Постановление об оценке имущества должника спи что это значит
Постановление об оценке имущества должника спи что это значит
Статья 85. Оценка имущества должника
Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 85
Споры в суде общей юрисдикции:
1. Оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
2. Судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня обнаружения имущества должника привлечь оценщика для оценки:
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 306-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) недвижимого имущества;
2) ценных бумаг, не обращающихся на организованных торгах (за исключением инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов);
(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 327-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) имущественных прав (за исключением дебиторской задолженности, не реализуемой на торгах);
4) драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них, а также лома таких изделий, за исключением драгоценных металлов, находящихся на счетах либо во вкладах в банках или иных кредитных организациях;
(в ред. Федерального закона от 26.07.2017 N 212-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) коллекционных денежных знаков в рублях и иностранной валюте;
6) предметов, имеющих историческую или художественную ценность;
7) вещи, стоимость которой по предварительной оценке превышает тридцать тысяч рублей.
3. Судебный пристав-исполнитель также обязан привлечь оценщика для оценки имущества, если должник или взыскатель не согласен с произведенной судебным приставом-исполнителем оценкой имущества. Сторона исполнительного производства, оспаривающая произведенную судебным приставом-исполнителем оценку имущества, несет расходы по привлечению оценщика.
4. Если судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки отдельной вещи или имущественного права, то судебный пристав-исполнитель:
1) в акте (описи имущества) указывает примерную стоимость вещи или имущественного права и делает отметку о предварительном характере оценки;
2) назначает специалиста из числа отобранных в установленном порядке оценщиков;
3) выносит постановление об оценке вещи или имущественного права не позднее трех дней со дня получения отчета оценщика. Стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, является обязательной для судебного пристава-исполнителя при вынесении указанного постановления, но может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке;
(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 34-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) направляет сторонам копию заключения оценщика по результатам отчета об оценке не позднее трех дней со дня его получения.
(п. 4 введен Федеральным законом от 12.03.2014 N 34-ФЗ)
(часть 5 в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 327-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Копии постановления судебного пристава-исполнителя об оценке имущества или имущественных прав направляются сторонам исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения.
7. Оценка имущества, произведенная судебным приставом-исполнителем без привлечения оценщика, может быть обжалована сторонами исполнительного производства в соответствии с настоящим Федеральным законом или оспорена в суде не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке.
8. Если установленный законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности срок действия отчета об оценке имущества должника истек, судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня истечения указанного срока привлечь оценщика для повторной оценки имущества должника в порядке, установленном настоящей статьей.
(часть 8 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 34-ФЗ)
Статья 85. Оценка имущества должника
Статья 85. Оценка имущества должника
ГАРАНТ:
См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 85 настоящего Федерального закона
1. Оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 306-ФЗ в часть 2 статьи 85 внесены изменения, применяющиеся к правоотношениям, возникшим с момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве и введенной до дня вступления в силу названного Федерального закона
2. Судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня обнаружения имущества должника привлечь оценщика для оценки:
1) недвижимого имущества;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ в пункт 2 части 2 статьи 85 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2013 г.
2) ценных бумаг, не обращающихся на организованных торгах (за исключением инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов);
3) имущественных прав (за исключением дебиторской задолженности, не реализуемой на торгах);
Информация об изменениях:
4) драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них, а также лома таких изделий, за исключением драгоценных металлов, находящихся на счетах либо во вкладах в банках или иных кредитных организациях;
5) коллекционных денежных знаков в рублях и иностранной валюте;
6) предметов, имеющих историческую или художественную ценность;
7) вещи, стоимость которой по предварительной оценке превышает тридцать тысяч рублей.
3. Судебный пристав-исполнитель также обязан привлечь оценщика для оценки имущества, если должник или взыскатель не согласен с произведенной судебным приставом-исполнителем оценкой имущества. Сторона исполнительного производства, оспаривающая произведенную судебным приставом-исполнителем оценку имущества, несет расходы по привлечению оценщика.
