Пост давуда в исламе что такое
О пророке Давуде (мир ему)
Давуд (Давид, мир ему) — это пророк Ислама, которому Аллах ниспослал священное писание — Забур (Псалтырь). Он был потомком пророка Якуба и отцом пророка Сулеймана (мир им).
«…Мы подчинили горы и птиц для того, чтобы они славили Нас вместе с Давудом. Мы это сделали. Мы научили его (Давуда) изготовлять для вас кольчуги, чтобы они предохраняли вас от причиняемого вами вреда. Но разве вы благодарны?» (Анбия, 21:79-80).
«Мы одарили Давуда милостью от Нас и сказали: «О горы и птицы! Славьте вместе с ним!» Мы сделали железо мягким для него. Выкуй длинные кольчуги и соблюдай меру в кольцах. Поступайте праведно, ведь Я вижу то, что вы совершаете» (Саба, 34:10-11).
Как повествуется в приведенных выше аятах, Аллах Тааля чудесным образом дал в распоряжение Давуда (мир ему) горы, камни и птиц. У него был восхитительный и проникновенный голос. Когда он ничинал читать Забур своим раскатистым голосом, летящие в небе птицы садились на деревья и повторяли за ним. Аллах дал Давуду (мир ему) чудесную способность придавать железу любую желаемую форму без помощи огня и молота. Он делал железные кольчуги, зарабатывал себе на жизнь своими руками, ничего не брал себе из государственной казны. Хищные звери приходили к пророку Давуду и преданно ему служили.
В приведенном в начале темы аяте говорится о том, что пророку Давуду были дарованы “хикмат” (мудрость) и “фасле’л-хитап” (решающее слово). Хикмат можно перевести как мудрость, знания и пророчество. Так он узнал, как быть истинным рабом Аллаха, как ему распознавать ценность своей жизни, как лучше управлять государством.
Понятие фасле’л-хитап означает такую способность к окончательному, решающему слову, умение так говорить, что после его слов все становилось ясным и очевидным, все проблемы находили свое разрешение. Он был одарен красноречием и красотой стиля. Каждое его слово и суждение были четкими и ясными.
Пророк Давуд часто плакал, постоянно совершал поклонение. Дни он проводил, держа пост, а ночи в молитве. Он спал всего лишь одну треть ночи. Пост он держал через день в течение всего года.
Расульуллах (мир ему и благословение) сообщил следующее:
«Аллаху больше всего нравится пост Давуда (мир ему). Он один день постился, на другой день совершал ифтар. Самым любимым намазом Аллаха тоже был намаз Давуда. Половину каждой ночи он проводил во сне. Одну треть ночи читал нафиля намаз. Оставшуюся шестую часть ночи снова спал» (Муслим, “Книга поста”, 183; Насаи, “Книга поста”, 69).
До сих пор мы приводили аяты и исторические сведения о пророке Давуде. Несомненно, рассказы о жизни пророков, приведенные в Коране, представляют собой не просто исторические хроники, повествующие о прошлом. О них повествуется для того, чтобы мы извлекли из них важные уроки и наставления.
Поэтому нам нужно быть преданными Аллаху от всей души и никогда не отказываться от служения и поклонения Ему. Мы обязаны всегда действовать в рамках справедливасти и правосудия. Имеющиеся у нас достояния и высокие должности ни в коем случае не должны нас избаловать, приводить к порочности. Для этого будем обязательно исполнять наше поклонение (’ибадат), которое является отражением нашего имана. Будем постоянно восхвалять и благодарить Аллаха.
В следующем хадисе — история смерти пророка Давуда (мир ему). Имам Ахмад сообщил со слов Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
«Дауд был пророком и очень ревнивым человеком. Когда он выходил, то запирал двери, и никто не входил к его семье до самого возвращения. Однажды он вышел и запер двери, а жена пошла осмотреть дом и вдруг увидела мужчину, стоящего посреди комнаты. Женщина спросила домашних: „Как этот человек вошел к нам, ведь все двери заперты? Клянусь Аллахом, вы будете опозорены перед Даудом!“ Вернувшись домой, Дауд увидел незнакомца и спросил: „Кто ты?“ Тот ответил: „Я тот, кто не почитает царей. Я тот, кому ничто не может сопротивляться“. Тогда Дауд сказал: „Клянусь Аллахом, ты — ангел смерти. Да сбудется воля Аллаха! “ — и [с этими словами] Дауд бросился к нему, и ангел тут же забрал его душу. Когда завершилась подготовка [к похоронам] Дауда, и над ним взошло солнце, Сулейман (его сын) сказал птицам: „Создайте тень над Даудом!“ — и птицы покрыли его тенью так, что на земле стало совсем темно. Тогда Сулейман сказал: „Сложите немного свои крылья“».
Какие 10 видов поста существуют в исламе?
Пост бывает трех видов: пост, являющийся фардом; пост, являющийся ваджибом; и пост являющийся нафилем (8 видов).
Пост, являющийся фардом. Таким постом является пост месяца Рамадан. Точно так же фардом является возмещение пропущенных дней поста месяца рамадан, вне зависимости от того были ли они пропущены по уважительной причине или нет.
Пост, являющийся ваджибом. К этой категории относится назир-пост, то есть пост, который человек обещал или поклялся соблюсти, сделав это для себя обязанностью. Если человек давая такое обещание, определил конкретное время этого поста, например, такого-то числа такого-то месяца, то он обязан соблюсти этот пост в установленное время. Если же время назир-поста не было определено, то он может выбрать любой день для соблюдения этого поста.
Точно так же к этой категории, по мнению Ханафитского мазхаба относится возмещение начатого и нарушенного нафиль-поста.
Нафиль-пост. К этой категории относится любой пост, который не является фардом или ваджибом. Термин «нафиль» означает действие совершаемое добровольно и не являющееся обязательным. К этой категории относятся следующие виды поста:
1. Пост в месяц Шавваль : Соблюдение поста в течение шести дней месяца Шавваль является мустахабом. Лучше всего поститься все шесть дней подряд, но можно делать промежутки. Так же в эти дни можно держать пропущенные дни поста Рамадана или пост-адак.
2. Пост в день Ашура: Десятый день месяца Мухаррам, носит название «день ашура». Передается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) практически всегда постился в этот день. Однако он считал неправильным поститься только в один этот день и поэтому советовал проводить в посте еще один день до или после дня Ашура.
3. Ежемесячный трехдневный пост : Соблюдение поста в течение трех дней каждый месяц является мустахабом. Особенно хорошо соблюдать пост в 13, 14 и 15 день каждого месяца. В лунном календаре эти дни носят название «аййаму-бид». Известно, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) советовал соблюдать данный пост. А в риваяте, переданном от Айши (радыйаллаху анха), сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) каждый месяц проводил эти дни в посте.
4. Пост по понедельникам и четвергам: Пост по понедельникам и четвергам также является поощряемым постом. Передается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) соблюдал пост в эти дни, говоря при этом: «Деяния людей представляются Аллаху по понедельникам и четвергам, и в этот момент я хочу быть постящимся» (Абу Давуд, Ибн Маджа).
5. Пост в месяц Зульхиджа: Так же поощряется соблюдение пост в первые девять дней месяца Зульхиджа. Так же в риваятах сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) проводил эти дни в посте.
6. Пост в запретные месяцы: Является мустахабом соблюдение поста по четвергам, пятницам и субботам в запретные месяцы, к которым относятся месяцы: Зулькада, Зульхиджа, Мухаррам и Раджаб.
7. Пост в месяц Шаабан: В риваяте переданном от Айши (радыйаллаху анха) сообщается, что больше всего нафиль-постов посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) держал в месяце Шаабан. Иногда он проводил в посте весь этот месяц.
8. Пост Давуда: Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) называл соблюдение поста через день – постом Давуда, говоря: «Самым достойным постом является пост Давуда. Он постился через день».
Тазкия (рекомендация), как условие преподавания и принятия знаний
Защита молодожёнов перед брачной ночью от джинов и колдунов
Лечение преждевременного семяизвержения
Виды колдовство и их лечение : Лечение от импотенции и бесплодия
О слепом следовании мазхабу или ученому (ат-такълид)
О величии и достоинствах знания и ученых
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
Мы уже отмечали, что поначалу пост не был предписан в обязательном порядке. По этому поводу в Коране сказано: «А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка. А если кто добровольно совершает доброе дело, то тем лучше для него. Но вам лучше поститься, если бы вы только знали!» (аль-Бакара, 184).
Шейх ас-Саади в комментарии к этому аяту писал: «Всевышний Аллах позволил вместо соблюдения поста накормить за каждый пропущенный день одного бедняка. Это предписание оставалось в силе короткое время, когда Аллах только ниспослал повеление соблюдать пост. Пост был настолько непривычен для мусульман, что категорическое повеление поститься могло стать обременительным для многих людей, и поэтому Премудрый Господь пожелал постепенно подготовить Своих рабов к более тяжелому предписанию и позволил им самостоятельно делать выбор между соблюдением поста и кормлением бедняка, но подчеркнул, что для них будет лучше поститься. Впоследствии Аллах повелел соблюдать пост в обязательном порядке каждому, кто способен поститься, и позволил разговляться и возмещать пропущенный пост каждому, кто испытывает временные трудности».
Таким образом, пост был вменен в обязанность мусульманам, а правила его соблюдения приняли свою окончательную форму. В связи с этим все люди делятся на десять категорий.
В первую категорию входят мусульмане, достигшие зрелого возраста, находящиеся в здравом уме, способные поститься, которым ничто не мешает соблюдать пост. Они обязаны соблюдать пост в рамадане и не имеют право переносить его на другое время, что подтверждается текстами Корана и Сунны, а также единым мнением мусульманских богословов.
Всевышний сказал: «В месяц рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься» (аль-Бакара, 185).
Повеление поститься также упоминается во многих хадисах, и между богословами нет разногласий по поводу того, что пост обязателен для тех, кого можно охарактеризовать перечисленными выше пятью качествами.
Что же касается неверующих, то они не обязаны соблюдать пост, и, если даже они сделают это, их усилия окажутся бесполезными, потому что никакое поклонение от них не принимается.
Всевышний сказал: «Если ты станешь приобщать сотоварищей, то тщетными будут твои деяния, и ты непременно окажешься одним из потерпевших убыток» (аз-Зумар, 65).
Если человек обратился в ислам во время рамадана, то он обязан поститься вместе с мусульманами до конца месяца и не должен возмещать пропущенные дни поста.
По этому поводу в Коране сказано: «Скажи неверующим, что если они прекратят, то им будет прощено то, что было в прошлом» (аль-Анфаль, 38).
И если он принял ислам в дневное время суток в рамадане, то он обязан воздерживаться от еды, питья, полового возбуждения и всего, что делает пост недействительным, до конца дня, но не должен возмещать этот день, потому что в начале дня он еще не относился к числу тех, кто обязан поститься.
Ко второй категории относятся малолетние дети, не достигшие половой зрелости. Они не обязаны поститься до тех пор, пока не достигнут этого возраста. Передают со слов Али б. Абу Талиба, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Есть три группы людей, чьи деяния не записываются. Это – спящий человек, пока он не проснется, и малолетний ребенок, пока он не вырастет, и слабоумный, пока к нему не вернется разум» (ат-Тирмизи, Ибн Маджа и аль-Хаким).
Однако опекун ребенка должен приучать его к выполнению религиозных обязанностей и велеть ему поститься, когда тот уже сможет воздерживаться от еды и питья в течение дня. Ребенок с ранних лет должен воспитываться в духе праведности и набожности, чувствуя себя членом мусульманской общины. Именно так поступали наши праведные предшественники, да будет доволен ими Аллах.
Сподвижники приучали своих детей к посту с ранних лет и отправлялись в мечеть вместе с ними, а когда те начинали ощущать голод и становились беспокойными, они давали им игрушки из меха и т.п., чтобы дети могли поразвлечься.
К сожалению, сегодня многие родители и опекуны детей пренебрегают такой практикой и не велят своим детям поститься в рамадане. Более того, некоторые из них даже запрещают детям соблюдать пост, несмотря на их собственное желание. Они полагают, что делают добро своим детям и проявляют к ним сострадание и милосердие, но они заблуждаются.
Подлинным милосердием к детям является выполнение обязанностей перед ними, воспитание их в духе исламской морали и праведности, обучение их духовным ценностям и традициям, нравственным достоинствам и полезным наукам. Тот же, кто запрещает своим детям приобщаться к вере или делает упущение в их воспитании, в действительности грешит против них и против себя самого.
