Пословицы про речь и что они означают

Пословицы и поговорки о речи, о слове, о языке

Пословицы про речь и что они означают

Пословицы и поговорки русского народа о речи, о слове, о языке.

Пословицы и поговорки народов мира про речь, общение, слово. Пословицы и поговорки о речи, общении, о языке, о слове для дошкольников и школьников.

Пословицы и поговорки о средствах общения

Красна речь слушаньем.

Поменьше говори, побольше услышишь.

Всех речей не переслушаешь.

Глупые речи, что пыль на ветру.

Говорят про Фому, а он про Ерему.

Какова речь, таков и склад.

Слово не воробей: вылетит — не поймаешь.

Слово — серебро, молчание — золото.

Слова хороши, если они коротки.

Где слова редки, там они вес имеют.

Не всегда говори, что знаешь,

Но всегда знай, что говоришь.

Говори мало, слушай много,

А думай еще больше.

Сперва подумай, потом скажи.

Ласковым словом и камень растопишь.

Недоброе слово больней огня жжет.

Не всякому слуху верь.

За худые слова слетит и голова.

Долго думал, да хорошо сказал.

Мелет день до вечера,

А послушать нечего.

Не давши слова — крепись,

Не при вас будь сказано.

Молчание — знак согласия.

Лучше не договорить,

Лепечет как сорока.

Молчит как воды в рот набрал.

Острый язык — дарование,

А длинный — наказание.

Язык длинный, мысли короткие.

Язык до Киева доведет.

Язык мой — враг мой:

Прежде ума рыщет, беды ищет.

Язык болтает, а голова отвечает.

Из пустого в порожнее переливает.

Лучше ногою запнуться, нежели языком.

На языке мед, а на сердце лед.

Речи как мед, а дела как полынь.

Красно говорит, а слушать нечего.

Язык без костей: что хочет, то лопочет.

Мели Емеля, твоя неделя

Слухом земля полнится.

Секрет на весь свет.

На чужой роток не накинешь платок.

Языком что хошь говори,

А рукам воли не давай.

Ешь пирог с грибами,

А язык держи за зубами.

Не торопись отвечать,

Твоими бы устами да мед пить.

Не бросай слова на ветер.

Не верь чужим речам,

Когда ты говоришь, слова твои

Должны быть лучше молчания. (Араб.)

Народное слово — твердое слово. (Морд.)

Что силой не сделаешь, то сделаешь словом. (Азерб.)

Обдумай то, о чем говоришь,

Даже когда шутишь. (Уйгур.)

Прежде чем сказать, поверни язык семь раз. (Вьетн.)

Когда говоришь — думай. (Кит.)

Обдумывай то, что говоришь;

Пережевывай то, что ешь. (Тиб.)

Одно теплое слово и в жесткий мороз согреет. (Кит.)

Слово — ключ, открывающий сердца. (Кит.)

Правдивое слово, как лекарство, —

Часто горько, зато излечивает. (Кит.)

Самое лучшее — прямо и просто

Сказанное слово. (Англ.)

Раненный мечом вылечится, словом — никогда. (Азерб.)

Языком убивают, как кинжалом,

Только кровь не льется. (Кит.)

Лучше хорошо поступать,

Чем хорошо говорить. (Англ.)

Между «говорить» и «делать» — длинная дорога. (Испан.)

Кто много говорит, а мало слушает —

Продается на ярмарке за осла. (Испан.)

Мало правды в том, из кого сыплется много слов. (Литое.)

Источник

Пословицы и поговорки о речи

Пословицы о речи в короткой форме рассказывают нам о важности слов. По речи человека можно много о нем узнать, его характер и привычки. Его образованность и воспитанность. Необразованный человек, не всегда значит не воспитанный. Согласитесь некоторых людей можно слушать часами, а некоторых мы просто не понимаем. Либо потому, что они не умеют выражать свои мысли, либо потому что любят использовать много умных слов. Третий вариант о глупости слушателя не будем рассматривать 🙂

Пословицы про речь и что они означаютПочитайте пословицы о речи

Говорит много,а толку на грош,да итог не хорош

Пословицы про речь и что они означаютПословицы о речи полезно почитать

Сказал другу,а пошло по кругу

Пословицы про речь и что они означаютУ нас вы найдете пословицы о речи

Наговорила,что наварила,а глядь-и нет ничего

По речи узнают человека

Пословицы про речь и что они означаютПословицы о речи очень познавательны

Пословицы про речь и что они означаютНа картинке пословицы о речи

В шутку сказано,да всерьез задуманоДлинный язык с умом не в родствеХорошая речь лучше медаВсех речей не переслушаешьБез острого словца ни на шагРечами тих,да сердцем лихБойся вышнего (вышестоящего),не говори лишнегоНедолгая речь хороша, а долгая — поволокаНе о том, кума, речь, а надо взять да беречьЕго слова вилами на воде писаныВыговоренное слово уже не проглотишьДержи язык короче!Немного говорит,да много смыслитВ зубах не удержал,а в губах не удержишьПо чужим словам как по лестнице идет

Всякая сорока от своего языка погибает

Пословицы про речь и что они означаютСобрали для вас пословицы о речи

Добрая шутка дружбы не рушит

Не спеши голову рубить, прикажи наперед речь говорить!

Пословицы про речь и что они означаютПословицы это мудрость народа

Красна речь слушанием

Пословицы про речь и что они означаютПословица это жанр народного творчества

Беседливый всегда с людьми

Пословицы про речь и что они означаютПословицы о речи передавались из уст в уста

Язык голову кормит

Из-за одного слова да вечная ссора

Пословицы про речь и что они означаютПословицы лаконичны в содержании

За болтливым языком не поспеешь и босиком

Пословицы про речь и что они означаютДля кллекционеров пословиц

Ешь больше,а говори меньше!

Пословицы про речь и что они означаютПословицы развивают речь

Источник

Пословицы о русском языке и их значение, поговорки о силе слова

Пословицы про речь и что они означают Пословицы про речь и что они означают Пословицы про речь и что они означают Пословицы про речь и что они означают Пословицы про речь и что они означают Пословицы про речь и что они означают Пословицы про речь и что они означают Пословицы про речь и что они означают Пословицы про речь и что они означают Пословицы про речь и что они означают Пословицы про речь и что они означают Пословицы про речь и что они означают

Пословицы про слово

В русских народных пословицах мы находим целый пласт изречений, касающихся процесса общения. Ключевыми словами здесь являются «язык», «речь», «слово».
В слове русский народ видел силу («малое слово большую обиду творит») и ценность («живое слово дороже мертвой буквы»). Наряду со словом ценится и молчание — «золото». Поддается критике многословие и пустословие: Лучше не договорить, чем переговорить.

По отношению к слову в народных изречениях употребляются меткие эпитеты: «доброе, живое, долгое, дурное, глупое, гнилое, красное (красивое), ласковое». Пословицы про слово помогают нам разобраться, что такое хорошо и что такое плохо, учат речевому этикету.

«Слово — не стрела, а пуще стрелы разит»

Это еще одна пословица, говорящая о большой силе слова, которую нельзя направлять во вред окружающим нас людям.

Пословицы про речь и что они означают
Словами можно разрушить близкие отношения

Пословицы о добром слове

Доброе слово железные ворота отопрет.

Доброе слово и кошке приятно. Доброе слово лучше мягкого пирога. Доброе слово сказать — посошок в руки дать. Доброе слово человеку — что дождь в засуху. И доброе слово не уймет злого. На добром слове кому не спасибо? От доброго слова язык не усохнет. Плохо жить без забот, худо без доброго слова. Доброе слово – да в добрый час. Доброе слово всегда к месту. Где доброе слово скажется, там и добро окажется. Доброе слово лечит, а злое калечит. Доброе слово гнев побеждает. Добрым словом и бездомный богат. Добрые слова дороже богатства. Доброе слово дороже золота. На добрый привет, добрый и ответ.

«От слова спасенье и от слова погибель»

Слова оказывают влияние не только на окружающих нас людей, но и на нашу жизнь. Любое слово – энергия, которую можно направить во благо или во вред. Слова – определенная жизненная установка, влияющая на восприятие действительности.

Такие фразы мы слышим и произносим ежедневно. И это не только метафоры – скорее описание внутреннего состояния человека.

Слова – это выражение и воплощение наших мыслей и чувств. Поэтому важно научиться строить свою речь только из позитивных слов, как в отношении себя, так и окружающих людей.

Пословицы о силе слова

Ветры горы разрушают — слово народы подымает.

Выпустил словечко — не догонишь и на крылечке. Где много слов, там мало правды. Доброе слово железные ворота отопрет. «Есть» — словно как мед сладко, а «нет» — словко как полынь горько. Живое слово дороже мертвой буквы. За худые слова слетит и голова. Из-за одного слова да вечная ссора. Малое слово большую обиду творит. Не давши слова — крепись, а давши —держись. Осла узнаешь по ушам, а дурака — по словам. От одного слова — да навек ссора. Сказанное слово — серебряное, а несказанное — золотое. Словами горю не поможешь. От одних слов толку мало. Слово крепче печати. Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь. Слово — не воробей, вылетит — жди беды. Слово — не стрела, а пуще стрелы разит. Слово сказал, так на нем хоть терем клади. Хоть слово не обух, а от него люди гибнут. Блюди хлеб на обед, а слово на ответ. Яркое слово смущает сердце.

О болтливости и дурном слове

Выпустил словечко — не догонишь и на крылечке.

Где много слов, там мало правды. Глупым словам — глухое ухо. Глупые речи — что пыль на ветру. Гнило слово от гнила сердца. Для красного словца не пощадит ни матери, ни отца. Дурное слово — что смола: пристанет — не отлепишь. Живое слово дороже мертвой буквы. За словом в карман не полезет. За худые слова слетит и голова. Когда он заговорит, то и собаке не дает слова сказать. Из одних слов шубы не сошьешь. Кстати промолчать — что большое слово сказать. Лишнее слово в досаду вводит. Льстец под словами — змей под цветами. Многословие — не без пустословия. На гнилое слово держи ухо глухо. Не бросай слова на ветер. Не всякое слово в строку. Не шути с таким шуток, кто на всякое слово чуток. Немного слов, да много дела. Осла узнаешь по ушам, а дурака — по словам. От одних слов толку мало. От свиньи визгу много, а шерсти мало. От слова до дела — бабушкина верста. По чужим словам как по лестнице идет. Скажешь слово, а прибавят десять. Слова серебряные, посулы золотые. Словами горю не поможешь. Словами и туда и сюда, а делами никуда. Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь. То же слово, да не так бы молвить. Ты ему слово, а он тебе десять. У него слово слову костыль подает.

Пословицы со словом «молчание»

Кстати промолчать — что большое слово сказать.

Доброе молчанье лучше пустого бормотанья. Молчание — знак согласия. Молчание — золото. Молчание — золотое словечко. Молчи — коли бог разуму не дал. Молчит — как воды в рот набрал. Доброе молчание, чем не ответ? Слово — серебро, молчание — золото. Молчаньем прав не будешь. Умей сказать, умей и смолчать. В добрый час молвить, в худой промолчать. Молчан-собака исподтишка хватает. Молчи — за умного сойдешь. Скучное занятие — игра в молчанку. Не все ворчать, надо и помолчать.

Пословицы про общение

Беседа дорогу коротает.

Брюзжит — что худая муха в осень. Быть по-сказанному как по-писаному. В добрый час молвить, в худой промолчать. Велик звон, да не красен. Ветряная мельница да баба-бездельница мелют без устатку. Всех речей не переслушаешь. Всякая прибаска хороша с прикраской. Говори, да не заговаривайся! Говори, да не спорь, а хоть и спорь, да не вздорь! Говорит до вечера, а слушать нечего. Говорит красиво, да слушать тоскливо. Говорит — что плетень плетет. Говорить, так договаривать, а не договаривать, так и не говорить. Говорить умеет, да не смеет. Говорит по секрету, а выйдет по всему свету. Говорят про Фому, а он про Ерему. Долго думал, да хорошо сказал. Долог у коровы язык, да не дают говорить. Ешь калачи, да меньше лепечи. Звону много, да толку мало. Из пустого в порожнее переливает. Каркает как ворона. Кланяться горазд, а говорить не умеет. Короткие речи — и слушать неча. Коротко, да ясно, оттого и прекрасно. Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо. Кос очами, крив речами. Красна речь слушаньем, а беседа смиреньем. Красно поле пшеном, а беседа — умом. Красное словцо — не ложь. Красную речь красно и слушать. Кстати промолчать — что большое слово сказать. Кто мало говорит, тот больше делает. Кто словом скор, тот в деле не спор. Лучше не договорить, чем переговорить. Лучше оступиться, чем оговориться. Мало говори, больше услышишь. Мелет день до вечера, а послушать нечего. Много дыму, да мало пылу. Много кудахтанья, а яиц нет. Много шума — мало толку. Многословие —не без пустословия. На первой встрече да озорные речи. Наговорил семь верст до небес — и все лесом. Наш брат Исайка — без струн балалайка. Не бросай слова на ветер. Не все сказывай, что помнится. Не давай волю языку во пиру, а сердцу во гневе. Нем как рыба. Нескладно, да ладно. Ни складу, ни ладу, ни толку. Никто бы про тебя не знал, когда бы сам не сболтал. От свиньи визгу много, а шерсти мало. При всякой встрече все те же речи. Пустые разговоры оскомину набили. С тобой говорить — решетом воду носить. С тобой разговориться — что меду напиться. Сам поет — сам слушает. Сам поет соловьем, не зная о чем. Скажешь — не воротишь, напишешь—не сотрешь, отрубишь — не приставишь. Сказал — как ножницами отрезал. Сказать — смешно, утаить — грешно. Сколько ни говорить, а с разговору сыту не быть. Скучное занятие — игра в молчанку. Умные речи приятно и слушать.

LiveInternetLiveInternet

Процитировано 4 раз Понравилось: 1 пользователю

Какие можно написать 10 пословиц о русском языке?

Пословиц много, но именно о русском языке пришлось долго и упорно искать. Интересное задание. Вот мой вариант:

Пословицы и поговорки — любимая тема начальной школы, ну а в жизни мы их используем довольно редко, тем более о русском языке. Так что, чтобы дать этот ответ, пришлось воспользоваться интернетом. Вообще о языке пословиц много, но в частности о русском с трудом наберется десять пословиц:

Пословицы про речь и что они означают

Пословиц о великом и могучем русском языке огромное количество, сейчас перебрала многие из них и решила поделиться самыми интересными на мой взгляд:

Пословицы про речь и что они означают

Хоть мой родной язык и не русский, но не перестаю восхищаться богатым русским языком, действительно считаю его могучим. Любимая поговорка — «Кто русским языком владеет, тот огромную силу имеет!». Язык можно учить и учить, столько всего интересного в нем. Особенно иностранцам тяжело он дается из-за специфики и странных слов, тяжелых к запоминанию.

«Язык — стяг, дружину водит, царствами ворочает»

Действительно, на наших глазах происходит нравственная деградация общества, наблюдается удручающе низкий уровень духовности.

Сергей Кондратьев в рассказе « Улыбайся, мальчик» заметил:

Понятное и объяснимое стремление молодежи к контркультуре с ее отталкиванием от прежних лакированных и в то же время фальшиво-лицемерных норм привело к процветанию жаргона и упрощенного до крайности пошлого вкуса. Как противовес этой страшной тенденции появились особые места средоточия культурно-речевой деятельности лингвистов, своего рода научные и просветительские центры, планомерно и регулярно занимающиеся общими и частными проблемами культуры русской речи.

Во многих вузах страны, и прежде всего на гуманитарных факультетах, читаются курсы по культуре речи и риторике.

Парень, извини, парень. Толян, прости. Понял? Все нормально, Толян. Нормально, понял? Усек разницу?»

Внимание наших писателей и журналистов к жаргонной лексике отнюдь не случайно. Свобода слова вывела жаргон из подполья. Один за другим печатаются словари, содержащие самую разнообразную арготическую лексику. Как отмечает исследователь социальных диалектов М. А. Грачев, в 80–90-е годы произошло новое нашествие арготических слов — так называемая « третья волна» по сравнению с первой (10–20-е годы) и второй (40–50-е годы). История учит, что жаргонная речь существовала наряду с литературным языком уже с XVIII века. В десятилетия острых соприкосновений с литературным языком « подземного потока» жаргонной речи в общенародном языке оставались лишь очень незначительные его элементы, отдельные слова типа доходяга, клёвый, беспредел и т. п. Но неумеренное использование жаргонизмов даже в устной речи приучает к сниженной, вульгарной, грубоватой и малокультурной речи.

отрок — юноша — мальчик — мальчишка — пацан

восхитительный — очаровательный — хороший — клевый

наслаждение — удовольствие — кайф

лик — лицо — рожа — морда

Не следует скатываться в черную стилистику речи. Воспитанное отношение к слову как к духовно-эстетической категории научит нас разграничивать движение речи по стилистическим ступеням вниз и вверх, по возможности нейтрализуя в практике общежития и устраняя слишком популярный сейчас примитивный уровень речевого общения.

1. Когда в речи используются слова из пластов ненормативной лексики, низкие, жаргонные.

2. Когда в речи используются малопонятные широкому кругу читателей или слушателей немотивированные новые чужестранные слова, которые могут быть заменены русскими соответствиями.

3. Не следует употреблять в литературном языке понятные лишь узкому кругу лиц областные слова и речения.

Один учитель русского языка говорил своим ученикам, собранным из разных деревень: « Что же вы, мои дорогие, кроме опосля надысь, и сказать-то ничего не можете?» В самом деле, есть слова, которые используются только в одной области или каком-то местечке, скажем, слова типа скляный или ширкунок. Например, известное слово уходился в рязанской области можно услышать в значении ‘утонул’. Но эти слова малопонятны горожанам и жителям других регионов, они неупотребительны и не включены в состав общелитературной лексики. Местное слово обогащает язык лишь тогда, когда оно образно, благозвучно и понятно всем.

4. Недопустимы в общелитературном языке также и техницизмы, термины научной речи — т. е. слова и выражения, которые используются в сугубо профессиональной среде. Возьмем, например, текст из учебника по теории информации: « Асимптоматическое распределение отношения правдоподобия в некоторых случаях известно. Уилкс показал, что при соответствующих условиях регулярности — 2 асимптоматически имеет распределение…» Конечно, этот язык будет совершенно непонятен никому из тех, кто не занимается профессионально проблемами теории информации и статистики.

6. Неуместное использование церковнославянизмов также вредит чистоте речи. Например, на богослужении в храме может звучать слово « вонмемъ» — повелительная, или точнее — пригласительная форма глагола внимать со значением ‘будем внимательны, со вниманием будем слушать’. Обычно « вонмемъ» говорит священник перед чтением Евангелия. Конечно, это слово не должно звучать в обиходной речи. Оно не служит целям нейтральной коммуникации, потому что неизвестно и непонятно большинству. Архаично звучат и такие церковнославянизмы, как благовествовати (‘проповедовать слово Божие’), общно (‘вообще; в общем смысле’), осудствовати (‘осудить, обвинить на суде’); седмижды (‘семь раз; число, означающее полноту и совершенство’) и мн. др.

В настоящее время система образования переживает процесс коренной переориентации; в частности, резко осознается необходимость гуманитарного направления и, следовательно, литературы и русского языка как основных предметов обучения, конечно наряду с естественными и техническими. Тенденция к гуманизации знаний закономерна, в XXI веке интерес к культуре возрастает, он как бы смещается в эпицентр человеческого бытия. Эстетические и гуманитарные начала в разных областях нашей жизни оказываются ведущими. Идеалы человечности искусства и нравственности предполагают ориентацию на обычный человеческий способ восприятия, основанный на воспроизведении жизни « в формах самой жизни» и прежде всего в интересах каждого человека. Гуманистическое направление с неизбежностью ведет нас, как во времена Возрождения, к пересмотру утраченных традиций в преподавании словесности. Перед учителем встает проблема — научить пользоваться русским словом, свободно излагать устно и письменно свои мысли. Отсюда — особое внимание к культуре речи, культуре слова. В чем сущность культуры речи для каждого человека? Ученик должен овладеть нормами литературного языка и уметь осуществлять такой выбор и такую организацию языковых средств в процессе общения, которые были бы наиболее эффективными с точки зрения коммуникативных задач. Задача обучения культуре речи важна, но как ее осуществить?

В наши дни в широких кругах преподавателей русского языка возрос интерес к риторике, и этот интерес отнюдь не случаен. Риторика как филологическая дисциплина включена в учебный процесс не только в вузах, но и в школах, по одной очень основательной причине: риторика как интегральная область, охватывающая проблематику эффективности речи, как дисциплина, которая описывает процесс, идущий от коммуникативного замысла к поискам аргументации, к собственно сообщению и далее к интеграции формы и содержания, « проявляет удивительную способность заполнить бреши, которые создала все углубляющаяся специализация наук» (Kraus J. Retorika v dejinach jazykove komunikace. Pr., 1981). Традиционная риторика дает нам образцы словесной формы обобщения действительности (по словам акад. С. С. Аверинцева) и содержит, согласно пяти ведущим канонам искусства речи, пять важнейших составных частей. Перечислим их: инвенция, диспозиция, элокуция, память и произнесение речи. При этом следует принять во внимание, что широкое определение риторики предполагает репрезентацию материала и в письменной форме.

1) пласт ортологических структур, соответствующих критерию правильности (в рамках оппозиции « правильно/неправильно» ); 2) пласт структур, относящихся к нормам речевого этикета (в рамках оппозиции « принято/непринято» ); 3) пласт нормативно — этических структур (в рамках оппозиции « прилично/неприлично» ); 4) пласт экспрессивных структур, относящихся к орнаментальному разделу риторики (в рамках оппозиции « выразительно/невыразительно).

Структуры четвертой группы соотносятся с законами эстетического восприятия речи. Как ясно из сказанного, только в одном случае пересекаются культура речи (как традиционная дисциплина) и риторика — в случае интерпретации проблем правильности и трудности русского языка.

Настало время вспомнить богатейшие традиции русской словесности, представленные в лучших образцах риторик, написанных выдающимися деятелями России: М. В. Ломоносовым, графом М. М. Сперанским, лицейскими учителями Пушкина — профессорами Н. Ф. Кошанским и А. И. Галичем и многими другими.

Наше молодое поколение должно учиться думать, писать и говорить. Этому всегда великолепно обучала классическая риторика. Утраченное наследие необходимо вернуть учителям и ученикам.

Изложение теории и отечественной истории риторики в названной книге дано на фоне исторических сведений о тех корифеях слова, которые сумели рассказать потомкам об искусстве слова. По мысли авторов, современная теория в сочетании с исторической практикой и специальными упражнениями, которыми заканчивается каждый параграф, непременно должны дать оптимальный результат.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *