Попутная добыча что это
Попутная добыча что это
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Постановление Правительства РФ от 12 августа 2017 г. № 963 “О критериях отнесения полезных ископаемых к попутным полезным ископаемым (за исключением попутных вод, углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых)”
В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации «О недрах» Правительство Российской Федерации постановляет:
Установить, что к попутным полезным ископаемым (полезным ископаемым, извлекаемым из недр вместе с полезным ископаемым, добываемым в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах») (за исключением попутных вод, углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых) относятся полезные ископаемые, одновременно соответствующие следующим критериям:
Председатель Правительства Российской Федерации | Д. Медведев |
Обзор документа
Установлено, что полезные ископаемые (кроме попутных вод, углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых) относятся к попутным, если одновременно соответствуют трем критериям.
Во-вторых, без основного полезного ископаемого невозможна и/или экономически нецелесообразна самостоятельная добыча (извлечение) полезных ископаемых, признаваемых попутными, из недр, из отходов добычи и связанных с ней перерабатывающих производств и/или из временно не используемых продуктов производства, содержащих полезные компоненты.
В-третьих, расчетная стоимость попутного полезного ископаемого при его добыче не превышает 10% общей стоимости всех полезных ископаемых, учтенных госбалансом запасов на участке недр.
Напоминаем, что в 2016 г. добывать попутные полезные ископаемые (кроме попутных вод, углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых) для коммерческого использования было разрешено при соблюдении ряда условий компаниям с госучастием более 50%.
Юридические проблемы, связанные с добычей попутных полезных ископаемых
А.В. Вакуленко — Директор правового департамента Группы компаний Auriant Mining, партнёр Юридической компании «Шаповалов Петров», кандидат юридических наук, член Общества экспертов России по недропользованию
В соответствии с ч. 8 ст. 9 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее — Закон о недрах) Пользователи недр — юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации, в уставном капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации имеют право прямо или косвенно распоряжаться в совокупности более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал таких юридических лиц, дочерние общества таких юридических лиц, которые осуществляют геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых в границах предоставленных им в соответствии с настоящим Законом горных отводов и (или) геологических отводов, могут осуществлять добычу попутных полезных ископаемых (за исключением попутных вод, углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых), не указанных в лицензиях, после получения заключения государственной экспертизы, предусмотренной статьей 29 настоящего Закона, и внесения соответствующих изменений в лицензию.
Практически у всех недропользователей, имеющих лицензию на разведку и добычу рудного золота, в подготавливаемой ими проектной документации для согласования в ЦКР (ТКР) ТПИ указано, что конечным продуктом в технологической цепочке извлечения руды и её переработке на золотоизвлекательной фабрике является лигатурное золото (сплав Доре),содержащее как само чистое золото, так и другие попутные полезные ископаемые (серебро, медь, свинец и т.д.), отвечающие признакам, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2017 № 963.
Причём у таких недропользователей в лицензии и условиях пользования недрами (лицензионном соглашении) (особенно это касается неактуализированных лицензий) может быть указано только право на добычу и извлечение рудного золота, а на государственном балансе по его лицензионной площади может стоять и золото и серебро, либо серебро и иные попутные ископаемые вообще могут не стоять на государственном балансе.
В актуализированных лицензиях в условиях пользования недрами в качестве наименования основных (преобладающих) видов полезных ископаемых, содержащихся в пределах предоставленного участка недр, может быть также указано только золото из коренных (рудных) месторождений, или же может быть указание на право добычи сопутствующих компонентов (в Законе о недрах и Постановлении Правительства РФ № 963 нет понятия «сопутствующих компонентов», а есть понятие только «попутных полезных ископаемых», вопрос тождественности данных понятий достаточно дискуссионный).
При этом ст. 9 Закона о недрах не применяется к недропользователям, у которых в уставном капитале нет участия Российской Федерации либо доля (вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в уставном капитале в совокупности не превышает пятьдесят процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации имеют право прямо или косвенно распоряжаться в совокупности менее чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал таких юридических лиц.