4. Если судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки отдельной вещи или имущественного права, то судебный пристав-исполнитель:
1) в акте (описи имущества) указывает примерную стоимость вещи или имущественного права и делает отметку о предварительном характере оценки;
2) назначает специалиста из числа отобранных в установленном порядке оценщиков;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 34-ФЗ в пункт 3 части 4 статьи 85 внесены изменения
3) выносит постановление об оценке вещи или имущественного права не позднее трех дней со дня получения отчета оценщика. Стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, является обязательной для судебного пристава-исполнителя при вынесении указанного постановления, но может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 34-ФЗ часть 4 статьи 85 дополнена пунктом 4
4) направляет сторонам копию заключения оценщика по результатам отчета об оценке не позднее трех дней со дня его получения.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ часть 5 статьи 85 изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2013 г.
6. Копии постановления судебного пристава-исполнителя об оценке имущества или имущественных прав направляются сторонам исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения.
7. Оценка имущества, произведенная судебным приставом-исполнителем без привлечения оценщика, может быть обжалована сторонами исполнительного производства в соответствии с настоящим Федеральным законом или оспорена в суде не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 34-ФЗ часть 8 статьи 85 изложена в новой редакции
8. Если установленный законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности срок действия отчета об оценке имущества должника истек, судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня истечения указанного срока привлечь оценщика для повторной оценки имущества должника в порядке, установленном настоящей статьей.
ГАРАНТ:
См. Методические рекомендации по организации работы по оценке арестованного имущества, утвержденные ФССП России от 24 июля 2013 г.
Что могут сделать судебные приставы
Суд решает, кто кому что должен, а судебные приставы-исполнители помогают это получить.
Но приставы не всесильны — вынесение судебного решения и начало исполнительного производства не гарантируют, что взыскатель получит с должника деньги. У должника должно быть какое-то имущество, только в этом случае судья и пристав действительно помогут защитить права победителя в судебном разбирательстве.
Разберемся, какие полномочия есть у приставов и что они могут забрать в счет погашения долга.
Полномочия судебных приставов по закону
У судебного пристава есть право направлять в банки запросы о счетах должника. Если такие счета найдут, банки обязаны немедленно снять с них деньги в требуемом размере и отправить приставам. Если средств на счете недостаточно, банк будет снимать с него все деньги, которые поступят в будущем, вплоть до полного погашения долга.
В первую очередь пристава интересуют деньги, потому что их можно использовать сразу после изъятия. Когда российских рублей у должника нет, пристав ищет банковские счета в валюте и драгметаллах. Если на счетах нет денег, пристав будет исполнять решение суда долгим путем: искать, изымать и продавать имущество.
Если у должника есть официальная работа с белой зарплатой — это джекпот для пристава и взыскателя.
Судебный пристав направляет исполнительный документ по месту работы должника, и тогда не банк снимает деньги с зарплатного счета, а бухгалтер сразу направляет часть зарплаты приставам. С зарплаты могут снимать до 50%, если суд не разрешит должнику оставлять себе больше денег. В некоторых случаях могут забрать и 70% — например при взыскании алиментов на детей.
Если ни счетов, ни зарплаты у должника не нашли, приставы могут запретить ему покидать страну или управлять машиной, а также изъять имущество.
Еще один интересный, хотя и сложный способ исполнить решение суда: зарегистрировать за должником недвижимое имущество, арестовать его и продать на торгах. В советские годы очень многие получали от государства земельные участки, но если они их не использовали, то и не тратились на перевод права бессрочного пользования в право собственности. Этих участков нет в госреестре, поэтому никакие юридические действия с ними невозможны.
Процесс взыскания задолженности через судебных приставов
Когда решение суда вступает в законную силу, истец должен запросить в суде исполнительный документ и направить его судебным приставам. К нему он должен приложить реквизиты для перечисления взысканных денег. Только после этого начнется исполнительное производство.
От сдачи исполнительного документа в канцелярию районного отдела судебных приставов до возбуждения исполнительного производства должно пройти не больше 6 дней.
Судебный пристав обязан выполнить требования исполнительного документа в течение двух месяцев. Но на практике в этот срок уложиться получается не всегда. Если должник — функционирующее юридическое лицо с деньгами на банковских счетах, ситуация несложная. Но в прочих случаях найти у должника всю сумму долга за два месяца очень трудно.
