Пословица мудрость народная в чем смысл
Поговорки как кладезь мудрости русского народа
В современном мире основная часть русского фольклора канула в лету, оставшись по большей части лишь в книгах, фильмах и сценариях к популярным сейчас тематическим гуляниям. Но есть и то, что осталось в нашей жизни и по сей день. К примеру, сказки, колыбельные, пословицы и поговорки.
О последних и пойдет речь в данной статье, ведь без них трудно представить нашу жизнь. Они используются как в устной речи, так и в письменной, обогащают и привносят красок в наш язык, помогают донести свою мысль до собеседника и так далее. Несмотря на то, что поговорки достаточно частые гости в общении, далеко не все знают реальный смысл и историю этих полюбившихся и прижившихся выражений.
Кладезь мудрости
Поговорки и пословицы — лаконичные мудрые высказывания, которые имеют глубокий смысл и помогают осознать многие вещи. Например, что хорошо, а что плохо, или же какие усилия нужны для выполнения поставленной задачи. Эти высказывания учат справедливости, добрым помыслам, передают опыт поколений, собранный не за одно столетие. В общем дают то, что необходимо человеку в определенный период его жизни.
Пословицы, поговорки, крылатые выражения делают нашу речь богаче и насыщенней
В основном пословицы и поговорки имеют поучительный характер, ведь в них содержится, можно сказать, настоящий жизненный уклад, создаваемый годами, в котором заложено понимание жизни в целом или ее определенных моментов. Еще с давних времен они помогают людям познавать все вокруг, формулировать свои мысли и впитывать, как губка, важные и ценные правила, которые могут пригодиться в жизни. Но не всем дано этот опыт перенять, так как иногда люди не осознают в чем смысл той или иной пословицы.
Как появились пословицы и поговорки
Основная часть данных выражений являются устным народным творчеством. А появлялись они так: кто-то удачно подметил или сформулировал свое наблюдение из жизни, кому-то оно пришлось по душе, а потом началось передаваться от человека к человеку. В основном выражения со временем изменяли свой первоначальный вид, так как не все могли дословно запомнить, либо же дополняли или отсекали ненужное, пока не возникал самый удачный вариант, который и становился устойчивым выражением.
Пожалуй, из-за того, что все эти мудрости не выдумывали, а реально подмечали из жизни других или на личном опыте, пословицы и стали такими точными и разнообразными. Многие выражения до сих пор не потеряли своей актуальности. Стоит отметить, что и в наши дни образуются новые поговорки.
Правда в основном это не народное творчество, а больше мудрые цитаты и выражения из фильмов, книг, публикаций, которые потом перетекают в повседневную жизнь человека. Они не только украшают речь, но и выступают в качестве аргументов или примеров в дискуссии при разрешении каких-либо задач.
В поговорках и пословицах содержится опыт целых поколений наших предков
Интересно, что не всегда поговорки и пословицы сохраняют свой прежний смысл. До наших дней мысль, заложенная в старые изречения, может измениться с точностью до наоборот. Когда начинаешь изучать историю появления той или иной пословицы, понимаешь, что наши предки вкладывали совсем другой смысл.
В некоторых описывались традиции, в других — ситуации и мнения о них и так далее. Со временем некоторые слова отсекались из пословицы, иногда сокращая ее вдвое, а бывало, что это изменяло даже значение данного выражения вплоть до противоположного.
Происхождения известных поговорок и пословиц
Выражение «На обиженных воду возят» появилось еще во времена правления Императора Петра I. А история создания данной поговорки связана с тем, что в то время была очень востребована профессия водовоза. И особо деятельные работники данной сферы, решив обогатиться за счет граждан, начали поднимать цену на предоставление своих услуг. Император, узнав об этом, решил наказать наживающихся работников, издав указ — отныне вместо лошадей в телегу с водой запрягать скряг-водовозов. Естественно, ослушаться царского указа было нельзя.
Памятник водовозу в Санкт-Петербурге
В пословице «Отрезанный ломоть назад не прилепишь» сам ломоть олицетворяет человека, например, сына, начавшего жить отдельно от родителей в своем доме, редко навещающего своих родственников; дочку, выданную замуж в далекие края или переехавшую в дом к мужу; парня, призванного на военную службу, которого уже обрили налысо и так далее. Само слово ломоть возникло из-за того, что в былые времена хлеб не резали, а отламывали.
Пословица «Делу время, а потехе час» появилась еще на Руси во времена правления царя Алексея Михайловича, правда первая ее версия была с другим союзом: «Делу время и потехе час».
Впервые данное выражение было записано в 1656 году в «Сборнике правил соколиной охоты», созданного по приказу царя. Алексей Михайлович очень любил данный вид охоты, называя его потехой. Причем это выражение царь записал собственноручно, в конце предисловия, чтобы напомнить, что всему свое время, причем делу больше времени, но и о потехе не стоит забывать.
Фразы типа «Напился в зюзю», «Как зюзя пьяный» и так далее, как ни странно, но появились с легкого пера Александра Сергеевича Пушкина. В его известном романе «Евгений Онегин» есть отрывок, где описывается Зарецкий — сосед Ленского.
Как зюзя пьяный, и французам
Такое сравнение поэт придумал благодаря своему длительному нахождению в Псковской области, где под «зюзей» имелось в виду не что иное как свинья.Так что данные выражения являются синонимами «Напился как свинья» или «Напился до поросячьего визга».
«Зюзя» в Псковской области означает «свинья»
Многим известно высказывание «Сирота Казанская», но не все знают его историю. А появилось оно еще во времена правления Ивана Грозного, когда он завоевал Казань. Тогда местная знать, чтобы добиться расположения и добродушия царя, пытались выдать себя за несчастных, убогих и обездоленных. С тех пор всех, кто специально прибедняется в целях выгоды, называют сиротой казанской.
Выражение «Сбиться с пантылыку» пришло к нам из Аттики, юго-восточной области Центральной Греции. Дело в том, что там есть гора с названием Пантелик, где были огромные запасы мрамора. Соответственно, из-за добычи ценной горной породы там появилось много гротов, пещер и лабиринтов, в которых легко можно было заблудиться.
Когда говорят: «И на старуху бывает проруха», то это означает, что кто-то допустил обидную и нелепую ошибку в какой-то работе. Здесь подчеркивается, что ошибиться может абсолютно любой человек, несмотря на опыт и сноровку. Кстати, на Руси «прорухой» называли неудачно выполненную работу, вследствие чего все это приводило к печальным последствиям и результатам.
Многие думают, что в выражении «Остаться с носом» как-то задействован наш орган, нос, но это не так. В данном контексте «нос» — это подношение, ноша. Эта поговорка описывает ситуацию, когда человек принес взятку для решения какого-то вопроса, а его дар не приняли либо вернули. Соответственно, вопрос не решен, а человек так и не отдал свое подношение или, говоря другими словами, остался с носом.
Многие до сих пор не совсем правильно понимают выражение «Остаться с носом»
Древнее высказывание «Толочь воду в ступе» в наше время означает заниматься ненужным и бесполезным делом. А появилось оно в монастырях в средние века, когда провинившихся монахов заставляли в качестве наказания толочь воду.
Из-за ошибки в переводе с французского языка, у нас появилось выражение «Быть не в своей тарелке». А все потому, что во Франции говорят «Etre dans son assiette», что в переводе означает «Быть в незавидном положении». Но слово «assiete» во французском языке имеет еще и значение, которое переводится как «тарелка», и горе-переводчик допустил ошибку. Но кто знает, закрепилось ли так прочно в нашей жизни данное высказывание, если бы не этот нелепый перевод.
Выражением «Скатертью дорога» в наши дни обычно кого-то выгоняют вон в порыве злости или ссоры. А вот на Руси таким выражением провожали в дальний путь своих родных и любимых. Таким образом раньше желали путникам легкой дороги, прямой, без ухаб и крутых поворотов. В общем, чтоб дорога была широка и гладка, как скатертью застелена.
В наши дни про мастера или просто человека с большим опытом в какой-то сфере говорят: «На этом деле собаку съел». А вот в старые времена фраза звучала немного иначе и имела другой смысл. Раньше говорили фразу «Собаку съел, а хвостом подавился», означающую, что человек выполнил какое-то трудное дело, но из-за пустяка все пошло насмарку.
Выражение «Злачное место» повелось ещё на Руси. Как и сейчас, в те времена места, где наливают, стали называют злачными. А получилось это из-за того, что в основном хмельные напитки, а именно, квас и пиво, делали из злаков.
Выражение «Злачное место» появилось еще на Руси
На сегодняшний день выражение «Пускать пыль в глаза» означает казаться не тем, кем являешься на самом деле либо же создавать приукрашенное, а может и ложное впечатление о себе или своих способностях. Однако на Руси, когда и появилась эта фраза, смысл был другой. Во времена процветания кулачных боёв, бойцы, неуверенные в своих силах, вели себя нечестно по отношению к своим противникам, они действительно бросали в глаза соперников пыль или песок, который брали с собой на бой в маленьких мешочках.
Урок литературного чтения по теме «Пословица — народная мудрость»
Введение
Народное искусство слова – героический эпос, сказки, легенды, песни, пословицы, загадки – обычно называют фольклором. В переводе с английского языка это значит «народная мудрость, знание». Возникшее в глубокой древности произведения устного народного творчества и в настоящее время сопровождают нас в повседневной жизни. Народные песни, сказки, загадки, пословицы знают дети и взрослые.
Фольклор возник в глубокой древности, когда человечество не имело письменности. Труд двигал вперед человеческую мысль, труд вызвал к жизни первые сказки и песни.
Мы не знаем имен далеких творцов, сложивших много веков назад занимательные сказки, поэтические песни, занятные загадки, мудрые пословицы. Но с полным основанием можно сказать, что автор фольклора – гениальный, вечно живой и вечно молодой поэт – народ.
Для устного народного творчества характерно большое разнообразие жанров. Художественный талант народа находил свое выражение и в таких крупных поэтических жанрах, как былина, сказка, историческая песня, и в таких уникально малых жанровых формах, как пословица и поговорка, прибаутка и загадка.
Есть в народном творчестве удивительный жанр. Удивляет он своей лаконичностью и одновременно глубиной и емкостью содержания. Это – пословица, краткое устойчивое выражение, прочно вошедшее в разговорную речь. Как правило, она содержит важную и вполне законченную мысль, воплощенную в образ.
Пословица – это художественное произведение, которое содержит широкое обобщение и воплощает его в предельно краткой форме.
Как писал К.Д. Ушинский, в пословицах отразились «все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная; его потребности, привычки, его взгляд на природу, на людей, на значение всех явлений жизни».
Соответственно велико тематическое разнообразие пословиц: о Родине, о доме, семье, о труде, о дружбе, об уме и глупости, книге и грамоте, о здоровье и болезни, о душевных свойствах людей и их поведении и многом другом.
Пословицы оттачивают мысль, они учат, воспитывают, направляют, активно приобщают человека к богатствам народного языка.
В основе всякой пословицы лежит конкретный случай, предмет, факт, явление и т.п. Но это конкретное возведено на уровень широкого обобщения, типичности, а потому позволяет приложить его к множеству сходных явлений, фактов.
Работая над пословицами с учащимися, учитель решает следующие задачи:
Цели:
Ход урока
Структура урока | Содержание урока | Примечание |
---|---|---|
I. Организация класса. | — Здравствуйте, ребята! Сейчас мы посчитаем, какой ряд сядет первым. На кого укажу, сядете тихонько.
Конь ретивый — Скажите, что я использовала, чтобы посадить вас за парты? (Вы использовали считалки) — Считалка – это жанр чего? (Жанр устного народного творчества) — Как по-другому называют устное народное творчество? (фольклор) | |
На доске. | ||
— Какие жанры устного народного творчества вы уже знаете? (Сказки, былины, скороговорки, считалки, песни, пословицы, потешки загадки, поговорки) | ||
В конце ответа на доске появляется «живой цветок». | ||
— Дома вам нужно было подобрать народные считалки и одну выучить наизусть. — Давайте поиграем в игру «Кошки и Мышки». Выбираем Кошку и Мышек с помощью считалок, которые вы выучили. | ||
Физминутка. | Играем один раз. Молодцы! Вы выучили много разнообразных считалок. И они помогли нам провести интересную игру. | |
III. Сообщение темы и цели. | — Ребята, прочитайте, пожалуйста, предложения, которые написаны на доске. | |
Поспешишь – людей насмешишь. Вся семья вместе – так и душа на месте. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. | На доске. | |
— Как называются эти предложения? (Эти предложения называются пословицами) — Правильно. Сегодня на уроке мы поговорим о пословицах. Узнаем, какой смысл они в себе несут, когда и как можно их употреблять в повседневной речи. — Какие пословицы вы знаете? (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда) — Как вы понимаете смысл пословицы? (Чтобы что-то получилось, надо хорошо потрудиться) и т.п. — Как вы думаете, что такое пословица? (Устное народное творчество, народная мудрость. Пословицы учат нас быть трудолюбивыми, любить свою семью, Родину.) — Вы рассказали то, что знаете о пословицах, а теперь читаем понятие «пословица». — Ребята, вот это понятие «пословица» дается в «Детской Энциклопедии». | Презентация «Пословица – народная мудрость» Слайд 2. | |
В слайде 3 дается понятие «пословица» взятая у В. Даля. Использование его на уроке на усмотрение учителя. | ||
— А понятие, которое вы видите ниже, дается в «Литературном справочнике» | Слайд 4. | |
Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость. Книга не пряник, а к себе тянет. Книга не самолет, а за тридевять земель унесет. | На доске выписаны пословицы. | |
— Посмотрите, какая из предложенных пословиц подходит к ожиданию девочки. (Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость) — А рядом с ней примостился малыш, видимо ее братишка. Подберите пословицу. (Книга не пряник, а к себе тянет) — Видите, как мальчишки у окна увлеклись интересной книгой. Они ничего не замечают вокруг. Как бы вы тут сказали? (Книга не самолет, а за тридевять земель унесет) — О чем эти пословицы? (Они о книгах) — А как вы понимаете смысл пословицы: «Азбука – наука, а ребятам – бука». — Почему же азбука – ступенька мудрости, а для детей – бука? Эта пословица сложена о старой школе. Буквы имели трудные названия: аз, буки, веди. Детям было трудно выучить буквы, а потом складывать слова. Слово книга, например, читались так: како – наш – иже – глаголь – аз. Недаром говорят: «Аз, буки, веди страшат, что медведи». — Пословицы не только делают нашу речь выразительной, яркой, но и помогают нам узнать то, что было раньше. — Люди давно заметили могущество слова, его силу. — Заметил народ и тех, кто безумно бросается словами: — На все случаи жизни созданы народом пословицы. | ||
Эти пословицы вы можете прочитать в тех книгах, которые находятся у нас на выставке. | Учитель обращает внимание учащихся на подборку книг о пословицах, фольклоре. | |
Физминутка. | (деление на группы)
| |
V. Закрепление изученного. Работа в группах. | ИГРА для 1 группы: «Составь пословицу» На словах и так и сяк, покажи делом. — Какой темой можно объединить все эти пословицы? (Пословицы о слове) ИГРА для 2 группы: «Доскажи пословицу» Землю солнце красит, а человека… (труд) — Какой темой можно объединить эти пословицы? (Пословицы о труде) ИГРА для 3 группы: «Собери пословицу»
(Не пляши под чужую дудку – ноги надсадишь. Не живи чужим умом, свой потеряешь.) | Игры, предложенные в презентации «Пословица – народная мудрость», можно использовать на этом уроке, если осталось время или на следующем при проверке домашнего задания. |
VI. Итог. |