Пословицы и что они означают для 7 класса по литературе

Пословицы с объяснением

Пословицы и что они означают для 7 класса по литературе Пословицы и что они означают для 7 класса по литературе Пословицы и что они означают для 7 класса по литературе

Народная мудрость помогает развивать интеллект и воображение детей, но смысл этих высказываний не всегда можно сразу уловить. Поэтому мы опубликовали самые популярные пословицы с объяснением встречающихся в них метафор, причудливых сравнений, устаревших слов, которые ребята 21 в., возможно, никогда не слышали. Все это дает отличную пищу для ума, подстегивая школьников к самостоятельным рассуждениям. Тем временем разбор использованных художественных приемов вкупе с объяснением поговорок поможет усвоению материала по литературе. Поэтому обязательно включайте народные изречения в учебную программу!

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. (Чтобы добиться чего-то в жизни, нужно проявить усердие).

Беда никогда не приходит одна. (Неудачи притягивают друг друга, и возникает «черная полоса» в жизни).

Бедность не порок. (Нельзя осуждать людей за бедность, иногда самые нищие добрее и сострадательнее богачей).

Бережёного Бог бережёт. (Осмотрительность и осторожность помогают избежать опасностей).

Семь раз отмерь, один раз отрежь. (Перед тем как что-то сделать, нужно тщательно подготовиться, иначе допустите ошибку и будете жалеть).

Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. (Если вам обещают что-то бесплатно, скорее всего, здесь есть какой-то подвох).

Бумага всё стерпит. (Написать можно любую ложь, а вот люди сразу людей обмануть не так просто).

В гостях хорошо, а дома лучше. (Только дома можно почувствовать себя по-настоящему уютно и безопасно, в окружении родных и близких).

В семье не без урода. (В любой семье или группе людей найдется человек с отрицательными качествами).

В тихом омуте черти водятся. (Спокойные и молчаливые люди часто скрывают свою истинную натуру).

Всему своё время. (Все происходит тогда, когда нужно, поэтому запаситесь терпением).

Не хлебом единым жив человек. (Чтобы быть счастливым, человеку недостаточно хорошо питаться и красиво одеваться, нужны еще друзья, семья, любовь, поддержка близких).

Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (Деньги быстро потратишь, и от них ничего не останется, а друзья — это навсегда).

В чужой монастырь со своим уставом не ходят. (Если вы приходите в новый коллектив, не нужно пытаться вводить здесь свои порядки, иначе вас невзлюбят).

Вода камень точит. (Самая мелкая работа, если ее выполнять долго и упорно, однажды принесет свои плоды).

Волков бояться – в лес не ходить. (Если вы боитесь, что будет тяжело и опасно, не стоит и браться за дело).

Один в поле не воин. (Одному бороться с чем-либо гораздо сложнее, чем вместе с единомышленниками).

Делу время, потехе час. (Сначала сделай дело — отучись, поработай, а свободное время можно потратить и на развлечения).

Голь на выдумки хитра. (Нужда заставляет человека стать хитрее и умнее, чтобы прокормиться, найти крышу над головой и т.д.).

Друзья познаются в беде. (Настоящий друг — не тот, кто вместе с тобой смеется и развлекается, а тот, кто поддержит в трудную минуту).

Дуракам закон не писан. (Умный человек понимает, что правила и законы нужно соблюдать, чтобы не было проблем, а дурак не думает о последствиях).

Копейка рубль бережёт. (Откладывая даже понемногу, но долго и упорно, можно накопить много).

Лежачего не бьют. (Добивать того, кто уже пострадал, — последнее дело).

Мир не без добрых людей. (В любой ситуации найдется человек, который поддержит и поможет).

Молчание – знак согласия. (Если человек промолчал и не возразил, можно посчитать, что он согласен с вами).

После драки кулаками не машут. (Если беда уже случилась, поздно пытаться что-то менять).

На вкус и цвет товарищей нет. (Даже у ваших лучших друзей могут быть свои, отличные от ваших).

Надежда умирает последней. (Человек устроен так, что даже когда все плохо, он продолжает надеяться на лучшее).

Яблоко от яблони недалеко падает. (Дети наблюдают, как их родители относятся к разным вещам, как ведут себя, и сами становятся такими же).

Яйца курицу не учат. (Неопытный вряд ли сможет чему-то научить опытного).

Источник

Литература. 7 класс (1 часть)
Пословицы и поговорки

Пословицы и поговорки

Пословица — коротенькая притча; сама же она говорит, что «голая речь не пословица». Это — суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот.

«От пословицы нет взносу», «ее обжаловать нельзя», приговор ее неотразим. и потому «На пословицу, что на дурака, и суда нет», «От пословицы не уйдешь», «Пословица ведется, как изба веником метется». Кто ее сочинил — не ведомо никому; но все ее знают и ей покоряются. Это сочинение и достояние общее, как и самая радость и горе, как выстраданная целым поколением опытная мудрость, высказавшаяся таким приговором.

Издавна народ дорожил пословицей: «Пословица не на ветер молвится», «Без пословицы не проживешь». Что же такое пословица?

Пословица — это краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл, заключающее в себе законченную мысль, житейскую мудрость. Например: «Дело мастера боится», «Играй, да не заигрывайся».

Поговорка отличается от пословицы тем, что она — часть суждения; поговорка — это яркое, меткое народное выражение. Например: «Легок на помине», «Чужими руками жар загребать», «За словом в карман не лезет».

Пословицы и поговорки создавались на протяжении сотен поколений. В этих кратких и мудрых изречениях запечатлены любовь к родине, мужество, храбрость, вера в торжество справедливости, понятия о чести: «Человек без родины — соловей без песни», «Честь дороже жизни», «За правое дело стой смело».

Темы пословиц и поговорок бесчисленны. В них говорится об учении, о знаниях, о семье, о трудолюбии и мастерстве: «Без муки нет науки», «Красна птица перьем, а человек ученьем», «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Труд человека кормит, а лень портит», «Дело мастера боится», «Не надобен и клад, коли в семье лад», «Всякое дело человеком ставится, человеком и славится», «С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся» и т. д.

Пословицы и поговорки всегда имеют не только прямой, но и переносный смысл. «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» — это пословица не только о рыбной ловле, но и о любом труде. Сила и красота пословиц издавна признаны народом. «После дождика в четверг», — говорим мы о том, что произойдет неизвестно когда, а может, и не произойдет вовсе. Пословица по форме часто похожа на маленькое стихотворение: мы наблюдаем в ней ритм, иногда рифму.

А. С. Пушкин восторженно восклицал: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!»

Пословицы

Своя земля и в горсти мила.
Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.
Родина мать, умей за нее постоять.

Терпенье и труд все перетрут.
Смотри дерево в плодах, а человека — в делах.
Пашню пашут — руками не машут.
Вешний день целый год кормит.

Грамоте учиться — вперед пригодится.
Кто грамоте горазд — тому не пропасть.
Повторенье — мать ученья.

Друзья познаются в беде.
Самолюб никому не люб.

Поговорки

Работать с огоньком.
Комар носа не подточит.
Как снег на голову.

Источник

TESTSOCH.RU

Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

Пословицы и поговорки (7 класс, Коровина, 1 часть, стр. 62-63, 67-68)

Проверьте себя

Чьё высказывание о пословицах вас особенно заинтересовало? Приведите примеры ритма и рифмы в пословицах.

Меня заинтересовало высказывание А. С. Пушкина, который восторженно восклицал: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!»

Какие пословицы вам известны и какие из них вы используете в своей речи? По каким темам объединены пословицы в I, II, III, IV разделах? Раскройте их прямой и переносный смысл. Приведите пример ситуации, когда можно было бы использовать каждую из этих пословиц.

Я знаю много пословиц, но использую лишь несколько в своей речи: “Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей”, “Без труда не выловишь и рыбку из пруда”.

Творческое задание

Подготовьте рассказ: «Об отдыхе летом», «О моём друге», «Моя любимая книга» (на выбор) — с использованием нескольких пословиц на избранную вами тему.

Был обычный осенний день. Я шел со школы домой. Но вдруг неожиданно меня окружили ребята из соседней школы. Они начали задирать меня. Я пытался уйти от них, решить конфликт словесно, ведь “один в поле не воин”. Они были настроены серьезно и отступать не хотели. Получил я тогда тумаков здорово.

Следующим утром я пришел на уроки с огромным синяком под правым глазом. Ваня начал меня расспрашивать. Я не хотел рассказывать ему о случившемся, но пришлось.

После занятий мы шли вместе, а вчерашние хулиганы уже ждали меня. Ваня заступился за меня, и больше мы их не видели. Вот, что значит “ Друг за друга стой — и выиграешь бой”.

Обогащаем свою речь

Прочитайте пословицы разных народов, объясните их смысл, постарайтесь чаще использовать их в разговоре с друзьями.

Paзмышляем о прочитанном

1. Покажите на примере нескольких пословиц их меткость, мудрость, образность и красоту.

2. Каково отношение к добру и злу, к дружбе, труду и учению у различных народов мира? Подтвердите свой ответ пословицами.

3. Подготовьтесь к конкурсу: «Кто знает больше пословиц и кто лучше может объяснить их?»

Творческое задание

Напишите сочинение по одной из пословиц (на выбор): «Бесполезно носить дрова в лес» (немецкая), «В радости знай меру, в беде — не теряй веру» (башкирская), «Будь не скор на обещания, а скор на исполнение» (английская), «Не откусывай больше того, что ты в состоянии проглотить» (американская).

Разумеется, в списке нет пословиц многих народов мира. Какие пословицы других стран вам известны и какие из них вы используете в своей речи?

«Будь не скор на обещания, а скор на исполнение» (английская)

Бывают ситуации, когда тебя о чем-то просят, а ты соглашаешься не подумав. Даешь ответ сгоряча. Может нет времени на обдумывание, может не хочется огорчить человека своим отказом.

Но лучше подумать о том, что обещаешь. А даже если ты согласился помочь, то будь добр исполнить.

Вот эти пословицы я использую в своей речи:

Обогащаем свою речь

1. От каких слов происходят термины «былина», «сказитель»?

Былина от слова быль, а сказитель от сказывать.

2. Какая особенность русской речи проявилась в словах и словосочетаниях во синии моря, за оболоки, во тёмный леса, дружинушка хоробрая?

Полногласие и благозвучие.

3. Каким пафосом пронизано большинство пословиц разных стран мира?

Большинство пословиц и поговорок мира пронизаны пафосом гуманных идей и чистых чувств, соприкосновение с их миром доставляет человеку радость и душевное волнение.

4. В каком случае пословицы легче запоминаются? Какие пословицы вы используете в своей речи? Приведите примеры.

Пословицы легче запоминаются, если в них есть рифма. (Старый волк знает толк. Сверху блестит, а в голове свистит.)

Я использую такие пословицы:

Копейка рубль бережет.

Любишь кататься — люби и саночки возить.

Глаза боятся, а руки делают.

Творческое задание

Подготовьте рассказ по одной из следующих пословиц (на выбор): «Гнев твой — враг твой», «Безделье — мать всех пороков», «Прилежание — отец счастья».

«Гнев твой — враг твой»

Однажды я сильно обидела маму. Она пришла с работы уставшая, а я решила отдохнуть и ничего не делала по дому. Маме стало обидно, что она работает ради меня, а я даже за собой убрать не могу.

Мы стали сильно ругаться, кричать. В какой-то момент я перестала контролировать свои эмоции. Я наговорила маме много лишних обидных слов.

Мама молча собралась и ушла. А я стала плакать. Через некоторое время я и забыла об этом скандале, а мама все также переживала. Вот, что значит «Гнев твой — враг твой».

Источник

Урок литературы в 7 классе «Пословицы и поговорки»

Пословицы и что они означают для 7 класса по литературеПословицы и что они означают для 7 класса по литературеПословицы и что они означают для 7 класса по литературеПословицы и что они означают для 7 класса по литературеПословицы и что они означают для 7 класса по литературеПословицы и что они означают для 7 класса по литературеПословицы и что они означают для 7 класса по литературеПословицы и что они означают для 7 класса по литературеПословицы и что они означают для 7 класса по литературеПословицы и что они означают для 7 класса по литературе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» п.Старый Бисер

Урок литературы в 7 классе

по теме: «Пословицы, поговорки»

Выполнил: Макарова Маргарита Ильинична,

учитель русского языка и литературы

-Прививать интерес к урокам литературы.

-Учить детей глубокому уважению к истории и культуре страны.

-Воспитывать познавательный интерес к устному народному творчеству.

-Развивать внимание, образное мышление, творческое воображение, тренировать память;

Обогатить речь учащихся пословицами и поговорками;

Показать сходство и различие между пословицами и поговорками;

Раскрыть мудрость и поучительный смысл пословиц и поговорок;

Воспитывать бережное отношение к языку и мотивировать познавательный интерес к предмету.

— выставка книг: В.Степанов Словарь-игра Русские пословицы и поговорки

— П.Аникин «К мудрости ступенька»,

-Л. Толстой « Скучен день до вечера, коли делать нечего»,

-сборники пословиц, поговорок;

-портреты А. С.Пушкина, В. И.Даля, А. М.Горького.

-плакаты с высказываниями А. С.Пушкина, В. И.Даля, А. М.Горького:

Что за роскошь, что за смысл в каждой поговорке нашей. Что за золото.

Вступительное слово учителя: Здравствуйте, ребята! С каким настроением вы пришли на урок? Обратите внимание на парты, на них лежат рисунки. Выберите мимический рисунок, передающий ваше настроение (дети поднимают рисунки)

А теперь посмотрите, пожалуйста, на доску (на доске картинки с пословицами и поговорками)

— Как вы думаете какова тема нашего урока? (ответы детей)

. – Правильно, сегодня на уроке мы поговорим о пословицах и поговорках, об их сходстве и различии, о мудрости и поучающем смысле.

— А теперь послушаем о появлении пословиц и поговорок и их собирателях (выступает подготовленный ученик).

Всю жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц. Даль изъездил всю Россию. Он записывал пословицы и поговорки, услышанные им от крестьян, ремесленников, солдат. Больше тридцати лет по крупицам собирал и записывал пословицы и поговорки. Им собрано огромное количество – 25 тысяч пословиц и поговорок.

Яркие, сочные пословицы использовались величайшими мастерами слова в тех случаях, когда нужно было высказать свою мысль очень кратко, точно и выразительно. Широко использовали и используют в своей речи пословицы и поговорки и куряне, и наши курские писатели и поэты.

Куряне- те же дворяне, только сено в бороде. До сего времени в Курской области поют – Курские соловьи (очень красиво поют). Тот, кто расточает красивые слова с целью обмана: Курским соловьем заливается.

Сравнение пословиц и поговорок.

«Надо трудиться» и «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»

«Пришел тот, о ком только что говорили» и «Легок на помине» (ответы детей)

— (отличие состоит в том, что пословицы и поговорки более образны, экспрессивны, легче запоминаются)

-Чем отличаются пословицы от поговорок? Или это одно и то же?

Посмотрите на доску .

Ученье свет, а неученье – тьма Своя рука – владыка

Слово не воробей, Охота пуще неволи.

Вылетит – не поймаешь. За словом в карман не лезет.

Красна изба углами, а стол пирогами.

-В каком столбце пословицы, в каком – поговорки?

(Пословицы слева, они выражают мысль более полно, чем поговорки)

Комментарий учителя: В.И.Даль называл пословицы коротенькими притчами. В отличие от пословицы, поговорка не имеет нравоучительного смысла. Даль писал: «Поговорка, по народному определению, цветочек, а пословица – ягодка; и это верно»

-Как вы думаете, какую ценность для нас имеют поговорки и пословицы, почему мы считаем их важной частью народного творчества? (ответы детей)

(Они выражают народную мудрость и отношение к миру)

Знакомство со статьей учебника.

Чтение статьи стр.35-36.

Задание: привести свои примеры пословиц и поговорок и записать их вместе с определениями в тетрадь.

Работа со словарем В.И.Даля (Дети работают в парах)

Даль изучал и записывал в свой словарь не только слова, но и пословицы и поговорки в качестве примеров, в которых образный язык народа проявлялся особенно ярко. Найдите в словаре статьи: «труд», «работа»(1 пара), «любовь» (2 пара), «честь », «доблесть» пара(3 пара) и прочтите пословицы, которые автор приводит в качестве примера бытования слова.

Как вы понимаете смысл пословиц, приведенных в статье?

IV .Работа с текстами пословиц.

-А теперь вернемся к учебнику. Прочитайте пословицы, приведенные в нем.

-Какие из них можно назвать устаревшими? Сохранилось ли для нас сейчас значение этих пословиц, имеют ли они эстетическую ценность по-прежнему?

Учитель: Ребята, не только у русского народа встречаются пословицы и поговорки, но и у других народов есть свои.

Прочитайте статью учебника «Мудрость народов». Найдите в ней пословицы разных народов. Можно ли найти пословицы, имеющие один и тот же смысл у разных народов? Приведите примеры. Как вы это объясняете?

-Физкультминутка. Слушаете пословицы и выполняете те движения, о которых говорится в них.

Вчера Макар грядки копал, ныне Макар в воеводы попал.

Расти большой, не будь лапшой.

Грозит мышь кошке, да из норы.

Дул было в ту дудку, да не пищит

V . Творческие задания.

1. Послушайте рассказ и просигнальте, подняв руку, когда услышите

пословицу или поговорку.

Договорились мальчики рано утром пойти рыбу ловит Саша, Витя, Миша

пришли в условленное место, а Коли нет.

— Пусть рвет на себе волосы, а мы больше ждать не будем,- поддержал друзей

Но тут показался бегущий Коля.

— Не могу вставать с петухами,- сказал запыхавшийся мальчик.

— Ладно, ребята, не дразните собаку, и лаять не станет. Пойдемте лучше скорее

2. Вспомните пословицы и поговорки, в состав которых входит цифра семь, и объясните их:

У семи нянек дитя без глазу.
Семь бед — один ответ.
Семи пядей во лбу.
Семь раз примерь, один раз отрежь.
Один с сошкой, семеро с ложкой.
Семеро одного не ждут.

У него семь пятниц на неделе.
Седьмая вода на киселе.
Семь верст до небес и все лесом.
За семь верст киселя хлебать.

3. Опознать поговорку по ее шуточному толкованию.

Какая пословица повествует о явлении, которое обязательно произойдёт, если ракообразное на возвышенности произведёт резкий звук? (Когда рак на горе свистнет).

В какой поговорке говорится о том, что неправильно помещать животное позади транспортного средства? (Не ставь телегу перед лошадью).

Какая пословица говорит о событии, которое происходит в конце недели после атмосферных явлений? (После дождичка в четверг).

В какой поговорке сказано о недопустимости опережения предков при работе с огнём? (Не лезь вперёд батьки).

-Что нового узнали на уроке?

Наш урок подошел к концу. А сейчас выберите мимический рисунок (смайлик), передающий теперь ваше настроение.

Источник

Пословицы и что они означают для 7 класса по литературе

Задание 14.
Вариант 1.
Объясните значение пословицы Не на пользу читать, коли вершки хватать, запишите Ваше объяснение.

Вариант 2.
Объясните значение пословицы Шила в мешке не утаишь, запишите Ваше объяснение.

Вариант 3.
Объясните значение пословицы Век живи – век учись, запишите Ваше объяснение.

Вариант 4.
Объясните значение пословицы Грамоте учиться – всегда пригодится, запишите Ваше объяснение.

Вариант 5.
Объясните значение пословицы По одежке встречают – по уму провожают, запишите Ваше объяснение.

Вариант 6.
Объясните значение пословицы Поспешишь – людей насмешишь, запишите Ваше объяснение.

Вариант 7.
Объясните значение пословицы Лучше синица в руках, чем журавль в небе, запишите Ваше объяснение.

Вариант 8.
Объясните значение пословицы Везде хорошо, а на родине лучше, запишите Ваше объяснение.

Вариант 9.
Объясните значение пословицы Ум хорошо, а два – лучше, запишите Ваше объяснение.

Вариант 10.
Объясните значение пословицы Что посеешь, то и пожнёшь, запишите Ваше объяснение.

Вариант 11.
Объясните значение пословицы Без дела жить – только небо коптить, запишите Ваше объяснение.

Вариант 12.
Объясните значение пословицы Близок локоть, да не укусишь, запишите Ваше объяснение.

Вариант 1.
Вариант ответа:
Данная пословица означает: чтение не пойдёт на пользу, если оно будет поверхностным, если читатель не будет стремиться к осмыслению прочитанного.
Могут быть представлены другие формулировки объяснения значения пословицы.

Вариант 2.
Вариант ответа:
Данная пословица означает: невозможно скрыть очевидное, то, что само себя обнаруживает.
Могут быть представлены другие формулировки объяснения значения пословицы.

Вариант 3.
Данная пословица означает: нельзя прожить жизнь, не познавая что-то новое ежечасно. Всегда следует чему-либо учиться; даже будучи (или считая себя) очень опытным, человек должен оставаться открытым для новых знаний.
Могут быть представлены другие формулировки объяснения значения пословицы.

Вариант 4.
Вариант ответа:
Данная пословица означает: грамотному человеку открыты все дороги, а безграмотному человеку даже на работу сложно будет устроиться. Грамота, такая вещь что всегда пригодится, что бы не случилось в жизни.
Могут быть представлены другие формулировки объяснения значения пословицы.

Вариант 5.
Вариант ответа:
Данная пословица означает: при встрече с незнакомым человеком прежде всего бросается в глаза его внешний вид, одежда, а после знакомства с ним отдают должное его уму, знаниям.
Могут быть представлены другие формулировки объяснения значения пословицы.

Вариант 6.
Вариант ответа:
Данная пословица означает: следует действовать не торопясь, чтоб не допустить ошибки, промаха, иначе твое поведение вызовет насмешки.
Могут быть представлены другие формулировки объяснения значения пословицы.

Вариант 7.
Вариант ответа:
Данная пословица означает: лучше сейчас иметь что-либо, чем надеяться на большее неизвестно когда.
Могут быть представлены другие формулировки объяснения значения пословицы.

Вариант 8.
Вариант ответа:
Данная пословица означает: человек всегда стремится в родные места, к привычному образу жизни.
Могут быть представлены другие формулировки объяснения значения пословицы.

Вариант 9.
Вариант ответа:
Данная пословица означает: два человека смогут лучше и быстрее решить какую-то проблему, иногда сам не видишь выхода, а другой человек легко придумает и подскажет тебе решение.
Могут быть представлены другие формулировки объяснения значения пословицы.

Вариант 10.
Вариант ответа:
Данная пословица означает: как сам поступишь, как поведёшь себя, таковы будут и последствия твоего поведения, ведь неудачи, неприятности, несчастья могут являться следствием собственного поведения.
Могут быть представлены другие формулировки объяснения значения пословицы.

Вариант 11.
Вариант ответа:
Данная пословица означает: бездельничать, вести праздный образ жизни бессмысленно и вредно.
Могут быть представлены другие формулировки объяснения значения пословицы.

Вариант 12.
Вариант ответа:
Данная пословица означает: иногда то, что кажется близким, невозможно бывает достать, то есть говорится о чем-либо с виду доступном или легко осуществимом, но на самом деле недостижимом.
Могут быть представлены другие формулировки объяснения значения пословицы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *