Пороховщиков изобретатель за что расстреляли
Русский танк «Вездеход» мог опередить английский Mark I
С великой гордостью рассказывал лицедей о своих предках: «Они гордились тем, что живут не где-нибудь в Америке, а в России. Они любили свою страну, свой народ. Когда поднимался Андреевский флаг и звучал государственный гимн России, они не могли сдержать слез…».
Прадед артиста – столбовой дворянин, меценат Александр Александрович Пороховщиков, оставивший Москве Теплые торговые ряды, ресторан «Славянский базар» с невиданным тогда стеклянным куполом. Он пожертвовал немалые средства на возведение Храма Христа Спасителя, построил первый в России цементный завод. Молодому Репину, который в то время очень нуждался, Пороховщиков заказал картину «Славянские композиторы»…
Часто вспоминал артист и другого Александра Александровича – своего деда-конструктора, создававшего летательные аппараты. В 1909 году гимназист Пороховщиков презентовал на Воздухоплавательной секции съезда Российского Союза естествоиспытателей модель своего моноплана «Пороховщиков-1». Его высоко оценил профессор Николай Жуковский.
Спустя год в «Петербургской газете» была напечатана небольшая информация: «Юный изобретатель аэроплана Ал. Пороховщиков приступил к постройке своего аэроплана. Постройка, как мы сообщали, задерживалась из-за недостатка необходимых средств. В настоящее время постройку принял на себя на известных условиях один из столичных автомобильных фабрикантов. Постройка, которая будет вестись под личным наблюдением изобретателя, займет около месяца, после чего будет преступлено к пробным полетам…» В то время конструктору было всего восемнадцать лет…
После демонстрации аэроплана, Пороховщиков совершил полет на другой машине собственной конструкции. Затем он показал «двухвостку» «Би-кок», предназначенную для разведывательных полетов. Началась Первая мировая война, и эта модель пришлась кстати. И военное министерство предложило конструктору начать выпуск подобных машин. Пороховщиков хотел строить аппараты самостоятельно и «в количестве не менее, как на целый авиационный отряд». Однако его намерениям не суждено было сбыться…
На Аптекарском острове в Санкт-Петербурге Пороховщиков создал собственную мастерскую. Он стал одним из первых производителей самолетов в России и выпускал машины, сходные с моделями Кодрон Фререс во Франции. Это были бипланы с крыльями разного размаха, неубирающимся шасси с тормозным башмаком, центральной гондолой для установки двигателя и размещения экипажа и хвостовым оперением, располагавшимся на четырех расчаленных балках, выступавших из конструкции крыльев.
Первая танковая атака произошла в ходе Первой мировой войны. На рассвете 15 сентября 1916 года невиданные доселе английские бронированные машины « Mark I», вооруженные двумя пушками и парой пулеметов, атаковали немецкие позиции в районе Альбер-Перрон на реке Сомме. Танки были созданы Уильямом Триттоном и Уолтером Гордоном Вилсоном. Непосредственное участие в разработках принимал и Эрнест Суинтон.
Проект был одобрен, и военное ведомство ассигновало на создание машины 9 тысяч 660 рублей 72 копейки. Наблюдение за реализацией проекта поручили начальнику Рижского отдела по квартирному довольствию войск инженер-полковнику Владиславу Поклевскому-Козелло.
Затем члены комиссии во главе с Поклевским-Козелло приступили к осмотру танка. Они отметили, что на броне не осталось серьезных повреждений. Однако до испытания артиллерийскими снарядами дело не дошло. Критику специалистов вызвали ходовые качества машины. Было отмечено, что «при движении по обычной дороге «Вездеход» перед обычным автомобилем не имеет никаких преимуществ, а, наоборот, имеет только недостатки, как то: отсутствие дифференциала, наличие одной ленты вместо двух и прочее, а при движении по рыхлой почве автомобиль вовсе не пойдет, ввиду наличия массы различных препятствий, вытекающих из несовершенства конструкции…».
Однако и новый проект был отвергнут. В рапорте Поклевского-Козелло начальнику инженерных снабжений армий фронта от 8 января 1916 года говорилось: «Построенный экземпляр «вездехода» не выказал всех тех качеств, которые обусловлены докладом № 8101, например, не мог ходить по рыхлому снегу глубиной около 1 фута, а испытания хода по воде сделано не было…».
