Последний шмель о чем
Иван Алексеевич Бунин: анализ и содержание стихотворения «Последний шмель»
В произведениях Ивана Алексеевича Бунина весьма часто затрагивается тема жизни и смерти. В творчестве поэта и прозаика такие сцены занимают немалое место. Ярким примером такого сюжета является стихотворение «Последний шмель». Автор желает поделиться своими мыслями с читателем о том, что человек, который способен по-иному воспринимать мир, в определенный жизненный момент осознает в чем на самом деле смысл его жизненного пути. Поэт думает о собственной значимости своего существования и привлекает читателя разделить с ним философские раздумья.
Тематика соединения натуральной природы и человеческой личности использовалась многими писателями. Человечество, имеющее дар, данный ему свыше, постоянно стремится гармонировать с природой. Именно поэтому каждый автор пытается максимально раскрыть возможные причины, из-за которых та или иная личность постепенно отдаляется от созданной гармонии.
Анализ стихотворения «Последний шмель»
Тематика гармонии, сопровождающаяся жизнью и смертью, весьма точно описана в произведении Бунина «Последний шмель». Уже из самого названия многое становится понятно, и читатель догадывается, о чем будет идти речь в произведении. Возникает ощущение, что сейчас будет затронута тема чего-то печального и трагического.
В своём стихотворении, поэт, при помощи шмеля, представляет всю натуральную природу, во всей ее красе. Эта природа постоянно движется и живет своей отдельной жизнью.
Несмотря на то что в строфах произведения прослеживается одна определенная идея, при проведении анализа, стихотворение можно смело разделить на три отдельные части. Каждая из них скрывает определенный смысл и повествует нам о тех или иных особенностях.
Мир человека
В первой части произведения Бунина «Последний шмель» рассказывается именно о жизненном пути человечества, представленного различными представителями. Стихотворение повествуется от имени определённого лирического героя, и рассказывает об особенностях единения мира человека и мира натуральной природы, которая здесь представлена в виде шмеля.
Многим может показаться, что данные миры совершенно различны, и разделены на два отдельных слоя. Использование в тексте инверсий обращает внимание читателя на то, что у человека имеется отдельное жилье, а шмель является лишь гостем в этом доме. В произведении автор использует несовершенные глаголы, указывая на то, что описываемы действия имеют своеобразную цикличность. Это позволяет отметить, что человеческий мир все-таки не особенно отделен от натуральной природы, ведь такие встречи случаются весьма часто.
Между человеком и насекомым имеется своеобразное взаимопонимание. Автор старается показать, что общение шмеля и лирического героя происходит на равном уровне. Шмель прекрасно понимает и ощущает тоску лирического героя.
Человек описывает насекомое с уважением, особое внимание акцентируя на внешности шмеля. Автором использованы возвышенные эпитеты, которые звучат благородно. Такие строки позволяют приподнять образ насекомого до уровня полноценного собеседника, являющегося единомышленником лирического героя.
При появлении шмеля в сюжете, ощущается и появление фонетического звукового строения. Своеобразной аллитерации с использованием шипящих звуков. Имеется здесь и ассонанс, сочетающий в себе глубокие и гудящие гласные. Все эти средства позволяют вызывать у читателя печаль и грусть.
В строках присутствует и сравнение. Автор отмечает, что шмель гудящий, и в то же время указывает на его певучесть. В строках стихотворения Иван Алексеевич старается рассказать, что мысли, представленные под видом шмеля, появляются в мире сам по себе и способны передать определенную боль в душе. Автор отмечает, что даже певучесть насекомого не убирает грусть и печаль.
LiveInternetLiveInternet
Иван Алексеевич Бунин
Черный бархатный шмель, золотое оплечье, Заунывно гудящий певучей струной, Ты зачем залетаешь в жилье человечье И как будто тоскуешь со мной?
За окном свет и зной, подоконники ярки, Безмятежны и жарки последние дни, Полетай, погуди — и в засохшей татарке, На подушечке красной, усни.
Не дано тебе знать человеческой думы, Что давно опустели поля, Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый Золотого сухого шмеля!
Подобное стихотворение-рассуждение есть и у Ивана Бунина. Своего «Последнего шмеля» автор написал осенью 1916 года, не подозревая о том, что уже через несколько месяцев Россия погрязнет в хаосе революции и, фактически, умрет в том виде, в котором была очень дорога поэту. Трудно сказать, предчувствовал ли Бунин нечто подобное. Однако то, что в момент написания этого стихотворения он находился в достаточно подавленном и депрессивном состоянии, не вызывает сомнений.
«Черный бархатный шмель, золотое оплечье, заунывно гудящий певучей струной», — эти первые строки стихотворения создают особую атмосферу, не только настраивая на лирико-философский лад, но и показывая, что автор воспринимает окружающий мир сквозь призму своих личностных переживаний. Развивая тему рассуждений о бренности существования, Бунин ищет в шмеле союзника, который бы смог разделить с ним щемящую тоску и грусть, навеянную последними теплыми деньками бабьего лета. Однако автор, в отличие от шмеля, хорошо знаком с законами мироздания, и прекрасно понимает, какая участь ждет это красивое и благородное насекомое. Поэтому он старается быть с ним предельно ласков и терпелив, о.
О том, что произойдет дальше, не сложно догадаться. Бунин лишен иллюзий, и поэтому убежден, что «что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый золотого сухого шмеля!». Однако подобная мысль вызывает у автора весьма противоречивые чувства. С одной стороны, ему очень жалко это бархатистое жужжащее существо, а с другой – поэт знает, что изменить что-то он не в силах. Поэтому, прощаясь с последним шмелем, Бунин испытает легкое чувство грусти, которая направляет мысли совсем в иную сторону. «Не дано тебе знать человеческой думы», — отмечает поэт, обращаясь к шмелю. Он и сам еще до конца не сумел понять, почему приход осени рождает столько печали и сомнений. Но поэт точно знает, что когда-нибудь настанет время, и он сам окажется в роли этого шмеля, который, веря в чудеса, однажды уснет сладким сном, чтобы превратиться в прах. Бунин предчувствует, что нечто подобное очень скоро произойдет и с Россией, поэтому в данном стихотворении прослеживается сразу две параллели, последняя из которых основана на интуиции и смутных предчувствиях автора. Но они оказываются настолько точными и верными, что не оставляют сомнений в способности Бунина видеть будущее и не питать при этом иллюзий относительно того, что оно будет безоблачным.
Смерть в произведении «Последний шмель»
Бунин указывает, что человек оградился от окружающего мира и смотрит на все происходящее через окно. В данной ситуации именно шмель является центральным звеном, связующим два отдельных мира – мира человека и мира природы.
Первые строки второй части максимально красочно и насыщенно описывают мир, в котором находится природа, ожидая своей смерти – она еще прекрасна, но уже начинает осознавать неизбежность. Автор завершает строку раковым выражением – последние дни.
Герой предлагает шмелю отдохнуть, размещая его на красной татарке. Таким образом, Бунин указывает на то, что шмелю уготована поистине царская кончина.
Человек и природа
Третья часть стихотворения Ивана Алексеевича «Последний шмель» рассказывает о превосходстве человека над насекомым, который не способен осознать настоящую сущность происходящего в его жизни. Насекомое не может рассуждать о скоротечности жизненного пути, о смерти и возрождении.
Здесь происходит окончательное разделение мира природы и мира человека. Постепенно лирический герой ощущает свою значимость и возвышает себя над насекомым, предсказывая ему неминуемую гибель.
Небольшое произведение написано с использованием перекрёстных рифм в виде четырехстопного анапеста. Следует отметить, что первая и третья строфы имеют на пару слогов больше, а в четвертой и второй имеется ударный слог. Данная особенность придает рифмам своеобразную законченность.
Использование при написании анапеста, если посмотреть на ритмичность организации, представлено читателю достаточно размеренно. Это сделано изысканно и не позволяет отнести произведение к ямбу, напоминая о марше или какой-либо считалке для детей.
Применяемый ритм создает характер беседы, которая позволяет по максимуму ощутить внутренний мир, постепенно раскрываемый автором. Все переживания героя обращены в саму суть. И суть эта заключена в финале жизненного пути.
3. Наши иллюстрации подтвердили мысли о теме и настроении стихотворения?
Да. Это стихотворение о природе, о шмеле, грустное, особенно к концу. Иллюстрации становятся менее яркими.
А помогли нам ответить на вопросы?
