Постановление об обращении взыскания на пособие по безработице что это
Ответы на часто задаваемые вопросы
Допускается ли обращение взыскания на пособие по безработице?
Статья 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон) устанавливает исчерпывающий перечень видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание, куда входит и пособие по безработице, так как оно является видом страхового обеспечения обязательного социального страхования, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».
Таким образом, исключается возможность обращения взыскания на пособие по безработице в ходе принудительного исполнения исполнительных документов.
Вместе с тем, Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.1996 № 841, принятом в целях реализации названной нормы Семейного кодекса Российской Федерации, утвержден исчерпывающий перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей (далее – Постановление).
В соответствии с подпунктом «в» пункта 2 Постановления, алименты удерживаются, в том числе, из пособия по беременности и родам, а также пособия по безработице только на основании судебного акта о взыскании алиментов либо нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов.
Полагаем, что обращение взыскания на пособие по безработице допускается исключительно в ходе исполнительного производства, возбужденного на основании судебного акта о взыскании алиментов либо нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов.
Время создания/изменения документа: 02 мая 2012 09:05 / 26 августа 2020 13:04
Защита прав потребителей Томской области
Юридические услуги и юридическая помощь
оперативный тел: 8-953-92-18-411
Допускается ли обращение взыскания на пособие по безработице, пенсию и иные социальные выплаты?
Допускается ли обращение взыскания на пособие по безработице, пенсию и иные социальные выплаты?
Статья 101 Федерального закона «Об исполнительном производстве» устанавливает исчерпывающий перечень видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание.
Взыскание не может быть обращено на следующие виды доходов:
1) денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью;
2) денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда в связи со смертью кормильца;
3) денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц;
4) компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;
5) компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами;
6) ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое);
7) денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, а также суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей;
8) компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации о труде:
а) в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность;
б) в связи с изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику;
в) денежные суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака;
9) страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности;
10) пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета;
11) выплаты к пенсиям по случаю потери кормильца за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
12) пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
13) средства материнского (семейного) капитала, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;
14) суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счет средств иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников:
а) в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами;
б) в связи с террористическим актом;
в) в связи со смертью члена семьи;
г) в виде гуманитарной помощи;
д) за оказание содействия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, иных преступлений;
15) суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения;
16) суммы компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно (в том числе сопровождающего лица), если такая компенсация предусмотрена федеральным законом;
17) социальное пособие на погребение.
2. По алиментным обязательствам в отношении несовершеннолетних детей, а также по обязательствам о возмещении вреда в связи со смертью кормильца ограничения по обращению взыскания, установленные пунктами 1 и 4 части 1 настоящей статьи, не применяются.
Как видно из представленного перечня в него входит и пособие по безработице, так как оно является видом страхового обеспечения обязательного социального страхования, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».
Таким образом, исключается возможность обращения взыскания на пособие по безработице в ходе принудительного исполнения исполнительных документов.
Вместе с тем, Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.1996 № 841, принятом в целях реализации названной нормы Семейного кодекса Российской Федерации, утвержден исчерпывающий перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей (далее – Постановление).
В соответствии с подпунктом «в» пункта 2 Постановления, алименты удерживаются, в том числе, из пособия по беременности и родам, а также пособия по безработице только на основании судебного акта о взыскании алиментов либо нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов.
На основании указанного обращение взыскания на пособие по безработице допускается исключительно в ходе исполнительного производства, возбужденного на основании судебного акта о взыскании алиментов либо нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, территориальными органами ПФР производятся удержания из пенсии
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» удержания из пенсии производятся на основании:
• исполнительных документов;
• решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм пенсий, излишне выплаченных пенсионеру, в связи с нарушением обязательства безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты, в том числе об изменении места жительства;
• решений судов о взыскании сумм пенсий вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке.
При удержании из пенсии по исполнительным документам за гражданином должно быть сохранено 50% от суммы пенсии. Указанное ограничение не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца, и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержаний может достигать 70%. Удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20% установленной пенсии
По всем вопросам гражданских споров, исполнительного производства, защиты прав, обращения в суд и арбитражный суд в защиту прав и законных интересов индивидуальных предпринимателей и организаций Вы можете обращаться в Томское региональное отделение «Объединение потребителей России» оперативный телефон 8-953-92-18-411
Пособие по безработице
ImageFlow / Shutterstock.com |
Данное пособие является формой поддержки безработных граждан. Выплачивается оно регулярно, но не постоянно, а в пределах определенного срока. И право на него имеют только признанные в установленном порядке безработными граждане.
Статус безработного
Чтобы гражданина признали безработным, он должен:
Регистрация граждан в качестве безработных осуществляется службой занятости по месту жительства. Решение о регистрации должны принять не позднее 11 дней со дня предъявления необходимых документов.
К последним относятся:
Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным (ст. 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»; далее – закон о занятости).
В течение какого периода выплачивается пособие по безработице
Пособие по безработице выплачивается ежемесячно, причем начисляется оно гражданам с первого дня признания их безработными. Исключение составляют граждане, которые потеряли работу в результате ликвидации компании или прекращения деятельности ИП либо в результате сокращения штата. Дело в том, что за ними сохраняется средний заработок на период трудоустройства, но не более двух месяцев (ст. 178 ТК РФ). Таким гражданам пособие начинает выплачиваться после того, как прекратится выплата среднего заработка (п. 3 ст. 31 закона о занятости).
Пособие не может выплачиваться более 6 месяцев в течение 12 месяцев. Имеются в виду 12 месяцев не подряд, а суммарно. Те граждане, которые впервые ищущих работу, стремятся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, или были уволены за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, а также те, кто был уволен по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоял в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, могут получать пособие по безработице не более, чем за три месяца в суммарном исчислении в течение 12 месяцев (п. 4 ст. 31 закона о занятости).
Важно знать, что пособие выплачивается, только если гражданин регулярно проходит перерегистрацию. Ее сроки устанавливает служба занятости, но они не могут быть чаще, чем два раза в месяц (п. 6 ст. 31 закона о занятости).
Когда выплата пособия по безработице прекращается или приостанавливается
Выплата пособия по безработице может быть прекращена или приостановлена. Об этом решении обязательно уведомляется безработный.
Пособие прекращают выплачивать в случаях, если гражданин умер либо стал занятым, длительное время (более месяца) не являлся в службу занятости без уважительных причин, начал получать пенсию или осужден к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы. При переезде безработного в другую местность пособие тоже перестают выдавать. Еще одно основание – отказ гражданина от помощи службы занятости в поисках работы (для этого он должен написать письменное заявление). Пособие также прекращают выплачивать, если гражданин начал проходить профессиональное обучение или получать дополнительное образование по направлению службы занятости с выплатой стипендии. Наконец, выплата пособия прекращается, если выяснится, что гражданин добился его получения обманным путем (п. 2 ст. 35 закона о безработице).
Во всех этих случаях одновременно с прекращением выплаты пособия лицо снимают с учета в качестве безработного.
Кроме того, выплату пособия могут приостановить на срок до одного месяца. Такое возможно, например, в случаях:
При этом следует учитывать, что период, на который выплата приостанавливается, засчитывается в период выплаты пособия по безработице.
Есть еще ряд случаев, когда пособие временно не выплачивают, но эти периоды, наоборот, в общую продолжительность выплаты не входят:
Размер пособия по безработице
Пособие по безработице устанавливается в процентном отношении к среднему заработку за последние три месяца по последнему месту работы.
При этом обязательным является условие о том, что в течение 12 месяцев до безработицы гражданин состоял в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 календарных недель (п. 1 ст. 30 закона о занятости).
Для определения среднего заработка работника его средний дневной заработок умножается на среднемесячное число рабочих дней в расчетном периоде (в зависимости от установленной продолжительности рабочей недели в организации).
А средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество фактически отработанных в этот период дней. В расчет берется заработок за последние три календарных месяца (с 1-го до 1-го числа), предшествующих месяцу увольнения (постановление Минтруда России от 12 августа 2003 г. № 62 «Об утверждении Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости»).
По общему правилу в первом (12-месячном) периоде выплаты пособие начисляется:
При этом размер пособия по безработице не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента. (п. 1 ст. 33 закона о занятости).
Пособие по безработице в размере минимальной величины устанавливается для:
Служба занятости ограничивает размер пособия на 25%, если безработный не явился без уважительной причины на собеседование с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости. Такое же последствие может наступить, если гражданин отказался без уважительных причин явиться в службу занятости для получения направления на работу или обучение. В обоих случаях сумма пособия уменьшается на срок не более месяца (п. 5 ст. 35 закона о занятости).
Добавим, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (в том числе в возрасте до 23 лет) имеют дополнительные гарантии. Если они ищут работу впервые и при этом зарегистрированы в службе занятости в качестве безработных, им в течение шести месяцев выплачивается дополнительное пособие. Его размер приравнен к уровню средней заработной платы, сложившегося в регионе (ст. 34.1 закона о занятости).
С 1 января 2019 года дополнительная помощь оказывается и гражданам предпенсионного возраста, оставшимся без работы. Так,если они состояли в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, то пособие по безработице начисляется в следующем размере:
Особые условия предусмотрены для тех граждан, которые имеют страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно. Для них период выплаты пособия увеличивается сверх установленных 12 месяцев на 2 недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. При этом, период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 месяцев. Аналогичное правило исчисления периода выплаты пособия действует для тех, кто имеет указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (ст. 34.2 закона о занятости).
Материальная помощь безработным
Безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением допустимого периода выплаты, может оказываться материальная помощь. Ее также можно получить в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости. Матпомощь оказывают органы службы занятости.
Размер этой выплаты и условия ее предоставления устанавливаются регионами. К примеру, в Москве некоторые безработные (несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, студенты, граждане моложе 30 лет и т. д.) могут рассчитывать на следующую материальную помощь:
Ежемесячная оплата к пособиям по безработице в размере минимального пособия по безработице.
Материальная помощь в период временной нетрудоспособности безработного, утратившего право на пособие по безработице. Она предоставляется на основании больничного и приравнена также к минимальному пособию по безработице.
Компенсация расходов на общественный транспорт, которая также предоставляется всем безработным. Ее размер составляет половину стоимости единого проездного на месяц.
Единовременная материальная помощь в случае смерти члена семьи безработного либо одному из членов семьи безработного в случае смерти самого безработного. Эти обстоятельства нужно подтвердить свидетельством о смерти. Сумма материальной помощи в этом случае будет равна максимальному пособию по безработице (Закон г. Москвы от 1 октября 2008 г. № 46 «О занятости населения в городе Москве», постановление Правительства Москвы от 27 января 2009 г. № 47-ПП «Об утверждении положений о порядке оказания дополнительной социальной и материальной поддержки безработным гражданам и иным категориям граждан»).
Прокурор разъясняет
В соответствии со ст. 28 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» государство гарантирует безработным гражданам выплату пособий по безработице в период поиска работы, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного, выплату стипендии в период прохождения обучения по направлению органов службы занятости, а также возможность участия в оплачиваемых общественных работах.
Большинство граждан, получающих пособие по безработице, как правило, добросовестно пользуются предоставленными им правами и выполняют свои обязанности.
Однако нередки случаи умышленного предоставления гражданами недостоверных сведений о себе, сокрытия факта трудоустройства или других обстоятельств, влияющих на размер, продолжительность выплаты пособия по безработице или возможность его назначения.
Иногда состоящий на учете безработный гражданин, считает, что если он работает без оформления, то он имеет полное право быть зарегистрированным в качестве безработного и работать.
Но это является большим заблуждением и неисполнением Уголовного кодекса РФ, Федерального закон от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», нарушение которых влечет за собой уголовную и административную ответственность.
Под попыткой получения либо получением пособия по безработице, стипендии, досрочной пенсии, материальной помощи и иных социальных выплат обманным путём следует понимать такие действия гражданина, в результате которых у него появляется возможность незаконно получать выплаты за счёт федерального бюджета.
К основным случаям получения пособия по безработице обманным путем относятся:
— предоставление справки с завышенным средним заработком;
— сокрытие гражданином факта занятости при постановке на учёт в качестве безработного либо в период получения пособия по безработице;
— предоставление поддельных документов – трудовой книжки с поддельными записями; документов, оправдывающих неявку в установленный срок на прохождение очередной перерегистрации (например, поддельный лист временной нетрудоспособности) и т.п.;
— сокрытие факта назначения пенсии, обучения по очной форме в различных учебных заведениях и других обстоятельств, которые влияют на возможность получения пособия по безработице.
В соответствии со статьёй 2 и п. 3. статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» не могут быть признаны безработными и, соответственно, не имеют права на получение пособия по безработице следующие категории граждан:
— работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы;
— зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее — индивидуальные предприниматели);
— занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
— избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
— проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
— обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения (далее — органы службы занятости);
— временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
— являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, дачных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности;
— являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства;
— являющиеся получателями трудовой пенсии по старости (части трудовой пенсии по старости), в том числе досрочной, либо пенсии по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
— осужденные решением суда к исправительным работам.
Обнаружение фактов незаконного получения пособия по безработице и злоупотребления официальным статусом безработного может происходить на любом из этапов постановки на учёт, а также в течение всего периода безработицы.
В соответствии с п. 2 ст. 35 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» за попытку получения либо получение пособия по безработице обманным путем выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного.
Ответственность, которая может наступить за получение пособия по безработице обманным путём:
1. В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Следовательно, безработный граждан, незаконно получивший пособие по безработице или иные социальные выплаты, обязан вернуть его (их), независимо от применения к нему других мер ответственности.
2. В соответствии со ст. 7.27. КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность за мелкое хищение чужого имущества, стоимость которого не превышает одну тысячу рублей путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты и влечет наложение административного штрафа в размере до 5-кратной стоимости похищенного имущества, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок до 50 часов.
Мелкое хищение чужого имущества стоимостью более одной тысячи рублей, но не более двух тысяч пятисот рублей путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты влечет наложение административного штрафа в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее 3 000 рублей, либо административный арест на срок от десяти до 15 суток, либо обязательные работы на срок до 120 часов.
Кроме того, в соответствии со ст. 19.7. КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 рублей.
Обман может повлечь и уголовную ответственность.
Взыскание с граждан всей суммы незаконно полученного пособия по безработице и процентов за пользование чужими денежными средствами (статьи 395 и 1102 Гражданского кодекса РФ).
При установлении фактов получения или попытки получения пособия по безработице обманным путем предпринимаются меры к возмещению гражданами незаконно полученных пособий в добровольном или судебном порядке.
Управление по надзору за исполнением
федерального законодательства прокуратуры края