Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

О возможности судить о целом по части миру рассказал российский математик П.Л. Чебышев. «Закон больших чисел» простым языком можно сформулировать так: количественные закономерности массовых явлений проявляются только при достаточном числе наблюдений. Чем больше выборка, тем лучше случайные отклонения компенсируют друг друга и проявляется общая тенденция.

А.М. Ляпунов чуть позже сформулировал центральную предельную теорему. Она стала фундаментом для создания формул, которые позволяют рассчитать вероятность ошибки (при оценке среднего по выборке) и размер выборки, необходимый для достижения заданной точности.

Строгие формулировки:

С увеличением числа случайных величин их среднее арифметическое стремится к среднему арифметическому математических ожиданий и перестает быть случайным. Общий смысл закона больших чисел — совместное действие большого числа случайных факторов приводит к результату, почти не зависящему от случая.

Таким образом з.б.ч. гарантирует устойчивость для средних значений некоторых случайных событий при достаточно длинной серии экспериментов.

Распределение случайной величины, которая получена в результате сложения большого числа независимых случайных величин (ни одно из которых не доминирует, не вносит в сумму определяющего вклада и имеет дисперсию значительно меньшею по сравнению с дисперсией суммы) имеет распределение, близкое к нормальному.

Из ц.п.т. следует, что ошибки выборки также подчиняется нормальному распределению.

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

Репрезентативность — это степень соответствия характеристик выборки характеристикам генеральной совокупности. Только данные по репрезентативным выборкам можно экстраполировать на всю популяцию.

Репрезентативность достигается за счет случайного отбора. Случайный отбор — хорошо. Детерминированный отбор — плохо. Он искажает структуру выборки и как следствие результат измерений. Нельзя судить о среднем росте россиян по росту ста баскетболистов, которые тренируются во дворе вашего дома, просто потому что вам так удобно.

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

Существует методология, которая позволяет сократить детерминированность при формировании выборки и приблизиться к случайному отбору.

Стратифицированная выборка. Выделяются объективно существующие страты и из каждой страты отбираются единицы пропорционально их доле в генеральной совокупности. Например для опроса россиян страты могут быть определены пропорцией населения в регионах. После чего респонденты внутри каждого региона отбираются случайным образом.

Механический отбор. Все объекты сортируются по порядковым номерам, после чего осуществляется отбор с шагом n. Например, можно отсортировать телефонные номера потенциальных участников исследования и звонить каждому 100-му.

Серийная выборка (гнездовая, кластерная). Объективно существующие группы отбираются случайным образом. Объекты внутри групп обследуются полностью. Например вскрывается один контейнер продукции и каждый товар проверяется на брак.

Метод снежного кома. У каждого респондента запрашиваются контакты его знакомых, которые подходят под условия отбора. Условия случайности отбора грубо нарушается, но это один из способов провести исследование среди труднодостижимых групп. Как быть иначе, если ваша цель — опросить любителей стальных гоночных велосипедов выпущенных не позже 1987 года.

Стихийная выборка (выборка по удобству). Применяется, когда низкая цена получения данных — это главный приоритет. Для повышения качества стихийной выборки на неё накладываются квоты. Заранее рассчитываются пропорции признаков в выборке так, чтобы они соответствовали структуре генеральной совокупности. В социологии такими признаками служат пол, возраст, профессия, семейный статус, регион проживания.

Источник

Простыми словами о выборке

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

Привет. Я UX-исследователь в СКБ Контур. Чаще всего в работе я использую качественные методы исследований — глубинные интервью и модерируемые юзабилити-тестирования. Количественные исследования без подготовленной инфраструктуры со стороны разработки более ресурсозатратные, поэтому самостоятельно их провести сложнее.

Но самое сложное для меня в проведении количественного исследования — это выборка. Мне ближе гуманитарная сторона исследовательской работы, поэтому разобраться в выборке сложнее, чем в техниках ведения интервью. Если у тебя такая же проблема, эта статья будет полезна.

Ниже я попробовала просто рассказать о выборке, репрезентативности и методах отбора при проведении количественного исследования.