Конструктор был готов продолжить работу по устранению недоработок. Однако финансирование проекта было прекращено. Тем не менее, Пороховщиков продолжал свою деятельность. Когда Александра Александровича спрашивали о делах, он туманно намекал, что ему помогает некая частная фирма.
Вскоре пришло сообщение с Западного фронта о применении англичанами новых боевых машин. В российской прессе их подробно описали и назвали «таньками». Эксперты не без оснований полагали, что их появление на театре военных действий изменит соотношение сил в пользу Антанты. При этом сожалели, что «таньки» были сконструированы не в России, а в Англии.
В статье Пороховщиков напоминал о других своих изобретениях:
При этом он сожалел о горькой судьбе изобретателя в России. Мол, в родном отечестве издавна не ценили таланты…
Впрочем, Александр Александрович, проглотив обиду, продолжал трудиться. 19 января 1917 года он представил в Главное военно-техническое управление проект «Вездехода №2» с экипажем, состоящим из четырех человек и «броневой рубкой». Последняя состояла из трех независимо вращающихся поясов с пулеметом «максим» в каждом. Четвертый крепился в лобовом листе корпуса.
Однако и этот проект не получил права на жизнь. От дальнейших работ по созданию «Вездехода» решили окончательно отказаться. Военное ведомство обязало Пороховщикова вернуть в казну 18 тысяч 90 рублей, истраченных на постройку машины…
Советский период жизни Пороховщикова не отмечен его крупными изобретениями. Конечно, Пороховщиков не сидел, сложа руки. Во время НЭПа он создал частное конструкторское бюро. Александр Александрович не раз предлагал Главному управлению авиационной промышленности и Научно-техническому комитету военно-воздушных сил проекты различных летательных аппаратов. Однако, его проекты отвергались.
Потом… его сослали на Соловки. Но даже в неволе Пороховщиков не оставил работу – он занимался проектированием гидросооружений для Беломорско-Балтийского канала.
…О нем мельком вспомнили вскоре после его смерти. Автор брошюры «Сухопутные крейсера» Олег Дрожжин упомянул об «изобретателе», который «уже в середине августа 1914 г. разработал проект гусеничного вездехода». Вероятно, фамилию Пороховщикова не разрешалось упоминать, поскольку он считался «врагом» народа».
С конца прошлого столетия фамилия Пороховщикова довольно часто встречалась в различных публикациях. Однако до сих пор никто не создал подробную биографию замечательного русского конструктора и изобретателя.
Его внук, актер Александр Пороховщиков мечтал снять фильм о своих славных предках: «Я бы очень хотел в нем сыграть! И не только потому, что это выглядело бы красиво: Пороховщикова сыграл бы Пороховщиков. Так можно было почтить память людей, которые принесли России немалую пользу».
Увы, замыслу народного артиста России не суждено было сбыться…
Органы НКВД арестовали создателей прототипа танка Т-34 (А-34): конструкторов А.О.Фирсова, Н.Ф. Цыганова, А.Я. Дика. Первых двух расстреляли, третий получил 10 лет. Должность главного конструктора стала смертельно опасной — за любую ошибку и неудачу ему грозили тюрьма и расстрел. Чудом избежал участи быть уничтоженным и следующий главный конструктор танка Т-34 М.И.Кошкин.
Документ эпохи — докладная записка НКВД ‘О конструктивных дефектах и задержке производством выпуска новых танков А-34 на заводе 183 в г. Харькове’.
«При проектировании танка А-34, под руководством главного конструктора завода 183 инж. Кошкина, было выявлено ряд дефектов, влияющих на боевые качества машины… Кошкин и его заместитель Морозов вместо того, чтобы работать в направлении создания конструкции с люком и боковым обзором, поставили вопрос: или с люком без обзора, или боковой обзор, но без люка… Кошкин вместо того, чтобы учесть эти замечания и поручить опытному конструктору-корпуснику сделать проект без указанных дефектов, распорядился срочно деталировать будку водителя по проекту конструктора Барона. Указывая на недостатки конструкции будки, инженер Таршинов сам предлагал разработать проект последней, но был отослан Кошкиным в командировку в гор. Мариуполь, хотя надобности ехать именно ему не было никакой… Чтобы прикрыть разбазаривание средств, Кошкин готовит для пуска в серию будку водителя по проекту конструктора Барона, а по проекту инженера Таршинова изготовление почему-то будет производиться как опытный образец… Кошкин считает, что в готовой машине обнаружатся места, где якобы можно будет разместить дополнительное количество пулеметных дисков, хотя в проектных данных таких площадей в машине нет… По существу поставлен в известность НКВД СССР для принятия соответствующих мер через Наркомсредмаш и АБТУ РККА.» Зам. наркома внутренних дел УССР Горлинский ‘7’ февраля 1940 г. 551/сн ГДА СБ Украины. Машинопис, Ф. 16. — Оп. 33 (1951 р.). — Спр. 90. — Арк. 213−217. Копия.
Танк А-34
В конце 1937 года харьковские «органы» установили, что дизельный отдел ХПЗ является гнездом «вредителей». Были расстреляны «умышленно создававший дефекты» К.Ф. Челпан и его сотрудники — М.Б. Левитан, З.Б. Гуртовой, Г. И. Аптекман. По десять лет исправительных лагерей получили И.Я. Трашутин и Ю.А. Степанов. Доводка танкового дизеля, получившего индекс В-2, растянулась еще на два года, и лишь 1 сентября 1939 года двигатель был передан в серийное производство.
На Харьковском заводе № 183 — основном производителе танков БТ — арестованы и расстреляны директор завода И.П. Бондаренко, главный инженер Ф.И. Лящ, главный металлург А.М. Метанцев и другие специалисты.
На Кировском заводе в Ленинграде перед войной занимались тяжелыми танками. Там тоже вовсю боролись с «вредителями»: навсегда исчезли в недрах НКВД главный инженер М.Л. Тер-Асатуров, старший инженер М.П. Зигель, начальник СКБ-2 О.М. Иванов, а директор завода К.М. Отс предпочел аресту самоубийство.
Два раза арестовывался при Советской власти Александр Александрович Пороховщиков, «отец» первого в истории России гусеничного бронеавтомобиля (1914г.) и родной дед популярного киноактера Александра Шалвовича Пороховщикова. А.А.Пороховщиков стал авиаконструктором, в качестве заключенного работал на строительстве Беломор-Балтийского канала, занимался конструированием шлюзов. После нескольких лет лагерей его отпустили, но в 1940 г. арестовали снова и расстреляли.
В 1937 г. в СССР успешно прошли испытания СУ-14 с отличным 152 мм орудием. За успехи и достижения конструктора П.Н. Сячинтова наградили орденом Ленина, а через несколько месяцев за вредительство и шпионаж — арестовали и расстреляли. Все работы про подготовке серийного производства СУ-14 были прекращены. Заодно расстреляли еще одного ведущего разработчика отечественных САУ Магдисиева. Похоже, высокое начальство решило, что самоходные артиллерийские установки не очень-то и нужны, поэтому к их производству приступили только в 1943 г.
СУ-14
Две чудом «выживших» СУ-14 принимали участие в боевых действиях при обороне Москвы, где использовались для стрельбы с закрытых позиций возле станции Кубинка по наступающим войскам немцев.
5 августа 1933 года было принято постановление РВС СССР «Система артвооружения РККА на вторую пятилетку», в котором предусматривалось создание трех типов артиллерийских орудий, установленных на единое шасси. Весной 1934 года Ленинградский завод опытного машиностроения № 185 имени С. М. Кирова начал разрабатывать самоходное артиллерийское орудие СУ-5 на шасси танка Т-26. К осени конструкторское бюро завода под руководством П. Н. Сячинтова изготовило три самоходно-артиллерийских установки: СУ-5-1, СУ-5-2 и СУ-5-3 — различавшихся, в основном, вооружением. Заводские испытания всех трёх машин прошли с 1 октября до 29 декабря 1934 года. Производство серийных СУ-5-2 было начато в 1936 году, и к лету 1936 года были выпущены десять машин, две из которых отправили на испытания в войсках. В 1937 году производство СУ-5-2 было прекращено Летом 1938 года пять СУ-5-2 применялись РККА во время боевых действий у озера Хасан. Хотя боевое применение СУ-5-2 из состава 2-й механизированной бригады РККА в боях у озера Хасан было непродолжительным, в документах военного командования отмечено, что самоходные орудия «оказали большую поддержку пехоте и танкам».
СУ-5 на военном параде в Хабаровске в 1936г.
Между тем именно в 1937 году из цехов фирмы «Даймлер-Бенц» выкатился опытный образец немецкой самоходки «Артштурм»(будущий знаменитый «Штуг»), ставшей самой массовой бронированной машиной вермахта, а после ее вооружения в 1942 году длинноствольным орудием — и основным противотанковым средством. До 1941 года в Германии были созданы и поступили на вооружение вермахта: 47-мм самоходное противотанковое орудие PzJg I, поступившее на вооружение весной 1940г.; в том же году появились в войсках самоходные орудия sIG 33 калибра 150-мм и штурмовые САУ StuG II с 75-мм орудием.
Просто биография. Просто наша история
Пороховщиков, Александр Александрович (конструктор)
Александр Александрович Пороховщиков (1892, Санкт-Петербург — 1941, Москва) — российский инженер-конструктор, лётчик, предприниматель, сын предпринимателя А. А. Пороховщикова, дед актёра Александра Шалвовича Пороховщикова.
Биография
Самолётостроением начал заниматься с юных лет (будучи гимназистом). В 1909 году построил самолёт, одобренный Н. Е. Жуковским.[1]
В 1910 году газеты писали:
Юный изобретатель аэроплана Ал. Пороховщиков приступил к постройке своего аэроплана. Постройка, как мы сообщали, задерживалась из-за недостатка необходимых средств. В настоящее время постройку принял на себя на известных условиях один из столичных автомобильных фабрикантов. Постройка, которая будет вестись под личным наблюдением изобретателя, займет около месяца, после чего будет преступлено к пробным полётам.
Пороховщиков-гимназист
Ал. Пороховщиков хлопочет о предоставлении ему для полётов гатчинского аэродрома. На отдельные части аэроплана юный изобретатель берёт 12 привилегий[2].
В 1911 году организовал опытную мастерскую, где построил расчалочный моноплан простейшей конструкции «Пороховщиков № 1» и сам летал на нём.
РИГА. Молодой изобретатель Пороховщиков совершил удачный полёт на моноплане собственной конструкции. — писала газета[3]
В 1914 году построил первый в мире успешно летавший самолёт двухбалочной схемы — двухместный разведчик, название «Би-кок» № 2 («Двухвостка»). Второй построенный им в 1915 году экземпляр «Бикока» был оснащен гусеничным шасси. И это тоже было сделано впервые в мире.
Рижское небо оказалось счастливым и для молодого изобретателя Александра Пороховщикова. Такие лётчики и авиаконструкторы как князь Кудашов, пилот Уточкин, изобретатель Гаккель, авиатор Слюсаренко приезжали в Ригу уже в зените славы. А Александр Пороховщиков впервые взлетел ввысь ещё в 1911 году на ипподроме в Золитуде. Причём на аэроплане собственной конструкции. Молодого человека заметили, он переехал в Санкт-Петербург, работал авиаконструктором. Мир тесен. В сентябре 1914 года Михаил Григорашвили провёл испытательный полёт сконструированного Пороховщиковым самолёта «Би-кок». Самолёт понравился и лётчику, и военному министерству. Александру предложили: пусть авиаконструктор Терещенко производит «Би-коки» на своем заводе в Киеве. Случись это — первым пилотом аэропланов Пороховщикова стала бы Люба Галанчикова: с началом войны она вернулась из Франции в Россию, сдала свой личный самолёт военному министерству и стала работать лётчиком-испытателем на заводе Терещенко.
Замысел, однако, не сбылся: Пороховщиков сказал, что готов сам производить самолёты. Стороны ни о чём не договорились и Александр вернулся в Ригу, где создал первый в мире… танк.[4]
В 1917 году в мастерской Пороховщикова (в Петрограде), преобразованной в завод, выпускались самолёты иностранных марок, а также учебный биплан П-IV. После Октябрьской революции конструктор и фабрикант сам национализирует свой завод и передаёт его государству. В качестве лётчика сражается в рядах Красной армии.
В 1918 году Пороховщиков сдал официальные испытания на звание военного лётчика, затем служил в советских авиационных частях, возглавлял авиамастерские, одновременно продолжая конструкторскую деятельность. В 1919—1923 годах выпускались учебные самолёты его конструкции — П-IV бис, П-IV 2бис, П-VI бис (все они имели бипланную схему с хвостовой фермой).
Самолёт Пороховщикова П-IV бис, 1920
В 1923 году переехал в Москву, где организовал частное конструкторское бюро. Бюро занималось разработкой инженерных конструкций и изобретениями. КБ Пороховщикова неоднократно предлагало Главкоавиа и НТК УВВС проекты различных самолётов.
Был репрессирован. В соловецком концлагере СЛОН занимался проектированием гидросооружений для Беломорканала. После освобождения работал в гидропроектных организациях Москвы. Перед войной переведён на работу в Автобронетанковое управление РККА.
20 октября 1940 года арестован по обвинению в шпионаже и антисоветской агитации. 11 июля 1941 года приговорён ВКВС СССР к расстрелу, расстрелян 28 июля. Место захоронения — полигон «Коммунарка». Реабилитирован 3 декабря 1955 года.
Оказывается, изобретателю первого русского танка (1915 г.) было 23 года. Оказывается, он был дважды репрессирован в «Небесном СССР». В 1941 г. расстрелян. В 1955 г. реабилитирован.
Рожденный не ползать, а летать
Судьба русского изобретателя Александра Пороховщикова
Потомственный дворянин Александр Александрович Пороховщиков, сын известного московского архитектора, мецената и коммерсанта, был, несомненно, незаурядной личностью. Обладатель диплома инженера-конструктора, он говорил на двенадцати иностранных языках. Он не только фонтанировал техническими идеями, но и самостоятельно воплощал их в жизнь. По своему характеру Пороховщиков вполне соответствовал духу мятежного XX века.
В 1909 году он, 17-летний гимназист, презентовал в Москве на Воздухоплавательной секции съезда российского Союза естествоиспытателей действующую модель моноплана «Пороховщиков-1». В Риге, тогдашней столице российской авиации, этот юноша с хваткой прирожденного предпринимателя и немалым капиталом, владел собственной мастерской. Здесь «Пороховщиков-1» был построен в натуральную величину — длиной 7,5 метра, с восьмиметровым размахом крыльев, с 22-сильным двигателем. Впервые Пороховщиков поднялся на нем в воздух 25 июня 1911 на рижском ипподроме в Золитуде.
Авиастроение было для этого человека и страстью, и призванием. В 1914 в его мастерской на Аптекарском острове в Санкт-Петербурге по схеме «Би-Кок» (летающая рама) создали новый аэроплан, двухместный разведчик. Увы, так и не запущенный в серийное производство из-за разногласий изобретателя с военными. В 1915-м петроградский завод Пороховщикова выпускал самолеты иностранных марок, а также его учебный биплан П-IV. В 1918-м Пороховщиков сдал официальный экзамен на звание военного летчика, затем служил в советских авиационных частях. В 1919–1923 годах выходили небольшие серии учебных бипланов его конструкции П-IV бис, П-IV 2 бис, П-VI бис.
Но ни одно детище Пороховщикова, «рожденное летать», даже самолет «Би-Кок» на гусеничном шасси вместо колес, не вызвало столько споров, сколько его машина «Вездеход».
Связанная с этим проектом идея, по словам изобретателя, родилась весной 1914 года на Комендантском аэродроме в Санкт-Петербурге: «На поле шло учение новобранцев. Глядя на солдат, перебегающих цепью, я подумал: невеселая штука бежать в атаку под пулеметами врага. А что если послать на штурм окопов не людей, беззащитных против свинцового ливня, а машину, одетую в броню, вооруженную пулеметами… Конструктивное решение я увидел в постановке бесконечных лент или гусеничных ходов тракторного типа…»
«У него нет колес!»
Утро 15 сентября 1916 года на реке Сомме в Северной Франции выдалось промозглым. Дожди превратили землю в грязь, и в окопах передовой линии обороны германской армии стояла вода, которую солдатам приходилось непрерывно вычерпывать. Вдруг до них со стороны английских позиций донеслись странные звуки — какие-то непонятные взревывания и металлический скрежет. Из редеющего тумана показалось несколько циклопических ромбовидных «коробок». Грохоча и дымя, эти чудовища медленно приближались к немецким окопам. Они легко рвали проволочные заграждения, прокладывая в них целые просеки, по которым двигалась английская пехота.
Панический страх охватил немецких солдат, увидевших, что несмотря ни на что эти «сороконожки» продолжают неотвратимо преследовать их по пятам. «Оно двигается и стреляет, и не боится ружейного огня! И у него нет колес!» — недоумевали те, кто уцелел…
Спустя две недели после боевого дебюта танков на Сомме газета «Новое время» опубликовала статью «Сухопутный флот — русское изобретение» Александра Пороховщикова. Автор утверждал, что придумал и сконструировал подобную машину на два года раньше англичан. Эту точку зрения он упорно отстаивал и в дальнейшем, вплоть до своего ареста по традиционному в сталинском СССР обвинению в шпионаже и антисоветской деятельности.
А 18 октября 1916-го уязвленный Пороховщиков пишет в Главное военно-техническое управление армии (ГВТУ): «24 декабря 1914 года мною был представлен Главному начальнику снабжений Северо-Западного фронта проект изобретенного мною «Вездехода» — точного прототипа нынешних лоханей (так в русской печати переводили слово «танк») английского сухопутного флота». Тут же Пороховщиков приводит явно приукрашенные им результаты испытаний своей машины.
Деревянный «самоход»
Поскольку проектом Пороховщикова заинтересовался сам Верховный Главнокомандующий великий князь Николай Николаевич, к январю 1915-го конструктор уже имел смету работ. Средства были выделены в размере 9660 рублей 72 копейки. С 1 февраля в авторемонтных мастерских завода «Руссо-Балт» при казармах Нижегородского пехотного полка солдаты-мастеровые и квалифицированные рабочие приступили к изготовлению опытного экземпляра «Вездехода».
В итоге получилось нечто крайне необычное и столь же далекое от идеала. Каркас «Вездехода» опирался на широкую моногусеницу из прорезиненной ткани, натянутую на четыре пустотелых барабана, причем передний из них был заметно приподнят над опорной поверхностью. Такая конструкция гипотетически облегчала преодоление препятствий. Крутящий момент на ведущий задний барабан передавался через коробку передач и карданный вал от карбюраторного двигателя мощностью 10 лошадиных сил. По бортам «Вездехода» размещались два управляемых от штурвала поворотных колеса.
Предполагалось, что по хорошей дороге «Вездеход» будет двигаться на заднем барабане и колесах, а на рыхлом грунте ложиться на гусеницу. Но во втором случае управление оказалось проблематичным: на испытаниях для поворота приходилось упираться в грунт длинной жердью поочередно с правой и левой стороны машины. На твердой дороге «Вездеход» шел вполне уверенно, а 29 декабря 1915 года достиг исключительно высокой скорости — 40 верст в час. Его проходимость на местности была, безусловно, выше, чем у обычных автомобилей, но с серьезными оговорками – крайняя затрудненность поворотов, проскальзывание ленты по барабану, да и вообще ее уязвимость, и так далее.
Фактически «Вездеход» мог перемещаться только по прямой, поскольку поворот направляющих колес влево-вправо грозил их полной поломкой.
Отметив достоинства, Главное военно-техническое управление армии (ГВТУ) дало «Вездеходу» в целом отрицательную оценку, указав, в частности, на его неспособность ходить по рыхлому снегу глубиной около 30 сантиметров. В таком виде он военных не устраивал. Но главное: детище Пороховщикова, по проекту не имевшее ни брони, ни вооружения, не являлось не только танком, но даже прототипом такового. Корпус обтекаемой формы, хорошо видимый на фотографиях, был деревянным макетом. Вооружение рассматривалось изобретателем приблизительно: нарисованная пунктиром башенка с пулеметом не соответствовала размерам машины.
Говоря современным языком, «Вездеход» — это прототип шасси транспортного средства с претензией на повышенную проходимость. Во всех документах, включая справку, подготовленную управляющим делами технического комитета ГВТУ 21 октября 1915 года, машина упоминается как «самоход», «усовершенствованный автомобиль», «самодвижущийся экипаж».
Похоже, Пороховщиков не очень хорошо представлял сферу применения своей машины. Равно как и то, что произойдет после оснащения ее бронекорпусом и вооружением. А вот русские военные инженеры прекрасно понимали, что после этого «Вездеход» просто «сядет» на грунт и будет беспомощно крутить ведущим барабаном внутри неподвижной гусеницы. По этой, да и по многим другим вполне объективным причинам ГВТУ в сентябре 1917 года отказало Пороховщикову в ассигнованиях на постройку улучшенного образца, «Вездехода-2» массой около 10 тонн, четырехместного, с бронированным корпусом и тремя пулеметами «Максим» в башне. Времени на устранение недостатков уже не было. Фронт же отчаянно нуждался в специальном позиционном танке, способном рвать многорядные проволочные заграждения, преодолевать широкие рвы и вообще утюжить оборону противника.
Одноместный, массой 3,5 тонны «Вездеход» для этого категорически не годился.
Тернистый путь изобретателя
Военное ведомство от дальнейших работ отказалось. Инженер-техник из Главного военно-технического управления Земмеринг резюмировал в своем докладе: «Проект «Вездехода»… в его настоящем виде не заслуживает никакого внимания». Пороховщикова обязали вернуть в казну деньги, выделенные на постройку машины, а сам «Вездеход» отправить в Главное военно-техническое управление. Но конструктор с этим не торопился и даже задержал у себя пятнадцать мастеровых и выделенный ему автомобиль «Форд». На неоднократные напоминания из ГВТУ он отвечал, что «себестоимость «Вездехода» выразилась в сумме около 18 тысяч рублей, причем весь перерасход покрыт из личных средств». Впрочем, представленные им документы свидетельствовали, что расходы составили 10 118 рублей 85 копеек, причем сюда Пороховщиков включил деньги на покупку двух пистолетов, семи папах и т.д., вплоть до «чаевых курьерам в Петрограде».
При любых обстоятельствах, в России этот амбициозный проект мог осуществиться только на уровне единичного экземпляра, максимум нескольких машин. Не десятков и не сотен. Кустарное изобретательство не заменяло крупносерийное производство. Империя же вступила в Первую мировую, практически не имея собственной тракторной и автомобильной промышленности. Только мастерские по ремонту и изготовлению запчастей. Базой для развертывания танкового производства они стать не могли.
В Англии же не только материализовали витавшую тогда в воздухе идею танка, но добились ее жизнеспособности, пройдя от стадии экспериментов до создания нового рода войск. «Маленький Вилли» появился на свет на машиностроительном заводе Уильяма Фостера в Линкольншире. Конструкторы скрестили силовой блок английского тяжелого колесного трактора «Фостер-Даймлер» и шасси американского гусеничного трактора «Холт». Далее были решены вопросы технологических цепей и кооперационных связей, эксплуатационного сервиса, боевого применения, штатной структуры танковых войск, подготовки кадров… За «Маленьким Вилли» последовал «Большой Вилли» — танк Mk 1, поразивший немцев на Сомме. Затем Mk 2, Mk 3, Mk 4.
В сталинскую эпоху появился тезис, согласно которому в царской России с ее тотальной косностью самородок Пороховщиков, этот смелый новатор, был обречен на непризнание. Ранее, в 1922 году газета «Известия» пророчески точно назвала Пороховщикова «образцом подвижничества на тернистом пути русского изобретателя».
Еще ранее, в 1919 году, его авиазавод в Петрограде закрыли как «ненужный Советской власти». Зиновьевское руководство города считало авиацию забавой богатеев. С 1923 года Пороховщиков жил в Москве, где в период спасительного для себя НЭПа организовал частное конструкторское бюро. И тогда, и много позже он продолжал изобретательскую практику в различных областях техники: самолетная броневая кабина, хлопкоуборочная машина, ледокол с механизмом шнекового типа для разрушения льда, судно для эксплуатации на мелководных участках, скоростные глиссеры, танковая броня…
Когда НЭП закончился, бывшего дворянина отправили на Соловки – на «трудовое перевоспитание». Здесь, в концлагере СЛОН, ему пришлось заняться проектированием гидросооружений для Беломорканала. Так что Советская Россия использовала потенциал «неоцененного» царизмом Пороховщикова в исчерпывающей степени.
В октябре 1940 года его арестовали по сфабрикованному делу. Расстреляли после начала Великой Отечественной войны, 28 июля 1941-го. Имущество было конфисковано. Где сейчас его дневники, переписка, эскизные проработки, чертежи, технологическая документация? Сохранились ли они? И если да, то не содержат ли эти бумаги неизвестные сведения о машине «Вездеход»?
В конце 1940-х годов СССР, охваченный кампанией борьбы с космополитизмом, в очередной раз начал борьбу за всевозможные приоритеты — прежде всего в области науки и техники. Разделивший Европу железный занавес перекрыл для советского государства доступ к зарубежным технологиям. Гражданам старались доказать, опираясь на исторические примеры, что проблема решаема своими силами. Так Россия оказалась родиной парового и бензинового двигателей, прокатного стана и дуговой электролампы, воздушного шара и цельнометаллического дирижабля, вертолета и аэроплана, телеграфа и трамвая, велосипеда и гусеничного трактора.