Постирония что это простыми словами
Краткая история «Постиронии».
За последний год резко возросла популярность так называемого “постироничного” или “абстрактного” контента, да и сами эти термины стали уже практически тождественны друг другу. Неудивительно, что многих людей стало интересовать, откуда же растут ноги у этого явления и почему абсурдные несмешные мемы называют “постироничными”, если они не имеют ничего общего с изначальным значением термина «постирония». Роман Стоянов представляет краткую историю развития постиронии в рунете.
Ирония — сатирический приём, при котором истинный смысл скрыт или противопоставляется реальному смыслу.
Постирония (в изначальном смысле) — состояние, при котором границы серьёзности и иронии оказываются размытыми.
Щитпостинг (от англ. shit posting) — временный или постоянный постинг не несущего смысла контента в мем-пабликах, при котором качество мемов уступает место количеству.
Пролог: Эмиграция двачеров в ВК
О судьбе постиронии в рунете до начала 2010-ых известно очень мало. Во многом это связано с тем, что в нулевых основной кузницей контента были анонимные имиджборды, из-за чего невозможно обозначить ни авторов большинства “абстрактных” и “постироничных” мемов, ни даже приблизительной даты их создания. По этой причиной точкой отсчёта стоит считать начало 2011 года, когда многие двачеры (и не только двачеры — посетители всех популярных в то время имиджборд) решили перебраться во «ВКонтакте», потому что тот наконец стал пригоден не только для общения.
Тогдашние посетители «Двача» имели принципы — брать картинки с доски и тащить их в соцсеть считалось “раковым”, поэтому они начали создавать свой оригинальный контент. Первым пабликом с околопостироничными мемами был “Вконтач”, из которого позже выросла намного более известная “Вконтаба”
Говоря о «Вконтаче» и «Вконтабе», нельзя не упомянуть имя Андрея Сало — человека, сыгравшего значительную роль в становлении этих сообществ, и пионера в использовании рейдж-комиксов как инструмента для создания постироничного контента.
Акт 1: Великий разлив мочи. Старый форч
Несомненно, вклад «Вконтабы» в развитие постироничной культуры велик, однако за его популяризацией стоит событие, изменившее весь рунет. Это событие — Великий разлив мочи, случившийся летом 2012 года. Если вкратце, то именно из-за него ВК стал монополистом в сфере производства контента, а «Двач» наполнился контингентом с МДК и полностью дискредитировал культуру имиджборд.
Впрочем, самое интересное только начиналось. Набежавшие в «Двач» школьники с МДК, само собой, понятия о культуре «Двача» не имели, а потому стали тащить смешные картинки оттуда в своё естественное местообитание. Предположительно, это и является причиной появления осенью 2012 года первого паблика с “аморальным” юмором — 4chan, ныне покойного. Помимо картинок с «Двача», в нём постили также краденые картинки с «Вконтабы» и оригинальный контент в том же “аморальном” духе.
Но ящик Пандоры уже было не закрыть — к началу 2015 года клонов оригинального 4chan были уже сотни, если не тысячи. За примерами далекоходить не надо — все эти паблики начинали как рассадники “аморального” контента с чёрным юмором, их отличие от оригинала лишь в том, что их создатели поняли, куда ветер дует, и вовремя свернули в сторону контента образца МДК 2011 года.
Несмотря на всю токсичность подобных сообществ, их нельзя не рассматривать при описании пути постиронии в рунете. Их заслуга состоит в популяризации агрессивного и абсурдного контента, а также в том, что благодаря этим пабликам произошёл переход в восприятии рейдж-комиксов от неироничного к ироничному. Посмотреть на то, каково было наполнение 4chan и его клонов, можно и сейчас, нужно просто немного отмотать время.
Акт 2: Взлёт и падение постироничных рейдж-комиксов
Пусть аморальный контент и ушёл из широкого употребления, но в андерграунд-культуре он оставил заметный след: формат рейдж-комиксов, который использовал 4chan, стал популярен в узких кругах. Наиболее узнаваемым из пабликов “новой волны рейдж-комиксов” стал паблик «ржу», основанный Гариком Бабаджаняном и Евгением Васильковым в январе 2015 года.
Его главной особенностью стало окончательное размытие грани между серьёзностью и иронией в подаче контента, что, собственно, и является постиронией. Этой подачей он и отличается от “аморальных” пабликов образца 2014 года, в которых ироничность и гротескность публикуемых мемов была видна любому адекватному человеку практически сразу.
Акт 3: Шрифт Лобстер и новая “постирония”
Если время популярности “ржу” — это золотой век постиронии, то с начала 2017 года можно смело отсчитывать длительность “смутного времени”. Как ни странно, в это “смутное время” и произошло становление термина “постирония” в сознании рядового обывателя. Предпосылки этой вехи в истории тянутся аж из лета 2015-го года: их можно найти в паблике «мемы про котов (по ржать)», созданном Борисом Мосехиным.
Уже тогда были видны зарождающиеся клише картинок с надписью шрифтом Lobster (далее — лобстер-мемов): нарочито неправильное написание слов, использование слов из украинского языка и некоторых локальных мемов.
Другой предвестник новой эпохи — паблик “блядские фруктовощи”, основанный Данилом Гординым — был создан в начале 2017 года. По сути, он является продолжателем дела “ржу”, так как на ранних этапах использовал мемы и манеру подачи контента последнего. Паблик очень быстро скатился в лютый щитпостинг, однако это не помешало ему быстро набрать подписчиков и породить несколько известных мемов, таких как “справедливо” и “ну а хули нам пацанам”. Таким образом, “фруктовощи”, равно как и “мемы про котов”, показали, что качество может спокойно переходить в количество.
Последней, но не по значению, предпосылкой стал взлёт паблика «а» — первого успешного проекта, который не имел определённого формата и полностью состоял из щитпостинга. Имеется даже точная дата этого знаменательного события — 8 мая 2017 года. Эту же дату можно считать началой “постироничного апокалипсиса” — событий зимы-осени 2018 года, когда медиапространство заполнили паблики-подражатели “а” и “мемов про котов”.
После вышеописанных событий никаких подвижек в “постироничном” коммьюнити не происходило, что говорит нам о стагнации и отсутствии каких-либо свежих идей. Последней тенденцией (несколько пугающей) стала тактика агрессивного форсинга мемов породившими ими сообществами. Хороший пример — паблик “форсим хуйню», подписчики которого кидают единственный мем этого сообщества в комменты под посты многих пабликов, даже если он там ни к чему. Впрочем, это можно рассматривать и как подвижку — появление пабликов, специализирующихся на одном форсе.
Акт 4: Почему щитпостинг ≠ здоровая постирония
Сам термин “постирония” был внедрён в общее употребление летом 2017 года — не случайно же этот период был назван “постироничным апокалипсисом”! Ниже представлена примерная хронология событий:
19 июля 2017 года на канале SVTV было опубликовано интервью с администратором паблика «абстрактные мемы для элиты всех сортов» Ярославом Конвеем, в котором часто фигурировало слово “постирония” в отношении производимого “амдэвс” контента;
В конце июля — начале августа термин докатился и до сообществ с лобстер-мемами и абсурдным контентом. Оказалось, что теперь каждый первый такой паблик — обитель постиронии, а каждый второй — его прародитель;
13 августа 2017 года выходит рэп-баттл Оксимирона и Гнойного, ставший самым обсуждаемым событием конца лета. Как известно, Гнойный одержал победу с разгромным счётом, что крайне положительно сказалось на его популярности и популярности объединения «Антихайп», в котором он состоит до сих пор. В свою очередь, в концепцию «Антихайпа» входит и пресловутая постироничность, взять того же Замая. На то, что Гнойный и «Антихайп» привлекли внимание к постиронии, указывает статистика: первый большой пик поиска слова «постирония» в Гугле приходится на 20-26 августа 2017 года, то есть на следующую неделю после публикации баттла.
Собственно, отсюда и растут ноги у того, что сейчас считают “постиронией”. На деле же, лобстер-мемы и прочий щитпост-контент — это не постирония, так как комический эффект в таких мемах достигается лишь повышением градуса абсурдности, а не иронизированием над первичной иронией.
Таким образом, понятие “постирония” в понимании современного русскоязычного обывателя приобретает следующий смысл:
Русская “постирония” — асбурдный щитпост, смешной лишь по причине собственной абсурдности.
Несмотря на сомнительную культурную ценность, сегодня “постироничный” контент пользуется большой популярностью, какой пользовался “аморальный” контент в 2013-2015 годах. Возможно, мода на такой “абстрактный” и “абсурдный” контент в скором времени сойдёт на нет, и на смену придёт уже метаироничный юмор, деконструирующий каноны как привычного юмора, так и самой постиронии. О последней лучше уже либо хорошо, либо ничего — если она не мертва в русском комьюнити, то находится в глубокой коме, из которой будет выходить очень и очень долго.