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

Выборка и репрезентативность

Опрос — это количественный метод, направленный на получение точной, объективной и статистически значимой информации. Если качественные методы помогают в формулировке гипотез, то количественные — масштабируют и проверяют эти гипотезы на всей целевой аудитории.

Поэтому важно проводить отбор респондентов таким образом, чтобы выборочная совокупность отражала состав всей генеральной совокупности.

В социологии есть термин — единица наблюдения. Это может быть один человек, группа или сообщество в зависимости от целей исследования.

Генеральная совокупность — это вся совокупность единиц наблюдения, имеющих отношение к теме исследования.

Например, если ты проводишь продуктовое исследование, то скорее всего твоя генеральная совокупность — это все пользователи сервиса или определенный сегмент.

Выборочная совокупность — часть генеральной совокупности, которую вы изучаете в ходе исследования с помощью разработанных вами инструментов (анкета, гайд и прочее).

Например, в ходе исследования было опрошено 400 респондентов среди всех пользователей сервиса. Это твоя выборочная совокупность.

Выборка должна быть репрезентативной, иначе результаты количественного исследования будут сомнительными.

Репрезентативность — обеспечение в выборочной совокупности наличия всех видов единиц генеральной совокупности в достаточном количестве.

Репрезентативность имеет качественное и количественное выражение. Качественная репрезентация обязывает включить в выборку все возможные варианты респондентов, особенно, если какой-то признак влияет на опыт использования сервиса.

Например, выборка не будет репрезентативной если ты опросишь только новых пользователей (если это не оправдано целями исследования). Особенно это исказит результаты исследования, если длительность использования напрямую влияет на проверку гипотезы.

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

На практике, особенно в онлайн-опросах, качественная репрезентативность может страдать. Ею можно пренебречь, если вы уверены, что на проверку гипотезы не повлияет принадлежность респондента к той или иной группе. Онлайн-опросы предполагают стихийную выборку и поэтому предусмотреть присутствие всех типов респондентов сложно. Про стихийную выборку подробнее я расскажу ниже.

Чтобы соблюсти количественную репрезентацию нужно обеспечить достаточное число респондентов, в том числе по каждой группе внутри выборки.

Например, если ты пригласишь на опрос 80% новых пользователей и лишь 20% пользователей с опытом — это тоже исказит результаты (опять же если это не предусмотрено дизайном исследования).

И, конечно, для того, чтобы масштабировать результаты опроса на всю генеральную совокупность (в нашем примере — на всех пользователей), нужно в целом рассчитать количество человек, которое ты планируешь пригласить для прохождения опроса.

Что значит «достаточное» количество человек для выборки.

К примеру, если проводить исследование на выборке в 50–100 человек, то погрешность в репрезентативности полученной информации будет выше, чем при опросе 800–1000 человек.

Но увеличивать до бесконечности число опрашиваемых нет смысла. После определенного количества респондентов ошибка выборки остановится на одном уровне.

Ошибка выборки — разность между характеристиками выборочной и генеральной совокупности. Это отклонение средних характеристик выборочной совокупности от средних характеристик генеральной совокупности.

Где-то после 400 респондентов ошибка выборки не меняется. Поэтому обычно в опросах выборочная совокупность составляет 300–400 человек. При таком значении ты можешь уверенно переносить результаты исследования на всю аудиторию при соблюдении качественной репрезентации и корректно составленной анкеты.

Если генеральная совокупность небольшая, то и выборочная совокупность будет меньше стандартных 300–400 респондентов.

Если хочешь разобраться с формулой расчета выборки подробнее про нее можно узнать здесь.

Также ты можешь провести сплошной опрос. При сплошном опросе ты опрашиваешь всю генеральную совокупность.

Например, если есть интересный и немногочисленный сегмент пользователей (30–100 человек), ты можешь опросить их всех. Или это стартап и уже есть первые пользователи. В таком случае тоже можно провести опрос по всей генеральной совокупности.

На практике требованиями количественной репрезентации иногда пренебрегают в силу нехватки ресурсов на обзвон (если это телефонный опрос) или времени на сбор ответов. Или если опрос проводят для сбора гипотез, а не для принятия конечного решения.

Здесь важно понимать, какое решение должно быть принято на основе исследования. Если это важный продуктовый или бизнес-вопрос, то лучше потратить время и деньги на проверку гипотезы с репрезентативной выборкой, чтобы не получить неверные выводы. А если, это, к примеру, опрос для сбора отклика по новой фиче, то можно остановиться на 30–60 респондентах. Основные выводы ты сделаешь, а пользователи по мере работы в сервисе расскажут о том, что ты мог пропустить.

Методы отбора

В количественном исследовании по сравнению с качественным не важно кто перед тобой, потому что все выводы строятся по совокупности ответов респондентов и материал собирается в обезличенном виде. Поэтому в идеале в выборку респонденты должны попадать случайным образом, чтобы сделать результаты максимально свободными от искажений.

Чтобы этого достичь можно использовать один из методов формирования выборки.

Случайные выборки

Они предполагают, что в выборке каждый элемент генеральной совокупности имеет заранее заданную вероятность быть отобранным в исследование.

Простая случайная выборка. Сначала нужно присвоить каждому потенциальному респонденту идентификационный номер. Дальше с помощью генератора случайных чисел определить номера, которые будут включены в выборку для опроса.

Механическая выборка. Как и в простой выборке пользователям присваивается порядковый номер. Только отбор происходит не с помощью генератора случайных чисел, а с шагом равным n. Например, каждый сотый.

Стратифицированная выборка. Для такой выборки нужно поделить генеральную совокупность на сегменты или страты. После чего респонденты внутри каждой группы отбираются случайным образом. Из каждого сегмента выделяют пользователей пропорционально их доле в генеральной совокупности.

Кластерный отбор или гнездовая выборка. Группа потенциальных респондентов отбирается случайным образом из всей генеральной совокупности. Далее внутри этой группы опрашиваются все пользователи. Например, можно опросить всех пользователей, которые зарегистрировались в сервисе в прошлом квартале.

При таком отборе риск искажений выше и важно учитывать внешние и внутренние факторы. Может быть в прошлом квартале в жизни пользователей произошло что-то важное, что повлияло на их желание воспользоваться сервисом. Тогда эта группа будет сильно отличаться от генеральной совокупности.

Неслучайные выборки

Обычно такие методы отбора применяют, если нет возможности или ресурсов для формирования случайной выборки. Например, у тебя мало времени на опрос или нет данных о генеральной совокупности или респонденты труднодоступны.

Квотная выборка. Такой метод можно применять, если у вас есть знания о составе генеральной совокупности. Например, вы знаете, как ваши пользователи распределяются в разрезе по должности, отрасли компании, возрасту и так далее. Тогда можно пропорционально этим долям сформировать выборку: в каждом разрезе выбрать такое число респондентов, которое будет отображать статистику по всей аудитории.

Стихийная выборка. Это метод без особых правил. В опрос попадают все, кто захочет пройти опрос. Такая выборка типична для онлайн-опросов, размещенных в свободном доступе.

«Снежный ком». Тоже достаточно популярная и простая методика. Каждого респондента просят порекомендовать нового среди его друзей, коллег и знакомых, которые подходили бы под параметры исследования. Такая выборка часто применяется когда самостоятельно найти интересующих респондентов затруднительно. Например, пользователи, занимающие высокую должность или с высоким доходом.

«Типичный представитель». Из генеральной совокупности отбираются респонденты с типичными признаками целевой аудитории. Только определить, что взять за такой признак, обычно сложно.

Отдельно стоит сказать про многоступенчатые выборки. На практике чаще всего (иногда интуитивно) исследователи используют как раз многоступенчатый метод. Такой отбор предполагает наличие двух или более этапов формирования выборки. Проще говоря, это микс нескольких методов отбора.

Например, ты собрал статистику по своей аудитории и знаешь, что большинство пользователей находятся в Москве. Это будет первая ступень отбора по «типичному представителю». Далее среди пользователей-москвичей ты приглашаешь на опрос каждого сотого (механическая выборка).

Проводя количественное исследование, не забывай о репрезентативности и продумывай подходящий метод отбора респондентов. Хорошая подготовка — половина успеха.

Источник

Конспект курса «Основы статистики»

1. Введение

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

Способы формирования репрезентативной выборки:

Простая случайная выборка (simple random sample)

Стратифицированная выборка (stratified sample)

Групповая выборка (cluster sample)

Типы переменных:

непрерывные (рост в мм)

дискретные (количество публикаций у учёного)

Ранговые (успеваемость студентов)

Гистограмма частот:

Позволяет сделать первое впечатление о форме распределения некоторого количественного признака.

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

Описательные статистики:

Меры центральной тенденции (узкий диапазон, высокие значения признака):

( Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данныхиспользуется для среднего значения из выборки, а для генеральной совокупности латинская буква Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных)

Свойства среднего:

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

Если к каждому значению выборки прибавить определённое число, то и среднее значение увеличится на это число.

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

Если к каждому значению выборки прибавить определённое число, то и среднее значение увеличится на это число.

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

Если для каждого значения выборки, рассчитать такой показатель как его отклонение от среднего арифметического, то сумма этих отклонений будет равняться нулю.

Меры изменчивости (широкий диапазон, вариативность признака):

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

При добавлении сильно отличающегося значения данные меняются сильно и могут быть некорректные.

Дисперсия генеральной совокупности:

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных(среднеквадратическое отклонение генеральной совокупности)

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных(среднеквадратическое отклонение выборки)

Свойства дисперсии:

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

Квартили распределения и график box-plot

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

Нормальное распределение

Отклонения наблюдений от среднего подчиняются определённому вероятностному закону.

Стандартизация

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

Правило «двух» и «трёх» сигм

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

Центральная предельная теорема

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

Есть признак, распределенный КАК УГОДНО* с некоторым средним и некоторым стандартным отклонением. Тогда, если выбирать из этой совокупности выборки объема n, то их средние тоже будут распределены нормально со средним равным среднему признака в ГС и стандартным отклонением Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных.

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

30″ alt=»SE = \frac<\sqrt>, n>30″ src=»https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/20c/135/3bc/20c1353bcfedf2ff8851752cf7f49f37.svg»/>

Доверительные интервалы для среднего

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

Доверительный интервал является показателем точности измерений. Это также показатель того, насколько стабильна полученная величина, то есть насколько близкую величину (к первоначальной величине) вы получите при повторении измерений (эксперимента).

Идея статистического вывода

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

2. Сравнение средних

T-распределение

Если число наблюдений невелико и \sigma неизвестно (почти всегда), используется распределение Стьюдента (t-distribution).

Унимодально и симметрично, но: наблюдения с большей вероятностью попадают за пределы Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данныхот Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

«Форма» распределения определяется числом степеней свободы (Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных).

С увеличением числа Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данныхраспределение стремится к нормальному.

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

t-распределение используется не потому что у нас маленькие выборки, а потому что мы не знаем стандартное отклонение в генеральной совокупности.

Сравнение двух средних; t-критерий Стьюдента

Критерий, который позволяет сравнивать средние значения двух выборок между собой, называется t-критерий Стьюдента.

Условия для корректности использования t-критерия Стьюдента:

Две независимые группы

Формула стандартной ошибки среднего:

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

Формула числа степеней свободы:

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

Формула t-критерия Стьюдента:

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

Переход к p-критерию:

Проверка распределения на нормальность, QQ-Plot

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

Однофакторный дисперсионный анализ

Часто в исследованиях необходимо сравнить несколько групп между собой. В таком случае применятся однофакторный дисперсионный анализ.

Группы:

Нулевая гипотеза:

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

Альтернативная гипотеза:

Среднее значение всех наблюдений:

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

Общая сумма квадратов (Total sum of sqares):

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

Показатель, который характеризует насколько высока изменчивость данных, без учёта разделения их на группы.

Число степеней свободы:

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных— Межгрупповая сумма квадратов (Sum of sqares between groups)

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных— Внутригрупповая сумма квадратов (Sum of sqares within groups)

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

F-значение (основной статистический показатель дисперсионного анализа):

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

При делении значения межгрупповой суммы квадратов на число степеней свободы, полученный показатель усредняется.

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

Поэтому формула F-значения часто записывается:

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

Множественные сравнения в ANOVA

Проблема множественных сравнений:

Поправка Бонферрони

Самый простой (и консервативный) метод: P-значения умножаются на число выполненных сравнений.

Критерий Тьюки

Критерий Тьюки используется для проверки нулевой гипотезы Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данныхпротив альтернативной гипотезы Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных, где индексы Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данныхи Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данныхобозначают любые две сравниваемые группы.

Указанные сравнения выполняются при помощи критерия Тьюки, который представляет собой модифицированный критерий Стьюдента:

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

где Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных— рассчитываемая в ходе дисперсионного анализа внутригрупповая дисперсия.

Многофакторный ANOVA

При применении двухфакторного дисперсионного анализа исследователь проверяет влияние двух независимых переменных (факторов) на зависимую переменную. Может быть изучен также эффект взаимодействия двух переменных.

Исследуемые группы называют эффектами обработки. Схема двухфакторного дисперсионного анализа имеет несколько нулевых гипотез: одна для каждой независимой переменной и одна для взаимодействия.

Условия применения двухмерного дисперсионного анализа:

Генеральные совокупности, из которых извлечены выборки, должны быть нормально распределены.

Выборки должны быть независимыми.

Дисперсии генеральных совокупностей, из которых извлекались выборки, должны быть равными.

Группы должны иметь одинаковый объем выборки.

АБ тесты и статистика

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

3. Корреляция и регрессия

Понятие корреляции

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

Коэффициент корреляции – это статистическая мера, которая вычисляет силу связи между относительными движениями двух переменных.

Принимает значения [-1, 1]

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных— показатель силы и направления взаимосвязи двух количественных переменных.

Знак коэффициента корреляции показывает направление взаимосвязи.

Коэффициент детерминации

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных— показывает, в какой степени дисперсия одной переменной обусловлена влиянием другой переменной.

Равен квадрату коэффициента корреляции.

Принимает значения [0, 1]

Условия применения коэффициента корреляции

Для применения коэффициента корреляции Пирсона, необходимо соблюдать следующие условия:

Сравниваемые переменные должны быть получены в интервальной шкале или шкале отношений.

Распределения переменных Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данныхи Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данныхдолжны быть близки к нормальному.

Число варьирующих признаков в сравниваемых переменных Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данныхи Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данныхдолжно быть одинаковым.

Коэффициент корреляции Спирмена

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

Регрессия с одной независимой переменной

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

Уравнение прямой:

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных(intersept) отвечает за то, где прямая пересекает ось y.

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных(slope) отвечает за направление и угол наклона, образованный с осью x.

Метод наименьших квадратов

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

Формула нахождения остатка:

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных— остаток

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных— реальное значение

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных— значение, которое предсказывает регрессионная прямая

Сумма квадратов всех остатков:

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

Параметры линейной регрессии:

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

Гипотеза о значимости взаимосвязи и коэффициент детерминации

Коэффициенты линейной регрессии

Коэффициенты регрессии (β) — это коэффициенты, которые рассчитываются в результате выполнения регрессионного анализа. Вычисляются величины для каждой независимой переменной, которые представляют силу и тип взаимосвязи независимой переменной по отношению к зависимой.

Коэффициент детерминации

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных— доля дисперсии зависимой переменной (Y), объясняем регрессионной моделью.

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных— сумма квадратов остатков

Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных— сумма квадратов общая

Условия применения линейной регрессии с одним предиктором

Линейная взаимосвязь Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данныхи Посредством чего достигается повышение репрезентативности выборочных данных

Нормальное распределение остатков

Регрессионный анализ с несколькими независимыми переменными

Множественная регрессия (Multiple Regression)

Множественная регрессия позволяет исследовать влияние сразу нескольких независимых переменных на одну зависимую.

Требования к данным

линейная зависимость переменных

нормальное распределение остатков

проверка на мультиколлинеарность

нормальное распределение переменных (желательно)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *