После аспирантуры что дальше

Кем работать после аспирантуры?

После аспирантуры что дальше

После окончания магистратуры выпускники могут пойти работать по специальности или поступить в аспирантуру. Там они получают углубленные знания по специальным предметам и готовят кандидатскую диссертацию. Защитившись, молодые люди снова оказываются перед выбором и должны решить, чем заниматься дальше. Мы дадим несколько советов о том, кем работать после аспирантуры.

Больше полезной информации получают подписчики нашего телеграм-канала. Он будет полезен всем: старшеклассникам, студентам, аспирантам.

Возможно ли работать во время учебы в аспирантуре

Согласно правилам обучения, аспирант очной формы может работать только неполный рабочий день и только в том в вузе, где он учится. Он не имеет права заниматься какой-либо другой работой, кроме преподавательской деятельности. Чаще всего соискатели устраиваются на 0.5 ставки ассистента или младшего научного сотрудника.

Аспиранты заочной формы могут работать где угодно, для них не предусмотрены какие-либо ограничения.

Где работать после аспирантуры: учебные заведения

Как правило, выпускники аспирантуры устраиваются на работу в сфере образования.

Высшие учебные заведения

Цель аспирантуры — подготовить научные кадры для дальнейшей работы в университетах, академиях, институтах. Поэтому чаще всего после успешной защиты аспиранты остаются работать на своей кафедре на должности старшего преподавателя или доцента (если хватает стажа).

Работа после аспирантуры в колледжах и техникумах

Часто бывает, что в вузе не хватает ставок и руководство факультета не имеет возможности принять на работу молодого специалиста. В таком случае можно временно устроиться преподавателем в средние специальные учебные заведения: как правило, там больше вакансий.

Поработайте там год-два, а потом, если появятся ставки, переходите в вуз. За это время вы приобретете полезный опыт преподавания.

Можно ли после аспирантуры преподавать в школе

Работать школьными учителями могут только выпускники профильных педагогических специальностей. Диплом кандидата наук по другим направлениям не дает право работать в школах, гимназиях или лицеях.

Если же вы заканчивали профильную специальность и защитили диссертацию, то имеете право на добавку 10% к зарплате учителя (если это установлено региональным законом).

Кстати! А мы предлагаем нашим читателям скидку 10% на любой вид работы

После аспирантуры что дальше

Зачем идти в аспирантуру? Чтобы получить право преподавать в вузе

Работа после аспирантуры: другие варианты

Не уверены, что хотите преподавать и сомневаетесь в своем педагогическом таланте? Есть и другие варианты трудоустройства.

Научно-исследовательские институты

Если вас привлекает исследовательская деятельность, лучше искать вакансии в научных институтах или специализированных центрах при крупных концернах. Там нужны молодые специалисты со свежими идеями.

Студенческие сервисы

Умение писать учебные или научные работы также может приносить деньги. Многие студенты и аспиранты нуждаются в профессиональной помощи. Главное — найти надежный сервис, ведь набирать клиентскую базу самому сложно и долго.

Служба помощи студентам предоставит вам доступ к большому количеству заказов, при этом гарантирует:

Бизнес и производство

Наличие ученой степени станет достоинством в любом резюме. В крупных компаниях нужны специалисты, которые умеют работать с информацией и создавать собственный научный или творческий продукт.

А если ваша диссертация касалась какого-то практического аспекта, попробуйте устроиться инженером на производство, которое работает в этом направлении.

Чтобы успешно окончить аспирантуру, нужно подготовить кандидатскую диссертацию, а также написать несколько научных статей. С этим помогут справиться эксперты сервиса для студентов и аспирантов. Они знают, как написать публикацию для научного издания или раздел диссертации.

После аспирантуры что дальше

Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.

Источник

Какую степень получают аспиранты и сколько времени это занимает?

Бакалавриат плюс магистратура — 6 лет образования — отличная база соискателя престижной работы любого профиля, если рассматривать запросы авторитетных работодателей Москвы. Но этот уровень необязательно должен стать последним.

За магистратурой следует аспирантура — выбор тех, кто ощущает в себе тягу к научным знаниям. Сроки обучения аспирантов отличаются в зависимости от выбора формы учебы. Очники подходят к защите диссертации через 3 года, заочники готовятся на год дольше.

Какую работу необходимо проделать на протяжении всего обучения

Ограничений по срокам защиты диссертационного труда законами не предусмотрены. Он может стать как первой серьезной заявкой молодого ученого, так и работой всей его жизни. А вот к периоду самой учебы аспиранта предъявляются жесткие требования.

Попасть на последипломный уровень высшего образования в аспирантуру можно только при соблюдении 2 условий.

Проходной балл определяет вуз. Для тех, кто не оказался среди аспирантов, открыт «обходной путь» — соискателя научной степени. Последний должен сдать кандидатские экзамены и прикрепиться на 6 месяцев максимум к учебному заведению.

Практика подготовки будущих ученых/педагогов предполагает огромный пласт самостоятельной работы. За 3−4 года обучения студент должен:

Заниматься созданием/продвижением авторских/соавторских научных работ. Приветствуются оформление патентов, разработка авторских проектов, формирование отчетов по исследованиям.

Публиковать статьи. Определен минимальный набор публикаций (от 4 из перечня ВАК, от 3 из индекса РИНЦ). Желательно расширить его статьями научных журналов, газет, каталогов, не индексируемых РИНЦ, вне перечня ВАК.

Выступать на конференциях с докладом о собственных исследованиях. Активность участия в подобных мероприятиях во многом определяет перспективы дальнейшей научно-исследовательской практики.

Проводить практические, лабораторные занятия студентам, читать лекции. Аспиранты-очники сдают экзамен по педагогике.

Сдавать кандидатские экзамены, проходить промежуточную аттестацию.

Посещать занятия (в нашем вузе они проводятся вечером для удобного совмещения работы с учебой).

Собирать материал (эмпирический, научный, теоретический) будущей диссертации.

Какой ступенью образования является аспирантура

Стандартная программа Болонской системы присваивает аспирантуре третий уровень образования после бакалавриата и магистратуры. Но здесь есть уточнения, связанные с относительно недавним переходом на международную программы подготовки профессиональных кадров.

Так, бакалавры не могут стать аспирантами без магистерского диплома, а выпускники специалитета могут. Для последних это вторая ступень. Студенты, закончившие аспирантуру, вправе поступать повторно как соискатели (это уже второе высшее или 4-я ступень).

Какая степень присваивается выпускнику аспирантуры

В отличие от бакалавров, специалистов, магистрантов, аспиранты не получают квалификационного диплома. Им присваивается степень кандидата наук. Она дает право вести педагогическую деятельность, принимать участие в совместных научных работах, претендовать на государственную поддержку при проведении исследований.

После аспирантуры что дальше

Возможно ли дальнейшее повышение уровня квалификации

Статус кандидата наук — «пропуск» в докторантуру. Она является следующей ступенью подготовки ученых кадров и доступна только держателям диплома магистранта/специалиста, успешно сдавшим кандидатские экзамены, защитившим перед комиссией диссертацию.

Докторантура, как и аспирантура — уровень послевузовского последипломного повышения квалификации. Заканчивается докторской диссертацией, присвоением степени доктора наук.

Адрес поступления:

Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.

Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.

Контакты приемной комиссии:
Телефон: +7 (495) 800 10 01

График работы приёмной комиссии:
Пн — Пт: 08:30 — 22:10;
Сб — Вс: 10:00 — 17:00;

Источник

Что такое аспирантура? Стоит ли поступать?

Многим выпускникам вузам интересно, что такое аспирантура и нужна ли она всем. После проведения в университете 5 или 6 лет учебы, нужно ли еще учиться, что получить высшее образование?

Попробуем ответить сегодня, для чего вообще проходят аспирантуру. Также предлагаем вам узнать, плюсы и минусы аспирантуры, чтобы точно решить, стоит поступать или нет.

Что такое аспирантура?

Сложно ли учиться в аспирантуре?

Отличие аспирантуры от обучения специалиста

Отличие аспирантуры от докторантуры

Стоит ли поступать в аспирантуру?

— Преимущества, которые дает обучение в аспирантуре

— Минусы обучения в аспирантуре

Кем можно стать после окончания аспирантуры

Сложно ли писать кандидатскую диссертацию

Какой процент уникальность должен быть в кандидатской диссертацию

Способы повышения оригинальности

Что такое аспирантура?

Самым важным вопросом этой статьи является, что такое аспирантура.

Это третий этап обучения в университете. На самом деле высшее образование включает 3-4 этапа.

Сначала необходимо получить первую академическую степень бакалавра или квалификацию специалиста. Разница между ними колоссальна.

Для бакалавра выделяется 4 года для приобретения основных теоретических и практических положений по специальности. Таким образом, бакалавриат 4 года занимается получением компетенций, которые помогут ему поступить в штат рядовых сотрудников.

Специалист получается возможность за 5 лет приобрести не только ключевые знания о квалификации, но и практические навыки для поступления на руководящую должность по специальности.

Для бакалавриата необходимо получение диплома магистра, чтобы получить вторую академическую степень и выйти на производство с полным высшим образованием.

После магистратуры или специалитета можно продолжить учебу в аспирантуре. Этот этап предполагает, что студент выбирает путь ученого и хочет стать либо академиком, либо преподавателем в университете.

Многие соискатели не могут завершить свое образование и заканчивают аспирантуру без подготовленной кандидатской. Диплом после аспирантуры выдается при условии сдачи «кандидатского минимума», т.е. госэкзамена, а также при написании доклада о кандидатской диссертации.

Несмотря на то что аспирант должен написать кандидатскую в конце своего обучения, он не обязан защищать ее в этот же год. Ограничений по времени у него нет, ведь аспирантура нужна для того, чтобы получить специальность исследователя и возможность устроиться преподавателем.

Кандидатская же позволит стать не только старшим преподавателем, но и доцентом. А это поможет повысить заработную плату и приобрести уважаемую должность.

На этап докторантуры поступает не каждый. Многие преподаватели остаются со степенью кандидата наук до периода, когда у них будет больше времени заниматься исследовательской деятельностью.

Поэтому говоря о том, что такое аспирантура, можно подвести итог, что это осознанный выбор человека заняться научно-исследовательской практикой длиною во всю жизнь.

Аспирантам приходится писать достаточно много работ, задаваемых преподавателями, а также публиковать статьи в журналах из списка ВАК. Все эти документы должны обладать высокой оригинальностью, иначе их не будут принимать для сдачи.

Чтобы ваш показатель оригинальности всегда был высоким, воспользуйтесь нашей услугой «повышение уникальности». Мы поможем пройти проверку антиплагиата с показателем 80-90%. Текст в ваших документах останется прежним. Программа Антиплагиат только перекодирует внутреннюю часть файла. Приобретите услугу бесплатно прямо сейчас. Мы работает без предоплаты.

Сложно ли учиться в аспирантуре?

Учиться в аспирантуре сложно, но интересно. На данном этапе отсутствуют постоянные пары, лекции и ненужные дисциплины из смежных наук.

Большую часть аспирант посвящает самообразованию и подготовке своей диссертационной работы. Подготовку необходимо разделять на поиск теоретической базы и литературных источников, а также на общение с научным руководителем.

Только на первом году аспиранты занимаются на лекциях и семинарах, как и в магистратуре. Начиная со второго курса, они должны уделять больше времени статьям для публикации в журналах и преподавательской практике.

Так, аспирант набирает достижения, которые записывает в своем журнале. Этот журнал он сможет представить перед комиссией перед сдачей госэкзаменов.

Последние 2 года учебы на аспирантуре будут посвящены в основном подготовке диссертации. Вместе с научным руководителем будет проводиться исследование научной проблемы. Работа должна завершиться готовой диссертацией к концу аспирантуры.

Отличие аспирантуры от обучения специалиста

Аспирантура является уровнем выше специалитета. В аспирантуру может поступить только тот, кто получил диплом с присвоенной квалификацией.

Обучение специалиста проводится на очном отделении 5 лет. Первые 2 года студент занимается сбором теоретических знаний и общих представлений о своей специальности. Остальные 3 года занимают погружение в свою специальность более глубоко.

В аспирантуре студент получает больше теоретических знаний, а также педагогическую (не производственную) практику.

Однако тот специалист, который хочет получить дополнительный плюс в своем резюме, может рассчитывать на него после завершения магистратуры. В случае трудоустройства не в научно-преподавательской сфере не придется защищать кандидатскую степень.

Аспирантура поможет специалисту стать более ценным кадром и закрепиться на своей работе. К тому же повышение квалификации поможет получить повышение по должности.

Отличие аспирантуры от докторантуры

Этап докторантуры следует после аспирантуры. Не каждый аспирант готов поступить в докторантуру по разным причинам:

Формально докторантура представляет собой этап подготовки диссертации с серьезным научным исследованием, которое должно привнести большой вклад в науку. Докторантура – это абсолютно самостоятельное плавание исследователя, который может взять отпуск раз в год на проведение исследовательской деятельности на 2 месяца с сохранением рабочего места и заработной платы.

Докторантура нужна тем кандидатам наук, которые ушли из университета в другую область, а потом захотели повысить свой статус. Здесь они смогут получить консультации по оформлению и написанию диссертации, а вот проведение исследований – это самостоятельная работа каждого соискателя.

Получая степень доктора наук, можно считать получение высшего образования окончательным. Теперь ученый может получить ученое звание доцента или профессора. Не путайте ученые звания с должностями.

Должность доцента и профессора кафедры может получить и кандидат наук. Но только после повышения можно защитить свое звание, предоставив пакет подтверждающих документов.

Итак, докторантура – это этап, завершающий получение высшего образования. Однако прежде чем стать соискателем степени доктора наук, необходимо закончить аспирантуру и получить кандидатскую степень.

Источник

Аспирантура ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России: вопросы и ответы

Возраст не тот. Не справлюсь. Нет времени… Будущих аспирантов волнует огромное количество вопросов. Надеемся, что многие ответы вы найдете в этом материале и утвердитесь в своем желании поступить в аспирантуру. На вопросы об аспирантуре отвечает Светлана Юрьевна Астанина, к.п.н., руководитель Методического симуляционно-аккредитационного центра Института повышения квалификации и аккредитации ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России.

Существуют ли возрастные ограничения для поступления в аспирантуру?

Нет, нормативные документы это не регламентируют. Возрастные ограничения для поступающих в аспирантуру отсутствуют в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об образовании в Российской Федерации». В аспирантуру человек поступает тогда, когда он работает над актуальной проблемой исследования. У него есть потребность в проведении исследования и желание учиться. По закону «Об образовании в Российской Федерации» аспирантура сейчас относится к третьему уровню высшего образования, и если человек никогда в аспирантуре не учился, он может использовать эту возможность.

Чем отличается аспирантура от соискательства?

Аспирантура – это системное обучение, основанное на освоении образовательной программы. По окончании аспирантуры выдается диплом с присвоением квалификации «Исследователь. Преподаватель – исследователь». Диплом выдается после освоения программы аспирантуры и успешной государственной итоговой аттестации (ГИА). А вот соискательство не подразумевает освоения образовательной программы. Оно предназначено для организации научно-исследовательской работы по определенной проблеме. По окончании соискательства защищается диссертационная работа, но диплом, подтверждающий присвоение квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь», не выдается.

Какие преимущества есть у аспирантуры, а какие – у соискательства? Можно сказать однозначно, что лучше один или другой вариант?

Преимущества есть и в том, и другом случае. Аспирантура – это еще один уровень высшего образования и еще один диплом, подтверждающий квалификацию. Это позволяет специалисту организовывать научную деятельность, проводить исследования, преподавать в вузах, учреждениях ДПО. Такое право есть у аспиранта, даже если он не защитил диссертацию. Соискательство позволяет заниматься только исследованиями по конкретной научной проблеме, не отвлекаясь на освоение образовательной программы.

Многие воспринимают аспирантуру как следующую ступень ординатуры. Это правильно?

Нет. Аспирантура и ординатура находятся на одном уровне высшего образования, но задачи у них разные. Задача ординатуры – подготовка врача к практической деятельности по определенной медицинской специальности. Задача аспирантуры – подготовка специалиста к научно-исследовательской работе и преподавательской деятельности.

Можно ли стать кандидатом медицинских наук в более короткие сроки?

Если человек поступил в аспирантуру и работа у него уже сделана, то научный руководитель подает заявление о формировании индивидуального учебного плана, реализуемого в форме ускоренного обучения. В этом случае аспирант может окончить аспирантуру гораздо раньше и подать свою работу в диссертационный совет. Тем не менее для получения степени кандидата наук требуется диплом, полученный по окончании аспирантуры.

Во время пандемии по тем или иным причинам образовательный процесс может «подтормаживать». Здесь тоже возможны коррективы. Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 31.06.01 Клиническая медицина (уровень подготовки кадров высшей квалификации) определено, что срок обучения в очной аспирантуре три года – это 180 зачетных единиц, из них 60 единиц – каждый год. Но в том же стандарте оговаривается, что по ряду причин, по состоянию здоровья, в связи с какими-либо ограничениями, при форс-мажорных обстоятельствах количество зачетных единиц в год может быть увеличено до 75, но не более. Освоение программы при таком увеличении ее трудоемкости возможно только при составлении индивидуального учебного плана.

Зачастую провал экзамена кандидатского минимума служит причиной прекращения обучения в аспирантуре. Не сдал – нужно уходить?

Ни в коем случае. При получении неудовлетворительной оценки на экзамене на промежуточной аттестации, аспирант вправе его пересдать. Преподаватели должны обеспечить эту возможность и подвести к успешной сдаче экзамена. Преподаватель тоже несет ответственность за успешную сдачу экзаменов. Существуют самые разные формы подготовки – не только лекции, но и индивидуальные занятия, консультации. Преподаватель должен увидеть, в чем проблема, почему аспирант плохо усваивает тот или иной предмет кандидатского минимума и исправить ситуацию. Неуспешность промежуточной аттестации – это не только большая проблема аспирантов, но и преподавателей. Чтобы на промежуточной аттестации не было неожиданностей, преподаватель должен вести регулярный текущий контроль успеваемости. Это позволяет отслеживать динамику за полгода. Хотя промежуточная аттестация должна проходить по окончании освоения той или иной учебной дисциплины

Какие веские причины для отчисления аспиранта из аспирантуры?

Веской причиной является только одна – регулярная неуспеваемость, которая не позволяет осваивать программу. При этом хочу подчеркнуть, у аспиранта есть право пересдачи, сроки промежуточной аттестации должны переноситься на время, удобное как для преподавателя, так и для обучающегося. Но если при назначении времени и создании условий для пересдачи сохраняется задолженность аспиранта, то его предупреждают о регулярной неуспеваемости, которая дает основание ставить вопрос об отчислении.

Где лучше учиться в аспирантуре – в медицинском университете или научно-исследовательском центре?

Федеральный государственный образовательный стандарт, например по направлению подготовки 31.06.01 Клиническая медицина, устанавливает единые стандартные требования для всех образовательных и научных организаций, которые имеют право обучать в аспирантуре. Стандартизация заключается в том, что определяются единые требования к результату подготовки выпускников, т.е. какими компетенциями должен обладать выпускник аспирантуры, для всех научно-исследовательских, медицинских и образовательных организаций. В свою очередь эти требования определяют, во-первых, требования к структуре программы, к объему учебных часов в виде зачетных единиц на каждый год, распределенных на базовую и вариативную часть, на практику и научные исследования. Во-вторых, стандартизируются условия реализации программ (требования к материально-технической базе, электронной информационно-образовательной среде, к уровню подготовки профессорско-преподавательского состава и т.п.).

Что такое электронная информационно-образовательная среда?

Помимо сайта, в каждой организации должна быть разработана электронная информационно-образовательная среда, доступ в которую имеет каждый аспирант и преподаватель. Аспирант должен иметь возможность входить в свой личный кабинет в любое время, из любой географической точки, иметь доступ к учебному плану, рабочим программам, календарному графику, иметь возможность общаться с преподавателем, обращаться к нему по тем или иным вопросам. В личном кабинете собирается портфолио аспиранта – его достижения, оценки, участие в конференциях, результаты выполнения работ, рецензии преподавателей. Введение в образовательный процесс электронной информационно-образовательной среды началось в 2014 году. Государство в лице Рособрнадзора контролирует эту работу, и каждые 6 лет специальная комиссия проверяет готовность организации к выполнению этих требований, регламентированных федеральным государственным образовательным стандартом. Конечно, это затратно для образовательной организации, но это все окупается качеством подготовки аспирантов.

Может ли соискатель, к примеру работающий анестезиологом-реаниматологом, защитить диссертацию по кардиологии?

Да, может. Самое главное, что у него есть специальность «Лечебное дело». Да и тема диссертации может быть по двум специальностям, это зависит от объекта и предмета исследования. Такое возможно, особенно если они охватывают междисциплинарное направление.

Можно ли быть соискателем и проводить научную работу в одной организации, а защищаться в диссертационном совете другой организации, не будучи там соискателем?

Да, можно. Соискательство преимущественно определяет базу для исследования. Соискателю нужны база и научный руководитель. А вот диссертационные советы по всем специальностям есть далеко не в каждой организации. Поэтому это нормально, если работа выполнена в одной организации, а подается в диссовет другой организации. Также соискатель или аспирант могут начать научную работу в одном учреждении, а потом с результатами научного исследования, набранным материалом перейти в другое учреждение и уже там финализировать ее. Здесь только важно, чтобы при переходе в другую организацию проблема исследования не противоречила предмету и объекту исследования.

Будущих аспирантов пугает перспектива того, что все надо будет делать одновременно – писать дизайн исследования, утверждать тему, осваивать дисциплины по специальности, писать обзоры. Так ли на самом деле все страшно?

На самом деле все происходит не так. Календарный учебный график составлен так, что начало у аспиранта не совпадает с началом изучения дисциплин. Первые 2 месяца он находится в стадии подготовки к работе – план, обзор литературы, готовится к защите темы. И никакие дисциплины в этот момент не изучаются. Они отодвинуты на февраль – апрель. Аспиранты с первого дня знакомятся с руководителем, с базой, получают задачу провести обзор литературы по проблеме исследования, и это важно, чтобы они смогли подойти к утверждению темы (по нормативам она должна быть утверждена в первые три месяца). И это правильно. Не так уж много времени у аспиранта – 3 года, и важно, чтобы аспирант знал тему своего исследования, а она рождается из знания проблемы.

Для соискателей никакой программы нет. Есть руководитель, определяется тема. Как правило, соискатели приходят уже с определенным заделом. Им требуется завершение исследования и оформление диссертации. Их в этом направляет руководитель, готовя к сдаче кандидатского минимума. В образовательной организации всегда в расписании есть время и период сдачи кандидатских экзаменов для соискателей, проводятся консультации. Если соискатель хочет посещать дополнительно занятия, например по истории и философии науки, он может написать заявление об этом, и эта возможность ему будет предоставлена.

Если аспирант закончил обучение, получил диплом, но не смог защитить диссертацию?

Обычно считают, что результат обучения в аспирантуре – диссертация. А на самом деле – результатом является успешное освоение программы и успешная аттестация. Аспирант может получить диплом, получить квалификацию «Исследователь. Преподаватель – исследователь», а диссертацию защитить позднее. Лимит времени по подаче работы в диссертационный совет определяется только актуальностью самой работы. Однако при любой защите есть требования к диссертационной работе – наличие определенного количества статей в журналах ВАК, научные и учебные работы, апробации. Результаты экзаменов кандидатского минимума срока давности не имеют.

Подготовлено по материалам интернет-трансляции.

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ ОБ АСПИРАНТУРЕ ФГБУ «НМИЦ ТПМ» МИНЗДРАВА РОССИИ

База подготовки ординаторов и аспирантов – собственная клиника и консультативно-диагностическое отделение, научные подразделения Центра. Клиническая база (три кардиологических (включая операционные), терапевтическое и неврологическое отделения) оснащена современным оборудованием, позволяющим оказывать специализированную медицинскую помощь пациентам, в том числе высокотехнологичную.

Обучение осуществляется по следующим направлениям

31.06.01 Клиническая медицина (профиль: кардиология; внутренние болезни)

32.06.01 Медико-профилактическое дело (профиль: общественное здоровье и здравоохранение)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *