Постельная акция джона леннона
«В постели за мир»: 50-летие акции Джона Леннона и Йоко Оно в отеле Fairmont
В этом году отель Fairmont The Queen Elizabeth празднует 50-летие легендарной акции Джона Леннона и Йоко Оно «В постели за мир». Целую неделю с 26 мая по 2 июня 1969 года молодожены провели в кровати, общаясь с журналистами и призывая прекратить войну во Вьетнаме
С 26 мая по 2 июня 1969 года в монреальском отеле Fairmont The Queen Elizabeth состоялась акция Джона Леннона (John Lennon) и Йоко Оно (Yoko Ono) «В постели за мир». В то время никто не мог себе представить, что это событие сыграет столь значительную роль в движении за мир и что гостиничный номер, в котором они останавливались и устроили свою «лежачую демонстрацию» против войны во Вьетнаме, станет поистине легендарным местом.
В честь 50-летия этого знакового события отель приглашает жителей Монреаля и гостей города оживить в памяти неделю, в течение которой пара сочинила и записала свою знаменитую песню «Give Peace a Chance», в прямом смысле не вставая с постели. Этим удивительным начинанием молодожены хотели привлечь внимание широкой общественности к миру во всем мире.
Начиная с 25 мая в лобби отеля будет проходить тематическая выставка фотографий Джерри Дейтера (Gerry Deiter). По заданию журнала «Life» Дейтер был единственным фотожурналистом, освещавшим акцию от начала до конца. Фотографии и воспоминания участников акции «В постели за мир» взяты из книги Джоан Этей (Joan Athey) «Give Peace a Chance: John and Yoko’s Bed-in for Peace». Выставка будет работать до 9 октября 2019 года, дня рождения Джона Леннона.
25 мая с 11:00 до 16:00 отель проведет экскурсии по люксу, в котором останавливалась пара. Здесь посетители смогут увидеть самую фотографируемую дверь отеля и встретиться с Джоан Этей, автором книги. Все средства, собранные от экскурсий, будут переданы в благотворительную организацию Amnistie Internationale Canada Francophone. Вечером этого же дня в баре Nacarat пройдет вечеринка «Peace & Love» под биты диджея Jojo Flores.
Постельная акция джона леннона
25 марта 1969 года началась знаменитая bed-in акция Джона Леннона и Йоко Оно. Сотни журналистов собрались в отеле Hilton, они ждали сенсаций, но стали свидетелями рождения нового направления в искусстве мирного протеста.
Как и большинство молодоженов, они провели медовый месяц в постели. Но при этом потратили свое время на пропаганду мира во всем мире. Пресса, посещавшая молодых ежедневно с 25 по 31 марта 1969 года в амстердамском отеле Hilton, рассчитывала запечатлеть нечто более интимное, но Джонн Леннон и Йоко Оно сидели на кровати «как ангелы», рассуждая о мире и свободе. Акция не была воспринята всерьез, и позднее Джон говорил: «Наша оппозиция, кем бы они ни были, не знает, как обращаться с юмором. А мы юмористические».
26 мая 1969 года, в монреальском отеле Queen Elizabet, Джон и Йоко повторили попытку мирного вещания со своего ложа. На этот раз были приглашены столь известные гости как Тимоти Лири, Томми Смазэс, Дик Грегори и Аллен Гинсберг. 1 июня борцы против войны во Вьетнаме исполнили новый хит «Give peace a chance». Впоследствии песня стала гимном протеста против военных действий, а 15 октября более полумиллиона участников демонстрации исполнили ее в Вашингтоне.
В 1996 Ноэль Галлахер, лидер группы Oasis, пишет хит под названием «Don`t look back in danger». Фортепианное вступление в начальных аккордах песни критики часто сравнивают с началом трека «Imagine» Джонна Ленона. Строки «Я начинаю революцию с моей кровати», по словам лидера группы, являются прямой отсылкой к bed-in акции Джона и Йоко. Клип на песню был снят в Пасадене и остается одной из самых значимых работ группы. В нём Галлахер исполняет песню, в том числе, сидя на кровати, ненавязчиво вторя «постельной акции» Джона и Йоко.
События в клипе Марси Плейграунда на песню «Это суббота» происходят в кроватном мире. Под простынями мелькают участники пододеяльной жизни и сам исполнитель, ловко перемещающийся из одной чужой кровати в другую. В одной из сцен, выныривая из-под простыни, он встретил Папу Римского Иоанна Павла II, а в другой разбавил дуэт Леннона и Оно в их постельной акции. Песня заняла двадцать пятую строчку в чарте US Modern Rock, несмотря на частые сравнения текста со стихотворением «Sick» Шеля Сильверстайна.
Лидер калифорнийской рок-группы Green Day и его жена провели собственную bed-in акцию. Пара лежала в кровати, и над их головами был растянут постер со словами «Занимайтесь любовью, а не войной» на испанском. В февральском интервью 2014 года журналу Rolling Stone Билли сказал: «Я был очень импульсивен в то время. Я думаю, что импульсивное поведение предназначалось, чтобы противодействовать хаосу в моей жизни».
Американская певица, предками которой одновременно были и японцы, и доминиканцы, и индейцы чероки, воссоздала образ кроватных акций в клипе на сингл «Bed Peace». Это была совместная работа со стендап-комиком и актером Дональдом Гловером, известным под псевдонимом Чайлдиш Гамбино. Песня заняла восьмую строчку хит-парада US Billboard 200. Мини-альбом певицы вышел в конце 2013 года, в качестве обложки была выбрана «постельная» фотография, бесконечное вдохновение от Джона и Йоко.
«Дайте миру шанс»: 50 лет с первого публичного протеста «bed-in» Джона Леннона и Йоко Оно
В последнюю неделю марта мир вспоминает о легендарной акции за мир во всем мире, которую Джон Леннон и Йоко Оно провели 50 лет назад: «bed-in» (буквальный перевод c английского – «в кровати»).
Это была их своеобразная вариация на идею «sit-in» – сидячего протеста, возникшего в США в ранних 1940-х годах и набиравшего популярность в 1960-е. Леннон и Оно оделись в пижамы, разукрасили стены номера плакатами с лозунгами «Оставайтесь в постели! Отращивайте волосы!», «Мир в волосах» и «Мир в постели» – и провели неделю, не вылезая из кровати.
Но молодожены были не одни. Они пригласили репортеров из разных изданий и, когда журналисты и фотографы пришли, рассчитывая получить горячие постельные снимки Леннона и его жены, Джон и Йоко втянули их в разговоры о войне во Вьетнаме, о том, как людям поменять сознание и как сделать так, чтобы добро победило зло. Беседы велись каждый день с 9 утра до 9 вечера.
Интерес Джона Леннона к политике зародился еще в середине 1960-х. В 1968 году он написал песню «Революция» («Revolution»), вошедшую в битловский «Белый Альбом» («The Beatles» – White Album). В тексте песни Леннон выразил свое негативное отношение к насилию и призывал к мирному подходу к протесту: «Если вы говорите о разрушении, знайте, что на меня вы можете не рассчитывать».
В 1967 году Леннон снялся в роли рядового Грипвида в сатирической антивоенной комедии американского режиссера Ричарда Лестера «Как я выиграл войну» («How I won the war») (Лестер и Леннон сотрудничали до этого в рамках двух фильмов с участием The Beatles – «Вечер трудного дня» (A Hard Day’s night) и «На помощь!» (Help!).
Встреча с Йоко Оно повлияла на Леннона и в артистическом плане – она познакомила его с близкой ей авангардной эстетикой – и в плане активизма. Вместе они часто давали интервью, в которых поднимали волновавшие их политические и социальные темы. Леннон и Оно объединили свои силы: медийное влияние, которым обладал Леннон из-за своей известности, и методы, которыми Йоко пользовалась в своих художественных инсталляциях и хеппенингах. Это креативное сотрудничество пары вылилось в многочисленные арт-акции за мир и против войны.
На первую акцию «bed-in» в их «медовый месяц» в Амстердаме пару вдохновил британский режиссер-документалист Питер Уоткинс, автор антивоенного фильма 1965 года «Военная игра» («The War game»). Он написал им письмо, в котором говорил о том, что использовать СМИ для борьбы за мир во всем мире – это гражданский долг Леннонов.
Затем Ленноны повторили постельный протест в канадском Монреале. Там, вместе с приглашенными репортерами и сочувствующими их идеям известными деятелями культуры (среди которых были писатель и психолог Тимоти Лири и поэт-битник Аллен Гинзберг), Леннон и Оно записали песню «Дайте миру шанс», которая стала гимном мирного протеста. Ее до сих пор нередко поют на демонстрациях по всему миру.
Среди других оригинальных протестных акций Леннона и Оно были посиделки внутри огромного мешка под кодовым названием «мешкизм» (bagism), сутью которого Ленноны объясняли отказ от каких-либо предубеждений и стереотипов.
В интервью на шоу Дэвида Фроста в июне 1969 года Леннон объяснял это так: «Мы все любим пофилософствовать о том, как нет барьеров между искусством, музыкой, поэзией, но мы все еще определяем себя: «Я рок-н-ролльщик, а я – поэт». Поэтому мы просто придумали слово «мешкизм», и если вы спросите, что же это такое, мы просто ответим: «Все мы в мешке, детка!»
Свое несогласие с участием Великобритании в войне с Вьетнамом Леннон публично выразил и другим символичным жестом в ноябре 1969 года: вернул полученную в 1965 году каждым участником The Beatles из рук королевы награду Орден Британской Империи. Отказ он сопроводил письмом, в котором написал:
«Ваше Величество, я возвращаю свой Орден в знак протеста против участия Великобритании в ситуации в Нигерии (речь идет о гражданской войне в Нигерии 1967-1970 годов – НВ), против поддержки, которую Британия оказала США в войне с Вьетнамом, а также против падения моего сингла «Ломка» в хит-параде. С любовью, Джон Леннон».
А закончили 1969 год Леннон и Оно масштабной кампанией во многих городах мира, когда под Рождество они расклеили в мегаполисах от Лондона и Нью-Йорка до Парижа и Токио на рекламных щитах огромные плакаты, которые несли простой месседж на разных языках: «Война окончена! (Если вы хотите)». Они также записали вместе песню «Счастливого Рождества (Война окончена)» («Happy Xmas (War is Over»), ставшую еще одним излюбленным гимнов пацифистов.
В буквальном смысле рекламную кампанию за мир Леннон и Оно продолжили проводить в течение следующего десятилетия – как в разных совместных акциях и протестах, так и в музыке. С гибелью Леннона в 1980 году этот мирный протест не закончился, и Йоко Оно продолжает их миссию до сих пор.
Читай нас в Яндекс.Дзене
В 2012 году она выпустила документальный фильм о том самом первом лежачем протесте в Амстердаме в марте 1969 года «Мир в постели». Фильм доступен онлайн бесплатно, и Оно написала в описании: «В 1969 году Джон и я были настолько наивными, что думали, что наш «bed-in» поможет изменить мир. Ну что же, возможно, он смог это сделать».
«Постельная акция» Джона Леннона и Йоко Оно.
Дорогая, давай завтра
Мои планы на карантин
Планы на карантин моей жены
Кот Иисус, сон в гробу и любовь к ВИА «Песняры»: проверяем пять легенд о Джоне Ленноне
В выходные почему-то не хочется грузить вас политикой, поэтому предлагаю вашему вниманию проверку пяти забавных легенд о Джоне Ленноне.
Специально для ЛЛ ответ ставлю в начале, потом уже разбор.
(Лично меня, как барабанщика, больше всего веселит первая)
1. Правда ли, что Леннон на вопрос, считает ли он Ринго Старра лучшим барабанщиком в мире, ответил: «Он даже не лучший барабанщик в The Beatles»? (неверная атрибуция цитаты)
Основания говорить о барабанщиках The Beatles во множественном числе у Джона Леннона были. До того как группа прославилась, хозяева места за ударными постоянно менялись. Если считать группы, ставшие прототипом The Beatles, речь может идти как минимум о шести ударниках, самым известным из которых был Пит Бест. Последний целых два года (1960–1962) барабанил уже под вывеской The Beatles и многими даже именуется пятым битлом. Более того, при записи хита Back in the U.S.S.R. в отсутствие Ринго игрой на ударных отметились и Джон Леннон, и Пол Маккартни, и Джордж Харрисон.
Однако при жизни Джона Леннона его профессиональное мнение о Старре стало достоянием общественности лишь однажды. В сентябре 1980 года, за несколько месяцев до своей гибели, в интервью журналу Playboy Леннон так отозвался о бывшем партнёре:
«Ринго — чертовски хороший барабанщик. Он не очень хорош с технической точки зрения, но я думаю, что игра Ринго на ударных недооценивается так же, как недооценивается игра Пола на басу. Я думаю, что Пол и Ринго не уступают никому из рок-музыкантов».
Что касается реального авторства фразы о «не лучшем барабанщике», то Марк Льюисон, ведущий специалист по The Beatles в мире, долгое время считал, что её в 1983 году популяризировал английский комик Джаспер Кэрротт. Однако в 2018 году Льюисон выяснил, что ещё раньше, 6 октября 1981 года, шутка прозвучала в рамках скетч-шоу Radio Active, а её авторами были Джефри Перкинс и Энгус Дитон.
Таким образом, высказывание Джона Леннона о Ринго Старре — это на самом деле шутка, появившаяся уже после смерти певца.
2. Правда ли, что Джон Леннон в своё время отзывался о музыке «Песняров» как «о лучшем, что ему когда-либо приходилось слышать»? (фейк)
Контекст. Эта легенда получила широкое распространение на советском и постсоветском пространстве. Опорной точкой для неё служит вполне реальная поездка «Песняров» на традиционную музыкальную ярмарку MIDEM в Канны в 1976 году. Позднее экс-песняр Владимир Николаев писал: «В это время в Монте-Карло на своей вилле жил Джон Леннон, но его мы не увидели». А его коллега Владимир Мулявин в интервью 2000 года заметил: «Джон Леннон… сказал: ««Песняры» — это лучшее, что я слышал вообще»». Третий же участник группы Леонид Борткевич в 2003 году вроде бы подтвердил слова согруппников: «Когда мы в первый раз приехали в США, о наших гастролях была большая статья в Billboard и там были некоторые высказывания The Beatles о нас, в частности Леннона и Маккартни. В частности, было сказано, что мы великолепная фолк-роковая группа с великолепными голосами и что они не думали, что в Белоруссии такое может быть».
Во-первых, стоит отметить, что Джон Леннон не обретался в Монте-Карло ни в 1976 году, ни когда-либо ещё. Годом ранее туда переехал Ринго Старр, но и он в течение последующих лет разрывался между Лазурным Берегом и Лос-Анджелесом. Леннон с осени 1971 года безвылазно жил в США, а после рождения сына в октябре 1975 года его общение с прессой практически прекратилось. Зато Джордж Харрисон выступал на том же каннском концерте, однако подобных фраз ему не приписывают. И вообще, практически каждое слово, высказанное кем-либо из битлов на публике, попало в десятки книг и не могло пройти незамеченным. Во-вторых, в те годы никто из «Песняров», согласно ряду источников, практически не читал на английском и поэтому вряд ли мог бы ознакомиться со статьями в оригинале.
Ну и, наконец, вот те самые статьи из журнала Billboard, посвящённые гастролям советской группы в США в 1976 году:
Никаких высказываний Леннона и Маккартни о «Песнярах» в них нет. Так что участники легендарного советского ВИА, скорее всего, поверили рассказам своих знакомых.
3. Правда ли, что Джон Леннон назвал одного из своих котов Иисусом, чтобы оправдать свою фразу «Мы известнее Иисуса»? (большей частью правда)
Следует отметить, что кот с таким именем у Леннона точно был. Правда, ни в одном из авторитетных источников не приводится стопроцентного подтверждения того, что хозяин назвал своего кота Иисусом именно по вышеуказанной причине. Однако есть несколько фактов, подтверждающих это. В частности, известно, что колония котов в доме Леннона появилась в годы его жизни с первой женой Синтией, то есть в 1962–1968 годах. Напомним, фраза Леннона прозвучала именно в этот период. Во-вторых, именно такую мотивацию Джона называют наиболее вероятной такие авторитетные источники, как журнал Rolling Stone и сайт Mental Floss. Ну и, наконец, в те же годы кот по имени Иисус появился и у Пола Маккартни, что напоминает своеобразный флэшмоб. Безусловно, The Beatles были популярнее котов своих участников. Особенно хорошо «версия кота» соотносится с той вариацией высказывания Леннона, где вместо слов more popular использовано слово bigger, то есть в буквально прочтении «крупнее Иисуса». Поэтому такая трактовка выглядит правдоподобно.
4. Правда ли, что Джон Леннон любил спать в гробу? (правда)
Контекст. 4 июля 1960 года во влиятельной британской газете Sunday People вышла статья под заголовком «Ужас битников, хотя они и не знают, но их дорога ведет в преисподнюю». К статье прилагалась фотография, запечатлевшая квартиру Джона Леннона и тогдашнего битла Стюарта Сэтклиффа на Гэмбиер-Террас, 3, в Ливерпуле. Как писал музыкант и журналист Алан Клейсон:
«Джона Леннона впервые увидела вся Британия. Джон — с бакенбардами, спускавшимися ниже мочек ушей, и в тёмных очках — занимал центральное место, лениво развалившись на заваленном мусором полу вместе с Биллом Хэрри, Родом Мюрреем и другими несколько смущёнными битниками. У него был такой вид, как будто он спит в одежде. От этой статьи берёт начало живучая легенда, что Джон Леннон спал в гробу на Гэмбиер-Террас, хотя в действительности он появлялся там ненадолго».
Таким образом, Клейсон косвенно подтверждает, что Леннон мог спать в этом гробу, даже если изредка. А вот что рассказывает тогдашний менеджер группы Алан Уильямс:
«Джон Леннон уже тогда считался лидером и был одной из центральных фигур в толпе бездельников и мечтателей — авангардном отряде местных хиппи, оккупировавших квартиры на Перси-Стрит и Гэмбиер-Террас. Мебели там не было вовсе — столы и стулья они сжигали на кострах посреди комнат, когда становилось чересчур холодно. Это было одной из причуд Модильяни, и, я полагаю, парни считали, что ведут себя в традициях богемы. Квартиры были забиты разным хламом: лампами пешеходных переходов, ящиками из-под чая, дорожными знаками и кучами драного тряпья. Откуда-то они притащили гроб, в котором спал Джон. Шёлковая обивка создавала подобие комфорта. Джон был большим поклонником чёрного юмора в те дни».
Согласно другим источникам, этим «откуда-то» был принадлежавший тому же Уильямсу бар «Джакаранда», в котором периодически появлялись The Beatles. В одном из помещений бара и был найден никому не нужный гроб. Так что есть все основания полагать, что Джон Леннон действительно, пусть и шутки ради, спал в настоящем гробу.
5. Правда ли, что Джон Леннон назвал свою группу The Beatles в честь автомобиля Volkswagen Beetle? (фейк)
Контекст. Подобная версия встречается в ряде источников в интернете, хотя доминирующей её назвать сложно. Тем не менее, учитывая, что в первой половине 60-х случился пик продаж этой культовой модели, в такую версию поверить можно. Более того, «Жук» тесно связан с битлами благодаря ставшей культовой обложке альбома Abbey Road.
Однако реальность выглядит несколько иначе. Впервые название The Beatles встречается в форме The Beatals в письме Стю Сэтклиффа от 27 марта 1960 года. Его же упоминает Пол Маккартни в одном из своих чуть более поздних посланий.
Пол Маккартни в своём интервью рассказывал: «Однажды Джон, Стю, Джордж и я шли по улице, вдруг Джон и Стю говорят:
«Эй, у нас есть идея, как назвать группу — The Beatles, через букву a (если следовать правилам грамматики, полагалось писать the beetles — «жуки». — Прим. ред.). Мы с Джорджем удивились, а Джон говорит: «Ну да, мы со Стю до этого додумались». Так эта история вспоминается мне и Джорджу. Но с годами кое-кто стал думать, что Джону самому пришла в голову идея названия группы, и в качестве доказательства ссылаются на статью «Краткое отступление по поводу сомнительного происхождения The Beatles», которую Джон написал в начале 60-х для газеты Mersey Beat. Там были такие строчки: «Жили-были три маленьких мальчика, их звали Джон, Джордж и Пол… Многие спрашивают: что такое Beatles, почему Beatles, как возникло это название? Оно возникло из видения. Явился человек на пылающем пироге и сказал им: «Отныне вы Beatles с буквой a»». Конечно, не было никакого видения. Джон пошутил в туповатой манере, типичной для того времени. Но кое-кто не понял юмора».
Джордж Харрисон в своих интервью упоминал популярную тогда группу The Crickets («Сверчки») как основу для пародийного названия «Жуки» с одной изменённой буквой. Есть и ряд других версий, и только одна из них (поэта Ройстона Эллиса) упоминает автомобиль «Фольксваген» со ссылкой на Леннона. Очевидно одно: немаловажную роль в наименовании группы сыграло музыкальное понятие «бит» (beat).
Что касается автомобиля, то слово beetle впервые было использовано в отношении модели в 1958 году в журнале Autosport в качестве эпитета. Прозвище стало популярным в 1960-е, а официальное название Beetle машины начали получать только в 1967 году.
Таким образом, версия про влияние автомобиля Volkswagen Beetle на наименование The Beatles противоречит большинству фактов.
Автор фото, Getty Images
Ровно 50 лет назад Джон Леннон и Йоко Оно устроили лежачий протест в амстердамском отеле «Хилтон», пропагандируя мир и ненасилие и требуя окончания войны во Вьетнаме. Помог ли он делу мира и что он значил для поп-культуры в целом?
«Приходите, репортеры, я вас чем-то угощу»
20 марта 1969 года Джон Леннон, в то время еще бывший членом группы «Битлз», и японская художница-авангардистка Йоко Оно скромно поженились в Гибралтаре.
Поженились скромно, но к их браку все равно было привлечено всеобщее внимание, поскольку на тот момент широкой общественности уже было известно о раздорах среди битлов, за что поклонники в немалой степени винили именно Йоко. Как и в распаде первой семьи Леннона.
Молодожены решили не отмечать обычный медовый месяц (что было бы слишком мещанско-буржуазным), а пригласить к себе третьим в постель мир во всем мире. То есть раскрутить идею мира как рекламируемый товар.
Они созвали в свой президентский (как он тогда назывался) номер гостиницы «Хилтон» журналистов из разных международных изданий.
Из номера по их требованию была вынесена вся мебель, кроме двуспальной кровати, а на стенах развешаны нарисованные Джоном и Йоко плакаты.
Вот, что говорил об этом сам виновник события в сборнике Anthology: «Мы послали открытки «Приходите на медовый месяц к Джону и Йоко: лежачий протест, амстердамская гостиница». Вы бы видели лица этих репортеров и фотожурналистов, поваливших к нам в номер! Потому что, как бы там ни было, но в головах у людей было то, что они думали увидеть. И когда они оказались в номере, у них лица вытянулись. Мы лежали в постели, как два ангела, окруженные цветами с мыслями о мире и любви».
Подтекст таков: то есть ничего скандального на букву «с» журналисты не увидели, хотя за несколько месяцев до этого эта пара выпустила свой первый диск Two Virgins («Два девственника»), сфотографировавшись на его обложку в голом виде.
Автор фото, Getty Images
Личный инструктаж за мир
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
Конец истории Подкаст
Почему именно тогда?
Ведь война во Вьетнаме на тот момент продолжалась уже 13 лет, и шансов на то, что заступивший за два месяца до этого на пост президента США Ричард Никсон вдруг возьмет да и прислушается к двум представителям артистического мира, была ничтожной.
Но незадолго до своего лежачего протеста они получили письмо от британского режиссера-документалиста Питера Уоткинса, известного своими пацифистскими взглядами и, в частности, фильмом 1965 года The War Game («Военная игра»).
Как рассказывал сам Леннон, Уоткинс писал, что у таких людей, как он и Йоко, есть гражданский долг использовать СМИ для борьбы за мир во всем мире.
Во-вторых, это дало возможность Джону и Йоко сблизить свои артистические карьеры, причем сделать это публично, поскольку Леннон, несмотря на свой мятежный нрав и резкие высказывания, все же в качестве битла был любимцем нации, а не политическим активистом (хоть «Битлз» и высказывались против войны во Вьетнаме).
Тогда как Йоко Оно в публичном пространстве занималась как раз перфомансами такого рода. Но до их сближения о ней мало кто знал.
Автор фото, Getty Images
Почему именно в Амстердаме?
Вовсе не потому, что там есть известный квартал красных фонарей.
Как вспоминает в своей новой книге And In The End: The Last Days of Beatles журналист Кен Макнаб, знавший их в расцвете славы, прибыв из Гибралтара в Париж, чета Леннонов-Оно встретила там голландца Ганса Боскампа.
Боскамп вращался в музыкальных кругах и убедил их ехать в Амстердам, чтобы там устроить свой мирный протест.
Но за этим романтизмом были и вполне прагматичные соображения: европейская пресса была гораздо более сдержанной, чем британская, которая на тот момент уже успела понаписать всякие гадости про Йоко-разлучницу.
Автор фото, LEX VAN LIESHOUT/EPA
«Хилтон» в Амстердаме проводит специальную выставку в дни 50-й годовщины протеста Джона и Йоко
Что конкретно они делали в постели?
Любовью они не занимались. Во всяком случае, на публике.
Макнаб в своей новой книге о последних днях «Битлз» (которые совпали с началом семейной жизни Джона с Йоко Оно) так объясняет весь этот хэппенинг: «Он к тому моменту уже понял, что когда СМИ подхватывают какую-то идею, то они ее упрощают и раздувают. Поэтому они с Йоко пришли к выводу, что посыл должен быть несложным, но не избитым и задиристым».
Молодым это так понравилось, что они повторили свой лежачий протест 26 мая в канадском Монреале, пригласив туда помимо журналистов еще и всяких знаменитостей.