Попробуй доказать что вы прочитали именно былину аргументируйте свой ответ используя рассуждение
4 класс. Чтение. Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни. Былина «Волх Всеславович».
4 класс. Чтение. Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни. Былина «Волх Всеславович».
Вопросы
Задай свой вопрос по этому материалу!
Поделись с друзьями
Комментарии преподавателя
Былина «Волх Всеславович».
Введение
—Как вы думаете, что такое былина?
Раньше былины пелись под гусли, поэтому в исполнении присутствует плавность и напевность повествования.
-Всего былин больше ста с лишним, а пришли они к нам с времен дальних, передавались народом из уст в уста. А для нас их сберегли собиратели былин, которые ездили по городам и селам и записывали их от простых крестьян-сказителей.
Ребята, а кто является главным героем былины?
-Главными героями былин являются народные герои-Богатыри. Богатыри любят родную землю, стоят на страже ее границ, в минуту опасности приходят на помощь своему народу и спасают его.
Каких богатырей вы знаете? Кого они символизируют? Как характеризуют русского человека?
Посмотрите на картину, кто здесь изображён? Что необычного в изображении богатырей? Опишите словами.
Обратите внимание на снаряжение героев, лошадей – о чём оно свидетельствует?
Дайте словесную характеристику каждому богатырю, используя слова, словосочетания на :
Сильный; Мужественный; Благородный; Целеустремлённый; Красивый; Бесстрашный; Решительный;Ответственный; надежный,добропорядочный, героический, смелый, храбрый, доблестный, доблестный и т.д.
Под стать богатырям их лошади: ухоженные, сильные, красивые, породистые, натренированные, вороной, гордый стройный,опытный, обученный, преданные, …..и т.д.
Они являются воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине и народу человека, которого не страшат несметные силы врага, не пугает даже сама смерть…..
Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Волх Всеславович-вызывают у нас восхищение, радость, веру в силу русского человека.
-Ребята, а встречали ли вы богатырей где-нибудь? (например в мультфильмах)
-Самыми известными былинами стали «Добрыня и Змея», «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Про Добрыню Никитича и Змея Горныча», «Илья Муромец и Соловей-разбойник» и многие другие.
И сегодня мы познакомимся с одной из былины: «Волх Всеславович»
В былине о герое Волхе, которая дошла до нас в текстах XVIII—XIX веков, все дышит глубокой стариной и пронизано древними мифологическими мотивами. Подобно многим персонажам мировой мифологии, Волх обязан своим рождением фантастическим обстоятельствам.
По саду, саду зеленому
Ходила-гуляла молода княжна
Марфа Всеславьевна.
Она с каменю скопила на лютого на змея,
Обвивается лютой змей
Около чебота зелен сафьян,
Около чулочика шелкова,
Хоботом бьет по белу стегну, ( хвостом бьет по бедру)
А втапоры княгиня понос понесла, ( зачала ребенка )
А понос понесла и дитя родила:
А на небе просветя светел месяц, —
А в Киеве родился могуч богатырь.
Итак, Волх родился от фантастического змея и от него унаследовал способности, которые обыкновенному человеку не свойственны. Что родился великий герой, которому предстоят чудесные деяния, — об этом сразу же узнала природа:
Подрожала сыра земля.
А и синее море сколыбалося
Для-ради рожденья богатырского.
Рыба пошла в морскую глубину,
Птица полетела высоко в небеса,
Туры да олени за горы пошли,
Зайцы, лисицы по чащицам,
А волки, медведи по ельникам,
Соболи, куницы по островам.
Богатырь Волъга с дружиною. Художник И. Билибин, 1902 г.
Итак, набрав дружину, Волх отправляется в поход к чужому царству.
В былинах, записанных в XVIII—XIX веках, оно называется Индийским. Как оно звалось в древнерусских былинах, мы не знаем, но это и не имеет значения, потому что речь идет ведь не о действительном, имевшем место в истории событии, а о вымышленном, фантастическом. Важно, что царство это — враждебное, Волх хочет напасть на него, чтобы пограбить либо предупредить поход индийского царя на Русь.
Самое интересное — в описании похода и в рассказе о победе. На пути в чужую страну дружина не терпит никаких трудностей: ночами, пока она спит, Волх, обернувшись «серым волком», охотится на зверей, кормит мясом дружину и одевает ее в шубы соболиные;
Работа с текстом
1. Каким необычным даром был наделён Волх? Прочитайте, что означает слово «волховать». Подберите синонимы.
Волх мог принимать облик птицы, зверя, рыбы. Мог стать даже маленьким муравьём.
Волховать — колдовать, ворбжить, применить чары.
2. Как сумел отвести от Русской земли беду Волх? Найдите ответ в тексте.
с. 18: «Около города Волх велел своим товарищам подождать, а сам оборотился зверьком горностаем. — Она разумнее тебя, царь Салтык, ей править государством».
3. Прочитайте, как в былине описано появление богатыря.
с. 16: « Однажды над Русской землей появилось белое облако. Оно шло по небу. Родился богатырь Волх Все- славович».
4. Каким представляете Волха? Расскажите.
Волх представляется огромным по росту и крепким по телосложению человеком. Светлые, слегка кудрявые волосы, умный взгляд. Одет в народную рубаху, поверх которой надета кольчуга; на голове — шлем, а в руках палица.
5. Прочитайте последний абзац былины. Почему служба богатыря на Руси считалась славным, почётным делом?
6. Попробуйте доказать, что вы прочитали былину. Аргументируйте свой ответ, используя рассуждение.
«Волх Всеслацвович» — былина, потому что рассказывает о богатыре. Было ли это на самом деле, проверить нельзя, былину сочинил русский народ в стародавние времена.
7. Что такое былина? Объясните. Если затрудняетесь, то обратитесь к словарю.
Былина — русская народная повествовательная песня о богатырях.
Примечательной чертой Волха было умение быть оборотнем, превращаться то в «серового волка», то в «ясного сокола», то в «гнедого тура», что высоко ценилось в дохристианские времена. Этого былинного героя еще в ХIХ веке профессор Ф.И.Буслаев сопоставлял с историческим Волховом, записи о котором сделаны в ХVI-ХVII веках, а действовал он в середине первого тысячелетия. Если верить преданию, он был сыном Словена, первого славянского поселенца в Новгородских землях, и по его имени река Мутная стала называться Волхов. Он облюбовал место вблизи Волховских или Ладожских порогов, где проходил древний торговый путь. Принимая образ змея-крокодила, он преграждал путь по реке купцам и пропускал лишь после выплаты дани.
-Как вы понимаете фразу «Пеленай меня в крепкие латы булатные» (Доспехи из твердой стали)
-А как вы думаете, кто такой старик кудесник? (Волшебник)
-Как понимаете фразу: «Он научил Волхва волхвовать»-это значит что делать? (колдовать)
-Всем ли помогают и в сказках волшебники? – тому, кто делает добро.
-Как вы считаете, что означает слово «Туром»? (т.е. придет диким быком с большими рогами)
— В облике кого Волх оказался в третьем царстве царя Салтыка? (сокола)
-Кто отговаривал царя от войны с Русскими землями? (царица)
-Послушал ли царь Салтык обращение к нему царицы? (нет)
-Какую мысль пытается передать нам былинный сказитель?
-Добро всегда побеждает зло! Добро всегда возвращается добром, а зло – злом. Нужно почаще задумываться о смысле жизни, о её истинных ценностях
-А что самым ценным и главным было для русских Богатырей? – Правильно, защита отечества.
Итоги
Познакомились с былиной как с жанром устного народного творчества и ее особенностями, познакомились с былиной « Волх Всеславович»
Учились сравнивать и анализировать; бережному отношению к устному народному творчеству, к русской словесности.