Портрет венецианова захарка во что одет
Описание картины Алексея Венецианова «Захарка»
Одним из первых, писавших крестьянские сюжеты художников, был Алексей Гаврилович Венецианов. Он часто писал крепостных, живущих тут же, в имении. Отдельно нужно отметить, как мастеру удаются детские портреты. К детям у мастера было особое отношение. На досуге он в своем имении открыл художественную школу для детишек крепостных. Некоторых, особо талантливых своих учеников, выкупал у местных помещиков.
Сын крепостных Анны и Федула Степановых Захар – один из самых полюбившихся живописцу натурщиков, его портрет еще не раз напишет Венецианов. И каждая из его работ достойна находиться в Третьяковской галерее или в Эрмитаже.
Картина «Захарка» совсем небольшого размера, всего тридцать девять сантиметров на тридцать и семь. Однако, она настолько притягательна и интересна, что не устаешь ее рассматривать, открывая для себя все новые и новые грани и линии. Особенно выразительны глаза ребенка, редкой красоты и проницательности.
Портрет курносого мальчугана занимает практически все поле картины. И это не просто так, это хорошо продуманный мастером ракурс. Хоть голова его повернута лицом к зрителям, смотрит он в другую сторону. В позе ребенка чувствуется некое движение. Этот мальчик умеет сам принимать взрослые решения.
Лицо Захарки, шея и часть опушки на его шапке ярко освещены, русые кудри выбились из под головного убора, пухлые губы и щеки выдают в нем еще совсем ребенка. Но уверенно закинутый на плечо топор, еще раз подтверждает осознанную взрослость его действий и решений.
Слегка покрасневший носик и теплая рукавица на руке говорят о том, что там, где находится мальчик достаточно прохладно, вернее будет сказать – морозно. А вот пальтишко у Захарки совсем не зимнее, но мальчик идет рубить дрова, а значит, ему не будет холодно.
Хорошо заметно, что и шапка и варежки ребенку велики, а стало быть, носит теплую одежду мужская часть семьи по очереди. Надел шапку – наруби дров.
Однотонность фона практически не заметна за счет выразительности серьезного и рано повзрослевшего глазами, лица мальчика. Да, взгляд у него совсем уже не детский, серьезный и озадаченный.
Этот ребенок уже давно знает, что такое крестьянский труд, и как он тяжел. Деревенские дети рано становятся взрослыми. Работают они наравне со взрослыми, помогая им заработать на кусок хлеба.
Захарка никого не оставляет равнодушным, зритель сопереживает ребенку, испытывает к нему симпатию. Добрый и умен не по годам папкин помощник.
Если набрать в Яндексе слова «Захарка Венецианов», то кроме известного Венециановского этюда «Захарка», на десятках сайтов обнаружится примерно одинаковый текст, говорящий о том, что этот этюд, хранящийся в Третьяковской галерее, написан якобы в 1825 году, и изображён на нём «сын крепостных крестьян Федула и Анны Степановых«. И дальше пространные описания того, что любой зритель может и сам увидеть на картине.
Для рядового зрителя или искусствоведа этой информации, наверное, достаточно. Их вряд ли интересует, кто на самом деле изображён на картине и когда точно она был создана (и чем это доказывается)… Какое это имеет значение сегодня, когда и Венецианова-то уже не каждый школьник знает?
Но для историка имеют значение не впечатления, а точные исторические факты. Их можно найти в трёх типах документов: в Ревизских сказках (РС), Метрических книгах (МК) и Исповедных ведомостях (ИВ).
В конце 90-х годов известный в Удомле краевед Н.А. Архангельский написал (История Удомельского района, 2006г, с.69): «В исповедальных книгах Дубровского прихода времён Венецианова нашёлся единственный Захар. В 1834 году он вписан между строк без номера как дворовый человек в сельце Жерновок помещика Алексея Стапановича Стромилова, с примечанием «за отлучкой не был на исповеди» (скорее всего, был отправлен помещиками в Петербург или в другое их имение). Из записей 1842 года узнаём, что Захар Алексеев родился в 1814 году (т.е. на картине ему 11 лет), вырос сиротой, живя при дворе помещиков и в возрасте 28 лет он всё ещё не был женат. Ни дома, ни семьи, ни родственников. «Мальчик на побегушках» до конца своих дней.«
Заинтересовавшись новой книгой удомельского краеведа Б.К.Виноградова о Венецианове, мы проверили электронные копии РС, МК и ИВ по крестьянам Дубровского погоста за 1816-1850 годы и обнаружили следующее (сканы искала и читала в основном Татьяна Петрова из СПб).
1) Мальчик Захар Алексеев действительно был в 1834 году у помещика Стромилова из сельца Жерновки (в 2 км от Венециановской усадьбы Трониха), и по возрасту – подходил… Но мы не увидели его упоминания в ИВ Дубровского прихода ранее 1834 года, когда и должна была быть написана эта картина…
3) Но вот с матерью этого Захара в интернет-версии вышла ошибка… Не было матери Захарки в купчей 1815-го года! А появившаяся в более поздних ИВ у Федула Степанова жена Анна (иногда пишут Агафья) оказалась вовсе не матерью, а мачехой Захарке. А отчество её оказалось не Степанова (как пишут в Интернете, путая отчество с фамилией – фамилий у крестьян тогда не было), а Иванова (сегодня мы бы сказали «Ивановна»). Её венчание с Федулом Степановым зарегистрировано в МК за 1816-й год.
4) А что же случилось тогда с матерью Захарки? Это разыскала Татьяна Петрова по МК. Родился Захар Федулов 20 марта 1806 года, его родители были крепостными помещицы Шаховской на тот момент, а мать звали Параскева Потапова.
Мать Захарки умерла 17.02.1814 (МК). Вдовец Федул женился повторно в 1816г, поэтому Захарка с 8 лет рос с мачехой.
5) Брат Захарки. По ИВ мы заодно узнали, что у Захарки был старший брат – Прокопий. В 1812 году (в 19 лет) Прокопий был уже женат на Дарье Мироновой (17 лет), продолжая жить в родительской избе в деревне Сливнево. В 1814г Прокопий с женой куда-то исчезают (видимо, его сдали в рекруты, в этом случае жена крепостного становилась «солдаткой», т.е. освобождалась от крепостной зависимости, как и её муж-солдат).
6) Судьба Захарки и уточнение года написания картины.
В 1821-м году у Захарки появилась сводная сестра (от мачехи) Соломонида, которая умерла на первом году жизни. А в 1824 году Захарка с семьёй числится уже живущим в Тронихе, став дворовыми помещика Венецианова. Возможно, они переселились туда на год-два раньше, когда их не упомянули в ИВ вообще.
Таким образом, в 1825г (когда, как утверждается, был написан портрет) Захарке Федулову было 19 лет. А на картине мы видим мальчика лет 12… Значит, картина была написана не в 1825 году, а раньше, году примерно в 1818г. Это год рождения младшей дочери Венецианова – Филицаты, в связи с чем штат дворовых в Тронихе возрос на 5 человек (вдвое, или 13% от числа крепостных помещика на тот момент!). Видимо, в тот же или следующий год и Захарку помещик стал привлекать к работам в поместье, тогда и рисовал.
Кто и почему определил, что картина была написана якобы в 1825 году? Если картина датирована по году её первой выставки, то это и может быть причиной ошибки! Ведь художник вполне мог написать картину раньше и хранить её у себя несколько лет.
7) Последующая судьба Захарки.
В 1828 году неженатый Захарка был сдан в рекруты (РС за 1834г). После службы (через 25 лет) назад на родину он уже не вернулся (следов его в ИВ не обнаружено) – то ли пристроился где-то вблизи последнего места службы, то ли погиб, служа отечеству.
Отец Захара после умер в 1835г (по РС 1850г).
Сочинение по картине А. Венецианова «Захарка»
Глядя на картины А.Г. Венецианова можно сделать вывод, что он любил писать именно портреты. К тому же он уделял особое внимания крестьянам, пытаясь показать, что они трудолюбивые, сильные и независимые люди. На картине «Захарка» изображен мальчик, сын крестьянина. На вид ему около десяти лет, но его поведение похоже на поведение взрослого мужчины. Он изображен на сером фоне, а портрет выполнен в спокойных и теплых тонах, свойственных полотнам Венецианова.
Внешность крестьянского сына нельзя назвать привлекательной. У него широкие скулы, большой нос, густые брови и очень пухлые губы. Зато в карих глазах виднеется ум и серьезность. Видно, что, несмотря на свой юный возраст мальчик весьма сообразительный и мудрый. Он похож на настоящего мужика, только в миниатюре.
На мальчике теплая одежда, а значит на улице зима. Захарка одет в коричневую шапку отороченную мехом, которая судя по всему ему велика. Из-под нее виднеются русые волосы. На руки надеты теплые толстые варежки, которые тоже, кажется, велики ему. Вполне вероятно, что мальчик донашивает одежду за братом, ведь он из крестьянской семьи, а значит, живет бедно. На плече Захарка несет топор, возможно, он идет помогать отцу или колоть дрова. Венецианов написал потрет мужественного, умного, решительного и независимого мальчугана. Захарка – сын крестьянина, но ведет себя достойно и с почтением.
Картина «Захарка», А. Г. Венецианова
Описание картины:
А. Г. Веницианов одним из первых в русской живописи стал писать крестьянский быт. Среди его произведений есть много портретов крепостных, живших в его имении. Особенно хорошо ему удавались образы детей. Алексей Гаврилович открыл в своей деревне художественную школу для талантливых крестьянских ребятишек. Некоторых он даже сам выкупал у других помещиков.
Этюд «Захарка», хранящийся сейчас в Третьяковской галерее, прекрасно показывает силу таланта художника и его выразительного дара.
Моделью для картины послужил реальный мальчик, сын крепостных крестьян Федула и Анны Степановых. Венецианов, видимо проникнувшись симпатией к Захару, будет писать его еще не один раз.
Хоть изображение мальчика и является небольшим этюдом, сила его такова, что заставляет остановиться и рассматривать эти серьезные не по годам глаза.
Образ Захарки заполняет почти всю плоскость картины. Художник неспроста выбрал такой ракурс для своей модели. Голова мальчика слегка повернута к зрителю, но смотрит он в сторону. В его позе спрятано скрытое движение, и в то же время чувствуется крестьянская основательность и уверенность в себе.
Картина написана в темных тонах, только лишь лицо ребенка выделяется светлым пятном. Цвета ненавязчиво переходят один в другой, не отвлекая нас от главного героя.
На первый взгляд лицо Захарки некрасиво: широкие скулы, растрепанные русые волосы, нос картошкой, пухлые губы, густые брови. Но взгляд ребенка совсем не детский, он серьезен и смышлен, развит не по годам. Такой «маленький мужичок».
Видно, что мальчик уже хорошо знает, что такое тяжелый крестьянский труд. В деревне дети взрослеют рано. В руке он держит топор. Может быть собирается в лес за дровами или идет помогать отцу. Лицо его сосредоточено, наверное, художник оторвал его от важного дела.
Талант Венецианова таков, что образ Захарки вызывает симпатию и сопереживание у зрителя. Видно, что мальчик, хоть и невелик годами, но добр, умен и хороший помощник родителям.
В своих работах живописец неоднократно показывал свою уверенность в лучших качествах русского народа и простого крестьянина. Венецианов писал крепостных реалистично, не приукрашивая их быт. И в то же время его «мужицкие» портреты вызывают уважение и уверенность в силе духа и чистоте души этих людей.
Сочинение-описание картины Захарка Венецианов А.Г.
Вариант 1. Пример сочинения к учебнику 7 класса
Рассмотрите картину Алексея Гавриловича Венецианова «Захарка». Кого из тургеневских мальчиков вам напоминает этот персонаж? Напишите словесный портрет Захарки, передавая особенности его характера
Примерный план сочинения:
1. Венецианов – мастер художественного портрета
2. Подробное описание главного героя
3. Особенности характера ребенка
4. Схожесть Захарки с тургеневскими мальчиками
Словесный портрет Захарки
Венецианов – мастер картин, написанных на тему крестьянской жизни. На полотне мы видим мальчика лет двенадцати. Он размещен вполоборота к зрителю. Художник написал подростка только по плечи. Но на основе художественных деталей мы можем определить характер и социальное положение главного героя. Моделью для автора послужил сын крепостных крестьян Степановых – Захар. Они познакомились в художественной школе, которую Венецианов организовал в деревне.
Мы видим, что автор не пытается приукрасить действительность. Захарка совсем не похож на современных детей. Его жизнь не назовешь беззаботным детством. Он напоминает взрослого человека, который оказался в теле мальчика. В 12 лет ему характерен серьезный, основательный взгляд крестьянина, который привык зарабатывать на жизнь тяжелым трудом.
Художник использует мягкую и спокойную палитру цветов. Серый фон со светлыми потертостями не отвлекает внимание. Максимально освещенная внешность мальчика вызывает и симпатию, и уважение. Его детские черты лица контрастируют с выразительным характером «крестьянина-мужичка». Он еще ребенок. На это указывают небольшой нос картошкой, румянец на щеках, нежная кожа и по-детски пухлые губы. Из-под шапки видны волосы пшеничного цвета.
Но густые, немного насупленные брови и выразительный, слегка отвлеченный взгляд выдают преждевременное взросление. Меня поразили карие, широко распахнутые глаза. Кажется, что взгляд этого человека устремлен внутрь. Ему некогда думать о детских забавах. Ему нужно распланировать день и заняться серьезными делами. Он делает вид, что не замечает зрителя или художника. Но одновременно поглядывает на него боковым зрением. Я думаю, он старается копировать поведение авторитетных мужчин в деревне.
Меховая шапка теплая, но она на парня большая. Также не по размеру ему красные, местами потертые варежки. Это «дорогие» для простолюдина вещи, которые зачастую передавались по наследству от старшего сына – к младшему. Ребенку тяжело держать огромный топор в руках, и он положил его на плечо. Трудно представить, как ему удается колоть дрова. Потрепанная, но добротно сшитая холщовая рубаха потемнела от времени и активной носки.
Я думаю, герой картин похож на ребят, описанных в рассказе Тургенева «Бежин луг». Это собирательный образ крестьянских детей, которые, собравшись у костра, ведут «взрослые» разговоры. Рисуя портрет, живописец постарался реалистично передать быт ребенка из семьи крестьян. Это трудолюбивый человек, которому можно доверять. Это личность, в которой может быть скрыт талант художника.
Вариант 2. Кратко, своими словами
Примерный план сочинения:
1. Сведения о картине
2. Описание планов
3. Детали полотна
4. Оттенки
5. Мое мнение
В 1825 году художник Алексей Гаврилович Венецианов нарисовал портрет «Захарка». На большинстве работ этого автора можно увидеть лица русских девушек. Красавицы с длинными косами и ярко-розовыми щеками изображены на фоне ярких красок солнечного лета. И лишь портрет маленького мальчика выделяется в их череде.
Портрет — изображение лица человека во весь холст. На картине великого мастера мы видим лицо мальчика по имени Захар. На вид ему не больше десяти лет. А он уже во всю помогает родне. Это можно понять по топору с деревянной ручкой на его правом плече. На юном создании кафтан болотного оттенка. Из под коричневой меховой шапки выбиваются вьющиеся русые волосы. Зеленые глаза смотрят в сторону. Что-то в выражении лица заставляет меня пожалеть парнишку. Теплая одежда, легкий румянец на лице ребенка говорят о том, что на улице зима. Возможно, художник рисовал портрет мальчишки, только что вернувшегося со двора.
Если присмотреться, на заднем плане заметим темное пятно. Оно заставляет воображение придумывать различные варианты развития событий. Возможно, это дерево, а значит мальчика отправили в лес, чтобы он нарубил дров. А может это дым или тень. Или дорога, по которой Захарка возвращается домой.
Темно-зеленый, болотный, коричневый, черный — все эти оттенки окружают нежное, светлое, со слегка розовыми щеками лицо мальчика. Суровые и грубые цвета добавляют полотну тихую грусть.
Я люблю рассматривать портреты. Думаю, что это самые интересные и сложные картины. Изобразить кистью и красками внешность человека, соблюсти пропорции так, чтобы они были похожи как две капли воды с чертами реальных людей — кажется мне чем-то невозможным. Но художнику Венецианову удалось поразить зрителей красотой простого полотна. Глубокий взгляд персонажа завораживает. От картины не хочется отводить глаз. Кажется, что ребенок находится прямо передо мной. У автора получился невероятно эмоциональный портрет, и это мне нравится.
Вариант 3. Пример подробного сочинения для старших классов
Алексей Гаврилович Венецианов был одним из первых русских живописцев 19 века, показавшим обществу в своих работах повседневную жизнь крестьян. Художник ставил перед собой задачу с любовью и уважением поведать зрителю о людях труда. Несмотря на своё угнетённое положение, крестьяне полны благородства. Они живут с ощущением собственного достоинства. В живописи первой трети 19 века переплетаются такие направления, как классицизм, сентиментализм и романтизма. Присутствуют они и в работах Венецианова, но главное место художник отводит жизненной правде. Великий мастер известен ещё и тем, что создал свою художественную школу для поклонников «крестьянского» жанра.
Известно, что портрет «Захарка» написан с реально существовавшего мальчика. Он был сыном крепостного крестьянина Степанова. Этого крестьянина и его семью художник привёз к себе в усадьбу из деревни Сливнево, определив их дворовыми людьми. Бедно одетый деревенский мальчик с топором на плече однажды попался Алексею Гавриловичу на глаза и удивил самостоятельностью и умом пытливого взгляда. Таким и запечатлел его мастер на портрете 1825 года. В последствии парнишка не раз позировал живописцу.
Почти всё пространство полотна занимает голова и плечи ребёнка лет десяти. Голова его развёрнута лицом к зрителям, но взгляд направлен на невидимый объект в стороне. Такая позе подчёркивает непосредственность ребенка и даёт почувствовать его движение. Мальчик направляется с топором в лес, чтобы нарубить хвороста для печей.
В лице сына крепостного крестьянина нет ни тени робости, покорной зависимости. У него выразительный и ясный взгляд карих глаз. Скулы широкие, нос картошкой, а губы ещё по-детски пухлые. На щеках играет здоровый румянец. Из-под шапки выбивается прядь русых волос. Лицо героя портрета живое, искреннее, доброе.
Одежда ребёнка бедна. Видно, что меховая шапка и рукавицы ему великоваты. Скорее всего это одежда старшего брата или отца, которую донашивает Захарка. У него даже нет тёплого полушубка. Пальто из толстого серого сукна не даст замёрзнуть пареньку, ведь он собрался рубить дрова.
Видно, что у мальчика независимый, рассудительный и твёрдый характер. Герой портрета вынослив и терпелив. Автор портрета подчеркнул готовность ребёнка к самостоятельному труду, его человеческое достоинство. Паренёк горд, что ему доверили взрослую работу. Он чувствует ответственность за семью и охотно помогает отцу по хозяйству. Нельзя себе представить, что этот подросток станет грубить старшим.
Художник использовал для написания картины неяркие серые и коричневые тонах. Это подчёркивает грубоватость крестьянского труда и спартанский образ жизни юного помощника и будущего кормильца. Светлыми красками выполнено лишь его лицо. В портрете нет резких цветовых контрастов, противопоставления света и тени. Всё спокойно и лаконично.
Автор хотел выразить в портрете своё уважительное отношение к детям крестьян, чья жизнь далеко не беззаботна. Это маленькие труженики. Художник показал ответственного, смышлёного мальчика, который не уступает ни умом, ни достоинством детям господ.
Мне понравился портрет тем, что мастер показал в сыне крепостного крестьянина достоинство человека труда. Захарка занимается совсем не детской работой, но не считает себя несчастным. Он серьёзный, мужественный. Из него вырастет настоящий мужчина.