Пословица что это 2 класс литературное чтение
Литературное чтение. 2 класс
Конспект урока
Литературное чтение. 2 класс.
Урок 6. Пословицы и поговорки. В. Даль – собиратель пословиц русского народа.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1) Что надо знать о пословицах и поговорках русского народа.
2) В. Даль – собиратель пословиц русского народа.
3) Выполнение упражнений по теме урока.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Что надо знать о пословицах и поговорках русского народа
Первое. Автор пословиц и поговорок – это душа русского народа, умный, богатый образами и меткий на острое словцó русский язык.
Пословицы и поговорки –
два жанра устного народного творчества.
Пословица – это краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.
Поговорка – меткое образное выражение, «окольное выражение, переносная речь, простое иносказание, способ выражения, но без притчи, без суждения, заключения, это одна первая половина пословицы» (В. Даль).
«Не в бровь, а в глаз»
Третье. В пословицах и поговорках всегда присутствует воспитательное значение.
Пословица – самоценное высказывание. Она несёт в себе безусловную истину, некий нравственный закон, безусловный для любого человека. Её действие распространяется не на конкретное событие, а на весь срок человеческого существования. Это народная «заповедь», которой должны следовать все люди.
Поговорка же, наоборот, высказывается для характеристики обстоятельства, человека или его поведения. Она воспринимается как реплика диалога и содержит иронию, даже сатиру.
И в нынешнем веке пословицы и поговорки – наши помощники, проверенные временем ОБЖ – основы безопасности жизнедеятельности.
Пословицы и поговорки есть на все случаи жизни.
Одной из главных является тема труда:
«Клади навоз густо, в амбаре не будет пусто».
«Кто рано встаёт, тому Бог подаёт».
Огромное количество пословиц сложено о земле, крестьянской работе:
«Труд человека кормит, а лень портит».
«Труд всё побеждает».
«Без дела жить – только небо коптить».
«Зерно в колоске – не валяйся в холодке».
Очень распространены пословицы и поговорки о приметах природы, календаре крестьянских трудов:
«В зимний холод всякий молод».
«Вешний день целый год кормит».
«Ласточки низко летают – дождь обещают».
«Пляшут, гуляют – зиму провожают».
А как много пословиц и поговорок на бытовые темы: отношения в семье, сиротство, вдовья доля, родство, дружба, счастье.
«Насильно мил не будешь».
«На что и клад, когда у мужа с женой лад».
«В сиротстве жить – слезы лить».
«Много выбирать – женатым не бывать».
«В добром житье сами кудри вьются, в худом – секутся».
Русский народ уважает честность, верность дружбе:
«Старый друг лучше новых двух».
«Нет друга – ищи, а нашёл – так береги!»
В народе всегда высоко ценился человеческий ум и стремление к знаниям:
«Кто грамоте горазд, тому не пропасть».
«Век живи – век учись».
«Ученье – свет, а неученье – тьма».
«Ум без книги, что птица без крыльев».
«Учёный водит, а неучёный следом ходит».
«Человек неучёный, что топор неточёный».
«Мир освещается солнцем, а человек – знанием».
«Корень учения горек, зато плод сладок».
«Книгу читаешь – на крыльях летаешь».
Четвёртое. Как много изобразительно-выразительных средств использует русский язык, чтобы точнее раскрыть смысл пословиц и поговорок! Вот некоторые из них.
Примеры пословиц и поговорок
«Незваный гость – хуже татарина»
«Делу – время, а потехе – час»
«Клади навоз густо, в амбаре не будет пусто»
«Смелому горох хлебать, а несмелому
и щей не видать»
Пятое. Может показаться, что пословицы и поговорки создавали люди, которые жили давным-давно. Их советы нам не ко времени. А вот и нет! Русский язык живёт по своим собственным законам. Вот доказательство, что пословицы и поговорки прекрасно себя чувствуют и в наш век:
«Люди пашут, а он по клаве машет».
«Комментов бояться — посты не писать».
«Смайлик без причины — признак дурачины».
«Как твитнется, так и откликнется».
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание «Русские народные пословицы и поговорки».
Подставьте в пословицы пропущенные слова.
1) Худо овцам, где в пастухах.
5) Для быка не тяжесть.
6) Каждая лиса свой нахваливает.
волк ноги пенёк рога серёжках хвост
Подсказка: неверное слово не приклеивается к послвице.
1) Худо овцам, где волк в пастухах.
2) Зайца ноги носят.
3) Добрый конёк не навезёт на пенёк.
4) Курочка в серёжках, кочеток в сапожках.
5) Для быка рога не тяжесть.
6) Каждая лиса свой хвост нахваливает.
Задание: «Пословицы про щи».
Выпишите из словаря пословицы, в которых есть слово «щи».
Подсказка: на этой странице три пословицы со словом «щи».
Щи да каша – пища наша.
Отец родной надоест, а щи никогда не надоедят.
Пословицы для 2 класса
Жизненные ценности закладываются с детства, поэтому не лишним будет использовать пословицы для 2 класса в рамках учебного процесса. Согласитесь, мало научить ребенка читать, писать и считать. Еще он должен осознавать ценность дружбы и времени, проведенного с родными, различать добро и зло, понимать, что лень ни к чему хорошему не приведет.
Также с помощью народных пословиц для 2 класса можно объяснить ребенку, насколько важно учиться и читать книги. Образованный человек хорошо устроится в жизни, ему будут открыты все дороги, а их так много. Можно стать врачом, учителем, ученым или открыть свой бизнес, но для всего этого придется немало посидеть за учебниками.
Даже любовь к спорту помогут привить русские поговорки для 2 класса. В 8-летнем возрасте школьник еще не задумывается над тем, что движение — это жизнь и профилактика многих проблем со здоровьем. Народные высказывания помогут объяснить это и, вполне возможно, у ребенка появится стимул делать зарядку по утрам. Разнообразьте учебный процесс, чтобы достучаться до ребят!
Век живи — век учись.
Где кто родился, там и пригодился.
В здоровом теле – здоровых дух.
Делу — время, потехе — час.
Глаза страшатся, а руки делают.
Утро встречай зарядкой, вечер провожай прогулкой.
Язык болтает, а голова не знает.
У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед.
Вода с гор потекла — весну принесла.
Все за одного, а один за всех.
Всё хорошо, что хорошо кончается.
Без корня и трава не растёт.
Хороший друг — отрада для души.
В каждой шутке есть доля правды.
Видно птицу по полёту — человека по делам.
Нет друга — ищи, а найдёшь — береги.
Береги нос в большой мороз.
Слово не воробей: вылетит не поймаешь.
Учись доброму, так худое на ум не пойдёт.
Чего себе не хочешь, того и другому не делай.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Повторенье — мать ученья.
Лучше поздно, чем никогда.
Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.
Дружбу помни, а зло забывай.
Хорошая книга — лучший друг.
Нет земли краше, чем Родина наша.
Как оса, лезет в глаза.
Всякой матери своё дитя мило.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Хочешь есть калачи — не лежи на печи.
Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает.
Вся семья вместе — и душа на месте.
Мудрым никто не родился, а научился.
На деньги ума не купишь.
Детство — время золотое.
Семь раз отмерь, один отрежь.
Жизнь дана на добрые дела.
Добрый человек добру и учит.
Дерево держится корнями, а человек — друзьями.
Пословица – что это такое простыми словами, для чего нужны пословицы и чем они отличаются от поговорок
Краткое изречение, в котором выражена мудрость.
Пословица – это краткое изречение, в котором обычно не более одного предложения. Ее отличительная особенность – наличие «мудрости» – то есть какой-то яркой мысли, совета. Например: «тише едешь – дальше будешь» или «не говори «гоп», пока не перепрыгнешь».
В поговорках такой «мудрости» нет. Это просто выражение, которое можно применить в определенной ситуации. Например: «как собака на сене», «ни рыба, ни мясо».
Отличительные черты пословиц
Пословицы могут быть применены к огромному количеству разных ситуаций. Поэтому они так закрепились в языке. Например, «Был бы лес – соловьи прилетят» – это выражение можно применить в отношении любой сферы деятельности.
Пословицу можно адресовать любому человеку. То есть к человеку любого пола и возраста. Поэтому пословицы в русском языке рассматриваются как особый тип предложений – обобщенно-личные. Лицо в них «обобщено», им может быть мужчина, женщина, старик, ребенок. Пословицу «Сделал дело – гуляй смело» можно сказать каждому, кто ленится что-то делать или долго это откладывает.
Они могут быть синонимичными и антонимичными. Синонимичные – это такие, значения которых совпадают (как у синонимов). То есть в них одинаковые поучения, схожие мысли: «Был бы лес – соловьи прилетят» и «Была бы водица, а сено зародится». Другой пример: «Поспешишь – людей насмешишь» и «Тише едешь – дальше будешь».
В антонимичных пословицах значения прямо противоположные (как у антонимов): «Сделал дело – гуляй смело» и «Работа не волк – в лес не убежит».
Поэтому когда мне учитель математики говорила: «Не болтай! Слово – серебро, а молчание – золото!» – я всегда отвечал: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе».
Противоположные значения характерны далеко не для всех пословиц. Например у пословиц типа «Родная земля – мать, а неродная – мачеха» не бывает антонимов. Потому что создавались они русским народом и таких понятий, как «эмиграция» в пору их создания не было. Их просто не было.
Два типа пословиц
Они бывают повествовательными и побудительными. В побудительных используются глаголы повелительного наклонения, например: «Не зная броду – не суйся в воду».
В повествовательных пословицах, наоборот, глаголы изъявительного наклонения. Они как будто констатируют определенный факт: «И комар лошадь свалит, если волк пособит».
Еще можно было бы выделить условные пословицы, которые сообщают об условии успеха какого-то дела, например: «Не поклонясь до земли, грибов не поднимешь» – но большинство филологов такой подтип не выделяют и относят подобные изречения к повествовательным пословицам.
С помощью чего создаются пословицы
С помощью рифмы. «Не зная броду – не суйся в воду» – вполне богатая рифма, рифмуются не только конечные гласные, но и два предшествующих им звука: «оду» – «оду».
Есть в пословицах и более простые рифмы, глагольные: «Неразумного учить – в бочку-кадку воду лить».
Ритм. Рифмы может не быть, но произноситься пословица будет ритмично. Посмотрите на ударные слоги в этой пословице: «тИше Едешь – дАльше бУдешь» – ударение падает на каждый второй слог.
Параллелизм. То есть расположение членов предложения (или частей речи) в одной части пословицы параллельно их расположению в другой. Смотрите: «Земля родная – колыбель золотая»: подлежащее с определением, сказуемое с определением. Если посмотреть на части речи, то параллельность будет еще более заметная: существительное с прилагательным – существительное с прилагательным.
Аллитерация. Когда в пословице повторяются одни и те же согласные звуки: «Не бей по роже – себе дороже».
Ассонанс – когда повторяются гласные. Ассонанс часто сочетается с аллитерацией. Например, вот в этой пословице повторяются и гласные «о», и согласные «р»: Сорока скажет вороне, ворона борову, а боров всему городу.
Связь русских и зарубежных пословиц
Некоторые пословицы, очевидно, пришли в русский язык из-за рубежа. Например, у выражения «капля камень точит» есть латинский аналог, который переводится точно так же: «Gutta cavat lapidem». Или: «Не место красит человека, а человек место»: «Homo ornat locum, non locus hominem».
Но их мало. Зато можно часто наблюдать синонимию между русскими пословицами и зарубежными. Сравните: «На вкус и цвет товарищей нет» – «His olus, his oleum sapit, ergo vasta fit esca» (одни любят овощи, другие – масло, поэтому еда такая разная).
Полезные материалы по теме
Наша статья подошла к концу. Надеюсь, я смог объяснить вам, что такое пословица, и дал достаточно материала для развернутого ответа на уроке. У меня выходило еще несколько статей по литературе и лексике русского языка, посмотрите их:
Подписывайтесь на нашу рассылку. Каждую неделю вам на почту будут приходить лучшие статьи рубрики Образование.
Уважаемые читатели, напишите, пожалуйста, в комментариях, используете ли вы в речи пословицы. Если да, то какая из них вам нравится больше всего. Моя любимая пословица (не знаю почему, возможно, мне ее часто говорила в школе учительница русского): «Не спеши коза в лес – все волки твои будут».
Урок литературного чтения «Пословицы»
Предмет: Литературное чтение
Учитель: Скочилова Наталия Викторовна
Класс: 2 УМК: Школа России
Тип урока: изучение нового материала
знать и называть малые фольклорные жанры, узнавать их, отличать друг от друга;
развивать интерес к пословицам, потребность в их употреблении;
правильно употреблять пословицы и поговорки;
понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение;
сравнивать малые фольклорные жанры между собой, соотносить пословицы со смыслом прочитанных произведений;
работать в паре, строить взаимоотношения в соответствии с правилами работы в группе.
самоопределяться в выборе заданий;
определять личностный смысл выполнения творческих заданий;
реализовывать свой творческий потенциал
Пословицы, В.И.Даль «Пословицы русского народа»
Учебник «Литературное чтение» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. 2 класс, 1 часть, портрет В.И.Даля, сборник «Пословицы русского народа», презентация, книги с пословицами, раздаточный материал, магниты для рефлексии. Картинки https://pickimage.ru/wp-content/uploads/images/detskie/proverb/poslovici4.jpg
I. Организационный момент
Цель: мотивирование обучающихся к учебной деятельности
Приветствует учащихся, предлагает девиз урока
Приветствуют учителя, объясняют значение девиза
Развитие волевой саморегуляции
II. Постановка учебной задачи
формулирование темы урока, вопросов для работы на уроке
Помогает сформулировать вопросы и тему урока, спланировать учебное сотрудничество
Составляют вопросы и определяют тему урока.
С помощью слов-помощников Куда? Как? Откуда? Что?
Зачем? Кто? Почему? Где?
Тема урока: «Пословицы»
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
III. Актуализация знаний
Цель: воспроизведение известных детям пословиц (4 мин)
Учитель предлагает назвать известные пословицы.
Начинает пословицу, показывает картинку.
Называют продолжение пословиц, прикрепляют картинки на доску.
Вспоминают известные пословицы
IV. «Открытие» учащимися новых знаний
Цель: осознание и осмысление учебного материала.
Рассказывает о В.И.Дале. Задает наводящие вопросы, помогает делать выводы, даёт пояснения.
Объясняет необходимость понимания смысла пословиц.
Предлагает посмотреть Ералаш № 41 «Семь раз отмерь – один отрежь»
На основе стихотворения пытаются ответить на вопросы: Зачем нужны пословицы?
Что такое пословицы?
В.И.Даль «Пословицы русского народа»
Ералаш №41 «Семь раз отмерь – один отрежь»
Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.
V. Практическая групповая работа с проверкой
Проверка умения подбирать пословицы к тексту
Предлагает прочитать короткий рассказ и подобрать соответствующую пословицу.
Читают рассказ, подбираю подходящую пословицу из предложенных, объясняют.
Тексты Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, пословицы
Умение договариваться при решении общих задач в совместной деятельности
Цель: снятие напряжения, отдых, повторение изученного материала.
Предлагает посмотреть сценку, определить какая пословица подходит к этой ситуации.
Подготовленные ученики разыгрывают сценку
Сценка «Сделал дело – гуляй смело»
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других
VII. Классификация пословиц. Связь с жизнью.
Помогает классифицировать пословицы по темам,
Делят пословицы на группы, приводят примеры из жизни
Картинки с пословицами
Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.
Предлагает оценить свою активность на уроке.
Оценивают свою работу, аргументируют.
Соотнесение своей деятельности на уроке с предложенными пословицами.
Способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности;
IХ. Домашнее задание
Объясняет домашнее задание
Записывают домашнее задание в дневник.
Сегодня на уроке предлагаю работать под девизом «Не болтай наугад, клади слово в лад»
— Как вы понимаете эти слова?
— Почему выбрала такой девиз?
Мы изучаем тему «Устное народное творчество»
— Что относится к устному народному творчеству?
II. Постановка учебной задачи
-К какому жанру относится наш девиз?
— Какая тема нашего урока?
С помощью вопросительных слов составьте вопросы, на которые постараемся ответить в течение урока.
— Что такое пословицы?
— Кто придумывает пословицы?
— Когда появились пословицы?
— Зачем нужны пословицы?
— Где используют пословицы?
III. Актуализация знаний
— Какие пословицы вы знаете?
— Предлагаю вспомнить пословицы с помощью картинок.
Раздать на каждую парту картинку с окончанием пословицы. Учитель читает начало пословицы, ученики дочитывают, обе картинки прикрепляют на доску.
Карточки у учителя:
Карточки у учеников:
IV. «Открытие» учащимися новых знаний
Пословицы живут в народной речи с глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Собирателей русских пословиц было множество. Самым известным был великий русский учёный, врач, писатель Владимир Иванович Даль. Много лет посвятил сбору пословиц и поговорок русского народа. Изъездил всю Россию. Записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников, солдат. Результатом его работы стала книга «Пословицы русского народа», в которую вошли около 30 000 пословиц.
Зачем нужны пословицы, вы узнаете, прослушав стихотворение (Текст записан на слайде)
Пословица недаром молвится.
Без них прожить никак нельзя
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают.
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.
— Зачем нужны пословицы?
Попробуем ответить на вопрос, что же такое пословица?
— Какие слова пропущены в определении?
Пословица – это краткое чьё? выражение с каким? содержанием.
Правильно говорят, что пословица – мудрость народная.
— Что такое пословицы?
— Кто придумывает пословицы?
— Кто собирал пословицы?
— Зачем используют пословицы?
Человек должен не просто знать пословицы, он должен понимать их смысл.
Давайте посмотрим, что произошло с мальчиком, который не понял смысла пословицы.
Ералаш № 41. «Семь раз отмерь, один отрежь»
— Почему он изготовил такой огромный табурет?
— Как вы понимаете эту пословицу?
Действительно, смысл пословицы заключается в том, что нужно быть очень внимательным, точным, перед тем как что-то сделать, нужно тщательно всё обдумать, предусмотреть.
V. Практическая групповая работа.
Великие русские писатели Л.Н.Толстой и К. Д.Ушинский писали для детей небольшие рассказы. Некоторые рассказы необычные, они написаны на русские пословицы.
Прочитайте рассказ и выберите подходящую пословицу.
Один ученик просил книгу; ему дали.
Ему дали другую. Он сказал:
Грамоте учиться всегда пригодится.
Повторенье – мать ученья.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка!» Отвечает сестра брату: «А ты не тронь моих кукол!»
Дети расселись по разным углам, но скоро им обоим стало скучно.
Друг познаётся в беде.
Вместе тесно, а врозь скучно.
Делу – время, а потехе – час.
«Гришенька! Одолжи мне на минутку карандаш».
А Гришенька в ответ: «Носи свой, мой мне самому нужен».
«Гриша! помоги мне уложить книги в сумку».
А Гриша в ответ: «Книги твои, сам их и укладывай».
Худо тому, кто добра не делает никому.
Один за всех и все за одного.
Других не суди, на себя погляди.
Проверка. Чтение рассказа и объяснение пословицы.
Предлагаю немного отдохнуть. Одноклассники подготовили для вас небольшую сценку. Посмотрите.
Сценка «Кончил дело – гуляй смело»
Мальчик сидит за столом, делает уроки. В окно заглядывает солнышко.
Солнышко. Не довольно ли учиться,
Не пора ли порезвиться?
Мальчик. Нет, ясное солнышко.
Теперь мне гулять не впрок.
Дай прежде окончу урок.
Птичка. Не довольно ли учиться,
Не пора ли порезвиться?
Мальчик. Нет, милая птичка.
Теперь мне гулять не впрок.
Дай прежде окончу урок.
Друг. Никита, не довольно ли учиться,
Не пора ли порезвиться?
Мальчик. Нет, Серёжа.
Теперь мне гулять не впрок.
Дай прежде окончу урок.
Закончил выполнять задание, убирает книги, тетради и говорит:
— Выучил уроки, теперь могу погулять.
— Какая пословица подходит к этой сценке?
— Вы придерживаетесь такого правила?
VII. Классификация пословиц. Связь с жизнью.
Пословиц существует огромное количество. Чтоб легче было в них сориентироваться, пословицы разбиты по темам.
— Давайте попробуем определить на какие темы можно разделить наши пословицы? (на доске)
Любишь кататься – люби и саночки возить.
Без труда не поймаешь и рыбку из пруда (о труде)
— Какие еще пословицы о труде вы знаете?
-В каких ситуациях вы использовали или вам говорили такие пословицы?
Аналогичная работа с пословицами о дружбе, учении, семье.
Урок подходит к концу. Но с пословицами мы не прощаемся. В наших учебниках литературы очень часто мы будем встречать задания:
Соотнеси смысл пословицы с содержанием рассказа или стихотворения.
Как ты понимаешь смысл этих пословиц?
Какие пословицы ты бы включил в рассказ? и т.д.
— На какие вопросы мы должны были ответить в течение урока?
(Отвечают на поставленные вопросы)
Оцените свою работу на уроке с помощью пословиц.
Прикрепите магнитик-смайлик на соответствующую запись.
Говорить умею, да не смею.
Слов много, да складу нет.
Не болтай наугад, клади слова в лад.
Если промолчали на уроке, не отвечали.
Если отвечали, но допускали ошибки.
Работали под девизом урока. Отвечали все правильно.
— Кто хочет объяснить своё решение?
Учебник с 26-27. Выбрать любую пословицу, объяснить смысл, придумать историю, когда уместно употребить эту пословицу.