрубями или тертой морковью.

Когда Эльфи была котенком, я не смогла приучить ее к корму. Потом я подробнее изучила вопрос и поняла, что лучше всего кормить кошек сырым мясом. Еще даю ей яйцо, творог и рыбу несколько раз в неделю.

Варю себе на завтрак кукурузу и кофе. Муж кукурузу не любит — ему делаю сырники с изюмом.

10:00. Умываюсь и привожу себя в порядок.

10:30. Занимаюсь научной работой. Я состою в группе, которая разрабатывает программу искусственного интеллекта для распознавания на КТ компрессионных переломов позвонков. За это меня вписывают в научные статьи как соавтора — пригодится, если соберусь в аспирантуру.

Сегодня размечаю позвонки на снимках КТ, чтобы искусственный интеллект учился их распознавать. Муж еще спит.

13:00. Хочу быстро пожарить курицу, сварить гречку и пообедать. Но успеваю съесть только маленький кусочек: сильно опаздываю на встречу с мамой и сестрой.

С. не любит гулять, поэтому рад, что сегодня я не заставлю его выходить. Будет убираться и отдыхать — смотреть видео на «Ютубе» и играть в «Доту».

14:45. Встречаюсь с мамой и сестрой в метро. Я опоздала на 15 минут, а мама заезжала в церковь, не рассчитала время и опоздала аж на полчаса. Она у меня молодая, стильная и очень современная. У нас отличные отношения. Мы регулярно гуляем по Москве, как подружки.

Мама и сестра живут в ЖК «Новое Павлино» в Подмосковье. В 2019 году мама продала квартиру в нашем родном городе, взяла ипотеку и купила здесь квартиру в новостройке. Хотела, чтобы мы все были рядом. Сестре 15 лет, скоро она будет поступать в московский вуз, да и я не собираюсь возвращаться.

Я люблю ходить с мамой в музеи. Сегодня она не переставая говорит: «Только представьте, в это зеркало смотрелся Булгаков. А на этой маленькой кухоньке он готовил. Посмотрите, какой неудачный вид из окна на стену. А как здорово было тем, кто один жил в таких огромных квартирах». Я заражаюсь ее энтузиазмом и начинаю все это представлять.

После музея гуляем по Малой Бронной. Интересные ощущения: гулять по улицам, названия которых слышала в песне, книге или фильме.

17:00. Едем на ВДНХ: у меня есть сертификат на 12 бесплатных шариков мороженого «Баскин Роббинс». Получила его на дне рождения подруги — она водила нас на фабрику мороженого.

Идем до кафе через парк у Ботанического сада. Красота! Сегодня очень холодно — берем в кафе три чашки горячего чая, чтобы согреться. Платит мама.

19:40. Я дома. Разуваюсь, целую мужа и обнимаюсь с кошкой на кровати. С. прибрался в квартире — очень этому рада.

Мы живем в пределах Мкада на юге Москвы. Когда переехали из общежития, квартира мне нравилась: она просторная, тут не было советской стенки и бабушкиного хрусталя. А собственные ванная и кухня казались роскошью. Но спустя год эта квартира мне противна: в ней ободраны углы, на обоях пятна, ванна не отмывается, деревянный пол разваливается. Как ни прибирайся, глаз все равно за что-то цепляется. А на стене ужасный огромный старый красный ковер.

20:00. Едим гречку и курицу, которые я делала на обед. Потом готовлю на завтра куриное филе с макаронами.

21:00. Я смотрю лекции по лучевой диагностике, а С. — по анестезиологии. Эльфи игнорирует меня и ложится на мужа. С возмущением отправляю фотографию маме, сестре и свекрови. Свекровь пишет, что кошечка хочет влюбить в себя С.: чувствует, что он плохо к ней относится.

22:30. Иду в душ, и ложимся спать.

День второй, понедельник

Траты за день: 236 Р

06:30. Просыпаюсь. Собираюсь, ем кукурузу и пью кофе. Мы берем во «Вкусвилле» венский кофе — с большим количеством молока. С. встает на час раньше, он уже ушел. На завтрак, как всегда, ел зерненый творог.

