Последняя дуэль что за события
Подлинная история «Последней дуэли»: Какие тайны откроет в новом блокбастере Ридли Скотт
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Как всё начиналось
Историк Эрик Ягер написал научно-популярный труд, который назвал также «Последняя дуэль». Книга рассказывает все подробности, которые сопровождали тот давний конфликт. Все перипетии отношений бывших друзей. Все сведения о женщине, которая стала причиной кровной вражды. Всё это самым подробным и тщательным образом исследовано Ягером и изложено в материале.
Голливуд решил снять блокбастер по этой книге
Режиссёр Ридли Скотт взялся за экранизацию этой тяжёлой истории. В ролях троицы главных героев задействованы такие звёзды, как Мэтт Дэймон, Адам Драйвер и Джоди Комер. Автором сценария выступил Бен Аффлек в соавторстве с Дэймоном и Николь Холофсенер. Также Аффлек сыграет в фильме роль некого барона, являющегося соотечественником двух друзей.
Сюжет выстроен в точности с историческими событиями. Глазу зрителя предстанет драматическая сцена 29 декабря 1386 года. Толпа зевак предвкушает кровавое зрелище. За всем также наблюдает сам король Франции Карл VI.
Двое бывших друзей обмениваются настороженными взглядами. Жена Карружа, Маргарита, обвинила Ле Гриса в тяжком преступлении, в изнасиловании. Женщина одета в чёрное. Она олицетворяет собой саму скорбь и напряжённо вглядывается в происходящее. Если её муж падёт на этой дуэли, Маргарите грозит сожжение на костре за лжесвидетельство. Таков суд.
Карруж говорит жене: «Леди, за вашу честь я должен вступить в бой с Жаком Ле Гри. Только вам одной известно справедливо ли это». Маргарита ответила: «Будьте покойны, милорд, это дело правое. Сражайтесь с верой».
Краткий экскурс в историю средневековой Франции
Во главе общества стоял монарх. Ему подчинялся высший совет страны, Парламент. Под ним находилась остальная знать, в которую входили бароны, рыцари и оруженосцы. Бароны являлись земельными феодалами и обеспечивали на вверенных территориях порядок. Рыцари считались выше оруженосцев. В самом низу социальной лестницы находились воины, священники и рабочие. У них были более ограниченные права и практически никакого политического влияния.
Оба главных героя начинали свою карьеру как оруженосцы высокопоставленного феодала. За отличную службу Карружа посвятили в рыцари.
Что в фильме правда?
Фильм условно можно разделить на три части. Первые две в точности соответствуют научно-историческому труду Ягера. Тут подробно рассказывается о насилии над Маргаритой и сопутствующих событиях. Показано с двух точек зрения. И со стороны Карружа, и со стороны Ле Гриса.
Третья, заключительная часть, написанная Николь Холофсенер, повествует обо всём с точки зрения самой Маргариты. Этот отрывок является оригинальным сценарием. В книге этого нет. Мэтт Дэймон сказал, что так было сделано, чтобы полнее отобразить суть дела с женской стороны. Ведь женщин тогда никто особо не слушал.
Все подробности отношений трио в данной экранизации демонстрируют всю историю от благостного начала до кровавого конца. После изнасилования Маргариты Карруж обращается во французский суд с просьбой судить Ле Гриса в судебном порядке. Суд выносит решение о дуэли, которая должна доказать кто прав. Логика такая: если побеждает Карруж, то Маргарита сказала правду, а если Ле Грис, то она значит солгала и должна быть сожжена на костре за лжесвидетельство.
Ни в книге, ни в фильме нет сочувственного изображения ни одного из главных героев. Карруж считает себя рыцарем, защищающим попранную честь своей супруги. Ле Грис е считает себя кем-то вроде Ланселота при Гвиневере (Маргарите). Правду об обоих говорит Маргарита в конце фильма. Она называет Карружа «ревнивым и сварливым». Он слишком эгоцентричен, озабочен лишь спасением собственной гордости.
