Порядок размещения акций дополнительного выпуска
Порядок размещения акций дополнительного выпуска
О размере госпошлины за совершение уполномоченным органом действий, связанных с госрегистрацией выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг см. ст. 333.33 НК РФ.
Статья 20. Регистрация выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 514-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Для регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в Банк России или регистрирующую организацию представляются документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства Российской Федерации, определяющих порядок и условия принятия решения о размещении ценных бумаг, и других требований, соблюдение которых необходимо при осуществлении эмиссии ценных бумаг, и в случае, если регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг сопровождается составлением и регистрацией проспекта ценных бумаг, проспект ценных бумаг. Перечень таких документов устанавливается нормативными актами Банка России. Внутренними документами (правилами) биржи, которые регулируют ее деятельность по регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, могут быть определены дополнительные документы, которые представляются ей для регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
Документы для регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг могут быть представлены в Банк России или регистрирующую организацию в электронной форме (в форме электронных документов) посредством использования информационных ресурсов, размещенных соответственно на официальном сайте Банка России, регистрирующей организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе путем предоставления лицам, представляющим указанные документы, доступа к личному кабинету.
3. По заявлению эмитента Банк России обязан осуществить предварительное рассмотрение документов, необходимых для осуществления государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг. При этом указанные документы могут быть представлены без их утверждения уполномоченным органом эмитента. По результатам предварительного рассмотрения указанных документов Банк России в течение 20 рабочих дней с даты их получения обязан принять решение о соответствии или несоответствии указанных документов требованиям законодательства Российской Федерации.
4. Документы для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) акций, размещаемых путем открытой подписки при приобретении акционерным обществом публичного статуса, представляются в Банк России до внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что общество является публичным. Решение о государственной регистрации такого выпуска (дополнительного выпуска) акций принимается Банком России до внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений, предусмотренных настоящим пунктом, и вступает в силу с даты их внесения.
5. Банк России обязан осуществить государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в его государственной регистрации в следующий срок:
1) в течение 15 рабочих дней или, если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг сопровождается составлением и регистрацией проспекта ценных бумаг, в течение 20 рабочих дней с даты получения документов, представленных для государственной регистрации;
2) в течение 10 рабочих дней с даты получения документов, представленных для государственной регистрации после их предварительного рассмотрения в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, если Банком России было принято решение о соответствии таких документов требованиям законодательства Российской Федерации либо эмитентом устранены все несоответствия требованиям законодательства Российской Федерации, выявленные Банком России по результатам предварительного рассмотрения представленных документов.
6. В случае выявления несоответствия документов, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, требованиям законодательства Российской Федерации о ценных бумагах Банк России вправе направить эмитенту уведомление о необходимости устранения этого несоответствия.
Банк России вправе провести проверку достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
В случаях, указанных в настоящем пункте, течение срока, предусмотренного пунктом 5 настоящей статьи, может быть приостановлено не более чем на 20 рабочих дней.
7. При регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг ему присваивается регистрационный номер. При регистрации каждого дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг, процедура эмиссии которых предусматривает регистрацию отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг, ему присваивается индивидуальный регистрационный номер, состоящий из регистрационного номера, присвоенного выпуску указанных ценных бумаг, и индивидуального кода этого дополнительного выпуска. Индивидуальный код аннулируется по истечении трех месяцев с даты государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг.
Порядок присвоения выпускам (дополнительным выпускам) эмиссионных ценных бумаг регистрационных номеров и порядок аннулирования регистрационных номеров и индивидуальных кодов устанавливаются Банком России.
8. Эмитент, в отношении которого действуют меры ограничительного характера, которые введены иностранным государством, объединением иностранных государств или международной организацией и в соответствии с которыми запрещаются сделки или иным образом ограничиваются операции с ценными бумагами указанного эмитента, вправе обратиться в Банк России с заявлением о сохранении индивидуального кода дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг по истечении трех месяцев с момента государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг. Такое заявление подается в Банк России одновременно с представлением документов для государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг. В этом случае указанный индивидуальный код аннулируется на основании заявления эмитента о его аннулировании после прекращения действия таких мер ограничительного характера.
9. Банк России и регистрирующая организация отвечают только за полноту информации, содержащейся в документах, представленных для регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
10. Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг осуществляется Банком России по заявлению эмитента или в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях иного лица. Форма (формат) указанного заявления и заявления эмитента о сохранении индивидуального кода дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг и требования к их содержанию определяются нормативными актами Банка России.
Что такое дополнительная эмиссия акций
В чем суть дополнительной эмиссии акций?
Процедура происходит в несколько этапов. Порядок проведения регламентируется законодательством. Суть сводится к следующим мероприятиям:
Цель проведения допэмиссий
Справка. Дополнительная эмиссия запускает последовательную цепочку событий. Увеличивается количество акций, затем снижается прибыль на акцию, следом уменьшается дивиденд, и впоследствии компания теряет привлекательность для инвесторов, снижается капитализация (акции падают).
«Бесплатные» деньги нужны АО для расширения деятельности, модернизации производства и других целей. Финансовые учреждения не в каждом случае могут или хотят предоставлять кредиты. Иногда банки соглашаются выдать займы, но условия более чем невыгодные. Поэтому ничего не остается, кроме выпуска новых ценных бумаг.
Что такое обратный выкуп?
Справка. Обратный выкуп запускает последовательную цепочку событий. Уменьшается количество акций, затем повышается прибыль на акцию, следом увеличивается дивиденд, и впоследствии компания повышает свою привлекательность для инвесторов, растет капитализация (акции растут).
Выгодополучателями становятся акционеры. Указанная выше цепочка событий вероятна, но не гарантирована. На фондовом рынке не всегда ценные бумаги дорожают после такой процедуры. Если АО не выплачивает дивиденды, то акционеры никакого эффекта от увеличения собственных долей не ощутят.
Несмотря на выгоду обратного выкупа (Buyback), не все могут провести процедуру, и не в каждом случае результатом будет выгода. Требуются свободные деньги, а также уверенность в инвестиционной привлекательности сделки.
Рассмотрим целесообразность обратного выкупа на реальных примерах:
Обратный выкуп позволяет избавиться от излишков денежных средств на счетах в качестве профилактики инфляции, резких перепадов курса. Увеличивая свои доли, организации упрочняют контроль над собственным бизнесом.
Как допэмиссия влияет на стоимость акций?
Результативность процесса зависит от ряда факторов. Для моделирования реалистичной ситуации возьмем некую компанию с уставным капиталом в 100 тыс. акций и стоимостью имущества 10 млн рублей. Условно-справедливой ценой 1 акции будет 1 тыс. рублей (100 млн руб. разделить на 100 тыс. акций). Далее возможны 3 варианта развития ситуации:
Перечисленные выше варианты работают в теории, но на практике результат может быть иным. Когда увеличивается количество акций, пропорционально меняется доля акционеров. Если у кого-то было 2 % компании, то после эмиссии с увеличением количества акций в 1,5 раза доля снизится до 1,333 % (если акционер не воспользовался своим правом приобрести акции из допэмиссии). Поэтому акционеры не любят обладать акциями АО, доля в которых постоянно снижается. Такие акции продают. В итоге допэмиссия негативно сказывается на курсе акций.
Когда компании инициируют проведение дополнительных эмиссий?
Негативные последствия
Наибольший вред допэмиссия приносит владельцам небольших долей АО. Простые акционеры не могут предотвратить процесс, поскольку решение принимается большинством мажоритарных держателей активов. Последние чаще преследуют собственные интересы.
Чтобы оценить последствия, приведем живой пример. Некто владеет 10 акциями по 1500 руб. каждая. Если общее количество акций составляет 100 тыс. штук, то доля в компании составит 0,01 % с полагающимися дивидендами. После выпуска новых 20 тыс. акций произойдут события:
Простому акционеру процедура не принесет выгоду. Поэтому российское законодательство регламентирует все процессы для защиты прав миноритарных акционеров.
Регулирование допэмиссий в законе об акционерных обществах
Согласно российскому закону об акционерных обществах (ст. 28):
В статье 40 указано, что акционеры обладают преимуществом в приобретении новых ценных бумаг пропорционально собственной доле в компании. Такой закон позволяет миноритарному акционеру сохранить изначальную долю в компании.
Пример последствий от проведения дополнительной эмиссии
Ярким примером для оценки возможных последствий допэмиссии стала компания «Магнит». О нем уже было написано выше.
Дополнительная эмиссия, по сути, представляет собой добровольное уменьшение собственной доли в компании для спасения либо развития бизнеса. Почти во всех случаях допэмиссия негативно сказывается на миноритарных акционерах и стоимости акций.
Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.
Как работает дополнительная эмиссия акций и обратный выкуп?
Есть вопрос, который давно не дает мне покоя. Уже много написано про рынки акций, облигаций и т. д., но я никак не могу разобраться с допэмиссией акций и обратным выкупом акций компанией.
Ну и напоследок про обратный выкуп — байбэк. Компания же просто выкупает с рынка свободно обращающиеся акции, тем самым увеличивая свою долю, но акций остается столько же. Почему тогда говорят, что акций становится меньше, а доли частных инвесторов увеличиваются?
Никита, при дополнительной эмиссии акций доля каждого акционера в компании действительно уменьшается, а при обратном выкупе может вырасти. Вообще, темы допэмиссии и байбэка очень интересны и заслуживают отдельной большой статьи. Сегодня расскажу о самом важном.
Дополнительная эмиссия акций
Начнем с причин, по которым компания может выпускать дополнительные акции. Как правило, это связано с желанием компании получить новые и бесплатные деньги. Бесплатные потому, что их не нужно никому возвращать и платить проценты за пользование, как это было бы с кредитом или облигациями.
Компания может принимать многие решения, не спрашивая акционеров, в том числе размыть долю акций. Но компания действует не так, как ей захочется, а как прописано в ее уставе и согласно закону.
Если компания захочет разместить дополнительные обыкновенные акции — более 25% от ранее размещенных обыкновенных акций, — потребуется решение общего собрания акционеров. Для этого необходимо согласие хотя бы трех четвертей акционеров — владельцев голосующих акций, участвующих в общем собрании.
В вашем примере компания выпускает еще 100 акций, или 100% от ранее размещенного количества. Вы, как акционер, будете участвовать в голосовании по данному вопросу. Даже если вы будете против, решение все равно может быть принято большинством в три четверти голосов акционеров.
Однако ситуация, когда компания размещает дополнительно 100% акций, — редкость. Намного чаще дополнительная эмиссия происходит с долей акций менее 25%. В этом случае собирать общее собрание акционеров уже не требуется. Такое решение может принять совет директоров без вашего ведома и участия.
После выпуска новых акций доля инвесторов в компании уменьшится и на каждую акцию будет приходиться меньше прибыли и дивидендов. Цена акций при этом почти наверняка снизится, чтобы капитализация компании осталась на прежнем уровне.
Как у акционера, у вас есть преимущественное право на покупку новых акций пропорционально вашей текущей доле.
Обратный выкуп акций
Обратный выкуп акций (байбэк) — операция, обратная дополнительной эмиссии. Эффект от нее тоже обратный — позитивный.
Байбэк происходит, когда у компании достаточно свободных денег и их вложение в собственные акции — это привлекательная инвестиция. Для обратного выкупа требуется решение общего собрания акционеров, совета директоров или наблюдательного совета.
Если компания приобрела собственные акции, она не получает по ним право голоса. Эти акции не учитываются при подсчете голосов, по ним не начисляются дивиденды. Компания должна реализовать эти акции — продать, обменять или распределить — не позднее года с даты приобретения. Если она этого не сделает, общее собрание акционеров должно принять решение об уменьшении уставного капитала. Тогда акции будут погашены. Если компания изначально приобретает акции с целью погашения, они должны быть погашены сразу.
Если компания погасит акции, их станет меньше и увеличится доля каждого акционера в компании. Если же компания вернет акции обратно в рынок, например отдаст сотрудникам в виде бонусов или обменяет на какие-то активы, число акций и доля акционера не изменятся.
Сама компания не имеет и не может иметь доли. Доли могут быть только у акционеров компании, в том числе ее учредителей и руководителей. Когда акционерное общество покупает собственные акции, его доля не увеличивается. Такие акции, так называемые казначейские, могут только храниться на балансе, пока не будут погашены или возвращены в рынок.
Кратко
Чтобы привлечь дополнительные бесплатные деньги, компания может выпустить дополнительные акции. В таком случае число акций в обращении увеличится, а доля каждого инвестора в компании уменьшится.
Компания может выкупить свои акции у акционеров. Выкупленные акции не дают права голоса или дивидендов: они просто хранятся на балансе компании либо погашаются при покупке. Если компания погасит акции, акций станет меньше и доля инвесторов компании увеличится. Если компания не реализует акции в течение года, она должна будет их погасить.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах или законах, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.
Как-то слишком лаконично.
Когда компания проводит доп. эмиссию, это не происходит с целью «просто проесть эти деньги» за наш счет (за счет снижения цен наших акций). Как-правило, у компании есть цель по расширению, по новым продуктам или крупным проектам (насколько я помню, это даже указывается в проспекте эмиссии).
Если компания научилась делать бизнес с доходностью, например, 10%, подразумевается, что деньгами доп. эмиссии она также вложится в прибыльный проект с доходностью не ниже 10%, а значит акционеры доп. эмиссии будут претендовать на будущую долю этого нового проекта, а не делить со старыми акционерами их единственный пирог (стоимость компании сейчас). Поэтому с точки зрения теории в доп. эмиссиях нет особых причин для досады.
Порядок размещения акций дополнительного выпуска
Глава 5. Регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг
5.2. Регистратором в соответствии с пунктом 1 статьи 20.1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» может осуществляться регистрация:
выпусков акций, подлежащих размещению при учреждении акционерных обществ;
выпусков (дополнительных выпусков) акций непубличных акционерных обществ, размещаемых путем закрытой подписки с использованием инвестиционной платформы.
Положения настоящего пункта не распространяются на кредитные организации, а также на некредитные финансовые организации, решение о государственной регистрации которых в соответствии с федеральными законами должно приниматься Банком России.
5.3. Биржей в соответствии с пунктом 2 статьи 20.1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» осуществляется регистрация выпусков (дополнительных выпусков) биржевых облигаций, а также может осуществляться регистрация выпусков российских депозитарных расписок, в отношении которых соблюдаются условия, предусмотренные пунктом 5.1 статьи 27.5-3 Федерального закона «О рынке ценных бумаг».
5.4. Центральным депозитарием в соответствии с пунктом 2 статьи 20.1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» осуществляется регистрация выпусков (дополнительных выпусков) коммерческих облигаций.
5.5. Для регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в Банк России или в регистрирующую организацию должны быть представлены:
решение о выпуске ценных бумаг в случае регистрации выпуска ценных бумаг. Решение о выпуске ценных бумаг в зависимости от способа их размещения должно быть составлено в соответствии с приложениями 9, 11, 14, 16 или 18 к настоящему Положению;
документ, содержащий условия размещения акций, ценных бумаг, конвертируемых в акции, или российских депозитарных расписок, в случае, если регистрация выпуска (дополнительного выпуска) указанных ценных бумаг не сопровождается составлением и регистрацией их проспекта. Указанный документ в зависимости от способа размещения ценных бумаг должен быть составлен в соответствии с приложениями 10, 12, 15, 17 или 19 к настоящему Положению;
копия (выписка из) протокола собрания (заседания) (приказа, распоряжения или иного документа) уполномоченного органа управления эмитента, которым принято решение о размещении ценных бумаг, с указанием в случае, если данное решение принято коллегиальным органом управления, кворума и результатов голосования за его принятие (за исключением регистрации выпуска облигаций в рамках программы облигаций);
копия (выписка из) протокола собрания (заседания) (приказа, распоряжения или иного документа) уполномоченного органа управления эмитента, которым утверждено решение о выпуске акций или ценных бумаг, конвертируемых в акции, с указанием в случае, если оно утверждено коллегиальным органом управления, кворума и результатов голосования за его утверждение (в случае регистрации выпуска акций или ценных бумаг, конвертируемых в акции);
копия (выписка из) протокола собрания (заседания) (приказа, распоряжения или иного документа) уполномоченного органа управления эмитента, которым утвержден документ, содержащий условия размещения акций или ценных бумаг, конвертируемых в акции, с указанием в случае, если указанный документ утвержден коллегиальным органом управления, кворума и результатов голосования за его утверждение (в случае, если регистрация выпуска (дополнительного выпуска) указанных ценных бумаг не сопровождается составлением и регистрацией их проспекта);
документ, содержащий расчет стоимости чистых активов (величины собственных средств (капитала) коммерческой организации, предоставляющей поручительство по облигациям или выступающей гарантом по независимой гарантии (за исключением банковской гарантии), с указанием единицы измерения, в которой произведен такой расчет (в случае регистрации выпуска облигаций, исполнение обязательств по которым обеспечено поручительством или независимой гарантией). Указанный документ должен быть составлен по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности коммерческой организации, предоставляющей поручительство по облигациям или выступающей гарантом по независимой гарантии (за исключением банковской гарантии), за последний завершенный отчетный период, состоящий из трех, шести, девяти или двенадцати месяцев отчетного года, предшествующий дате представления документов для регистрации выпуска (дополнительного выпуска) облигаций, и подписан лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа коммерческой организации, предоставляющей поручительство по облигациям или выступающей гарантом по независимой гарантии (за исключением банковской гарантии), либо уполномоченным им должностным лицом коммерческой организации, предоставляющей поручительство по облигациям или выступающей гарантом по независимой гарантии (за исключением банковской гарантии);
5.6. Эмитенты, за исключением эмитентов, являющихся кредитными организациями или негосударственными пенсионными фондами, должны представить в Банк России или регистрирующую организацию для регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг дополнительно к документам, представляемым в соответствии с пунктом 5.5 настоящего Положения, копию устава (учредительного документа) эмитента в действующей редакции со всеми внесенными в него изменениями и (или) дополнениями.
Эмитенты, являющиеся кредитными организациями или негосударственными пенсионными фондами, должны представить копию устава (учредительного документа) эмитента в действующей редакции со всеми внесенными в него изменениями и (или) дополнениями дополнительно к документам, представляемым в соответствии с пунктом 5.5 настоящего Положения, для регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в регистрирующую организацию.
5.7. Для регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, сопровождающейся составлением и регистрацией проспекта ценных бумаг, в Банк России или бирже дополнительно к документам, представляемым в соответствии с пунктом 5.5 настоящего Положения, должны быть представлены:
проспект ценных бумаг;
копия (выписка из) протокола собрания (заседания) (приказа, распоряжения или иного документа) уполномоченного органа управления эмитента, которым утвержден проспект ценных бумаг, с указанием в случае, если проспект ценных бумаг утвержден коллегиальным органом управления, кворума и результатов голосования за его утверждение.
5.8. В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» вместо проспекта ценных бумаг и документа, предусмотренного абзацем третьим пункта 5.7 настоящего Положения, в Банк России или бирже эмитентом может быть представлено уведомление о составлении проспекта ценных бумаг в случае, если на дату его представления в Банк России или бирже одновременно соблюдаются следующие условия:
эмитент создан не менее трех лет назад;
в отношении эмитента не введена процедура банкротства в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»;
эмитент в течение трех последних завершенных отчетных лет разместил ценные бумаги не менее трех выпусков (дополнительных выпусков), регистрация каждого из которых сопровождалась составлением и регистрацией проспекта ценных бумаг либо присвоение до 1 января 2020 года биржей идентификационного номера каждому из которых сопровождалось представлением бирже проспекта ценных бумаг, включая выпуски (дополнительные выпуски) облигаций в рамках программы облигаций, регистрация которой сопровождалась регистрацией проспекта облигаций или присвоение до 1 января 2020 года биржей идентификационного номера которой сопровождалось представлением бирже проспекта облигаций;
ценные бумаги, в отношении которых составлен проспект, не являются акциями, ценными бумагами, конвертируемыми в акции, или облигациями субординированного облигационного займа;
эмитенту в течение трех последних завершенных отчетных лет Банком России не направлялось предписание об устранении нарушений, связанных с порядком и (или) сроком раскрытия информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, обнаружением в проспекте ценных бумаг неполной, недостоверной и (или) вводящей в заблуждение информации, а также с утверждением и (или) подписанием проспекта ценных бумаг;
лицо, занимающее должность (осуществляющее функции) единоличного исполнительного органа эмитента, или уполномоченное им должностное лицо эмитента, подписавшее проспект ценных бумаг, в течение трех последних завершенных отчетных лет не привлекалось к уголовной ответственности за внесение в проспект ценных бумаг заведомо недостоверной информации, утверждение либо подтверждение содержащего заведомо недостоверную информацию проспекта ценных бумаг.
Уведомление о составлении проспекта ценных бумаг должно быть составлено в соответствии с приложением 36 к настоящему Положению.
Получение Банком России или биржей уведомления о составлении проспекта ценных бумаг в соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» влечет за собой такие же правовые последствия, как и регистрация проспекта ценных бумаг.
5.9. Эмитенты, за исключением эмитентов, являющихся кредитными организациями, должны представить в Банк России, бирже или центральному депозитарию для регистрации выпуска (дополнительного выпуска) облигаций, не сопровождающейся составлением и регистрацией проспекта ценных бумаг (в том числе в случае представления одновременно с документами для регистрации выпуска (дополнительного выпуска) облигаций, уведомления о составлении проспекта ценных бумаг в соответствии с пунктом 5.8 настоящего Положения), дополнительно к документам, представляемым в соответствии с пунктом 5.5 настоящего Положения, копию бухгалтерской (финансовой) отчетности эмитента за последний завершенный отчетный год и за последний завершенный отчетный период, состоящий из трех, шести или девяти месяцев отчетного (текущего) года, предшествующие дате представления документов для регистрации выпуска (дополнительного выпуска) облигаций.
Эмитенты, являющиеся кредитными организациями, должны представить копию бухгалтерской (финансовой) отчетности эмитента, предусмотренную абзацем первым настоящего пункта, дополнительно к документам, представляемым в соответствии с пунктом 5.5 настоящего Положения, для регистрации выпуска (дополнительного выпуска) облигаций, не сопровождающейся составлением и регистрацией проспекта ценных бумаг (в том числе в случае представления одновременно с документами для регистрации выпуска (дополнительного выпуска) облигаций, уведомления о составлении проспекта ценных бумаг в соответствии с пунктом 5.8 настоящего Положения) бирже или центральному депозитарию.
В случае если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность эмитента подлежит обязательному аудиту, вместе с представляемой копией годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности эмитента должна быть представлена копия аудиторского заключения. При этом бухгалтерская (финансовая) отчетность, в отношении которой аудитором выражается мнение о ее достоверности, должна прилагаться к аудиторскому заключению.
В случае если эмитент не может представить годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность или бухгалтерскую (финансовую) отчетность за последний завершенный отчетный период, состоящий из трех, шести или девяти месяцев отчетного года, или представляет такую отчетность не в полном объеме (составе), дополнительно к документам, представляемым в соответствии с пунктом 5.5 настоящего Положения, должна быть представлена содержащая объяснения справка, подписанная лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа эмитента, или уполномоченным им должностным лицом эмитента.
5.10. Для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в Банк России дополнительно к документам, представляемым в соответствии с пунктом 5.5 настоящего Положения, должны быть представлены:
заявление на государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, составленное в зависимости от способа размещения ценных бумаг в соответствии с приложениями 2, 3, 4, 5 или 7 к настоящему Положению;
документ, подтверждающий факт уплаты государственной пошлины, взимаемой в соответствии с подпунктом 53 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации за государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг (за исключением государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) акций, размещаемых в целях увеличения уставного капитала на величину переоценки основных фондов, производимой по решению Правительства Российской Федерации);
опись представленных документов, составленная в соответствии с приложением 8 к настоящему Положению.
5.11. В случае представления документов для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг после их предварительного рассмотрения заявление на государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг должно содержать указание на данное обстоятельство.
В случае представления документов для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг после их предварительного рассмотрения, по результатам которого Банком России было принято решение о несоответствии документов требованиям законодательства Российской Федерации, дополнительно к документам, представляемым в соответствии с пунктом 5.5 настоящего Положения, должна быть представлена справка эмитента об устранении всех несоответствий требованиям законодательства Российской Федерации, выявленных Банком России по результатам предварительного рассмотрения представленных эмитентом документов. Указанная справка должна быть подписана лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа эмитента или уполномоченным им должностным лицом эмитента.
5.12. Эмитент должен представить в Банк России или в регистрирующую организацию документы для регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в одном экземпляре, за исключением решения о выпуске ценных бумаг, документа, содержащего условия размещения акций или ценных бумаг, конвертируемых в акции, проспекта ценных бумаг, которые должны быть представлены в трех экземплярах.
5.13. Документы для регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг должны быть представлены в Банк России или в регистрирующую организацию:
не позднее трех месяцев с даты утверждения документа, содержащего условия размещения акций или ценных бумаг, конвертируемых в акции, в случае, если регистрация их выпуска (дополнительного выпуска) не сопровождается составлением и регистрацией проспекта ценных бумаг;
не позднее одного месяца с даты утверждения проспекта ценных бумаг в случае, если регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг сопровождается составлением и регистрацией проспекта ценных бумаг (за исключением случая представления одновременно с документами, указанными в настоящем пункте, уведомления о составлении проспекта ценных бумаг в соответствии с пунктом 5.8 настоящего Положения).
5.14. Банк России и регистрирующие организации несут ответственность только за полноту сведений, содержащихся в документах, представленных для регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, но не за их достоверность.
5.15. В случае возникновения до регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, сопровождающегося составлением и регистрацией проспекта ценных бумаг, обстоятельств, которые могут существенным образом повлиять на принятие решения о приобретении ценных бумаг, эмитент обязан представить в Банк России или регистрирующую организацию проспект ценных бумаг с внесенными в него изменениями, отражающими эти обстоятельства.
Требования, предусмотренные настоящим пунктом, не применяются в случае, если эмитент осуществляет раскрытие информации в форме отчета эмитента и сообщений о существенных фактах в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1918; 2018, N 53, ст. 8440).
5.16. Банк России в соответствии с пунктом 5 статьи 20 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» обязан осуществить государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в его государственной регистрации в течение следующих сроков.
5.16.1. В течение двадцати рабочих дней с даты получения документов, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг и регистрации проспекта ценных бумаг.
5.16.2. В течение пятнадцати рабочих дней с даты получения документов, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, не сопровождающейся составлением и регистрацией проспекта ценных бумаг (в том числе в случае представления одновременно с документами, указанными в настоящем подпункте, уведомления о составлении проспекта ценных бумаг в соответствии с пунктом 5.8 настоящего Положения).
5.16.3. В течение десяти рабочих дней с даты получения документов, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг после их предварительного рассмотрения, при соблюдении следующих условий:
Банком России было принято решение о соответствии таких документов требованиям законодательства Российской Федерации либо эмитентом устранены все несоответствия требованиям законодательства Российской Федерации, выявленные Банком России по результатам предварительного рассмотрения представленных документов;
документы для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг представлены в Банк России не позднее трех месяцев с даты их предварительного рассмотрения.
5.17. В случае выявления несоответствия документов, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, требованиям законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, включая нарушения, предусмотренные пунктом 5.18 настоящего Положения, Банк России в соответствии с пунктом 6 статьи 20 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» направляет эмитенту уведомление о необходимости устранения этого несоответствия.
5.18. Несоответствием, указанным в пункте 5.17 настоящего Положения, являются следующие нарушения:
представление в Банк России не всех документов, необходимых для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;
несоответствие состава сведений, содержащихся в представленных документах, требованиям Федерального закона «О рынке ценных бумаг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1918; «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru), 2 декабря 2019 года), настоящего Положения;
5.19. В случае если при рассмотрении документов, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, Банком России выявлены признаки наличия в представленных документах сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений), Банк России в соответствии с пунктом 6 статьи 20 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» проводит проверку достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.
В случае проведения проверки достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, Банк России должен направить эмитенту уведомление о проведении такой проверки. В указанное уведомление должны быть включены также сведения о выявлении несоответствия документов, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, требованиям законодательства Российской Федерации о ценных бумагах (в случае выявления несоответствия). В указанном случае уведомление, предусмотренное пунктом 5.17 настоящего Положения, не направляется.
5.20. В случае направления эмитенту уведомления о необходимости устранения несоответствия документов, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, требованиям законодательства Российской Федерации о ценных бумагах или уведомления о проведении проверки достоверности сведений, содержащихся в указанных документах, течение срока, предусмотренного пунктом 5.16 настоящего Положения, приостанавливается на время устранения выявленного несоответствия или на время проведения проверки, но не более чем на двадцать рабочих дней.
5.21. Уведомление о необходимости устранения несоответствия документов, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, требованиям законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и уведомление о проведении проверки достоверности сведений, содержащихся в указанных документах, должны содержать перечень допущенных нарушений, срок для их устранения (в случае выявления нарушений), признаки наличия в представленных документах сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений) (в случае их выявления), указание на необходимость представления эмитентом исправленных и (или) недостающих документов и (или) пояснений (в случае необходимости), срок для их представления.
5.22. При наличии основания, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 26 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», после окончания срока, предусмотренного для устранения выявленного несоответствия или для проведения проверки достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, Банком России принимается решение о приостановлении эмиссии ценных бумаг в порядке, установленном главой 7 настоящего Положения.
5.23. При представлении эмитентом исправленных документов в Банк России должны быть представлены только те документы, в которые вносились изменения. Указанные документы должны быть представлены в установленном пунктом 5.12 настоящего Положения количестве экземпляров с сопроводительным письмом и описью представляемых документов, составленной в соответствии с приложением 8 к настоящему Положению.
5.24. В случае принятия решения о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг Банк России обязан в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения выдать (направить) эмитенту:
уведомление Банка России о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;
два экземпляра решения о выпуске ценных бумаг в случае государственной регистрации выпуска ценных бумаг;
два экземпляра документа, содержащего условия размещения акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, в случае, если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, не сопровождается составлением и регистрацией проспекта указанных ценных бумаг;
два экземпляра проспекта ценных бумаг в случае, если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) сопровождается составлением и регистрацией проспекта ценных бумаг.
5.25. В случае принятия решения об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг Банк России обязан в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения выдать (направить) эмитенту уведомление об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, содержащее основания отказа.
5.26. Регистрирующая организация обязана осуществить регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в его регистрации в порядке и сроки, установленные внутренними документами (правилами) регистрирующей организации, размещенными на ее официальном сайте в сети «Интернет».
5.27. Решение об отказе в регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг и регистрации проспекта ценных бумаг принимается Банком России или регистрирующей организацией по основаниям, указанным в пункте 1 статьи 21 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1918; 2018, N 53, ст. 8440).
Основаниями для отказа биржи в регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» могут являться также основания, определенные внутренними документами (правилами) биржи, которые регулируют ее деятельность по регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг. Биржа вправе также отказать в регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспекта ценных бумаг без объяснения причин в соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона «О рынке ценных бумаг».
5.28. Регистрация выпуска (дополнительного выпуска) акций не может быть осуществлена:
до государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) акций, в которые конвертируются привилегированные акции, за исключением случая, когда государственная регистрация такого выпуска осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска (дополнительного выпуска) привилегированных акций (в случае размещения привилегированных акций, конвертируемых в акции).
5.29. Регистрация выпуска (дополнительного выпуска) облигаций не может быть осуществлена:
до полной оплаты уставного капитала (оплаты складочного капитала, паевого фонда, уставного фонда, внесения членами крестьянского (фермерского) хозяйства в полном объеме имущественных вкладов) эмитента, являющегося коммерческой организацией;
в случае если сумма номинальных стоимостей или размер обязательств по размещаемым облигациям выпуска (дополнительного выпуска) превышает ограничение на объем эмиссии облигаций, установленное в уставе (учредительном документе) эмитента облигаций;
до государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) акций, в которые конвертируются облигации, за исключением случая, когда государственная регистрация такого выпуска осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска (дополнительного выпуска) облигаций (в случае размещения облигаций, конвертируемых в акции).
5.30. Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) опционов эмитента не может быть осуществлена:
5.31. Регистрация двух и более выпусков (дополнительных выпусков) обыкновенных акций или двух и более выпусков (дополнительных выпусков) привилегированных акций одного типа не может быть осуществлена одновременно, за исключением:
случаев одновременной государственной регистрации двух или более дополнительных выпусков обыкновенных акций или двух или более дополнительных выпусков привилегированных акций одного типа, размещаемых при реорганизации акционерных обществ в форме присоединения либо в форме разделения или выделения, осуществляемых одновременно с присоединением;
случаев одновременной государственной регистрации двух и более дополнительных выпусков привилегированных акций в случаях, предусмотренных подпунктом 2.3.1 пункта 2.3 и подпунктом 3.1.2 пункта 3.1 Положения Банка России N 646-П.