07:20. Выхожу из дома. До метро мне 15 минут быстрым шагом, потом еще 20 минут от метро до места, где прохожу ординатуру. В целом я хожу пешком минимум час в день. Полезно для здоровья.

Разнообразия здесь нет. В основном одни переломы, дегенеративно-дистрофические заболевания шеи и поясницы и немножко пневмоний. От этого уже тошнит, хочется развиваться. Но сегодня доктор направляет меня в кабинет маммографии. Это самое интересное, что есть в классическом рентгене: трактовать изменения на маммограммах сложнее всего, легко пропустить патологию.

Каждая восьмая женщина заболевает раком молочной железы. А маммография — главный метод диагностики после 40 лет. Если увидеть изменения на ранней стадии, можно полностью вылечить человека. Поэтому важно правильно интерпретировать результаты.

Я вбиваю информацию о пациентах в карты, описываю несколько исследований и повторяю материал к сегодняшнему занятию с заведующей. Его тема — рентген-признаки опухолей костей.

12:00. На 15 минут делаю перерыв. Ем курицу с макаронами, принесла их в контейнере.

14:30. Заведующая в очередной раз отменяет занятие. Изредка она проводит небольшие уроки, где опрашивает нас по теме. Я благодарна ей за это: сейчас мало где дают теорию. Ее уроки интересные, но информации в них мало — все свои знания я получила от врачей отделения и из книг. Из-за занятий мне постоянно приходится переносить репетиторство. А потом мы ждем ее часами, а она в последний момент все отменяет.

15:00. Иду домой. Очень хочу пить, делаю крюк и захожу в «Спар» за водой. −20 Р

В метро читаю с телефона детскую книгу Coraline на английском, по ней снят одноименный мультик. Язык в книге очень простой, а история интересная. Новые слова вписываю в приложение Quizlet. Потом их пролистываю и пополняю словарный запас.

До этого я читала женский детектив Полы Хокинс The Girl on the Train. Проглотила его залпом, даже не выписывала слова.

16:00. Я почти дома. Иду мимо «Вкусвилла» и открываю его приложение. Выбираю свой магазин и смотрю, что сегодня по акции «Я в магазине» — каждый раз это шесть новых продуктов со скидкой 20%. Ура! В списке мой любимый сырок и сыр «Южный» — он похож на адыгейский. Покупаю их вместе с бутылкой молока. −216 Р

16:30. Я дома, иду гулять с Эльфи. Она очень активная, дома ей скучно. Поэтому иногда выхожу с ней на улицу, а заодно и сама проветриваюсь. Летом получалось гулять каждый день, теперь из-за учебы — гораздо реже.

Эльфи не собака и хочет гулять сама по себе, а не ходить за мной. Чтобы ей было комфортно, я купила поводок-рулетку.

Каждый раз, когда я выхожу из дома, она пытается выбежать из квартиры. Даже у лифта слышно, как она жалобно мяукает под дверью, потому что ее не взяли

17:30. Прибираюсь на кухне. Подметаю, протираю шкафчики, загружаю посуду в посудомойку, которую С. купил весной. Ненавижу наводить порядок: это бесполезное занятие, плюс я почему-то убираюсь медленно.

18:00. Возвращается С.

18:30. Готовлюсь к занятию с учеником.

В 2015 году, в начале третьего курса, я искала подработку. Не хотела работать продавцом или официантом, а медсестрой можно было устроиться только с четвертого курса. Моя подруга занималась репетиторством по математике и посоветовала тоже попробовать. Я развесила объявления на подъездах в своем районе и так нашла первых клиентов.

Первый год я преподавала математику и химию. Было несложно, но скучно. И я перешла на английский — подумала, что это поможет не забыть язык. Я снова развесила объявления и нашла двух детей. Они жили в соседних домах, было очень удобно.

Потом их родители посоветовали меня знакомым, занятий стало больше. Я даже отказалась от нескольких предложений, потому что не хватало времени. Но когда я переехала из общежития, к прежним ученикам стало далеко ездить. И на новом месте я нашла новых клиентов.

