Посолонь что это значит у кинчева
Группа Алиса, альбом «Посолонь», рецензия
За последнее десятилетие пришлось услышать и прочитать немало критический замечаний в адрес главной рок-группы страны: дескать, «Алиса» уже не та, значимые альбомы давно в прошлом и вообще Константин Евгеньевич «забронзовел», «успокоился» и т.д.
Нельзя сказать, что замечания эти вовсе не имели под собой никакого основания: пластинки «Ъ» (2010), «20.12» (2011), «Саботаж» (2012), «Цирк» (2014) и «Эксцесс» (2016) действительно получились, неоднозначными, хоть и включали ряд замечательных песен, таких как, «Дождь и я», «Когда окончится день», «Черви», «Рок» и «Емеля». Да и прошлогоднее появление Кинчева у Юрия Дудя как-то не добавило оптимизма: фронтмен «Алисы» показался чересчур умиротворённым и отрешённым от жизни.
Поэтому ничего особенного от новой пластинки с древнерусским названием «Посолонь» (то есть буквально – следование по пути Солнца), на запись которой группа запустила краудфандинг на planeta.ru, многие особо не ждали, а просто радовались тому, что у группы наконец-то (с 2016 года) выйдет свежий материал. Однако после первого же прослушивания «Посолонь» может вызвать настоящий культурный шок. Оказалось, что новый альбом–веха не только в дискографии «Алисы», но и в истории русского рока в целом. А ведь его хронометраж чуть-чуть не дотягивает до полутора часов (за последние годы столь же масштабной работой может похвастаться разве что Борис Гребенщиков с вышедшим в 2006 году «Беспечным русским бродягой»).
Слушайте Посолонь — Алиса на Яндекс.Музыке
Но самое главное, что по музыкальному новаторству и мелодичности, остроте и злободневности поднимаемых тем, содержательности текстов и, что немаловажно, энергетическому заряду, звучащему в вокале Кинчева, «Посолонь» можно смело поставить в один ряд с легендарными альбомами: «Энергия», «Шабаш» и «Чёрная метка» (хотя сравнивать разные диски, конечно, не совсем корректно).
Рискнём предположить, что этот выдающийся результат был достигнут, не в последнюю очередь благодаря виртуозной игре нового участника группы, 27-летнего Павла Зелицкого, заменившего Игоря Романова, гитариста «Алисы» с 2003 по 2018 годы.
После выхода «Посолонь» в начале сентября некоторые «алисоманы» умудрились упрекнуть Кинчева в чрезмерной простоте и понятности (!) новых текстов, что, думаю, вызвало удивление не только у автора этих строк: общеизвестно, что написать ясный текст, достоверно отражающий нашу действительность, куда сложнее, чем придумать псевдо многозначительную абракадабру. И поэтому я полностью согласен с точкой зрения журналиста Дениса Ступникова, отметившего, что на новой пластинке «Алисе» удалось достичь непревзойденной чистоты и прозрачности, как в поэзии, так и в музыке.
Из 15 композиций альбома как минимум 8 можно назвать потенциальными хитами, которые не стыдно включить в любой «Greatest Hits» группы. Это в первую очередь, заглавный трек, сразу же создающий нужное настроение у слушателя и завораживающий своим мощным инструментальным звучанием и поэтическим слогом: «Между небом и землёй Я воздухом шью заплаты, Чтобы каждый пассажир, Кутаясь в них, взлетал». Браво! Благоприятное впечатление только усиливается при прослушивании следующих трёх песен: «Под дождём», «Путь держим на Север» и «Половодье», которые настолько органично и цельно звучат, что создаётся ощущение, что знаешь их всю жизнь. Что касается «Раскола» и «Окаянных дней», то, пожалуй, это самые актуальные и злободневные композиции на альбоме, наглядно демонстрирующие нам, как остро Константин Евгеньевич переживает кризисные явления в церковной и общественно-политической жизни последних лет:
«Песням солнца и песням тьмы
Все сложнее звучать в унисон.
Отголоски большой войны
В хор проникают со всех сторон».
А наиболее философскими и исповедальными на альбоме являются треки «Эшелон» и «Март», которые бесспорно заслуживают более предметного и детального анализа, чем это возможно в рамках этой краткой рецензии.
Песни «Пуля», «Побег» и «Москва», назвать их проходными уж точно язык не повернётся (тем более, «Пуля», выйдя отдельным синглом, быстро завоевала первое место в «Чартовой дюжине»).
В целом, альбом «Посолонь» – это уникальное событие в российской культурной жизни, значение которого мы, наверное, в полной мере сможем оценить ещё очень не скоро.
В наше время, когда песни живут от силы пару недель, а новые фанерные артисты забываются ещё быстрее, само существование «Алисы» с её многомиллионной армией поклонников, феерическими концертами и концептуальными полуторачасовыми альбомами выглядит настоящим чудом. И, надеемся, оно продлится, ещё много лет, а то и десятилетий.
Пс: Изображения, использованные для оформления альбома, нарисовал 8-летний внук К.Кинчева, Лука Панфилов. Выглядит всё это, надо сказать, превосходно. Даже в электронном варианте.
Алиса
«Посолонь»
10/10
Познавательный ресурс о культуре, науке и искусстве
Кур.С.Ив. ом
Сайт Курия Сергея Ивановича
группа АЛИСА — Посолонь (песня) (муз. Д. Парфёнов, К. Кинчев — сл. К. Кинчев)
Входит в альбом «Посолонь» (2019)
КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:
***
Посолонь — движение по солнцу, то есть – по часовой стрелке. Этим словом обозначают направление крестного хода. В современной Русской православной церкви крестный ход совершается противосолонь, то есть – против часовой стрелки. В старообрядческой – посолонь.
Также Посолонь — название правосторонней свастики. Ее символические изображения помещены на лицевую сторону обложки альбома. Напомню, что у германских нацистов символом была левосторонняя свастика.
Рис. Луки Панфилова для буклета альбома:
_______________________________________________________________________
Я – надежда всех начал,
Я – алгоритм расплаты,
Я – движение на закат,
Я – яркий финал.
Между небом и землёй
Я воздухом шью заплаты,
Чтобы каждый пассажир,
Кутаясь в них, взлетал.
За мной идёт тот, кто сбился с пути,
Мне верен тот, кто пропал.
Ко мне летят души с пулей в груди,
Те, кто от жизни устал.
Меня зовут Посолонь.
И в молчании всех пустот
Я – отзвук рваных молний,
Что врезался в эту тишь,
Словно клин лебедей.
Я – падение, может быть,
Но и оно достойно
Этих слов, что я вплетал
В судьбы людей.
За мной идёт тот, кто сбился с пути,
Мне верен тот, кто пропал.
Ко мне летят души с пулей в груди,
Те, кто от жизни устал.
_______________________________________________________________________
Познавательный ресурс о культуре, науке и искусстве
Кур.С.Ив. ом
Сайт Курия Сергея Ивановича
группа АЛИСА — история альбома «Посолонь» (2019)
Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.
Участники записи:
Константин Кинчев — голос, клавиши
Дмитрий «Ослик» Парфёнов — клавиши
Петр Самойлов — бас, голос
Павел Зелицкий — гитара, голос
Андрей Вдовиченко — барабаны
Гости:
С. Клевенский (5) — флейта, жалейка, калюка
Продюсер: К. Кинчев
Художник: Лука Панфилов
Фото: И. Бурлацкий, И. Кобяков, Д. Локтев
Дизайн: Д. Дурова
Запись:
«КГ ЗВУК» Санкт-Петербург / Д. «Ослик» Парфёнов, А. Алякринский, Ю. Шлапаков
«Добролёт» Санкт-Петербург / А. Алякринский
Сведение:
«КГ ЗВУК» Санкт-Петербург / Д. «Ослик» Парфёнов
MASTER by KAI BLANKENBERG / SKYLINE DUSSELDORF
***
20 февраля 2019 года на planeta.ru. был запущен сбор средств на запись альбома путём краудфандинга.
Официальный релиз альбома состоялся 2 сентября 2019 года. Ровно в полдень подписчики издания получили ссылки на скачивание новинки. Однако не обошлось без инцидентов. Уже через четверть часа после старта рассылки пользователи не могли скачать новинку. Как выяснилось позже, новый сервер краудфандинговой платформы planeta.ru не выдержал нагрузки. Администрация портала устранила неисправности к 14:30. Всем акционерам проекта были высланы новые ссылки на скачивание альбома в mp3-формате.
В России установили новый рекорд краудфандинга: 17,4 млн рублей собрала группа «Алиса» на выпуск альбома «Посолонь». Об этом сообщает пресс-служба платформы Planeta.ru.
Между тем в сборах участвовали 5070 человек – это значит, что каждый в среднем пожертвовал рокерам по 3,4 тыс. рублей, что, в принципе, является довольно немалой суммой. При этом новую пластинку ленинградских рок-музыкантов смогут послушать только те, кто сделал перевод.
Также в пресс-службе сервиса напомнили, что в прошлый раз в 2016 году, когда «Алиса» выпускала альбом «Эксцесс», они также собрали в разы больше необходимой суммы – 11 млн вместо 4 млн рублей.
Если говорить о других лидерах по сборам, то проект «Алисы» сместил на второе место выпуск настольной игры «Мрачная гавань» с результатом в 14,3 млн рублей на платформе CrowdRepublic. На третьем месте теперь кампания по некоммерческой печати фанфика «Гарри Поттер и методы рационального мышления» — 11,4 млн рублей, платформа Planeta.ru.
***
«Посолонь» — это первый студийный альбом группы, записанный с гитаристом Павлом Зелицким.
20 марта 2018 года на официальном сайте группы «Алиса» появилось сообщение о замене гитариста. На место Игоря Романова пришел молодой парень Павел Зелицкий.
Позже, комментируя отставку Романова, Кинчев говорил, что ему и клавишнику Дмитрию «Ослику» Парфенову не понравился подход Игоря к новому материалу, «работал спустя рукава». Однако сам экс-гитарист с этим не согласился и добавил, что является автором музыки нескольких новых песен.
Павел Зелицкий.
Первой новой песней, записанной с Павлом Зелицким, стала композиция «Москва». Она была представлена в виде сингла 6 августа 2018 года.
Вторым синглом должна была стать песня «Пуля», премьеру которой планировалось устроить в программе «Чартова дюжина» 19 октября 2018 года, однако из-за случившейся 17 октября трагедии в Керчи (массовое убийство в керченском политехническом колледже) Константин Кинчев отменил премьеру.
.
***
В оформлении лицевой стороны обложки и буклета изданий использованы рисунки 8-летнего внука Константина Кинчева Луки Панфилова. Рисунки можно посмотреть на страницах песен альбома (см. трек-лист выше).
_________________________________________________
Алиса «Посолонь»
Исполнитель: Алиса, Название: «Посолонь», Стиль: рок, Год: 2019
Обложка диска. Предоставлено издателем
Такая кристальная ясность мысли присуща тем, кто четко определил для себя и жизненную цель, и методы ее достижения. Посолонь – это следование путем Солнца-Христа, соработничество Богу – то самое «творчество и чудотворство», которое прозревал на склоне лет Борис Пастернак. У Кинчева это соавторство с высшими силами изображено как латание «черных дыр», проделанных человечеством за все этапы эволюции:
Между небом и землёй
Я воздухом шью заплаты,
Чтобы каждый пассажир,
Кутаясь в них, взлетал.
В путь посолонь Кинчев отправляется налегке. При всей красоте слога, тексты альбома не отличаются излишней цветистостью. Вещи называются своими именами, где «небо лишь небо, а снег только снег» («Путь держим на север»). Но, конечно, это не бытовая и не чисто пейзажная лирика, а образы видимого мира, преображенные близящимся Апокалипсисом («И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» Откр. 21:1). Не потому ли конец света ассоциируется в альбоме с ливнем, очищающим от всего лишнего («Под дождем»)?
Солнце, Север, Дождь, Апрель, Апокалипсис… Все краеугольные камни последних альбомов «Алисы» здесь в наличии и служат верными ориентирами на заветном пути к «Новгородской Руси» (одновременно символ Рая и залог возвращения Домой). С одной стороны, Кинчев берет в это путешествие всех тех, «кто сбился с пути» и тех, «кто пропал» («Посолонь»), ведь, по слову Христа «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф.9:13). С другой – любому из нас суждено пройти этот путь в одиночку, что и показано в 11-тиминутной песне «Эшелон». Слушая этот тягучий потусторонний блюз, испытываешь не только катарсис, но и невольный трепет, потому что Кинчев здесь делится с нами сокровенными переживаниями пограничных состояний.
Из Константинополя смердит Стамбул
Гнилью казуистик.
Византийской логикой опутан пул
Патриарших мистик.
Музыка сильных: новый альбом «Алисы»
1 сентября вышел новый альбом рок-группы «Алиса» под названием «Посолонь» (посолонь – «движение по ходу солнца»). Состав группы неоднократно менялся, несменяем только лидер группы – легендарный артист, музыкант и поэт Константин Кинчев, личность, поражающая аудиторию своей незаурядностью уже более 35 лет. «Посолонь» раскрывает нам, чем сегодня живёт и дышит этот бунтарь, отшельник и несомненный «воин света».
ПО ЗАГАДОЧНОМУ совпадению каждый раз накануне выхода нового альбома «Алисы» обостряются толки насчёт того, что русский рок давно мёртв, да и не рок это был. Хотя русский рок не более мёртв, чем джаз или академическая музыка. Если Леонид Десятников написал грандиозные «Буковинские песни» для фортепьяно, значит, не так уж мертва и академическая музыка? Коли выходит новый двойной альбом «Алисы», включающий 15 затейливых композиций, и русский рок не подох? Везде, понимаете ли, засели одинокие упрямцы, преданные своему делу, вместо того чтобы сладострастно квакать, будто всё мертво, мертво, мертво. Воля ваша, какое-то личное озлобление чудится мне в этом кваканье.
Впрочем, Константина Кинчева нетрудно возненавидеть: и он сам, и весь склад его песен враждебен «маленькому человеку» (если он не мечтает быть не маленьким). Вот ни слова, ни нотки о том, как здорово вечерком в пятницу принять пивка с девушкой. Его песни из «Посолони» – долгие, затейливые, мудрёные. С высокой мерой обобщения, поскольку у Кинчева выработался свой символический словарь, где «небо» – не просто небо, а цель пути человека; «север» – не сторона света, а идеал чистой суровой жизни, да и «солнце» – своё заветное, божественное Солнце. И в этом символическом мире постоянно идёт бой. На сегодняшний день отважный и смелый герой песен Кинчева скорбен душой: до победы далеко.
Почему? А потому, что есть, видимо, тайный тактический сговор между светом и тьмой, и мир по этому сговору отдаётся во временное управление «чертям из чёрных нор». В альбоме есть две откровенно актуальные песни, именно таким состоянием мира навеянные, с мрачными саркастическими интонациями: «Раскол» и «Москва». «Чистый дух исчез, а с ним и благодать. Церковь стоит без креста – раскол!» – понятно, о чём это, упоминается же смердящий Стамбул. Но, знаете, при такой высокой мере обобщения «чистый дух исчез» можно применить и пошире. «Москва» – это вообще песня-пощёчина («Моей Москвы больше нет!»), яростная, протестная, бунтарская, у неё есть сторонники и противники, но это прежде всего – личное высказывание автора, коренного москвича, чьи корни засыхают в современной столичной почве, а что, разве в этом Кинчев одинок?
Но самое печальное, что свыше – не из Кремля, чёрт бы с ним – с того «свыше», в которое свято верит Кинчев, смутное состояние мира санкционировано и чуть ли не одобрено. «Как сошлись на семи ветрах песни солнца и песни тьмы, как решили развеять страх в добром глотке ключевой воды. Преломили на мир хлеба, чтобы людям жилось смелей, чтобы по миру шла молва о красоте окаянных дней…» («Окаянные дни»). Песня иронично тонирована в озорной «народный» колорит (звучат флейта, жалюка и калюка), но суть её горчайшая: окаянные дни выдаются за светлые, тьма прикидывается красотой.
Категорическое несовпадение духовной, природной и социальной жизни человека – основная драма героя песен «Посолони». Не подвела только природа, и из альбома на слушателя обрушиваются завораживающие образы природы, у которой пока что всё на месте. До сих пор неизменны времена года и суток, действует круговорот воды, остались реликтовые леса и болота… Так что автор может позволить себе сидеть «точно леший в чёрной глуши», потому что так лучше слышно «сигналы звёзд» и держать на весу «поводья в космос» («Леший»). Социальная жизнь выносима с трудом, духовная – пронизана тоской и смутой. Но «Алиса» всегда была музыкой сильных.Поэтому доминанта нового альбома – усталое и отчаянное, но по-прежнему героическое сопротивление.
Герой превращается в своего рода пулю (образ пули есть в песнях «Под дождём», «Пуля»), а пуля – она летит и поражает цель. Это уже не полёт свободной птицы, это другой полёт, суровый и злой, ну так что ж – «будем злей – а значит, будем жить!» Пока что затишье – «Так и живём, небо коптим, но среди нас зреет пожар, тих и пока нелюдим». Однако гроза будущего настигнет всех, хотя герой понимает, что у самого могучего человека и силы, и время сосчитаны. Уже не первый эшелон героев направился в небо, о чём с исключительным лирическим надрывом рассказывает песня « Эшелон» (с прекрасным соло гитариста П. Зелицкого). Что ж, скажут «пора» – придётся идти, герой готов. И всё-таки он верит в чудо (композиция так и называется – «Чудо»). Потому, что над тем «свыше», где договорились солнце и тьма на наше горе, есть «сверхъестество – выше всяких норм, выше всяких правил. Сверх Горних сфер действует поток любви…» («Сверх»).
В ноябре, когда в Москве и Петербурге пройдут концерты с презентацией «Посолони», выяснится, какие новые композиции публика одобрит и они войдут в концертный обиход группы, а какие останутся для домашнего прослушивания. Которое тоже не каждый выдержит. Ведь «песнями» новый альбом можно назвать весьма условно. Это целостная музыкальная «мистерия пути», предназначенная для напряжения слушателя, не для его беспечного ублажения, а кто сейчас хочет напрягаться?
Константин Кинчев хочет. Вернее – не может иначе. Напрягает свои явно многократно сорванные связки и добывает уже откуда-то из недр естества свой выразительнейший голос, чётко маркированный его индивидуальностью, вмиг узнаваемый. «Я пою для тех, кто идёт своим путём!» – когда-то задорно воскликнул лукавый мальчик Костя («Мы вместе!»). Многие ли сейчас идут своим путём, а не тем, куда направляют стадо пастухи? Мёртв или нет русский рок, мне безразлично – меня совершенно устраивает, что жив Константин Кинчев, который, стиснув зубы и сжав кулаки, идёт «посолонь».
«Погоня горит в зрачках и пеной метит след, я ухожу, как лёд по весне, а тот, кто лепил мне муки ада в море бед, – нагонит меня. Но только во сне!»
Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.