В настоящее время в региональных ТКР ТПИ наблюдаются случаи отказа недропользователям в согласовании проектной документации на выполнение работ, связанных с использованием участка недр, по тому основанию, что у них на государственном балансе стоит кроме золота также и серебро (либо серебро не стоит на государственном балансе вообще), лицензия выдана только на разведку и добычу рудного золота, а проектной документацией предусмотрено получение лигатурного золота, содержащего как золото, так и серебро, а также иные попутные полезные ископаемые.
Причём такие ТКР ТПИ, ссылаясь на положения ст. 9 Закона о недрах, требуют от недропользователей до согласования проектной документации поставить на государственный баланс
(если не поставлены) попутные полезные ископаемые и внести изменения в лицензию в части установления права на добычу попутного полезного ископаемого (серебра), и заплатить разовый платёж за право добычи серебра.
Вместе с этим недропользователи, в уставном капитале которых нет доли участия Российской Федерации либо доля (вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совокупности не превышает пятьдесят процентов… не подпадают по действие ст. 9 Закона о недрах и получается, что они могут приобрести право на добычу попутного полезного ископаемого только в рамках общей процедуры приобретения лицензии на разведку и добычу полезного ископаемого по праву «первооткрывательства», в соответствии с п. 3 ст. 10.1 Закона о недрах, либо в рамках конкурса или аукциона, на основании ст. 13.1 Закона о недрах.
Причём вполне понятно, что в этом случае недропользователь юридически не может приступить к добыче основного полезного ископаемого до внесения изменений в лицензию и утверждения проектной документации ТКР ТПИ, так как извлечение попутного полезного ископаемого происходит в рамках одного технологического процесса вместе с основным полезным ископаемым.
Также без полезного ископаемого, указанного в лицензии (золото), невозможна и экономически нецелесообразна добыча попутного полезного ископаемого (серебра).
Минприроды России в своём ответе от 11.09.2018 № 17-50/07665-ОГ (далее — Ответ) на частный запрос указало, что действительно, в соответствии с п. 2 и 7 ч. 1 ст. 12 Закона о недрах, а также п. 21 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участка недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010
№ 118), добыча попутных полезных ископаемых может осуществляться только после внесения соответствующих изменений в лицензию.
Вместе с тем такие изменения в лицензию, как указало Минприроды России в Ответе, могут осуществляться только на основании заявлений компаний, у которых доля (вклад) государственного участия или участия субъекта РФ превышает пятьдесят процентов.
При этом хотя Минприроды России в своём Ответе и указало, что ими рассматривается возможность расширения субъектного состава ч. 8 ст. 9 Закона о недрах, но проблема существует до сих пор и за несколько месяцев она не решится.
Сейчас же, при применении формального подхода, ТКР ТПИ в настоящее время могут отказывать указанной категории пользователей недр в согласовании проектной документации на выполнение работ, связанных с использованием участка недр, руководствуясь п. 2 и 7 ч. 1 ст. 12 Закона о недрах, а также п. 21 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых.
Данные действия ТКР ТПИ могут повлечь фактическую остановку добычи рудного золота на большинстве предприятий.
В этой связи целесообразно на уровне Союза золотопромышленников России, Горнорудного консультационного совета, ТПП РФ или Научно-координационного совета по вопросам развития в сфере добычи и производства драгоценных металлов и камней при Минпромторге России выйти с законодательной инициативой о внесении изменений в ч. 8 ст. 9 Закона о недрах в части предоставления возможности всем пользователям недр осуществлять добычу попутных полезных ископаемых (за исключением попутных вод, углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых) при условии внесения изменений в лицензию на право пользования недрами.
Опубликовано в журнале «Золото и технологии» № 3/сентября 2018 г.
Попутная добыча что это
Постановление от 12 августа 2017 года №963. Установлены критерии отнесения полезных ископаемых к попутным полезным ископаемым (за исключением попутных вод, углеводородного сырья и общераспространённых полезных ископаемых). Это позволит компаниям на законных основаниях добывать для коммерческого использования попутные компоненты, которые извлекаются по технологическим причинам совместно с основным полезным ископаемым или выявляются в процессе разведки и эксплуатации.
Документ
Постановление от 12 августа 2017 года №963
Внесено Минприроды России.
Федеральным законом от 3 июля 2016 года №279-ФЗ (далее – Федеральный закон) внесены изменения в Закон Российской Федерации «О недрах», в соответствии с которыми недропользователям предоставляется право добывать попутные полезные ископаемые при освоении многокомпонентных месторождений. В предусмотренной предыдущей редакцией Федерального закона системе лицензирования при предоставлении недропользователю лицензии разрешалась добыча только целевых полезных ископаемых, что приводило к потере попутных компонентов, нарушению принципов рационального и комплексного использования недр. Внесённые изменения позволяют компаниям на законных основаниях добывать для коммерческого использования попутные компоненты, которые извлекаются по технологическим причинам совместно с основным полезным ископаемым или выявляются в процессе разведки и эксплуатации.
В соответствии с Федеральным законом критерии отнесения полезных ископаемых к попутным полезным ископаемым (за исключением попутных вод, углеводородного сырья и общераспространённых полезных ископаемых) устанавливаются Правительством России.
Подписанным постановлением установлены такие критерии. Полезные ископаемые относятся к попутным, если:
Полезные ископаемые признаются попутными полезными ископаемыми при их одновременном соответствии всем установленным критериям.
Использование попутного нефтяного газа: мировой опыт
Попутный нефтяной газ (ПНГ) — проблема для нефтяников по всему миру или ценный ресурс? И то и другое. Основным стимулом для рационального использования ПНГ зачастую становятся экологические ограничения и связанные с ними финансовые риски. Тем не менее при грамотном подходе к утилизации попутного газа нефтяным компаниям удается не только избежать штрафов за нарушение экологического законодательства, но и неплохо заработать
В поисках midstream
Попутный нефтяной газ — смесь, которая растворена в самой нефти. По составу ПНГ богаче традиционного природного газа. Помимо метана и этана в нефтяном газе есть пропан, бутан и другие углеводороды. В одной тонне нефти содержится от одного до нескольких тысяч кубометров ПНГ. Сжечь все это на факеле с точки зрения макроэкономики роскошь, хотя пока и позволительная. Но помимо экономического фактора есть и не менее важный экологический. При сжигании попутного нефтяного газа в воздух попадают значительные объемы диоксида углерода (СО2) и метана, относящихся к парниковым газам, а также сажа, оксиды азота, бензапирен, сероводород и другие опасные для окружающей среды компоненты.
К сожалению, в СССР с его курсом на экстенсивное наращивание добычи нефти переработка попутного нефтяного газа не входила в число приоритетных задач и никак не регулировалась на законодательном уровне. ПНГ считался побочным (то есть ненужным) продуктом нефтедобычи. Как правило, его просто сжигали на факельных установках на месторождениях. До 1 января 2001 года ПНГ не отражался в финансовой отчетности российских компаний. Сейчас подход меняется концептуально. Серьезная борьба против сжигания попутного нефтяного газа на факелах началась в России в 2008–2009 годах во многом благодаря присоединению России к Киотскому протоколу, направленному на сокращение выбросов парниковых газов. По данным Минприроды, благодаря принятым мерам по итогам 2016 года полезное использование ПНГ достигло в среднем по крупным отечественным нефтяным компаниям 90%.
Киотский протокол
Киотский протокол (КП) был принят в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата в Киото (Япония) в 1997 году. Данный протокол стал первым глобальным соглашением об охране окружающей среды, основанным на рыночном механизме регулирования, который предполагал торговлю квотами на выбросы парниковых газов (ПГ) между развитыми странами и странами с переходной экономикой с целью сокращения или стабилизации уровня выбросов в атмосферу. Страны, подписавшие протокол, определили для себя количественные обязательства по сокращению выбросов шести видов парниковых газов: диоксида углерода (CO₂), метана (CH₄), закиси азота (N₂O), гидрофторуглеродов (ГФУ), перфторуглеродов (ПФУ) и гексафторида серы (SF₆)₂₈. Первые три входят в состав попутного нефтяного газа и продуктов его сгорания. Наибольшее влияние на парниковый эффект оказывают СО₂ и СН₄. Первый период обязательств по КП длился 5 лет: с 1 января 2008 года до 31 декабря 2012 года. На этот период Россия поставила перед собой обязательство сохранить среднегодовые выбросы на уровне 1990 года. По данным РИА «Новости», 27 сентября 2015 года на саммите по глобальному развитию в рамках Генеральной Ассамблеи ООН глава МИД РФ Сергей Лавров заявил о перевыполнении Россией своих обязательств по Киотскому протоколу, приводя данные об уменьшении выбросов от энергетического сектора в России за последние 20 лет на 37%.
Сжечь или заработать
Варианты утилизации попутного нефтяного газа универсальны по всему миру, но используются в разных пропорциях. Сжигание на факелах месторождений долгое время было основным способом, ценное углеводородное сырье и энергия горючих компонентов уходили в воздух с ущербом для окружающей среды. С середины прошлого века развитые страны начали серьезно ограничивать сжигание ПНГ.
Столь же удобный с точки зрения логистики, как и сжигание, но экологичный способ утилизации попутного нефтяного газа — его закачка обратно в пласт. Нередко этот метод применяют для повышения нефтеотдачи пласта, хотя эффективным он оказывается не всегда. Газ при дальнейшей добыче все равно вернется, но гидродинамика залежи может быть уже хуже. Еще один вариант использования попутного нефтяного газа на месторождении — промысловая генерация электроэнергии: ПНГ направляется на газотурбинные и газопоршневые установки. Выхлопной газ можно использовать в системах теплоснабжения объектов месторождения или опять-таки закачивать в пласт для повышения нефтеотдачи. Промысловая генерация электроэнергии очень широко используется в России.
Газоперерабатывающие заводы изначально строились возле крупных месторождений, позже для малых месторождений были предложены компактные блочные решения для переработки сырья.
Существует и сложная технология химической переработки ПНГ gas-to-liquids (GTL), позволяющая получать из газа жидкие нефтепродукты, характерные для традиционной нефтепереработки, а также метанол и базовые химические полуфабрикаты. В качестве альтернативы применяют мягкий паровой риформинг. Это, по сути, обратная GTL: жидкие остатки переработки нефтяного газа и газоконденсата трансформируются в газ, который затем можно использовать как топливо для генерации электроэнергии или транспортировать по обычному газопроводу.
«Выбор наиболее экономически привлекательных опций утилизации попутного нефтяного газа зависит от конкретных факторов в привязке к конкретному месторождению. В целом глубокая переработка ПНГ наиболее экономически эффективна, но, например, при малых объемах доступного газа предпочтительна утилизация на месторождении, — говорит руководитель аналитического центра интегрированной газоперерабатывающей и нефтехимической компании „СИБУР“ Ксения Каретина. — Также имеет значение состав ПНГ, спрос на локальных рынках и нетбэки на газ, электричество, тепло, дизель и т. д. Существенным фактором становится наличие инфраструктуры для транспортировки и переработки газа и расстояние до целевых рынков. К примеру, рост сжигания в мире в последние годы отчасти как раз и связан с освоением новых удаленных месторождений и развитием сланцевой добычи».
Альтернативы обязательны
Уровень утилизации попутного нефтяного газа во многом определяет эффективность развития всего нефтегазового комплекса той или иной страны. Использование ПНГ — маркер квалификации государства и бизнеса в вопросе комплексного освоения недр, использования сырья и экологической безопасности.
В США, Канаде, Норвегии полезное использование ПНГ достигает 99–100%. При разработке новых месторождений запускаются обязательные процедуры принятия решений об утилизации газа — дерево альтернатив. Государственные регуляторы требуют рассматривать различные варианты, и только в том случае, если ни один из вариантов рациональной утилизации не отвечает критериям эффективности, разрешается сжигать часть нефтяного газа.
В принципе, сжигать попутный газ в Канаде и США запрещено, в Техасе такой запрет был введен еще в 1946 году. Там, где мощностей по переработке нет, например на Аляске, ПНГ полностью закачивается обратно в пласт. В Северной Дакоте быстро развивается бизнес по сжижению ПНГ, который используется как автомобильное топливо. В ряде регионов США существует сеть специальных трубопроводов, куда частные компании могут сдавать ПНГ практически без подготовки, существуют лишь ограничения по содержанию влаги. Далее сырье направляется на газоперерабатывающие и химические предприятия. В Канаде построена развитая инфраструктура для газовой энергогенерации.
Наличие развитой газотранспортной инфраструктуры и близость к рынкам ЕС позволяет норвежцам эффективно экспортировать подготовленный нефтяной газ, но применяется и закачка ПНГ в пласт для увеличения нефтеотдачи. Газовой энергогенерацией Норвегия практически не занимается.
В Саудовской Аравии, пятой в мире по запасам газа, порядка 60% этих запасов — попутный нефтяной газ. Мощности по его переработке в целом соответствуют уровню добычи, на сухой газ — продукт газоперерабатывающих заводов — приходится 40% энергобаланса страны. В качестве побочного продукта саудовцы получают этан, который по регулируемым и очень низким тарифам предоставляется на переработку нефтехимикам. Такая конструкция привела и продолжает приводить огромные инвестиции в нефтехимию Саудовской Аравии, сейчас эта страна — мировой нефтехимический лидер вместе с США и Китаем. Лишь рост спроса на электричество в прошлом году заставил Saudi Aramco задуматься над увеличением добычи собственного природного газа, не связанного с объемами добычи нефти (тут действуют ограничения ОПЕК).
«Стоит обратить внимание на опыт Саудовской Аравии, где драйверами поиска решений утилизации ПНГ стали избыток попутного газа и активность государства: основаны индустриальные города Эль-Джубайль и Янбу-эль-Бахр, государственная компания Saudi Aramco строила необходимую инфраструктуру для сбора и транспортировки ПНГ, была основана специализированная нефтехимическая компания SABIC », — отмечает Ксения Каретина. По словам эксперта, для Саудовской Аравии характерно не только большое количество доступных объемов нефтяного газа, но и высокое содержание жирных фракций в составе ПНГ, что делает его ценным нефтехимическим сырьем. «Сейчас Россия и Ближний Восток являются крупнейшими регионами мира, где осуществляется глубокая переработка ПНГ в полимеры», — заключает Ксения Каретина.
Старается не отставать от соседей и Иран. В стране ежедневно транспортируется почти 40 млн кубометров ПНГ с нефтяных месторождений в провинции Хузестан на перерабатывающие предприятия. За последние годы здесь было построено и запущено множество небольших частных химических заводов, использующих в основном европейское оборудование и достаточно современные технологии. Благодаря дешевому местному сырью они имеют серьезное конкурентное преимущество.
Для России может быть интересен опыт Казахстана, где система газопереработки формировалась в рамках плановой экономики СССР. Казахстан обошел Россию в законодательном регулировании утилизации попутного нефтяного газа. Законами «О нефти» и «О недрах и недропользовании» и последующими подзаконными актами введен запрет на промышленную эксплуатацию нефтегазовых месторождений без рациональной утилизации попутного нефтяного газа.
Большой проект сбора попутного нефтяного газа с морских платформ на Каспии ведет государственная нефтекомпания Азербайджана SOCAR в партнерстве с BP и международной организацией по ограничению сжигания ПНГ. Ежегодно с морских месторождений компании собирается и передается в газотранспортную систему около 1 млрд кубометров нефтяного газа.
Законодательное регулирование не всегда единственный фактор влияния на нефтяников. Так, в Индонезии нет развитой трубопроводной инфраструктуры или законов, запрещающих факельное сжигание. При этом страна — четвертый в мире экспортер сжиженного нефтяного газа, а интерес местного бизнеса к монетизации ПНГ растет.
Свой путь — в Анголе. Еще в 2002 году компания Sonangol обязала всех партнеров, разрабатывающих месторождения, предусматривать план коммерциализации нефтяного газа. Договоры на разработку ангольских недр содержат пункт о том, что партнеры Sonangol имеют право сжигать попутный газ только до завершения строительства завода по переработке нефтяного газа.
Не опоздать с переработкой
В организации отмечают те выгоды, которые может получить государство, акцентированно стимулируя сегмент переработки ПНГ. Во-первых, это снятие технологических ограничений при вводе новых нефтяных и газовых месторождений, в том числе географически удаленных от основной газовой инфраструктуры и со сложным составом газа. Во-вторых, рост общей доходности добычи углеводородов для добывающих компаний, которые могли бы реинвестировать дополнительную маржу в новые проекты.
Аналитики также видят возможность синхронного с развитием переработки ПНГ роста инвестиций в основной капитал. Более активная переработка нефтяного газа создаст новые источники спроса на труд в регионах, а также спроса на высокотехнологичную продукцию российского химического и транспортного машиностроения, металлургии и т. п.