Постановка звуков с чего начать

Речь ребёнка: постановка свистящих и шипящих звуков

Один из частых случаев нарушения речи у детей – это недостаток произношения свистящих и шипящих звуков. Как помочь ребёнку превратить Сасу в Сашу, а Шоню в Соню – читайте в статье. Бонусом – 10 полезных книг для автоматизации звуков.

Постановка звуков с чего начать

В иктор Драгунский написал забавный рассказ «Заколдованная буква». Трое друзей Алёнка, Мишка и автор (в детстве) увидели, как грузовик привёз во двор ёлку. Девочка восторженно воскликнула: «Смотрите, а на ёлке сыски висят». Мальчишки засмеялись – Алёнка обиделась, стала оправдываться, что зуб вывалился, поэтому она и говорит «сыски». На что Мишка ей ответил: «У меня целых три вывалилось, да два шатаются, а я всё равно говорю правильно! Вот слушай: хыхки!» Ребята стали спорить до слёз, кто прав.

Автор рассказа, глядя на них, долго смеялся. По дороге домой он думал: почему друзья спорили, ведь слово простое: «Никакие не сыски. Никакие не хыхки, а коротко и ясно: фыфки

Постановка звуков с чего начать

Ребята, конечно, правильно говорили, просто перепутали некоторые звуки. Пожалуй, многие родители тоже замечали, что их малыши заменяют свистящие на шипящие (шанки – санки) и наоборот (сыски – шишки). Такой недостаток произношения свистящих (С-С’, З-З’, Ц) и шипящих звуков (Ш, Ж, Ч, Щ) называется сигматизм.

Обе группы звуков появляются к 4-5 годам. Шипящие считаются более сложными по артикуляции звуками, и ставятся после свистящих. Исправлением произношения занимается логопед. Но любые занятия со специалистом подкрепляются дома. В этой статье мы расскажем о важных шагах, которые помогут ребёнку быстрее расколдовать С и Ш.

Свистящие звуки: с чего начать постановку

Обычно постановка звуков начинается с фонемы С. Первый этап подготовительный. Ребёнку нужно показать картинку со звуком. Можно нарисовать эту фонему, слепить, смастерить из подручных материалов. Объяснить, как язык располагается во время произношения С (кончик упирается в нижние зубы). Желательно не говорить, что вы учите именно звук С, лучше называть фонему, например, «холодный ветер». Дальше проводится артикуляционная гимнастика.

Постановка звуков с чего начать

Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков (упражнения Л.А. Комаровой)

Постановка звуков с чего начать

Постановка звуков с чего начать

Способы постановки звука С

Хорошо поставленный звук С позволяет быстро исправить произношение З и Ц, а также шипящих фонем. Чтобы получить С, нужно упереться кончиком языка в нижние зубы, губы растянуть в улыбке и подуть. Если приблизить ладонь тыльной стороной ко рту, то чувствуется холодный поток воздуха («холодный ветер»).

Постановка звуков с чего начать

Первый способ постановки звука – по подражанию. Перед зеркалом предложить ребёнку улыбнуться, показать зубы («заборчик») и подуть на «заборчик». Язычок лежит внизу. Также можно представить, что вы качаете насосом колёса машины. Изображайте вместе с ребёнком будто качаете шины и произносите «с-с-с».

Если по подражанию не удаётся поставить звук, то пробуем механический способ. Тут поможет палочка для роллов, ватная палочка или палец ребёнка (естественно, заранее нужно помыть руки). Просим малыша открыть рот. Обратите внимание на язык: иногда спинка выгнута вверх. Аккуратно придавите язычок палочкой или пальцем малыша, чтобы получился желобок, через который должен проходить воздух. Малыш прикрывает рот, при этом сохраняет губы в улыбке, старается дуть. Получается «с-с-с». Какое-то время ребёнок может придавливать язык пальцем, пока не научится удерживать правильную артикуляционную позу.

Постановка звуков с чего начать

Автоматизация С

После закрепления отдельного звука С, начинается этап автоматизации фонемы в речи ребёнка. Для всех звуков автоматизация идёт по одной схеме:

Для звука Ц нужны две фонемы Т и С. Для начала просим малыша говорить «т-с, т-с, т-с» и постепенно наращивать скорость произнесения, пока не получится Ц.