Еще один клиент платит мне 1200 Р — это бывший ученик моего друга, тот решил больше времени посвящать работе и отказался от уроков. Друг брал по 1400 Р за час, и я испугалась просить намного меньше: вдруг родители решат, что я плохой учитель.

20:00. Начинается занятие с учеником. Смешно поем на английском песню на скорости 0,75. Это старая избитая I’m blue группы Eiffel 65: уровень ученика — Beginner, а в этой песне простая грамматика и полезные слова.

Родители ученика переводят мне деньги на карту. Налоги я не плачу — и в будущем не собираюсь, если это будет возможно. +1100 Р

В целом заниматься онлайн удобнее: не надо носить с собой планшет, гору распечаток и тратить время на дорогу. Я быстро освоила «Зум» и доску «Миро», и уроки стали даже интереснее. Тяжело заниматься только с девочкой из четвертого класса: мы и поем, и танцуем, но все равно сложно удержать ее внимание. А другая девочка на год младше — и онлайн-уроки проходят замечательно.

У меня нет педагогического образования, но я тщательно готовлюсь к занятиям. За основу беру учебники зарубежных издательств: Headway, Metro, Go Getter, Super Minds, Academy Stars. Подбираю видео, мультики, кусочки фильмов, песни, посты из «Инстаграма», игры с Wordwall и много чего еще.

Чтобы детям было интереснее, я даю им задания на интерактивной доске «Миро». Через «Зум» позволяю управлять моим экраном — ребенок пишет, рисует, печатает и передвигает на доске предметы. А после занятия я заношу новые слова в Quizlet и отправляю ученику ссылку.

21:15. Созваниваюсь с сестрой в «Зуме», чтобы помочь ей с химией. Я очень любила этот предмет, но потом многое забыла.

22:15. Понимаю, что не поужинала. Умираю от голода. Съедаю много адыгейского сыра из «Вкусвилла» вприкуску с помидорами.

С. говорит, что не голодный. Ему повезло: в больнице, где он проходит ординатуру, бесплатно кормят.

23:00. Голова загружена, о чтении рентгена не могу даже думать. С. читает анестезиологию, а потом играет на компьютере.

Пора спать, но не хочется. Включаю новый фильм, который посоветовала подруга, — The Social Dilemma. Фильмы я смотрю в оригинале. Так поддерживаю уровень английского, и мне приятнее слышать голоса актеров, а не озвучку.

У друга есть подписка на «Нетфликс», и он бесплатно разрешает мне смотреть по ней фильмы. Если чего-то там нет, то ищу на lelang.ru — там есть двойные субтитры. Это хорошо для тех, у кого плохой английский и кто только начал смотреть на нем фильмы. Еще мне нравятся бесплатные сайты fenglish.ru и Fanserials.

Я считаю, что даже с низким уровнем английского нужно понемножку смотреть фильмы или легкие сериалы. Вы в любом случае поймете основные моменты. На «Ютубе» даже есть видео, где мужчина и женщина разговаривают на выдуманном языке, похожем на английский. И зритель понимает, что там происходит. Но выучить язык, просто смотря фильмы, конечно, не получится.

The Social Dilemma — документальный фильм о том, как социальные сети влияют на нас и мир в целом. Я смотрю только половину. В целом там ничего нового, но как-то лучше ощущаешь, насколько все глобально. Главная идея — что мы не пользователи, а продукт.

Размышляю, как соцсети влияют на меня. Вот моя подруга в них не зарегистрирована. А я есть во «Вконтакте», но почти там не появляюсь — только отвечаю на сообщения. В «Инстаграме» я подписана на пару врачей и на аккаунты с разборами рентгенологических кейсов. Еще — на нескольких преподавателей английского: беру у них идеи для уроков. А у англоязычных блогеров ловлю разговорные фразы. В общем, я получаю пользу от соцсетей и пока не готова от них отказаться. Но решаю сократить время, которое провожу в «Инстаграме».

00:30. Ложимся спать.

День третий, вторник

Траты за день: 1169 Р

05:40. Просыпаюсь от будильника С. Мне сегодня во вторую смену, могу дальше спать.

Сегодня у нас годовщина: три года назад мы расписались в загсе. Подарки на этот праздник у нас дарить не принято, но что-то приятное сделать хочется — приготовлю салат с креветками. Ставлю пармезан на «любимый продукт» во «Вкусвилле» и снова ложусь.

Включаю фоном видео на «Ютубе»: Lucy Bella рассказывает о жизни с женихом. Это позитивная симпатичная девушка с умопомрачительным британским акцентом RP. У нее есть канал English with Lucy, я смотрела там несколько видео. А недавно узнала, что у нее есть второй канал — о жизни. Стало интересно увидеть ее с другой стороны.

Люси рассказывает, как в первый раз увидела своего парня. Тогда она подумала, что раз он такой красивый, то очень высокомерный. Я тоже замечала, что внешность часто не соответствует внутреннему миру. Вот и С. поначалу казался мне другим: очень крутым, мегаобщительным, постоянно веселым, беззаботным и отчасти самовлюбленным. А на самом деле он серьезный, ответственный, вдумчивый и ранимый.

10:30. Привела себя в порядок и сажусь смотреть лекции по компьютерной томографии. Купила курс еще летом, а теперь заканчиваю. Все курсы по медицине очень дорогие, но ординаторы покупают в складчину. В этот раз с меня вышло меньше тысячи рублей.

Я знаю, что в некоторых учреждениях есть теоретические лекции для ординаторов. Но в основном мы получаем знания на месте, рядом с врачом. Чаще всего эти врачи не работают на кафедрах и ни копейки за это не получают. Так что надо быть полезным врачу, чтобы он тебя учил. При этом платных мест в ординатуре в разы больше, чем бюджетных. И я понятия не имею, куда идут деньги, которые ординаторы платят за обучение.

Эльфи как сумасшедшая носится вокруг. Снимаю видео: кидаю ей игрушку, а она, как собачка, приносит ее обратно. Эльфи часто так делает, но только в определенном настроении. Отправляю ролик маме, сестре и двум подругам.

11:45. Устала. Вместо полноценной тренировки включаю видео 15 min sexy dance workout. Я не успеваю повторять движения, но мозг перезарядился.

12:00. Готовлюсь к занятиям с двумя учениками.

13:30. Доедаю остатки курицы с гречкой.

14:00. Еду к ученикам — до них пара станций на метро. Это брат и сестра, они живут в соседних квартирах, и с ними я занимаюсь у них дома. За проезд не плачу, потому что есть социалка.

15:00. После двух занятий ухожу в великолепном настроении: от уроков вживую я получаю больше энергии. +1800 Р

17:15. Захожу в «Ашан» за куриными шеями для кошки. Заодно покупаю креветки для салата — нужен целый килограмм. Еще беру бекон, сливочное масло и медицинскую маску: я забыла свою дома, а на кассе без нее отказались обслуживать. −667 Р

18:00. Захожу во «Вкусвилл» и беру пармезан, айсберг, помидоры и молоко для кофе. −502 Р

По дороге домой звоню бабушке с дедушкой. Когда мы переехали, с ними в городе осталась только моя тетя, теперь им очень одиноко. Мы тоже скучаем и приезжаем к ним раз в месяц. Говорю, что будем в это воскресенье.

18:30. Я дома. С. уже вернулся и занимается с учеником математикой. Обнаруживаю на кухне белые розы и мои любимые маршмеллоу. Обожаю добавлять их в кофе, но сама никогда не покупаю, потому что это вредно. Еще на столе лежит конфетка Love is… и листочек с надписью: «С праздником, любовь!» Мне очень приятно.

19:00. Чтобы не съесть все креветки, пока буду делать салат, перекусываю йогуртом.

20:00. Ужинаем, смотрим альбом с фотографиями, вспоминаем поездки, общежитие и учебу в университете.

21:30. С. смотрит какие-то видео. А я отправляю ученикам домашние задания и готовлюсь к следующему уроку. Выписываю траты за день и обнаруживаю, что дважды пробила молоко на кассе самообслуживания во «Вкусвилле». Обидно.

23:00. Ложимся спать.

День четвертый, среда

Траты за день: 160 Р

06:20. Встаю и завтракаю кукурузой.

07:20. Захожу во «Вкусвилл» за обедом. В это время выкладывают много готовой еды со скидкой 40%. Беру куриное фрикасе с рисом и иммуноцею с сиропом шиповника. Еду на метро в ординатуру. −130 Р

08:30. Я в рентген-отделении. Обязанности врачей здесь разделены: каждый описывает снимки одной области — костей, легких, желудка или молочных желез. Через месяц врачи меняются между собой.

Сейчас мой врач отвечает за кости и маммограммы. Сегодня протоколы на костном приеме пишу я, потом врач их исправляет, дополняет и подписывает.

После ординатуры я смогу работать на классическом рентгене, КТ и МРТ. Последние интереснее, сложнее и требуют больше знаний. Еще эта работа ответственнее: на рентгене патологию часто не разобрать и конечное заключение пишут врачи КТ и МРТ. Не зря и зарплата у них значительно выше.

Выбирая специальность, я рассчитывала работать как минимум на КТ. Будет очень грустно, если придется каждый день описывать только флюорографии. Но, думаю, так не произойдет. Раньше аппаратов КТ и МРТ было мало и врачи годами работали на классическом рентгене, прежде чем перейти на томографы. А сейчас классический рентген отходит на второй план и многие идут описывать КТ- и МРТ-исследования сразу после ординатуры.

Репетиторство я тоже не хочу забрасывать: это будет запасным вариантом после лучевой диагностики. К тому же преподавать английский мне в удовольствие. Планирую даже сдать языковой экзамен, чтобы заткнуть внутреннего самозванца и подтянуть уровень. А может, сдам еще какой-нибудь экзамен по методике.

12:00. Заболела спина. Вышла в комнату отдыха персонала и разминаюсь, пока никто не видит.

14:00. Обедаю едой из «Вкусвилла».

15:30. Голова как будто чугунная, мозг очень устал. Открываю окно и выглядываю, чтобы подышать свежим воздухом. Неудачно облокачиваюсь на наружную раму — теперь весь рукав халата черный.

16:30. Начинается занятие с заведующей.

Я в шоке, сложно описать, что я чувствую. Меня переполняет гнев и отчаяние, даже задергался глаз. Какой смысл смотреть на исследования в архиве без пояснений? Это то же самое, что просто глядеть в словарь, когда учишь испанский. Как можно разобраться в КТ, никогда не открывая даже программу для просмотра исследований?! Одногруппники тоже расстроены, но вроде не так сильно, как я. Хотя мы не очень близко общаемся.

В нашей ординатуре есть несколько баз, то есть больниц. И, насколько я знаю, другие базы еще хуже. В итоге каждый выкручивается как может. Одна девушка ходит учиться к знакомому врачу. У другого одногруппника отец — врач МРТ. Еще один просто работает терапевтом и почти не ходит на учебу. А одна одногруппница как раз и хочет работать на классическом рентгене.

Иду домой как во сне. Больше не хочу тратить время на отделение с классическим рентгеном. Я думала, что за этот год стану достойным специалистом и приду на работу, зная основы КТ. Теперь буду бояться пропустить патологию, потому что мало знаю.

18:40. Захожу во «Вкусвилл» за сырком. −30 Р

Пишу подруге, которая учится в другой ординатуре, но тоже на лучевой диагностике. Она мне сочувствует.

20:00. Занимаюсь с учеником. С ним мы всегда сначала смотрим кусочек серии Ghostwriter — это такой детский сериал. Потом разбираем: не переводим каждое слово, но я обращаю его внимание на некоторые выражения. И он отвечает на вопросы по содержанию. +1200 Р

21:15. Сестра просит позаниматься с ней химией. После занятия рассказываю маме о ситуации с КТ. Но она работает, и разговор получается скомканным.

22:15. Очень хочу есть. Достаю из холодильника тофу — покупала, чтобы приготовить что-нибудь вкусненькое. В итоге просто отрезаю куски и ем с солью. С. поужинает в кафе с двумя бывшими одногруппниками из университета. Это «Токио-сити» — одно из наших любимых мест: там недорого и вкусно. Жаль, в Москве мало таких заведений.

22:30. Режу для кошки куриные шеи, которые купила вчера. Подходящее занятие под мое настроение. Решаю, что спрошу заведующую, можно ли посидеть на МРТ.

00:30. Приходит С., и мы ложимся спать.

День пятый, четверг

Траты за день: 368 Р

07:40. Звонит будильник. Я плохо спала, снился дождь. 20 минут валяюсь в постели: сегодня мне во вторую смену.

Готовлю омлет с жареным беконом. Это вредно, но слишком вкусно, чтобы не есть. Муж дома: еще вечером сказал, что приболел.

09:00. Выхожу из дома. Сегодня чудесная погода, уже четвертый день бабье лето. Еду к подруге: у нее два велосипеда и я предложила на них покататься.

Захожу во «Вкусвилл» и покупаю гостинцы: финики, которые ставила на «любимый продукт», два сырка и попкорн. Себе на обед беру пасту алла норма и термостатный йогурт «Гранола» по скидке. −368 Р

10:00. Наконец-то села в автобус. Он идет через Мкад и странную дорогу до Московского. Там и живет моя лучшая подруга М. Ехать долго, около 40 минут.

10:40. М. встречает меня на остановке. Заходим переодеться и забрать велосипеды. Рассказываю про заведующую — подруга поддерживает. Она понимает, как это важно для меня. Говорит, что я буду много читать и все равно стану хорошим специалистом. И вообще, все еще может поменяться.

М. рассказывает, что ей надоел ее большой тяжелый Айфон, на котором так и хотелось зависнуть в интернете. Поэтому она положила его в тумбочку и купила простую желтенькую кнопочную Нокию. Такими сейчас пользуются только бабушки. Но там есть все необходимое: камера и выход в «Вотсап» и на «Ютуб». В общем, интересное решение, заставляет задуматься.

Обсуждаем тему детей. Подруга, как и я, пока не хочет их иметь, но в будущем планирует.

Прогулка получилась великолепная, два часа пролетели незаметно. Мы объездили два парка, проехали по дворам и остановились у озера перекусить сырками. Жалею, что не взяла телефон, чтобы сфотографировать: было очень красиво.

13:00. Захожу к М. за вещами и крашусь. Перед подругой не стремно быть без косметики, но в ординатуре и на занятиях с учениками я не могу без туши. Я выгляжу слишком молодо, у меня блондинистые волосы — и ресницы почти не видны. С накрашенными ресницами я ощущаю себя старше и солиднее.

Еду в ординатуру. Думаю, что Московский, где живет подруга, почти идеален для жизни. Рядом лес, шикарный парк, в районе чистенькие ухоженные дворы. И несложно добраться до развлечений в центре Москвы.

14:30. Пришла в больницу. Момент настал — иду к заведующей. Хочу попросить разрешения ходить в МРТ- и КТ-отделения хотя бы по субботам. У нее очень специфический характер, все ее боятся и предпочитают не перечить. Чтобы потом не расстраиваться, заранее представляю, как она на меня орет.

15:00. Описываю снимки на костном приеме. Мне нравится, но надо учиться делать это быстрее. Сейчас я хожу в смену с моим любимым врачом. Она молодая, но единственная в отделении не лебезит перед заведующей, а говорит спокойно. Рассказывает, что ей не нравится здешняя атмосфера и однообразная работа — ищет другое место.

Во время перерыва ем пасту и йогурт из «Вкусвилла».

18:30. Приходится отпрашиваться пораньше. Смена до 20:00, но в это время у меня занятие с девятиклассником.

По дороге к метро слушаю подкаст Science Vs об акулах. Мне нравится, что там четкая речь и иногда можно узнать полезные вещи. Но выпуски очень длинные. У Radiolab тоже много полезной и интересной информации, но речь менее разборчивая. Я чаще слушаю подкасты Rock n’ Roll English — там тоже отличная речь и реально смешные шутки. Порой я иду по улице и улыбаюсь во весь рот. У них есть сайт, где можно посмотреть разговорные слова из каждого выпуска.

Но моя лучшая находка 2020 года — приложение Blinkist. В нем собраны краткие содержания книг в текстовом и аудиоформате. Если я слушаю и чего-то не понимаю, то заглядываю в текст — это очень удобно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *