Послушать романсы русских композиторов о чем рассказала тебе их музыка
Образы романсов и песен русских композиторов
Презентация к уроку
Романс (от испанского romance) – камерно-вокальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Термин “романс” возник в Испании и первоначально обозначал светскую песню на испанском (“романском”, отсюда название – “романс”) языке, а не на латинском, принятом в ту эпоху в церковных песнопениях. Сборники таких песен, часто объединённых общим сюжетом, носили название “романсеро”. Распространившись в других странах, термин “романс” стал обозначать с одной стороны поэтичный жанр: особо напевное лирическое стихотворение, а также стихотворение, предназначенное для музыки, а с другой стороны – жанр вокальной музыки. Эта вокальная форма включала в себя песни любовно-лирического или элегического характера, в основе которых лежала не церковная, а “мирская”, бытовая тематика. Романсы сочинялись как анонимными, так и известными авторами; в последнем случае вокальная мелодия сопровождалась обычно различными музыкальными инструментами: скрипкой, флейтой, арфой, клавесином, гитарой и, наконец, роялем.
В Россию романс проник через Францию во второй половине XVIII века, сразу же попав на благоприятную почву расцвета русской поэзии, новый вокальный жанр стал быстро распространяться, впитывая характерные черты богатой русской культуры. Первоначально поэтический текст, написанный в куплетной форме лирического содержания на французском языке, определял и название музыкального произведения. На русском языке такое же по характеру произведение называлось российской песней.
Возникновение и становление такого понятия, как “русский романс”, произошло гораздо позже, когда подлинно народные мелодии начали проникать в сознание образованных художников-демократов. Вообще песенное наследие, оставленное XVIII веком, сыграло в истории русского романса особую роль. Именно в народных русских песнях скрыты истоки нового вокального жанра в России. Песенное творчество середины XVIII—XIX века в России, дошедшее до наших дней, представлено главным образом анонимными авторами. Передаваясь изустно, песенно-романсовое наследие не было застывшим: менялись слова, варьировалась мелодия.
К жанру романса обращались и обращаются многие композиторы. Для некоторых эта форма вокальной музыки являлась и является своеобразным дневником ярких впечатлений, душевной исповедью. Для других романсы служат эскизами к более крупным произведениям.
Из русских композиторов замечательные образцы создали Алябьев, Варламов, Гурилёв, Верстовский, Глинка, Даргомыжский, Рубинштейн, Кюи, Чайковский, Римский-Корсаков, Булахов, Рахманинов, Свиридов, Метнер, Б. Прозоровский. Гибкая форма романса вбирает в себя и лирическое озарение, и публицистический монолог, и сатирическую зарисовку, и элегическую исповедь. Достаточно вспомнить такие романсы, как “Я помню чудное мгновенье” (М. Глинка — А. Пушкин), “Голос из хора” (Г. Свиридов—А. Блок), “Титулярный советник” (А. Даргомыжский—В. Курочкин), “Для берегов отчизны дальней” (А. Бородин—А. Пушкин).
Новой ступенью в развитии русского романса является сентиментальная песня “Стонет сизый голубочек” Ф. Дубянского на стихи И. Дмитриева. Здесь музыка удивительно сливается со стихом и дышит искренностью. “Голубок” объединил интонации, ладовое своеобразие, приёмы сопровождения многих лирических песен, подняв всё это на значительную художественную высоту.
К концу XVIII века Россия узнала имя ещё одного талантливого создателя российских песен – Ю. Козловского. Выходец из Польши, он внёс в мягкие очертания своих песен стройную поступь полонезных ритмов, наполнил мелодику присущей польской музыке элегичностью и драматизмом. Одним из его шедевров стал романс “Прежестокая судьбина”.
С конца XVIII века в России процветает любительство как одна из форм художественной жизни. Одним из композиторов-любителей был генерал-майор А.Титов. Генерал был автором нескольких бытовых опер, песен и романсов. Его романс “Кукла” звучит нередко в концертах и в наше время. А.Титов избирает для своих произведений преимущественно декламационный характер мелодии, развивающейся последовательно от безмятежных начальных образов к драматической кульминации в конце. Возрастает в его романсах и роль фортепианного сопровождения. Создавая родственное сюжету настроение, оно как бы “окутывает” мелодию голоса. Позже этот приём особенно ярко прослеживается в романсе “Зимний вечер” М.Яковлева на слова А.Пушкина. М.Яковлев тоже относится к музыкантам-любителям. Работая в департаменте юстиции чиновником, он часто бывал на музыкальных вечерах в доме А.Дельвига, на стихи которого написал свою “Элегию”. Искренняя, исповедальная поэзия А.Дельвига обогатила романс, и его русские песни обрели в народе широкую известность.
Высшего расцвета жанр “русской песни” достиг в творчестве двух поэтов: А. Кольцова (“На заре туманной юности. ”, “Ах ты, степь моя. ”) и Н. Цыганова (“Не шей ты мне, матушка, красный сарафан. ”, “Что это за сердце. ”).
Основными интонационными истоками городского фольклора являются: крестьянская песня, популярные арии итальянских и французских опер, цыганская таборная песня. Талантливые композиторы, авторы бытовых романсов отбирают в этом пёстром сплаве наиболее ценное, создавая демократический песенный стиль, на котором в дальнейшем выросло творчество П.Чайковского и С.Рахманинова. Характерной чертой их творчества было умение чутко раскрывать “волновавшие людей чувства” простым песенным языком.
Позднее в вокальную лирику проникает социально-обличительная тема, в отдельных произведениях появляются образы «маленьких» людей (романс «Нищая» А.Алябьева на стихи Беранже в переводе Д.Ленского).
Развитие бытовой романсовой лирики сыграло важную роль в формировании русского национального музыкального стиля. Интонации бытового романса широко проникали и в оперу, и в инструментальную музыку первой половины XIX века.
В XIX веке развивается русский классический романс. Романс становится одним из ведущих жанров, отражая характерные для эпохи тенденции: обращение к внутреннему миру человека и к сокровищам народного искусства.
Творчество великих мастеров романса развивалось во взаимодействии с поэтическими направлениями. В истории русского искусства тесно связаны имена М.Глинки и А.Пушкина, П.Чайковского и А.Толстого, Н.Римского-Корсакова и А.Майкова, С.Рахманинова и Е.Бекетовой. Особенно глубокое воздействие на русскую музыку оказало творчество А.Пушкина. Его поэзия дала решающий толчок к развитию русской романсовой лирики, она возвысила романс до уровня подлинно классического искусства. В творчестве М. Глинки поэзия А. Пушкина впервые получила совершенное выражение в форме таких романсовых шедевров композитора, как “Адель”, “Мери”, “Я помню чудное мгновенье”.
Русские композиторы XIX века уделяли особое внимание проблеме декламационности (А.Даргомыжский, М.Мусоргский). Романс в их творчестве иногда приобретает черты театрально сценки, исполняемой конкретным персонажем (А.Даргомыжский: “Червяк”, “Титулярный советник”, М.Мусоргский: “Семинарист”, “Светик Савишна”, “Озорник”).
Расширение выразительных возможностей романса осуществляется и другим путём. Композиторы нередко объединяют романсы в вокальные циклы, создавая относительно крупные и тематически богатые «сюитного» типа произведения, в которых, в частности, может быть использовано такое острое противопоставление контрастных музыкально-поэтических образов, какое невозможно в пределах одного романса. Жанр вокального цикла позволяет композитору дать разностороннюю характеристику его основным героям, представить музыкальными средствами само развитие поэтических образов и сюжета.
В конце XIX века классический романс претерпевает существенные изменения: усложняются средства выражения, музыкально-поэтическая связь. В творчестве П.Чайковского романс нередко приближается к оперной арии с широким, симфонизированным развитием (“День ли царит”). Этот тип романса характерен и для С.Рахманинова (“Весенние воды”).
Романс постепенно выходит за рамки камерного жанра, приближается к вокально-симфоническому направлению, изредка романс представлен только музыкальной пьесой (“Вокализ” С.Рахманинова). Но эта форма сложнее как для исполнения, так и для восприятия, романсы эти находят отклик у элиты, а не массовой публики. Так, постепенно классический романс становится интеллектуальным, элитным, теряя при этом свою лёгкость и простодушие.
Развитие романса в XX веке, уже в первые его десятилетия, представляет более сложную картину. Наряду с продолжением традиции XIX века композиторы стремятся решить ряд новых задач или найти новое решение старых. По-новому ставится, например, проблема синтеза музыки и поэзии; композиторы пытаются найти в каждом произведении индивидуальное её решение вне типовых жанров и форм. Так возникает новый род камерно-вокального произведения – “стихотворение с музыкой”. Подобного рода сочинения есть у С.Танеева, С.Рахманинова, С.Прокофьева.
На новой основе, вне опоры на традиции оперной декламационности, решается в романсе проблема музыкально-речевой интонации. Чтобы максимально приблизиться к интонациям естественной речи, композиторы обращаются к текстам, написанным свободным стихом и даже прозой (С.Прокофьев: “Гадкий утёнок”, А.Даргомыжский: “Каюсь, дядя, чёрт попутал”).
С другой стороны, в романсе XX века интенсивно развивается инструментальное начало. Фортепианная партия зачастую становится настолько самостоятельной и образной, что можно говорить об особом жанре «романса-прелюдии» (“Сирень”, “Маргаритки” С.Рахманинова). Следует отметить также проникновение в романс элементов фольклора, главным образом народных музыкально-речевых жанров (И.Стравинский: “Прибаутки”, “Весна (монастырская)”).
Большое количество стилистических находок в романсе XX века не могло, однако, компенсировать некоторой потери общительности, доступности, свойственной классике этого жанра. В советском романсе осуществляется и творческое развитие классических камерно-вокальных жанров (Ан.Александров, H.Мясковский, Ю.Шапорин, Ю.Кочуров) и обновление их путём усиления песенного начала (Г.Свиридов) или начала интонационно- характеристического (С.Прокофьев, Д.Шостакович). В 60-70-е гг. очень расширяется круг исполнительских средств романса, появляются циклы для нескольких исполнителей-певцов или для голоса и ансамбля инструментов, что приближает вокальные циклы к кантатным и даже вокально-симфоническим произведениям.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Статистика
Шесть русских романсов, которые нельзя не знать.
Всё здание русской музыкальной классики стоит на маленьком, домашнем, наивном жанре романса. Без него не было бы ни Глинки, ни Чайковского, ни Рахманинова.
В наших старинных романсах есть одна интересная особенность: вроде бы все они печальные, а на душе после них светлеет.
1. Александр Алябьев. «Соловей», слова Антона Дельвига. 1825 год.
2. Михаил Иванович Глинка. «Не искушай», стихи Евгения Баратынского, 1825 год
Этот романс принёс титулярному советнику Глинке первый успех в петербургских салонах и заставил его поверить в свой музыкальный талант.
Евгений Баратынский написал это стихотворение в 21 год, Глинке было столько же, когда он положил его на музыку. Самое время для первых любовных разочарований.
3. Александр Егорович Варламов. «На заре ты её не буди», стихи Афанасия Фета, 1842 год
Совершенно прелестный романс, с наивным очарованием простой вальсовой мелодии.
Чудесная Виктория Иванова поёт его своим ангельским голосом.
4. Эраст Аггеевич Абаза. «Утро туманное», стихи Ивана Тургенева, 1840-е годы
Стихотворение, вообще-то, на дорожную тему.
Многое вспомнишь родное, далекое,
Слушая говор колес непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.
Но в музыке покой и статика.
Правда, до сих пор нет точных свидетельств, что именно Эраст Абаза положил стихотворение Тургенева на музыку, а не кто-то из его многочисленных родственников. Во всяком случае, есть люди, которые точно в этом уверены, иначе они не высекли бы на мраморной надгробной плите Эраста Абаза нотную строчку из этого романса.
Интересный вариант романса в исполнении хора Сретенского монастыря.
5. Пётр Петрович Булахов. «Гори, гори, моя звезда», стихи В. Чуевского, 1846 год
Про автора слов наши источники пишут разное. То он Василий, то Владимир, то он был студентом-юристом, то медиком. Откуда эта информация, совершенно непонятно.
Булахов (при жизни композитора ударение в его фамилии было на «у») написал этот романс в цыганских традициях. Раньше в каждом российском ресторане был «живая музыка» в виде цыганских ансамблей и хоров. Они внесли в русский романс особые акценты: страсть и надрыв.
С авторством этого прекрасного романса всё запутано донельзя. Он приписывается некоему Евгению Юрьеву, но скорее всего, это растиражированная интернетом ошибка. Об этом Юрьеве, например, сообщается, что он писал любовные романсы с 12 лет, умер в 29 лет в 1911 году, и даже прилагается «прижизненный» видеоролик со звуком (!), где усатый господин лет сорока (сообщается, что это Юрьев и есть) поёт этот романс.
Поэтому не будем множить этот бред и остановимся на том, что это просто старинный романс безымянного автора (авторов).
Его замечательно поёт Чичерина.
Найдено по запросу: «русские романсы»
Вячеслав Гайворонский, Андрей Кондаков, Владимир Волков Кудри
Вячеслав Гайворонский, Андрей Кондаков, Владимир Волков Молитва
Вячеслав Гайворонский, Андрей Кондаков, Владимир Волков Лихорадушка
Александр Огнивцев, Николай Корольков Утёс
Александр Огнивцев, Николай Корольков, Александр Корнеев Ласточка
Эйзен Артур Свидание
Валерия, Российский Национальный оркестр feat. Василий Герелло Что так сердце (Live)
Сергей Захаров Калитка
Елена Образцова, Николай Некрасов, Академический оркестр русских народных инструментов Всесоюзного радио и Центрального телевиде. Молитва
Алеша Дмитриевич Матушка
Сергей Захаров Коробейники
Галина Карева, Юрий Чернов Уйди
Сергей Захаров Колокольчик
Галина Карева, Виктор Дубровский, Государственный русский народный оркестр имени Николая Осипова Напоминание
Валентина Левко, Владимир Федосеев, Академический оркестр русских народных инструментов Всесоюзного радио и Центрального телевид. Отойди
Галина Карева, Виктор Дубровский, Государственный русский народный оркестр имени Николая Осипова Калитка
Валентина Левко, Владимир Федосеев, Академический оркестр русских народных инструментов Всесоюзного радио и Центрального телевид. Тройка
Валерия, Российский Национальный оркестр feat. Иосиф Кобзон Ноктюрн (Live)
Вячеслав Гайворонский, Андрей Кондаков, Владимир Волков К славе
Вячеслав Гайворонский, Андрей Кондаков, Владимир Волков Мне грустно
Александр Малинин Калитка
Александр Малинин Милая
Валерия, Российский Национальный оркестр Нищая (Live)
Валерия, Российский Национальный оркестр Хризантемы (Live)
Валерия, Российский Национальный оркестр Подруга (Live)
Валерия, Российский Национальный оркестр Цветы (Live)
Валерия, Российский Национальный оркестр Калитка (Live)
Эйзен Артур Гусары-усачи
Александр Огнивцев, Николай Корольков Слёзы людские
Эйзен Артур Старинный вальс
Эйзен Артур Песня ямщика
Елена Заремба, Антонина Кадобнова Венецианская ночь
Елена Заремба, Антонина Кадобнова К ней
Елена Заремба, Антонина Кадобнова Ночной зефир
Галина Карева, Вера Городовская, Нина Чеканова Грусть девушки
Алеша Дмитриевич Две гитары
Вика Цыганова Москва златоглавая
Владимир Девятов, Русские напевы Ах, ты, зимушка-зима
Владимир Девятов, Русские напевы Коробейники
Владимир Девятов, Русские напевы Что ты жадно глядишь на дорогу
Владимир Девятов, Русские напевы Тонкая рябина
Елена Образцова, Николай Некрасов, Академический оркестр русских народных инструментов Всесоюзного радио и Центрального телевиде. Старинный вальс
Владимир Девятов, Русские напевы Вот мчится тройка почтовая
Владимир Девятов, Русские напевы Липа вековая
Владимир Девятов, Русские напевы Тёща
Владимир Девятов, Русские напевы На последнюю пятёрку
Владимир Девятов, Русские напевы Всю-то я вселенную проехал
Владимир Девятов, Русские напевы Вдоль по улице метелица метёт
Владимир Девятов, Русские напевы У зари-то, у зореньки
Елена Образцова, Николай Некрасов, Академический оркестр русских народных инструментов Всесоюзного радио и Центрального телевиде. Старый муж
Владимир Девятов, Русские напевы Степь, да степь кругом
Владимир Девятов, Русские напевы У ворот батюшкиных
Владимир Девятов, Русские напевы Ах, Настасья
Владимир Девятов, Русские напевы Очи чёрные
Владимир Девятов, Русские напевы Ничто в полюшке не колышется
Сергей Захаров Липа вековая
Елена Образцова, Николай Некрасов, Академический оркестр русских народных инструментов Всесоюзного радио и Центрального телевиде. Утро туманное
Елена Образцова, Николай Некрасов, Академический оркестр русских народных инструментов Всесоюзного радио и Центрального телевиде. Ночь светла
Елена Образцова, Николай Некрасов, Академический оркестр русских народных инструментов Всесоюзного радио и Центрального телевиде. Тихо всё
Елена Образцова, Николай Некрасов, Академический оркестр русских народных инструментов Всесоюзного радио и Центрального телевиде. Грусть девушки
Валентина Левко, Владимир Федосеев, Академический оркестр русских народных инструментов Всесоюзного радио и Центрального телевид. Грусть девушки
Валентина Левко, Владимир Федосеев, Академический оркестр русских народных инструментов Всесоюзного радио и Центрального телевид. Утро туманное
Галина Карева, Виктор Дубровский, Государственный русский народный оркестр имени Николая Осипова Цыганская песня
Евгений Нестеренко, Николай Некрасов, Академический оркестр русских народных инструментов Всесоюзного радио и Центрального телев. Вечерний звон
Евгений Нестеренко, Николай Некрасов, Академический оркестр русских народных инструментов Всесоюзного радио и Центрального телев. Песнь ямщика
Галина Карева, Виктор Дубровский, Государственный русский народный оркестр имени Николая Осипова Забыли вы
Галина Карева, Виктор Дубровский, Государственный русский народный оркестр имени Николая Осипова Ночь светла
Галина Карева, Виктор Дубровский, Государственный русский народный оркестр имени Николая Осипова Только раз
Валерия, Российский Национальный оркестр feat. Раймонд Паулс Любовь настала (Live)
Валерия, Российский Национальный оркестр feat. Раймонд Паулс Подберу музыку (Live)
Валерия, Российский Национальный оркестр feat. Раймонд Паулс Дай Бог (Live)
Валерия, Российский Национальный оркестр feat. Давид Тухманов Напрасные слова (Live)
Валерия, Российский Национальный оркестр feat. Давид Тухманов Небо звёздами (Live)
Вячеслав Гайворонский, Андрей Кондаков, Владимир Волков Юноша и дева
Вячеслав Гайворонский, Андрей Кондаков, Владимир Волков Каюсь, дядя, чёрт попутал!
Вячеслав Гайворонский, Андрей Кондаков, Владимир Волков Червяк. Комическая песня
Вячеслав Гайворонский, Андрей Кондаков, Владимир Волков Я вас любил
Александр Малинин Утро туманное
Алеша Дмитриевич Я милого узнаю
Валерия, Российский Национальный оркестр Была любовь (Live)
Валерия, Российский Национальный оркестр Только раз (Live)
Фёдор Шаляпин Очи чёрные
Валерия, Российский Национальный оркестр Жди меня (Live)
ИВАНОВА Татьяна Метелица
ИВАНОВА Татьяна Натали
Ольга Ковалёва Чудесная страна
Елена Образцова, Николай Некрасов, Академический оркестр русских народных инструментов Всесоюзного радио и Центрального телевиде. Тёмно-вишнёвая шаль
Елена Образцова, Николай Некрасов, Академический оркестр русских народных инструментов Всесоюзного радио и Центрального телевиде. Что это сердце
ИВАНОВА Татьяна Поппури
ИВАНОВА Татьяна Казачок
О правообладателе
ООО «АдвМьюзик» заключил лицензионные соглашения с крупнейшими российскими правообладателями на использование музыкальных произведений. Полная информация