У одного судебного пристава с официальной рабочей неделей в 40 часов в работе может быть до 4 тысяч должников. Обычно приставы стараются сделать все возможное: поискать банковские счета, квартиры, машины, забрать из дома должника бытовую технику, отправить исполнительный документ в бухгалтерию по месту работы. Но не всегда этого достаточно, если с должника нечего взять.
Кроме долга по исполнительному листу или судебному приказу приставы взыскивают исполнительский сбор — вознаграждение за свою работу, которое идет в государственный бюджет.
Сбор равен 7% от долга, но не менее 1000 Р с человека и 10 000 Р с организации. С должника не взыщут исполнительский сбор, если он добровольно исполнит решение суда в течение 5 дней после того, как получит постановление.
В какое время могут прийти приставы
Приставы могут прийти описывать имущество только в рабочие дни с 6 утра до 10 вечера. При розыске ребенка, опасности самовольной постройки для людей и в других неотложных случаях приставы могут прийти в выходной день и даже ночью.
Точное время пристав определяет на свое усмотрение, но прислушивается к мнению должника и взыскателя: приставу важно застать должника дома, а не ждать под дверью возвращения того с работы.
Можно ли избежать приезда приставов по адресу прописки
Судебные приставы обязаны искать имущество должника по адресу его регистрации, адресу принадлежащей должнику квартиры или по адресу, который должник сам назовет в качестве места своего проживания.
В занятости пристава-исполнителя есть плюс для должника: можно действовать на опережение, самостоятельно приезжать к приставу в отдел и предлагать варианты погашения долга. Можно договориться, что раз в месяц должник будет сам приносить конкретную денежную сумму, существенную относительно общей суммы взыскания. В этом случае пристав займется более проблемными должниками и на дом поедет к ним. Такие договоренности обычно подкрепляются расписками, которые должник пишет приставу: нужно соблюдать их, иначе придется ждать гостей.
Чтобы пристав быстрее исполнил решение суда, в интересах взыскателя сообщить приставу, где в действительности живет должник, где можно найти его самого и его имущество.
Как отсрочить визит пристава
Исполнять судебное решение ценой жизни и здоровья должника нельзя. Поэтому при наступлении тяжелой жизненной ситуации должник может попросить у суда отсрочку или рассрочку исполнения решения. Просить об отсрочке можно сколько угодно раз, но суд удовлетворит просьбу, только если обстоятельства действительно трудные и должник сможет это доказать.
Пристав и без судебного определения может отменить свой визит домой к должнику, если тот попал в больницу или в армию. Главное, чтобы должник сообщил приставу об этих событиях.
Какие документы должен предъявить судебный пристав
У приставов есть служебное удостоверение, а забирать деньги и вещи приставы могут на основании следующих документов:
Что могут описать судебные приставы в квартире должника
Задача пристава — как можно скорее передать взыскателю сумму по исполнительному документу. И пристав вправе забирать у должника дорогие и качественные вещи, чтобы их реально было продать и получить деньги.
У должника есть право самому выбрать имущество для передачи приставу, если этим имуществом будет погашен долг, но окончательное слово за приставом.
Какое имущество судебные приставы не могут забрать
Забрать можно не все. Квартиру, дом, землю можно забрать, только если человек не платит ипотечный кредит на эту квартиру, дом, землю. Не ипотечное жилье не заберут, если оно единственное или стоит намного дороже, чем сумма всех долгов.
Не забирают вещи, необходимые для удовлетворения минимальных бытовых потребностей. То есть кровать, стол, стулья, холодильник, плиту судебные приставы не заберут. А стиральную машинку, диван, на котором никто не спит, кресла, микроволновку и ковер забрать могут.
Корову и кроликов у должника не заберут, если тот держит их для себя, а не для бизнеса.
Еще приставы не могут забрать еду, уголь и баллоны с природным газом, необходимые должнику и его семье для выживания. У людей с инвалидностью не заберут коляски и слуховые аппараты, а у спортсменов — медали и кубки.
Даже деньги с банковских счетов разрешено забирать не все. Список неприкосновенных средств длинный, но весь он касается восстановления здоровья, компенсаций работодателя за расходы в связи с работой, выплат по потере кормильца. Материнский капитал приставы тоже забрать не могут: фактически это деньги детей, а не их родителей-должников.
Как забирают описанное имущество
Судебный пристав-исполнитель составляет акт об изъятии имущества. В акте он пишет, что именно забрал у должника и сколько эти вещи могут стоить. Акт подписывают понятые и пристав.
Могут ли приставы описать имущество без присутствия должника
Было бы слишком хорошо для должников, если бы они могли просто не приходить домой и тем самым мешать судебным приставам забирать их вещи. В нормах закона об исполнительном производстве не указано, что изымать имущество надо обязательно при должнике или что должник обязательно должен подписать акт об изъятии. Это означает, что, если родственники должника откроют дверь, пристав может начать описывать имущество и без присутствия должника.
Даже если должник не собирается пускать судебного пристава в свою квартиру, тот может заранее получить письменное согласие старшего судебного пристава и войти в квартиру без согласия должника.
Что будет с имуществом дальше
Способ продажи имущества зависит от его стоимости. Пристав может организовать торги, если имущество должника стоит больше 500 тысяч рублей. То же относится к недвижимости, ценным бумагам или вещам, которые имеют историческую или художественную ценность.
Если изъятые вещи стоят меньше 30 тысяч рублей, должник может договориться с приставом и продать эти вещи самостоятельно. Во всех прочих случаях приставы отдают вещи в специальные магазины.
Если изымается квартира, дом, земельный участок, драгоценности и другие вещи дороже 30 тысяч рублей, стоимость для продажи в течение месяца определяет оценщик.
Если арестованная вещь явно дешевле 30 тысяч рублей и должник не согласен с предложенной ценой, он может привлечь оценщика за свой счет. В этом случае нужно соизмерять стоимость услуг оценщика и сумму, на которую пристав занижает цену вещи.
Арестованное имущество выставляют на продажу через специальные организации. Если старую стиральную машинку никто не покупает, через месяц ее стоимость снизят на 15%.
Еще через месяц судебный пристав предложит взыскателю забрать конфискованное имущество по цене на 25% ниже первоначальной: истцу ничего платить не придется, на эту сумму снизится долг. Если истцу не нужна конфискованная техника, ее возвращают должнику, а долг «зависает» до появления у должника более ликвидного имущества.
Можно ли вернуть имущество, если появились деньги. Можно, но не во всех случаях. Если долг — 100 тысяч, а приставы забрали бытовую технику на 10 тысяч, то, напрямую заплатив эти 10 тысяч, должник свои вещи не вернет. Надо погасить долг полностью, тогда реализацию приостановят и технику вернут. Или можно отправить родственника выкупить конфискат на общих основаниях.
Если имущество продали, то его уже не вернуть.
Кстати, имущество забирают не всегда: иногда его описывают, но оставляют должнику на самостоятельную реализацию.
Как обезопасить имущество от ареста приставами
Судебные приставы не арестуют имущество, которое не найдут. Если записывать квартиры и машины на родственников, то поиск по базам ЕГРН и ГИБДД покажет, что у должника ничего нет. Если хранить деньги в банке из-под огурцов, никакой банк не отдаст их по требованию судебного пристава. Перед визитом судебного пристава некоторые уносят телевизоры и ноутбуки в машину, гараж или к друзьям, ведь там технику не отыщут.
Имущество, записанное на родственников должника, официально должнику не принадлежит, даже если им пользуется только он. Так что сокрытием это не будет, если только должник не подарил его родственникам уже после вынесения судебного решения о взыскании денежных средств.
Часто задаваемые вопросы
Могут ли приставы отобрать имущество мужа в счет долгов жены? Имущество мужа в счет долгов жены отобрать не могут. Но важно разделять имущество мужа и имущество, записанное на мужа. Имущество мужа принадлежало ему до брака или получено им безвозмездно в период брака, за долги жены его не заберут. Но приобретенное в браке имущество — независимо от того, на кого оно записано, — является общим имуществом мужа и жены в равных долях, а значит, половина принадлежит жене и это имущество могут отобрать приставы за долги жены.
Имеют ли право судебные приставы описывать имущество родственников? В исполнительном листе указан конкретный должник. В счет его долга могут забрать только его имущество. И этим пользуются должники, живущие в одном жилом помещении с другими людьми. Например, судебные приставы пришли к должнику по потребительскому кредиту. На стене висит телевизор стоимостью 50 тысяч рублей. Но забрать его приставы не смогут, потому что мама должника покажет чек на покупку: ее телевизор — даже из комнаты сына — забирать нельзя.
«Методические рекомендации по организации работы по оценке арестованного имущества» (утв. ФССП России 24.07.2013 N 01-9) (ред. от 08.07.2014)
Директор Федеральной службы
главный судебный пристав
24 июля 2013 г. N 01-9
ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОЦЕНКЕ АРЕСТОВАННОГО ИМУЩЕСТВА
С 1 января 2014 г. вступит в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
1.2. Методические рекомендации подготовлены с целью организации работы территориальных органов Федеральной службы судебных приставов по оценке имущества, арестованного в процессе исполнительного производства.
В соответствии со статьей 85 Закона оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня обнаружения имущества должника привлечь оценщика для оценки:
недвижимого имущества (в том числе предприятия как имущественного комплекса, объектов незавершенного строительства, земельных участков либо их долей, воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов и т.д.);
ценных бумаг, не обращающихся на организованных торгах (за исключением инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов);
имущественных прав (за исключением дебиторской задолженности, не реализуемой на торгах);
драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них, а также лома таких изделий;
коллекционных денежных знаков в рублях и иностранной валюте;
предметов, имеющих историческую и художественную ценность;
вещи, стоимость которой по предварительной оценке превышает тридцать тысяч рублей.
Судебный пристав-исполнитель также привлекает оценщика для оценки имущества, если должник или взыскатель не согласен с произведенной судебным приставом-исполнителем оценкой имущества.
II. Оценка арестованного имущества
2.1. Судебным приставом-исполнителем производится оценка имущества, стоимость которого по предварительной оценке не превышает 30 тыс. рублей.
2.3. Стоимость арестованного имущества, по предварительной оценке не превышающая 30 тыс. рублей, устанавливается судебным приставом-исполнителем с учетом сложившихся в регионе цен на аналогичные товары. Итоговая стоимость выражается в валюте Российской Федерации (в рублях).
2.4. Проведение оценки судебным приставом-исполнителем включает следующие этапы:
сбор и анализ информации и документов, необходимых для проведения оценки;
осуществление необходимых расчетов;
определение итогового размера рыночной стоимости объекта оценки путем вынесения постановления об оценке имущества должника.
Сбор информации и документов, необходимых для проведения оценки, осуществляется судебным приставом-исполнителем с момента наложения ареста на имущество.
2.5. В акте о наложении ареста (описи имущества) следует подробно указывать:
характеристики каждой занесенной в акт вещи (наименование, производитель, марка, модель);
отличительные признаки вещи (серийный, инвентарный или иной номер, год выпуска);
сведения о комплектности вещи (наличие принадлежностей, технического паспорта (инструкции), талона на гарантийное обслуживание, сертификата или иного документа, подтверждающего соответствие вещи обязательным требованиям и стандартам);
техническое состояние вещи (нахождение вещи в употреблении, степень износа, качество функционирования, наличие дефектов).
Судебный пристав-исполнитель также может дополнительно затребовать у должника (иного лица) информацию о состоянии вещи, дате ее приобретения и сроках эксплуатации.
2.6. Определив характеристики арестованного имущества должника, судебный пристав-исполнитель принимает меры к поиску объекта-аналога, в отношении которого имеется информация о цене. Объектом-аналогом для оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость (ФСО N 1).
2.7. Для поиска объекта-аналога можно использовать сведения, содержащиеся в общедоступных источниках, в том числе информацию, публикуемую Федеральной службой государственной статистики, торговыми домами и биржами о результатах реализации имущества, арестованного судебными приставами-исполнителями, а также сведения, предоставленные производителями товаров.
Применяя сравнительный подход к оценке, судебный пристав-исполнитель:
выбирает единицы сравнения и проводит сравнительный анализ объекта оценки и каждого объекта-аналога. По каждому объекту-аналогу может быть выбрано несколько единиц сравнения;
осуществляет согласование результатов значений единиц сравнения по выбранным объектам-аналогам.
В случае если объект оценки полностью идентичен объекту-аналогу по выбранным судебным приставом-исполнителем единицам сравнения, то за основу принимается стоимость, равная стоимости объекта-аналога.
Если объект оценки сравнивается с несколькими полностью идентичными объектами-аналогами, то рыночная стоимость определяется как среднее арифметическое значение рыночной стоимости объектов-аналогов.
При невозможности подобрать объект-аналог, полностью идентичный объекту оценки, подбирается объект-аналог, идентичный по существенным единицам сравнения.
При расхождении единиц сравнения расчетная стоимость объекта оценки понижается в соответствии со шкалой корректировки стоимости имущества (приложение N 1).
2.10. По результатам определения стоимости имущества судебный пристав-исполнитель выносит постановление об оценке имущества, в мотивировочной части которого указывает сведения об имуществе, оценка которого производилась, его характеристики, обстоятельства определения рыночной стоимости, полученный результат.
При вынесении указанного постановления судебному приставу-исполнителю необходимо в соответствии со статьей 36 Закона учитывать общие сроки совершения исполнительных действий.
Копия постановления об оценке имущества не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется судебным приставом-исполнителем сторонам исполнительного производства.
2.11. Оценка, произведенная судебным приставом-исполнителем без привлечения оценщика, может быть обжалована сторонами исполнительного производства в соответствии с главой 18 Закона или оспорена в суде не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке.
В случае несогласия сторон исполнительного производства с оценкой, произведенной судебным приставом-исполнителем, судебный пристав-исполнитель для оценки арестованного имущества привлекает оценщика, с которым территориальным органом ФССП России заключен государственный контракт на оказание услуг по оценке арестованного имущества или договор на оказание услуг по оценке арестованного имущества.
2.12. При направлении заявки на реализацию арестованного имущества, оценку которого судебный пристав-исполнитель произвел самостоятельно, старшему судебному приставу и отделу организации работы по реализации имущества должников следует в течение двух рабочих дней проверить соблюдение требований Закона, в том числе надлежащее ознакомление сторон исполнительного производства с оценкой, произведенной судебным приставом-исполнителем.
В случае обнаружения старшим судебным приставом или отделом организации работы по реализации имущества должников несоблюдения судебным приставом-исполнителем требований Закона необходимо указать причину, вернуть судебному приставу-исполнителю заявку в целях устранения выявленных недостатков в течение двух рабочих дней.
III. Оценка арестованного имущества оценщиком
3.1. В случае привлечения оценщика для оценки вещи или имущественного права судебный пристав-исполнитель в акте о наложении ареста (описи имущества) указывает примерную стоимость вещи или имущественного права и делает отметку о предварительном характере оценки.
3.2. Отдел организации работы по реализации имущества должников с учетом заключенного государственного контракта на оказание услуг по оценке арестованного имущества закрепляет за структурными подразделениями территориального органа ФССП России специалистов-оценщиков.
3.3. Судебный пристав-исполнитель в течение трех рабочих дней с момента составления акта о наложении ареста на имущество должника (описи имущества) выносит постановление об участии специалиста в исполнительном производстве и направляет его в отдел организации работы по реализации имущества должников.
Помимо установленных статьей 14 Закона требований к содержанию постановления судебного пристава-исполнителя, в постановлении об участии специалиста в исполнительном производстве указываются:
сведения о лице, привлеченном для определения стоимости арестованного имущества (Ф.И.О. специалиста);
отметка о предупреждении специалиста об установленной законодательством ответственности за отказ, уклонение от дачи заключения или дачу заведомо ложного заключения.
3.4. Отдел организации работы по реализации имущества должников в течение трех рабочих дней осуществляет проверку постановления об участии специалиста в исполнительном производстве на соответствие требованиям статьи 85 Закона и направляет его оценщику.
Постановление об участии специалиста в исполнительном производстве отзывается в случаях приостановления исполнительного производства (исполнения судебного акта), прекращения и окончания исполнительного производства.
На основании постановления об участии специалиста в исполнительном производстве территориальный орган ФССП России в лице главного судебного пристава субъекта Российской Федерации или его заместителя заключает с оценщиком дополнительное соглашение к государственному контракту на оказание услуг по оценке арестованного имущества. В дополнительном соглашении устанавливается объект оценки, стоимость услуг по оценке, порядок сдачи-приема работ.
3.6. Оценщик уведомляет судебного пристава-исполнителя о дате и времени проведения оценки объекта оценки.
Судебный пристав-исполнитель предоставляет оценщику информацию и документы, необходимые для проведения оценки, способствует получению оценщиком информации и документации, получение которой невозможно (затруднительно).
На основании письменного запроса оценщика судебный пристав-исполнитель организовывает доступ оценщика к объектам оценки. По ходатайству оценщика в случае необходимости судебным приставом-исполнителем осуществляется сопровождение специалистов оценщика при осмотре объектов оценки.
3.7. Отдел организации работы по реализации имущества должников проверяет представленный оценщиком отчет об оценке объекта на соответствие требованиям к отчету об оценке, установленным ФСО N 3.
В случае наличия замечаний или возражений к отчету об оценке объекта отдел организации работы по реализации имущества либо судебный пристав-исполнитель подают в письменном виде замечания или возражения для доработки отчета об оценке. В случае соответствия отчета об оценке требованиям, установленным законодательством об оценочной деятельности, отдел организации работы по реализации имущества принимает отчет об оценке.
3.8. Отчет об оценке в течение трех рабочих дней с момента его подписания направляется отделом организации работы по реализации имущества должников в соответствующее подразделение судебных приставов.
В случае обнаружения признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.9 КоАП РФ, должностное лицо территориального органа ФССП России, уполномоченное составлять протоколы об административных правонарушениях, составляет протокол в соответствии с Методическими рекомендациями по порядку привлечения к административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения, отнесенные к подведомственности ФССП России от 04.06.2012 N 07-12.
При направлении на рассмотрение мировому судье протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.9 КоАП РФ, судебный пристав-исполнитель в соответствии со статьей 38 Закона вправе по своей инициативе отложить исполнительные действия в части оценки имущества должника на срок не более десяти дней.
3.9. В течение трех дней со дня получения отчета оценщика судебный пристав-исполнитель выносит постановление об оценке вещи или имущественного права, содержащее информацию о рыночной стоимости имущества, реквизитах отчета об оценке. Стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, является обязательной для судебного пристава-исполнителя при вынесении постановления об оценке вещи или имущественного права, но может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке. Не позднее трех дней со дня получения заключения оценщика по результатам отчета об оценке судебный пристав-исполнитель направляет его копию сторонам исполнительного производства. Судебный пристав-исполнитель не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления об оценке вещи или имущественного права, в котором разъясняется порядок и срок обжалования стоимости объекта оценки, указанной оценщиком в отчете, направляет сторонам исполнительного производства его копии.
После вынесения постановления об оценке вещи или имущественного права судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании расходов по совершению исполнительных действий в порядке, установленном Законом.
3.10. Оценка, произведенная оценщиком, может быть рекомендована для совершения сделки в течение шести месяцев.
В случае истечения шестимесячного срока действия отчета об оценке судебный пристав-исполнитель в течение одного месяца со дня истечения указанного срока привлекает оценщика для повторной оценки имущества должника в порядке, установленном статьей 85 Закона.
При этом отделу организации работы по реализации имущества должников следует производить учет случаев повторной оценки имущества должника, устанавливать причины истечения срока действия оценки имущества должника, в случае выявления нарушений Закона принимать в отношении лиц, допустивших необоснованное бездействие, соответствующие меры реагирования.
3.11. В случае оспаривания в судебном порядке заинтересованными лицами постановления о принятии результатов оценки (за исключением случаев оспаривания постановления по процессуальным основаниям), отчета об оценке, отдел организации работы по реализации имущества должников направляет такие отчеты, представленные оценщиком, в саморегулируемые организации оценщиков для проверки качества предоставляемых отчетов и соответствия их содержания требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
С 1 января 2014 г. вступит в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
IV. Оспаривание постановлений судебных
приставов-исполнителей об оценке вещи или имущественного
права и (или) отчета об оценке
При предъявлении в суд заявления об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя об оценке вещи или имущественного права и (или) отчета об оценке в связи с существенным занижением (завышением) стоимости арестованного имущества, нарушением методики проведения оценки и т.д., за исключением процессуальных нарушений, связанных с принятием оценки, судебный пристав-исполнитель подает (направляет) в суд, рассматривающий дело, ходатайства о замене ненадлежащего ответчика с судебного пристава-исполнителя на лицо, оказавшее услуги по оценке вещи или имущественного права, и о привлечении в судебное разбирательство в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, страховой организации, в которой застрахована ответственность оценочной организации (оценщика, индивидуального предпринимателя).
4.2. В случае если по результатам судебного разбирательства постановление об оценке вещи или имущественного права признано судом незаконным (недействительным), подразделению правового обеспечения территориального органа ФССП России необходимо организовать работу по обжалованию в установленном порядке судебным приставом-исполнителем судебного акта, принятого не в пользу должностных лиц территориального органа ФССП России, во всех судебных инстанциях.
4.3. После вступления в законную силу судебного акта, которым постановление судебного пристава-исполнителя об оценке вещи или имущественного права признано незаконным (недействительным), подразделению правового обеспечения территориального органа ФССП России в целях проведения досудебной претензионной работы следует направлять в оценочную и страховую организации претензионное письмо с требованием возместить понесенные территориальным органом ФССП России убытки.
К претензионному письму прилагаются:
судебные акты о признании незаконным (недействительным) постановления об оценке вещи или имущественного права;
документы, подтверждающие расходы на проведение судебной экспертизы (в случае ее проведения), а также расходы на оценку арестованного имущества (оспоренной в судебном порядке и признанной незаконной (недействительной) и произведенной в связи с этим повторной оценкой арестованного имущества).
4.4. После принятия мер по досудебному урегулированию спора и в случае отказа оценочной и (или) страховой организации в досудебном порядке возместить указанные убытки (отсутствие ответа на претензионное письмо по истечении 30 дней с момента уведомления) соответствующему подразделению правового обеспечения территориального органа ФССП России следует обращаться в суд с исковым заявлением о возмещении убытков к оценочной организации и к страховой организации.
V. Исковые заявления, вытекающие из деятельности,
связанной с проведением оценки арестованного
5.1. В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, возмещается за счет казны Российской Федерации в лице органа государственной власти, причинившего такой вред.
В случае предъявления искового заявления к территориальному органу ФССП России о взыскании убытков в связи с признанием незаконным (недействительным) постановления об оценке вещи или имущественного права подразделение правового обеспечения территориального органа ФССП России направляет (подает) в суд ходатайство о привлечении к участию в судебном разбирательстве в качестве ответчика ФССП России, оценочной организации, проводившей оценку арестованного имущества в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований.
5.2. В случае удовлетворения искового заявления и после вступления в законную силу судебного акта, которым с ФССП России взысканы убытки, подразделению правового обеспечения территориального органа ФССП России следует направить в оценочную и страховую организации претензионное письмо с требованием о возмещении убытков.
К претензионному письму прилагаются:
соответствующие судебные акты;
документы, подтверждающие наличие убытков, понесенных ФССП России (заверенные копии платежных поручений, подтверждающих оплату предъявленных к исполнению исполнительных документов).
5.3. После принятия мер по досудебному урегулированию спора и в случае отказа оценочной и (или) страховой организации в досудебном порядке возместить указанные убытки (отсутствие ответа на претензионное письмо по истечении 30 дней с момента его получения), соответствующему подразделению правового обеспечения территориального органа ФССП России следует обращаться в суд с исковым заявлением о возмещении убытков к оценочной организации и к страховой организации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, с учетом позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в постановлении от 21.02.2012 N 12869/11, из смысла которого следует, что при неисполнении оценочной организацией обязанности по возмещению убытков, подтвержденных решениями судов, лицо, понесшее убытки, имеет возможность обратиться с требованием об их возмещении непосредственно к страховщику.