Постовая служба в храме что значит

Церковная служба — виды, содержание, значение

Узнайте все самое интересное и полезное о церковной службе, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста

Православное богослужение — что это

Молитва, как частная, так и общественная (церковная служба), является одной из важнейших обязанностей человека по отношению к своему Творцу и Благодетелю. Она основана на осознании своего долга перед Богом, своей немощи без Него. Первое упоминание об общественной молитве находим в книге Бытия:

«у Сифа родился Енос; тогда начали призывать имя Господа Бога» (Быт. 4:26).

Помимо молитвенного обращения к Богу, общественное богослужение содержало различные обряды, жертвоприношения (Быт. 4:3-4) и совершалось в определённых местах. Впоследствии и содержание, и порядок богослужений менялись в соответствии с нуждами людей и особенностями времени. Возглавлялась служба священниками. Писание упоминает священников Мелхиседека, Иофора, далее — Аарона и его преемников.

Церковная, то есть совместная, молитва воспитывала в человеке благоговение к Богу, укрепляла веру. Богослужение открывало перед духовным взглядом человека тяжесть греховного падения, но внушало и надежду прощения, возвращения утраченного общения с Богом.

Новозаветное богослужение не содержит жертвоприношений животных, характерных для религии Ветхого Завета. Служба совершается в храме и имеет свою главную составную часть — Литургию.

Порядок богослужения в Православной Церкви

Современное церковная служба имеет свой суточный круг, состоящий из девяти последований:

Каждая из частей суточного круга имеет свой смысл и служится в соответствии с Уставом богослужения. Помимо будничных суточных служб есть праздничные службы. Устав разделяет праздничные службы на следующие: всенощное бдение, полиелейная служба, славословная и шестеричная службы. Церковная служба двунадесятых и великих праздников, а также воскресная служба включают всенощное бдение. Церковный день по древней традиции начинается с вечера.

Вечерня

Вечерня символизирует нашу молитвенную «жертву вечернюю» Господу и по Уставу должна начинаться после захода солнца. В этой молитве мы благодарим Бога за прошедший день, просим Его о прощении наших согрешений, и просим Его благословения на наступающий вечер.

Вечерней начинается суточный круг, она символизирует начало нашей истории. Начинается с чтения 103-го псалма, повествующего о сотворении мира Богом. В случае всенощного бдения совершается торжественное пение указанного псалма при открытых Царских вратах и сопровождается каждением. Мы вспоминаем блаженство человека в раю, его единение с Богом, гармонию всего сущего. Затем пение заканчивается, и врата закрываются, что означает изгнание прародителей из рая за согрешение. Следует Великая ектения, показывающая, что после грехопадения человеку положено трудиться и в молитве испрашивать у Бога всё необходимое. Далее следуют стихиры «Господи, воззвах», символизирующие плач и молитву падшего Адама, начало нашей истории в стране изгнания.

В случае бдения или полиелея совершается вечерний вход. Он символизирует приход в мир Искупителя, пророчества ветхозаветных праведников о Нём. Затем читаются праздничные паремии — отрывки из Ветхого Завета.

Далее следуют ектении и стихиры. Заканчивается Вечерня пением «Ныне отпущаеши…», знаменуя наступление новозаветного периода.

Повечерие

Повечерие по традиции служилось перед отходом ко сну. Помимо молитвенного прошения Божия благословения на сон грядущим, по слову Святых Отцов, содержит благочестивые размышления о времени покоя во гробе тела Господа нашего Иисуса Христа.

Полунощница

Полунощница символизирует постоянную готовность верующих к приходу Судии. Время её совершения — полночь. При этом также вспоминается усиленная ночная молитва Спасителя в Гефсиманском саду перед Крестными страданиями. Церковь призывает христиан подражать святым ангелам в непрестанном славословии Бога. Как повечерие, так и полунощница состоят из подобранных псалмов и молитв.

Утреня

Перед рассветом нового дня совершается Утреня. Мы просим Божиего благословения и помощи на предстоящий день. Вспоминается единство Церкви небесной и земной, молящиеся обращаются к святым с просьбами о помощи.

