Попандопуло и что я в тебя такой влюбленный
Грициан Таврический
Где мой первый адъютант? Попандопуло.
— Я здесь, Гриш.
Обратись ко мне!
— Можно. Пан атаман Грициан Таврический.
— При всей публике. Такие жестикуляции.
— Ша, разойдемся красиво.
Вольно. Слыхал, дед?
Ну, а как же без программы?
Что я вам, бандюга с большой дороги?
Я сам себе петлюра.
Вы мне тут шутки не шутите.
У меня цельная конная дивизия в монастыре стоит.
Я же атаман идейный.
И все мои ребята, как один, стоят за свободную личность!
Погулял я по Таврии, по Молдавии, поглядел на свет божий
И решил утворить в нашей волости самостийную державу!
“Понятно. Грабить будут.”
Хлопцы недовольны мной.
Какой ты, говорят, атаман, если нет у тебя
Золотого запасу.
Батька, гроши.
— Гроши вы брать орлы! Смотри, сынок.
Добре смотри.
Вся дивизия в монастыре хлещет спиртное,
а я один, позабыт, позаброшен.
Кони стоят пьяные, хлопцы запряженные.
Это еще что за статуй?
Кто такой?
Что ты молчишь, как рыба об лед.
Ты же вундеркинд. А черт его знает.
И чёй-то я в тебя такой влюбленный.
Иди к нам в банду.
Я тебе устрою протеже.
Слушай, ты знаешь, сколько у нас пулеметов,
у нас их целых семь штук.
Три штуки ничего, а вот другие три штуки:
Один заедает, другой как сумасшедший подпрыгивает,
А третий, гад, у своих пуляет.
А седьмой я, по секрету от пана атамана, выменял вот на эти штанишки.
Хлопцы у нас не ровня тебе.
Форменные звери, вроде меня.
Дивизия – во! Правда не цельная.
А так, морд полтораста наберется.
Вообще-то раньше было больше.
Но у пана атамана нету ЗОЛОТОГО ЗАПАСУ.
И хлопцы стали разбегаться в разные стороны.
И правильно делают.
Если так дальше пойдет,
я тоже разбегусь в разные стороны.
Что это на тебе? А? Лапсердак. Дай намерию.
Ну, поносил. Ну, дай другому поносить.
Продай. А. Я тебе дам сто миллионов.
Старая катеринка? Да ты что? Действительные.
Вот подпись и печать:
Министр финансов и адъютант Попандопуло из Одессы.
На тебе сто миллионов. Слушай, возьми все.
Я себе еще нарисую.
Что ты делаешь? Грабитель. Разбойник.
Своих грабишь, гадский папа.
Убери ножичек, дырку сделаешь, потом не запломбируешь.
Слушай, что-то мне не нравится здешний режим.
Чует мое сердце, что мы накануне грандиозного шухера.
(https://ok.ru/video/37769448141)
Яндекс “Свадьба в Малиновке” (1967) Лучшие отрывки и фразы. Найти
Яндекс Сбербанк вывозит из России золото. Две трети запаса отправлены в Лондон Найти
29 мая 2020 г.
“По состоянию на 1 ноября 2019 года, у банка было 22,5 тонн, а к 1 мая осталось 9 тонн.”
СВАДЬБА В МАЛИНОВКЕ — ЦИТАТЫ И ФРАЗЫ ИЗ ФИЛЬМА
* А ну, сочини для меня что-нибудь такое, чтоб душа сначала развернулась, а потом обратно завернулась! Попандопуло.
* А они тебе малы. — В самый раз. Это я для них большой. Нечипор, Яшка.
* А ты не смотри, что я слабая, я знаешь, как могу! Трындычиха.
* А у помощника много работы? — Много. — Не могу. — Почему? — Слаб здоровьем. Яшка, Нечипор.
* Будешь давать жизни! Попандопуло.
* Был бы артиллерист, а пушку мы… бац-бац! И-и-и… ферштейн? Яшка.
* Был Грицько, да весь вышел. Грициан.
* Ваши трехдюймовые глазки путем меткого попадания зажгли огнедышаший пожар в моем сердце. Словом, бац-бац! И в точку! Яшка. Да я всей батарее писал любовные письма! «Ваши трехдюймовые глазки путем меткого попадания в мое сердце…» Словом, бац, бац! И мимо. Яшка.
* Вашу ручку, битте-дритте! Яшка.
* Вдруг патруль-облава, заштормило море. До свиданья, пава, я вернуся вскоре. П/ф.
* Вольно! Разойдись! Можно оправиться и закурить. Яшка.
* Вот с маком. — Угу. Люблю со смаком! Комари-ха, Яшка.
* Вот так всегда! И слова не даст сказать! Гапуся.
* Все мои ребята… как один… — Стоят за свободную личность. — Значит, будут грабить. Грициан, Попандопуло, Гапуся.
* Все твое, а я не люди? Сметана.
* Вся дивизия в монастыре хлещет спиртное, а я один, позабыт, позаброшен! Попандопуло.
* Вы, только вы напоминаете мне мою чернявую, мою любимую, мою безотказную гаубицу. — А где же она ваша любимая и ваша чернявая? — Погибла в неравном бою. — Так вы вдовец, Яков Лек-сандрович! Яшка, Комариха.
* Где же ты, Маруся? С кем теперь гуляешь? Одного целуешь, а мене кусаешь. П/ф.
* Гражданочка, возьми тараньку. Солененькая! Да вы не стесняйтесь, зубками ее, зубками. Петря. Гражданочка, зубками ее, зубками! Он же.
* Гражданочка, я умоляю вас прекратить это мокрое дело! Петря.
* Гриша! Дай ты мне на одно сомненье ответ. Ты наблюдал: эта врангелевская морда била мене в морду! Попандопуло.
* Гриша, и шо я в тебя такой влюбленный?! Попандопуло. Эх, Гриша, и за что я был в тебя такой влюбленный?! Он же. Слушай, солдат, и шо я в тебя стал сразу такой влюбленный! Он же.
* Гриша, у меня же нервная система! Попандопуло. + Гриша, штемп-сель есть. Есть! Попандопуло.
* Гуляй, банда! Грициан.
* Давай по-честному. Пополам. — А ты не обманешь? — Ты ж меня знаешь! Попандопуло, Сметана.
* Давно идешь? — Не-а, года полтора. Нечипор, Яшка.
* Данкешен. — Что, что? — Спасибочко. Яшка, Гапуся.
* Двигаюсь с австрийского плена на хаузер. — Чего, чего? — До дому. — Отпустили? — Сбежал. Яшка, Нечипор.
* Действительные! Вот подпись и печать: министр финансов и адъютант Попандопуло из Одессы. Попандопуло.
* Доннер-ветер, что за боль! На любимый на мозоль! Яшка.
* За Одессу знаешь? Попандопуло.
* Заходите, гражданин, я вас кашей накормлю! Яшка.
* Картина ясная, любовь несчастная, а сердце страстное горит в груди! Картина ясная, Одесса красная, и мне с Одессой той не по пути! П/ф.
* Кто такой? Откуда, куда, зачем? Назар. Еще раз спрашиваю: откуда, куда, зачем? Назар. Откуда, куда, зачем? Петря.
* Маруси! Пан атаман Грициан Таврический приглашает вас всех во дворец. Попандопуло.
* Мне бы такой работы, чтобы поменьше работы. Начальником могу. — Это каким же начальником? — А мне все равно. Яшка, Нечипор.
* Мне толстую! Сметана.
* Молоко сладкое. — Кислое! — Сладкое! — Кислое! — Сладкое! — Кислое! — Не разобрал. Гапуся, Трындычиха, Комариха, Нечипор.
* На морском песочке я Марусю встретил в розовых чулочках, талия — в корсете. П/ф.
* На тебе сто миллионов! Слушай, возьми все, я себе еще нарисую. Попандопуло.
* Нажми на клавиши, продай товар! Композитор, а? Попандопуло.
* Не бойся, мы своих не трогаем! Сметана.
* Ну-ка, смелее, напрямик! С вашей фигурой — это шик! П/ф.
* О, зеер гуд, пардон, мадам! П/ф.
* Обыкновенный человек, только с косой. Петря.
* Один заедает, другой, как сумасшедший, подпрыгивает, а третий гад в своих пуляет. А седьмой я по секрету от пана атамана выменял на эти вот штанишки. Попандопуло.
* Опять власть меняется! Нечипор. Власть больше не меняется! Нечипор.
* Пан атаман, кони стоят пьяные, хлопцы запряженные! Эпизод.
* Пляска такая не легка, но зато моднее гопака. Яшка.
* По совместительству — могу. Идет? — Идет. — Бац, бац — и мимо! Яшка, Нечипор.
* Поносил, ну, дай другому поносить! Попандопуло.
* Попандопуло! — Я здесь, Гриша. — Обратись ко мне. — Можно. Пан атаман Грициан Таврический! Грициан, Попандопуло.
* Последнее слово: сдаюсь! Добровольно! Попандопуло.
* При всей публике такие жестикуляции! Попандопуло.
* Приготовьтесь, фрау-мадам, я урок вам первый дам. Надо к нему поднять глаза и запрыгать, ну, как коза. П/ф.
* Принимайте дорогого гостя. Шкура! Яшка.
* Продолжаем, эйн-цвей-дрей! Ну, ходите побыстрей. П/ф.
* Ради счастья ради нашего, если хочешь ты его, ни о чем меня не спрашивай, не расспрашивай, не выспрашивай, не выведывай ничего. П/ф.
* Раньше так, потом вот так. Да, я плясать мастак! П/ф.
* Руки вверх! Власть переменилась! Нечипор.
* С меня сегодня утром какой-то бандит сапоги снял. — Хм, бандит! А сам?! — С тебя честный человек снял, а с меня бандит. Яшка, Нечипор.
* Саблю дам, коня дам! Пойдем в сарай. Грициан.
* Своих грабишь! У, гадский папа! Попандопуло.
* Скидай сапоги, не то раз! — и вдрызг! Ферштейн? Яшка.
* Скуки больше не будет. Мы ее — бац! Бац! И мимо. Яшка.
* Смотри, композитор! Попандопуло.
* Смотри, не подведи! А то я тебе оторву голову и скажу, что так и було! Попандопуло. Гриша. И скажу, что так и було! Попандопуло.
* Согласно приказу, имею на свадьбу феноменальную музыку в лице данного вундеркинда. Попандопуло.
* Так, я себя не обделил? По-честному? Попандопуло.
* Только о том, что ты была у нас, никому ни слова. — И маме? — Маме особенно не говори. — А Андрейке? — Хочешь выйти замуж за Андрейку — значит, и ему ни слова. Назар, Яринка.
* Трубка пятнадцать, прицел сто двадцать, батарея, огонь! Бац! Бац. И мимо. Яшка.
* Трындычиха, когда в сердцах, бог знает что натворить может, потому у Трындычихи характер такой, что если Трындычиху зацепить, то Трындычиха такое отмочит, что с Трындычихой сладу не будет, а раз Трындычиха… Гапуся.
* Ты же вундеркинд! — А шо это такое? — А черт его знает! Попандопуло, Назар.
* Ты что делаешь, ты! Композитор! Попандопуло.
* У вас бывают мигрени? — Нет, у нас никого не бывает. Одна только скука. Яшка, Гапуся.
* У пана атамана нема золотого запасу, и хлопцы стали разбегаться в разные стороны. И правильно делают. Если так дальше пойдет, я тоже разбегусь в разные стороны. Попандопуло.
* Убери ножичек! Сделаешь дырку, потом не запломбируешь! Попандопуло.
* Ферштейн? — А как же! Яшка, Нечипор.
* Хлопцы у нас абсолютно мировые. Форменные звери! Вроде меня. Попандопуло.
* Хотите, я завтра по-честному свадьбу справлю. — Обратно свадьба! Грициан, Попандопуло.
* Чернявый аль белявый. Балясный.
* Что с вами, Яков Лександрович? — Индивидуальная контузия. Комариха, Яшка.
* Что ты молчишь, как рыба об лед? Попандопуло.
* Что это на тебе, а? Лапсердак? — Да это не лапсердак, это пиджак. — Дай намеряю. Попандопуло, Балясный.
* Что я вам бандюга с большой дороги?! Я же атаман идейный! Грициан.
* Что-то мне не нравится здешний режим. Попандопуло.
* Что-то моя Гапуся летит! Нечипор.
* Чует мое сердце, что мы накануне грандиозного шухера. Попандопуло.
* Ша! Разойдемся красиво. Попандопуло.
* Это еще что за статуй! Попандопуло.
* Это ж мой гардеробчик! Попандопуло.
* Это не ты за купающимися девками подглядывал? А они за то вываляли тебя голым в крапиве. — За мельницей. — Да. — Где две вербы и обрыв. — Да. — Хм, нет, не я. Нечипор, Яшка. А это не вы ехали через Янковку на арбе с сеном и заснули? А у вас тем временем волов увели. — Волы серые. — Ага. — Один с пятном. — Ага. — Нет, это не я. — Врешь. — Не я. Яшка, Нечипор. А это не ты, когда на германскую войну шел, с моста свалился пьяный в воду. — И бабы вытаскивали. — Да. — Я. Зем-ля-ки! Нечипор, Яшка.
* Это твоя физгармонь? — Ага. — А давить на клавиши умеешь? — Ну а то как же ж! — А ну, изобрази что-нибудь. Попандопуло, Назар.
* Это… тебе. Это — мне. Это — опять тебе. Это — обратно тебе. Это — все время тебе. Попандопуло.
* Я его как огрею граблями по спине — бац! Пополам! — Спина пополам? — Нет, грабли. Яринка, Петря.
* Я замерз, как на морском дне! Попандопуло.
* Я имел много специальностей, за шо и состоял на особом учете в одесском уголовном розыске. Попандопуло.
* Я не Назар, ты ошиблась, солдатка! Назар.
* Я сам себе Петлюра! Грициан.
* Я такой фасон не ношу! Попандопуло.
* Я человек бывалый: танцую, много песен знаю… — А какие вы песни знаете? — Разные. Яшка, Гапуся.
* Яшка. — Просто Яшка? — Да не просто Яшка, а Яшка-артиллерист! Яшка, Нечипор.
Свадьба в Малиновке (фильм)
«Свадьба в Малиновке» — музыкальная комедия Андрея Тутышкина, экранизация одноимённой оперетты Бориса Александрова.
Содержание
Цитаты [ править ]
Пан а-таман, кони ст-тоят п-пьяные. Хлопцы запряжёны!
Попандопуло [ править ]
Гриш, и шо я в тебя такой влюблённый.
При всей публике — такие жестикуляции!
Гриша, у меня же нервная система.
Это ещё что за стату́й?
Что ты молчишь, как рыба об лёд?
Ты есть арестованный!
Смотри, композитор! А ну сочини для меня что-нить такое, чтобы душа сначала развернулась, а потом обратно завернулась!
— Ты же вундеркинд!
— А что это такое?
— А чёрт его знает. Слушай, солдат, и шо я в тебя сразу стал такой влюблённый?
Иди к нам в банду. Я тебе устрою про-те-же.
Я тебе скажу, хлопцы у нас — абсолютно мировые. Форменные звери! Вроде меня. Дивизия — во! Морд. Морд полтораста наберётся. В прежние времена было больше, но у пана атамана нема золотого запасу, и хлопцы начинают разбегаться в разные стороны. И правильно делают, потому что, если так пойдет дальше, я тоже разбегусь в разные стороны.
Ты шо думаешь, у нас нет пулемётов? У нас их… подслушивают, гады! А ну. Слушай, ты знаешь, сколько у нас пулеметов? У нас их целых семь штук!
Назар: Врёшь! Да я же сам пулемётчик!
Попандопуло: А чинить можешь?
Назар: Ну, это смотря что.
Попандопуло: Вот три штуки — ничего, а вот другие три штуки — один заедает, второй, как сумасшедший, подпрыгивает, а третий, гад, у своих пуляет… А седьмой я по секрету от пана атамана выменял вот на эти штанишки.
Вся дивизия в монастыре хлещет спиртное, а я один позабыт, позаброшен…
Свадьба сегодня вечером здесь! Будешь давать жизни. Только смотри, не подведи! А то я тебе оторву голову и скажу, шо так и було!
Где же ты, Маруся, с кем теперь гуляешь? Одного целуешь, а мене кусаешь!
Я замэрз, как на морском дне.
Снимай лапсердак. Поносил — дай другому поносить.
Согласно приказу имею на свадьбу феноменальную музыку в лице данного вундеркинда.
Нажми на клавиши, продай талант!
Гриша! Он же бьётся, Гриша.
Хочешь сто мильонов? Да бери усе, я себе еще нарисую!
Гриша, ты наблюдал, как эта врангелевская морда била меня в морду?
Чует мое сердце, что мы накануне грандиозного шухера.
— Я до войны имел много специальностей, за что и состоял на особом учёте у Одесском уголовном розыске. А кем ты был в мирное время?
— А я служил в полиции. Не бойся, мы своих не трогаем.
Да это ж мой гардеробчик! Ах ты, разбойник, ах ты, грабитель, это ж всё моё!
У-убери ножичек. Убери ножичек, сделаешь дырку — потом не запломбиру́ешь!
Это тебе… это мне… это тебе… это обратно тебе… это все время тебе… Ой. Шо ты хапаешь, шо ты хапаешь! Не, я такой фасон не ношу. Посмотрим… Так, я себя не обделил? По-честному?
Последнее слово: сдаюсь! Добровольно.
Яшка-артиллерист [ править ]
Третий правый ездовой, разворот налево, батарея, к бою! Трубка 15, прицел 120, батарея, ОГОНЬ! Бац! Бац! И мимо.
С тебя честный человек снял, а с меня — бандит!
— Я интересуюсь, Горпина До… До…
— Дормидонтовна.
— До-ре-ми-донтовна. У вас бывают мигрени?
— У нас никого не бывает. Одна только скука.
— Я вам заявляю совершенно официально — скуки больше не будет. Мы её — бац, бац! И мимо. Я человек бывалый, танцую, много песен знаю.
— А вы гопака танцуете?
— Ну, что вы, что вы. Гопак нынче не в моде. Я прошёл пешком всю Европу и ни разу не видел, чтобы танцевали гопака. Сейчас в моде… м-м, форменное безобразие. Называется в-ту-степь.
Вашу ручку, битте-дритте!
Доннер-веттер, что за боль! На любимый на мозоль.
(командует бабьим «батальоном») — Вольно, разойдись! Можно оправиться и закурить.
— Ферштейн?
— А как же.
Был бы артиллерист, а пушку мы — бац, бац, и… Ферштейн?
— Попробуйте пирожки, Яков Ляксандрыч. Вот с маком…
— Люблю… со смаком!
— Вы и только вы напоминаете мне мою любимую, мою чернявую, мою безотказную… гаубицу!
— А где же она, ваша любимая, ваша чернявая?
— Погибла в неравном бою.
— Так вы вдовец. Яков Ляксандрыч.
А на груше — вот такие груши!
Дед Нечипор [ править ]
Тридцать пять лет тебе говорю, Гапуся: не спеши. Потому как непонятно. Понятно?
Если ангел, зачем живёшь промеж людей?
— А ты меня защищай! Женщина я или не женщина?!
— Не разобрал.
Опять власть меняется!
Власть больше не меняется!
Яшка и Нечипор [ править ]
— Это не ты за купающимися девками подглядывал, а они за то вываляли тебя голого в крапиве?
— За мельницей?
— Да.
— Где две вербы и обрыв?
— Да.
— Нет, не я. А это не вы ехали через Янковку на арбе с сеном и заснули, а у вас тем временем волов увели?
— Волы серые?
— Ага.
— Один с пятном?
— Ага.
— Нет, это не я.
— Врёшь!
— Не я. А это не ты, когда на германскую войну шёл, с моста свалился пьяный в воду?
— И бабы вытаскивали?
— Да.
— Я. (вместе) Земляки!
— Мне бы такую работу, чтобы поменьше работы. Начальником гарнизона могу.
— Так у нас одни бабы. Правда, боевые.
— А ты говоришь.
Пан атаман Грициан Таврический [ править ]
Я сам себе Петлюра. Вы мне тут шутки не шутите! У меня цельная конная… дивизия в монастыре стоит!
— Был Грицько, да весь вышел. Где мой первый адъютант? Попандопуло!
Попандопуло: Я здесь, Гриш.
Грициан: Обратись ко мне.
Попандопуло: Можно. Пан атаман Грициан Таврич-ский!
Грициан: Вольно. Слыхал?
Грициан: Ну, а как же можно без программы? Ну, что я вам, бандюга с большой дороги? Я же атаман идейный. И все мои ребята, как один…
Попандопуло: …Стоять за свободную личность.
Гапуся (в сторону, бабам): Значит, будут грабить.
Хлопцы недовольны мной. Какой ты, говорят, атаман, ежели у тебя нету золотого запасу? Батька! Гро́ши.
— Котовцев встречал? Котовцам хлеб-соль подавал? А меня почему хлебом-солью не встречал?
— Так они ж приехали как люди, а ты налетел, как…
— Налетел! Они и удрали!
— Уехали.
— Против меня никто не устоит! Выставляй пятьсот, тыщу, полторы тыщи — и то побегут!
— А они — поехали.
Ради тебя, Ярина, на несправедливость иду.
Назар [ править ]
Откуда-куда-зачем — никому не говори!
Та я бродячий солдат, пеший пехотинец, иду на родину под Харьков.
Ещё не всё потеряно, коршуны мои!
У барона Врангеля всё английское!
Яринка и Петря [ править ]
— Я его как огрею граблями по спине, бац — пополам!
— Спина пополам?
— Нет, грабли.
— Вот до чего же я люблю таких сознательных гражданочек.
Петря [ править ]
А ну разойдись! Чего не видали? Обыкновенный человек… только с косой.
Гражданочка, возьми тараньку. Солененькая! Да вы не стесняйтесь, зубками её, зубками! Первый я человек на предмет успокоения!
Гражданочка! Гражданочка, я умоляю вас, прекратите это мокрое дело! Вася, тараньку. Гражданочка! Зубками её, зубками!
Попандопуло и что я в тебя такой влюбленный
Михаил Водяной — один из любимых артистов театра и кино.
Попандопуло из «Свадьбы в Малиновке» — самая запоминающаяся роль актера.
Вскоре после кино актёр куда-то исчез. Поговаривали, что уехал или умер, или …
Многие фразы его героя стали крылатыми: «Гриша, и шо я в тебя такой влюбленный?!»; «Что смотришь? Деньги настоящие! Видишь, написано: „Министр финансов Попандопуло“? Бери, бери! Я себе еще нарисую»; «Хлопцы у нас абсолютно мировые. Форменные звери! Вроде меня»; «Чует мое сердце, что мы накануне грандиозного шухера»; «Я такой фасон не ношу! Я себя не обделил, по-честному?»; «Убери ножичек! Сделаешь дырку, потом не запломбируешь!»; «Ты наблюдал как эта врангельская морда била меня у морду?»; «Ты что делаешь, разбойник, своих грабишь! Гадский папа!»; «У пана-атамана нэма золотого запасу, я чувствую, что я тоже скоро разбегусь в разные стороны».
Ну, а как Попандопуло облапошил другого бандита — не менее обаятельного героя Алексея СМИРНОВА?
Помните? «Это тебе… Это мне… Это тебе… Это опять тебе… Это всегда тебе… Это обратно тебе… Я себя не обделил?» Простенько и со вкусом, да так, что тот ничего не заметил. Конечно, исполнителем такого ловкого трюка мог быть только одессит.
Одессит Михаил Водяной. В фильме «Свадьба в Малиновке» Михаил ВОДЯНОЙ сыграл, пожалуй, самого яркого героя — Попандопуло.
Кстати, прежде чем появиться на экране, актер много лет играл этого персонажа на сцене. Единственный в оперетте народный артист СССР, имя которого стало при жизни нарицательным, как и имена его неувядаемых сценических героев. Он достиг пика карьеры, возможного для советского артиста. Да ещё при настоящей-то фамилии Вассерман.
Он сумел пройти непростой путь от рядового артиста Львовской оперетты, ставшей затем Одесской, до её ведущего артиста, директора и художественного руководителя одновременно. Вскоре его избрали ещё и председателем Одесского отделения ВТО.
Он стал человеком, для которого легко открывались очень многие двери в той, некогда могущественной «системе». Как в Одессе, так и в других городах и регионах ему мгновенно удавалось решать, казалось, неразрешимые для театра или сотрудников вопросы. Он даже, как говорят, открывал «ногой» двери к «гауляйтеру» Украины, так в шутку называли Первого секретаря ЦК КПУ В. Щербицкого.
Одесса действительно сыграла огромную роль в жизни Водяного, стала его второй родиной. Но только второй… Будущий актер появился на свет в Харькове. Рядом с домом, где они жили, стояла церковь, и мальчишка часами пропадал там: раскрыв рот от восторга, слушал, как поет церковный хор.
«Ваш сын будет знаменитым артистом», — часто говорили его родителям. Хотели ли они этого? Знаменитым, может быть, но только не артистом! Много позже, несмотря на успехи Михаила, отец сетовал: «Старший — сын как сын, два института окончил, а младший — все драмкружки да переодевания…» Но от судьбы не уйдешь.
Сначала он увлеченно играл в самодеятельности, а окончив школу, отправился в Ленинград. Правда, учиться в Театральном институте довелось недолго — началась война, и Михаил вернулся к родным (его семья к тому времени перебралась в Кисловодск). В 1943 году состоялся его дебют на профессиональной сцене — Водяного приняли в Пятигорский театр музыкальной комедии. После войны, когда было решено основать Театр музкомедии во Львове, Водяного пригласили туда. Первый сезон театр открыл в 1947 году опереттой «Одиннадцать неизвестных».
Михаил Водяной заметил по этому поводу: «Нас было одиннадцать, и все мы были действительно никому не известны».
Прошло несколько лет, и власти приняли решение: труппу львовского театра в полном составе перевести в Одессу, а Одесскую музкомедию отправить во Львов.
Так в 1954 году наш герой оказался в этом славном городе. Одесситы сразу приняли его. Достаточно было один раз услышать, как он поет, как остроумно парирует реплики из зала (Водяной оказался прекрасным конферансье), чтобы понять — свой человек.
А Леонид УТЕСОВ называл Михаила Водяного полпредом Одессы в Москве. Актера знал весь город, с ним обязательно здоровались на улицах, им гордились. Характерен такой эпизод.
Готовилась постановка спектакля «Белая акация», где Водяному предстояло сыграть хамоватого стилягу — моряка Яшку Буксира. Одеваться его герой должен был броско, «по последней моде», и костюмеры сбились с ног в поисках подходящей одежды.
Как-то, прогуливаясь по Дерибасовской, Водяной заметил молодого человека в яркой рубахе, украшенной немыслимыми цветами и пальмами. Актер хотел было купить ее, но владелец тут же подарил ему рубашку да еще долго благодарил за оказанное внимание. Оперетта пользовалась большим успехом, и в 1958 году появился фильм-спектакль «Белая акация».
Так состоялся кинодебют Михаила Водяного, правда после этого он не снимался почти десять лет (если не считать маленькой роли в фильме «Эскадра уходит на запад», 1965). И только в 1967-м вышла знаменитая «Свадьба в Малиновке».
Актера пригласили в кино опять же благодаря сцене: он уже несколько лет распевал куплеты Попандопуло в Одесской музкомедии. Он снялся еще в десятке картин, однако роли играл в основном эпизодические (к примеру, редактор газеты «Гудок» в «Двенадцати стульях» Марка ЗАХАРОВА). Заметной работой стал лишь Георг Стэн в оперетте «Вольный ветер», оказавшейся его последней ролью в кино.
Очень много времени занимал театр. За сорок лет работы в музкомедии он сыграл около ста пятидесяти ролей! Причем, не все они были комедийными. К примеру, Тевье-молочник, жизнь которого полна драматических коллизий. В 1976 году — впервые в истории советского искусства! — звание «Народный артист СССР» присвоили артисту оперетты. Дело в том, что этот жанр был не в почете у властей, его считали идеологически вредным.
Но публика так любила Михаила Водяного, что чиновникам пришлось признать «куплетиста» народным артистом. Водяной занимался и административной работой — он много лет возглавлял Одесское отделение Союза театральных деятелей, а в 1979-м стал худруком и директором родного театра. Только благодаря ему у театра наконец появилось новое здание. Эта работа отнимала куда больше сил и, главное, нервов.
Начало 1987 года. К близкому другу М. Водяного Илье Р. на квартиру неожиданно нагрянули сотрудники КГБ, якобы для проведения обыска. В кармане пиджака Ильи Р. ими был найден ключ от дачи М. Водяного, на которой их не раз «выслеживали» и на которой друзья, естественно, не раз собирались дружескими компаниями, где, конечно же, появлялись женщины, причем, не всегда жёны…
Но в то время вечеринки с чужими женами и измены не могли уже быть серьезным обвинением. Нужно было «нарыть» что-нибудь похлеще. И Илье предложили, указывая на портрет М. Водяного, стоявший на столе, «сдать» друга на предмет сексуальной связи с несовершеннолетними, прямо сказав, что лично он, то есть, Илья Р. им не нужен. Но при этом заметили, что в противном случае его «сделают» директором «рыбного» ресторана, что тоже не составляло для них никакого труда.
Но Илья отказался предать друга. И взялись за него… Позже был распущен по городу слух о растлении малолетних народным артистом Водяным. И началось… Первым делом состоялось партсобрание в соответствующей организации по указанию райкома, горкома, обкома. Фактически основано оно было на слухах. И «приближенные» сочувствовали…
Сначала: «Миша, мы тебя в обиду не дадим!» После партсобрания — собрание в отделении ВТО. «Партийцы» пошептались… «А вдруг и в самом деле?» И написали такое заключение, что вставали дыбом волосы, да так, как будто сами они малолетками и являлись. Потом появилось уголовное дело по заявлению отца одной несовершеннолетней.
Дальше — больше… И Михаила Григорьевича просто не узнать. По решению партии еще до суда он отказался от всех должностей. Девочка на суде заявила, что не узнает Водяного. На вопрос адвоката, куда она пошла после того, что произошло, она ответила: «Как это, куда? Я тут же побежала в ближайший вендиспансер провериться! Вот, мне справку дали, что я была девочкой перед „тем“ и инфекций у меня нет. Я специально не показывала её раньше, чтобы он не смог отвертеться!» Те, кто был в зале суда, сначала оцепенели, а потом рассмеялись, даже судья понял, что всё сфабриковано.
Суд не получился, а наказать всё равно было нужно. Вынесли приговор: за сомнительные знакомства, позорящие звание члена партии. Имелась в виду, наверное, его дружба с директором «рыбного» ресторана. За Водяным осталось только звание Народного артиста СССР. Лишить этого звания мог только Верховный Совет СССР.
Ему запретили выходить на сцену, чтобы зритель о нем забыл. Посты, естественно, ему не вернули. Несмотря на победу, пусть и неполную, он стал часто болеть. Впервые после всех событий он должен был выступать вместе с другими знаменитостями на дне рождения Одессы на Центральном стадионе. Мероприятие наметили на 11 сентября.
В ночь на 11 сентября его не стало. Какое-то время опять распространялись отвратительные слухи — мол, купил он новую машину и всю ночь мучился, дескать, колпаки на колёсах не те, ещё что-то не так… Эх, прогадал! Мучился, мучился этими проблемами, а под утро от такого расстройства и умер. Жалкий, мол, был человечишка, нестоящий! Источник слухов, наверняка, всё тот же. Кому же нужна была вся эта заваруха?
Всё оказалось проще простого. Два обкомовских клана искали компромат друг на друга. Водяной оказался в одном из звеньев этой цепочки, вроде кто-то из секретарей бывал у него на даче. Когда же кланы перестал интересовать результат суда, исполнители отнеслись к последующим событиям спустя рукава.
Что теперь гадать? Да и не важно это. Подлость не имеет власти над будущим, наветы забылись, грязь рассыпалась в прах, а Михаил Григорьевич Водяной остался тем, кем был — Великим артистом оперетты и кино!
Сегодня справедливость восторжествовала: Одесский театр музыкальной комедии носит имя Михаила Водяного, перед зданием, которое он построил, установлен памятник, а на сцене много лет идет «Бал в честь короля». В эту постановку вошли сцены из спектаклей, в которых блистал когда-то король оперетты.
Память об актере жива во многом благодаря актрисе Маргарите Деминой. Более сорока лет они прожили вместе, вместе исполняли ведущие партии в спектаклях, вместе гастролировали с концертными программами. Маргарита Ивановна ушла из жизни в феврале 1999-го. За день до смерти она в последний раз вышла на сцену — в спектакле «Бал в честь короля «.
Комментарии
Борис Перельмутер
Посчастливилось видеть в театре и не только. Человеком М.Г. был очень культурным, не заносился, здоровался даже с малознакомыми (жил на Дерибасовсой). Один раз слышал его выступление в качестве театрального начальника. Рассуждал о малоинтересных мне проблемах одесского театра. То, о чем он говорил, никак не сочеталось с неповторимым голосом комедийного артиста. Это было в 70-х годах. Потом я уехал из Одессы и о дальнейших трудностях в жизни великого одессита (при чем здесь место рождения!) узнаю только сейчас. Долгая-долгая память!