1.Прил. к посад (в 1 знач.). Посадские люди (ремесленно-торговое население городов в древней Руси). □ Давно Москва не видала такой вьюги: снежные вихри сокрушительным потоком неслись по кривым посадским улочкам. Костылев, Иван Грозный.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ПОСА’ДСКИЙ, ая, ое. 1.Прил. к посад (устар.). Посадское население. Посадские люди (название городского торгово-промышленного класса в древней Руси; истор.). 2.в знач. сущ.поса́дский, ого, м. Житель посада (устар.). || Хулиган, грубый и развязный озорник (обл. бран.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
поса́дский (существительное)
поса́дский (прилагательное)
1. связанный, соотносящийся по значению с существительным посад; свойственный, характерный для него
2. принадлежащий посаду
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова марсельеза(существительное):
Первая каменная церковь посада (после двух церквей на Подоле) была поставлена в 1736 году жителями Верхней Служней слободы на месте сгоревшего деревянного храма во имя Рождества Христова, упоминаемого в документах еще в 1623 году. Как и все другие посадские церкви, она повторяла схему Пятницкого храма на Подоле — церковь с трапезной палатой и примыкавшей к ней колокольней.
Церковь Рождества Христова. 1736. Фотография 1920-х гг
Вид центра города от Келарского пруда
Теперь каменная церковь Рождества Христова очень сильно искажена: ее алтарная часть включена в объем жилого дома, а колокольня почти полностью разобрана. Сохранившиеся фотографии свидетельствуют, что это был стройный храм с необычными трехгранными нишами и плоскими лопатками-пилястрами на всю высоту стен. Церковь перекрывала купольная кровля со своеобразными люкарнами в виде фронтонов, ориентированными по странам света. С востока к церкви примыкал низкий объем алтаря, а с запада — такой же высоты обширная трапезная и изящная четырехъярусная колокольня. Ярусы колокольни были оформлены трехчетвертными колоннами без баз, с абаками и без капителей; венчала ее глава в форме сильно вытянутой капли воды. Вплотную к колокольне в 1866 году было пристроено трехэтажное здание женской богадельни на двадцать стариц.
С центральной площади от монастыря хорошо видна также каменная Вознесенская церковь (1779), поставленная на месте деревянного храма 1653 года бывшей Иконной слободы. Она удачно расположена на холме Волкуша у Московской дороги, где при перепланировке Посада в конце XVIII века была сделана попытка организовать административно-торговую площадь с присутственными местами и магазинами (теперь здесь городской стадион).
Церковь Казанской Богоматери. 1752. Макет-Реконструкция В. И. Балдина
В отличие от церкви Рождества Христова Вознесенская церковь полностью сохранилась. Бесстолпный одноапсидный храм с трапезной, своды которой опираются на два столба, вблизи выглядит несколько приземистым и даже грузным. Это впечатление усиливают широкие спаренные пилястры по фасадам на углах церкви и трапезной, а также упрощенные формы оконных обрамлений. Все три яруса колокольни равновелики в плане, вследствие чего ее силуэт лишен традиционного сужения кверху; это делает тяжеловесным все сооружение. С западной стороны колокольню фланкируют два флигеля церковного притча, выходящие на красную линию улицы.
В расположенном рядом сквере можно видеть памятник В. М. Загорскому работы скульптора А. Ефременко. С холма от Вознесенской церкви и особенно с другой стороны дороги — от ресторана «Золотое кольцо» (архитекторы И, Д. Метт и Т. Т. Шорникова, 1969) и здания Музея игрушки (1893) — раскрывается один из лучших видов на всю панораму монастырского ансамбля.
Несколько западнее, в центре древнейшего села Клементьева, стоит Успенская (Никольская) церковь. После очередного пожара жители села в 1769 году «челобитьем» добились разрешения поставить эту каменную церковь, ссылаясь на то, что за «многослучающимися пожарами» только за последние пятьдесят лет в их селе сгорело уже семь деревянных храмов вместе с церковным украшением. К сожалению, Успенская церковь сохранилась лишь частично — давно нет ее высокой трехъярусной колокольни, трапезная обстроена пристройками, и лишь один двухсветный храм с низкой апсидой и сложной сферической кровлей, увенчанной двухъярусным барабаном с луковичной главкой, возвышается над окружающими его домами. Архитектура церкви выдержана в формах позднего барокко: здесь и рельефный руст, и парные пилястры, и развитые лепные украшения вокруг окон, и необычный скос стен по двум углам четверика. Трапезная имеет в плане сложную форму трехконечного креста, также со скосами на всех шести углах. Интерьер трапезной выглядит необычно из-за причудливой игры линий пересекающихся сводов, поддерживаемых восемью свободно расположенными опорами. У западного фасада трапезной можно видеть основания четырех пилонов, состоящих из мощных пучков парных пилястр,— это все, что осталось от бывшей здесь прежде колокольни.
Церковь Воскресения Христа. 1820. фотография 1920-х гг.
Церковь Благовещения близ Троице-Сергиевой лавры. Середина XVII в. Макет-Реконструкция В. И. Балдина
Успенская церковь была самой богатой и самой большой в Сергиевском Посаде. И даже теперь, лишенная высокой колокольни, она хорошо заметна в общей панораме города. До тех пор, пока Московская дорога не была отведена от села Клементьева, эта церковь была первой, которую посещали паломники из Москвы перед тем, как они направлялись в монастырь; на площади вокруг церкви постоянно шумели базары, на которые съезжались купцы из многих городов и даже других стран. И не случайно местные жители до сих пор продолжают находить на своих огородах старинные русские и иностранные монеты, а иногда и целые клады.
Вознесенская церковь. 1779. Фотография 1900-х гг. План
Главная улица этой части города и сейчас сохраняет название Клементьевской; от Успенской церкви она ориентирована на север и переходит на дамбу Келарского пруда. На противоположном берегу пруда, как бы взбираясь по крутому холму и громоздясь друг на друга, видны низкие деревянные дома, которые и теперь чем-то напоминают те слободы стрельцов и пушкарей, которые начали строиться здесь еще в XVII веке. А над этими домами, на самой вершине холма, там, где в 1645 году была срублена деревянная церковь во имя Ильи Пророка, среди высоких деревьев виднеются купола сменившей ее каменной церкви (1773). Повторяя все ту же традиционную схему бесстолпного храма с трапезной и колокольней, Ильинская церковь выгодно отличается от других посадских церквей города изяществом пропорций, тонким рисунком беленых порталов и наличников окон, ярко выделяющихся на темно-красном фоне ее стен, а также выразительным силуэтом кровли и стройного шатра колокольни. В 1876 году по проекту архитектора И.А.Малышева квадратная трапезная была расширена на запад, включив в свой объем нижний ярус звонницы. Пристройка была произведена весьма тактично — на новых фасадах точно повторен изначальный декор Трапезной.
Рядом с Ильинской церковью до 1958 года стояла летняя деревянная церковь Казанской Богоматери, возведенная в 1752 году. Силуэты обеих церквей сливались в одну группу и особенно эффектно выглядели с высокого берега пруда от села Клементьева, откуда открывается широкая панорама монастырского ансамбля и всего центра города. Казанская церковь была единственным примером деревянного храма ярусного типа во всем Подмосковье. Она состояла из высокого прямоугольного сруба с прирубленными пятистенным алтарем и трапезной, над которыми возвышались три убывающих кверху восьмерика. С северной стороны церкви располагалась галерея («нищевник»), опирающаяся на выносные консольные бревна. В архитектуре Казанской церкви сочетались элементы украинского и русского зодчества. Так, внутреннее пространство церкви было открыто на всю высоту, что характерно для украинских храмов (в условиях долгой и нередко суровой зимы в средней полосе России обычно устраивались подвесные потолки), переход от прямоугольного к восьмигранному срубу в интерьере осуществлялся при помощи подшивных криволинейных парусов украинского типа, а уширенные верхние венцы всех восьмериков и алтаря образовывали так называемый повал — плавную линию силуэта сооружения, характерную только для русского зодчества.
Ильинская церковь. План. 1773
К северу от монастыря, там, где Каличья слобода соединялась с деревней Кокуево, на месте деревянной церкви, поставленной монастырем в 1654 году, находится частично разобранная теперь каменная церковь Воскресения (по приделу более известная как Петропавловская. Построенная в 1820 году, она повторяла все ту же схему приходского храма с трапезной и колокольней, дополненную двумя приделами. Храм и колокольню окружала ограда с двухъярусными башенками на углах и въездными воротами с парными колоннами и псевдоготическими деталями, отдаленно напоминающими некоторые элементы декора Уточьей башни.
За широким полем, в 2 км на северо-запад от города, расположено древнее село Благовещенское. Оно упоминается еще в документах XV века как вотчина Троицкого монастыря. Примечательно, что это село на протяжении пяти веков сохраняет свои первоначальные размеры: как в XV веке, здесь и сейчас всего 29 дворов. Благодаря этому исключительному обстоятельству оно не изменило своей первоначальной планировки: все избы расположены по сторонам прямоугольной площади, в центре которой между двух небольших прудов стояла приземистая деревянная церквушка под крутой двускатной кровлей, с граненым алтарем, трапезной и добавленными позднее притвором и «колокольницей». Трудно объяснить, как здесь, в непосредственной близости от Троицкого монастыря, где происходили события, тесно связанные с судьбами страны, могло остановиться в своем развитии и как бы «законсервироваться» на века это село. Кажется, будто не только Московская дорога, но сама история обошла его стороной. Но тем удивительнее эта неожиданная встреча с древним русским поселением, так напоминающим своей «четверообразной» планировкой деревянный Троицкий монастырь времен Сергия.
Успенская церковь. 1769. фотография 1920-х гг. План
Благовещенская церковь была поставлена здесь на месте более древней, вероятнее всего, в середине XVII века, когда село отстраивалось после «осадного разорения». Если мысленно убрать позднюю колокольню, то можно представить первоначальный объем церкви — это был храм клетского типа с небольшой главкой на коньке кровли и с обширной галереей-папертью на выпускных консольных бревнах с северной и западной стороны. Может быть, так же выглядела и сгоревшая церковь Сергия Радонежского, сооруженная в соседнем селе Деулине вскоре после состоявшегося там в 1618 году подписания договора о перемирии с Польшей.
Еще более далекий вид на окрестности открывался прежде отсюда и на восток, вдоль уходящей за горизонт глубокой лощины по пойме реки Кончуры; теперь эту перспективу закрывают здания Института игрушки (1935, архитектор П. Голосов) и типового кинотеатра (1960), расположенных на месте сожженных в 1920 году низких торговых рядов.
Несмотря на существование специального торга в селе Клементьеве, на этой площади перед монастырем издавна велась бойкая торговля. Еще Опись 1641 года отмечала «против Святых ворот лавки и шалаши», которые со временем загромоздили все ее пространство «. Это привело к тому, что ров перед монастырем со временем превратился в настоящую свалку; монастырские власти писали, что он «сверх непристойности и безобразия по причине бросания в него всякой нечистоты, издает дурной запах, потому приходящие богомольцы большею частию и ходят в ездные, а не Святые ворота». Когда ров был засыпан, стали строить магазины, лавки и ларьки вплотную к стенам крепости. Торговые сооружения окружали Белый пруд, занимали всю Красногорскую площадь, спускались по склону холма к Пятницкой и Введенской церквам; у часовни Пятницкого колодца по обоим берегам реки Кончуры располагались блинные ряды.
На северной стороне Красногорской площади стоит «Старая» монастырская гостиница, построенная по проекту архитектора А. Ф. Элькинского в 1823 году. Выполненная в строгих формах классицизма, она образована из двух корпусов, сходящихся под тупым углом и увенчанных треугольными фронтонами; фасад одного из корпусов выходит на площадь, а другого — на главную улицу города. Частично перестроенное после пожара 1838 года, это здание закрыло собою Белый пруд, который прежде можно было видеть с площади, непосредственно от входа в монастырь.
На углу улиц Московской (ныне проспект Красной Армии) и Верхней Служней слободы (ныне ул. Карла Маркса) в 1863 году монастырем была построена еще одна гостиница — «Новая». Первоначально здание имело два этажа, а затем надстроен третий. Нижний этаж со стороны Московской улицы выделен высокой аркадой «ресторации» и магазинов, на двух верхних проходят ленты прямоугольных с лучковыми перемычками окон гостиничных номеров. Юго-западная часть здания, ориентированная на вход в монастырь, несколько спрямлена и отмечена металлическим балконом с ажурной решеткой. За «Новой» гостиницей, в глубине квартала, частично сохранились здания бывшего здесь лаврского Дома призрения с домовой церковью (XIX в.).
Конный двор на берегу Белого пруда. 1790. фотография 1986 г.
Конный двор. Чертеж XIX в.
На северном берегу Белого пруда, против старой монастырской гостиницы, видна ничем не примечательная на первый взгляд низкая двухэтажная постройка с открытой аркой проезда посередине: это сильно перестроенный монастырский Конный двор; он был поставлен здесь в 1790 году взамен хозяйственных служб, занимавших обширную территорию за оврагами против Каличьей башни. Чертеж XIX века помогает представить первоначальный вид этого своеобразного сооружения: квадратный двор образован сплошной линией одноэтажных построек, где размещались конюшни, каретные и фуражные сараи, закрепленные по углам круглыми башнями; еще одна башня, несколько больших размеров и прямоугольной формы, располагалась над въездом во двор со стороны пруда. В первой половине XIX века Конный двор получил обширные пристройки, сперва с востока, затем и с запада, а в 1904 году надстроен вторым этажом и расширен в северном направлении. (От первоначального здания сохранилась только южная сторона с проездом в центре и двумя башнями по углам.) Нетрудно представить, каким романтическим замком выглядел прежде Конный двор рядом с мощными крепостными стенами и Уточьей башней.
Как уже говорилось, после Октябрьской революции в зданиях старой монастырской гостиницы и в торговых рядах на площади перед монастырем разместились административные учреждения города, а сама площадь стала называться Советской. В 1926 году здесь был торжественно открыт памятник В. И. Ленину.
В настоящее время проведена частичная реконструкция площади перед монастырем. Каменные лавки XIX века, спускавшиеся по склону горы на Подол, разобраны, а на их месте разбит луговой газон, который особенно эффектно выглядит летом, оттеняя своим зеленым ковром белизну стен крепости.
Посад – это что такое? Как правило, толкование слова вызывает затруднение. Связано это с тем, что в современной речи эта языковая единица употребляется нечасто. Подробно о том, что это – посад, будет рассказано в статье.
Слово в словаре
О значении «посада» там сказано следующее.
Вам будет интересно: Манатки — это что такое? Толкование и синонимы
Далее о значениях этого слова будет рассказано подробнее.
Под защитой крепостных стен
Первоначально посад, который также называли подолом, представлял собой территорию, населенную посадскими людьми. Она находилась за пределами княжеского, церковного, боярского поселения, каковыми были, например, кремль, монастырь, детинец, центральное укрепление, и защищалась стенами последних. А также это была та часть города, к которой он прирастал. Там находились ремесленные слободки и торжище. В более поздний период «посад» означает уже рядовой город, не являющийся уездным.
В литературе можно встретить и другие его наименования. Например, «посад» – это и «предместье», и устаревшее ныне «предградье». Когда случались нашествия или войны, укрепления крепостей и монастырей использовались населением предместий в качестве убежища. По мере того как территория их увеличивалась, уже их самих стали окружать укреплениями. Это были рвы, валы, деревянные или каменные стены. Таким образом стали появляться города-крепости.
Примерами посадов, превратившихся в укрепленные города у московского кремля, являются Китай-город, Земляной и Белый. «Посадские» – так называлось особое сословие жителей посада. Позднее оно трансформировалось в купцов, ремесленников, цеховых, мещан. В соответствии с Уложением царя Алексея Михайловича 1649 г., их прикрепили к посадам, как и крестьян к их пахотным землям. Первоначально они имели свободу – могли перейти в другие сословия.
Павловский Посад
Это город в Московской области, расположенный при слиянии Клязьмы и Вохны, с населением около шестидесяти пяти тысяч человек. Во всем мире восхищаются произведенными здесь павловопосадскими платками и шалями. Со времени основания фабрики и до семидесятых годов прошлого века для нанесения рисунка на ткань использовались деревянные резные формы. Чтобы создать платок, нужно было сделать около четырехсот наложений.
Затем стали применяться не деревянные, а шелковые и капроновые сетчатые шаблоны. Это позволило увеличить изящность рисунка, количество цветов и повысить качество производства. Рисунок платков развивался, начиная от стандартных образцов, присущих тканям московского региона и тяготеющих к восточным шалям с так называемым турецким узором.
С семидесятых годов девятнадцатого века возникает тенденция к расширению ассортимента с присутствием натуралистических цветочных мотивов. Предпочтение отдается садовым цветам, в первую очередь, георгинам и розам.
В конце 19 – начале 20 века стиль платков оформляется окончательно. Это объемное изображение собранных в букеты цветков на красном или черном фоне. Они выполняются из шерстяной плотной или полупрозрачной ткани. В 1937 г. Павловопосадская мануфактура приняла участие во Всемирной выставке промышленно-художественных изделий в Париже. А в 1958 г. в Брюсселе, на Всемирной выставке, ее платки получили Большую золотую медаль.
В заключение будет рассмотрено еще одно значение слова «посад».
Свадебный обычай
Он состоит в следующем. Перед началом церемонии невесту с ее подружками торжественно усаживают в передний угол. Болгары помещают невесту с подругами в правый угол в избе, который у них называется «бучка», накануне свадьбы, в субботу.
Очень похожие обычаи есть у аварцев. Это один из коренных кавказских народов, который исторически проживает в Нагорном Дагестане, а также встречается на севере Азербайджана и на востоке Грузии. В современном Дагестане он является самым многочисленным. Еще свадебный обычай «посад» встречается у других народов Кавказа.
Русский историк XIX века Н. И. Костомаров усматривал в нем отражение древнего обычая, когда князя при вступлении его в должность сажали на стол. Но существует и другая версия, согласно которой, в основе «посада» лежит древний религиозный обряд.
Данное слово сохранилось и в названиях некоторых населенных пунктов. Например, Сергиев Посад. Это город, расположенный в Московской области, который включен в Золотое кольцо России в 60-х годах двадцатого века. Здесь находится мужской монастырь, относящийся к Русской православной церкви. А также Троице-Сергиева Лавра.
Это крупнейший мужской монастырь, который является объектом Всемирного культурного наследия. Был заложен Сергием Радонежским. Именно вокруг него и построен Сергиев Посад. Само название города связано с основателем Лавры.
В начале двадцатого века название изменили на Сергиев, а чуть позже город стал называться Загорском. И лишь в 1991 году городу вернули его первоначальное название.
Город имеет свой герб, на котором изображена возникающая из-за стены башня с церковным куполом. В цветовой палитре герба присутствуют золотой, серебряный, синий и черный цвета.
Город отличается тем, что в нем много православных храмов и монастырей. Это и всем известная Троице-Сергиева Лавра, в которой Андрей Рублев написал свою «Троицу», и Спасо-Вифанский монастырь (сейчас он восстанавливается после разрушений), и Черниговский скит (часть Лавры, где жили монахи).
Важной достопримечательностью считается также «Русская матрешка». Считается, что знаменитый сувенир появился именно в этом городе. Матрешечный промысел и сегодня здесь довольно развит.
Город станет прекрасным местом посещения для туристов и православных верующих.
Лучшее, что есть в Костроме, — писал в изданной в 1913 году книге „Культурные сокровища России» Е.А. Белов, — наиболее стильный и сохранившийся из ее памятников — прелестная церковь Воскресения на Дебре, построенная в 1652 году.
Очень простая по массам, ничем не отступающая от обычного типа храмов XVII века, церковь Воскресения производит на редкость нарядное и праздничное впечатление оригинальной отделкой входов, идущей вокруг церкви галереи, оконных наличников и самих стен. Очень хороши ведущие в церковь врата с кирпичной орнаментацией, увенчанные тремя шатрами; интересна оригинально скомбинированная из кубышек аркада галереи входа… Ни в чем не отступая от традиционных форм церковного строительства — разве только шатры над входами являются некоторым вольнодумством — мастер, работавший или, вероятнее, мастера, работавшие над церковью Воскресения на Дебре, сумели создать нечто своеобразно красивое и не похожее ни на одну из других костромских церквей…»
Сегодня эти слова звучат, пожалуй, еще более актуально, нежели сто лет назад. Ведь за эти сто лет Кострома стараниями советской власти лишилась многих памятников архитектуры, в том числе кремля с кафедральным Успенским собором. И если даже в окружении старой застройки начала XX столетия Воскресенский храм, как бы контрастируя с ней, смотрелся необыкновенно «весело» и «живо», то что говорить о его нынешнем архитектурном контексте, порожденном типовым советским строительством!
Особенная «нарядность» посадских храмов (а Воскресенская церковь — единственный уцелевший в Костроме посадский храм) была концептуальной; они тем самым как бы противопоставлялись монастырским соборам с их строгой монументальностью и официальной «непререкаемостью». В случае с храмом Воскресения на Дебре это противопоставление вышло очень удачным — он, подобно роскошному цветку, расцветает на берегу Волги, привлекая и радуя взгляд. Поднятый на высокий подклет основной объем четверика, задавая движение ввысь, зрительно «облегчает» мощную весомость пяти тяжелых куполов. Купол Трехсвятительского придела и декоративные главки шатровых завершений крылец и Святых ворот, звучащих нежным эхом более ранней деревянной храмовой архитектуры, разрушают слишком уж «правильную» симметрию ансамбля. Богато — но в меру! — декорированные стены лишь добавляют изящества Воскресенскому собору.
Обзорная площадка церкви Воскресения на Дебре
Оформление барабанов
Мощные барабаны, поддерживающие главы, выполнены, как и весь Воскресенский храм, в стилистике «русского узорочья». Полуколонками с дыньками, оканчивающимися полукруглыми завершениями, они разделены на своеобразные арки; в некоторых из них прорезаны окна. Западные и центральный барабаны — световые, восточные — глухие.
Крыльца
На галерею, окружающую храм с трех сторон, ведут три крыльца, устроенные на разной высоте (такие крыльца называют «ползучими»). Над основными объемами крылец возвышаются ряды кокошников (у южного и западного крылец —два ряда, у северного — один) и граненые шатры с декоративными главками. Западное крыльцо, представленное на фотографии, соединено крытым переходом со Святыми вратами, стены его декорированы ширинками и кубышками.
Алтарные апсиды
У храма имеется пять апсид в виде пониженных полукружий: три — главного алтаря; две — в приделах Трех святителей и великомученицы Екатерины. В каждой апсиде прорублено окно, все окна снабжены наличниками с полуколонками, а также фронтонами — килевидными (кокошниками) у центральных апсид и треугольными у «придельных». Апсиды украшены «бриллиантовым рустом» (когда-то этот «руст» покрывал все стены храма).
Стены четверика
Стены четверика делятся на прясла (три — на западной и восточной стенах; четыре — на южной и северной стенах) не привычными лопатками, а спаренными полуколонками. Верхние части стен, имевших первоначально позакомарное завершение, отделены от основного фасада карнизом с поясом ширинок, в которых сделаны каплевидные нишки. Окна в стенах оформлены так же, как и окна апсид, но с добавлением дынек.