Каждый поставленный звук отрабатывается по схеме, описанной выше. После учим ребёнка произносить мягкие фонемы (С’, З’). Когда свистящие закрепились в речи малыша, приступаем к постановке шипящих.

Шипящие звуки: с чего начать постановку

Показываем ребёнку карточку со звуком Ш, рисуем фонему, объясняем, как располагается язычок: теперь он находится вверху, края плотно прижимаются к коренным зубам. Вместо фразы «звук Ш» лучше говорить «тёплый ветер», «змейка шипит», «надуваем шарик».

Постановка звуков с чего начать

Постановка звуков с чего начать

Постановка звуков с чего начать

Способы постановки звука Ш

Перед зеркалом просим малыша подуть на ладонь холодным ветром. Теперь предложите ребёнку поднять язык «чашечкой» за верхние зубы на альвеолы и снова попробовать сказать «с-с-с». В таком положении языка послышится «ш-ш-ш». Если не выходит, то можно зажать зубами палочку для роллов (язык должен лежать на палочке, а не под ней) и подуть. Или чистым пальцем придерживать язык наверху. Важно объяснить малышу, что широкий язык должен быть за верхними зубками – тогда «змейка зашипит».

Постановка звуков с чего начать

После успешного закрепления Ш, звук Ж получаем так же, как и фонему З. Кладём ладонь на горло и просим ребёнка сравнить шипение и жужжание: «ш-ш-ш» – горло спокойно, «ж-ж-ж» – горло дрожит.

Чтобы получить Ч, попросите малыша произносить мягкий «т’-т’-т’» и аккуратно отведите его язык немного вглубь рта с помощью ложки/ватной палочки/чистого пальца. Звук Щ должен появиться автоматически. Закрепляем каждую фонему по схеме, учим ребёнка не путать свистящие и шипящие. Для этого подойдёт разучивание стихов, где встречаются оба вида звуков, и игры на дифференциацию фонем.

10 книг для автоматизации звуков

Источник

С каких звуков начинать работу – простые рекомендации

Проблемы с произношением звуков у детей в дошкольном возрасте встречаются довольно часто, а количество таких звуков может достигать 7 и более. Один из вопросов, которые задают себе начинающие специалисты звучит так: “С каких звуков начинать работу логопеду?”

Постановка звуков с чего начать

Содержание:

С каких звуков лучше начинать работу логопеду

Улучшая качество произношения, рекомендуется начинать со звуков раннего онтогенеза, которые дети в большинстве случаев начинают произносить до трех лет. Ими являются те звуки, артикуляция которых наиболее простая. Кроме этого, эти звуки являются опорными для постановки более сложных звуков. Примерами таких звуков являются:

Гласные звуки: «А», «У», «И», «О», «Э», «Ы».
Согласные звуки: «Б-П», «В-Ф», «Д-Т», «Г-К», «М», «Н», «Х».

Работа на поставку звуков выполняется последовательно, ведь таким образом ребенку будет проще, а результативность занятий с логопедом только возрастет. Чаще всего работу начинает с звуков, которые хорошо получаются у ребенка.

Постановка выполняется по подражанию, с жестовой подсказкой или механической помощью, с, применением приемов пассивной артикуляционной гимнастики, когда логопед своими руками помогает сформировать правильный артикуляционный уклад.

Опорные звуки в речи

Все названные выше звуки являются опорными для других. Если ребенок правильно произносит все опорные звуки, то намного проще будет улучшить его произношение более сложных звуков (шипящих, свистящие, соноров). Ниже представлены примеры опорных звуков:

Для звука «С» это звуки «И» и «Ф».
Для звука «Ж» это звуки «В» и «З».
Для «Ц» это звуки «Т» и «С».

Последовательность работы со звуками

Работа над правильной артикуляцией – это длительный и кропотливый процесс, для которого важны старания не только детей, но и родителей и логопедов. Учить ребенка правильно произносить звуки необходимо последовательно, в соответствии с определенной системой, которая позволит достичь необходимого результата и закрепить его, избежав напрасной траты времени.

Весь процесс работы со звуками можно разделить на четыре этапа:

Важно помнить, что переход к следующему этапу работы над звуками возможен только в том случае, когда у ребенка не возникает трудностей по текущему. Откладывать все проблемы и недочеты на будущее нельзя, так как в дальнейшем их будет намного сложнее исправить. Лучше потратить больше времени на 1 звук, чем потом еще долгие годы корректировать его произношение.

Условия закрепления звуков в речи

Регулярные занятия строятся на основании умений ребенка и проблем, которые имеются у него с произношением. Каким бы талантливым и опытным не был педагог, результат зависит от него лишь частично, так как существует три обязательных условия для успешного освоения звуков.

Фонематический слух – малыш должен слышать и определять, как звучит тот или иной звук. Фонематический слух развивается через специальные упражнения, которые включают в себя многократные повторения звуков, их интерпретацию и прослушивание. Недостаточно понять звучание звуков, необходимо уметь их повторить и закрепить в речи правильное звучание.

Самоконтроль – на протяжении занятий (1-3 раза в неделю) произношение ребенка контролирует логопед, он исправляет его и говорит, как произносить правильно. При этом все остальное время ребенок должен контролировать себя самостоятельно.

Во время общения с родителями это не является настолько большой проблемой, так как взрослые также заинтересованы в том, чтобы их ребенок произносил звуки правильно. Самой большой проблемой является общение со сверстниками, так как у других детей также могут быть проблемы с произношением, а когда нет контроля со стороны взрослых, то ребенок может даже не замечать своих ошибок.

Для достижения результата необходимо следить за собой, исправляться и стараться говорить правильно из раза в раз. Если же этого не делать, то на закрепление звуков в речи уйдет намного больше времени.

Мотивация – когда ребенок понимает, зачем он ходит к логопеду, то и результат наступает быстрее. Родителям необходимо мотивировать ребенка, рассказать ему, что его ждет, когда он будет правильно произносить все звуки (главные роли в утренниках, похвала преподавателей, возможность рассказывать стихи на публике, восхищение друзей).

За каждое достижение малыша нужно хвалить, так как это небольшая победа над самим собой. Если же случаются неудачи, то их нужно анализировать и предотвращать в дальнейшем. Когда будет мотивация, тогда и нежелание заниматься с логопедом будет редким явлением.

Фонематический слух, самоконтроль и мотивация – это условия, необходимые для закрепления звуков в речи, они дополняют друг друга и влияют на конечный результат.

Скачать электронную книгу «Самые важные шаги для развития речи». В этой книге собран опыт практической работы с детьми с самыми различными нарушениями речи и изложить все это максимально понятно для обычного родителя.

В заключение хочу пригласить вас принять участие в работе on-line школы развития речи «Круг общения».

Вы научитесь самостоятельно профессионально заниматься со своим ребенком. При поддержке специалистов школы разработаете индивидуальную программу, получите сопровождение на все время обучения. Сами выберете удобный для вас формат общения – по скайпу или через любой из мессенджеров. Все видеозаписи консультаций останутся у вас навсегда. Присоединяйтесь к on-line школе по ссылке.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4.4 / 5. Количество оценок: 9

Источник

Методика постановки звуков для детей дошкольного возраста

МЕТОДИКА ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Дельцова Нина Михайловна

учитель-логопед МБДОУ «Д/с «Оленёнок»

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам, содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.

Речевое развитие дошкольника в соответствии с ФГОС дошкольного образования включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Чем раньше возникает затруднение, тем более значимым оно оказывается для дальнейшего речевого развития. Если речь ребенка значительно отстает от возрастной нормы, то необходима комплексная коррекционная работа. Планируя восстановительную работу с ребёнком, необходимо учесть его психические и физические качества, для успешного овладения правильным звукопроизношением, так и анализу, и синтезу звукового состава слова.

В начале работы проходит отбор детей, нуждающихся в логопедической помощи. Прежде чем начать коррекционную работу, необходимо познакомиться с родителями, побеседовать о раннем развитии ребенка (Какие были роды? Когда закричал? Первые речевые звуки? И т. д.). Эти данные необходимы для дальнейшей работы с ребенком.

Те дети, которые нуждаются в логопедической помощи, проходят проверку на состояние нормального физического слуха, проверяю состояние артикуляционного аппарата и состояние фонематического слуха.

Выявив все недостатки, приступаю к коррекционным занятиям. При обучении необходимо учитывать индивидуальные речевые способности каждого ребенка; создать благоприятные условия для более успешного усвоения материала (красочные наглядные пособия, ласковый фон обращения, обязательная похвала ребенка).

Работу начинаем с артикуляционной и пальчиковой гимнастики; готовя речевой аппарат к постановке звуков, проводим биоэнергопластику (координация слов и движений, что является эффективным средством речевого и умственного развития. Артикуляционную гимнастику лучше проводить в стихах, она будет более интересной, детям это очень нравится, и, что позволяет детям лучше усваивать и повторять упражнения.

Изложенный материал имел отношение к звуковой стороне речи, преодолению неправильно произносимых звуков родного языка. Необходимо ко всему сказанному добавить, что развитие речи ребенка тесно связанно с его познавательным развитием.

Работая над звукопроизношением, мы накапливаем активный и пассивный словарь, воспитываем эстетические впечатления, вырабатываем литературные вкусы ребенка. Обучение ребенка начинается задолго до того времени, когда он пойдет в школу. Ребенок, родившись не умеет говорить, но стремление познать окружающею действительность у него появляется вместе с появлением на свет. Ребенок реагирует на звуки, на речь матери, своими органами чувств он понимает тон обращения к нему, фон настроения окружающих, чувствует их любовь, ласку и, подрастая, не любит обставиться один. Разговаривая с ребенком с первых дней, мы его побуждаем к познанию окружающего мира. Огромное значение имеет социальная среда, в которой растет ребенок. Развитие ребенка целиком и полностью зависит от его окружения, которое способствует его умственному и физическому развитию.

Таким образом, работая над ответственным делом развития речи детей дошкольного возраста необходимо создание соответствующих условий, т. е системы мероприятий постепенного и осторожного воздействия на ребенка, страдающего тем или иным нарушением речи, и является основной задачей логопедического воздействия. Взрослея, совершенствуется мышление ребенка, активизируется его познавательная деятельность и развиваются его речевые способности.

Постановка звуков с чего начать«Мы — спортсмены». Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Мы — спортсмены», проводимого.

Постановка звуков с чего начатьСценарий постановки «Берегите, дети, матерей своих!» для детей с ОВЗ старшего школьного возраста Авторская постановка «Берегите дети матерей своих!».Старший школьный возраст, дети с ОВЗ. Столярова Инна Николаевна Было прекрасное время,.

Постановка звуков с чего начатьФотоотчет музыкальной театрализованной постановки по сказке «Колобок» с детьми младшего дошкольного возраста Цель: Создание условий для формирования у детей умения, отражать игровые действия, имитировать и инсценировать действия персонажей. Задачи:.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Закрепление звуков [А], [У], [О], [М], [C], [Х] и букв А, У, О, М, C, Х» Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКОВ И БУКВ А У О М С Х. Задачи: Учить детей находить знакомые звуки:.

Консультация для родителей и воспитателей «Методика организации труда — дежурство» для старшего дошкольного возраста Важной задачей организации дежурства в старшем дошкольном возрасте является – формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление.

Методика изучения сформированности познавательного интереса к истории предметного мира у детей дошкольного возраста Для изучения сформированности познавательного интереса к истории создания вещей мною была разработана методика, включающая в себя три направления:.

Методика поэтапного обучения детей среднего дошкольного возраста подвижным играм на примере игры «Пастух и стадо» МЕТОДИКА ПОЭТАПНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ на примере игры «ПАСТУХ И СТАДО» ГБОУ Школа № 2116, ДО № 6 г.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Постановка звуков с чего начатьСценарий театральной постановки «Как петушка вылечили» для детей 3–4 лет Театрализованная постановка Как петушку горлышко вылечили Цель: развивать творческие способности детей средствами театрального искусства.

Источник

Способы и последовательность постановки звуков

Речевое развитие является отражением физического и интеллектуального развития ребенка. Поэтому правильная речь зависит от оптимальности общего режима дня, физических нагрузок, закаливающих мероприятий, сенсорного опыта и т. д. С показателями речевого развития в норме можно ознакомиться здесь.

Постановка звуков у детей — несложный, но кропотливый труд. При отягощенном анамнезе и органических первичных патологиях без логопеда не обойтись. Но, если ребенок относительно здоров, не имеет грубых наследственных предрасположенностей, не состоит на учете у невропатолога, отоларинголога и других медицинских специалистов, достаточно активен в познавательном плане, то самостоятельная звукопостановка в домашних условиях может быть вполне эффективной. Для подробного изучения проблем нарушения речи и постановки звуков речи можно обратиться к учебникам по логопедии и книгам по нейропсихологии.

Последовательность постановки звуков

Постановка звука — это формирование посредством специальных логопедических приемов новой нервной связи между звуковыми ощущениями (восприятием самостоятельно произнесенного звука), кинестетическими ощущениями (самостоятельным воспроизведением звука) и зрительными ощущениями (визуальным восприятием артикуляции). Постановка звука — это выработка новых нейронных связей, задействованных в произнесении определенного звука, и затормаживание старых дефектных.

Последовательность этапов по формированию звукопроизносительных умений и навыков представлена на схеме:

В первую очередь уточняется артикуляция гласных (э, а, и, ы, о, у) в приведенной последовательности. Затем отрабатываются мягкие соноры, далее их твердые пары: (м’-м, н’-н, j, л’-л, р’-р). После чего переходят к формированию смычно-взрывных: (п’-п, б’-б, т’-т, д’-д, к’-к, г’-г). Далее переходят к работе над щелевыми согласными: (ф’-ф, в’-в) и переднеязычным (с’-с, з’-з, ш-ж, х’-х, щ, ч, ц).

Данная очередность обусловлена порядком формирования фонетической системы языка в онтогенезе и возможностьювыполнить контроль с опрой на зрительный анализатор, кинестетику и вибрацию.

Последовательность постановки наиболее проблемных звуков можно отразить в виде схемы:

свистящие — шипящие — сонорные — йотированные

Обязательным атрибутом для занятий по коррекции звукопроизношения является зеркало. Постановка звуков речи базируется на общих педагогических и специальных логопедических принципах работы, является системным процессом и осуществляется поэтапно.

Подготовительный этап

Предусматривается подготовка речевого аппарата и периферических анализаторов к постановке звука. На этом этапе ведется работа по развитию артикуляционной моторики, речевого дыхания, голосовых возможностей, слухового восприятия и фонематического слуха. В этот же период развивают мелкую и общую моторику, работают над совершенствованием представлений о пространстве.

Все вышеперечисленные направления работы проводятся на фоне развития высших психических функций: внимания, памяти, мышления. Кроме того, уделяется внимание эмоционально-волевой сфере ребенка, формируется интерес ребенка к логопедическим занятиям, вырабатывается навык управления и контроля за собственными действиями.

Этап постановки

Начинать следует с уточнения правильно произношения звука, над которым предстоит работа. Перед зеркалом проводится показ правильного положения органов артикуляции. Ребенку предлагается повторить определенную артикуляционную позу, опираясь на зрительные и кинестетические ощущения.

Приемов постановки одного и того же звука существует несколько. Выбор зависит от вида нарушения, от анатомических особенностей речевого аппарата, от степени доверия между ребенком и взрослым, который выполняет постановку звуков.

Таблица опорных звуков для коррекции звукопроизношения

Способы постановки

Постановка шипящих звуков

Постановка сонорныго звука «Л»

Постановка сонорного звука «Р»

Этап автоматизации

К автоматизации переходят только после уверенного произнесения ребенком изолированного звука без подготовки артикуляционного уклада, самостоятельно, спонтанно.

Поставленный звук вводится сначала в простые слоги. Затем в слова в определенной позиции (выбор позиции звука в слове зависит от отрабатываемого конкретного звука) без стечения согласных. Постепенно переходят к слогам и словам со стечением согласных в слове, к словам сложной слоговой структуры. Далее звук закрепляется в словосочетаниях, предложениях, текстах чистоговорок, загадок, скороговорок, стихов.

На данном этапе широко используются дидактические игры на автоматизацию звуков. Игровые упражнения способствуют улучшению эмоционального фона занятий, что в результате значительно ускоряет процесс закрепления поставленных звуков.

Этап дифференциации

Обучение различению звуков сходных по артикуляционным и акустическим признакам. Дифференциация осуществляется также как и при автоматизации последовательно от слога к тексту. При этом одновременно ведется работа над всеми компонентами произносительной стороны речи (см. схему).

На всех этапах работы широко используются игровые приемы деятельности, различные картинки-символы, логопедические песенки, настольные игры, предметные и сюжетные картинки, демонстрационные альбомы, насыщенные речевым материалом на отрабатываемый звук.

Параллельно со всеми видами деятельности ведется расширение и обогащение словаря, развитие грамматического строя речи, монологической связной речи. Полезными будут коммуникационные игры, логоритмика, занятия по вокалу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *