Послушание в церкви что это
Церковное послушание
К церковному послушанию относят торговлю свечами и иконами, уборку храма, охрану территории поместной церкви, пение на клиросе, прислуживание в алтаре и т. п. Все это выполняют простые прихожане.
Люди, несущие послушание в храме, должны быть образцом поведения для других прихожан. Они должны быть кроткими и смиренными, а также проявлять любовь к приходящим на поклонение. Они должны быть не злобными, а приветливыми, терпеливыми, готовыми прийти на помощь, объяснить непонятное новопришедшим и просто знать элементарные правила культурного поведения.
Между тем часто случается так, что люди, несущие послушание, привыкают к святыне, начинают относиться к храму, как к своим владениям, своей собственности и ведут себя, соответственно, как хозяева, а не служители. Подобное отношение приводит к тому, что они начинают пренебрежительно относиться к простым прихожанам, не несущим послушания.
Люди, несущие послушание, должны своим примером показывать, как следует почитать святость храма. Это, прежде всего, приличная одежда и культурное поведение в церкви. Не грубое, но внимательное отношение к прихожанам, вежливые ответы на телефонные звонки, внимание и мягкость в общении с теми, кто обращается за разъяснениями церковных порядков и традиций – вот какие качества должны быть свойственны людям, несущим послушание. Они сами должны прекрасно знать не только все церковные порядки, принятые в их приходе, но и основы православия, чтобы толково объяснять это другим людям, несведущим в этих вопросах.
Если кто-то из прихожан столкнулся с грубостью или неприветливостью людей, несущих церковное послушание, они не должны давать места обиде в своем сердце, но с кротостью принять это и простить в любви, которой учит христианство.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Глава I ГОСУДАРСТВО ЦЕРКОВНОЕ И ГОСУДАРСТВО КНЯЖЕСКОЕ
Глава I ГОСУДАРСТВО ЦЕРКОВНОЕ И ГОСУДАРСТВО КНЯЖЕСКОЕ Рим на европейской «шахматной доске»В воскресенье 29 сентября 1420 года Мартин V торжественно вступил в Рим. Избранный 11 ноября 1417 года на церковном соборе в Констанце и являющийся отныне единственным римским папой, он
Что такое послушание?
Что такое послушание? Должен ли ребенок быть послушным, дисциплинированным?Древняя еврейская легенда гласит: свойства человека предопределены на небесах еще до его рождения. От него самого зависит только одно – станет он добрым или дурным, употребит свои таланты во
25. Жанр летописи в культуре Древней Руси. Сооружение церквей. Церковное искусство
25. Жанр летописи в культуре Древней Руси. Сооружение церквей. Церковное искусство Важнейшее место в древнерусской литературе занимает жанр летописи. Некоторые исследователи полагают, что его появление можно отнести уже к концу X в., когда и был создан первый летописный
Послушание превыше поста и молитвы?
Ответы пастырей
Святые отцы много говорили о послушании, а преподобный Иоанн Лествичник, посвятивший пространную главу своей «Лествицы» этой добродетели, называл «блаженное послушание» «исповедничеством», без которого «никто… не узрит Господа». «Послушание превыше поста и молитвы» – широко известное выражение. Однако эти слова зачастую превратно толкуются, вызывают много споров и, как ни странно, иногда используются даже для… уклонения от поста. За разъяснением смысла этого выражения мы обратились к пастырям Русской Православной Церкви. О каком послушании идет речь? Есть ли такие ситуации, когда за послушание можно не поститься и не молиться? Всегда ли мы должны слушаться? И как соотносятся друг с другом эти добродетели – послушание, пощение и молитва?
Прежде всего послушание – Богу
– Честно говоря, мне не совсем понятна ситуация, когда человек ради послушания может давать себе послабления в посте и молитве, потому что не понимаю, кто потребует от человека послушания именно в этом, кто сопрягает послушание с несоблюдением поста и молитвы.
Эти слова связаны с послушанием не людям, а Богу. Безусловное послушание Богу для человека выше любой другой добродетели, в этом заключается абсолютно всё: и пост, и молитва, и любые другие подвиги. И эти добродетели ведут человека к послушанию Богу. Потому что посредством поста человек умерщвляет свои страсти, посредством молитвы человек к Богу обращается и старается соединиться с Ним. А послушание Богу – это то, что соединяет человека с Богом. Ведь и отпадение от Бога произошло через непослушание, и естественно, через послушание мы к Богу возвращаемся.
Послушание людям угодно Богу лишь постольку, поскольку оно бывает сопряжено с послушанием Ему
Послушание людям угодно Богу лишь постольку, поскольку оно бывает сопряжено с послушанием Ему, нашему Творцу. Но если мы пребываем в послушании человеку ради человека, то такое послушание, безусловно, к Богу нас не приближает, оно, наоборот, нас отдаляет. И здесь нужно быть очень внимательным, чтобы уважать действительно Бога, а не человека и ни в коем случае не путать одного с другим. А такая ошибка достаточно часто совершается.
О мере подвига советуйся с духовником
– Всех ситуаций в общем ответе не опишешь, но порядок установления для себя меры поста требует совета с опытным наставником, которому бывает виднее, чем тебе самому, мера твоего духовного возраста и полезного умеренного подвига. Самочинник тем опаснее для самого себя и для близких, чем более дерзко и безрассудно он берется за высокие аскетические подвиги. Странная, но удивительно справедливая пословица бытует на Святой Горе Афон: «Лучше оскверниться, чем возноситься». Падения от гордостного правого уклона труднее поправимы, чем от нерадивого левого.
Над всеми обстоятельствами превалирует любовь
– Так и понимать эти слова. Любовь выше закона. Милосердие выше справедливости. Враги даны нам для того, чтобы мы научились любить. Еда – лишь средство для того, чтобы образумить свою душу. И если мы начнем строить козью морду тем, кто, не зная о нашем постничестве, накрыл стол, желая нас утешить, мы причиним вред и им, и себе. Если же мы начнем специально ходить по гостям, чтобы, ссылаясь на эти слова, поесть вволю, ущерб будет тот же самый.
Вообще Евангелие – «вредная» книга, она очень мешает жить. В ней нет советов на все случаи жизни. В ней есть свидетельство о распятой Любви. И мы знаем, что Господь постился. Но мы знаем, что Он трапезовал с грешниками. Мы помним о том, что есть время разбрасывать камни. И есть время их собирать. Собственно, наша задача – научиться различать эти времена. Эта задача – творческая, и каждому предстоит самому ее разрешать, причем каждый раз условия будут новыми, как, впрочем, и ответ. Но еще раз напомню, что над всеми обстоятельствами превалирует любовь. Она удерживает нас от обжорства, и она же побуждает нас съесть пару кусочков какого-либо лакомства, чтобы не обидеть ближних, не ведающих о том, что мы великие постники и тайные подвижники. Что ж, пусть наш пост и подвиг останутся втайне для них. Может быть, тогда мы хотя бы отчасти исполним ту заповедь о посте, каковую дал нам наш, по слову Симеона Нового Богослова, «негордый Бог и Господь».
Послушание – это проявление свободы
– Если кто-то в угоду послушанию сокращает пост и молитву, то надо спросить, а кого и что он слушает.
Сейчас очень много людей с надорванным здоровьем. Возможно, речь идет о послушании врачу, который говорит, что вам не полезен строгий пост, вы заболеете. Тогда, конечно, нужно выбрать пост себе по силам. Пост – это не направление в больницу, а средство нашего духовного совершенствования и возрастания. И если ваше здоровье не позволяет вам поститься по всей строгости устава, поститесь в меру сил своих. Но очень легко сказать, что раз я немощный и больной, то я могу совсем не поститься. Это крайность и некая расслабленность, которая никакого отношения к словам о послушании, посте и молитве не имеет.