Утреня символизирует новозаветную историю человечества. Характерной её особенностью является начальный возглас священника «Слава Святей Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице…!».

Затем идёт шестопсалмие, последование из шести избранных псалмов, символизирующее плач кающегося грешника, а также тайну Вифлеемской ночи.

Кафизмы Псалтири, напоминающие нам о крестных страданиях Спасителя.

В случае бденного и полиелейного порядка службы основной торжественной частью утрени является полиелей с пением величания, чтением Евангелия и помазанием прихожан святым елеем. Полиелей, следующий после кафизм, знаменует Воскресение Христово.

Канон, состоящий из 9 песней в честь праздника или святых дня.

Существенной частью является великое славословие (благодарность Богу за все Его милости), которое либо поётся, либо читается.

Сугубой и просительной ектениями завершается Утреня.

Часы — это краткие церковные последования, состоящие, чаще всего, из трёх псалмов и нескольких молитв, в память о священных событиях.

1-й час совершается сразу после Утрени, символизирующий предание Спасителя на суд первосвященников.

3-й час совершался около 9 утра по нашему времени. Вспоминается суд у Пилата и страдания Спасителя.

6-й час соответствует нашему полдню. Совершается в память распятия Спасителя.

Божественная Литургия

Литургия — это главная церковная служба. Она является центром всего суточного круга. Литургия совершается в «воспоминание Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Христос принёс Себя в жертву правосудию Божию за грехи рода человеческого, после чего уже не нужны все ветхозаветные приношения животных. Подобно тому, как те жертвы были лишь в ожидание Крестной Жертвы, нынешняя Литургия совершается в памятование об уже свершившейся Жертве. Главная цель Литургии — наше участие в Жертве, живое переживание её.

Совершается пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Чаще всего в течение года служится Литургия Иоанна Златоуста. Литургии Василия Великого совершается лишь несколько раз в году. Это случается в дни, требующие особенного молитвенного настроения. Она отличается от Литургия Иоанна Златоуста содержащимися в ней тайными и гласными молитвами священника, и их относительной продолжительностью.

Ход Литургии

Вслед за возгласом «Благословенно Царство…», свидетельствующим, что вкушение Небесной трапезы существенно важно для нашего спасения, следуют ектении и пение псалмов, вновь напоминающие нам о ветхозаветном ожидании Мессии.

Малый вход с Евангелием. Он символизирует выход Спасителя на проповедь Евангелия (Мф. 4:17). После нескольких тропарей следует чтение из Апостола и Евангелия.

Ектении, сугубая и заупокойная, в них мы просим Бога о наших нуждах душевных и телесных, о здравии живых и о упокоении усопших.

Далее следует Херувимская песнь, во время которой совершается Великий вход с будущими Дарами. Он знаменует выход Спасителя на Крестные страдания за род человеческий. Заходящие в алтарь священник с диаконом символизируют праведных Иосифа и Никодима, погребающих святое Тело Спасителя.

Затем просительная ектения и общее пение Символа веры после чего начинается самая важная часть Литургии — Евхаристический канон. Он включает в себя священные возглашения священника от лица Спасителя, тайные молитвы и протяжное пение.

Просительная ектения и пение «Отче наш…», мы просим Господа даровать нам честь причастия Святых Даров.

После возгласа «Святая святым» начинается причастие сначала духовенства, затем мирян.

Завершается Литургия прошениями о достойном сохранении полученного Дара. Весь суточный круг богослужения приготовляет нас к самому главному моменту — принятию Святых Христовых Тайн.

Литургия Преждеосвященных Даров

Литургия Преждеосвященных Даров отличается тем, что во время неё не совершается Таинство пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. причастие совершается прежде заготовленными Дарами. Она служится только в некоторые будние дни Великого поста, гармонично соединена с Вечерней и имеет особое покаянно-утешительное настроение. Вместо чтений Апостола и Евангелия следуют ветхозаветные паремии, а вместо Евхаристического канона — умилительное последование «да исправится молитва моя…».

На практике вечерняя служба в церкви состоит из 9-го часа, Вечерни, Утрени и 1-го часа. Повечерие и Полунощница совершается в основном в монастырях. Утренняя служба в церкви включает 3-й, 6-й часы и Литургию.

Церковная служба: особенности в разные периоды года

Следует обратить внимание на имеющиеся особенности во время Великого поста, Пасхальной недели и некоторых дней года.

На период Великого поста в будние дни все службы удлиняются. Добавляются кафизмы Псалтири (на Утрени и на часах), поются Библейские песни. Само пение слышится в церкви меньше, в основном чтение, соответствующее покаянному характеру дней поста. Постовое богослужение содержит коленопреклонения и земные поклоны на каждом последовании суточного круга. Уникальный смысл имеют богослужения Страстной седмицы. Каждый день этой недели имеет свой священный смысл и уникальные элементы в богослужении.

Светлая (Пасхальная) седмица сообщает богослужениям торжество и радость о Воскресшем Христе. Все службы состоят исключительно из пения! Во всю Светлую седмицу не читаются псалмы, все каноны заменяются на пасхальный канон. На часах Повечерии и Полунощнице место псалмов также поются пасхальные песнопения. Богослужения этой недели намного короче обычного. Все они сопровождаются радостными возгласами: «Христос воскресе!», на что прихожане отвечают: «воистину воскресе!»

Следует отметить дни, когда служатся Великие, или Царские часы. Это — Навечерие Рождества Христова и Богоявления и Великая Пятница. Помимо особых псалмов в часы добавляются чтения Ветхого Завета, Апостола и Евангелия.

Православная служба наполнена красотой и гармоничностью. Оно научает христианина всем благочестивым чувствам и навыка. И главным образом — благодарению, покаянию и молитве.

Источник

ВЕЛИКИЙ ПОСТ: постовые записки, родительские субботы

Дни Великого поста — это время покаяния и молитвы. Особой формой молитвы за великопостным богослужением в нашем храме является постовая записка. Такие записки священнослужители читают в алтаре ежедневно на протяжении всего поста, до конца Светлой Седмицы. Это устная молитва. В 2021 году по срокам чтение будет длиться: с 15 марта по 9 мая (одна неделя после поста). Принимаются постовые записки как «о здравии», так и «о упокоении». Имена переписываются в специальную тетрадку (синодик) и читаются положенное время.

Великим постом службы будничных дней длинные, и так часто получается, что не всегда и не всем возможно их посетить полностью. Но нужно постараться прийти в церковь хотя бы ненадолго. А если кто из близких тяжко болен, то позвать священника домой для совершения над больным Соборования, Исповедования, Причащения. Важно, чтобы о нас и наших близких возносилась к Богу молитва в эти покаянные дни, в которые все мы призваны, по мере своих сил, молиться больше, чем обычно.

Также во время Великого поста установлены дни особого поминовения умерших – родительские субботы. Они выпадают на вторую, третью и четвертую субботы поста. В указанные дни в Спасском соборе будут отслужены панихиды, на которых совершается память всех от века усопших православных христиан, отец и братий, матерей и сестер наших.

Настоятель Спасского собора отец Петр Машковцев рассказывает о постовых записках и о требах, которые можно заказать в Спасском соборе Великим Постом.

Ко всем поминальным субботам можно заблаговременно оформить записки на панихиду, или же заказать длительные поминовения: чтение панихиды на 40 дней, поминовение на полгода, 1 год и др.

Заказать постовую записку можно ОНЛАЙН, лично в Спасском соборе или в церковной лавке.

Просим вас обратить внимание:

1. Принимаются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

2. Не крещенных в Православной вере и самоубийц в записках писать нельзя!

Источник

Православная Жизнь

Часто в храме доводится слышать приглашение священника помолиться об усопших родственниках в поминальную субботу. Что это такое? Разве не достаточно мы молимся о почивших близких, поминая их утром и вечером? Что за постовые записки предлагают подать бабушки на свечном?

Постовая служба в храме что значит

Мне вопрос о том, что у нас много поминальных суббот, кажется удивительным. Их не много, а очень мало! Объясню, почему: в году пятьдесят одна неделя. Из них всего лишь семь суббот посвящены сугубой молитве о наших усопших сродниках. Троицкая родительская суббота, Вселенская (мясопустная) родительская суббота накануне Великого поста, Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста, Радоница, Димитриевская родительская суббота. Разве это много? Понятное дело, что мы должны всегда молиться о свих усопших сродниках, каждый день, но мы говорим о церковном поминании, и его мало.

Почему Церковь молится не только о живых, но и об усопших? Потому что молитва — это проявление любви. Как оказать знаки внимания нашим родным — мы знаем, их множество, не перечислить. Но ведь мы любим и тех, кто от нас ушёл — родителей, бабушек, дедушек, прабабушек… Да, они ушли от нас в жизнь вечную, но мы ведь продолжаем их любить. Как же отблагодарить их за радостные моменты, которые между нами были? Привычные способы выразить любовь нам в этом не помогут. Более того: каждый думающий человек понимает, что никакой самый красивый крест, дорогой гроб или надгробие с эпитафиями для наших усопших родных ровным счётом ничего не значат. Нужно что-то другое, и Церковь предлагает нам молитву, причём не только о наших родных, но вообще обо всех.

Хорошо ли мы знаем своих предков? Нет, в лучшем случае — ближайшие два-три поколения. А все те, кто жил века назад? Люди, чьи имена уже никто вообще не помнит? Они ведь тоже нуждаются в нашей молитве. К слову, надо, пока наши близкие живы, выяснять имена всех своих умерших родственников, чтобы записать их в синодик и поминать, и подавать на поминание в храме, потому что это проявление заботы и любви о нашем роде. Очень тяжело жить, не зная своих корней, а ведь мы так и живём. Надо молиться о тех, кого мы знаем и знали, и передавать память о них дальше.

Постовая записка — это записка, которую священник читает каждый день Великого поста на литии. Лития — это короткое молитвословие об усопших, состоящее из тропарей, кондаков и ектении, которое читается два раза в день: в конце первого часа и после вечерни. Чаще всего это записки об упокоении, хотя сейчас у нас в практику входят и записки о здравии тоже. В дни Великого поста литургия с поминанием усопших совершается два раза в неделю: в субботу и воскресенье. В субботу служат литургию святителя Иоанна Златоуста, в воскресенье — литургию святителя Василия Великого. В будние дни — а именно в среду и пятницу — служат Литургию Преждеосвященных Даров, на которой поминания ни живых, ни усопших нет. В дни Великого поста не положено совершать полную литургию, потому что это очень торжественная служба, а пост нас приучает к простоте. Именно для того, чтобы не оставлять наших усопших сродников в пост без молитвы, и существует лития.

Постовые записки — это тоже проявление нашей любви, но, заказывая поминание и подавая записки, мы забываем об этом. Заказываем, пишем, а дальше — «Церковь помолится». Церковь-то помолится, но родные ждут нашего участия! Разве это проявление любви — отдать перечень имён чужому человеку, который не знает никого из перечисленных? Священник может помянуть всех, но не может за всех поболеть душой, потому что он их не знает. Поэтому мы должны не только физически присутствовать на службе, но и душой, умом, сердцем. Подавая записки на пост или в обычные дни, за упокой или о здравии, надо помнить: не только священник должен молиться, но и мы. Молитва Церкви о ком-то — это хорошо, но лучше, если на богослужении будут присутствовать близкие того, о ком молятся. Вообще, молитва — это борьба с эгоизмом. Проще подать записку и забыть, чем стоять на службе и молиться. Но ведь прекрасно же, когда вся полнота Церкви молится о ваших близких вместе с вами!

Священник Димитрий Паламарчук

Источник

Пост дан нам для того, чтобы победить себя

14 марта в жизни православных христиан начинается особое время — Великий пост. Сегодня мы беседуем о нем с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином.

Постовая служба в храме что значит

— «Прииде пост, мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство Ангелов и спасение человеков». Такие высокие определения даются Великому посту в Постной Триоди — книге, по которой соверша­ются богослужения в этот период. Вла­дыка, как соотнести все это с нашей повседневной жизнью?

— Действительно, в богослужебных церковных книгах, в частности, в Пост­ной Триоди, пост наделяется самыми совершенными эпитетами, и они очень точно раскрывают его суть. «Мати целомудрия», «весна души», «цвет по­каяния» — вот только немногие из тех определений, которые даются времени Великого поста. Конечно же, наша по­вседневная жизнь пока очень далека от этих понятий. Но мы призваны к тому, чтобы строить ее в соответствии с цер­ковным учением, не только говорить вы­сокие слова о духовной жизни, но и по­пытаться их воплотить. И пост — это вре­мя, когда нужно постараться это сделать.

Для этого Церковь призывает человека отложить всё ненужное, второстепенное, чтобы вспомнить о едином на потребу. Ведь помимо очень важных вещей — ра­боты, семьи, детей — наша жизнь напол­нена еще и самой разной суетой, начиная от лишних разговоров и заканчивая теле­визором и Интернетом. Все мы знаем, что мы крайне занятые люди, и у нас бук­вально минутки свободной нет. Но если во время поста мы сможем избавиться хотя бы от этих вещей, то сразу увидим, как много у нас появится свободного вре­мени. И его нужно посвятить тому, чтобы постараться жить по-христиански.

Сам пост как воздержание в пище — лишь некий костыль, поддержка для че­ловека, который хочет исправить себя и наполнить свою духовную жизнь, свое сердце добрыми, богоугодными делами, мыслями и поступками.

— Еще в той же Постной Триоди пост называется «веселым временем». О каком веселье тут идет речь?

— О самом настоящем. Хотя, конечно, не о том, которое часто приходится ви­деть: скажем, летит по городу машина, из которой слышна музыка такой гром­кости, что все вокруг дрожит.

Настоящее веселье души — это ра­дость человека, ощущающего свою бли­зость к Богу. Радость человека, сделав­шего доброе дело. Она доступна только тому, кто старается соблюсти заповеди Божии и идти в своей жизни по пути до­бродетели. И каждое доброе слово, каж­дая удавшаяся попытка помочь кому-то, облегчить его страдания приводят к то­му, что настоящая духовная радость и ду­ховное веселье воцаряются в человече­ском сердце.

— Владыка, я попрошу Вас на­помнить об основных правилах. Как правильно поститься и какие «со­ставляющие» должны быть у нашего поста?

— Да, пост состоит из целого ряда со­ставляющих. Прежде всего, это воздер­жание от пищи животного происхожде­ния — мяса, молочных продуктов, яиц, рыбы (что касается поста Великого), а в некоторые периоды даже от расти­тельного масла.

Но пост — это изменение и всей нашей повседневной жизни. Это время, когда мы призваны молиться больше, чем обычно. Особенно это касается церковной мо­литвы: нужно постараться ходить в храм почаще. Человек, который, как обычно, ходит в церковь только по воскресеньям, Великого поста может даже не заметить. В воскресенье в храмах совершается поч­ти такое же богослужение, как и в течение всего года. Собственно постовая служ­ба — это принадлежность будничных дней недели. Службы длинные, не всегда и не всем возможно их посетить полно­стью, но нужно обязательно приходить в храм хотя бы ненадолго. В первую седми­цу Великого поста вечером в наших хра­мах читается Великий покаянный канон Андрея Критского. По средам и пятницам совершается Литургия Преждеосвященных Даров. На этих службах нужно обяза­тельно побывать для того, чтобы в полной мере ощутить литургические особенности Великого поста.

Пост — это время, когда человек дол­жен проявлять повышенное внимание к самому себе и к своим взаимоотноше­ниям с людьми. Мы часто обижаемся, завидуем, гневаемся. Нужно постарать­ся воздерживаться не только от грехов делом, но и от всяких злых помыслов. Великий пост в этом смысле — особый период воспитания чувств, который нам необходим. Вообще, в идеале христианин должен всегда об этом заботиться. Но че­ловек — существо непостоянное, это его непостоянство хорошо знает Церковь, и поэтому вновь и вновь, из года в год призывает нас остановиться в повседнев­ном беге и начать все сначала.

Как мы знаем, духовная жизнь не за­ключается только в преодолении недо­статков. На освободившуюся от сорня­ков землю своего сердца необходимо насадить и добродетели. К примеру, борясь со своим гневом, с другими стра­стями — нужно обязательно учить себя любить окружающих людей, стараться не только не завидовать и не раздражать­ся, но и радоваться чужой радости и так далее. Любой человек, занимающийся са­доводством, знает: если ничего не делать после того, как пропололи сорняки, через какое-то время они вырастут заново и бу­дут еще крупнее и сочнее, чем прежде.

— Чаще всего люди, далекие от цер­ковной жизни, задают нам вопрос: жизнь и так непростая, зачем ограни­чивать себя в самых необходимых ве­щах, какой в этом смысл?

—Жизнь непроста, в основном, потому, что мы не можем получить всего, что нам хочется, причем сразу. Для того, чтобы че­ловек не испытывал этих мучений, ему нуж­но воспитывать самого себя, свое сердце, уметь довольствоваться тем, что он имеет, радоваться теми радостями, которые у него есть, — одним словом, быть христианином.

— Владыка, у нас очень много во­просов о посте от наших читателей, попрошу Вас на них ответить. «Встре­чаю пост с радостью, но и с опасени­ем. Переход на растительную пищу и долгие постовые службы даются с трудом. Где взять силы, как полю­бить пост?» — спрашивает Наталья Александровна».

Мы сегодня говорили о пищевой составляющей поста, и я привел строгий вариант пощения. Но каждый раз перед Великим постом мы напоминаем: «суб­бота для человека, а не человек для суб­боты», как сказано в Евангелии. Гастро­номическая составляющая поста должна зависеть от состояния здоровья человека. Об этом говорится еще в древних аске­тических книгах. Преподобный Пимен Великий однажды заметил: «Мы не тело- убийцы, а страстоубийцы». То есть цель поста — не навредить телу, а победить страсти, живущие в душе человека.

От поста освобождаются полностью лю­ди больные, пожилые, беременные и кор­мящие женщины, военнослужащие, нахо­дящиеся при исполнении служебных обя­занностей. Это не просто чье-то пожелание или новая либеральная практика, а древ­нее каноническое установление. Но, как мы уже сказали, у поста несколько состав­ляющих. Допустим, ты по состоянию здо­ровья не можешь отказаться от молочных продуктов. Пожалуйста, не отказывайся, но соблюдай все остальное: воздерживайся в разговорах, сократи время развлечений и так далее. Пусть пост остается постом.

Тот устав Великого поста, который обычно печатается в календарях и на сай­тах в Интернете, — это очень строгий, монастырский вариант. Наверное, чело­век молодой и здоровый может ему сле­довать, но лучше определить свою меру, советуясь с духовником и прислушиваясь к своему самочувствию. Как говорили святые отцы, лучше небольшое правило, но постоянно сохраняемое. Иначе можно взяться очень круто, а потом не выдер­жать, махнуть рукой и сказать: «Это все невозможно, пост не для меня.».

Однако, конечно же, даже у здорового человека переход на постную пищу вы­зывает не самые приятные ощущения. Здесь уже надо потерпеть, ведь на то она и жертва: понятно, что есть капусту — не то, что есть мясо. Это надо понимать, к этому надо быть готовым.

Что касается долгих служб, я уже ска­зал: по крайней мере, надо стараться по­сетить какую-то часть из них. Но здесь опять же необходимо терпение, потому что одно дело, когда мы пытаемся при­менить правила поста к нашему состоя­нию — и другое дело, когда мы жалуем­ся на дискомфорт в принципе. То есть: «Я пощусь, но мне неуютно, неприятно, мне это не нравится». Пост дан нам для того, чтобы человек мог победить себя, это очень важно. Ведь с детства мы, на­оборот, приучаемся угождать себе, тре­бовать: «Дай, мама!», «Дай, бабушка!». «Дай, Господи!» — немедленно и все сра­зу. С этим обязательно нужно бороться.

Как полюбить пост? Нужно начинать исполнять все то, о чем мы говорили, тог­да Господь подает и радость, и удовлетво­рение, и самые добрые чувства. Я знаю многих людей, которые радуются: «Слава Богу, скоро пост!» — и говорят это совер­шенно искренне.

— Ирина пишет Вам: «Владыка, на первой неделе Великого поста чи­тается Канон преподобного Андрея Критского. Если не удается бывать на службе, когда читают канон в хра­ме, нет возможности уйти с работы по­раньше, можно ли читать канон дома самостоятельно?».

— В наших городских храмах вечер­няя служба на первой неделе поста, с по­недельника по четверг, по моему благо­словению начинается несколько позже — в шесть часов, чтобы как можно больше людей смогли прийти на чтение Великого покаянного канона. Если все же человек не успевает, прочитать канон дома будет хорошо и правильно.

Постовая служба в храме что значит

— Еще вопрос от нашего читателя: «Постом в храме очень много читают Псалтирь. Некоторые псалмы очень ложатся на сердце, в основном те, где содержатся молитвенные прошения, славословия. А есть псалмы, которые остаются «чужими» — те, в которых говорится больше об истории еврей­ского народа или даже призываются кары на голову грешников. Тут сердце остается глухим, я очень рассеиваюсь и как-то выпадаю из службы. Что де­лать, как такие псалмы воспринимать? Ирина».

— Псалтирь иногда называют поэти­ческим переложением всех остальных книг Ветхого Завета, истории богоиз­бранного народа. История эта очень поучительная, иначе бы она не сохра­нялась в памяти христианской Церкви. Это история отпадения от Бога и воз­вращения к Нему — то, что повторяется в жизни всех народов и каждого челове­ка. Вот почему псалмы не просто глубоки и поэтичны, но и актуальны для каждого из нас. Я бы посоветовал автору этого вопроса, да и всем нашим читателям, обязательно ознакомиться, во-первых, с текстами псалмов на русском языке, чтобы лучше их понять. Есть параллель­ные издания Псалтири, где на одной стра­нице напечатан псалом на славянском, а на другой — на русском языке. Иногда все-таки синтаксические формы церков­нославянского языка несколько затем­няют для современного читателя смысл текста. А во-вторых, нужно обязательно ознакомиться с толкованиями святых от­цов. Скажем, знаменитый 108-й псалом и целый ряд других — ведь Церковь по­нимает их не в прямом смысле, как призывание проклятия на чьи-то головы, а в духовном. Скажем, перед Великим постом в храмах поется известный пса­лом «На реках Вавилонских. », который заканчивается словами: «Блажен иже имет и разбиет младенцы твоя о камень». Кажется, очень жестокий образ. Но если помнить, что под младенцами Церковь имеет в виду начатки греховных помыш­лений, то становится понятным, почему этот псалом поется за богослужением.

— «Не так давно открыл для себя такую службу, как Литургия Преждеосвященных Даров. В чем ее основной смысл? Будет ли в храмах Саратов­ской епархии Преждеосвященная со­вершаться вечером?» — спрашивает Алексей.

— В древние времена христиане жили более глубокой, более насыщенной ли­тургической жизнью. Поскольку в будние дни Великого поста полная Божественная литургия не совершается (она служит­ся только по субботам и воскресеньям), пять дней без Причащения для христиан древности были немыслимыми. Нам се­годня трудно это понять, мы причаща­емся гораздо реже. И вот для того, чтобы можно было причаститься и в будни, был составлен особый чин, когда Причаще­ние совершается Святыми Дарами, за­готовленными на предыдущей полной Литургии. По сути это вечерня, к которой добавляются несколько особых песнопе­ний, без Евхаристического канона.

По уставу Преждеосвященная Ли­тургия должна совершаться вечером. Но есть одна сложность: для того, чтобы причаститься, мы должны поститься как в древности — весь день до захода солн­ца. Это не всегда возможно, особенно для людей в возрасте. Поэтому Священным Синодом было вынесено определение, что в случае вечернего служения Литур­гии Преждеосвященных Даров можно по­ститься начиная с двенадцати часов дня. Это компромисс, но он дает возможность людям участвовать в этом богослужении в вечернее время, после работы.

В этом году во многих наших храмах Литургия Преждеосвященных Даров бу­дет совершаться вечером по средам, по­скольку в пятницу это не очень удобно: обычно в пятницу вечером в пост совер­шается парастас — особое заупокойное богослужение.

Постовая служба в храме что значит

— Вопрос от Елены: «Ребенку восемь лет. Достаточно ли будет для него, если он ради поста откажется от компью­терных игр на это время, или нужно обязательно ввести еще какие-то огра­ничения в питании?».

Будет неплохо, и даже полезно еще от чего-то отказаться, например, от сла­достей, мороженого, конфет. Вообще, де­тей лучше подводить к посту постепенно, так, чтобы более строгий пост для них ассоциировался с взрослением. Я знаю многодетные семьи, где дети стремятся поститься. Для них пост — признак более серьезного отношения к ним самим. Мне кажется, это правильный путь.

— Алексей задает вопрос: «Мой во­прос о пище, разрешенной в пост. Ес­ли, например, в календаре указано, что в этот день нельзя вкушать пищу с мас­лом, можно ли употреблять продукты, которые даже в сыром виде содержат в себе большое количество масла, на­пример, ядра подсолнечных семечек, арахис, оливки? Просто не хочется се­бя обманывать, а Бога — тем более».

Одно могу сказать: такое тонкое различение совершенно неполезно. По­том начинают спрашивать: «Батюшка, а вот в батоне есть яичный порошок.», «А белый хлеб обмазывают яйцом.», «А вот сюда добавили сухого молока, можно ли это есть?». Это классический пример того, что в Священном Писании названо «оцеживание комара». Есть лю­ди, которые оцеживают комаров, но по­глощают верблюдов.

Конечно, в пост надо быть честным с самим собой. Если человек сказал се­бе: «Я буду поститься строго по уставу и не есть масла», и если он понимает, что эти продукты содержат масло, значит, лучше их не есть. А если по каким-то при­чинам постишься не так строго — спо­койно кушаешь и Бога благодаришь.

— Автор следующего письма трево­жится: «Моей маме восемьдесят лет. Раньше она всегда строго постилась, но сейчас так ослабевает, что к концу поста уже еле-еле передвигает ноги. После выхода из поста каждый раз долго восстанавливается. Когда был Рождественский пост, приходской ба­тюшка благословил, чтобы она ела мо­лочные продукты и яйца, отказалась только от мяса. Она сначала послуша­лась, но потом все равно стала постить­ся, как раньше. Опять было истощение и долгий период реабилитации. Влады­ка, может, она Вас послушает? Ну ко­му нужен пост, из-за которого и сам человек ослабевает до такой степени, что даже на улицу выйти не может? Про храм даже не говорю — не дойдет. И родственники на грани нервного срыва. Спасибо. Кирилл»

— Я уже говорил, что по канонам для людей престарелых пост отменяется. И я обращаюсь, уважаемый Кирилл, к Вашей маме и прошу ее перестать по­ститься, тем более так строго. Опять же, в этом возрасте можно в какой-то сте­пени, пунктиром, наметить для себя пост: скажем, отказаться от мяса в пер­вую и последнюю неделю поста, а все остальное кушать. А если здоровье не позволяет, то и вообще не соблюдать пост. Это не просто снисхождение, это, я еще раз повторю, церковные каноны. Конечно, плохо, когда человек не слуша­ет ни священника, ни Церковь — этим он обесценивает весь свой пост. Ведь Господь не хочет, чтобы человек заму­чил себя постом — Он хочет, чтобы хри­стианин, совершая этот пост, приобрел какие-то дарования, добродетели. Поэто­му я призываю маму Кирилла оставить пост и позаботиться о своем здоровье. Восемьдесят лет — это все-таки возраст библейский. Как говорил пророк Да­вид, «жизнь человеческая — семьдесят лет, аще же в силах — восемьдесят лет, а множая их (то есть то, что свыше) — труд и болезнь». И этого труда и болезни вполне достаточно, чтобы заменить пост.

Фото Александра Курочкина

Газета «Православная вера» № 05 (533)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *