Посеял пшеницу что значит
Почему плевелы были настолько опасны?
Притча о добром сеятеле и плевелах — одна из притч Иисуса Христа, содержащаяся в Евангелии от Матфея. В ней рассказывается о том, как некий человек посеял на поле своём пшеницу, а враг его посеял между пшеницею плевелы.
Плевелы – это сорняки, общее название растений из семейства злаков; их семена на вид трудноотличимы от зёрен ржи, пшеницы и других культур, но в них содержится ядовитое вещество. Попадая в хлеб, плевелы делают его непригодным для еды.
Умышленное засевание чужого поля вредными семенами считалось преступлением. Древнеримские законы предусматривали строгое наказание за подобное деяние. Вот что отмечается в одном библейском словаре: «Тот, кто из мести сеял на чужом поле плевелы. согласно римскому праву, совершал преступление. Само существование такого закона показывает, что подобное происходило не так уж редко».
Ученый в области права Аластэр Керр объясняет, что в 533 году н. э. римский император Юстиниан опубликовал Дигесты — свод римского права и выдержки из сочинений классических юристов (примерно 100—250 годы н. э.). В этом труде один из юристов, Ульпиан, упоминает дело, которое рассматривал римский государственный деятель Цельс (Дигесты, 9.2.27.14). На чужом поле были посеяны сорняки, и урожай погиб.
В Дигестах отмечается, что хозяин или фермер-арендатор мог законным способом получить компенсацию от злоумышленника за нанесенный ему ущерб.
Тот факт, что подобные злодеяния совершались на территории Римской империи, показывает, что ситуация, которую описал Иисус, была вполне реальной.
В Библейской энциклопедии «Faussett, «в смеси с пшеничной мукой, помол плевелов приводит к голокружению, интоксикации и параличу» и «‘это единственная вредоносная трава из всего семейства злаковых» На cайте Botanical читаем: «Отмечено, что он производит все симптомы опьянения: сотрясения тела, неспособность ходить, заторможенная речь, и рвота. По старой традиции его добавляли в солодовые напитки» Другое название плевелов «выродившаяся пшеница».
Клиническая картина. В случаях острых отравлений плевелом опьяняющим очень быстро развиваются симптомы поражения центральной нервной системы: вялость, сонливость, помрачение сознания, уменьшение чувствительности, падение температуры тела, нарушение двигательной способности (неверная, пошатывающаяся походка, невозможность стоять на ногах); состояние сна, при котором лошади лежат, оставаясь совершенно безучастными к окружающему, не отвечая на болевые раздражения.
Православная Жизнь
Среди всех притч Иисуса Христа, собранных в Новом Завете, притча о сеятеле (Лк. 8:5-15) — пожалуй, самая известная. Более того, это единственная притча, содержание которой прокомментировал Спаситель. Казалось бы, здесь всё понятно, и никаких вопросов быть не должно. Но на самом деле при детальном изучении их возникает очень много.
В содержании притчи и разных вариантах её толкования разбирался протоиерей Олег Кручинин, настоятель Борисо-Глебского храма города Часов Яра.
Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею:
вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его;
а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;
а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его;
а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?
Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.
Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие;
а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым пото́м приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись;
а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;
а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода;
а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
Загадка № 1: зачем разбрасывать зерно повсюду?
Для современных людей, преимущественно живущих в городах, начало этой истории не кажется чем-то необычным. Речь идёт о посеве зерновой культуры — например, пшеницы. «Вышел сеятель сеять», — говорит Иисус Христос и приводит несколько ситуаций того, в какую почву попадает семя.
А это — семя, упавшее на обочину дороги; семя, попавшее на каменистую почву (на асфальт, как сказали бы сегодня); семя, залетевшее в заросли сорняка; и семя на плодородной почве. В такой классификации всё вроде бы нормально.
Но давайте задумаемся: а что это за странный и нерачительный крестьянин? У него что, так много зерна? Зачем он разбрасывает семена на асфальт или в кусты? Какой урожай он собирается там получить? Это и есть первая загадка рассматриваемой притчи. Почему сеятель ведёт себя нелогично?
Отгадку нужно искать в истории сельского хозяйства Палестины. Если у нас принято вначале распахать поле с помощью трактора, а затем засеивать его зерновыми культурами, то в древности сеять могли по-другому. Вначале шёл сеятель, неся на плече сумку или мешок с зерном, и щедро разбрасывал семена. В этом случае зерно могло залететь и на каменистую почву, и в бурьян. А уже потом засеянное поле распахивали.
Помимо исторического толкования есть и духовное. В притче Иисус Христос говорит, что Богу не жалко Своих даров для людей. Он готов одаривать им всех: и тех, кто находится где-то на обочине жизни, но всё же делает шаги по направлению к Богу, и тех, чьи праведные души уже давно готовы воспринять то, что даёт Господь.
Бог не делит людей на Своих «любимчиков» и «врагов». Он протягивает руку, полную семян (или благодати Божией), каждому. И наша задача — откликнуться на этот подарок, воспринять дар Божий. Стать той доброй почвой, которая преумножает посеянное Богом если не стократно, то хотя бы в несколько раз.
Загадка № 2: кто автор комментария?
Внимательно читая толкование, приведенное в Евангелии, мы понимаем, о чём там идёт речь. Мы — христиане, знакомые со Словом Божиим; мы знаем другие изречения Иисуса Христа, и поэтому мысли о терпении, о добрых делах и добрых словах вполне ложатся в привычное нам учение Церкви.
Но когда Господь разговаривал со Своими учениками, Церкви в привычном нам понимании ещё не было. Да и комментарий к притче приводится только здесь. Почему истории о сеятеле Спаситель уделил особое внимание? Она самая сложная и непонятная? Вроде бы нет. Почему Он не комментировал другие притчи? Точных ответов на эти вопросы у нас нет.
А не могло ли быть это толкование более поздней вставкой в Евангелие? Может быть, евангелисты или их последователи сами дописали эти слова для назидания первых христианских общин? Такие мысли мы встречаем у учёных, исследовавших притчу о сеятеле. Однако самые поздние выводы библеистов подтверждают, что комментарий к притче всё же принадлежит Самому Иисусу Христу.
Четыре типа почвы — это четыре группы людей.
Образ дороги — это люди, привыкшие поступать «как все»: по широкому пути идти или ехать удобно. Но всегда ли мы знаем, куда именно ведёт такой широкий путь? Птицы, склевавшие семя, — это бесовские силы. Они могут действовать по-разному, но всегда под их руководством мы будем идти от Христа.
Каменистая почва — образ людей, внешне вроде бы увлекающихся Словом Божиим, приходящих в храм на Пасху или в день Крещения Господня, но внутренне далёких от учения Церкви. Вспомним Ирода, которому нравилось беседовать с Иоанном Предтечей. Во многом он разделял убеждения пророка, но следовать им не хотел.
Терния, или сорные травы, — это те удобства, развлечения и вроде бы важные дела, которые забивают собой всё наше время и не оставляют возможности на общение с Богом в молитве. Давайте честно признаемся, сколько часов ежедневно мы тратим на пребывание в социальных сетях, на компьютерные игры, просмотр телевизора и подобные вещи. А потом посчитаем, сколько минут в сутки мы держим в руках Библию или молитвослов. Читать вечерние молитвы, как правило, сложно — хочется спать. Но как быстро сон пропадает, стоит прикоснуться к смартфону! «Суета сует» — слова, актуальные не только для царя Соломона, но и для каждого из нас.
И наконец, добрая почва, рождающая урожай, в сто раз превышающий объём посева, — это духовный идеал, к которому нужно стремиться. Многие святые отцы плакали о своих грехах и ошибках сладостными слезами покаяния. Такие слёзы тоже удобряют душу. Стремление видеть свои грехи и очищаться от них — это и один из главных способов борьбы со злобными птицами, клюющими при дороге семя, и возможность духовного умягчения сердца, и способ духовной прополки сорняков души.
Загадка № 3: что бы значила притча сия?
Третье сложное место в, казалось бы, известной притче — это вопрос, заданный Христу учениками: «Что бы значила притча сия?» Ответ Господа вряд ли можно назвать понятным: «вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют» (Лк. 8:10).
Нельзя сказать, что форма подачи информации в виде притчи была для иудеев чем-то новым. Иносказание, облечённое в понятную для слушателей, а чаще всего и в парадоксальную форму, — отличительная особенность любой притчи. Но Господь придал таким историям особый смысл.
Сеятель, почва, горчичное зерно, верблюды, светильники, свадебные пиршества — эти и другие герои и обстоятельства притч Христа были понятны слушателям того времени. Гораздо проще выслушать понятную историю на житейскую тему, чем воспринять объёмный доклад, насыщенный серьёзными богословскими терминами.
Выражением «они видя не видят и слыша не разумеют» Господь направляет слушателей к 6-й главе книги пророка Исаии. За много веков до вочеловечения Спасителя пророк говорил слова, которые сводятся к следующему: «огрубело сердце этого народа и оглохли уши их и сомкнулись глаза их. Но ваши блаженны очи, потому что видят то, что вы видите, и уши ваши, которые слышат, что вы слышите».
По мнению профессора Александра Лопухина, эта параллель слов Христа со словами пророка полна глубокого смысла. Таким людям, которые, видя, не видят и, слыша, не слышат, можно было бы ничего не говорить, потому что речи для них, вследствие их непонимания, бесполезны. Но Господь пришёл на землю, чтобы проповедовать и им — притчами.
Ученики же Христовы обладали большей способностью и восприимчивостью к новому учению и потому могли понять больше, чем остальной народ. А притчи, образы, метафоры и выражения, быстро ставшие крылатыми, сделали учение Христово более понятным. В яркой образности и запоминаемости притч заключается одна из причин их популярности и сегодня.
«Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Лк. 8:15) — такими словами завершается рассматриваемое сегодня евангельское чтение. И в этой фразе заложен ещё один глубокий смысл: нужно уметь не только говорить, но и слушать. Ведь слушающий Слово Божие уподобляется доброй почве, принимающей семя. Помоги, Господи, преумножить семя и дать добрый плод!
Посеял пшеницу
Сонник Посеял пшеницу приснилось, к чему снится во сне Посеял пшеницу? Для выбора толкования сна введите ключевое слово из вашего сновидения в поисковую форму или нажмите на начальную букву характеризующего сон образа (если вы хотите получить онлайн толкование снов на букву бесплатно по алфавиту).
Сейчас вы можете узнать, что означает видеть во сне Посеял пшеницу, прочитав ниже бесплатно толкования снов из лучших онлайн сонников Дома Солнца!
Видеть во сне просторные поля пшеницы предвещает радужные перспективы для тех дел, которые представляют для Вас особый интерес.
Видеть во сне, что Вы взбираетесь по крутому склону, покрытому посевами пшеницы, цепляясь за ее стебли, означает, что Вы будете наслаждаться огромным изобилием и процветанием и отличитесь в любом избранном Вами деле или профессии.
Привидевшиеся во сне просторные поля пшеницы предвещают радужные перспективы в интересующих вас делах.
Крупные, чистые зерна пшеницы – к изобилию и процветанию.
Увидели пшеницу в мешках – ваше стремление к успеху скоро увенчается победой.
Растирали пшеницу в руке и пробовали ее, на пути к успеху придется потрудиться.
Созревшая пшеница снится к счастливому браку и к изобилию.
Незрелая пшеница – к разочарованию в жизни.
Пшеница в мешках – к успешному осуществлению намеченного дела.
Сеять пшеницу: для мужчины — к женитьбе, а если вы женаты — к рождению сына.
Поля пшеницы — прекрасные перспективы в делах.
Зрелая пшеница — любовь и судьба вам улыбнутся.
Зерна после обмолота — изобилие во всем.
Пшеница в мешках — скорая победа на пути к вершинам успеха.
Растирать пшеницу в руках, пробовать ее — к тяжелой работе на пути к цели, но вы добьетесь желаемого.
Дырявая крыша амбара, намокшее зерно — ущерб от покушения недоброжелателей на ваше состояние.
Подниматься по крутому склону, на котором растет пшеница, — наслаждаться богатством и профессиональными успехами.
Видеть пшеницу — большое богатство.
Пшеница и рожь — указывает на эгоистические интересы у жены.
Сидеть или лежать на пшенице — большое счастье.
Пшеницу и рис — предвещает большое богатство.
Рожь и пшеница — указывает на эгоистические интересы у жены.
Видеть поле незрелой пшеницы — на вас возлагают большие надежды, постарайтесь их оправдать. Если пшеница уже созревает — удача скоро повернется к вам. Видеть, как убирают пшеницу, — исключительно счастливый сон, предвещающий успех во всех делах, здоровье и счастье в браке.
Представляйте себе мешки, сундуки, амбары, полные пшеницы. Чем больше пшеницы, тем лучше.
Видеть склад пшеницы – к тяжелой жизни.
Женщина видит пшеницу – к бедствию.
Сажать пшеницу – к трудностям на пути.
Крестьяне видят сон, как сажают пшеницу, – к большому урожаю.
Покупать пшеницу – к скорой свадьбе детей.
Идти во сне по зелёному полю молодой пшеницы сулит достаток, счастье в доме, надёжных друзей.
Видеть во сне, что вы взбираетесь по крутому склону, покрытому посевами пшеницы, цепляясь за её стебли, означает, что вы будете наслаждаться огромным изобилием и процветанием и отличитесь в любом избранном вами деле или профессии.
Если вам приснилось большое поле колосящейся пшеницы, то наяву перед вами откроются заманчивые перспективы.
Сон, в котором вы видите мешки спелой пшеницы, означает, что у вас достанет ума и воли, чтобы достичь любой намеченной цели.
Если во сне вы видите, что в амбаре, где вы храните пшеницу, протекает крыша, то вам необходимо помнить о том, что кроме личной жизни существует и долг.
Приснившееся поле пшеницы – предвестие радостных событий в семье. Полегшая пшеница означает серьезную болезнь детей. Видеть уборку пшеницы комбайнами – к невероятной удаче, крупному везению и баснословному выигрышу.
Вылущивать из пшеничного колоса зерна – добьетесь успеха через многие лишения и уступки. Мешки с пшеницей предвещают щедрые подношения от благодарных вам людей. Пшеничная мука – знак достатка и благополучия в доме, пшеничный хлеб – прибыль окажется много больше ожидаемой.
Порча на зерно и на ссору, и на болезнь лютую
Зерно принято считать символом жизни. Оно, равно как и человек, проходит все стадии жизненного цикла – от зарождения до смерти – со страданием невзгодами причиняемыми (это противостояние ветру и холоду) до ласки солнечных лучей и рук землепашца. Зерно похоронишь (посеешь) – оно возродится (взойдет).
Крупу или зерно используют в самых разных ритуалах, направленных на изменение судьбы, иногда порча на зерно накладывается с умыслом на прерывание жизненного пути человека.
Порча-рассорка
Помните присказку о том, что дружба уже настолько стара, что с товарищем своим вместе пуд соли съели? Она о том, что люди близки уже очень давно. О об эффекте эмоционального сближения, привязки к человеку во время совместного приема пищи. Еда объединяет, но и разъединить тоже может. На этом основана порча на зерно.
Для таинства берется зерно пшенное. Из него варится каша. Самая обычная. Вот только станете готовить – не держите рядом (на плите, на столе) другую еду или даже посуду. Да и готовить лучше в ночь и в течение суток закончить процесс.
Сварится — разделите кашку пополам да отнесите в два удаленных друг от друга места. Там нужно ее на землю высыпать со словами:
Как каша вместе варилась, но все же на две кучки разделилась, так чтоб раб (имя) с рабой (имя) вместе не бывали. Аминь.
Можно добавить и от себя пожеланий вроде:
… вместе не спали, детей не зачинали и так далее.
Теперь два друга, два товарища или возлюбленные охладеют друг к другу и перестанут общаться.
Как снять порчу-рассорку
Рассорка хоть и сильна, но снимается просто. То же зерно должны склевать петушок со своими преданными курочками. Будут птички клевать зернышки, Вы приговаривайте:
Зерна в земле лежали, не кричали, не плакали, зерна из земли прорастали – молчали, колосом наливались – слова не сказали, ко мне во двор попали, не противились, пока их куры и петух клевали, смиренно лежали. Так и рабе Божьей (имярек) молчать да Бога молить, грехи отмаливать. Раба Божья (имярек)! Не бранись, не журись, лучше Богу помолись, за себя, за меня, за весь белый свет. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Пасхальное да ломотное, а после … прощальное
Зерна пшена ломоту наводят – тело корежит-корежит, дух мучит-мучит, тело станет падать-припадать, в мученьях страшных умирать.
Порча на зерно в Пасху наводится. Ступайте к могиле соименника врага Вашего да наговорите там на три стакана пасхального зерна крашенного:
Не во имя отца, не во имя сына, не во имя святого духа. Не аминь. В гробу покойник (имя) лежит. Его схоронили, отпели, гвоздями забили. Подойду к тому гробу, прикажу покойнику (имя). Забери покои раба (имя врага). Пусть ее тело ломает, щиплет, колет, рвет, не отпускает. Перекосит и изурочит, изведет и обморочит. Слово. Ключ. Замок.
Пшено припрячьте на могилке – ему там три дня лежать. Кстати, нужно, чтобы покойничка родственники в свое время отпели. А на могилке ему за службу оставьте богатое подношение:
Пройдут три дня, возьмите пшено то и отправляйтесь к дому вражины. Там оставьте его тайно на пороге. Никому не следует видеть то, что Вы сотворили. Никому же и знать про то не следует.
Что делать, если подклад нашли
Зерно, требуха и прочий мусор, найденный у собственного порога – это подклад, наговоренные на всяческое зло предметы.
Самый легкий способ избавления от него – сжечь, читая любые молитвы. Только руками голыми брать подклад нельзя: наденьте перчатки, оберните ветошкой. Дым от горения тоже порченный, потому следует стать подальше в сторонке, чтобы клубы дымные на Вас не попадали. А по возвращении домой – отмойтесь от этой гадости в холодной проточной водице.
Если сжечь подклад не получится – соберите его, облейте бензином и в лесу глубоко закопайте.
После следует провести обряд чистки жилья: обойти его, истово молясь, со свечой церковной, окропляя все углы и места, где она затрещит, святой водой.
Притча о пшенице и плевелах
В притче о сеятеле и семени речь шла о том, как люди по-разному принимают Слово Божие и как это слово по-разному воздействует на людей. В следующей притче о пшенице и плевелах Христос говорит о том, что в четвертой части семени, павшей на добрую землю, враг человеческого спасения делает все возможное, чтобы испортить то, что вырастает на этой доброй почве. Притча о пшенице и плевелах чрезвычайна актуальна для наших дней, когда люди задаются вопросом о происхождении зла в мире, недоумевают о соблазнах, расколах и отпадениях, которые встречают в самой Церкви. Где искать истоки церковных соблазнов? В чем их причина? Наконец, кто их вдохновитель? Ответы на эти и другие смежные вопросы мы получим в притче о пшенице и плевелах. Вот как излагает эту притчу евангелист Матфей:
«Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушёл; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Пришедши же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя ты сеял на поле твоем? откуда же плевелы? Он же сказал им: враг человеческий сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал им: нет, – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою» ( Мф.13: 25–30 ).
Сказав эту притчу, Христос разъясняет апостолам и нам, что «посеявший доброе семя» есть Сын Человеческий, то есть Он Сам; «враг Его» – диавол, сеятель плевел; «поле» – мир, по которому распространится Его вселенская Церковь; «доброе семя» – сыны Царства, чада Церкви, в которых благодатное семя слова Божия пустило корни, проникло в сердце, сделало их Божией пшеницей, готовой для собирания в небесную житницу, то есть для царствия Божия; «плевелы» – сыны лукавого, то есть всякие лжеучители, соблазнители, через которых сатана делает своё лукавое дело.
Отцы Церкви учат, что диавол во всем противодействует Христу. «После пророков, – говорит Иоанн Златоуст, – являются лжепророки, после апостолов – лжеапостолы, за Христом явится антихрист». Христос зовет людей к спасительной истине, диавол же через своих слуг, т.е. лжеучителей и соблазнителей, сеет в умах людей гибельную ложь и заблуждения, а в их сердцах сеет разные пороки, прикрашивая все это подобиями истины и добра. По этой причине Христос и называет таких людей плевелами, которые по внешнему виду походят на пшеницу. «Диавол, – пишет св. Иоанн Златоуст, – пока не видит, к чему подделаться, ничего не начинает, даже не знает, как приступить к делу. Посему и теперь, приметив уже, что посеянного и укоренившегося не мог похитить, ни заглушить, ни пожечь, вымышляет другого рода обман, именно – всевает собственные семена».
Хозяин посеял добрый плод, а ночью враг посеял там плевелы. Когда появились первые всходы, он призвал работников и показал им, что вместе с пшеницей растут плевелы. Увидев неладное на поле, слуги спросили господина: «Как это могло быть, ведь ты доброе семя сеял?» Слуги домовладыки предлагают вырвать плевелы, чтобы росла только полезная пшеница. Хозяин решительно отклонил их предложение, объяснив, что, вырывая плевелы, можно повредить пшеницу, ибо плевелы очень похожи на пшеницу. Ведь можно перепутать и вместе с плевелами вырвать колос пшеницы, так как плевелы и пшеница растут рядом, вместе, корни сплелись и может выйти так, что, вырывая с корнем плевелы, повредишь корень колоса пшеницы, и он погибнет.
Эта подробность в притче о пшенице и плевелах чрезвычайна важна и актуальна. В мире мы видим много беззаконий и различных безобразий. Да и не только во внешнем мире, но и внутри церковной ограды далеко не всё благополучно. Часто при виде возмутительных поступков злых, безнравственных людей говорят: «Господи! Почему Ты не наказываешь теперь же злых? Зачем Ты даёшь им возможность пользоваться всеми благами мира? Зачем они теснят, угнетают добрых?» На все эти вопросы Христос отвечает в притче: «Оставьте расти вместе то и другое до жатвы; настанет время жатвы, т.е. день страшного суда, и Я скажу жнецам, ангелам Своим: соберите прежде плевелы, чтобы сжечь их; и соберут делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов. А пшеницу уберите в житницу Мою; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» ( Мф. 13: 36–43 ).
Многие чада Церкви, представляя, что ревнуют об истине, о чистоте Церкви, призывают с корнем вырвать плевелы. Если приняться ревностно уничтожать всякое зло внутри Церкви, можно, не разобравши, вместо плевел вырвать колос пшеницы и повредить самому себе. Господь решительно запрещает такой способ борьбы со злом, ибо никто, кроме единого Бога Сердцеведца, не может безошибочно отличать лицемера от праведника. Кроме того, многие из грешников еще могут перемениться, покаяться и сделаться праведниками. Блаженный Августин по этому поводу говорит: «Многие исправляются, как Петр; многие терпимы, как Иуда; многие не обличаются до пришествия Господа, Который осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные помышления ».
Действительно, если обратиться к житиям святых, мы найдём многих праведников, которые в течение своей жизни испытывали падения. В момент падения можно было бы принять их за плевелы. Отцы учат, что наличие искушений в мире, дела лукавых очищают душу, помогают ей яснее видеть свои немощи, глубже чувствовать свою виновность и мало-помалу ослаблять в себе силы греха. Золото очищается от примеси огнём. Смешение людей добрых и злых в мире доставляет добрым тысячи случаев усовершенствоваться в добре, приобретать терпение, кротость, смирение, незлобивость, любовь. Жизнь праведников на земле тесно связана с жизнью грешников и узами родства, и сходством расположении души, и внешними обстоятельствами, так что потрясение в участи одних не обходится без потрясения в жизни других. Например, недостойный отец, пьяница или развратник, может заботливо растить своих благочестивых детей; благополучие честных рабочих может находиться в руках корыстного и грубого хозяина; неверующий правитель может оказаться мудрым и полезным для граждан законодателем. Если бы Господь Бог без разбора карал всех грешников, то нарушился бы на земле весь строй жизни.
Христос не хочет, чтобы уничтожались в церковной ограде плевелы, находящиеся рядом с пшеницей еще и потому, что желает научить нас терпению, а грешникам показать Своё милосердие. Св. Иоанн Златоуст говорит, что это не значит, что Господь не запрещает останавливать лжеучителей. Нужно с ними бороться, но бороться достойными, евангельскими методами. Но ни в коем случае нельзя в этой борьбе прибегать к насилию, как это, к великому сожалению, иногда имело место в церковной истории. Святые Отцы предостерегают от чрезмерной ревности, говоря: «Ревность, хотящая победить всякое зло, сама есть великое зло, ибо может принести много вреда». Совесть христианина не должна гореть тем злом, которое он видит. Он призван укротить зло в самом себе.
О борьбе со злом хорошо говорит митрополит Филарет (Вознесенский): «Господь сказал: Аз глаголю вам: не противьтесь злу! По существу, это не совпадение текстов русского и славянского. «Злу» это – не злу, как таковому, а злому, т.е. злому человеку. По-русски это читается: «Я говорю вам: не противься злому!» И только. Если ты хочешь бороться со злом, то не обращайся с ним прямо на человека, который творит зло, а на то зло, которое он причиняет. И не старайся вырвать этого человека из церковной ограды, как хотели слуги плевелы вырвать, а старайся его убедить, разъяснить ему неправильность его понятий. Как говорил отец Иоанн Кронштадтский: «Грешные они, а грешников люби и жалей!» Неразумная ревность стремится уничтожить всё то, что причиняет зло. О ней говорил апостол Павел, что эта ревность не по разуму, т.е. неразумная. Эта ревность сама может оказаться великим злом, потому что много может причинить и вреда, и смятения, и соблазна в среде церковной».
Христос говорит: «Оставьте расти вместе то и другое до жатвы», а «жатва есть кончина века». Блаженный Августин поясняет: «Итак, Церковь до конца века будет совмещать в себе добрых и злых, без вреда для добрых. Если и оказываются в Церкви плевелы, то это не препятствует нашей вере и любви; усматривая плевелы в Церкви, мы не должны от нее отпадать. Нам должно только стараться самим быть пшеницею, чтобы, когда пшеница будет собираема в житницы Господа, наши труды и попечения не остались бесплодными». Блаженный Феофилакт, епископ Болгарский, в этой связи замечает: «Если бы Матфей (до своего обращения – ненавистный для своих соотечественниками сборщик податей, – В.П.) исторгнут был из этой жизни, когда был в числе плевел, то вместе с ним погибла бы имевшая впоследствии прозябнуть от него и пшеница слова его. Так точно и Павел, и разбойник, когда были плевелами, не были истреблены, чтобы впоследствии произросла их добродетель».
Христос не хочет смерти грешников, а желает, чтобы они уразумели истину и спаслись ( 1Кор. 11: 19 ). Он теплотой Своей благости, живительными лучами Своей любви хочет смягчить ожесточение их сердец и возбудить в них новую жизнь ( Рим. 2: 2–6 ). Он ставит им в пример благочестие Своих избранников, как обличение их грешной жизни. Вспомним обращение гонителя христиан Савла. Но один ли Савл сделался Павлом? Как много язычников обратились в пламенных исповедников веры при взгляде на самоотвержение и твердость мучеников. Да и не только в древности. И в двадцатом веке сколько людей было вдохновлено примером стойкости новомучеников и исповедников Российских!
Святые Отцы уподобляют Церковь Христову Ноеву ковчегу, в котором вместе с чистыми были и нечистые животные. Церковь уподобляется еще и неводу, в который вместе с рыбой попадают и разные гады. Разные люди: и грешники, и праведники – составляют Церковь, Тело Христово. Есть в ней люди, достигшие вершин духовного совершенства, а есть духовные младенцы. Новоначальных надо беречь, а не соблазнять и отталкивать как немощных членов Церкви «ревностью не по разуму».