А преподобный Иоанн Лествичник говорит о духовном послушании, и нам, мирянам, на самом-то деле трудно себе и представить, что это такое. Он говорит о положении, когда жизнью монахов управляют старцы, каким он был сам, которым нечто в духовной жизни открыто.
Иногда и обыкновенный приходской священник, чувствуя, что в некоей ситуации лучше поступить так-то и так-то, может сказать, как делать, и прихожанину надо это исполнить. Но тут идет речь не о посте, а о других ситуациях. Например, кто-то заболел, прихожанин собирался пойти в храм, а священник ему говорит: «Сегодня будет гораздо лучше, если ты поедешь и поддержишь вот того больного». И тогда, действительно, придется пойти не на молитву в храм, а навестить болящего, – потому что это Богу угоднее. Господь ведь Сам говорит, что на Страшном суде Он спросит, а посетил ли ты болящего, а не о том, ходил ли ты в храм, постился ли (см.: Мф. 25: 31–46). Тут прямое послушание словам Самого Господа.
Представить себе в нашей обыденной жизни такую дилемму: послушание или молитва – мне трудно. В монастырях – может быть, но там другая дисциплина, и монахи идут в монастырь, давая обет послушания. Так что это в первую очередь касается тех, кто выбрал такой подвиг в своей жизни.
Но можно себе представить ситуацию, когда действительно человек должен действовать по послушанию. Если он послушается, будет хорошо, не послушается, будет плохо. Но все дело в том, кто накладывает это послушание. Если это какой-то самонадеянный человек, пусть даже в священном сане, то он может только навредить своему пасомому.
Убегать за псевдопослушание от поста, потому что тебе не хочется поститься, – это искажение духовной жизни
И еще нужно иметь в виду, что послушание – это проявление свободы. Ты свободно подчиняешься, ты понимаешь, что, исполняя послушание, ты пытаешься творить волю Божию. А если твоя совесть протестует, ты можешь, полагаясь на голос своей совести, поступить иначе. Но тут надо всё очень взвешивать, потому что духовная жизнь сложна, и речь идет о невидимой брани, о каких-то незримых вещах и проблемах, и нам, людям грешным и страстным, очень легко запутаться в собственных представлениях и заблуждениях. Можно переспросить, можно еще раз обратиться к духовнику, можно искать какого-то духовно опытного священника, желательно старца, чтобы спросить у него, так ли ты должен поступать или нет. Но это касается сложных вопросов духовной жизни, и встречаются они достаточно редко. А убегать за псевдопослушание от поста, потому что тебе не хочется поститься по всей строгости устава, – это некое малодушие и искажение духовной жизни.
Благочестиво каждому человеку иметь духовного наставника
– Абсолютно правильно придерживаться в духовной жизни советов и благословений духовника. Если, конечно, эти советы и благословения не противоречат здравому смыслу и христианской вере – в таком случае за разъяснением нужно обратиться к другим пастырям.
Вообще очень хорошо и благочестиво каждому человеку иметь духовного наставника. Чаще всего это просто батюшка храма, в который вы ходите, человек, которому вы доверяете. Мы спрашиваем у духовника совета в затруднительных для нас ситуациях, когда самостоятельно решение не принять.
В отношении поста самой правильной я считаю ситуацию, когда мы сами думаем, какую меру поста можем принять, учитывая наши силы, здоровье и прочие обстоятельства. И уже определив себе меру поста, мы идем с этим к духовнику. Духовник может одобрить наше решение, может как-то его подкорректировать, но помните: по-настоящему только вы сами реально знаете меру ваших сил и возможностей.
Считаю очень неразумным, когда священник навязывает свою меру поста людям. Это приводит как к психологическим срывам, так и к проблемам со здоровьем.
