Постоплата это что такое в договоре
Почему нельзя работать по постоплате (по договору, по дружбе, по частям)
И о наболевшем. У нас в Клубе директоров есть услуги по b2b-продвижению компаний и привлечению им клиентов. Часто бывает, что отличные переговоры заходят в ситуацию — «вы начинайте, мы оплатим» или «постоплата по договору». Если переговоры и люди отличные, то неподготовленный переговорщик может согласиться на старт прямо сейчас.
Соглашаться на постоплату нельзя
Есть 3 варианта ситуации с оплатой потом:
Что получается после старта работы по постоплате
Схема «начинайте, мы оплатим», договор в процессе
Если вы работаете по схеме «начинайте, мы оплатим», то вы стартуете работы, выполняете какую-то часть и ждёте денег. Клиент в этот момент анализирует результаты вашей работы. Если у вас там подготовка к проекту на сто тысяч миллионов, то его это не бепокоит. Вы обещали результат, результатов нет, значит платить не стоит.
В этот момент клиент начинает задавать вопросы вида «а за что мы платим?», «А какой будет результат?». У вас появляется чувство, что вы должны продать заново. И это действительно так. Пока клиент не расстался с деньгами, он в голове считает, что все можно пересмотреть. А вы уже работы начали 😉
Типичный пример: Разработка лендинга для компании. Клиент после создания сайта говорит — ни одной заявки не было, поэтому мы разрываем сотрудничество. Это быль, знакомый маркетолог не смог доказать, что работы по привлечению трафика будут в следующем месяце, поэтому нельзя оценивать всю работу по первому месяцу.
Какие появлятся минусы, если клиент передумал? Особенно актуально, если договора нет, он в процессе. Или на согласовании, например.
В результате — все недовольны. Клиент результатами и отменяет платеж, вы недовольны бессмысленной работой и отсутствием денег. И более того, некоторые затраты по проекту уже были. Вы в убытке по деньгам и по времени!
Картинка с publicdomainpictures.net
Схема «постоплата по договору»
Я всегда считал эту схему адекватной. Иногда можно использовать при продаже услуг. Но и у неё есть минусы:
Схема «оплата по частям»
Ее любят особо хитрые люди. И как раз по причине неявных минусов для исполнителя. Речь идет именно о цельной услуге, которая по частям не дает результата. Это как разработка баннеров. Они нужны только для использования в будущей рекламе. Просто сами по себе баннеры результат не дадут.
Схема может работать, если вы выстроите бизнес-процессы так, чтобы клиент на каждом этапе видел подходящие ему результаты. А ваши сотрудники эти результаты делали и знали, что каждый этап — отдельный проект. Конечно, это больше работы и удорожает проект, а что делать?
Главный вывод для 99% услуг:
Работайте по предоплате
Если вам предлагает заказчик, откажитесь. Если вы сами продумали всю схему работы и предлагаете её клиенту, сотрудники обучены работать с оплатой по частям или постоплатой, тогда дерзайте. Договор — обязательно.
Система постоплаты в деловых отношениях
Постоплата является одной из популярных форм расчета. Наряду с предоплатой она активно используется субъектами экономической деятельности.
Постоплата — что это такое в деловых отношениях
Постоплата – это оплата, которая осуществляется после оказания услуги или приобретения товара.
Этот вид расчета нередко встречается в сегменте В2В. Его можно наблюдать в розничных магазинах, кафе и ресторанах, когда посетители расплачиваются наличными или посредством терминала.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Предприниматель, открывающий магазин аксессуаров для цифровых гаджетов, находит поставщика с подходящим ассортиментом, низкими ценами и делает заказ. Но, поскольку он еще не уверен в качестве продукции, ответственности и пунктуальности поставщика, основным условием сотрудничества он определяет постоплату.
В этой ситуации предприниматель делает возможным снижение риска денежных потерь в случае недопоставки или поставки некачественного товара, а также возврат несоответствующей требованиям продукции продавцу.
Продавец, в свою очередь, получает шанс продемонстрировать свой товар, доказать его высокое качество, собственную состоятельность. А значит, заполучить нового клиента.
Постоплата имеет большое значение в тех отраслях, где высока конкуренция. Она выступает бонусом для клиента, повышает привлекательность предложения.
Как эффективно использовать систему в своей деятельности
Постоплата способствует прозрачности деловых отношений, заметно повышает уровень доверия, но имеет и значительные недостатки. Среди них:
По сути, любой исполнитель, согласившийся на постоплату, кредитует своего клиента, тратит большие средства на реализацию проекта. Кроме того, он рискует и вовсе не получить обещанный платеж.
Стремясь обезопасить себя и не поступиться при этом привлекательностью предложения, исполнители разрабатывают разные варианты этой схемы, прописывают в договорах дополнительные условия.
Схема «постоплата по договору»
Эта схема часто используется при реализации услуг, когда оценить результат можно только по факту выполненной работы. Система предполагает полный расчет в определенные контрактом сроки.
Исполнителю в этом случае рекомендуется предусмотреть возможность использования финансовой подушки или оформления кредита на случай возникновения просроченной задолженности, а также попытаться заранее отсрочить расчеты со своими поставщиками и субподрядчиками.
Лучший вариант для исполнителя, когда срок оплаты им услуг подрядчиков или товаров поставщиков наступает значительно позже срока оплаты выполненной работы клиентом.
Схема «оплата по частям»
Оплата по частям предполагает поэтапную оценку результатов исполнения проекта. В договоре прописываются этапы работы, сроки оплаты каждого из них.
Задача исполнителя организовать сдачу работы так, чтобы клиент на каждом этапе мог оценить выгодность сотрудничества, убедиться в качестве исполнения.
Почему нельзя работать по постоплате
К такому выводу рано или поздно приходят многие предприниматели. Причина тому – сложность с получением заработанных средств. Несмотря на действие статьи 486 ГК, клиенты нередко растягивают период оплаты на недели и месяцы, а иногда и вовсе отказываются платить.
Затраченные исполнителем на реализацию проекта средства оказываются выведенными из оборота, что негативно сказывается не только на финансовом положении фирмы, но и на ее дальнейшем развитии.
Как работать с пост-оплатой?
Если в поисковике ввести этот вопрос, то он предложит вам исправить на предоплату. Конечно, это очень желательный вариант, но не всегда работает. Особенно при контрактах с крупным бизнесом или зарубежными компаниями. Сроки пост-оплаты также могут быть разными. От 3 дней после подписания актов до нескольких месяцев. При всех очевидных рисках, такие контракты могут быть привлекательными — большие обороты, стабильные условия. Марина Кашина, исполнительный директор сервис онлайн-кредитования малого бизнеса Lemon рассказала об основных ошибках при работе с пост-оплатой, а также поделилась советами, как учесть все риски и издержки в бюджетировании.
Пополнение оборотных средств — одна из самых частых целей в кредитовании малого бизнеса. По данным компании Lemon, ее указывают в 65% случаев. Опрос клиентов показал, что пополнение оборотных средств часто связан с несвоевременным поступлением расчётных средств.
Что же стоит учесть при пост-оплате?
Составлять Cash flow
Cash flow — движение денежных средств в рамках компании. Имеются в виду свободные деньги на счетах и в кассе (свободный резерв). Выражается итоговым показателем с отрицательным или положительным знаком, который формируется из поступлений и платежей. Благодаря составлению годового cash flow, мы можем понять в какой месяц может получиться отрицательный баланс и потребуется дополнительные инвестиции — кредитование или поиск инвестора. Лучше сразу заложить в cash flow дополнительные расходы, которые могут потребоваться для ремонта помещения, оборудования, проценты по займам.
Расчёты с контрагетами: предоплата, отсрочка платежа, оплата частями
12 июня 2020 Пригодится для: Предприниматели
Предоплатой принято считать аванс и задаток, постоплата — это рассрочка, оплата частями, отсрочка платежа.
От способа расчётов с контрагентами зависит ваш денежный поток. Если вы продавец, вам выгодно работать по предоплате, если заказчик — по постоплате.
Отчёт о движении денежных средств ФЛП
В договоре важно прописать способ оплаты и штрафные санкции за просрочки оплат, чтобы избежать недоразумений и споров в будущем, особенно если клиент перестанет платить и нужно будет требовать оплату через суд.
Рекомендуем фиксировать и контролировать сроки оплат (в таблице, учётной системе, 1С и т. д.), чтобы отслеживать статус оплат по сделкам и вовремя реагировать — кто, сколько и за что должен, прогнозировать кассовые разрывы.
Всегда проверяйте статус контрагентов — злостных неплательщиков в специальных сервисах, чтобы внезапно не обнаружилось, что контрагент — банкрот, а вы — один из тех, кто хочет взыскать с него долг.
Проверка контрагента: что нужно узнать заранее
Не ограничивайтесь устными переговорами с должниками, отправляйте письменные претензии и требования, эти документы понадобятся, если придётся взыскать задолженность через суд.
Предоплата
Поставщику и продавцу почти всегда выгодно получить оплату по договору до того, как он приступит к выполнению обязательств. Даже если клиент передумает покупать товар или откажется от услуги в процессе её предоставления, предоплата компенсирует понесённые затраты.
Есть нюансы для СПД, которые дают дополнительную скидку при условии предоплаты или привязывают стоимость сделки к курсу валют, но с точки зрения денежного потока, деньги, полученные заранее, — это всегда деньги в обороте. А это даёт возможность вовремя закупать новый товар, платить подрядчикам и сотрудникам. Предоплату можно брать частями — в виде процента от суммы — или в полном объёме.
По закону, если исполнитель не выполнил обязательства или выполнил, но нарушил сроки договора, клиент может требовать вернуть предоплату (п. 2 ст. 693 ГКУ).
А вот если клиент вовремя не внёс предоплату — исполнитель вправе приостановить или вовсе не выполнять обязательства (п. 3 ст. 538 ГКУ).
В договоре можно прописать начисление процентов на сумму предоплаты за не вовремя поставленный товар с момента получения предоплаты (п. 3 ст. 693 ГКУ).
Предоплата считается задатком, если вносится для подтверждения и обеспечения выполнения обязательств после подписания договора (ст. 570 ГКУ). Всё, что не задаток, считается авансом.
Если предоплату получили до подписания договора и письменно зафиксированных обязательств ещё не возникло — это аванс. На аванс не распространяется действие ст. 571 ГКУ, двойной компенсации в случае срыва сделки не будет.
Если принимаете задаток, нужно знать ключевые моменты (ст. 571 ГКУ).
Сделка не состоялась по вине покупателя. По закону предоплата остаётся у исполнителя/продавца. Если сделка сорвалась, когда исполнитель/продавец начал выполнение обязательств или частично выполнил их, клиент должен компенсировать понесённые затраты, если они превышают предоплату (п. 1 ст. 571 ГКУ). Можно прописать иные условия в договоре, они будут приоритетнее. Не хотите брать дополнительных плат — регулируйте договором.
Пример: Ателье (ФЛП 3-й группы ЕН) получило предоплату за индивидуальный пошив костюма — 50%, стоимость костюма 5 тыс. грн, предоплата 2,5 тыс. грн. Дизайнер сделал выкройку, закупил ткань и фурнитуру на костюм на сумму 3 тыс. грн. А клиент взял и передумал, хочет отменить заказ и забрать деньги. Что делать исполнителю: вы вправе не возвращать предоплату и требовать от клиента 500 грн, которые потратили на выполнение заказа. Раз заказ сорвался по вине клиента, предоплата остаётся у ателье.
В примере с ателье цена вопроса 3 тыс. грн, а если речь об изготовлении офисной мебели, дорогостоящих поставках, изделиях по индивидуальному дизайну и размеру, суммы будут внушительными. Всегда учитывайте этот момент в договоре.
Сделка сорвалась по вине исполнителя/продавца. Тогда он обязан вернуть покупателю задаток и компенсацию в размере задатка, т. е. двойной задаток. Если были допзатраты со стороны клиента, свыше задатка, поставщик тоже должен их компенсировать.
Сделка сорвалась до того, как исполнитель приступил к исполнению, неважно, по чьей вине, — он просто возвращает задаток (п. 3 ст. 571 ГКУ).
Для клиента предоплата — рискованное условие сотрудничества с новым контрагентом, ведь недобросовестный поставщик может взять предоплату и скрыться. Мы советуем проверять контрагентов.
Как оформить в учёте. В книге учёта предоплату включаете в доход в день поступления денег. Если сумму пришлось вернуть, корректируете доход.
Всё, что нужно знать предпринимателю о книге учёта доходов
Сначала вы фиксуете сумму оплаты или предоплаты в графе 2, а когда возвращаете её, делаете запись в графе 3 без знака «минус».
Постоплата
Постоплата удобна заказчикам. По сделке с постоплатой поставщик передаёт товар / оказывает услугу/проект покупателю уже сейчас, а деньги получает когда-то потом, как определили в договоре. Постоплату ещё называют «товарный кредит».
В договоре можно предусмотреть выплату процентов за услугу отсрочки платежа (п. 5 ст. 694 ГКУ), но это не обязательно. Не путайте их с процентами, которые выплачиваются за просрочку оплаты, это отдельный платеж, который платится из суммы долга за период просрочки.
Для исполнителя/производителя постоплата — это всегда риск того, что деньги он не получит никогда или придётся повозиться, чтобы выбить оплату.
Управленческий отчёт о доходах и расходах
Без необходимости лучше не соглашаться на такой вариант сотрудничества, ведь, возможно, вам придётся выбивать у контрагента эти деньги и потратиться на юристов.
На сотрудничество по постоплате ФЛП продавливают большие бренды, к примеру супермаркеты. Если хотите вывести свой товар на новый уровень, придётся согласиться на такой формат работы.
Постоплату можно использовать с проверенными клиентами, с которыми есть положительная история сотрудничества. Важно зафиксировать в договоре конкретные сроки оплаты и штрафы за просрочку.
Отсрочка платежа
Отсрочка платежа — это тоже постоплата. Это единоразовый платёж на полную стоимость товара/услуги, который вы получите не сразу, а через определённый период времени. Часто используется в посредничестве, дропшиппинге. Предполагается, что заказчику нужно время, чтобы перепродать этот товар конечному потребителю, получив от него оплату, рассчитаться с поставщиком.
При таком варианте оплаты право собственности на товар переходит к заказчику сразу, в момент получения товара (пп. 14.1.245 НКУ). Посредник получил товар, перепродал его и после получения оплаты рассчитался с заказчиком.
С отсрочкой можно оплачивать не только товар, но и услуги, если готовы подождать какое-то время с оплатой.
Срок отсрочки может быть любым, как договоритесь с клиентом — 3 дня, неделя, месяц с момента поставки.
Такой вид подходит крупным маркетплейсам, ритейлерам, которые оптом закупают товар, размещают товары на площадках, в наземных магазинах и продают конечному потребителю в розницу.
Отсроченные оплаты и лимиты единщиков. Будьте внимательны с получением отсроченных платежей, если лимит дохода для нахождения на вашей группе на грани превышения. Часто это происходит в конце года, когда вы наконец-то договорились, что клиенты выплатят вам всё, что должны.
Новые лимиты для единщиков
Рассрочка и оплата частями
При использовании рассрочки платёж разбивается на части и выплачивается оговорёнными суммами до полного погашения обязательства по оплате в течение определённого срока.
Важный момент: право собственности на товар переходит к покупателю в момент полной выплаты стоимости товара (пп. 14.1.249 НКУ).
Если покупатель просрочил оплату: продавец вправе расторгнуть договор и отозвать товар (п. 2 ст. 695 ГКУ). И даже начислить штрафные проценты на сумму просрочки и применить индекс инфляции за весь период просрочки (п. 1 ч. 5 ст. 694, ч. 2 ст. 625, ст. 536 ГКУ). Но можно предусмотреть в договоре и другие санкции.
Срок рассрочки устанавливает сам продавец, часто его привязывают к стоимости товара: чем дороже, тем дольше срок оплаты.
Рассрочку используют в розничной и мелкорозничной торговле. Если торгуете на маркетплейсе, можете подключить оплату частями в сотрудничестве с банком.
Добавляете услугу рассрочки на сайт, с возможностью выбрать разные периоды выплат для клиента. Вам нужно заплатить комиссию банку за услугу, но это выгодно, ведь вы получаете полную оплату, а клиент погашает рассрочку не вам, а банку.
Вы должны запомнить такие моменты, если работаете по схеме постоплаты:
Как проводить постоплату и частичную оплату через РРО
Авансовые оплаты проводятся с указанием в кассовом чеке «предоплата товаров», а если расчёт по отсроченному платежу — проводить с использованием режима предварительного программирования «погашение кредита».
Возврат товара тоже проводят через РРО, путём регистрации отрицательной суммы. Бывает, что в РРО нет отдельного накопления в фискальной памяти отрицательных сумм расчётов: налоговики советуют регистрировать выдачу денег (отмена ошибочной суммы) с помощью операции «служебная выдача» (консультация в ЗІР, подкатегория 109.02).
Автор: Александра Джурило, финансовый аналитик
Постоплата как фактор снижения темпов развития малого предпринимательства
Постоплата — один из самых распространённых способов оплаты услуг, который активно используется малым и средним бизнесом. Он позволяет заказчикам отдавать деньги уже за конечный продукт, а не за обещания, поэтому и имеет у них большую популярность. В России данный механизм появился в начале 2000-х, а в развитых зарубежных странах намного раньше.
Постоплата сегодня
Механизм постоплаты постепенно внедряется во многие отрасли, так как борьба за клиентов
в наши дни идёт нешуточная. В первую очередь он затронул агентства, которые при работе
не используют медийный инвентарь. Сейчас же значительная доля рынка перешла на эту систему, поэтому постоплату можно считать уже сложившейся практикой.
Сам период, на протяжении которого осуществляется оплата, на данный момент может быть весьма растянутым: обычно перевод средств выполняется в срок от одного месяца до трёх, но нередки случаи, когда исполнителям приходится ждать своих денег намного дольше. Главная проблема заключается в подтверждении и подписании закрывающей документации. Каждый отдел, начиная с юристов и заканчивая бухгалтерией, составляет правильные с их точки зрения отчётные документы, и это сильно затягивает процесс.
Разумеется, есть у постоплаты и важные плюсы. Она повышает уровень доверия между сторонами и способствует открытости деловых отношений. Если исполнитель готов получить причитающиеся ему деньги после выполнения работ, это говорит его клиентам о том, что он способен решить поставленные задачи качественно, в срок, а также может нести ответственность за взятые на себя обязательства.
Какие проблемы возникают из-за постоплаты
Несмотря на все преимущества, постоплата — один из факторов, тормозящих развитие малого и среднего бизнеса. Надо сказать, что подобная проблема возникла достаточно давно. И во многом этому поспособствовали FMCG-компании, которые начали диктовать свои условия другим участникам рынков. Россия тоже не стала исключением, а после кризиса 2008 года ситуация и вовсе усугубилась. Законы конкуренции заметно изменились, позволив именно заказчикам выдвигать выгодные для них требования.
Небольшим компаниям, как правило, для нормальной работы не нужно большое количество крупных клиентов. Иногда достаточно 2–3, чтобы хватало «на хлеб с маслом». Но если заказчики не особо стремятся к точному соблюдению сроков оплаты, описанных в договоре, финансовая устойчивость исполнителей рушится как карточный домик.
К сожалению, малому и среднему предпринимательству приходится отказываться от предоплаты в силу специфики ведения бизнеса в нашей стране. Засилье монополий, сложности в отстаивании прав в суде и несовершенство законодательства сегодня заставляют небольшие компании идти на риск, поскольку, отвергая механизм постоплаты, они и вовсе могут остаться без заказчиков. Мало того, исполнителям нередко приходится тратить внушительные суммы на реализацию проектов, поэтому они практически кредитуют своих клиентов.
А вот высокая заинтересованность заказчиков в постоплатной схеме объясняется очень легко: с её помощью они стараются минимизировать собственные риски и снять с себя ответственность за возможные ошибки в проектах, допущенные по их вине. Если исполнитель по какой-то причине сорвёт срок выполнения работ или что-то сделает некачественно, то клиент может отказаться от сотрудничества, не заплатив ни копейки. И в таком случае предприниматель понесёт большие убытки. Неудивительно, что многие представители малого и среднего бизнеса всеми силами стараются сохранить хотя бы частичную предоплату. И если механизм постоплаты связанный с приобретением товаров для последующей перепродажи, скажем продуктов питания торговыми сетями, еще можно хоть как то оправдать с точки зрения экономики, то вот приобретение товаров для собственных нужд по постоплате не выдерживает ни какой кртики.
Можно смело сказать, что сейчас рынок смещается в сторону не тех, кто может выполнить работу максимально качественно, а тех, кто готов служить «банком» с нулевыми процентами. Разумеется, компании, представляющие малый и средний бизнес, готовы обсуждать с заказчиками график платежей и оптимизировать его с учётом их возможностей, но чаще всего им приходится кредитовать клиентов по умолчанию. Таким образом, денег на развитие своего собственного бизнеса, внедрение инновационных процессов и элементов, ставшей уже всем почти родной, «цифровой экономики» просто-напросто нет. А как известно без таких инвестиций не может быть никакой речи о росте производительности, которая в свою очередь является одной из важнейших основ роста экономики.
Возникает резонный вопрос о том, где предприниматели берут деньги для кредитования заказчиков? Обычно это происходит двумя путями: кредитованием в банке под проект клиента или оформлением кредитов исполнителями «на себя». Но у представителей малого и среднего бизнеса редко есть в собственности то имущество, которое может выступать обеспечением займа. Следовательно, банки просто отказывают.
Впрочем, совсем не важно, как удаётся исполнителям получать средства на обеспечение проектов заказчиков, поскольку кредитную ставку им всё равно приходится платить из своего кармана. А внести её в смету по проекту, конечно, нельзя. Крупные игроки рынка от этого особо не страдают и лишь сетуют на снижение рентабельности бизнеса, а мелкие просто вымирают, что бьёт по одной из самых движущих сил развития отрасли — конкуренции.
Ещё одна беда, которая пришла с постоплатой, — посредники, имеющие капитал. Малые предприятия за неимением оборотных средств вынуждены обращаться к ним, чтобы позволить себе участвовать в тендерах частных и государственных компаний. Но даже в этом случае мелкие организации привлекаются лишь как субподрядчики, которым о достойной прибыли не приходится даже мечтать. Ведь они получают малую часть суммы от тендера: из неё вычитывается процент посредника и откат менеджеру. Последний исключить невозможно, поскольку менеджер сможет быстро найти другого исполнителя, готового работать на выставленных условиях.
Такой подход к работе может быть приемлем для средних, крупных предприятий, где-то даже для малых, но вот для предприятий, которые имеют оборот до 20-30 млн. рублей в год, обеспечить исполнение заказа за свой счет является весьма проблематичным. Таким образом о развитии таких предприятий и перехада их из разряда «микро» в «малые» говорить не приходится, поэтому работать им приходится через 1-3 посредников.