Ле Грис — не лучше. Влиятельный аристократ со связями, с репутацией отпетого ловеласа. Тоже слишком эгоцентричен, чтобы признать нежелательный и сомнительный характер своих «достижений». Он настолько самоуверен, что отказывается верить в то, что его способно настигнуть возмездие.
Маргарита знает, что если муж погибнет в поединке, её сожгут заживо. Но она со слезами на глазах говорит судье с вызовом: «Я не буду молчать».
Что же произошло тогда на самом деле?
Правда непроста. Многие историки долгие века корпели над разгадкой тайны: правду ли сказала Маргарита? Ягер же сказал, что не стал бы писать свою книгу, если бы не поверил Маргарите.
Тем временем, многие современники и последующие поколения считали, что женщина оклеветала Ле Гриса. Кто-то говорил, что она приняла его за другого. Другие утверждали, что она это сделала по наущению своего злобного и мстительного супруга. Такие блестящие умы эпохи Просвещения, как Дидро и Вольтер были на стороне Ле Гриса.
Лучше всего на этот волнующий вопрос ответил адвокат последнего, Жан Ле Кок, написав в своём дневнике: «На самом деле никто правды не знает».
А если покопаться?
Жан де Карруж родился в знатной норманнской семье около 1330-х годов. Жак Ле Грис был более низкого происхождения, но обладал изворотливостью и безошибочным политическим чутьём. Это позволило ему подняться до уровня своего друга. Оба товарища были на службе у графа Пьера. Чёрная кошка пробежала между друзьями, когда сюзерен осыпал Ле Гриса щедрыми дарами. Карруж безумно ревновал.
Два товарища стали относиться друг к другу всё холоднее. Некая тень былой дружбы стала зарождаться в 1384 году. На одном из светских приёмов друзья встретились и даже обнялись. Тогда же Карруж представил Маргариту Ле Грису. Современники описывали супругу Карружа, как женщину «благоразумную, добрую, красивую и скромную». Она произвела на Ле Гриса безусловно сильное впечатление. Возможно, он решил таким образом отомстить своему бывшему другу.
Некоторые историки считают, что Ле Грис решил соблазнить Маргариту в отместку за старые обиды. Такая возможность представилась, когда она осталась одна со своей служанкой. Карруж и Маргарита рассказали на суде, что дело было так. Женщина впустила слугу Ле Гриса погреться, тот отвлёк её и она забыла запереть дверь. В дом пробрался тот сам и сделал своё чёрное дело.
После этого он пригрозил ей, что если женщина не будет молчать, то она навлечёт позор только на себя. В конце он якобы бросил ей в лицо мешочек с золотыми монетами. Маргарита тогда сказала, что ей деньги не нужны и молчать она не станет.
После возвращения мужа Маргарита всё ему рассказала. В те времена сама женщина не могла обвинить мужчину в деле такого рода. Это должен был сделать представитель мужского пола: отец, брат или супруг. Неудивительно, что подобных дел в судебных реестрах практически нет. Ведь весь позор ложился на голову женщины. Кому это было нужно? Всё всегда скрывалось.
Положение Маргариты было весьма тяжёлым. Вскоре после нападения она обнаружила, что беременна. В отцовстве она уверена не была. По истории женщина родила сына ещё до суда. Мальчика назвали Роберт. Дело было весьма щекотливым. Жертва всегда считалась виновной. Насильник же мог отделаться просто штрафом, а то и попросту выйти сухим из воды. Наказание за «лжесвидетельство» в этом вопросе жестоко каралось сожжением на костре.
Жан де Карруж в надежде на справедливость сначала пришёл к своему сюзерену графу Пьеру. Тот не стал даже рассматривать дело, заявив, что Маргарита «должно быть, мечтала об этом». В ярости Карруж пошёл с жалобой к самому королю. Его уговаривали этого не делать, ведь в случае проигрыша Маргариту казнят, а его имя навсегда будет покрыто позором. Но его было не остановить.
Почему дело решили разрешить при помощи смертельного поединка?
Дело в том, что таковы были французские законы. Дворянин мог потребовать удовлетворения при помощи дуэли. Это считали «судом, отданным в руки Божии». Исход поединка решал исход дела. Кто погиб — тот и виноват. Такие поединки были редкостью. Обычно все старались прийти к мирному соглашению, обменявшись лишь парой ударов для приличия.
В случае Карружа и Ле Гриса — никто из них не собирался уступать. Парламент, выслушав обе стороны, разрешил провести дуэль, фактически просто умыв руки. Никто на самом деле не хотел разбираться в этом деле. Правда никого не интересовала.
Что было после дуэли?
Конечно, этот поединок не был последней дуэлью в истории, как можно подумать исходя из названия книги Ягера и фильма Скотта. Это была последняя судебная дуэль, одобренная Парламентом Франции. Так называемые поединки чести продолжались спустя столетия после триумфа Карружа.
Победа рыцаря спасла и его, и его супругу. После этого он прожил ещё десять лет. Умер Карруж как настоящий воин на поле боя. Судьба Маргариты истории неизвестна. Некоторые историки утверждают, что она ушла в монастырь, не справившись со стыдом.
В экранизации Маргарита представлена неким беспристрастным судьёй, рассказывающим правду. Мужчины не могли столь сильно и ёмко обо всё этом поведать. По мнению Аффлека фильм в некотором роде дискредитирует рыцарство. Ведь теоретически рыцарь должен был защищать честь своей дамы. На деле же это был всего лишь просто свод правил поведения, который начисто отрицал человеческую природу женщины.
Мораль всего этого состоит в том, что не нужно излишне романтизировать средневековье, и не нужно считать его абсолютно тёмным. Это было сложное общество, юридические традиции которого были весьма увлекательны и непросты. Самое интересное, что все они легли в основу того современного общества, которое считается просвещённым и продвинутым. Слишком просто назвать эпоху Средневековья ужасным, женоненавистническим, патриархальным, репрессивным временем. Ведь если задуматься, а так ли далеко продвинулся современный мир.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
«Последняя дуэль» глазами медиевиста
Неплохой разбор от моего знакомого.
Но для начала отвечу на несколько вопросов скептиков.
1. «Точно-точно? Откуда ты знаешь?». Это известный факт, подтверждённый историческими доказательствами. В зависимости от источников могут отличаться детали (что мы и разберём), но общий ход событий: биографии персонажей, причина разногласий, суд, сам поединок и его исход — идентичны у всех авторов. Каких? Это известнейший во Франции адвокат Жака Ле Гри — Жан Лекок, который лично наблюдал и тщательно запротоколировал весь судебный процесс. Кроме того, личный историк короля Франции Карла VI — Мишель Пинтуан aka «монах из Сен-Дени», вместе с королевской семьёй присутствовал на поединке и составил своё описание событий. Это такие известные хронисты и дипломаты, как Жан Фруассар, Жуневель дез Юрсен и Жан де Ваврен, которые проделали большую работу по реконструкции событий, основываясь на материальных доказательствах и рассказе многочисленных очевидцев, в том числе из аристократических семей. Также описание содержится в монументальной биографии французских королей Chronographia regum Francorum, составленной другими монахами из Сен-Дени. Помимо этого, до нас дошли документы канцелярии Парижского парламента, в которых изложены факт рассмотрения дела, показания свидетелей, приведённые доказательства, вердикт о проведении Божьего суда и т.п.
3. «А чё так удобно вышло? Мол, последняя дуэль, и как специально такая драматичная и зрелищная?». На самом деле «дуэль» не была последней, хотя и стала редким событием к концу 14 в. Обусловлено это тем, что уже к 12 в. от обвинительной процедуры во многом отказались и перешли к инквизиционной, при которой сам судья уже мог заводить дело, рассматривать доводы сторон и выносить приговор. Обусловлено это было тем, что, во-первых, активно росло население, и в какой-то момент потребовалось ускорить весь процесс правосудия. Во-вторых, в отсутствие истца человек банально мог избежать наказания, что в общем-то ставило под вопрос эффективность системы и понятие справедливости. В-третьих, в Позднее Средневековье в общем и целом везде шло усиление централизованной власти, а для этого необходимо было демонстрировать её силу. А если суд каждый раз обращается за помощью к Господу, то что это за суд такой нерешительный? Поэтому было решено тему с ордалиями сворачивать. Впрочем, это не означало, что от них отказались быстро. К примеру, Людовик IX в 1258 г. полностью запретил их, но в 1307 г. Филипп IV восстановил право на ордалии для уголовных дел. Только в 1409 г. во Франции вышел закон, что решение о проведении ордалии может приниматься исключительно Парижским парламентом. А реальный последний поединок произошёл во Франции в 1547.
А теперь, собственно, сам обзор.
Когда я услышал, что консультантом выступит «известный историк-медиевист» Лоррис Шевалье, специализацией которого является рыцарство, то напрягся ещё больше. Обычно в таких случаях не выходит ничего путёвого: либо медиевист херовый (ну а что, вон уважаемый Перруа в книге «Столетняя война» рассказывает, как стрела весом 75 г, выпущенная из английского лука, «вышибает» рыцаря из седла; и посрать на физику, понимаешь?), либо — что случается чаще — всем, включая создателей фильма, на медиевиста пофиг. В результате имеем то, что имеем.
Но всё же, начну я с хорошего.
В фильме, например, потрясающая атмосфера в плане эмоционального воздействия на зрителя. Если абстрагироваться от бытовых и социальных нелепостей, то да, вот она, самая настоящая средневековая жопа. Зимне-печальная, меланхоличная, холодная и скупая жопа. И безысходность. В реальности было намного страшнее, понятное дело, но кино погружает зрителя неплохо. Французские замки Бенак, Фенелон, Берзе и аббатство Фонфруад достойны исключительно восхищения.
Понравилась сцена осмотра Маргариты врачом, когда тот исследует колбочку с мочой на цвет и запах, а далее на столе у него мелькают. астрологические таблицы! Замечательная деталь: в 14 в. врач во многом действительно руководствовался гороскопами, положением небесных тел, датами рождения пациента. Таким образом доктор мог определить, стоит ли тебя вообще лечить. Если, скажем, год твоего рождения нечётный, а день месяца чётный, Юпитер где-то там, а до новолуния неделя, то тут всё ясно — пациент точно умрёт.
Допрос судом Парижского парламента сыгран хорошо и вполне аутентично, хотя и вовсе не полно. В реальности допрашивали гораздо более подробно, причём многократно, каждый раз сравнивая показания с предыдущими. Необходимо было точно назвать дату, день недели и время совершения предполагаемого преступления, а также любые другие приметы и детали — чем больше, тем лучше, однако опаснее: одно даже мелкое расхождение могло привести к обвинению женщины в клевете и последующей уголовной ответственности. Более того, у Ле Гри, по его словам, было алиби: утром в день предполагаемого преступления его видели в замке графа, а примерно 6 часов спустя граф принимал его у себя. Ле Гри утверждал, что он не мог преодолеть расстояние туда-обратно в 80 км за такое короткое время, пробыв при этом как минимум полчаса у Маргариты, однако Карруж в ответ предложил продемонстрировать, что военному человеку с таким большим опытом верховой езды и на хорошей лошади это было вполне по силам. В кино же на суде Маргариту спрашивают только про то, получила ли она наслаждение в результате действий Ле Гри. Что за бредовый вопрос, спросишь ты? Приготовься. Дело в том, что вскоре после инцидента она забеременела (хотя до этого много лет не могла от мужа), а по средневековой логике это было возможно, только если женщина получила наслаждение. А если получила наслаждение, значит, насилия не было.
Манипуляции с трупом Ле Гри после завершения поединка показаны правдоподобно и красочно. Его действительно раздели, протащили лошадью через весь город и повесили на Монфоконе (многоярусной каменной виселице недалеко от Парижа) вместе с телами убийц, насильников и воров. В то время людей «отменяли» так, а не через твиттер. В Википедии, кстати, написана чушь, что его раздевают «мародёры». Ни в коем случае! Согласно закону, подобными вещами занимался только профессиональный палач.
А ещё мне понравился образ короля Карла VI — молодой, придурковатый (кстати, всего через несколько лет после событий у него будет обнаружена крайне тяжёлая степень шизофрении), надменный, капризный и властный. Поведение и манеры короля и королевы в фильме переданы хорошо. Одежда. ну, норм. По крайней мере с претензией на дороговизну.
В английском языке есть выражение, которое буквально переводится как «ничто не могло бы быть дальше от правды». И это как раз тот случай.
Женщина в Средневековье не являлась ничьим «имуществом». Она могла: свободно перемещаться, распоряжаться своими вещами, управлять хозяйством, вести свой бизнес, отстаивать свои интересы в суде (хотя чаще этим действительно занимался муж, потому что часто речь шла о чести семьи как одного целого). Её личность охранялась законом. Изнасилование считалось тяжким преступлением, за которое во многих странах полагалось ослепление, кастрация или повешение. Да, конечно, к таким мерам прибегали редко: коррупция процветала, а доказать факт изнасилования было трудно, да и не всегда суд считал ущерб женщине значительным или вину преступника безусловной, поэтому во многих случаях он отделывался крупным штрафом. Либо саму женщину штрафовали или сажали в тюрьму за клевету. Однако хватает и примеров обратного. Да, средневековое общество было пропитано жестокостью, однако таким же образом на неё и отвечали.
В случае с Маргаритой всем было «настолько всё равно», что высший судебный орган страны почти год рассматривал её дело, и находилось оно вдобавок под личным контролем короля. Скажу больше — сам адвокат обвиняемого Ле Гри, отстаивая интересы своего клиента, в личных заметках писал, что склонен верить в заявление Маргариты намного больше. Многие судьи также приняли её сторону из-за её подробных описаний события и прямых и многократных заявлений перед всеми. Наконец, решение провести Божий суд было обусловлено именно желанием и необходимостью установить правду.
Жан Фруассар записал для нас следующий диалог между супругами прямо перед поединком:
— Миледи, в защиту ваших показаний я выхожу на смертный бой с Жаком Ле Гри. Прошу ещё раз подтвердить, что всё, что вы говорили, является сущей правдой.
— Всё было так, как я сказала, мой лорд. Бейтесь с уверенностью в своих силах. Правда на вашей стороне.
— Тогда всё в руках Божьих.
После чего Карруж перекрестился и отправился в бой.
Разумеется, доспех по-прежнему мыслится как предмет гардероба и красивый аксессуар. Поэтому за обедом у графа Пьера Жак Ле Гри сидит за столом в кирасе. На самом деле доспех — это неудобная тяжёлая херня, в которой потно, склизко, мерзко и жарко. В нём ты воняешь, у тебя болит спина, он натирает и ограничивает движения. Пожалуй, у него есть только одно преимущество: в нём у тебя очень высоки шансы выжить и даже избежать каких-либо травм — в бою, не за обедом.
Конечно, доспехи заклепали мама не горюй. Потому что «красивое». На синей бригантине Ле Гри заклёпки расположены в виде каких-то дурацких ромбиков, за которыми абсолютно не прослеживается логика крепления металлических пластин с внутренней стороны. Это просто узорчик. Оттуда заклёпки, как оспа, перекинулись на шлем и всё остальное.
Кстати, помимо идиотских заклёпок на шлеме есть полоска из медного сплава, использовавшаяся в качестве украшения и часто имевшая орнамент либо текст из Библии на латыни, однако качество работ в фильме на уровне какой-то «культуры холмов» 6-го тыс. до н.э. Что с чеканкой? Мастер был пьян?
Далее глаз уже даже не успевает выхватывать косяки, которые стремительно превращаются в огромный снежный ком халтуры. Они в каждой сцене, в каждом кадре. Почему Маргарита присутствует на сцене переговоров её отца с Карружем, когда мужчины обсуждают размер приданого и условия брака? Почему Карруж едет на коне то в сопровождении свиты, то вообще один? Почему в какой-то момент рыцари возвращаются из боя, и их начинают раздевать какие-то бабы прямо во дворе замка, хотя это должны делать оруженосцы? Почему граф открыто унижает своего вассала с рыцарским титулом перед другими такими же вассалами? Почему доспехи (которые стоят, как Бентли в современном мире) грязные и ржавые и за ними никто не ухаживает? Почему какой-то пехотинец выбивает палкой рыцаря из седла как куклу Петрушку? Почему воины используют современные сёдла?
Конечно, не хватит никаких постов в телеге, чтобы разобрать всю эту чушь. Это лишь часть того, что я выцепил только после первого просмотра фильма. И вот мы подходим к финалу.
Скорее всего, ристалище по площади было значительно меньше киношного, плюс использовалось ограждение из брусьев, а не сплошная стена, чтобы толпа могла лучше видеть происходящее. Как отмечают хронисты, конструкции были деревянные, а не каменные.
Маргариту зачем-то заковывают в цепи. Она совершила какое-то преступление? Ей было назначено такое наказание судом? Чтоб не улетела? Или для чего?
Во время боя на ристалище бегают какие-то люди, которые подают копья рыцарям. Чего быть не могло в принципе. В реальности перед началом поединка король сообщил, что любая помощь участникам строжайше запрещена — под страхом смертной казни через повешение. За улюлюканье, возгласы, крики, оскорбления, подбадривания и т.п. будут отрубать руки. Настоящий поединок проходил в совершенной тишине, а на арене были только два человека. Это всё же Божий суд, а не гладиаторские бои.
В кино показан какой-то марвеловский бред с бесконечными катаниями по земле, «драматичными» перехватами инициативы раз по 5, нереалистичными приёмами и т.п.
После боя Карруж получил единовременную выплату от короля в размере 1000 франков, а также пожизненную пенсию в размере 200 франков в год. Более того, он был приставлен к королевскому двору, а чуть позже стал одним из телохранителей короля. В течение следующих лет участвовал в многочисленных военных спецоперациях и сражениях, периодически возвращаясь к Маргарите, чтобы сделать очередного ребёнка. Хронисты пишут, что семья Карружей очень разбогатела, пользовалась славой и всеобщим уважением. Жан де Карруж погиб в 1396 г. в битве при Никополе. На тот момент ему было больше 60 лет.
В общем. у вас был такой замечательный материал — жестокая, мрачная и по-своему красивая история — но в результате мы получили бесформенную, бесхарактерную халтуру.»
Вообще сходная дуэль должна была иметь место в «Дворянстве», бескомпромиссное мочилово до последнего один на один. Теперь не знаю. Посмотрим.
Фильм Последняя дуэль (2021) — Объяснение сюжета и концовки
Исторический фильм «Последняя дуэль» — последняя режиссерская работа Ридли Скотта. В статье мы обясним финал средневековой драмы и судьбу Маргариты.
«Последняя дуэль» основана на книге Эрика Ягера «Последняя дуэль: история испытаний в битве в средневековой Франции», которая, в свою очередь, основана на реальных событиях. Главные герои «Последней дуэли» действительно существовали, и многие события показанные в фильме, действительно имели место в истории. Скотт, Аффлек, Дэймон и Холофсенер позаботились о том, чтобы многие средневековые обычаи были точно отображены в фильме.
«Последняя дуэль» получила положительные отзывы благодаря своей заставляющей задуматься сюжетной линии, уникальной структуре и сильной игре, что, возможно, является возвращением к форме для Ридли Скотта. Этот фильм также примечателен тем, что это воссоединение команды сценаристов Бена Аффлека и Мэтта Дэймона.
Они представили историю, рассказанную в трех частях — по одной с точки зрения каждого из главных героев фильма. Эта пара также умно привлекла Николь Холофсенер для образа Маргариты де Карруж, третьего акта, который блестяще разрушает иллюзии, созданные двумя предыдущими частями.
В то время как трехактный подход к повествованию в фильме привел к удивительному финалу, враждующие взгляды Жана де Карружа, Жака ле Гриса и Маргариты де Карруж порой сбивают с толку повествование истории. Хотя рассказ Маргариты о том, что с ней произошло в фильме, безусловно, является правдой, есть аспекты соперничества Де Карружа с Ле Гри и обращением Маргариты, которые требуют дополнительной конкретизации. Тем более, что они также связаны с реальной историей «Последней дуэли».
Премьера фильма «Последняя дуэль» в России состоится 28 октяря 2021 года. Продолжительность фильма составит 152 минуты, а возростной рейтинг 18+.
Почему земля, которую занял Ле Гри, была важна для Де Карружа?
В первом акте «Последней дуэли» Жан де Карруж расстроен из-за того, что уступил землю Ле Гри по очень рыцарским причинам, но оказывается, что это далеко от истины. На самом деле произошла битва желаний, обычаев и законности, которая подготовила почву для соперничества между де Карруж и Ле Гри.
Жан де Карруж считал, что земля — поместье Ону-ле-Фокон — по праву принадлежала ему, поскольку отец Маргариты Роберт де Тибувиль пообещал включить ее в приданое де Карружа. Поскольку в то время женщины, по сути, считались собственностью, приносящей наследников, приданое было подарком в виде дополнительного богатства или земли, призванного сделать потенциальную невесту более желанной. Как вдовец без наследника, неспособный выплатить долги, персонаж Мэтта Дэймона уже рискнул умалить свое имя, женившись на дочери опального человека, и хотел большей «выгоды» из этого соглашения.
Однако эта земля была конфискована графом Пьером вместо уплаты непогашенных долгов де Тибувилля и подарена Жаку ле Гри до того, как де Карруж женился, таким образом, устраняя любые претензии, которые мог иметь де Карруж к ней. Поскольку Жана де Карружа изображают человеком с очень строгим внутренним кодексом чести, этот шаг его раздражал, несмотря на то, что технически он не был незаконным.
Де Карруж видит вещи в черно-белом цвете, и мысль о том, что Жак ле Грис извлек выгоду из чего-то, что было этически неправильным в глазах де Карружа, вбила клин между ним и персонажем Адама Драйвера, что привело к первому серьезному расколу их дружбы. Конечно, де Карруж также показан вспыльчивым и сломленным после того, как чума унесла половину его слуг и посевов, поэтому его притязания на честь и права могут также просто скрывать тот факт, что финансово разоренный, он чувствовал себя униженным и был в отчаянии.
Почему Суд не поверил рассказу Маргариты
Одна из самых удивительных сцен в «Последней дуэли» произошла, когда суд не поверил рассказу Маргариты де Карруж о ее изнасиловании. Однако это далеко не невероятно, учитывая взгляды на женщин в то время. Как ясно показывает фильм, само изнасилование рассматривается как имущественное преступление против Жана де Карружа, а не как ужасный акт, совершенный по отношению к самой Маргарите. Психическое состояние Маргариты, видимые страдания, просто не вызывали беспокойства у суда, если только они не влияли напрямую на Жана де Карружа. Как было показано ранее в фильме со сценой между Ле Гри и другой женщиной, согласие женщины вряд ли было тем, что мужчины считали необходимым учитывать в то время.
Еще одна серьезная проблема для Маргариты в фильме Ридли Скотта заключалась в том, что она забеременела после изнасилования Ле Гри — хотя фильм дает понять, что она могла забеременеть в результате аналогичного обращения со стороны ее собственного мужа вскоре после этого. В XIV веке преобладала вера в то, что женщины должны получать удовольствие от секса, чтобы забеременеть, и по средневековой логике, если Маргарита наслаждалась своим сексом с ле Гри, это не могло быть изнасилованием. Это прецедент такого образа мышления, показанный в древнегреческой теории (модель репродукции Галена), согласно которой оба партнера должны получать удовольствие от секса, чтобы зачать ребенка.
Почему тело Ле Гри раздели догола и повесили
Ле Гри был не только убит де Карружом на дуэли, но и его труп впоследствии раздели догола, потащили на лошадях через городскую площадь и повесили вверх ногами на всеобщее обозрение. Ни Ридли Скотт, ни сценарий не придавали этому особого контекста, и это казалось бессмысленной сценой. Однако это событие на самом деле произошло после смерти настоящего Жака ле Гри, и это была преднамеренная попытка еще больше запятнать имя и репутацию Ле Гри.
Поскольку в средневековую эпоху не было разделения церкви и государства, этот акт связан с верой под названием «iudicium Dei» — суд Божий. В то время считалось, что в любом судебном процессе или испытании для определения вины Бог защитит невиновных от вреда, поэтому любой, кто выиграл бы дуэль между Жаном де Карружем и Жаком ле Гри, был бы признан невиновным.
Ле Гри проиграл дуэль, а это значит, что Бог увидел его вину и не смог защитить его. В глазах суда и зрителей Ле Гри мгновенно превратился в обычного преступника. Хотя Ридли Скотт всегда создает запоминающиеся смерти, обращение с телом Ле Гри после дуэли, в данном случае, должно было отразить его новый статус преступника и опозорить этого человека и его имя.
Почему Маргариту могли сжечь на костре
Конечно, сомнительная система правосудия «Последней дуэли» оказывается еще хуже, когда в центре внимания находится Маргарита де Карруж. Подобно тому, как Ле Гри был признан виновным в связи с его смертью, победа Жака Ле Гри была бы воспринята как доказательство для всех присутствующих, что дело против него было ложным. Поскольку Маргарита де Карруж была тем, кто выдвинул обвинение против Ле Гри, это показало бы, что она лгунья согласно, опять же, средневековому верованию iudicium Dei, таким образом, она была бы наказана за лжесвидетельство.
Хотя наказания за лжесвидетельство во Франции XIV века не всегда были такими суровыми, как сожжение заживо, такая возможная учесть Маргариты, было еще одним признаком того, чтто ценность мужчин оценивалась как гораздо более высокая, чем ценность женщин в ту эпоху. И жестокая казнь касалась как наказания женщины за нанесение ущерба репутации мужчины, так и за ложь. Даже если бы ее не приговорили к сожжению на костре, жизнь Маргариты де Карруж так или иначе была бы кончена, если бы ее муж проиграл дуэль.
Что означает последний крупный план лица Маргариты
Режиссер Ридли Скотт заканчивает «Последнюю дуэль» на мирной сцене, в которой Маргарита наблюдает за своим растущим сыном. Камера фокусируется на лице Маргариты до того, как экран потемнеет, и хотя сцена может быть открыта для интерпретации, то, что она делает, а что не показывает, безусловно, примечательно, учитывая акцент фильма на перспективе.
Ключом к сюжету является местонахождение Маргариты — она находится в поле, на заднем плане — замок — и заметное отсутствие Жана де Карружа. Таким образом, эта сцена дает Маргарите момент отдыха от угнетающих ролей, которые политика, социальные нормы и мужчины играли в ее жизни до этого момента. Эта идея подчеркивается следующими титрами, из которых видно, что Жан де Карруж погиб в бою через несколько лет после дуэли и что Маргарита больше не выходила замуж.
Настоящий смысл Последней Дуэли
Соавтор сценария фильма Мэтта Дэймона и Бена Аффлека «Последняя дуэль» Николь Холофсенер сказала: «… на самом деле это очень феминистский фильм. Мы сразу же привлекли некоторые группы #MeToo и группу Джины Дэвис, чтобы они дали нам совет».
Фильм действительно выделяется среди других средневековых эпосов тем, что имеет свежую перспективу, которая использует свою историю, чтобы пролить свет на проблемы изнасилования и женоненавистничества. Это происходит в первую очередь из-за своей уникальной структуры с тремя частями, которая сохраняет историю Маргариты де Карруж напоследок.
Хотя исторические записи содержат много информации как о Жане де Карруже, так и о Жаке ле Гри, история Маргариты гораздо менее конкретизирована, что еще больше усиливает представление о женщинах как о второстепенных персонажах, в то время. Последняя дуэль наконец, дает Маргарите голос, который рисует очень резкую и точную картину мужчин в ее жизни. Это также придает нюанс ее истории, которая, в отличие от многих других фильмов средневековой эпохи, дает точный и наводящий на размышления отчет о том, как обращались с женщинами в то время.