Нет. Мы только узнали, что такое татарка (это колючее растение с красным пушистым цветком).
4.Ответы на наши вопросы надо искать в самом стихотворении, но не только в его строчках, но и между ними, т.е. нам надо искать подтекст
стихотворения.
Именно подтекст поможет нам понять, о чем думал поэт И.А.Бунин в начале 20-го века и современны ли его мысли.
Как построено стихотворение?
Как звучит стихотворение? Какой у него ритм, размер, рифма?
Рассмотрим композицию: в ней три части, как меняется настроение стихотворения?
Какие художественные средства использует автор для создания образов?
Что вы можете сказать об особенностях предложений, почему именно такие знаки препинания стоят в конце каждого?
Меняется ли настроение лирического героя?
Формальные элементы | Примеры | Выводы |
Фонетика | ||
Звучание | Звукопись: «заунывно гудящий певучей струной» гудение шмеля через гласные [а,у,ы,о,у,а,э,у,о] монотонность; жужжание шмеля через согласные [з,н,ч,щ,с,т] | Своим гудением шмель навевает тоску на лирического героя. |
Строфика | ||
З строчки длинные, последняя – короткая; | В последней короткой строчке – самое главное: 1. «тоскуешь со мной 3. «золотого сухого шмеля | |
Придает неторопливость, передает размышление | ||
Образ шмеля и человека | ||
Стилистика | ||
Эпитеты создают образ : «на подушечке красной» — показывает красоту шмеля и колючей татарки. | В природе все красиво: и шмель, и колючая татарка. Шмель — драгоценное создание природы, он живой; пока лето, он еще жив, но он не знает, что скоро он умрет (уснет), а человек об этом знает. | |
Синтаксис | 3 предложения. Каждая строфа – одно предложение. 1 предл. – вопросительное с обращением «черный бархатный шмель» | Человек спрашивает шмеля. |
2 предл. – повествовательное | Человек знает судьбу шмеля, он понимает, что это неизбежность, закон природы. | |
3. предл. — восклицательное | Человек не отчаивается, ведь за зимой придет весна, и шмель может проснуться. | |
Шмель, лирический герой, окно, подоконник, татарка, человек (дума), поля, ветер, шмель | Образы даны в порядке размышления – все в природе живет (летом) и умирает, спит (осенью и зимой). | |
Природа, пейзаж, шмель | ||
Настроение | Грустное, задумчивое, спокойное | |
Композиция | 3 части (по строфам) | Смена настроения: тоска, безмятежность, восхищение величием человеческой думы |
Лирический герой | В 1 строфе шмель нагоняет на Л.Г. тоску своим гудением, навевает мысли о том, что скоро придут осень и зима. Во 2 строфе радуется последним жарким летним дням, принимает неизбежность «сна». В 3 строфе 2 варианта «человеческой думы »: нет ничего вечного/ все возродится снова – | Смена настроения: тоска – принятие настоящего – знание будущего (весной все оживет снова! Либо горечь от мысли, что и человек, как шмель, когда-то умрет). Это размышление философа о жизни. Л.Г очень одиноко, он грустит. |
5. Вернемся к нашим вопросам, сможем ли мы сейчас ответить на них? Попробуем!
— Почему человек разговаривает со шмелем, ведь шмель не может слышать и понимать человека?
Человеку одиноко, к нему в открытое окно залетает шмель и невольно становится собеседником. Человек-философ, он рассуждает о законах бытия: все смертны (и шмель, и человек) // в природе все возрождается (родятся новые шмели и люди) – это закон бытия, природы.
— О чем человеческая дума, о которой знает человек, но не узнает шмель?
О том, что после осени и зимы придет весна, человек знает этот закон, а шмель нет.
— Странно, стихотворение вроде бы грустное, а в конце стоит восклицательный знак.
Восклицательный знак, потому что надежда на возрождение не умирает, а горечь может быть оттого, что даже все самое красивое умрет.
6. Изменилось ли ваше мнение по поводу темы стихотворения?
Да, здесь не просто описание шмеля, это философское размышление о законах жизни.
— Откуда вы узнали о философских размышлениях лирического героя? Только ли из текста?
Из текста и подтекста.
Вы убедились, что при чтении и понимании стихотворения необходимо не только видеть слова и строчки, но и то, что стоит за
словами и
между
строчками. Это и есть
подтекст
, т.е. то, о чем автор не говорит открыто, и только умный, вдумчивый читатель может читать подтекст. Думаю, что сегодня вы стали именно такими читателями.
Интересно открывать подтекст стихотворения, угадывать глубокие мысли автора, разговаривать с ним, соглашаться или спорить?
Чтение произведений художественной литературы – это всегда диалог автора с читателем!
Что вы можете сказать о поэте И.А.Бунине?
Согласны ли вы, люди 21 века, с мыслями И.Бунина?
Да, надо принять эти законы жизни.
7. Попробуйте еще раз обратиться к вашим иллюстрациям. Возможно, вы внесете добавления?
Да. К третьей строфе можно добавить картины зимы и весны (это иллюстрации «человеческой думы», это подтекст
Черный бархатный шмель, золотое оплечье | Ты зачем залетаешь в жилье человечье | И как будто тоскуешь со мной? |
За окном свет и зной, подоконники ярки | Безмятежны и жарки последние дни | Полетай, погуди |
И в засохшей татарке | На подушечке красной усни | Не дано тебе знать человеческой думы |
Что давно опустели поля | И уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый | Золотого сухого шмеля! |
8. Домашнее задание:
напишите небольшое стихотворение-размышление «Бабочка проснулась» или прочитайте стихотворение А.Фета «Бабочка».
1. Данный урок был проведен в 6 классе с использованием SMART-доски, на которую заранее были выведены иллюстрации, принесенные учениками.
Использование коммуникационно-информационных технологий позволяет:
2. Урок был построен, с одной стороны, как традиционный анализ стихотворения, с другой стороны, как поиск секретов стихотворения, объяснения «странностей стихотворения», что продиктовано возрастными особенностями учащихся. Ученики искали философскую подоплеку стихотворения, которую сразу не уловили, но через иллюстрации почувствовали. Анализ формальных элементов помог выйти на идейно-тематический уровень.
3. Результаты урока:
4. На вопрос о восклицательном знаке в конце стихотворения шестиклассники в основном склонны отвечать оптимистично. Поэтому их стихи получились с верой в красоту и жизнь, что очень радует!
Вот бабочка. Она Проснулась. От солнышка горячего Очнулась И на снегу тихонько Встрепенулась. Взлетела на цветок и Улыбнулась: Ну, здравствуй, солнце, Я – вернулась! (Даша С.)
Хокку В цветке сакуры Заснувшая бабочка. Как она хрупка… (Саша Б.)
Художественное восприятие природы И. А. Бунин очень тонко проявил именно в своей поэзии, с чего, в принципе, он и начал свой творческий путь. Здесь он показал характерные особенности своего поэтического и литературного таланта. В его лирических произведениях существуют нежные и тонкие ноты гармонии и оптимизма, где свободно воспринимаются законы жизни человеческой природы. Бунин абсолютно не сомневается в том, что только в слиянии с природой можно прочувствовать прочные нити соприкосновения с жизнью и прийти к пониманию замысла Божьего. Стих Бунина «Последний шмель» — наглядный пример этого. Его название сразу настраивает на волну легкой печали и тоски, увядания и конца, которые по планомерному ходу сюжета стихотворения получают плавное и певучее развитие.
Анализ стихотворения И.А. Бунина «Последний шмель»
Тема жизни и смерти неизбежно занимает немалое место в творчестве любого поэта или писателя. Человек, способный иначе воспринимать мир и изображать его словами, рано или поздно приходит к осознанию (или к необходимости осознания) смысла своего существования и вообще человеческой жизни.
Тему человека и природы, их единения также затрагивает каждый поэт, поскольку, обладая даром свыше, он стремится к гармонии с природой и пытается найти причины отдаления от неё человека.
Обе эти темы нашли своё выражение в стихотворении И.А. Бунина «Последний шмель». Его название говорит само за себя. Шмель — насекомое, это олицетворение природы, движения, жизни. Словосочетание “последний шмель” уже настраивает на восприятие стихотворения, посвящённого чему-то, пока ещё неуловимо печальному.
Несмотря на то, что все эти строфы стихотворения связаны одной темой и образным рядом, в нём можно выделить три части (согласно делению на строфы).
Первая часть знакомит нас с миром человека, от лица которого ведётся повествование, и миром природы, представленным шмелём. Кажется, эти два мира изначально разделены: человек находится в своём “жилье человечьем” (использованная инверсия ещё более обращает на это внимание), шмель же туда только “залетает”. Однако неслучайно употреблённые глаголы несовершенного вида “залетаешь, тоскуешь” говорят о том, что эти действия происходили не единожды, а время от времени, то есть мир человека всё-таки не отделяется от мира природы.
Между человеком и шмелём существует взаимопонимание, общение на равных (“тоскуешь со мной”); шмель разделяет человеческую тоску. Причём человек описывает его весьма уважительно, можно сказать, “по-царски”: “чёрный”, “бархатный”, “золотое оплечье” — эти глубокие, густые по звучанию и благородные, возвышенные по содержанию эпитеты как бы поднимают образ шмеля из ранга простого насекомого в ранг собеседника, единомышленника человека. Но несмотря на это появление шмеля, которое ощущается нами и фонетически, благодаря аллитерации — сочетанию звуков “ч”, “ш”, “з”, “щ” — и ассонансу — сочетанию глубоких, гудящих, округлых звуков “о”, “у”, — вызывает в душе человека печальные мысли и чувства (хотя нам пока неизвестно, какие именно): шмель называется “заунывно” гудящим, хотя и “певучей струной”. Видимо, мысль, внушаемая человеку видом шмеля, появилась бы и сама по себе, но она доставляет ему душевную боль, поэтому и певучее гудение шмеля кажется ему заунывным. Что это за мысль, мы узнаем в следующей части стихотворения.
Во второй строфе постоянной становится тема смерти. Теперь уже автор прямо говорит о последних днях, и хотя здравый смысл подсказывает, что последние дни шмеля — это всего лишь последние дни лета, близость конца для шмеля напоминает человеку о скоротечности его собственной жизни. “За окном свет и зной”, природа ещё прекрасна и пытается сохранить свою увядающую прелесть, но человек, в отличие от шмеля, понимает, что эти блаженные, безмятежные, яркие дни — всего лишь затишье перед бурей, последние дни перед смертью. Поэтому человек ограничивает себя стенами своего жилья от этого прекрасного мира и видит его только через окно (подчёркнуто “яркие подоконники” являют собой зрительную границу между двумя мирами, а шмель является как бы связующей нитью, посланником из одного мира в другой). В первых двух строках автор как нельзя более насыщенно и красочно нарисовал мир умирающей, но ещё прекрасной природы, а в середине второй строки резко отделил это описание внутренней рифмой (ярки
Вторая и четвёртая строки каждой строфы имеют точные богатые рифмы (струной — со мной; поля — шмеля
). Однако первая и третья строки имеют точные рифмы только в первой строфе (
оплечье — человечье
), в остальных же двух — неточные (
думы — угрюмый
). Это помогает создать большую эмоциональную напряжённость, однако точность рифм второй и четвёртой строк сохраняет при этом общую размеренность ритма. В общем же, стихотворение имеет вид неспешной, но не безэмоциональной беседы.
Думаю, и об этом хотел сказать нам И.А. Бунин в своём стихотворении «Последний шмель».
Бунин: анализ стихотворения «Последний шмель»
Это стихотворение состоит из трех строф, в каждой из которых заключена отдельная композиционная часть. Первую можно считать введением, она сразу дает понять ход размышлений героя и определяет его сложное психологическое состояние.
Вместе со своим героем чувствует эти увядающие краски души и Бунин. Анализ стихотворения «Последний шмель» говорит о том, что шмель становится помощником и проводником меланхоличного состояние героя. Насекомое стало неким символом ухода, тоски и смерти. Отчего же такая грусть и скорбь? Эта тайна откроется немного позже, уже в самом конце произведения. А пока идет призыв к мнимому собеседнику радоваться и наслаждаться великолепными безмятежными и жаркими, но последними, летними деньками. И, в итоге, поймав все эти радужные моменты, ему придется заснуть навсегда. Как быстро время пролетит для этого насекомого, так и жизнь человека — один миг, и он уже будет как тот шмель усыплен природой.
Второе четверостишие наполнено яркими жизненными тонами и красками, однако они резко контрастируют с темой быстрого увядания, отчего страшно и одиноко становится человеческой душе и тем более тягостно от мысли о неожиданной и неминуемой смерти.
Неизбежная грусть
И вот, наконец, третья строфа все ставит на свои места, а, точнее, доводит тему до ее логического завершения. Откуда эта грусть и печаль? Оттого что к человеку рано или поздно приходит понимание того, что жизнь быстротечна, и поэтому его начинают одолевать мысли о бренности и мимолетности ее. Ведь совсем скоро летнее тепло и радость сменит пронзительный и холодный ветер осени, и шмель, как неотъемлемая частица радостного и счастливого времени, будет умерщвлен безжалостными силами суровых законов природы.
Метафоричный образ шмеля
Иван Бунин «Последний шмель» создал на основе метафорической художественной выразительности. Без притягательного образа шмеля было бы не так красиво и душевно, он для автора немой собеседник, которому писатель задает риторические вопросы.
Очень точно использованы фонетические средства выразительности — с помощью свистящих и шипящих звуков писатель передает поведение шмеля — «заунывный гул», а также осенний «ветер угрюмый».
Этот стих очень пронзительный и настораживающий, наводит на философские мысли. На это, скорее всего, и рассчитывал Бунин. Анализ стихотворения «Последний Шмель» говорит о том, что оно было создано по образцу философской лирики, где затрагиваются извечные вопросы быстротечности жизни и неизбежности смерти, а в период юности нужно успеть насладиться каждым моментом земного бытия.
«Последний шмель Бунин». История создания
Писать стихи Бунин начал с семи лет. Когда писатель создавал на тот момент ему было 46 лет, он уже знал о чем рассказать своему читателю, тем более он был настоящим мастером красивого слога. Тут надо отметить очень важное: Бунин дважды награждался литературной Пушкинской премией (в 1903 и 1909 году), и он был почетным членом Академии наук Санкт-Петербурга по классу изящной словесности. И, главное, Бунин в 1933 году стал лауреатом Нобелевской премии.
Невероятно, но стих Бунина «Последний шмель» был написан 26 июня 1916 года. Это буквально за год до Октябрьской революции, он как бы предчувствовал, но не подозревал, что уже очень в скором времени Россия практически погибнет для Бунина именно в том виде, в котором он ее страстно любил, и окажется в хаосе разрушений, безбожества и братоубийственной войны. Наверное, поэтому на уровне подсознания он находился в подавленном и депрессивном состоянии. Уже тогда он перестал питать иллюзии насчет безоблачного будущего.
Черный бархатный шмель, золотое оплечье, Заунывно гудящий певучей струной, Ты зачем залетаешь в жилье человечье И как будто тоскуешь со мной?
За окном свет и зной, подоконники ярки, Безмятежны и жарки последние дни, Полетай, погуди — и в засохшей татарке, На подушечке красной, усни.
Не дано тебе знать человеческой думы, Что давно опустели поля, Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый Золотого сухого шмеля!
«Последний шмель» И.Бунин
Черный бархатный шмель, золотое оплечье, Заунывно гудящий певучей струной, Ты зачем залетаешь в жилье человечье И как будто тоскуешь со мной?
За окном свет и зной, подоконники ярки,
Безмятежны и жарки последние дни, Полетай, погуди — и в засохшей татарке, На подушечке красной, усни.
Не дано тебе знать человеческой думы, Что давно опустели поля, Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый Золотого сухого шмеля!
Анализ стихотворения Бунина «Последний шмель»
Подобное стихотворение-рассуждение есть и у Ивана Бунина. Своего «Последнего шмеля» автор написал осенью 1916 года, не подозревая о том, что уже через несколько месяцев Россия погрязнет в хаосе революции и, фактически, умрет в том виде, в котором была очень дорога поэту. Трудно сказать, предчувствовал ли Бунин нечто подобное. Однако то, что в момент написания этого стихотворения он находился в достаточно подавленном и депрессивном состоянии, не вызывает сомнений.
«Черный бархатный шмель, золотое оплечье, заунывно гудящий певучей струной», — эти первые строки стихотворения создают особую атмосферу, не только настраивая на лирико-философский лад, но и показывая, что автор воспринимает окружающий мир сквозь призму своих личностных переживаний. Развивая тему рассуждений о бренности существования, Бунин ищет в шмеле союзника, который бы смог разделить с ним щемящую тоску и грусть, навеянную последними теплыми деньками бабьего лета. Однако автор, в отличие от шмеля, хорошо знаком с законами мироздания, и прекрасно понимает, какая участь ждет это красивое и благородное насекомое. Поэтому он старается быть с ним предельно ласков и терпелив, о.
О том, что произойдет дальше, не сложно догадаться. Бунин лишен иллюзий, и поэтому убежден, что «что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый золотого сухого шмеля!». Однако подобная мысль вызывает у автора весьма противоречивые чувства. С одной стороны, ему очень жалко это бархатистое жужжащее существо, а с другой – поэт знает, что изменить что-то он не в силах. Поэтому, прощаясь с последним шмелем, Бунин испытает легкое чувство грусти, которая направляет мысли совсем в иную сторону. «Не дано тебе знать человеческой думы», — отмечает поэт, обращаясь к шмелю. Он и сам еще до конца не сумел понять, почему приход осени рождает столько печали и сомнений. Но поэт точно знает, что когда-нибудь настанет время, и он сам окажется в роли этого шмеля, который, веря в чудеса, однажды уснет сладким сном, чтобы превратиться в прах. Бунин предчувствует, что нечто подобное очень скоро произойдет и с Россией, поэтому в данном стихотворении прослеживается сразу две параллели, последняя из которых основана на интуиции и смутных предчувствиях автора. Но они оказываются настолько точными и верными, что не оставляют сомнений в способности Бунина видеть будущее и не питать при этом иллюзий относительно того, что оно будет безоблачным.
Анализ стихотворения Бунина «Последний шмель»
Подобное стихотворение-рассуждение есть и у Ивана Бунина. Своего «Последнего шмеля» автор написал осенью 1916 года, не подозревая о том, что уже через несколько месяцев Россия погрязнет в хаосе революции и, фактически, умрет в том виде, в котором была очень дорога поэту. Трудно сказать, предчувствовал ли Бунин нечто подобное. Однако то, что в момент написания этого стихотворения он находился в достаточно подавленном и депрессивном состоянии, не вызывает сомнений.
«Черный бархатный шмель, золотое оплечье, заунывно гудящий певучей струной», — эти первые строки стихотворения создают особую атмосферу, не только настраивая на лирико-философский лад, но и показывая, что автор воспринимает окружающий мир сквозь призму своих личностных переживаний. Развивая тему рассуждений о бренности существования, Бунин ищет в шмеле союзника, который бы смог разделить с ним щемящую тоску и грусть, навеянную последними теплыми деньками бабьего лета. Однако автор, в отличие от шмеля, хорошо знаком с законами мироздания, и прекрасно понимает, какая участь ждет это красивое и благородное насекомое. Поэтому он старается быть с ним предельно ласков и терпелив, о.
О том, что произойдет дальше, не сложно догадаться. Бунин лишен иллюзий, и поэтому убежден, что «что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый золотого сухого шмеля!». Однако подобная мысль вызывает у автора весьма противоречивые чувства. С одной стороны, ему очень жалко это бархатистое жужжащее существо, а с другой – поэт знает, что изменить что-то он не в силах. Поэтому, прощаясь с последним шмелем, Бунин испытает легкое чувство грусти, которая направляет мысли совсем в иную сторону. «Не дано тебе знать человеческой думы», — отмечает поэт, обращаясь к шмелю. Он и сам еще до конца не сумел понять, почему приход осени рождает столько печали и сомнений. Но поэт точно знает, что когда-нибудь настанет время, и он сам окажется в роли этого шмеля, который, веря в чудеса, однажды уснет сладким сном, чтобы превратиться в прах. Бунин предчувствует, что нечто подобное очень скоро произойдет и с Россией, поэтому в данном стихотворении прослеживается сразу две параллели, последняя из которых основана на интуиции и смутных предчувствиях автора. Но они оказываются настолько точными и верными, что не оставляют сомнений в способности Бунина видеть будущее и не питать при этом иллюзий относительно того, что оно будет безоблачным.
Анализ стихотворения И.А. Бунина «Последний шмель»
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Бунин И.А. / Стихотворения / Анализ стихотворения И.А. Бунина «Последний шмель»
Смотрите также по произведению «Стихотворения»:
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.