Пост и молитва – это тоже послушание
– Высказывание «послушание превыше поста и молитвы» было произнесено святыми людьми, оно очень важно, но сказано не ради того, чтобы мы ослабляли молитву и пост. По большому счету, пост и молитва – это тоже послушание, послушание Богу, давшему нам заповедь о духовном возрастании, и послушание Церкви, установившей конкретные посты и молитвословия. Вспомним из Евангелия, как Господь говорил о бесах, причиняющих всевозможный вред людям, что сей род изгоняется молитвой и постом. Поэтому утрата поста и молитвы под каким бы то ни было предлогом будет утратой духовной защиты от демонических сил. Так что противопоставлять молитву и пост послушанию нельзя.
Почему же произнесены были эти слова?
Во-первых, послушание превыше самовольных духовных подвигов, чрезмерного поста и непосильного молитвенного правила. Если христианин, не посоветовавшись с духовником, без благословения, принимает на себя какие-то подвиги, то есть опасность, что он подорвет свои силы и в итоге станет не способен ни к посту, ни к молитве. Послушание – это добродетель, помогающая здраво относиться к любому христианскому деланию.
Во-вторых, послушание является в каком-то смысле индикатором духовного уровня христианина. Представим, что кто-то выстаивает всю службу и по уставу соблюдает весь пост, но при этом крайне непослушен и своеволен. Что хорошего выйдет из этого? Что толку от таких молитв и постов, когда подобный человек противопоставляет себя всем вокруг, а в душе у него только «я сам» и «мне никто не указ»? Такой человек страждет гордостью и идет к явной гибели. Непослушание – очевидный признак гордости, здесь нет ни тени любви и смирения – этих главных христианских добродетелей.
Послушание обладает великой силой и наделяет этой силой молитвенное делание христианина
Из Пролога вспоминается история о двух монахах, родных братьях, один из которых стал постником, а другой отличался великим послушанием. Однажды им пришлось молиться об умершем человеке, так вот тот воскрес по молитве именно преуспевшего в послушании брата. Таким образом, послушание обладает великой силой и наделяет этой силой молитвенное делание христианина.
Подлинное послушание ни в коей мере не отменяет ни поста, ни молитвы, а только делает их более сильными.
Призыв к совершенству обращен ко всем нам
– Думается, что здесь одно не противоречит другому, а говоря о послушании, святые говорят о послушании Богу, о смирении, делающем нас подобными Христу, Который «во всем был послушлив» Богу Отцу и «даже до смерти, смерти же крестной» (Фил. 2: 8).
Пост и молитва – это не цель, а необходимые средства стяжания благословенного послушания. Вот в каком смысле послушание «выше».
Надо понимать еще и то, для какой «аудитории» писал святой преподобный Иоанн Лествичник. Это монашеская среда VI века с определенным уставом, в котором практиковалось безусловное послушание учеников духовным наставникам. Это тоже надо учитывать. Тогда это было возможно именно потому, что исключительно высоким был уровень монашеской жизни вообще и духовного руководства в частности. Теперь такого нет, и об этом говорил еще в позапрошлом веке святитель Игнатий (Брянчанинов).
Воля Божия открывается в Его Церкви, в Священном Писании и Предании, в правилах церковной жизни
Так что безусловное послушание у нас должно быть одному лишь Богу, а воля Его открывается для нас Духом Святым в Его Церкви, в Священном Писании и Предании, в правилах и установлениях церковной жизни. Нельзя сказать, что в наше время можно спастись совершенным послушанием какому-то одному человеку, пусть даже и опытному в духовной жизни. «Всяк человек ложь» (Пс. 115: 2), – говорит пророк Давид. А вот общецерковный опыт – это опыт неколеблемый и надежный, потому что глава Церкви – Сам Господь и Церковь святая – это Его тело.
Но вот что интересно: в самой Церкви мы видим большую свободу, большой простор в выборе путей спасения. Это, если угодно, еще одно свидетельство Божественного происхождения Церкви. Люди все разные, и невозможно всех уместить в единое «прокрустово ложе». То же можно сказать и о посте и молитве. Одно неизменно: все мы должны быть честны перед Богом и собственной совестью. И призыв к совершенству обращен ко всем нам. Так что всякий честный человек не станет оправдываться и уклоняться от исполнения заповеди поста и молитвы, а будет стараться поститься и молиться так, как заповедует Церковь, с помощью – именно с помощью – духовника выбирая для себя полезную для души и тела меру поста и молитвы, помня, что цель именно в том, чтобы, «утеснив своего ветхого человека», возродиться духовно для полноценной жизни в согласии с Богом, в послушании Ему.
Научись послушанию, тогда и молитва, и пощение будут к пользе
– Как мне кажется, это слова были сказаны с той целью, чтобы поумерить тщеславные подвиги монастырской братии, совершаемые в ущерб возложенным на них обязанностям. Выводить эту фразу за монастырскую ограду я бы не рискнул, уж очень много это порождает кривотолков. Яркий пример – ситуация, описанная в вопросе.
Причина споров, я думаю, в слове «превыше». Я бы сказал: «предваряет». Научись послушанию, тогда и молитва, и пощение будут к пользе. Иначе впадешь в обольщение.
Это так похоже на описанную апостолом Иоанном ситуацию: «Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4: 20).
В монашеском делании есть свои ступеньки, свои правила восхождения – вот о чем речь. В семейной жизни есть свои, например: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5: 8).
Протоиерей Георгий Бреев: «До послушания надо дорасти»
Большинство книг о духовничестве написаны монахами. Универсальны ли их советы, применимы ли они к мирянам? Возможно ли в миру абсолютное послушание духовнику? С этими вопросами мы обратились к духовнику города Москвы, настоятелю храмов иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне и Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском, протоиерею Георгию Брееву.
– Отец Георгий, в чем смысл послушания духовнику?
– В доверии. Подлинные отношения между людьми невозможны без доверия. Тем более в духовной жизни. Только если человек почувствует, что пастырь понимает его душу, ведет его ко Христу, он поверит ему и постарается исполнить его совет. Но многое зависит и от мирянина, от его запросов. Иногда исповедуешь пятьдесят, сто человек. И после исповеди поражаешься: только один или два из заданных всеми ими вопросов были духовного порядка. То есть те вопросы, для решения которых пастырь и поставлен Богом. И радуешься, что человек задает такие вопросы – значит, ему открылся духовный путь, он хочет в нем ориентироваться! Но многие обращаются с бытовыми проблемами, с которыми люди нецерковные идут к психологу или адвокату. Такие вопросы ложатся на пастыря неблагодатным бременем. Священнику ли решать, как тебе разменять квартиру, разделить имущество с родственниками, переходить ли на другую работу? Это же не духовные вопросы. Однако мы не можем их игнорировать, раз человек спрашивает нас. Одна женщина в присутствии молодого иеромонаха пожаловалась преподобному Амвросию Оптинскому, что у нее мрут индюшки. Он посоветовал ей, чем их кормить. Когда женщина ушла, иеромонах спросил преподобного, стоило ли тратить время, отвечая на совершенно бытовой вопрос. Старец Амвросий ответил ему: «Знаешь ли ты, что в этих индюшках вся ее жизнь?» Когда я это читал, удивлялся, как же преподобный правильно рассудил! Женщина ушла от него радостная – она знала, что нужно делать.
По-человечески понятно, почему и для решения бытовых проблем верующие обращаются за советом к священнику. Но велика вероятность, что в этом случае совет даже очень опытного священника будет не таким удачным, как его же ответ на духовный вопрос. Когда мне задают такие вопросы, вспоминаю слова Спасителя: «…Кто поставил Меня судить или делить вас?» (Лк. 12, 14). Задача священника – помочь человеку прийти ко Христу, а не решать за него бытовые проблемы.
– А в духовных вопросах человек должен беспрекословно слушаться духовника?
– Что значит «должен»? Послушание в духовной жизни – способность слышать глас Божий. Образец послушания дал нам Христос: «…Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин. 6, 38). Все лица Святой Троицы равны, но Единородный Сын пришел явить тайну человеческому роду, показать, что такое божественная любовь, согласие и единение, в чем их основа – именно в том, что Он, равный Отцу, готов быть Ему во всем послушным и исполнить Его святую волю. И был послушен Отцу до смерти крестной: «…Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя» (Мф. 26, 42), – молился Он в Гефсиманском саду. Гонитель христиан Савл услышал глас Божий и стал апостолом Павлом, так же послушным до смерти. Иоанну Предтече был глас в пустыне, и он исполнил волю Божию. И другие пророки в разное время слышали глас Божий, шли и исполняли его (обличали, исправляли нравы), а их побивали камнями. То есть принцип послушания передан нам пророками, апостолами и Самим Господом. Такое послушание нельзя навязать, до него человек может дорасти. Дорасти до высочайшего понимания свободы личности. И только под руководством пастыря, который сам имеет опыт подлинного послушания. Когда же молодой священник (младостарец, как их сейчас называют), который о послушании только в книгах читал, начинает диктовать прихожанину свою волю, он подавляет его личность. Это страшное искажение духовной жизни. Если такой пастырь возомнит, что священнический сан ставит его над пасомым судьею, такое духовничество сомнительно, и принцип послушания нарушен. В мирянине такой же образ Божий, Бог его так же любит. Если священник сам воспитал себя в послушании Церкви, он это понимает и не пытается заслонить собой Христа. Только тогда возможно настоящее послушание, как подчинение себя воле Божией, и оно красиво, величественно, божественно, способно постепенно переродить человека.
– Многие аскетические книги о послушании написаны монахами и для монахов. Насколько применимы их советы к мирянам? Отличается ли монашеское послушание от мирского?
– Конечно, отличается. Монах при постриге дает Богу обеты отречения от всех земных привязанностей. Мне кажется, сохранить эти обеты можно только при послушании. Правда, еще в XIX веке святитель Игнатий Брянчанинов писал, что нет настоящих духовников, которым можно безоговорочно доверять, и советовал христианам обращаться к Священному Писанию и святым отцам. А ведь это было время оптинских старцев – вся Россия к ним ездила! И святитель Игнатий тоже был в Оптиной, общался со старцами. Но надо понимать, что сам святитель Игнатий – дворянин, прекрасно образованный офицер – предпочел карьере и знатности монашество, прошел все ступени послушания, жил по-настоящему святой жизнью и во всем искал совершенства. Он не находил духовников, отвечающих его высоким духовным запросам. Наверное, у современных христиан, в том числе и у начинающих монахов, запросы не такие высокие, как у святителя Игнатия. Я не монах, поэтому мне трудно судить о монашестве, но думаю, что в основе монашеского подвига лежит послушание. Послушание Богу, умение видеть в своем собрате или руководителе того, через кого Бог ведет тебя к Себе. Иногда, возможно, и непростым путем, но для тебя необходимым.
В идеале это относится и к мирянам. Внешнее подражание монашеству невозможно – мирянин не дает обетов, не живет в монастыре, у него есть мирские обязанности. Но духовный смысл послушания одинаков для всех христиан. Каждый человек может дорасти до понимания этого смысла. Навязать же послушание нельзя. Вспомните апостола Павла: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит обо всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов. И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, Потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы, и не по человеческому ли обычаю поступаете?» (1 Кор. 2, 14 – 3, 3). А в Послании к Галатам он пишет: «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным» (Гал. 6, 1). Паства одна, но апостол подчеркивает, что уровень духовности у всех разный. И священнику надо это учитывать, не налагать на людей бремена неудобоносимые. Послушание – божественная категория, но прежде, чем ее приложить к кому-то, нужно знать этого человека, чувствовать, что он готов свободно исполнить послушание (и, повторяю, это возможно, если священник сам имеет опыт послушания). Иначе послушание для человека станет синонимом насилия. По вине священника будет поругано святое понятие.
– Но многие ли священники сегодня имеют опыт послушания?
– Пастырей никогда не было много. Господь говорил ученикам Своим: «…Жатвы много, а делателей мало…» (Мф. 9, 37). Большинство священников были рукоположены в девяностые годы и позже, многие из них тогда только к вере пришли. Но ведь и количество прихожан за двадцать лет увеличилось в сотни раз. Опять же большинство пришло к Богу в зрелом возрасте. С чего обычно взрослые люди начинают духовный путь? С потребности осознать себя, получить веру, потом – очистить душу, примириться с Богом. И тогда приходит прозрение: моя жизнь, поступки еще далеки от христианства. Естественно, человек просит священника уделять ему больше времени, вразумлять, воспитывать в благочестии. И молодым священникам ох как непросто. Тем более даже в Москве много приходов, где служит только один священник. Церковный народ любит священников, можно даже сказать, что священник купается в море внимания, заботливого отношения. И некоторые из этого внимания делают неправильные выводы, что их Бог поставил быть духовными светочами, опытными руководителями. Это очень актуальные проблемы, недаром Святейший Патриарх неоднократно давал резкую оценку младостарчеству, в основе которого переоценка себя, гордость. Надо проявлять рассудительность, смирение. Я ведь не случайно вспоминал слова святителя Игнатия Брянчанинова о том, что нет опытных духовников. Это в девятнадцатом веке, во времена оптинских старцев! Что же говорить о нашем времени? Самые опытные современные или недавно ушедшие духовники – отец Савва из Псково-Печерского монастыря, отец Иоанн (Крестьянкин), отец Кирилл (Павлов) – смиренно считали, что они не являются духоносными старцами, о которых мы читаем в патериках. Отец Кирилл (после смерти отца Саввы он стал моим духовником) говорил мне: батюшка, сейчас надо упрощаться, быть, как младенцы. Я думаю, что он имел в виду умаление себя, низложение гордыни, а через это – понимание, что Бог нас ведет, творит через нас Свою волю. Помните, Господь призвал дитя и сказал ученикам: «…Кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном…» (Мф. 18, 4). Малые дети открыты для послушания, способны выполнить волю родителей, у них нет злобы, противления, желания сделать наоборот. Потом, когда чуть-чуть подрастают, все это приходит, накладывает отпечаток, душа перестает понимать, что от нее требуют. Но эта младенческая простота все же остается самым глубоким духовным принципом, который нельзя игнорировать.
– Батюшка, а как же новоначальному разобраться, насколько духовный совет дает ему священник? Допустимо ли, на ваш взгляд, просить объяснить совет, если он непонятен?
– Не просто допустимо, а хорошо, когда люди вопрошают. Если человек не имеет интереса к духовной жизни, он и не будет спрашивать. И как понять, удовлетворен ли он твоим советом, готов ему последовать или начнет сам разбираться в потемках своей души. А когда просит объяснить, священник понимает, что идет духовная работа. Вспомните, как творился мир: сначала все было в хаосе, потом появились проблески света. Так и в душе новоначального.
А как разобраться. Я еще в молодости, когда читал жития святых, задумывался: чем их наставления отличались от наставлений обычного приходского священника? Допустим, приходит к опытному подвижнику крестьянин из глубинки. Он специально много дней добирался до монастыря, чтобы спросить совета у этого духовника! А старец ему говорит простые слова: спасайся, дорогой, Бога не забывай, и Он тебя не оставит. И человек уходит окрыленный, переродившийся. Казалось бы, разве приходской священник не сказал бы то же самое? Но в словах подвижника была огромная духовная сила. Одни и те же слова могут иметь совершенно разное воздействие. Новоначальному надо в первую очередь объяснить: в храм он приходит, чтобы встретиться с Господом. И Бог может ему открыться либо через священника, либо через собрата, с которым он будет вместе возвращаться со службы. Не понял прочитанное Евангелие или проповедь – не стесняйся, подойди к священнику, попроси объяснить. Если человек пришел не для ревизии – правильно или неправильно сказал священник? – а чтобы понять богослужение, смысл православной веры, он разберется. Пусть сначала всего два слова поймет и примет – значит, на сегодня достаточно. В следующее воскресенье еще два слова лягут ему на сердце. Это уже духовный рост.
– Значит, надо слушать свое сердце? А авва Дорофей говорил, что нет ничего опаснее, чем верить собственному сердцу. Это чисто монашеская рекомендация?
– Еще древние мудрецы считали сердце источником жизни: «Больше всего хранимого храни сердце твое; потому что из него источники жизни» (Притч. 4, 23). И Сам Спаситель говорил: «…Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 21). Сердце – центр духовной жизни. Но прислушиваться к нему надо, чтобы соблюдать Божии заповеди. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8). Святые отцы ни в коем случае не игнорировали заповеди. Смысл их советов – слушать духовника через сердце, чтобы узнавать волю Божию непосредственно от того, кому эта воля открыта через его подвижническую жизнь. Это другой уровень духовности, сегодня вряд ли возможный. Во всяком случае, в миру.
– Отец Георгий, а может ли христианин менять духовника?
– Я считаю, что может. И, кстати, святитель Игнатий Брянчанинов менял не раз. Духовник не может силой своей власти или сана закабалить душу другого человека. А я встречал таких ревностных не по разуму пастырей. Лет пятнадцать назад служил у нас в храме молодой священник. Через три месяца он прибежал ко мне и радостно сообщил: «Знаешь, батюшка, сколько у меня духовных чад? Пятьсот человек!» «Как же ты смог их посчитать?» – удивился я. Я к тому времени уже двадцать пять лет служил священником и никогда не задумывался, сколько их у меня. Потому что не нашего ума это дело. Один сегодня окормляется, а завтра скажет, что нашел другого, более опытного руководителя. Да пожалуйста, миленький, иди. Вот если человек молился, просил Бога, чтобы Он дал ему духовника, и вдруг ему открывается, что этот священник отвечает на запросы его души, способен его окормлять, можно говорить о духовничестве. А как за три месяца можно обрести пятьсот духовных чад? По-моему, только одним способом. Подошел человек случайно к тебе на исповедь, а ты ему говоришь: «Первый раз исповедуешься? Больше ни к кому не ходи». А некоторые даже угрожают: уйдешь от меня, завтра твою жену парализует, послезавтра сам заболеешь… Это уже полное непонимание смысла священнического служения. Человек может только свободно избрать себе духовника. Конечно, если он меняет духовников как перчатки, это тоже ненормально, но и священник не имеет права насильно привязывать к себе людей. Мне многие жалуются: батюшка, у меня возникло недоверие в отношениях с духовником, он меня постоянно ругает, я плачу, не понимаю его. Я говорю: спокойно, без обиды отойдите от него, найдите другого. Священник – не Бог, не спаситель твоей души, а только руководитель. Руководителя же, как все мы знаем, всегда можно менять. Поступаем мы после школы в институт, устраиваемся после института на работу, переходим с одной работы на другую – всегда при этом меняется наш руководитель. Тот же аспирант может начать работу над диссертацией под руководством одного ученого, а закончить под руководством другого. Святитель Василий Великий, который в юности учился в разных языческих школах, учил: берите в миру все хорошее, как пчела, которая собирает полезное с разных цветов. Если есть внутренняя потребность, можно спокойно, не оскорбляя своего духовника, найти себе другого.
– Обязательно ли вообще верующему человеку иметь духовника?
– Человеку дана свобода. Если он почувствует, что кто-то более опытный может наладить его духовную жизнь, молитву, помочь глубже понять смысл нашей веры, он, естественно, рано или поздно найдет духовника. Но есть люди, которые периодически исповедуются и причащаются, но не интересуются ни литературой, ни работой над своей совестью. Раз у них есть потребность исповедоваться и причащаться, мы не можем считать их неверующими. Как и все, в церковных таинствах они получают благодать. Но это начальная вера, и, если она удовлетворяет человека, он не хочет двигаться дальше, вряд ли ему необходим духовник. А вот для духовного роста духовник нужен. Но обрести духовника можно только тогда, когда появится внутренняя потребность.