Посиделки что это такое
Посиделки
Посиде́лки — сезонная форма молодёжного досуга в осенне-зимнее время, наиболее характерная для восточных и южных славян. У западных славян подобные собрания не были регулярными.
Содержание
Другие названия
Занятия на посиделках
Как правило, на любые виды посиделки приглашались неженатые парни, и работы заканчивались угощением, пением песен и танцами. У русских посиделки чётко разграничивались по характеру занятий и делились на рабочие (прядимые, супрядки) и «с гуляньем» (игримые, игрища, беседы).
Время
Посиделки начинались по окончании летне-осенних полевых работ, кульминация их приходилась на период святок (в.-слав.). В центральной России молодёжные вечеринки игрались со дня Кузьмы-Демьяна или Покрова до масленицы, в Белоруссии и западнорусских областях — с начала Филипповского (Рождественского) поста до начала Великого поста, что нередко совпадало с периодом зимних работ — прядением у женщин и плетении лаптей у мужчин. Редко срок гуляний молодёжи ограничивался святками (рус.).
Первые посиделки приурочивались к одному из больших осенних праздников: у вост. и юж. славян — к Успению Богородицы, а также к Семёнову дню (в.-слав.), Рождеству Богородицы, Воздвижению (14 [27] сентября), дню Иоанна Богослова (26 сентября [9 октября] ), Покрову Богородицы, которая считалась покровительницей семьи и материнства и помогала в осуществлении брака, и дню Параскевы Пятницы (28 октября [10 ноября] ), дню Кузьмы-Демьяна (1 [14] ноября — рус., укр.), Михайлову дню, Введению Богородицы.
Посиделки устраивались и в будние, и воскресные дни (в.-слав.), у поляков — по пятницам, после обеда или вечером, у болгар — в понедельник, среду и субботу. Осенью посиделки собирались вечером, а в святки переносились на дневное время, поскольку в течение двух праздничных недель существовал запрет на вечерние работы (рус.). Табу касалось и прядения в пятницу, субботу и воскресенье, а также в канун престольных и больших праздников. В три последние дня недели занимались только вязанием и вышиванием, которые считались чистой работой (рус.). Болгары не собирались на посиделки и в праздники.
Время посиделок делилось на рабочее, когда девушки в одиночестве шили, пряли, вязали, тихо разговаривали, пели протяжные песни, и праздное — общение с парнями. Приход их на посиделки был ритуально оформлен: входили гурьбой, на пороге кланялись, снимали шапки и здоровались с присутствующими девушками, после чего каждый выбирал себе пару (рус. беседники, занималъщики, тральщики, почётники, дроли, вечеровальщики) для посиделочных игр, которая должна была оставаться неизменной, поскольку частая смена игровых партнеров во время одного осенне-зимнего сезона осуждалась. Однако во время игр и хороводов, построенных на смене партнёра, каждый участник посиделок мог побывать в паре со многими. У девушки могло быть несколько поклонников (рус.).
Место проведения
У вост. и зап. славян посиделки проходили, как правило, в специально снятом доме, избе, бане бездетных вдов (рус.) или поочередно в домах девушек/женщин (з.-слав.). Помещение откупали за дрова, хлеб, крупу или часть готового продукта (пряжи). У юж. славян посиделки летом и в начале осени собирались во дворе, на улице, на поляне, гумне, перекрёстке, у разведённого костра, в дождливое время — под навесом у амбара, в холодное время года — поочередно в доме каждой девушки у очага.
Магические приёмы
Чтобы привлечь парней на посиделки, девушки прибегали к магическим приёмам: разметали тропки от крыльца до дороги, мели от порога к красному углу мусор, оставленный парнями от предыдущей посиделки, кричали в трубу. Юноши присутствовали на посиделках в качестве гостей, в один вечер они могли посетить несколько посиделок. Чтобы задержать их у себя, девушки клали в печь поварёшку, веря, что пока она в печи, парням не уйти из избы (рус.).
Участники
На посиделках присутствовали девушки и парни одной деревни или молодёжь из близлежащих сёл. При встрече с чужаками местные парни брали с соседских выкуп в пользу посиделок. Если местные парни были против «чужака» — то нередко такие посиделки заканчивались дракой (рус.). В Болгарии парни ставили перед воротами дома, где были посиделки, скрещенные ветки с листвой — знак, что посторонние парни здесь нежеланны. Чаще на посиделках присутствовала неженатая молодежь и молодожены, не имевших ещё детей, однако здесь могли присутствовать и зрители, главным образом дети и подростки, которые не участвовали в песнях, танцах и играх молодёжи.
Право участия в посиделках получали парни и девушки, достигшие брачного возраста и принятых в соответствующую категорию (см. Инициация, Кумление, Калита), что связывалось с физической зрелостью и символически подтверждалось сменой одежды.
Гулянья
Гулянья (в.-слав.) — праздничные молодёжные собрания, не связанные с работой, которые также имели свой регламент. В Белоруссии, западнорусских областях и Полесье существовало разделение зимних праздничных молодёжных собраний на два вида: игри́ще и вечере́ньки (вечери́нки, вечо́рки, на́ночки). В некоторых местах игрища справляли только в период святок (смолен.), вечерки игрались во время рождественского поста и после святок до масленицы по воскресеньям и праздничным дням. В других традициях посиделки различались по времени суток: первые устраивались днём, а вторые длились с вечера до утра.
Для танцев нанимали музыкантов, которые играли целый вечер. Нередко хороводы водили в доме. Танцы запрещались в канун основных праздничных дней на святки. Обычными на посиделках были игры, воспроизводящие свадебный обряд, нередко в пародийном виде.
Как на Руси проходили посиделки, зачем тушили свечи и за что отрезали косу
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Раньше молодых людей, которые уже не были детьми, но еще не вступили в брак, в деревнях называли «молодое время». И все они участвовали в молодежных сборищах, даже, более того, должны были на них приходить. Если кто-то не хотел посещать гуляния, посиделки или игрища, то это считалось признаком неполноценности или болезни. Только серьезно больным, или давшим обет безбрачия парням и девушкам разрешалось пропускать сборы.
Не стоит думать, что всё было пущено на самотек, на каждом увеселении присутствовал взрослый человек, который присматривал за молодёжью, стараясь при этом остаться незаметным и не вмешиваться в происходящее.
Какие бывали посиделки, и чем они отличались
Посиделки, то есть собрания холостых парней и незамужних девушек, проводились обычно осенью и зимой, когда народ отдыхал от тяжелой работы в полях. В разных регионах посиделки носили разное название, но все они происходили от слова «сидеть»: посидухи и посиды, поседки и седелки, заседки и писидки.
Чаще посиделки устраивали девушки. Они готовили вкусное угощение, если посиделки были праздничными, то красиво одевались, и ждали в гости парней, которые тоже должны были принести с собой что-нибудь вкусненькое – орехи, подсолнухи, пряники, калачи. В праздники девушки переодевались по нескольку раз, пели песни, рассказывали сказки, стараясь привлечь к себе внимание.
В будничные посиделки девушки работали, чаще пряли. При этом они громко пели хором, чтобы зазвать в гости парней. В праздники работой было более творческое занятие – вышивание, и то не всегда. Людей было больше, особое внимание уделялось играм и пляскам. В разных регионах были свои правила. В некоторых местах, например, разрешали приходить солдаткам и молодым вдовам.
Нескромное поведение
Если посиделки проводились в будний день, то они были более тихими и спокойными. Парни вели разговоры, стараясь развлечь девушек, говорили им приятные слова и комплименты. Если же красны девицы не обращали на них внимания и продолжали работать, то у них даже могли отнять рукоделие. Конечно, в шутку.
Заигрывание поощрялось: парни могли спрятать платок или прялку и потребовать выкуп в виде поцелуя. Парень мог схватить юную красавицу и высоко поднять. Никто не обижался. Все шутки, даже не слишком тактичные, было принято воспринимать как удачу, то есть повышенное внимание со стороны противоположного пола.
Поиграем, позабавимся
Игры на посиделках были разные. Например, хоровод с демонстрацией сценок из семейной жизни. Муж хочет развлечься и собирается в город, а жена не пускает – чем не тема для будущих супругов.
Игры были разные, но обязательно веселые. Кроме старинных игр часто использовали карты, парни при этом старались потихоньку положить в рукав соседке «котелку» (кренделек) или «груздик» (мятный пряник). Это был знак расположения. Но есть эти лакомства следовало только дома.
Играли в ручеек. Эта игра сохранилась до сих пор, и в школе на перемене дети часто устраивают «ручейки», когда нужно брать за руку человека и проходить вместе с ним под руками остальных, сложенных куполом.
Как ночевали вместе парни и девушки, и чем это заканчивалось
Праздничные посиделки затягивались допоздна, и девушки ложились спать все вместе. В некоторых регионах с ними оставались и парни. Речи о половых контактах в этом случае не шло.
Ночевки происходили, если дом был нанятым. Девушки приходили в него со своими «постельками». Если оставались парни, то каждый выбирал ту девушку, за которой ухаживал в течение последних посиделок. Кстати, девушек, которые на каждом сборе оказывали внимание разным парням, называли заблудшими и порицали. Полагалось отвечать одному претенденту и проводить все посиделки по возможности с ним.
Если все же молодая пара не могла удержаться и вступала в интимную связь, то последствия были суровыми. «Губителя» могли изгнать из девичьего общества и лишить права выбирать невинную невесту. Девушкам доставалось больше: отрезание косы, избиение, общественное презрение – вот что могло с ними произойти. В некоторых губерниях неженатых любовников могли заставить поменяться одеждой и в таком виде ходить по деревне.
Автор: Юрий Арбузов
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
ПОСИДЕЛКИ
Полезное
Смотреть что такое «ПОСИДЕЛКИ» в других словарях:
ПОСИДЕЛКИ — ПОСИДЕЛКИ, посиделок, посиделкам, ед. нет (обл.). Собрание, вечеринка деревенской молодежи, устраиваемая для развлечения в зимнее время. Итти на посиделки. Прясть на посиделках. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ПОСИДЕЛКИ — ПОСИДЕЛКИ, посидухи, посидеть и пр. см. посажать. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
посиделки — вечерница, вечерка, вечеринка Словарь русских синонимов. посиделки сущ., кол во синонимов: 7 • вечеринка (42) • … Словарь синонимов
ПОСИДЕЛКИ — (вечерки; у украинцев вечерницы) в России обычай крестьянской молодежи собираться осенними и зимними вечерами в избе для работы (прядение и т. п.) и развлечений … Большой Энциклопедический словарь
ПОСИДЕЛКИ — ПОСИДЕЛКИ, лок. В старой русской деревне: зимняя вечеринка молодёжи, сопровождающаяся каким н. занятием, ручной работой. Собраться на п. [не рекомендуется употр. в знач. вообще вечеринка, дружеское собрание]. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов … Толковый словарь Ожегова
Посиделки — ■ В деревнях вполне благопристойны … Лексикон прописных истин
Посиделки — «Вечеринка», И.Е. Репин Посиделки сезонная форма молодёжного досуга в осенне зимнее время, наиболее характерная для вост … Википедия
Посиделки — деревенские молодежные вечеринки, называемые в некоторых территориях центральной России «беседками», «беседушками». Традиционно они проводятся с осени, когда становится холодно, убран весь урожай и закончены приготовления к зиме. Особо популярны… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Посиделки — сборище крестьянской молодежи по осенним и зимним ночам, под видом рукоделья, пряжи, а более для россказней, забав и песен. Собрания эти в разных местах носят разные названия: вечерницы (см.), вечереньки, досветки, оденки, супрядки, улицы,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
посиделки — лок, лкам; мн. Вечеринка деревенской молодёжи в старой русской деревне для какой л. совместной работы и развлечения в осеннее и зимнее время. Собраться, прийти на п. Невест на посиделках выбирали. Что тут у вас за п.? Да вот, вяжем (шутл.). ◁… … Энциклопедический словарь
Значение слова посиделки
Словарь Ушакова
посид е лки, посиделок, посиделкам, ед. нет (обл.). Собрание, вечеринка деревенской молодежи, устраиваемая для развлечения в зимнее время. Итти на посиделки. Прясть на посиделках.
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
ПОСИДЕЛКИ, лок. В старой русской деревне: зимняя вечеринка молодёжи, сопровождающаяся какимн. занятием, ручной работой. Собраться на п. [не рекомендуется употр. в знач. вообще вечеринка, дружеское собрание].
Словарь Ефремовой
мн. устар.
Вечеринка сельской молодежи, устраиваемая в зимнее время для занятий какой-л.
ручной работой и для развлечения.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
— сборище крестьянской молодежи по осенним и зимним ночам, под видом рукоделья, пряжи, а более для россказней, забав и песен. Собрания эти в разных местах носят разные названия: вечерницы (см.), вечереньки, досветки, оденки, супрядки, улицы, беседки; различие между вечерницами и улицами в Малороссии то, что первые происходят зимой, в хате, а вторые — летом, на улице. В некоторых местах Великороссии вечереньки отличаются от досветок тем, что первые бывают вечером, причем веселятся девушки и парни; вторые наступают после ухода парней и короткого сна девушек и состоят в занятии шитьем, пряжей и песнями. На вечерние супрядки в г. Котельниче (Вятской губ.) собираются исключительно женщины. У южных славян также встречаются вечерницы, которые у болгар носят название «сединки», т. е. посиделки. Происхождение П. и вечерниц кроется в глубокой древности; они представляют собой, вероятно, остатки языческих обычаев. П. издавна подвергались обличениям в безнравственности и преследованиям, сначала со стороны духовенства, потом со стороны административных властей. Так, в 1719 г. Киевская духовная консистория предписала позаботиться о том, чтобы «попрестали. Богу и человеком ненавистные гулянья, прозываемые вечерницы»; ослушникам угрожали отлучением от церкви. В настоящее время, на основании многочисленных этнографических исследований, можно сказать, что П. и досветки, за редкими исключениями, не представляют собой ничего безнравственного. — П. и вечерницы весьма часто описывались малорусскими писателями-беллетристами (Гоголем, Квиткой, Шевченко и др.). — Ср. Н. Ф. Сумцов, «Досветки и П.» («Киевская Старина», 1886 г., № 3).
Весна и лето русского народа были горячей порой – нужно было вырастить урожай. Осенью же тяжёлая работа сменялась отдыхом. Поэтому с начала осени и всю зиму молодёжь собиралась на посиделки, беседы, вечёрки.
Владимир Даль описывал это занятие как «сбор крестьянской молодёжи по осенним и зимним ночам, под видом рукоделья, пряжи, а более для россказней, забав и песен». Такая форма общения молодёжи была распространена практически по всей России и в разной местности назывались по-разному. Появилось огромное количество названий, связанных с глаголом сидеть: писидки, посиды, посиделки, поседки, посидёнки, посидухи, сединки, седелки, заседки. Названия вечорка, вечерка, вечоры, вечерницы, вечеринки, вечереньки, вечерины дают временную характеристику: молодые люди днём находились дома и только вечером собирались вместе. Слова беседки, беседы, бесёда в народной культуре отражает характер времяпрепровождения молодёжи. А от глагола «прясть», обозначающего деятельность, произошло название супрядки. В некоторых местах посиделки называют кельями, (по названию помещения, в котором собиралась молодёжь).
Что же заставляло молодёжь собираться вместе? Это и желание общаться, развлекаться, и обмен опытом, а самое главное – возможность выбрать и показать себя перед будущим женихом и невестой.
Сроки посиделок молодёжи в значительной мере зависела от климата: на Севере во многих районах они начинались с конца сентября или начала октября. В Сибири, даже в южной её части, супрядки начинались уже с середины сентября. В некоторых самых северных районах вечерки устраивались круглый год. В средней полосе посиделки начинались после окончания осенних работ. «Как вот только картошку вырали – у нас поседки».
Можно выделить два типа посиделок: будничные (рабочие) и праздничные. На рабочих посиделках девушки пряли, вязали, шили, рассказывали сказки и бывальщины, пели протяжные песни. На них допускались и парни, но они вели себя скромно. Гоголь писал о них: «Зимой собираются бабы в чью-нибудь (избу) вместе прясть». Праздничные посиделки отличались от будничных: они были более многолюдными, и на праздничных посиделках почти никогда не работали, а пели, плясали и играли в разные игры. И ещё часто устраивалось угощение.
В зависимости от места проведения можно выделись три типа посиделок: посиделки, организуемые по очереди в домах девушек («из избы в избу»); посиделки в специально снятом, «откупленном», доме; посиделки в бане.
Посиделки поочерёдно устраивали у себя все девушки, а изредка и парни. Очередь шла от одного конца деревни до другого. «Неделю у однех, неделю у другех – кто ходит, тот держит вечор». Если у семьи несколько дочерей, то посиделки устраивались несколько раз подряд. А если родители очередницы по каким-либо причинам не могли или не хотели принять у себя беседу, они откупали на положенный срок дом у какой-либо бабушки. Девушка – хозяйка посиделок – сама прибирала избу до и после, а подруги могли помогать ей. Первый день супрядок открывался так: накануне одна из хозяек ходила по домам и приглашала девушек к себе. Они приходили к ней к обеду, одетые по-буднему, и принимались за работу.
Посиделки в нанятом помещении чаще всего устраивались у старых бабушек, старых дев и вдов или у бедной семьи. Девушки заранее находили дом и договаривались об условиях его оплаты.
Поскольку на некоторое время «откупленный дом» становился для девушек вторым домом, то они старались держать его в чистоте и сделать уютным: «каждую субботу мыли полы», «нарядим келью-то газетами, картинками, вымоем чисто», «избу наряжали ветками, полотенцами, всякими рисунками».
Отопление и освещение избы, где проходят посиделки, так же как плату за наем помещения, принимают на себя все участники посиделок. Снимают помещение обычно на всю зиму и нередко расплачиваются за него трудом всех участников, например, уборкой урожая летом («помогали хозяйке картошку рыть»), прядением, дровами, продуктами: картошкой, чаем, хлебом, мукою, зерном и т.д. В ряде мест осенью девушки все вместе выжинали несколько полос ржи в пользу хозяина дома, в котором «сидели» предыдущую зиму. Жатва совершалась чаще всего в праздничный день после обеда. Нарядные девушки собирались гурьбой и отправлялись к полю, сопровождаемые парнями с гармошкой: по дороге пели, а иногда и плясали. За работу принимались «весело и ретиво»: молодёжь стремилась и отработки за беседы превратить в развлечение. Жаль только девушки, парни брались за серп разве что в шутку. Зато они затевали возню, беготню, развлекали жниц остротами. Работа подвигалась быстро, так как каждой девушке хотелось показать себя хорошей жницей. Приходили посмотреть на эту жатву и старики.
Хотя в некоторых местах бывал и просто денежный расчёт с хозяином избы по определённым устойчивым расценкам. Во многих селениях платили понедельно: парни – за будние дни, а девицы – по воскресеньям. И, наконец, бытовали и повечерние взносы: парни – 10 копеек, девушки – 5, подростки – 3. парни из чужой общины, и тем более чужой волости, вносили «половое» в двойном размере. Можно было присутствовать на посиделке и не заплатив ничего, но такой парень не смел, по местной традиции, «ни подсесть к какой-либо девушке, ни плясать с нею». В отдельных местах было принято, что дом снимали, то есть платили за него, парни. Но чаще всего платили за место для посиделок именно девушки. «А парни, оне в разных кельях, оне на платили – они и туда пойдут и сюда пойдут… А если он друг дивки – в этой келье, а бросил дивку – в другую пошёл, там пребывает. Что ему платить-то!?» Парни только старались приходить с гостинцами – «полными карманами семечков, орехов, пряников». В плату обязательно входило отопление и освещение дома – девушки как бы содержали его: «сами отапливают и освещают всю зиму те домики, где они ежедневно собираются». Повседневные взносы тоже делались по-разному: либо каждая девушка, отправляясь на посиделки, несла полено («два полена с человека»), горсть лучинок, коврижку хлеба, либо норму за весь сезон – воз с участницы. Иногда в течение всей зимы дрова возили парни, а девушки готовили лучины и мыли полы в нанимаемой избе.
Обычно в деревне выделялись две основные группы девушек: девушки на выданье и подростки. Соответственно организовывались беседы старших («невест») и младших («подрощи»). Девушки начинали посещать беседки в 12-15 лет, когда возраст соответствует принятым границам, отделяющим девушек от девочек. Однако начало определялось не только возрастом и физическим развитием, но ещё и наличием у девушки трудовых навыков в женской работе – прядении. «Ходить в кельи начинали с лет 12-13, когда девушка могла уже прясть». Дочерям-подростками матери давали работу поденно (на каждый вечер или на весь сезон): «вот, чтобы напрясть тебе 25 талек» (талька – ручное мотовило для наматывания пряжи), «вечирам шоб шпулька была пряжы», и строго следили за выполнением «урока». Младшие не имели права ночевать в чужом доме. «Младшие только пряли да пели, а к остальным уж и парни ходили». Младшие заходили иногда в среднюю поседку «посмотреть, поучиться».
Замужние женщины во многих местах приходили на посиделки с работой. В развлекательных же сборищах молодёжи замужние и женатые, как правило, не принимали участия. Иногда участие их вызывало протест со стороны холостой молодёжи. Недаром есть русская пословица: «Женатого с посиделок веретеном гонят». Есть упоминания о поседках старух: «Они собираются со всей деревни и даже с других деревень в один домик и прядут при лунном свете… к ним приходят старики, девчонки и парни. Рассказов всевозможных, сказок, легенд и воспоминаний – масса». «Здесь пели,… рассказывали молодёжи о «досюльной» жизни, учили гадать». Поэтому «старушечьи бесёды» охотно посещают девушки.
Также ещё собирались девушки-«перестарелки», то есть те, кому не удалось выйти замуж в положенный срок ( обычно после 20 лет). Большинство из них были некрасивыми или слишком разбитными, про которых ходила дурная слава: «С 23 лет – стары девы. Они все черное, некрасивое надевали, не могли уже надевать красных девичьих платков».
У белорусов на таких посиделках не существует разницы между богатым и бедным парнем, красивым и безобразным. Все одинаково равны. Самый бедный и самый некрасивый может подсесть к красивой и богатой девушке, шутить с нею, независимо от того, симпатизирует ли она ему или нет. Девушка не должна оскорблять парня, она не может также не допустить парня подсесть к ней, в то время как в любой другой момент даже самые невинные шутки с девушками парням не разрешаются и могут вызвать неудовольствие, брань и побои.
В Калужской губернии, где любые посиделки устраивались лишь с ведома стариков, на праздничные сборища собирались только холостые парни и девушки, изредка – молодые вдовы. Женатые и замужние на них не бывали. Развлекались плясками, песнями, играми. Парни обычно угощали девушек орехами, подсолнухами и пряниками. Стиль общения был достаточно свободным (поцелуи, возня), но дальше дело не заходило.
В Орловской губернии зимние праздничные посиделки устраивались в просторной избе, по стенам которой расставляли лавки. На лавках рассаживалась взрослая молодёжь, подростки же располагались на полатях. Здесь было широко принято посещение посиделок молодыми вдовами и солдатками наравне с девушками. Старшие односельчане, как правило, не приходили. Играли в «соседи», «бисер», «таньку», карты. Во время этой игры парни потихоньку закладывали в рукава соседок «груздики» (мятные пряники) или «котелки» (крендели, запечённые в кипящем котле); девушки их ловко прятали и съедали дома – съесть при всех считалось неприличным.
Русский Север знал посиделки, организуемые парнями. Молодые люди делали складчину, чтобы купить свечи и дать небольшую плату за наем помещения у одинокой старухи или бедных односельчан. Далеко не всякий соглашался сдать избу. Здесь бытовало представление, что пустить к себе в дом вечеринку – это значит, впустить нечистую силу на три года. За девушками посылали малых ребят – зазывать («заколачивать», «оглашать»). Молодцов зазывать было непринято: они должны были «сами знать по духу». Непременной принадлежностью развлекательных посиделок здесь, как и почти повсеместно, была игра в «соседи». Нередко затевали «верёвочку»: все участники, взявшись за руки, водили хоровод сложными петлеобразными фигурами под различные песни. «Верёвочка» выкатывалась в сени, возвращалась в избу. Те, кто водил хоровод первым, постепенно отцеплялись от «верёвочки» и садились по стенкам. Спустя некоторое время снова включались в игру – «верёвочка» вилась и вилась, и песни сменяли одна другую.
Этикет ухаживания на посиделках сводился к тому, что парни мешали девушкам работать: они распускали нити, путали их, иногда поджигали куделю, отбирали веретёна и прялки, прятали или даже ломали их. «Озоровали: куделю подожгут, прялку утащат, пряжу растащат»; «парни баловали: жгли мочки, а то иная девчонка – озорница, обзовёт парня как-нибудь. Ему фамилия Миней, то «Миней – пас свиней!» он у неё украдёт рушник – всю её работу», «ещё пряжу растянут по избе и кричат: «Чей телефон?»»; залезут на крышу и стекло на трубу паложут. Затопют дифчонки, дым и валит весь в избу».
Значительное место в составе нижегородских посиделок занимали игры и забавы, включающие хлестанье ремнём и обязательное целование. В рассказах о посиделках упоминаются игры: «в хлопушки», «в столбушку», «в жгуты», «первенчики-другенчики», «в промышки», «в кончик», «в римень», «заиньку», в «ворота», в «заиньку беленького», в «бояре», «в колечко», «в жмурки», «в захлопы», «голубки», «козу», «дерево», «виноградом», «в оленя» и др. При этом в перечне под разными названиями может оказаться одна и та же игра.
Выбор партнёра в некоторых играх основывался на принципе жребия. Такова была игра «в кончик»: водящая девушка собирала у всех играющих подруг носовые платочки и держала их в руке, высунув кончики; парень, вытянув один, должен был догадаться, чей он. Если угадывал, то пара целовалась. Платок для игры каждая готовила заранее и приходила с ним на беседку.
В посиделочной игре «в козку» парень обходил ряды девушек, сидящих на лавках, потом садился на стул, стоящий посередине избы, и, указывая на одну из девушек, говорил: «Козка!», та должна была подойти к нему и поцеловать его столько раз, сколько он скажет. Если девушка отказывалась выйти, её кто-либо из парней хлестал ремнём. Девушка оставалась на стуле, и право выбора теперь принадлежало ей.
В игре «Тонет» («тону») широко распространённой и на русском Севере, входящий подходил к парню или девушке, брал у них что-либо (обычно у парня шапку, у девушки платок), бросал на пол и кричал: «…тонет!» (называл имя владельца вещи). Все хором спрашивали: «Кто тебя вытащит?» Та или тот, кого называет владелец вещи, должен был поднять вещь и поцеловать его.
Популярной среди игр была игра «в голубки», та же игра называлась ещё «в соседа», «в огляда», «в косые», «вертушок». Играли в неё следующим образом: «ставят скамейку посередь избы. На один конец парень садится, на другой девка, котору он вызывает. Ещё один парень, ведущий как бы, хлещет три раза по середине скамейки. Как три раза хлестнёт-то, да и девка и парень должны обернуться. Коли в одну сторону обернутся, то их заставляют целоваться, а коли в разные, то парень уходит, а девка остаётся и уж сама себе парня вызывает. Так снова повторяется».
В некоторых играх финальному поцелую предшествовало некоторое испытание парня. Например, в игре «в виноград», девушка становилась на стул, а водящий парень должен был изловчиться и дотянуться до неё, чтобы поцеловать. В другом варианте парню помогали два водящих, которые подсаживали его повыше на руках. Начиналась игра вопросом водящего: «Кто винограда хочет? Кто виноград доставать будет?» Бывало, девок домой не пускают, пока «виноград» не соберут.
Также на посиделках были распространены танцы. Девушки «поют песни, мальцы играют на гармонике, под игру пляшут кадриль». Также плясали краковяк, лансье, польку, шестерку, вальс. «Соберутся в очередную избу, играют песни и веселятся до петухов».
На Украине существовал обычай «досвиток» или «подночовывания», когда парень, иногда даже двое или трое парней оставались с девушкой до утра. Строго запрещалась только связь девушки с парнем из чужой деревни. Этот обычай сохранялся даже в 1920-х годах. В Харьковской губернии на всю ночь остаются лишь те парни, которых об этом просит девушка – не лично, а через подругу. Если же остаётся парень, не получивший приглашения, ему спину навешивают пёстрые лоскутки или насыпают в шапку сажу и толчёный мел и т.д. Древний украинский обычай требует, чтобы при этом сохранялось целомудрие. Пара, нарушившая это требование, немедленно изгоняется из общества. И в таких случаях парни снимают в доме девушки ворота с петель, вешают в воротах люльку, мажут дом сажей и т.д.
У русских совместные ночёвки молодёжи встречаются лишь в очень немногих местах в виде исключения. Однако и на русских посиделках нравы достаточно свободные: поцелуи и сиденье на коленях – явления самые обычные. «Объятие девицы парнем на беседе в глазах населения ничего предосудительного не имеет, но объятие девицею парня – считается верхом безнравственности». В «откупном доме» девушкам разрешалось ночевать. В этом случае они заранее приносили каждая свою «постельку». «Прям в келье и спали, на полу или на полотях. Рогожу сплетёшь себе и спишь», «Ребята уходили в 3, а мы на полу ложились».
Имеются сведения, что в ряде мест обычаем разрешалось оставаться ночевать и парням. «Парень ложился рядом с той, которая нравилась». «В кельях ночевали девчонки мальчишки – все ночевали вместе. Неужели домой пойдём в час ночи?» «Ребят начевывать выставляли. И спали с жинихами. Ну, ни радили – ни давали». Бытовал обычай что «губитель девичьей красоты» навсегда изгонялся из девичьего общества и лишался права жениться на невинной девушке. При этом для формирования мнения общины достаточно было слухов о том, что молодые люди «любились», а затем парень «бросил» девушку. Не менее сурово было общественное мнение и в отношении девушек: если было замечено на посиделках, что какая-либо их участница любит «бросаться от одного на другого», она приобретала репутацию «заблудящей» и теряла в глазах молодёжи всё своё обаяние». Подруги её сторонились, а парни над ней смеялись. Полюбить девушку с такой репутацией было «совестно перед товарищами», а жениться на ней – «стыд перед родителями, зазор перед миром». «Даже вдовец побрезгует такой девушкой», так как сочтёт, что она «и мать плохая будет, и хозяйка ненадёжная».
Девушки, потерявшие невинность, подвергались особым наказаниям, как, например, на свадьбе: парни ночью тайно мазали ворота родителей таких девушек дёгтем, отрезали им косы, публично избивали, изрезали в клочки платье и т.д. (Кирсановский уезд Тамбовской губернии). В Самарской губернии любовников застигнутых на месте преступления, заставляли обменяться одеждой, т.е. женщина надевала мужское платье, а мужчина – женское, и в этом наряде их водили по улицам города.
Посиделки издавна подвергались обличениям в безнравственности и преследованиям сначала со стороны духовенства, потом со стороны административных властей. Так, в 1719 г. Киевская духовная консистория предписала позаботиться о том, чтобы «попрестали… Богу и человеком ненавистные гулянья прозываемые вечерницы»; ослушникам угрожали отлучением от церкви. В книге о христианском житии прямо говорится о том, что «на посиделки к мирским человеком ходити… пагубно есть душам христиаснким и благочестивей вере повредно и укорительно и поносно всем христовым рабам по Святому Писанию зело противно».
А. В. Балов, знаток быта Ярославской губернии, писал по этому поводу: «Лет семь тому назад местной губернской администрации показались деревенские беседы и безнравственными, и беспорядочными. Такой взгляд был высказан в ряде циркуляров к уездным администраторам. Последние «постарались», и в результате явился ряд общинных приговоров об ограничении крестьянских бесед. Все такие приговоры остались только на бумаге и в настоящее время забыты совсем и окончательно». Рукопись А. В. Балова датирована 1900 годом, значит. В данном случае приговоры общин, принятые под нажимом начальства не смогли противостоять традиции: посиделки остались.
Юлия Яковлева. Журнал «Родноверие» №1(7) 2013