После чего масляная пленка на деревянных изделиях превращалась в золотистый лак
как делали золотую краску для хохломы
Выдержка из фундаментального труда «Тайна хохломского золота»:
«Мастера-иконописцы изобрели ещё один способ «дешёвой» позолоты: они покрывали олифой — варёным льняным маслом — листочки серебра и серебряный порошок, приклеенные к поверхности иконы. Жёлтая плёнка высохшей олифы на серебре была очень похожа на золото. Крестьянские мастера олифой стали покрывать не серебро, а олово-серебристый, довольно часто встречающийся металл. Так и появилась на крестьянском столе золотистая хохломская посуда.»
Основной материал, из которого создаются все хохломские изделия — липа. Прежде, чем она попадёт к мастеру, древесина проходит длительную подготовку. На специально оборудованных складах, дерево липу сушат не менее трёх лет. Только после этого она считается пригодной для изготовления качественных изделий.
Первый этап – битье баклуш, то есть создание грубых деревянных заготовок. Будущие ложки, кружки, братины — всё проходит сушку в печах и шлифование. Затем в заготовку втирается льняное масло. После просушки, на неё наносится вапа — грунт. Наносят вапу тампоном, который можно сделать из капронового чулка, но по старинной технологии, это был кусок мягкой овчины с подстриженной шерстью. После этого изделия сушат в течение семи-восьми часов и вручную обрабатывают олифой так же, с помощью тампона из кожи. Олифа должна полностью покрыть изделие, равномерно по нему распределившись. Это очень ответственная процедура, от которой зависит прочность росписи и качество изделия. Олифа наносится на деревянную поверхность три-четыре раза, последний слой высушивают, чтобы олифа немного прилипала к пальцу, но уже не пачкала его.
Последний слой сохраняют липким не просто так. К этой плёнке легко пристает полуда. Втирание полуды называется лужением. Лужёная кружка похожа на серебряную: полуда ровным слоем закрывает дерево, и, кажется, что кружка отлита из металла — она сияет матовым серебристым блеском.
Итак, теперь заготовка выглядит серебряной. По этому фону можно начинать роспись.
В хохломской росписи используются в основном красная, черная, зеленая, желтая и коричневая краски. К ним предъявляются особые требования — они должны выдерживать термическую обработку и не выгорать. Существует два основных вида росписи: верховое письмо и фоновое. При верховой росписи рисунок наносится орнаментом на поверхность. Фоновое считается более сложным. Художник закрашивает фон, оставляя те части, которые станут «золотыми» после обжига.
После росписи изделие покрывают лаком и сушат. Именно после этого хохломские узоры становятся по-истине «золотыми».
Существует специальный пищевой лак МЧ-52, который запекается в печи. Он производится на лакокрасочных заводах. Сначала посуду покрывают четырьмя-пятью слоями лака, тщательно просушивая каждый из них.
Раньше расписанное изделие покрывали несколькими слоями лака — олифы, а потом закаливали в печи при довольно высокой температуре.
И сейчас лакированные вручную предметы закаливают в электропечи при температуре 160 — 180 градусов. Под пленкой закаленного лака всё, что было в росписи серебряным, становиться золотым.
После неоднократной закалки лаковая пленка приобретает высокую прочность. Поэтому изделия не боятся горячего и не портятся от воды.
определите и запишите основную мысль текста хохлома какое странное и веселое слово
Определите и запишите основную мысль текста хохлома какое странное и веселое слово
После чего масляная плёнка на деревянных изделиях хохломских мастеров превращалась в золотистый лак?
Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—13.
(1)Хохлома! — какое странное и веселое слово. (2)В нем и смех слышится и восхищенное — ОХ! (3)И восторженное АХ! (4)Как же оно начиналось, это удивительное хохломское художество? (5)Разное рассказывают старики.
(6)Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок-умелец. (7)Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. (8)Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. (9)Прилетела как-то к его порогу птица Жар. (10)Он и ее угостил. Птица-Жар задела золотым крылом чашку с кашей — и чашка стала золотой.
(11)Это, конечно, легенда, сказка. (12)А начало золотой росписи ведут от древних мастеров-живописцев. (13)Они писали на деревянных досках, покрывали доски льняным маслом, прогревали в печи, и масляная пленка превращалась в золотистый лак. (14)Потом уж и посуду стали золотить по такому способу.
Определите и запишите основную мысль текста.
Основная мысль текста.
Несмотря на множество легенд о том, как появилась хохломская роспись, берёт начало она всё же от древних мастеров-умельцев.
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.
Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
1) Хохлома! — какое странное и веселое слово.
2) Легенда о хохломе.
3) Начало золотой росписи ведут от древних мастеров-живописцев.
В плане в той или иной форме должно быть последовательно представлено содержание текста, отражены все микротемы текста.
Определите и запишите лексическое значение слова «писали» из предложения 13. Подберите и запишите предложение, в котором данное много-значное слово употреблялось бы в другом значении.
Писали — расписывали, разрисовывали.
Мы писали контрольный диктант.
Определите стилистическую принадлежность слова «сладил» из предложения 7, запишите.
Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
Слово употребляется в разговорном стиле.
Объясните значение фразеологизма «Бить баклуши», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
Бить баклуши — бездельничать.
Бить баклуши — дело нехитрое. Прилагать старание, чтобы получилось что-то нужное и полезное, бездельник не может и не хочет.
Ответ может быть сформулирован так:
Масляная плёнка на деревянных изделиях хохломских мастеров превращалась в золотистый лак после прогревания в печи.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы | ||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дан правильный ответ, в предложении допущено более трёх ошибок. ИЛИ Ответ неправильный | 0 | ||||||||||||||||||||||
Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка. Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две орфографические ошибки при отсутствии пунктуационных и грамматических ошибок. Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических и грамматических ошибок. Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две грамматические ошибки при отсутствии орфографических и пунктуационных ошибок. Всего в предложении, содержащем правильный ответ, в сумме должно быть допущено не более трёх ошибок (в их числе – только один речевой недочёт) | 1 | ||||||||||||||||||||||
Дан правильный ответ, в предложении может быть допущен один речевой недочёт или допущена одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна Определите и запишите основную мысль текста хохлома какое странное и веселое словоОпределите и запишите лексическое значение слова «писали» из предложения 13. Подберите и запишите предложение, в котором данное много-значное слово употреблялось бы в другом значении. Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—13. (1)Хохлома! — какое странное и веселое слово. (2)В нем и смех слышится и восхищенное — ОХ! (3)И восторженное АХ! (4)Как же оно начиналось, это удивительное хохломское художество? (5)Разное рассказывают старики. (6)Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок-умелец. (7)Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. (8)Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. (9)Прилетела как-то к его порогу птица Жар. (10)Он и ее угостил. Птица-Жар задела золотым крылом чашку с кашей — и чашка стала золотой. (11)Это, конечно, легенда, сказка. (12)А начало золотой росписи ведут от древних мастеров-живописцев. (13)Они писали на деревянных досках, покрывали доски льняным маслом, прогревали в печи, и масляная пленка превращалась в золотистый лак. (14)Потом уж и посуду стали золотить по такому способу. Определите и запишите основную мысль текста. Основная мысль текста. Несмотря на множество легенд о том, как появилась хохломская роспись, берёт начало она всё же от древних мастеров-умельцев. Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов. 1) Хохлома! — какое странное и веселое слово. 2) Легенда о хохломе. 3) Начало золотой росписи ведут от древних мастеров-живописцев. В плане в той или иной форме должно быть последовательно представлено содержание текста, отражены все микротемы текста. После чего масляная плёнка на деревянных изделиях хохломских мастеров превращалась в золотистый лак? Ответ может быть сформулирован так: Масляная плёнка на деревянных изделиях хохломских мастеров превращалась в золотистый лак после прогревания в печи. Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке. Определите стилистическую принадлежность слова «сладил» из предложения 7, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову. Слово употребляется в разговорном стиле. Объясните значение фразеологизма «Бить баклуши», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений. Бить баклуши — бездельничать. Бить баклуши — дело нехитрое. Прилагать старание, чтобы получилось что-то нужное и полезное, бездельник не может и не хочет. Писали — расписывали, разрисовывали. Мы писали контрольный диктант.
|