Безусловно, это не относится к тем, кто не позволяет поститься детям, которым не рекомендуется воздерживаться от еды или питья по состоянию здоровья или по другим причинам.
Еще большим заблуждением является позиция тех родителей, которые вообще не дают своим детям религиозного воспитания, ссылаясь на то, что никто не должен давить на детскую психику, и ребенок должен самостоятельно сделать сознательный выбор между верой и неверием. Огораживая своих детей от верующих товарищей и наставников, они лишают их мусульманской духовности и наносят порой непоправимый ущерб формированию их личности. Более того, ребенок никогда не оказывается в изоляции от внешних факторов, он постоянно испытывает на себе воздействие окружающего его общества.
И если родители действительно хотят видеть своего ребенка праведным и благодарным, они обязаны воспитывать его в духе ислама, как этому учил Божий посланник, мир ему и благословение Аллаха. Передают, что Сабра б. Маабад рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда ребенку исполнится семь лет, велите ему совершать намаз. Когда же ему исполнится десять лет, то наказывайте его за небрежное отношение к нему» (Абу Давуд, ат-Тирмизи и ад-Дарими).
В этом проявляется искренняя забота за будущее ребенка, желание уберечь его от заблуждения и той безнравственности, которая беспощадно разрушает душу людей, далеких от религии Аллаха. Безусловно, родители несут ответственность за это не только перед Аллахом, но и перед обществом.
В хадисе Абдуллаха б. Умара сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Каждый из вас – пастырь, и каждый в ответе за свою паству. Повелитель – пастырь, и мужчина – пастырь, несущий ответственность за обитателей своего дома, и женщина – пастырь, несущая ответственность за дом своего мужа и его детей. Таким образом, каждый из вас – пастырь, и каждый в ответе за свою паству» (аль-Бухари и Муслим).
Достижение половой зрелости у юношей определяется появлением одного из трех признаков:
1. Поллюция во сне или в другое время. Всевышний Аллах по этому поводу сказал: «Когда дети из вашего числа достигнут половой зрелости, то пусть они спрашивают разрешения, как спрашивают разрешения те, кто старше их» (ан-Нур, 59).
Использованное здесь слово «хулм», означающее «половая зрелость», подразумевает начало поллюций. От него образовано слово «ихтилам», означающее «поллюция», «сновидение».
2. Появление волос на лобке. Передают, что Атийя аль-Курази рассказывал: «В день сражения с племенем Курейза нас привели к Пророку, мир ему и благословение Аллаха. Те, у кого на лобке росли волосы, были казнены, а тех, у кого волос еще не было, отпустили на свободу. Я тоже оказался среди тех, кого отпустили» (Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа).
3. Исполнение пятнадцати лет по лунному календарю. Передают, что Нафи рассказывал со слов Ибн Умара: «В день битвы при Ухуде, когда мне было четырнадцать лет, посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, увидел меня, но не разрешил мне участвовать в бою, а во время битвы у рва, когда мне уже исполнилось пятнадцать, он увидел меня и позволил мне сражаться». Нафи с казал: «Когда Умар б. Абд аль-Азиз был халифом, я пришел к нему и рассказал ему этот хадис, а он сказал: «Поистине, это и есть тот возраст, когда ребенок становится взрослым. Потом он написал своим наместникам, чтобы они назначали обязательное вознаграждение тем, кому исполнилось пятнадцать лет» (аль-Бухари и Муслим).
Девушки также достигают половой зрелости, когда у них появляется один из этих признаков или же начинаются менструации. Девушка, у которой начинаются месячные кровотечения, считается половозрелой и обязана выполнять религиозные предписания, даже если ей не исполнилось десять лет.
Если признак половой зрелости проявляется у юноши или девушки днем в рамадане, то соблюдение поста для них становится обязательным. Если они постились в этот день, то обязаны продолжать пост; если же нет, то они должны воздерживаться от еды и питья до заката солнца. Возмещать же этот день после окончания рамадана не нужно, потому что в начале дня они еще не относились к числу тех, кому пост предписан в обязательном порядке.
К третьей категории относятся слабоумные люди, лишенные разума. Как мы уже отмечали, они не несут ответственности за свои деяния перед Аллахом до тех пор, пока разум не вернется к ним. И если даже слабоумный человек станет поститься, Всевышний Аллах не принимает от него это, потому что он не способен осознать смысл поклонения и утвердить в душе соответствующее намерение.
Передают со слов Умара б. аль-Хаттаба, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Все дела оцениваются по намерениям, и каждому человеку достанется лишь то, что он намеревался обрести, и поэтому переселявшийся ради мирских благ или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится лишь к тому, к чему он переселялся» (аль-Бухари и Муслим).
Если человек периодически теряет рассудок и приходит в себя, то он обязан поститься в тот период, когда разум возвращается к нему. Если он вознамерится поститься и начнет пост, а затем лишится разума, то его пост не нарушается, как если бы он потерял рассудок из-за другой болезни. Это объясняется тем, что он утвердил в душе намерение поститься, будучи в здравом уме, и ничто не указывает на то, что его пост становится недействительным. И даже по окончании рамадана он не должен возмещать пост за этот день. Если же разум вернется к слабоумному человеку днем в рамадане, то он обязан воздерживаться от еды и питья до заката солнца, и тоже не должен возмещать этот день после окончания рамадана, потому что в начале дня он не относился к числу тех, кто обязан поститься. Это предписание похоже на то, которое распространяется на детей, достигших половой зрелости, и неверующих, обратившихся в ислам.
Четвертая категория включает в себя людей, страдающих старческим маразмом, потерявших память и не способных отличить дозволенное от запрещенного. Они не обязаны поститься, и за них не обязательно кормить бедняков, потому что они фактически лишены разума и не несут ответственности за свои деяния. Их положение подобно положению малолетних детей. Если же разум периодически возвращается к ним, то в период прозрения они обязаны поститься, совершать намаз и выполнять прочие религиозные обязанности.
К пятой категории относятся люди, которые не способны поститься и не имеют надежду на выздоровление или восстановление сил. Причиной этого может быть глубокая старость или заболевание, от которого невозможно исцелиться, например, раковая опухоль с метастазами. В таком состоянии человек не обязан поститься, потому что он не может выдержать голод и жажду.
В Коране по этому поводу сказано: «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей…» (ат-Тагабун, 16); «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (аль-Бакара, 286).
Однако за каждый пропущенный день поста он обязан накормить одного бедняка, потому что Всевышний Аллах приравнял пропущенный день к кормлению одного бедняка. Это правило было введено еще тогда, когда мусульмане могли выбирать между постом или кормлением бедняка, и сохранило свою силу после отмены этого предписания.
Имам аль-Бухари писал: «Что касается стариков, которые не в состоянии поститься, то Анас в течение одного или двух лет, когда он постарел, не соблюдал пост и кормил каждый день одного бедняка хлебом и мясом. Ибн Аббас тоже говорил, что пожилые люди, не способные поститься, могут накормить за каждый день одного бедняка».
Таким образом, если мусульманин не постился в рамадане по одной из вышеуказанных причин, то он должен приготовить еду и накормить двадцать девять или тридцать человек – по одному человеку за каждый день рамадана. Он может кормить одного человека каждый день в рамадане, или накормить всех сразу после окончания месяца, или кормить нескольких нуждающихся поэтапно, но самое главное, чтобы он делал это только за те дни поста, которые уже миновали. Если же он накормит тридцать нуждающихся после окончания первого дня поста, то это зачтется ему только за один день, потому что оставшиеся дни поста еще не наступили, и время возмещать их еще не пришло.
Если такой способ возмещения обременителен, то разрешается передать нуждающимся мусульманам по одному мудду зерна, риса или других продуктов питания за каждый пропущенный день. Мудд – это арабская мера сыпучих тел. Во времена Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, один мудд вмещал 510 г. высокосортной пшеницы.
Естественно, что при отмеривании более плотных продуктов, таких как рис или сыр, масса одного мудда увеличивается. И, наоборот, при отмеривании менее плотных продуктов, масса одного мудда уменьшается.
Кормление бедняков не засчитывается за пропущенный день, если мусульманин накормил того, кто не нуждается в материальной поддержке, например, если он организовал ужин в мечети, на который собрались молящиеся мусульмане, не нуждающиеся в помощи. Поэтому для возмещения поста кормить нужно только бедных мусульман.
Мусульманский шариат преисполнен мудрости и милосердия, ибо Господь Всемогущий ниспослал людям только безупречные законы, которые идеально вписываются в их жизнь, регулируют ее самым лучшим образом и нисколько не обременяют их. Благодаря этому каждому человеку предписано совершать только то, что приносит ему радость и облегчение, и поэтому верующие довольны тем, что Аллах – их Господь, что ислам – их религия, и что Мухаммад – их пророк.
Они благодарят своего Господа за эту прекрасную религию и за то, что Он ведет их прямым путем, в то время как многие из людей сбились с него и блуждают во мраке невежества и неверия.
“Уроки благословенного месяца” – Эльмир Кулиев и Рауф Абаскулиев
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
40 достоверных хадисов о посте
Пророк Мухаммад мир ему и благословение, сказал: «Кто сохранит для моей уммы сорок хадисов, тому скажут в Судный день: “Заходи в рай с каких пожелаешь ворот”»
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Всемогущий и Великий Аллах сказал: “Любое дело сына Адама делается им для себя же, кроме поста, ибо, поистине, он — ради Меня, и Я воздам за него» (Аль-Бухари)
«Пост является щитом, и пусть постящийся избегает всего непристойного и не ведёт себя подобно невеждам, если же кто-нибудь попытается завязать с ним ссору или станет бранить его, пусть дважды скажет (такому): “Поистине, я пощусь! (Я соблюдаю пост!)”» (Аль-Бухари)
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал ﷺ: «Пост и Коран заступаются за раба Аллаха в Судный день. Пост говорит: “Господь мой! Я лишил его пищи и питья в светлую часть, так позволь же мне заступиться за него!” А Коран говорит: “Господь мой! Я лишил его сна ночью, так позволь же мне заступиться за него!” — и их заступничества удовлетворяются» (Ахмад)
«Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, запах изо рта постящегося приятнее для Аллаха Всевышнего, чем благоухание мускуса, и Аллах говорит: “Он отказывается от своей еды, своего питья и своих желаний ради Меня. Этот пост (он соблюдает) для Меня, и Я воздам за него, а за доброе дело (воздаяние будет) десятикратным!”» (Малик, аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, Ибн Маджа)
Передают со слов Сахля, да будет доволен им Аллах, что Пророк ﷺ сказал: «Поистине, есть в раю врата, именуемые “Ар-Раййан”, через которые будут входить (туда) постящиеся в День воскресения, и не войдёт через эти врата никто, кроме них. Будет сказано: “Где постившиеся?” − и они поднимутся, и не войдёт через эти врата никто, кроме них, а после того как они войдут, эти врата будут закрыты, и больше никто не войдёт через них» (Аль-Бухари)
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если человек не прекратит лгать и поступать по лжи, Аллаху не нужно будет, чтобы он отказывался от своей еды и питья» (Аль-Бухари)
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал слова Посланника Аллаха ﷺ: «Существует 3 категории людей, чьи дуа не отвергаются: 1. постящегося, пока он не разговеется; 2. справедливого правителя; 3. угнетенного человека» (Ахмад, ат-Тирмизи). Пророк Мухаммад ﷺ также сказал: «У троих дуа не отвергается: у держащего пост – во время ифтара, у справедливого правителя и у притесняемого. Дуа последнего Аллах поднимает выше облаков и открывает небесные двери для него. И говорится ему: “Тебе обязательно будет помощь, даже если через некоторое время”»
Абдуллах, да будет доволен им Аллах, передал, что «(Однажды, когда) мы были вместе с Пророком ﷺ он сказал: “Пусть женится тот, кто может (жениться), поскольку это в наибольшей степени способствует потуплению взоров и защите половых органов (от прелюбодеяния); тому же, кто жениться не может, следует поститься, ибо пост для него будет подобен холощению”» (Аль-Бухари)
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк ﷺ сказал: «Если (кто-нибудь) по забывчивости поест или попьёт (во время поста), пусть продолжает поститься и дальше, ибо, поистине, это Аллах накормил и напоил его» (Аль-Бухари, Муслим)
Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Во время поста Пророк ﷺ нередко обнимал и целовал (своих жён, однако) он владел собой лучше любого из вас» (Аль-Бухари)
Умар, да будет доволен им Аллах, спросил Пророка ﷺ о поцелуе для постящегося, и Пророк ﷺ сказал: «Что ты думаешь, если бы ты прополоскал рот во время поста?» Умар ответил: «Нет в этом проблем». Пророк ﷺ сказал: «А что же ты тогда спрашиваешь про поцелуй?» (Ахмад, Абу Дауд, ан-Насаи)
Хадисы о посте в месяце Рамадан
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Когда наступает Рамадан, врата рая открываются» (Аль-Бухари). В другой версии (этого хадиса) со слов (Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах,) сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Когда наступает месяц рамадан, небесные врата открываются, а врата ада запираются, и шайтаны сковываются цепями» (Аль-Бухари)
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк ﷺ сказал: «Пусть никто из вас не начинает поститься за день или за два дня до начала Рамадана, если только человек не делает это постоянно, в таком случае, пусть он постится в этот день» (Аль-Бухари, Муслим)
«Кто постился в Рамадан с верой и надеждой на вознаграждение, тому будут прощены совершенные ранее грехи» (Аль-Бухари, Mуслим). Другие версии этого хадиса: «Все прошлые грехи верующего человека, проводящего ночи месяца Рамадан в поклонении, ожидая вознаграждения только от Аллаха, будут прощены» (Бухари). «Месяц Рамадан является искуплением для другого месяца Рамадана. Грехи, совершённые между ними (за исключением больших грехов) прощаются Аллахом» (Муслим, Тирмизи)
Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «В месяц Рамадан прощаются те, кто упоминают Аллаха, и мольбы тех, кто просит у Аллаха не будут отвергнуты» (Муслим)
Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Подошёл месяц Рамадан, который является очень благословенным. В этом месяце внимание Аллаха обращено на вас. Он ниспосылает особую милость, прощает грехи, принимает ду’а. Аллах смотрит на ваше рвение в хороших делах и гордится перед ангелами. Так покажите Аллаху свои хорошие поступки»
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Каждую ночь во время разговения Аллах, являющийся Азизом (Могущественным) и Джалилом (Величественным), освобождает от огня тысячи тысяч тех, кто должен был попасть туда…» (Байхаки)
Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха ﷺ в месяц Рамадан совершал больше поклонений, чем в другие месяцы. А самое большое количество поклонений он совершал в последние десять дней Рамадана. Он проводил последние десять ночей Рамадана в поклонениях и будил свою семью ночью, чтобы они совершали поклонение» (Бухари, Муслим)
«Посланник Аллаха ﷺ самый щедрый из людей. Его самые щедрые минуты, это когда Джибрил, мир ему, встречался с ним в Рамадан. Джибрил, мир ему, каждую ночь в Рамадан встречался с ним и они вместе читали Коран. Поэтому во время встречи с Джибрил, мир ему, он был щедрее благодатного ветра, который не признает никаких препятствий» (Аль-Бухари, Mуслим)
Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Сердце того, кто выстоял в молитвах ночь Разговения и ночь Жертвоприношения, не умрет в тот день, когда будут умирать сердца» (Аль-Бухари, Муслим)
Хадисы о сухуре (предрассветном приеме пищи) и ифтаре (ужине)
Передают со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, что Пророк ﷺ сказал: «Ешьте перед рассветом, ибо в сухуре благодать» (Аль-Бухари)
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «У постящегося есть две радости: одна при разговении после Поста, а вторая, когда увидит вознаграждение, которое Аллах дарует ему за это»
«Когда кто-либо из вас разговляется, пусть разговляется фиником, поскольку в этом благодать (баракат). Если же нет финика, то разговляйтесь водой, поскольку и это из очищающих» (Ат-Тирмизи)
Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Люди будут в благополучии, если поспешат прекратить пост» (Муслим). Другая версия этого хадиса: «Люди не лишатся блага до тех пор, пока не перестанут разговляться быстро» (Аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, Малик)
Посланник Аллаха ﷺ сказал, что Аллах и Его ангелы ниспосылают милость совершающим сухур.
Сахабы сказали: «О Посланник Аллаха, не всякий из нас настолько богат, чтобы кормить постящегося». Пророк ﷺ ответил: «Не обязательно кормить досыта, если вы не в состоянии. Аллах вознаградит даже за один финик, за глоток воды или молока»
Хадисы о добровольном посте
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Мой любимейший друг (Пророк Мухаммад ﷺ) дал мне наказ относительно трёх вещей: соблюдать (дополнительный) пост по три дня ежемесячно, совершать по утрам дополнительную утреннюю (дуа) молитву в два раката и совершать витр перед сном» (Аль-Бухари; Муслим)
Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «В белые дни [тринадцатый, четырнадцатый и пятнадцатый дни каждого лунного месяца] Посланник Аллаха ﷺ всегда соблюдал пост как дома, так и в пути» (Ан-Насаи)
Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Иногда Посланник Аллаха ﷺ не постился так долго, что мы говорили, что он вообще не прерывает поста, а иногда он не постился так долго, что мы говорили, что он вообще не постится. И я не видела, чтобы Посланник Аллаха ﷺ постился в течение целого месяца, если не считать Рамадана, как не видела я, чтобы (в каком-нибудь месяце) постился он больше, чем в Ша’бане» (Ахмад, Аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи). Она также сказала: «Ни в и в одном месяце Пророк ﷺ не постился больше, чем в Ша’бане, и бывало так, что он постился в течение всего Шa’бaнa». В другой версии этого хадиса сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «…и обычно он соблюдал пост в течение всего Ша’бана, за исключением малой (его части)» (Аль-Бухари, Муслим)
«Если мусульманин, постившийся весь месяц Рамадан, будет в следующем месяце Шавваль соблюдать еще и шестидневный пост, то станет безгрешен, как новорожденный младенец» (Ат-Табарани)
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Дела (людей) представляются (Аллаху) в понедельник и в четверг, и я хочу, чтобы мои дела представлялись в то время, когда я соблюдаю пост» (ат-Тирмизи)
Сообщается, что Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха ﷺ всегда соблюдал пост по понедельникам и четвергам» (ат-Тирмизи)
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк ﷺ сказал: «Не выделяйте ночь пятницы среди (других) ночей для совершения молитв и не выделяйте день пятницы среди (других) дней для (соблюдения) поста, если только на день пятницы не выпадет день обычного поста кого-либо из вас» (Муслим)
Му’аза аль-‘Адавийа, да будет доволен ею Аллах, передала, что (однажды) она спросила Айшу, да будет доволен ею Аллах: «Соблюдал ли Посланник Аллаха ﷺ ежемесячный трёхдневный пост?» Она сказала: «Да». (Му’аза сказала): Я спросила: «С какого же (дня) месяца он (начинал) поститься?» Айша ответила: «Он не придавал значения тому, с какого (дня) месяца (начинать этот) пост» (Муслим)
«После Рамадана лучшим для поста является месяц Аллаха Мухаррам, а наилучшей молитвой после обязательного является ночная молитва» (Муслим)
Передают, что Айша и Ибн Умар, да будет доволен ими Аллах, говорили: «Не разрешалось поститься в дни ташрика никому, кроме тех, кто не мог найти скота для жертвоприношения [это касается только совершающих хадж]» (Аль-Бухари). Дни ташрика − одиннадцатый, двенадцатый и тринадцатый дни месяца Зуль-Хиджа (см. Мусульманский календарь)
Хадисы о соблюдении поста тем, кто в пути
Передают со слов жены Пророка ﷺ Айши, да будет доволен ею Аллах, что однажды Хамза бин ‘Амр аль-Аслами, который много постился, спросил Пророка ﷺ: «Следует ли мне поститься в пути?» − (на что) он ответил: «Если хочешь, постись, а если хочешь, не постись» (Аль-Бухари, Муслим)
Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Мы часто находились в пути вместе с Пророком ﷺ и постившийся не порицал несоблюдавшего пост, а несоблюдавший пост – постившегося» (Аль-Бухари)
Хадисы о посте за умершего
Передают со слов Айши, да будет доволен ею Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Пусть за умершего, которому предстояло соблюдать пост [пост в месяц Рамадан или обетованный пост], постится кто-нибудь из его близких» (Аль-Бухари). Многие авторитетные богословы, что в данном случае имеется в виду, что за каждый пропущенный покойным день поста его близким следует накормить одного неимущего.
Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(Однажды) к Пророку ﷺ пришёл какой-то человек и сказал: “О посланник Аллаха, моя мать, которая должна была поститься в течение месяца, умерла, так следует ли мне соблюдать этот пост вместо неё?” Пророк ﷺ сказал: “Да”, и он сказал (также): “Ведь долг Аллаху более всего заслуживает того, чтобы быть оплаченным!”» (Аль-Бухари)