Последние холода чему учит

«Последние холода» — читательский дневник по повести А. Лиханова

Последние холода чему учит

Повесть «Последние холода» Альберта Лиханова была написана и опубликована в журнале «Юность» в 1984 году.

Описание книги для читательского дневника

Автор: Альберт Анатольевич Лиханов
Название произведения: «Последние холода»
Жанр: повесть
Год написания: 1984
Издательство: Детская литература
Год издания: 2020

Главные герои и их краткая характеристика

Краткое содержание и сюжет

Коля и его мама, как могли помогали Вадику с сестрой, но аккурат перед Днем Победы мама Вадика и Марьи умерла, и детей отправили в детский дом.

Потом, встречая в столовой других «шакалов», Коля всегда делился с ними своими обедами.

Очень краткое содержание для читательского дневника

В повести рассказано о судьбе детей в голодное время последнего года войны. О том, как двое детей чуть не умерли с голода, когда мама заболела тифом, а у них украли талоны. И они не ели по несколько дней. Как им приходилось выживать, скрывая это. Они очень боялись, что об этом узнает мама и это ее погубит.В судьбу детей вмешалась мама Коли, который познакомился с ним в столовой, где им приходилось » шакалить», просить, отбирать, унижаться, доедать за другими, то что оставалось. Это спасли их от смерти, но за несколько дней до Победы, в больнице, умерла их мама и их забрали в детский дом.

План пересказа

а) война, Коля живёт с мамой и бабушкой
б) талоны на доппитание
в) 8-я столовая
г) шакалы
д) драка Вадика и парнишки по кличке Нос
е) обморок Вадика.
д) дети у Коли, его мама узнала, что случилось с детьми
ж) дети пишут письмо маме в больницу, но не говорят, что они голодают, у них украли талоны и деньги
з) школа жизни Коле от Вадика в день прогула школы
и) детям помогают, дают талоны, жизнь немного наладилась
к) День Победы
л) мама Вадика и Маши умерла в больнице, их отправляют в детдом.
м) детский дом отправляют на Запад страны, дети расстаются
н) наказ Анны Николаевны детям.

Основная мысль

Чему учит

Повесть учит быть сострадательным к тем, кого постигло горе. Что нужно всеми путями защищать своих близких, заботиться о них.

Отзыв и что понравилось

Вывод и мое мнение

Война приносит с собой тяжёлые испытания, которые далеко не каждый способен достойно преодолеть. Голод стирает в душе человека былые ценности, превращая его в загнанного зверя. Нужно обладать огромной силой воли, чтобы не растерять в себе самое ценное — порядочность, доброту.

Источник

О чем заставляет задуматься повесть Лиханова “Последние холода”

Столько на свете существует книг – не перечесть и за тысячу лет жизни! Авторов, наверное, миллионы. а “талмудов” – во много раз больше. Большая часть их, наверное, и не стоит лично моего внимания.

Кое-что из прочитанного забывается на следующий же день. Некоторые книги остаются в душе, редкие хочется перечитать еще раз. Единицы – переворачивают душу, вызывают слезы, шокируют и не забываются никогда.

Вряд ли я еще вернусь и перечитаю повесть Альберта Лиханова под символическим названием “Последние холода”. Но забыть ее

Тема, предложенная для сочинения, довольно суха и малоэмоциональна, хотя и относится к разряду почти “свободных”. “О чем заставляет задуматься”? Разве все упомнишь, обо всем словами на бумаге напишешь?

Во-первых, о детстве. О том, какое это сложное время для Личности. Ты не хозяин сам себе, своему телу, собственным вещам, даже речам и мыслям, которые пытаются контролировать “бдительные” и “заботливые” родители. Ничего маленький человек не может решать.

Нет сил и опыта для того, чтобы противостоять авторитетам, нравоучениям, физическому

Вывод, который можно сделать из вышесказанного (он почти дословно повторяет высказывания автора): родителям, учителям, соседям и вообще всем взрослым, которые общаются с детьми, нужно быть чрезвычайно внимательными, следить за собой, своими действиями и словами. Не навредить! Не покалечить душу!

Не извратить моральных норм!

Во-вторых, страшно и красноречиво, хотя и немногословно, описана тема лишений и голода, от которого люди “съезжают” с рельс нравственности, воспитанности, самоуважения. Как это – тарелки облизывать? Как это – у малышей краюху черного хлеба отнимать? Не знает тот, кто просто голоден, кого дома ждет ужин, бабушкой заботливой приготовленный.

Тот же, кто голодает неделями, перебиваясь “шакальством”, уже не воспринимает это, как унижение, лишь – как средство, чтобы протянуть еще денек, чтобы не умереть.

Мальчик – ученик начальных классов, он же автор, от лица которого ведется повествование, начинает осознавать “океанские глубины” жизни. Он, сидя на маленьком, теплом и чистом островке, мамой-бабой оберегаемый, одетый-причесанный-накормленный (ценой немалых лишений для двух измотавшихся женщин), никогда не сталкивался с бедой. Оказывается, существуют градации: того же голода, например. Или отчаяния, от которого можно вцепиться в глотку главарю хулиганской злобной шайки.

А после – упасть от истощения в обморок.

Все это в новинку для благополучного мальчика. И не успела его захватить, засосать та страшная жизнь, на которую обречены осиротевшие Вадька и Марья.

Все кончается победой, счастьем и ликованием. Почти для всех.

Об это тоже задумываешься над повестью: какое же это счастье – мир!

Related posts:

Источник

«Дети войны». Урок в 7-м классе по повести А.Лиханова «Последние холода»

Разделы: Литература

Пройдет время, и все, кто был взрослым, когда шла война, умрут. Останетесь только вы, теперешние дети. Дети минувшей войны… И может случиться, что новые малыши забудут наше горе, нашу радость, наши слезы! Не давайте им забыть!

Цели урока: показать значение повести А. Лиханова; вызвать у детей размышления о прочитанном, переживания, душевный отклик; совершенствовать умение анализировать текст.

1). Что вы знаете о Великой Отечественной войне? (Заранее на дом было задано сочинение, некоторые зачитают на уроке).
2). А какие произведения читали о ней? (Выступления 3-4 учащихся).

– Много замечательных произведений, посвященных военной теме, появилось в русской и башкирской литературе после Великой Отечественной войны.

Тяжело было на войне солдатам, о чем писали К. Симонов, Ю.Бондарев, З. Биишева, М. Карим и другие. Но каково же было детям на войне, которые зачастую оставались один на один с самим собой. В русской литературе об этом писали В. Катаев – “ Сын полка”, В. Богомолов – “Ваня”, А. Приставкин – “Ночевала тучка золотая”, в башкирской литературе – А. Бикчентаев – “Сколько лет тебе, комиссар?”, “Прощайте, серебристые дожди” и другие. Все произведения носят трагический характер. “У войны не женское лицо”, – пишет С. Алексеевич, и тем более не детское.

Писатели описывают разные отношения взрослых к детям на войне. Если у В. Катаева и А. Бикчентаева отношение взрослых к детям теплое, отеческое, то в повести А. Лиханова “Последние холода” говорится не просто о военном детстве, о том, как дети переносят лишения военных лет, а о том, как эти лишения переносят в сложном возрасте – в одиннадцать – тринадцать лет, когда ребятам нелегко вести себя самоотверженно и достойно. В сложный внутренний мир подростка вводит читателя А. Лиханов.

А. Лиханов родился в городе Кирове 13 сентября 1935 года. Отец его был слесарем. С первых дней войны он ушел на фронт и воевал до последних дней войны. Мама – медицинская лаборантка, всю жизнь проработала в больнице. “Я с малых лет знал, что где-то рядом с лабораторией – боль и страдание”, – вспоминал А. Лиханов.

Большую роль в судьбе будущего писателя сыграла бабушка Мария Васильевна: “Да, именно бабушка указала мне путь к книгам”. У нее была великолепная память, и она рассказывала внуку много историй. Детство А. Лиханова проходило в тыловом городе. Вместе со сверстниками он стоял в очередях за хлебом, шил кисеты, участвовал в школьном конкурсе для раненых.

Книги А. Лиханова решают важную задачу : как человеку остаться человеком, как сохранить в душе свет детства и веру во все доброе и прекрасное. Писатель удостоен Государственной премии РСФСР, премии Ленинского комсомола, награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Много горя принесла война. А сколько детской печали. Но война не разъединила людей, а объединила детей и взрослых. Горе учило людей думать не только о себе, чувствовать не только свою боль, но и боль тех, кто рядом. Обо всем этом повесть “После холода”.

Беседа по вопросам:

От чьего имени ведется рассказ?

Что мы знаем о Коле, сколько ему лет, где живет и с кем, ощущал ли он на себе тяготы войны?

Какое слово говорит о том, что мама с бабушкой делали сверхчеловеческие усилия, чтобы Коля не чувствовал голода? (надсаживались).

Какие отношения сложились у Коли с мамой и бабушкой, к чему привык Коля, живя в своем доме?

– Выслушав ребят, обращаю внимание на слова – боялись за него, думали о нем.

И вот Коля начинает познавать сложную жизнь, ощущать по – настоящему беду.

Когда это происходит? (Когда получил талоны на дополнительное питание в столовую. Вот когда он начинает ощущать, что такое война.)

Война заставляла людей воровать, попрошайничать, могла превратить человека в зверя. И какой силой воли надо было обладать, чтобы не растерять в себе самое ценное – доброту, порядочность, человечность.

Из всей массы детей, приходивших в столовую, писатель выделяет двоих, им и суждено сыграть важную роль в судьбе Коли.

– Что мы узнаем о Вадике и Маше? (Вадик и Маша – эвакуированные, живут в тыловом городе, отец погиб на фронте, мама лежит в больнице).

– Живут вдвоем. А тут ко всем бедам и еще одна: Маша потеряла карточки, и они голодают.

-Никто не знает об их беде, они никому не говорят, так как считают, что сами виноваты.

Ученикам нужно найти слова, чтобы определить, какие качества характера спасли детей, находившихся в безвыходном положении. Что помогло им выстоять, выжить? Собираем ответы на эти вопросы.

– Светящаяся доброта, любовь, забота о маме ( ученики читают письма, которые пишут Вадик и Маша маме)

– Забота друг о друге.

Конечно, во многом детям помогли люди, которые их окружали. Какое счастье, что рядом с Вадиком и Машей оказался Коля. Что он сделал для них?

Ребята вспоминают все важные эпизоды, где проявляется доброта Коли, его умение сострадать, желание помочь Маше и Вадику(кусок хлеба завернул для них, домой к себе повел. Куртку решил отдать, идет с Вадиком на “промысел” и т. д.)

Ученики рады, что Коля не побоялся пойти в тифозный барак, что он сумел преодолеть страх. Этот эпизод читаю сама: “У тифозных бараков я опять растерялся. На меня напал страх. Мама и бабушка всегда говорили, что именно к этой больнице даже приближаться опасно”.

Коля начинает понимать, что доброта должна быть действенной.

– Какую роль сыграли Вадик и Маша в жизни Коли?

Дети находят в тексте рассуждения Коли.

– Он задумывается о щедрости и жадности. О доброте и злобности. О бескорыстии, о готовности помочь.

Рассуждения Коли о взрослости ученики читают по тетради( заранее было задано выписать в тетрадь понравившиеся рассуждения о взрослости). “Взрослость приходит к нам не однажды, не в какой-то установленный всеми миг. Взрослость приходит, когда маленький человек видит важное для него и понимает это важное…”.

– Почему Вадик и Маша не стали друзьями Коле? ( Горе сделало Вадика и Марусю очень взрослыми. Коля не мог подняться до полного осознания их беды и горя).

– А как Коля считает, почему они не подружились? Ребята находят ответ в повести: “Не вышла дружба у меня с Вадиком и Марьей, вышло знакомство. То ли я был слишком послушным тогда, то ли слишком слабым, то ли привык жить в таком коконе, какой сплели вокруг меня мама и бабушка, а я дрогнул духом. Впрочем, может, была другая причина, что мы не стали друзьями,– время”.

– Почему повесть называется “Последние холода”? ( У природы – конец зимы, в книге – конец войны).

Заключительное слово учителя. Заканчивается война, приближался особенный день. Первый день Мира… Но рядом безутешное детское горе– последствия войны.

Вот и прочитана книга о военном детстве, о жизни обыкновенных детей в страшную военную пору. Нельзя забывать о войне, надо знать, какой ценой завоевано сегодняшнее счастье, надо стараться, чтобы ни одно имя не осталось забытым.

Источник

Альберт Лиханов — Последние холода:
Краткое содержание

Автор посвящает книгу детям войны и их недетским страданиям, и взрослым, которые живут по совести.

Рассказчик Коля вспоминает себя третьеклассником в школе тылового городка в апреле 1945 года. Он жил тогда в постоянном ощущении «несытости», с мамой-медработником и бабушкой, отец был на фронте. Мальчику запомнилась учительница «с полководческим умом» Анна Николаевна, ее мудрые «правила жизни», чести, уважительного отношения к образованию, родителям.

Получив талоны на дополнительное питание в столовой № 8, уже на входе Коля сталкивается с суровой на вид, но доброй гардеробщицей Грушей и очередью. Здесь он увидел тех, кого крепкие парни с презрением назвали «шакалами». Это был Вадька Русаков, желтолицый мальчик-шестиклассник, с безумными глазами, который попросил у него недоеденную овсянку. Коля, потрясенный, отдал. Марью, маленькую сестричку Вадьки, накормила какая-то добрая девчонка. «Голод убивает всякий стыд». Дети любят и страдают посильней взрослых.

Домашнему Коле интересно с Вадимом, он как оруженосец при рыцаре, узнает жизнь, видит борьбу с голодом, хочет помочь ребятам. Выдерживает характер перед бабушкой и мамой, выносит Вадьке свою куртку. Конечно, потом обе женщины, узнав обо всем, жалеют ребятишек. Но Вадим не хочет сидеть у них на шее. Наутро он вместо школы обходит город, собирая еду. Коля идет с ним, чуть ли не впервые прогуляв школу, пробует жмых, ищет на базаре упавшую картошку.

Живут Русаковы очень бедно. Коля поражен, какие разные у них мамы. Его – защитница, а мать Вадима сама, похоже, нуждается в защите. В этот раз мама Коли добилась, чтобы детям выдали талоны в столовую. Перепали им и деньги и продукты от учителей, и новые карточки. В столовой парень с лицом как тыква и бритвой отнял у Марьи котлету, Вадька его ударил, тот в ответ порезал ему пальто. Котлету после него никто есть не стал. Ребятам даже жаль его.

В этот раз в барак письмо маме передал Коля, хотя и трусил перед заразой. А там спросили – нет ли к письму еды. То есть, мама ребят тоже недоедает, и Вадька слышит это каждый раз. «Взрослость приходит, когда маленький человек видит важное для него и понимает это важное», умом или сердцем.

Мама решила, что Вадька плохо влияет на Колю, раз он прогулял школу. «Хрупкая, ломкая это вещь – душа детская», непросто пережить несправедливый окрик взрослого, особенно матери. Мама была неправа, но с того дня дружба ребят пошла на убыль. Осталось «знакомство». В последний день войны, 8-го мая, мама с Колей навестили ребят, «маленьких героев». Она знала, что их матери больше нет. А потом и плакала, и смеялась от счастья, что «войне конец». На улице все как родные друг другу. Анна Николаевна, как всегда, сказала важные слова им, «детям минувшей войны»: пойдут другие поколения, а вы не дайте им забыть войну.

В этот великий праздник Вадим с Марьей узнали, что их мама умерла. Коля чувствует себя ребенком, чужим, из праздничного мира. Вадим просит его уйти. Его с сестрой определяют в детдом. Коля раз зашел к нему, да сказать им друг другу было нечего. Война кончилась, а «шакалы» остались. «Маленькие, голодные, ни в чем не повинные ребятишки». Такое нельзя забыть. Правду нужно помнить и новым поколениям людей.

Читательский дневник по повести «Последние холода» Лиханова

Сюжет

В апреле 1945 года третьеклассник Коля с мамой и бабушкой в тыловом городе ждет отца с фронта. В столовой, где он ест по талонам на дополнительное питание, «шакалит» шестиклассник Вадька Русаков: выпрашивает или крадет еду. «Шакалов» презирают, Вадьку пытается побить парень из шайки по кличке Нос. Коля узнает, что Вадим носит еду младшей сестре Марье. Девочка потеряла карточки на еду, их отец погиб на войне, а мама в тифозной больнице. Домашний мальчик Коля восхищается самостоятельностью Вадьки, его знанием жизни и борьбой с голодом.

Однажды Коля вместо уроков идет искать еду, и мама запрещает ему водиться с Вадькой. Она же добилась выдачи детям карточек и талонов. Счастье дня Победы для Русаковых омрачено новостью о смерти мамы. Теперь им только в детдом. Коля чувствует себя ребенком перед Вадимом. Их пути расходятся. Мудрая учительница Коли Анна Николаевна просит детей помнить о войне и привить эту память следующим поколениям людей.

Отзыв

Повесть о детстве, опаленном войной, память о котором нельзя предавать. В каждую семью вошло горе. Дети взрослеют раньше времени. Война сделала брата и сестру Русаковых сиротами. И таких, как они, было много. Об этом нужно помнить, не допустить новой войны. Образ мудрой мамы героя, образ учительницы, которая не только учит, но и воспитывает детей настоящими людьми.

Повесть учит быть отзывчивым, сострадательным, самоотверженным, бесстрашным, честным, требовательным к себе, а не другим, самостоятельным, верным, благодарным, совестливым. Учит беречь память о войне, ее больших и маленьких героях, ценить мир, время, родных, верить в лучшее.

Источник

Лиханов «Последние холода» краткое содержание, главная мысль, что писать?

Последние холода чему учит

С одним из таких шакалов Коля познакомился поближе. Его звали Вадик, у него была младшая сестра, их мама лежала в тифозном бараке, отец погиб на фронте, а продуктовые карточки были потеряны.

Коля и его мама, как могли помогали Вадику с сестрой, но аккурат перед Днем Победы мама Вадика и Марьи умерла, и детей отправили в детский дом.

Потом, встречая в столовой других «шакалов», Коля всегда делился с ними своими обедами.

Главные герои: Коля, его мама и Вадик и сестрой Марьей.

Последние холода чему учит

В этой повести Альберта Анатольевича Лиханова описывается голодное время последних дней войны.

Хотя отец на фронте, семья Коли не голодает, о нём заботятся мама и бабушка. Коля ходит в школу и там сталкивается с другими несчастными и голодными детьми. Он начинает помогать голодающему Вадьке, которого ребята бьют за воровство хлеба. Но Вадька вынужден это делать, потому что у Вадтки сестра умирает от голода, а мать находится в больнице. Коля всячески помогает сверстнику, отдаёт ему свою куртку, мама подкармливает продуктами и помогает сестре. Но мама Вадьки умирает в День Победы, в туберкулёзной больнице умирает и его сестра Марья, а он сам попадает в детский дом.

Коля восхищён «генеральским умом» своей учительницы Анны Николаевны, которая учит их, исподволь объясняет им важнейшие истины.

Главная мысль повести заключается в том, чтобы люди не забывали ужасы войны и на какие жертвы шли ради Победы над врагом. Именно об этом просит детей и учительница Анна Николаевна. Передать эту память нужно детям и внукам.

Последние холода чему учит

Последние холода чему учит

Сказка небольшая, но поучительная. Ремизов точно показал в своем произведении, что тот голос слышен и помнится, что добром и милосердием зовется. Добрые дела за тебя должны говорить, праведные поступки. Не скупись, не будь жадиной, людям помогай, да душой своей прохожих согревай, вот и сольется тогда твой голос с миллионами тех голосков, что уже поют мелодично из тысячи мест нашей матушки земли! Вот в чем смысл сказки, вот чему она нас учит.

Краткий отзыв в дневник читателя по сказке «Хлебный голос»

Главной героиней произведения является меньшая царская сноха Поля, которая ладно сказала о хлебном голосе, когда вдовый царь большуху среди невесток выбирал. Царь спросил каждую о том, какой по их мнению голос самый слышный. Так первая и вторая невестки глупостей наговорили про бычка и петуха. Лишь третья младшенькая самой умной оказалась, самой добродетельной. Ее слова понравились царю и сделал он Полю главной домоправительницей во дворце. Такая уж точно справится, добрая она и сердечная, сумеет и гостям угодить и верно распорядиться по хозяйству.

Последние холода чему учит

Последние холода чему учит

Забавная и одновременно поучительная история вышла из-под пера писателя и поэта Саши Черного, рассказывающая нам о встрече бродячего кота с шаловливым мальчуганом, которая закончилась тем, что животное навсегда разлюбило мальчиков и велосипеды. Однако, обо всем по порядку.

У самого моря живет умный бродячий кот, знающий, что там где рыбаки, для него всегда найдется кусок рыбки или внутренностей, коими люди пренебрегают, не в пример животным. Однажды в комнате с голубой дверью поселяется семья из 3-х человек. Кот знакомится с каждым, по особенному выказывая свое уважение, почтение и дружбу по отношению к женщине, мужчине и ребенку. Те, в свою очередь, угощают кота колбасой, бисквитом и рыбьим жаренным хвостиком. Особый интерес кот вызвал у мальчика, который после обеда решает поиграть с ним. В качестве забавы, малыш выбирает катание на велосипеде вместе с котом, которого он заботливо засовывает в корзинку. Очумевший от езды, кот на остановке вываливается из своего заточения, и лишь мальчик отворачивается, тот сбегает от своего мучителя прочь. С тех пор кот не равнодушен к велосипедам и мальчишкам.

Отзыв по рассказу С. Черного про кота на велосипеде для читательского дневника

Вывод: чему меня научила эта история? Тому, что нельзя навязывать свои игры другим. Да, здесь был кот, который не мог даже сказать мяу-нет своему новому другу, поэтому ему пришлось испытать все тяготы езды на велосипеде. Однако, ребенок должен научиться понимать, что не все его благостные намерения по отношению к братьям нашим младшим могут быть хороши. Если человек может сопротивляться и говорить нет, когда ему что-то не нравится, то животное, как существо, лишенное способности общения на человеческом языке, не может возразить и вынуждено терпеть издевательства над своим телом. Но это не повод, дающий вам право жесткого обращения с ними!

Для тех кого заинтриговала эта история, предлагаю полную версию рассказа Саши Черного «Кот на велосипеде» прочитать ниже.

Последние холода чему учит

Последние холода чему учит

Последние холода чему учит

Краткое содержание рассказа «Голубиные башмаки»

Чему меня научила эта история? Не доверять незнакомцам, не быть таким наивным, как Володя, больше читать и узнавать, чтобы не поддаваться на провокации нелепых советов, да и вообще с осторожностью принимать на веру советы от посторонних малосимпатичных лиц.

В довершении, а вот насмешка старшего брата над младшим, мне не понравилась. Для Володи ловля голубей и потеря ботинка являются серьезными делами. И если он решил довериться, то стоило также серьезно отнестись к его словам, а не давиться супом от хохота, над наивностью малыша, ему же всего 6,5 лет!

Заполнение читательского дневника по рассказу С. Чёрного «Голубиные башмаки» в виде плана

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *