Пороги что это такое в истории
И снова о названиях днепровских порогов в Х веке
Название порогов в Х в. по Константину Багрянородному.
1). Одинаково по-росски и по-славянски Ессупи, что значит «не спи»
2). по-росски Оулворси, по-славянски Островоунипрах, что значит «остров преграды/порога»
3). Геландри, что по-славянски значит «шум/звук порога/преграды»(ихос фрагмоу)
4). по-росски Аеифор, по-славянски Неасит, «потому что там гнездовье пеликанов»
5). по-росски Вароуфорос, по-славянски Воулнипрах, «потому что образует широкую заводь»
6). по-росски Леанти, по-славянски Верутзи, что значит «кручение воды»
7). по-росски Строувоун, по-славянски Напрези, что значит «малый порог»
Для обозначения порогов Константин использует греч. слово «о фрагмос», которое букв. значит «преграда» (также «перегородка, забор, ограда»), которому полностью соответствуют традиционные «порог» и «забора». В двух названиях «по-славянски» слово «порог» представлено в форме «прах». Современному слову «забор» соответствует др.русск. «воръ», которое мы видим в названии «Оулворси».
Таким образом на наш взгляд возможна славянская этимология всех названий днепровских порогов и (или) забор, записанных Константином Багрянородным в Х в.
Таким образом в слаянских языках и диалектах известно предостаточно лексики, подходящей для этимологии всех названий днепровских порогов без привлечения других языковых данных, если допустить, что «росские» и «славянские» названия у Константина Багрянородного не обязательно должны соответствовать по смыслу, сообщенному информатором. В этом случае ни одна иноязычная этимология не имеет ни малейшего преимущества перед славянской этимологией.
Семь порогов в истории жизни
Можно ли рассматривать историю Вселенной как единый процесс, начавшийся Большим взрывом, захватывающий наше время и продолжающийся в неведомом космическом будущем? Средневекового книжника это, вероятно, не удивило бы; хроника Оттона Фрейзингенского — «самая всеобщая из всех всеобщих историй», по словам великого медиевиста Марка Блока, — начинается с сотворения мира и заканчивается Страшным судом. В конце XX века такой подход возродился в дисциплине, которая получила название «большая история» (Big History). Курсы «большой истории» выстраивают в единую последовательность события любого рода — от зарождения первых звезд до промышленной революции включительно. Все развитие мира там представлено единой шкалой, охватывающей 13,6 миллиарда лет: примерно столько времени, по расчетам, прошло от Большого взрыва до современности.
Ясно, что «большая история» ставит себе грандиозную задачу. Требуемый для нее объем сведений (еще и стремительно растущий) очень трудно уложить в сколько-нибудь компактный рассказ; в этом смысле Оттону Фрейзингенскому приходилось куда легче, чем авторам, работающим с современными научными данными. Поэтому очень важным понятием в «большой истории» служит порог (threshold) — момент качественного и необратимого изменения системы, дающий историку точку отсчета. В любом историческом процессе число действительно важных порогов относительно невелико. А привязав к ним обзор, можно с птичьего полета увидеть важные вещи, которые иначе могли бы и ускользнуть от внимания.
Попробуем, не вдаваясь ни в какие вселенские обобщения, применить этот подход к биологическому и палеонтологическому материалу. Мы сразу увидим, что за несколько миллиардов лет земная жизнь не раз миновала качественные пороги, любой из которых можно было и не пройти. Иногда это выглядело довольно драматично, напоминая пропасть, через которую перекинут узкий мост. После каждого такого порога не только жизнь на Земле, но и вся Земля как планета серьезно менялись. Введенное в научный обиход австрийским геологом Эдуардом Зюссом выражение «лик Земли» как нельзя лучше характеризует объект этих изменений.
Для удобства разговора стоит ввести два термина: биосфера — целостная живая оболочка Земли — и биота — совокупность видов живых организмов, необязательно включающая какие-либо связи между ними. Сам Эдуард Зюсс предложил термин «биосфера», а термин «биота» — румынский зоолог Эмиль Раковицэ. Каждый пройденный глобальный порог навсегда менял состояние и биосферы, и биоты.
Ясно, что любая «пороговая» схема эволюции биосферы будет в чем-то несовершенна просто из-за того, что частью событий неизбежно придется пренебречь. Тем не менее попытки создания подобных схем иногда удаются; замечательным образцом этого подхода можно назвать книгу Кирилла Еськова «История Земли и жизни на ней», основанную на учебном курсе и выдержавшую несколько переизданий. Однако со времен создания этой книги прошло уже больше 15 лет, а для такой бурно развивающейся науки, как палеонтология, это долгий срок. Нисколько не думая критиковать великолепную работу Кирилла Юрьевича, попробуем предложить нечто вроде краткого комментария к ней.
Логика случая
Насколько закономерным или случайным событием по меркам Вселенной было появление земной жизни? Тут интересно сравнить мнения двух крупных биологов, работавших примерно в одно и то же время. Это француз Жак Моно и бельгиец Кристиан де Дюв. Оба они получили Нобелевскую премию за открытия в области клеточной биологии; Моно открыл важные механизмы регуляции работы генов, а де Дюв обнаружил несколько новых клеточных органелл. В том, как работает живая клетка, и Моно, и де Дюв разбирались отлично. К тому же они поддерживали дружеские отношения, благо оба принадлежали к франкоязычному миру. Но вот их взгляды на происхождение жизни оказались принципиально разными.
Жак Моно считал, что раз жизнь (насколько нам известно) уникальна, то нет никакой необходимости объяснять ее появление чем-то иным, кроме игры слепого случая. В конце концов, Вселенная настолько огромна, что где-то на ее просторах вполне может один раз произойти любое сколь угодно маловероятное событие — достаточно, чтобы вероятность такого события не была строго нулевой. Это не причина принимать случайность за закономерность. «Вселенная не была чревата жизнью, как и биосфера не была чревата человеком, — писал Моно. — Нам просто выпал счастливый шанс в рулетке, как тому, кто только что выиграл миллион в казино».
Де Дюв, наоборот, считал, что появление жизни — закономерный процесс, готовый реализоваться на любой планете с подходящими физико-химическими условиями. Возражая Моно, он говорил, что Вселенная как раз «чревата жизнью», и приводил два довода, которые с тех пор стали только сильнее (Constraints on the Origin and Evolution of Life // Proceedings of the American Philosophical Society, 1998, 142, 4, 525–532).
Во-первых, химические «строительные блоки», пригодные для создания живых систем, легко синтезируются в космосе. Известно, что они входят в состав метеоритов и комет. Де Дюв пользуется здесь труднопереводимым выражением «vital dust» — «жизнетворная пыль». По его словам, «жизнетворная пыль» пронизывает всю Вселенную и образует своего рода семена жизни, готовые взойти на любом подходящем небесном теле. В самом деле, сейчас мы точно знаем, что в метеоритах есть аминокислоты, сахара, азотистые основания, жирные кислоты, многоатомные спирты и другие углеродные соединения, причем все они там довольно разнообразны. Похоже, что их синтез не требует никаких особенно редких условий.
Во-вторых, возникновение жизни — процесс, по своей сути, химический. Все информационные аспекты здесь вторичны; истинные действующие лица — это нуклеиновые кислоты, углеводы, липиды и другие молекулы. А уж химию-то мы знаем хорошо — и можем точно сказать, что все химические процессы в большой мере детерминистичны, то есть дают при одних и тех же условиях один и тот же результат. Здесь участвует статистика (поскольку молекул очень много), но в итоге на волю случая почти ничего не остается. Применительно к нашей задаче это должно означать, что если на какой-нибудь планете сложатся такие же условия, какие были на Земле примерно 4 миллиарда лет назад, то вероятность возникновения жизни там будет близка к единице.
Картинка из статьи с красноречивым названием «Происхождение жизни: первичный бульон, который готовит сам себя» (Nature Chemistry, 2015; 7, 4, 273–274, doi: 10.1038/nchem.2219). Показанные здесь вещества-предшественники — сероводород, ацетилен, аммиак, цианамид, гликольальдегид, ионы меди, цианида и фосфата — легко могут образоваться в космосе, вне планет
Сейчас мы понимаем, что многие свойства живых объектов на самом деле предопределены химией. Например, каталитическая активность РНК, то есть ее способность ускорять химические реакции, появляется автоматически, как только начинают синтезироваться (каким угодно способом) цепочки РНК длиной хотя бы в десятки нуклеотидов. Сборка жирных кислот и других липидов в мембраны, подобные клеточным, тоже происходит сама собой, стоит им попасть в водный раствор. Для всего этого достаточно подходящих внешних условий. Другое дело, что такие условия далеко не повсеместны, и — что еще важнее — даже там, где они готовы сложиться, ничего не стоит выйти за их пределы по каким-нибудь случайным причинам; пользуясь английской идиомой, это проще, чем упасть с бревна (as easy as falling off a log). Например, на современной Венере зарождение жизни земного типа совершенно невозможно, хотя почти по всем физическим параметрам эта планета очень близка к Земле и изначально они, скорее всего, были гораздо более похожи, чем сейчас. Судьба Венеры наглядно показывает, насколько Земле повезло.
Первая жизнь
Когда на Земле появилась жизнь? Самый распространенный ответ: древнейшие предполагаемые остатки живых организмов найдены в Гренландии, в горных породах зеленокаменной формации Исуа, имеющих возраст 3,8 миллиарда лет. Значит, к этому времени жизнь уже точно существовала. Правда, неизвестно какая. И вот тут таится первая проблема. Найденные в Исуа остатки не сохранили никаких следов структуры живых клеток — это зерна чистого углерода, и вывод о том, что они когда-то были живыми существами, сделан исключительно по составу этого углерода.
Здесь надо немного поговорить о том, какими бывают атомы. Главный параметр любого атома — это число протонов, или атомный номер (Z). Только от него зависит, к какому химическому элементу атом относится. Однако в атомном ядре есть не только протоны, но и нейтроны. Суммарное количество протонов и нейтронов в ядре данного атома называется его массовым числом (A). И вот оно у атомов одного и того же элемента может отличаться. Например, любой атом, в ядре которого шесть протонов, будет атомом углерода. Но есть несколько типов атомов углерода, например с шестью нейтронами в ядре ( 12 C) или с семью нейтронами в ядре ( 13 C). Атомы, имеющие одинаковый атомный номер, но разное массовое число, называются изотопами.
Углекислый газ (CO2) может включать в себя как атом 12 C, так и атом 13 C. Но вот белок, связывающий углекислый газ для фотосинтеза, гораздо охотнее захватывает молекулы CO2 с углеродом 12 C, просто потому, что они более легкие. Так происходит разделение изотопов. На самом деле оно идет не только при фотосинтезе, но и при других способах биологической фиксации CO2, фотосинтез — просто самый распространенный из них на современной Земле. В любом случае отсюда следует, что живые организмы, прямо или опосредованно питающиеся продуктами фиксации углекислого газа — то есть практически все живые организмы на свете, — имеют смещенное по сравнению с атмосферным CO2 соотношение изотопов углерода: «легкого» углерода в них существенно больше, чем «тяжелого». А это означает, что, найдя чистый углерод, можно по соотношению 12 C/ 13 C определить, является ли этот углерод биогенным, то есть входил ли он когда-нибудь в состав живого тела.
Но что, если при переплавлении горных пород включился какой-нибудь другой, чисто физический механизм разделения изотопов углерода? Это возможно, и некоторые ученые считают, что с породами Исуа именно так и было (Science, 2002, 296, 5572, 1448–1452, doi: 10.1126/science.1070336). Тогда «следы самой древней жизни» исчезают. Нельзя сказать, что эта тема закрыта, но статус пород Исуа сейчас определенно под сомнением. Печальнее всего, что биология тут и сделать ничего не может — решающее слово принадлежит геологии и изотопной химии. Биогенное происхождение углерода из Исуа не исключено, оно просто спорно.
С другой стороны, зеленокаменная формация Исуа — не предел. Недавно появилось сообщение, что найден предположительно биогенный углерод возрастом 4,1 миллиарда лет (Proceedings of the National Academy of Science, 2015, 112, 47, 14518–14521, doi: 10.1073/pnas.1517557112). Это поразительно, потому что для настолько древних времен неизвестны никакие полноценные горные породы — только зерна очень твердого минерала циркона, захороненные где-нибудь в более поздних осадках. Вот в составе этих цирконовых зерен геологи и нашли углерод со смещенным изотопным соотношением, типичным для живых систем. По оценке авторов исследования, другие пути разделения изотопов в данном случае маловероятны, так что это могут быть следы жизни — невообразимо древней жизни! Какой она была, в любом случае остается загадкой, ведь в изученных образцах налицо только химический сигнал.
Между тем первые живые организмы могли сильно отличаться от современных — причем под современностью в данном случае приходится подразумевать не более и не менее как последние три с лишним миллиарда лет. Например, в цепочке передачи генетической информации есть три главных звена: копирование ДНК (репликация), синтез РНК (транскрипция) и синтез белка (трансляция). Так вот, молекулярные данные свидетельствуют, что у общего предка всех клеточных организмов системы транскрипции и трансляции были намного проще, чем у современных клеток, а системы репликации ДНК не было совсем. В свое время выдающийся биолог Карл Вёзе разделил все живые существа, кроме вирусов, на три крупнейшие группы — бактерии, археи и эукариоты (первых двух из них собирательно называют прокариотами, то есть не имеющими клеточного ядра). И он же показал, что белки репликации бактерий не имеют почти ничего общего с белками репликации архей и эукариот (Proceedings of the National Academy of Sciences, 2002, 99, 13, 8742–8747, doi: 10.1073/ pnas.132266999). Скорее всего, это означает, что весь механизм копирования ДНК возник как минимум дважды — у бактерий и у общего предка архей с эукариотами (эти группы очень близки). Получается, что у общего предка всех их, вместе взятых, геном состоял из РНК, как и предполагает популярная в наше время теория «РНК-мира».
Кроме того, этот общий предок вполне мог еще не достичь так называемого дарвиновского порога — момента, когда интенсивность привычной нам вертикальной передачи генов (от предков к потомкам) начала существенно превышать интенсивность горизонтального переноса генов (между соседними генетическими системами независимо от родства). Понятие «дарвиновский порог» (Darvinian Threshold) ввел тот же Карл Вёзе — он много занимался ранними этапами эволюции. Нам сейчас трудно вообразить, как выглядела жизнь по ту сторону дарвиновского порога, но ясно, что организмы были предельно изменчивы — никаких устойчивых видов в тех условиях существовать не могло. Нетрудно догадаться, что устойчивость биологических видов определяется именно надежной передачей генетической информации от предков к потомкам; когда этот механизм еще не устоялся, мир был совершенно другим. Вёзе потому и назвал порог дарвиновским, что его переход означал «происхождение видов» в самом что ни на есть буквальном смысле слова «вид». Живые системы, не достигшие дарвиновского порога, просто не могли распадаться на биологические виды таким же образом, как распадается на них жизнь сейчас.
Самые древние более-менее достоверно определимые остатки живых клеток имеют возраст 3,4 млрд лет (Nature Geoscience, 2011, 4, 10, 698–702, doi: 10.1038/ngeo1238). Это уже типичные прокариоты, скорее всего входящие в дожившую до современности группу сульфатредуцирующих бактерий. На этой отметке заканчивается туманная повесть о происхождении жизни и начинается ее собственная история.
ПОРОГИ
Смотреть что такое ПОРОГИ в других словарях:
ПОРОГИ
так наз. группа скал, преграждающих течение реки и образующих ряд невысоких водопадов (см.) или водоворотов. П. встречаются довольно часто на многих ре. смотреть
ПОРОГИ
участки русла реки, на протяжении которых наблюдается резкое падение реки при значительной скорости течения. П. образуются обычно в местах пере. смотреть
ПОРОГИ
Пороги — так наз. группа скал, преграждающих течение реки и образующих ряд невысоких водопадов (см.) или водоворотов. П. встречаются довольно часто на многих реках. Самые известные суть: Нильские, Днепровские, Железные ворота на Дунае и др. П. сильно затрудняют судоходство. Подробнее см. в соответствующих статьях.
ПОРОГИ
ПОРОГИ
обить порогиобить все порогиобивать порогиобивать все порогипообить порогипообить все порогипообивать порогипообивать все пороги
ПОРОГИ
ПОРОГИ
астр.; матем.; техн.; физ. гидр. порог (каменистое возвышение дна реки)
ПОРОГИ
ПОРОГИ
ПОРОГИ ВРЕДОНОСНОСТИ СОРНЯКОВ
арамшөптердің зияндылық шектері
ПОРОГИ ЖИЗНЕННОГО ПРОСТРАНСТВА ОБЩЕСТВА
— элементы условной модели общества, ограничивающие множество допустимых состояний жизни общества. Переход через порог (условно названный верхним) максимального допустимого потока новшеств, который общество на основе данной (суб) культуры в состоянии осмыслить, включить в свой комфортный мир, приводит к возникновению дискомфортного состояния, к опасным, возможно, катастрофическим последствиям. Вместе с тем общество нуждается в потоке социальной энергии. Если он уменьшается ниже определенного порога (условно нижнего), то это вызывает рост дезорганизации, дискомфортного состояния, что может привести к опасным и катастрофическим последствиям. Общество может воспроизводить себя, следовать социокультурному закону только в рамках присущего ему на данном этапе исторического развития межпорогового жизненного пространства. смотреть
ПОРОГИ ОБИВАТЬ
ПОРОГИ ОБИВАТЬ
(иноск.) — часто приходить, докучать посещениями Ср. Я, признаться, и не жалею, что здешняя молодежь без меня не обивала мои пороги. Все они так пусты. смотреть
ПОРОГИ ОЩУЩЕНИЙ
ПОРОГИ ОЩУЩЕНИЙ
основные характеристики любого анализатора. Различают абсолютный, дифференциальный (или различительный) и оперативный П. о. Абсолютный нижний порог — минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Абсолютный верхний П. о.— максимально допустимая величина внешнего раздражителя. Разность между верхним и нижним абсолютными порогами определяет рабочий диапазон анализатора. Однако его чувствительность внутри этого диапазона не одинакова: она наибольшая в средней части диапазона и уменьшается по его краям. Данное обстоятельство необходимо учитывать при определении длины алфавита кода (см. Кодирование), выборе параметров сигналов той или иной модальности, адресованных оператору, и в других случаях. Дифференциальный П. о.— минимальное различие между двумя раздражителями либо между двумя состояниями одного раздражителя, вызывающее едва заметное различие ощущений. Оперативный П. о.— наименьшая величина различия между сигналами, при которой скорость и точность различия достигают максимума. Измерение абсолютных и дифференциальных П. о. привели в настоящее время к представлению о существовании более или менее широкой «пороговой зоны», внутри которой вероятность ответной реакции меняется от 0 до 1. Значения всех рассмотренных П. о. меняются в процессе адаптации и подвержены влиянию большого числа факторов — от пространственно-временных условий раздражения до индивидуальных особенностей функционального состояния наблюдателя П. о. обратно пропорциональны показателю соответствующего вида чувствительности. Понятие П. о. имеет место по отношению к различным анализаторам (зрительным, слуховым и др.) и различным характеристикам (энергетическим, пространственным, временным) сигналов, воспринимаемых ими. Поэтому в частных случаях может идти речь об энергетических, пространственных и временных П. о. различных анализаторов. Напр., острота слуха характеризует нижний абсолютный энергетический порог слухового анализатора, слепящая яркость — верхний абсолютный порог зрительного анализатора, критическая частота мельканий определяется временным дифференциальным порогом зрительного анализатора и т. п. смотреть
ПОРОГИ ОЩУЩЕНИЙ
ПОРОГИ ОЩУЩЕНИЙ (англ. thresholds of sensations) — основные характеристики любого анализатора. Различают: абсолютный, дифференциальный и оперативный П. о. Абсолютный нижний П. о. — минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Абсолютный верхний П. о. — максимально допустимая величина внешнего раздражителя. Дифференциальный П. о. — минимальное различие между 2 раздражителями либо между 2 состояниями 1 раздражителя, вызывающее едва заметное различие ощущений. Оперативный П. о. — наименьшая величина различия между сигналами, при которой точность и скорость различения достигают максимума. См. Порог моментальный, Порог относительный, Порог сенсорный. (К. В. Бардин.)
Добавление ред.: То, что в рос. литературе называется «абсолютный нижний порог», в зарубежной литературе называется проще — «абсолютный порог» (или «порог обнаружения»); при этом «абсолютный верхний порог» удобнее именовать «терминальный порог» (см. Порог терминальный), однако следует помнить, что последний — это теоретическая фикция, которую ни один разумный психофизик не станет измерять психофизическими методами; к нему также не имеет отношения ни одна из существующих пороговых теорий. (Б. М.)
ПОРОГИ ОЩУЩЕНИЙ
ПОРОГИ ОЩУЩЕНИЙ
Категория. Качественные показатели чувствительности анализатора. Виды: • абсолютный порог (верхний и нижний), • дифференциальный порог, • оперативный порог. смотреть
ПОРОГИ ОЩУЩЕНИЯ
величина (сила), с которой начинается и с которой заканчивается чувствительность анализаторов.
Пороги что это такое в истории
Сливы – обычно самое свободное от камней и потому наиболее проходимое место в порога. Большинство сливов имеет форму треугольника, образованного линией перегиба водного потока и косыми струями от скал, ограничивающих слив у основания. Сходящиеся косы« струи вызывают появление стоячих волн или цепочки волн за вершиной треугольника. В речном пороге может быть один слив во всю ширину реки либо несколько сливов различной высоты и мощности, разделенных выступающими скалами или камнями. Если речной порог состоит из нескольких последовательно расположенных сливов, расстояние между которыми не превышает длины судна то такой порог называется одноступенчатым; если между сливами судно может свободно маневрировать и пройти от одного берега к другому, то порог называют многоступенчатым, Различают сливы прямые и косые: у прямого слива линия перегиба водного потока перпендикулярна течению реки; у косого – образует с течением реки острый угол. Узкий косой слив, в к-ром глубина русла на линии перегиба сильно отличается у разных берегов, наз. крученым или винтовым.
При определении возможности прохождения порога учитывают особенности слива, мореходные качества судна и подготовленность экипажа. Самый простой для прохождения туристских судов – речной порог с прямым сливом; наиболее сложный и опасный – с крученым сливом. Одиночные пологие прямые сливы и водоскаты проходимы для тур. судов всех типов. На малых реках рекомендуется держаться средней линии треугольника, образованного сходящимися струями потока, т. к. здесь обычно глубина больше, а русло чище. На больших реках следует избегать движения через вершину треугольника слива, т. е. здесь наибольшая опасность для судна быть перевернутым крутыми стоячими волнами. Если в результате предварительного осмотра порога (а такой осмотр обязателен, особенно для тех, кто впервые идет этим маршрутом) появляются сомнения в успешности его прохождения, надо обносить суда или проводить их вдоль берега.
Шкала перевода баллов ЕГЭ
Шкала перевода баллов ЕГЭ по всем предметам.
Обновление шкал в соответствии с демоверсиями 2022 года произойдёт после проведения ЕГЭ 2022.
Объявление от ФИПИ → Во всех учебных предметах планируется изменение шкалы перевода первичных баллов ЕГЭ в тестовые баллы на основе реальных результатов экзамена 2022 года для обеспечения сопоставимости ЕГЭ 2022 года с экзаменами прошлых лет.
Соответствие первичных и тестовых баллов
› Красной линией обозначен минимальный порог для получения аттестата. Вузы не принимают результаты базовой математики!
Оценка | Баллы |
2 | 0-6 |
3 | 7-11 |
4 | 12-16 |
5 | 17-20 |
› Красной линией обозначен минимальный порог для поступления в вузы и получения аттестата.
› Оранжевой линией для поступления в подведомственные вузы Минобрнауки.
Первичный балл | Тестовый балл |
1 | 5 |
2 | 9 |
3 | 14 |
4 | 18 |
5 | 23 |
6 | 27 |
7 | 33 |
8 | 39 |
9 | 45 |
10 | 50 |
11 | 56 |
12 | 62 |
13 | 68 |
14 | 70 |
15 | 72 |
16 | 74 |
17 | 76 |
18 | 78 |
19 | 80 |
20 | 82 |
21 | 84 |
22 | 86 |
23 | 88 |
24 | 90 |
25 | 92 |
26 | 94 |
27 | 96 |
28 | 98 |
29 | 99 |
30 | 100 |
31 | 100 |
32 | 100 |
Шкала обновлена 17.06.2021
Первичный балл | Тестовый балл |
1 | 3 |
2 | 5 |
3 | 8 |
4 | 10 |
5 | 12 |
6 | 15 |
7 | 17 |
8 | 20 |
9 | 22 |
10 | 24 |
11 | 26 |
12 | 28 |
13 | 30 |
14 | 32 |
15 | 34 |
16 | 36 |
17 | 38 |
18 | 39 |
19 | 40 |
20 | 41 |
21 | 43 |
22 | 44 |
23 | 45 |
24 | 46 |
25 | 48 |
26 | 49 |
27 | 50 |
28 | 51 |
29 | 53 |
30 | 54 |
31 | 55 |
32 | 56 |
33 | 57 |
34 | 59 |
35 | 60 |
36 | 61 |
37 | 62 |
38 | 64 |
39 | 65 |
40 | 66 |
41 | 67 |
42 | 69 |
43 | 70 |
44 | 71 |
45 | 72 |
46 | 73 |
47 | 76 |
48 | 78 |
49 | 80 |
50 | 82 |
51 | 84 |
52 | 86 |
53 | 88 |
54 | 90 |
55 | 92 |
56 | 94 |
57 | 96 |
58 | 98 |
59 | 100 |
Первичный балл | Тестовый балл |
1 | 3 |
2 | 5 |
3 | 7 |
4 | 9 |
5 | 12 |
6 | 14 |
7 | 16 |
8 | 18 |
9 | 21 |
10 | 23 |
11 | 25 |
12 | 27 |
13 | 30 |
14 | 32 |
15 | 34 |
16 | 36 |
17 | 38 |
18 | 39 |
19 | 40 |
20 | 42 |
21 | 43 |
22 | 44 |
23 | 46 |
24 | 47 |
25 | 48 |
26 | 50 |
27 | 51 |
28 | 52 |
29 | 53 |
30 | 55 |
31 | 56 |
32 | 57 |
33 | 59 |
34 | 60 |
35 | 61 |
36 | 63 |
37 | 64 |
38 | 65 |
39 | 66 |
40 | 68 |
41 | 69 |
42 | 70 |
43 | 72 |
44 | 73 |
45 | 74 |
46 | 76 |
47 | 77 |
48 | 78 |
49 | 79 |
50 | 82 |
51 | 84 |
52 | 86 |
53 | 89 |
54 | 91 |
55 | 93 |
56 | 96 |
57 | 98 |
58 | 100 |
Первичный балл | Тестовый балл |
1 | 4 |
2 | 8 |
3 | 11 |
4 | 15 |
5 | 18 |
6 | 22 |
7 | 25 |
8 | 29 |
9 | 32 |
10 | 34 |
11 | 35 |
12 | 36 |
13 | 37 |
14 | 38 |
15 | 40 |
16 | 41 |
17 | 42 |
18 | 43 |
19 | 44 |
20 | 45 |
21 | 47 |
22 | 48 |
23 | 49 |
24 | 50 |
25 | 51 |
26 | 52 |
27 | 54 |
28 | 55 |
29 | 56 |
30 | 57 |
31 | 58 |
32 | 60 |
33 | 61 |
34 | 62 |
35 | 63 |
36 | 64 |
37 | 65 |
38 | 67 |
39 | 68 |
40 | 69 |
41 | 70 |
42 | 71 |
43 | 72 |
44 | 75 |
45 | 77 |
46 | 79 |
47 | 81 |
48 | 83 |
49 | 85 |
50 | 88 |
51 | 90 |
52 | 92 |
53 | 94 |
54 | 96 |
55 | 98 |
56 | 100 |
Шкала обновлена 06.07.2021
Первичный балл | Тестовый балл |
1 | 7 |
2 | 14 |
3 | 20 |
4 | 27 |
5 | 34 |
6 | 40 |
7 | 43 |
8 | 45 |
9 | 48 |
10 | 50 |
11 | 53 |
12 | 55 |
13 | 58 |
14 | 60 |
15 | 63 |
16 | 65 |
17 | 68 |
18 | 70 |
19 | 73 |
20 | 75 |
21 | 78 |
22 | 80 |
23 | 83 |
24 | 85 |
25 | 88 |
26 | 90 |
27 | 93 |
28 | 95 |
29 | 98 |
30 | 100 |
Первичный балл | Тестовый балл |
1 | 2 |
2 | 4 |
3 | 6 |
4 | 8 |
5 | 10 |
6 | 12 |
7 | 14 |
8 | 16 |
9 | 18 |
10 | 20 |
11 | 21 |
12 | 23 |
13 | 25 |
14 | 27 |
15 | 29 |
16 | 31 |
17 | 33 |
18 | 35 |
19 | 37 |
20 | 39 |
21 | 41 |
22 | 42 |
23 | 44 |
24 | 45 |
25 | 46 |
26 | 47 |
27 | 48 |
28 | 49 |
29 | 51 |
30 | 52 |
31 | 53 |
32 | 54 |
33 | 55 |
34 | 56 |
35 | 57 |
36 | 59 |
37 | 60 |
38 | 61 |
39 | 62 |
40 | 63 |
41 | 64 |
42 | 66 |
43 | 67 |
44 | 68 |
45 | 69 |
46 | 70 |
47 | 71 |
48 | 72 |
49 | 74 |
50 | 76 |
51 | 78 |
52 | 79 |
53 | 81 |
54 | 83 |
55 | 85 |
56 | 86 |
57 | 88 |
58 | 90 |
59 | 92 |
60 | 93 |
61 | 95 |
62 | 97 |
63 | 99 |
64 | 100 |
Шкала обновлена 15.06.2021
Первичный балл | Тестовый балл |
1 | 3 |
2 | 6 |
3 | 9 |
4 | 12 |
5 | 15 |
6 | 18 |
7 | 21 |
8 | 24 |
9 | 27 |
10 | 30 |
11 | 33 |
12 | 36 |
13 | 39 |
14 | 41 |
15 | 42 |
16 | 43 |
17 | 44 |
18 | 46 |
19 | 47 |
20 | 48 |
21 | 49 |
22 | 50 |
23 | 52 |
24 | 53 |
25 | 54 |
26 | 55 |
27 | 56 |
28 | 58 |
29 | 59 |
30 | 60 |
31 | 61 |
32 | 62 |
33 | 64 |
34 | 65 |
35 | 66 |
36 | 67 |
37 | 68 |
38 | 70 |
39 | 71 |
40 | 72 |
41 | 73 |
42 | 74 |
43 | 76 |
44 | 77 |
45 | 78 |
46 | 79 |
47 | 80 |
48 | 82 |
49 | 84 |
50 | 86 |
51 | 88 |
52 | 90 |
53 | 91 |
54 | 93 |
55 | 95 |
56 | 97 |
57 | 99 |
58 | 100 |
Первичный балл | Тестовый балл |
1 | 4 |
2 | 7 |
3 | 10 |
4 | 14 |
5 | 17 |
6 | 20 |
7 | 23 |
8 | 27 |
9 | 30 |
10 | 33 |
11 | 36 |
12 | 38 |
13 | 39 |
14 | 40 |
15 | 41 |
16 | 42 |
17 | 44 |
18 | 45 |
19 | 46 |
20 | 47 |
21 | 48 |
22 | 49 |
23 | 51 |
24 | 52 |
25 | 53 |
26 | 54 |
27 | 55 |
28 | 57 |
29 | 58 |
30 | 59 |
31 | 60 |
32 | 61 |
33 | 62 |
34 | 64 |
35 | 66 |
36 | 68 |
37 | 70 |
38 | 72 |
39 | 74 |
40 | 76 |
41 | 78 |
42 | 80 |
43 | 81 |
44 | 83 |
45 | 85 |
46 | 87 |
47 | 89 |
48 | 91 |
49 | 93 |
50 | 95 |
51 | 97 |
52 | 99 |
53 | 100 |
Первичный балл | Тестовый балл |
1 | 2 |
2 | 3 |
3 | 4 |
4 | 5 |
5 | 7 |
6 | 8 |
7 | 9 |
8 | 10 |
9 | 12 |
10 | 13 |
11 | 14 |
12 | 15 |
13 | 17 |
14 | 18 |
15 | 19 |
16 | 20 |
17 | 22 |
18 | 23 |
19 | 24 |
20 | 25 |
21 | 27 |
22 | 28 |
23 | 29 |
24 | 30 |
25 | 32 |
26 | 33 |
27 | 34 |
28 | 35 |
29 | 37 |
30 | 38 |
31 | 39 |
32 | 40 |
33 | 42 |
34 | 43 |
35 | 44 |
36 | 45 |
37 | 47 |
38 | 48 |
39 | 49 |
40 | 50 |
41 | 52 |
42 | 53 |
43 | 54 |
44 | 55 |
45 | 57 |
46 | 58 |
47 | 59 |
48 | 60 |
49 | 62 |
50 | 63 |
51 | 64 |
52 | 65 |
53 | 67 |
54 | 68 |
55 | 69 |
56 | 70 |
57 | 72 |
58 | 73 |
59 | 74 |
60 | 75 |
61 | 77 |
62 | 78 |
63 | 79 |
64 | 80 |
65 | 82 |
66 | 83 |
67 | 84 |
68 | 85 |
69 | 87 |
70 | 88 |
71 | 89 |
72 | 90 |
73 | 92 |
74 | 93 |
75 | 94 |
76 | 95 |
77 | 97 |
78 | 98 |
79 | 99 |
80 | 100 |
Первичный балл | Тестовый балл |
1 | 4 |
2 | 7 |
3 | 11 |
4 | 14 |
5 | 17 |
6 | 21 |
7 | 24 |
8 | 27 |
9 | 31 |
10 | 34 |
11 | 37 |
12 | 39 |
13 | 40 |
14 | 41 |
15 | 42 |
16 | 43 |
17 | 44 |
18 | 45 |
19 | 46 |
20 | 47 |
21 | 49 |
22 | 50 |
23 | 51 |
24 | 52 |
25 | 53 |
26 | 54 |
27 | 55 |
28 | 56 |
29 | 57 |
30 | 58 |
31 | 60 |
32 | 61 |
33 | 62 |
34 | 63 |
35 | 64 |
36 | 65 |
37 | 66 |
38 | 67 |
39 | 68 |
40 | 69 |
41 | 74 |
42 | 78 |
43 | 83 |
44 | 87 |
45 | 92 |
46 | 96 |
47 | 100 |
Первичный балл | Тестовый балл |
1 | 3 |
2 | 5 |
3 | 7 |
4 | 9 |
5 | 11 |
6 | 13 |
7 | 15 |
8 | 18 |
9 | 20 |
10 | 22 |
11 | 24 |
12 | 26 |
13 | 28 |
14 | 30 |
15 | 32 |
16 | 34 |
17 | 35 |
18 | 36 |
19 | 37 |
20 | 38 |
21 | 40 |
22 | 41 |
23 | 42 |
24 | 43 |
25 | 44 |
26 | 45 |
27 | 47 |
28 | 48 |
29 | 49 |
30 | 50 |
31 | 51 |
32 | 52 |
33 | 54 |
34 | 55 |
35 | 56 |
36 | 57 |
37 | 58 |
38 | 59 |
39 | 61 |
40 | 62 |
41 | 63 |
42 | 64 |
43 | 65 |
44 | 66 |
45 | 68 |
46 | 69 |
47 | 70 |
48 | 71 |
49 | 72 |
50 | 73 |
51 | 77 |
52 | 80 |
53 | 84 |
54 | 87 |
55 | 90 |
56 | 94 |
57 | 97 |
58 | 100 |
Перевод первичных баллов ГВЭ-аттестат в оценку (демоверсии)
Правильное решение каждого из заданий 1–14 оценивается 1 баллом.
Общий максимальный первичный балл за выполнение всей экзаменационной работы – 14.
За верное выполнение каждого задания (кроме заданий 8 и 16) экзаменуемый получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.
При записи ответов на задания 1, 9–12, 15, 17–23 цифры могут быть записаны в любом порядке.
За выполнение задания 8 может быть выставлено от 0 до 5 баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру в эталоне ответа, экзаменуемый получает по 1 баллу (5 баллов – нет ошибок; 4 балла – допущена одна ошибка; 3 балла – допущено две ошибки; 2 балла – верно указаны две цифры; 1 балл – верно указана только одна цифра; 0 баллов – полностью неверный ответ, т.е. неверная последовательность цифр или её отсутствие). Порядок записи цифр в ответе имеет значение.
За выполнение задания 16 может быть выставлено от 0 до 2 баллов. Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры. 1 балл ставится, если: одна из цифр, указанных в ответе, не соответствует эталону; отсутствует одна из цифр, указанных в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Порядок записи цифр в ответе не имеет значения.
За верное выполнение всех заданий экзаменационной работы можно получить максимально 29 первичных баллов.
Шкала перевода первичных баллов в пятибалльную отметку
› Красной линией обозначен минимальный порог для получения аттестата.
› Зелёной линией — для поступления в вузы.
› Оранжевой линией — для поступления в подведомственные образовательные учреждения Минобрнауки (список вузов очень большой).
Зелёная область означает высокий уровень подготовки участника к экзамену. Определяется профессиональным сообществом. Баллы в зелёной области свидетельствуют о наличии системных знаний, овладении комплексными умениями, способности выполнять творческие задания по соответствующему учебному предмету.
Узнать сколько первичных баллов даёт каждое задание можно в этой таблице или в демоверсиях (файл «Спецификация», последняя таблица).
Примерный перевод баллов ЕГЭ в оценки (официально его нет с 2008 года).
Обращаем ваше внимание на то, что сами вузы могут повышать минимальные пороги. Точную информацию смотрите на официальных сайтах вузов.