Попали в аварию в такси что делать
Имеет ли пассажир право на компенсацию при ДТП в такси и как ее получить
Пассажир такси имеет право, помимо права выбора транспортного средства и маршрута, на соблюдение водителем ПДД и правил перевозки пассажиров.
Как должна обеспечиваться безопасность пассажиров в такси
Правила перевозки пассажиров регламентируются Приказом Минтранса №7 от 15.01.2014, согласно которому:
Однако ни для кого не секрет, что таксисты – не самые аккуратные водители, и ДТП с их участием – явление нередкое. Так что же делать в таком случае пострадавшему в ДТП?
Что делать при ДТП
В первую очередь, все ДТП с пострадавшими людьми должны быть оформлены через ГИБДД, поэтому один из участников аварии должен вызвать инспекторов, а также Скорую помощь при необходимости (в ином случае, если травмы нетяжелые, пострадавшие сразу после фиксации инспектором ГИБДД происшествия должны обратиться за помощью в травмпункт или поликлинику для фиксации ущерба здоровью).
Поэтому, если пострадавшего не забрала Скорая, он должен обязательно дождаться приезда инспектора и только потом обращаться за помощью медиков.
Действия водителя
После ДТП, согласно пунктам 2.5 и 2.6 ПДД РФ, водитель должен:
По приезде инспектор составляет протокол, схему ДТП и оформляет рапорт, берет у всех участников происшествия объяснения.
Если пострадавшего увезли на Скорой до прибытия инспектора, или он не имеет физической возможности давать объяснения в тот момент, инспектор явится за этим в медицинское учреждение.
Инспектор передает все материалы в отделение ГИБДД, где производится расследование, устанавливается виновник происшествия, возбуждается административное или уголовное дело (если есть тяжкий вред здоровью или летальный исход). Определения о возбуждении дела выдаются всем участникам ДТП: именно в этом документе можно узнать страховую компанию виновника аварии, эта информация понадобится пострадавшему в дальнейшем.
Кто несет ответственность за вред здоровью пассажира
Согласно статье 1079 ГК РФ, ответственность за причиненный вред здоровью пострадавшего несет владелец источника повышенной опасности, то есть в данном случае это владелец авто, виновный в аварии.
Согласно статье 12 Закона об ОСАГО (ФЗ №40 от 25.04.2002), виновник ДТП обязан уплатить пострадавшему:
Кроме того, с виновника можно удержать средства за моральный ущерб.
Так как все водители в РФ обязаны иметь страховку ОСАГО (статья 4 ФЗ №40), возмещение средств пострадавшим производится за счет страховой компании виновника аварии. Если же водитель не застрахован, компенсацию можно востребовать через суд.
Первая часть выплат рассчитывается в процентном соотношении (то есть от максимально возможных 500 тысяч рублей) в зависимости от полученных травм, согласно таблице, приведенной в Постановлении Правительства РФ №1164 от 15.11.2012. Так, например, за сотрясение мозга в зависимости от тяжести выплачивают от 3 до 25%, за перелом руки – от 3 до 20%.
Вторая часть выплат производится после того, как было произведено установление степени тяжести вреда здоровью, и включает в себя оплату платных медицинских услуг пострадавшим, лекарственных средств, возмещение утраченной заработной платы. От степени установленной тяжести зависит сумма выплат за утраченную заработную плату: так, при легкой травме лечение обычно составляет не более 21 дня, при средней – 120 дней, при тяжком вреде – срок не установлен (для расчета среднедневной размер заработной платы умножается на количество дней лечения).
Для получения второй части компенсации пострадавший уже должен иметь на руках результаты судебно-медицинской экспертизы и постановление суда об административном правонарушении.
Приведем пример: пострадавшему в первой части выплатили 25 тысяч рублей, а документально обоснованных трат за медуслуги и лекарства он предоставил только на 21 тысячу рублей, соответственно, во второй части выплат он получит компенсацию только за утраченную заработную плату (если же пострадавший, например, предоставил бы сведения о потраченных 29 тысячах рублей, он получил бы еще 4 тысячи рублей).
План действий для пострадавшего
Итак, что же должен сделать пострадавший в ДТП на такси, шаг за шагом:
Обращение в страховую компанию
Для получения первой части страховых выплат необходимо обратиться в страховую компанию виновника аварии со следующими документами (лучше уточнить перечень заранее по телефону):
Для получения второй части выплат потребуются такие документы, как:
Обращение в суд
Обращаться в суд пострадавшему может потребоваться в нескольких случаях:
Перед обращением в суд необходимо соблюсти досудебный претензионный порядок (часть 5 статьи 4 АПК РФ) и направить претензию либо виновнику аварии, либо страховой компании. Претензия должна содержать такие данные, как:
В иске должна быть отражена следующая информация:
Как получить компенсацию за травму в аварии
По ОСАГО и страховке от банка
В июне я попала в аварию. Она стала причиной установки титановой пластины под моим глазом и привела меня в мир страховых выплат.
Теперь я знаю свои права как пассажира и понимаю прелесть страховки по потребительскому кредиту. В этой статье я расскажу, как получить часть страховой суммы по полису ОСАГО и по страховке жизни.
Что произошло
Мое лечение длилось долго. Переломы заживали, гематомы сходили, но у меня продолжало сильно двоиться в глазах. Я прошла все возможные обследования, несколько раз сделала компьютерную томографию. В итоге мне сделали операцию на глазнице и дне орбиты глаза. Теперь мой правый глаз лежит на титановой сетке и я хорошо вижу.
Пока я лежала дома, а потом в больнице, у меня было много времени, чтобы разобраться, на что я могу претендовать, кроме возмещения морального вреда.
На что по закону может рассчитывать пострадавший в ДТП
Максимальная страховая сумма при причинении вреда жизни или здоровью по полису ОСАГО — 500 тысяч рублей. Страховая сумма выплачивается двумя частями.
Пострадавший в аварии вправе получить часть страхового возмещения по полису ОСАГО без установления степени тяжести и постановления суда.
Степень тяжести вреда напрямую влияет на сумму потерянного заработка в период лечения. Например, при средней тяжести, как у меня, лечение и восстановление длятся более 21 дня. При легкой — до 21 дня включительно.
На вторую часть выплаты можно претендовать, когда на руках есть судебно-медицинская экспертиза и постановление суда по делу об административном нарушении.
Траты на лекарства и обследования включены в выплату по тарифной сетке. Дополнительно страховая возмещает только сумму, которая превышает фиксированную выплату.
я заплатила за лекарства, дополнительное обследование и лечение травмированного зуба. Эту сумму мне не возместили
Оформление ДТП и установление тяжести вреда
Существуют определенные правила проведения судмедэкспертизы. Исследование может проводиться по документам, но чаще всего — с осмотром и опросом потерпевшего, как было и в моем случае. Судмедэксперт осмотрел меня, зафиксировал анатомические повреждения и дал оценку моему физическому и психическому состоянию.
Что нужно для первой выплаты по ОСАГО
Чтобы узнать, как получить страховую выплату, я предварительно позвонила на горячую линию страховой компании. Сотрудник сообщил, какие документы я должна предоставить и что процесс подачи документов займет 10—15 минут, не считая очереди. Страховую выплату должны перечислить в течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней.
Документы. Чтобы получить выплату, мне нужно было собрать пакет документов:
Все медицинские документы должны быть обязательно заверены личной печатью лечащего врача, круглой и прямоугольной печатями администрации поликлиники. Мой лечащий врач подробно расписал все этапы моего лечения и свои рекомендации о дальнейшем оперативном лечении.
В выписке можно написать название учреждения, куда направляется этот документ. Я указывала: в СПАО «Ингосстрах».
Все поездки застрахованы на случай ДТП
Мы стараемся сделать все поездки с Яндекс.Такси и Uber безопаснее, а если всё-таки что-то произошло — для вас и пассажиров действует бесплатное страхование.
Как действует страховка на случай ДТП
Страховка бесплатная и автоматически распространяется на все заказы, которые вы выполняете с помощью сервисов Яндекс.Такси или Uber в России.
Она начинает действовать, когда вы нажимаете кнопку «В пути», и перестаёт, когда вы завершаете поездку — нажимаете кнопку «Завершить». То есть страховка не распространяется на случаи, когда вы едете куда-то по личным делам, без заказа.
Застрахованы жизнь и здоровье водителя и всех пассажиров, которые были в салоне во время аварии.
Повреждения автомобиля страховка не покрывает. Если в ДТП пострадала ещё и машина, вас выручит ОСАГО — полис обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств.
Сколько выплатит страховая
Максимальная страховая выплата — 2 000 000 рублей. Но финальную сумму в каждом конкретном случае определяет страховая компания, в соответствии со своими правилами. Размер выплаты будет зависеть от того, какие травмы вы получили в ДТП.
Что делать на месте ДТП
Если в аварии есть пострадавшие, позвоните в службу спасения: 112.
На место аварии приедут ГИБДД и скорая помощь. Если скорая госпитализирует вас до приезда ГИБДД, не беспокойтесь — врачи сообщат им, что забрали вас с места аварии.
Если вы не пострадали, обязательно дождитесь ГИБДД и узнайте, где и когда будет разбор ДТП.
Обязательно обратитесь в службу поддержки Яндекс.Такси
Наш сотрудник поможет вам завершить заказ и передаст заявку в страховую компанию.
ДТП с участием такси. Кто несет ответственность — агрегатор или таксопарк?
В первом квартале 2020 года аварийность с участием такси выросла на 20%, выросла смертность (источник — Газета.ру). Годом ранее эти показатели также росли. Причина — отток профессионалов из отрасли.
Рынок такси сформировал тенденцию к снижению стоимости поездки. Заработок водителя при этом тоже уменьшается. Чтобы заработать больше водитель вынужден работать больше. Не все водители готовы работать по 14-18 часов в сутки. Работа требует максимального внимания и концентрации. Водители, которые остаются в отрасли вынуждены работать на износ, что ведет к снижению уровня безопасности.
Кто и как отвечает за безопасность перевозок в этих условиях рассмотрим в нашей статье.
Рынок такси в России: его структура
Сегодня рынок такси представлен тремя основными участниками:
С появлением агрегаторов количество поездок на такси выросло с 27 тысяч в 2010 году до 760 тысяч в 2018 году. Такой рост произошел благодаря достижениям, к которым стремились информационные системы:
Благодаря интернет-приложениям поездка на такси стала доступнее.
В 2019 году 60% поездок на такси в России были совершены через агрегаторы — такую статистику приводит аналитический центр правительства РФ в своем исследовании рынка такси.
Яндекс Такси среди них занимает самую большую долю рынка — 27%. Как работают таксопарки через Яндекс.Такси:
Формально услугу перевозки пассажиров оказывает таксопарк. Яндекс всегда придерживался того, что компания оказывает информационные услуги. Однако суды при рассмотрении дел с участием агрегатора соглашались с такой формулировкой не всегда.
Кто отвечает за безопасность перевозки такси
Так как услугу перевозки оказывает таксопарк, то он же обязан организовывать предрейсовый медицинский осмотр водителей, контролировать техническое состояние автомобилей, рассчитывать время рабочих смен.
Агрегатор просто ищет заказы. Данное условие прописывается в договоре между Яндексом и таксопарком. Однако пассажиры настаивают, что услугу им оказывает именно Яндекс.
Это происходит потому, что клиент заказывает такси через приложение Яндекса, ведет с ним переписку и садится в машину с наклейками “Яндекс Такси” и не подозревает, что фактически его везет неизвестное ему ООО “Ромашка”, доверять которому возможно не стоит.
Агрегаторы активно рекламируются именно как такси, вызывают доверие у потребителей, контролируют рынок, устанавливают тарифы. В законодательстве нет закрепленной за ними обязанности следить кому они передают заказ: какое состояние автомобиля и самочувствия водителя, сколько времени уже длится его смена.
Если таксопарк нарушает требования закона и не контролирует водителей и машины, заказ от Яндекса может получить уставший водитель, не проходивший медицинский и технический осмотры или вообще не имеющий разрешения и водительского удостоверения. А при судебных разбирательствах из-за ДТП электронные сервисы ссылаются на то, что они лишь оказывают информационную услугу и нести ответственность перед пострадавшими пассажирами не должны.
Однако, в судебной практике есть прецеденты, когда суд обязывал агрегаторов компенсировать клиентам ущерб здоровью, полученный в поездке под их брендом.
А летом 2018 года пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении № 26 от 26 июня 2018 года (пункт 18) дал пояснения к решению судебных споров:
Лицо, к которому обращается клиент для заключения договора перевозки пассажиров и багажа, отвечает перед пассажиром за причиненный в процессе перевозки вред, если оно заключило договор перевозки от своего имени либо из обстоятельств заключения договора (например, рекламные вывески, информация на сайте в сети «Интернет», переписка сторон при заключении договора и т.п.) у добросовестного гражданина-потребителя могло сложиться мнение, что договор перевозки заключается непосредственно с этим лицом, а фактический перевозчик является его работником либо третьим лицом, привлеченным к исполнению обязательств по перевозке.
Из этого следует, что каждый пассажир такси, попавший в ДТП может требовать компенсации вреда от агрегатора, которым воспользовался.
Что на практике: ответственность агрегатора
Пример 1: агрегатор возместил ущерб здоровью.
В 2016 году пассажирка Яндекс.Такси Елена Гращенкова получила сложный перелом плеча и перенесла операцию. ДТП произошло по вине водителя такси. Пострадавшая обратилась в суд за компенсацией причиненного вреда здоровью и возмещением потерянного заработка. На операцию и реабилитацию она потратила 250 и 800 тысяч рублей соответственно, а возместили ей лишь 75 тысяч рублей от страховой компании. Несмотря на лечение восстановить здоровье полностью не удалось. Лишившись возможности получать прежний доход, женщина подала повторный иск к Яндекс.Такси и выиграла суд. Она получила максимально возможную выплату по ОСАГО в 500 тысяч рублей и 300 тысяч рублей от Яндекса.
Это первое резонансное дело в России, в результате которого агрегатор возместил ущерб пассажиру такси. После этого компания Яндекс и некоторые другие крупные агрегаторы стали страховать каждого пассажира на сумму до 2 миллионов рублей. Однако это добровольное страхование. Такой обязанности на сегодня у агрегаторов нет. Как нет и единого закона, обязывающего агрегаторов контролировать соответствие нормам водителей и машины, работающие под их брендом.
Пример 2: агрегатор получил штраф за введение пассажиров в заблуждение о безопасности перевозки.
Летом 2019 года в Санкт-Петербурге на заказ через Яндекс.Такси приехал автомобиль не имеющий разрешения на таксомоторную деятельность, а водитель — иностранный гражданин вовсе не имел прав. Все это выяснилось после ДТП. Поездка оказалась для пассажиров трагической — двое из них погибли, один попал в больницу.
Роспотребнадзор оштрафовал агрегатор на 101 тысячу рублей за введение пассажиров в заблуждение о безопасности перевозки. Яндекс попытался оспорить штраф, основываясь на том, что оказывает лишь информационные услуги передавая заказы от клиентов водителям, но суд признал штраф законным. Полный текст документа.
Пример 3: агрегатор заплатил штраф и компенсировал моральный вред.
Весной 2019 года пассажирка Яндекс Такси в поездке попала в ДТП и получила сложные переломы. Пострадавшая обратилась в суд за компенсацией морального ущерба. В результате суд взыскал с агрегатора компенсацию морального вреда в размере 300 тысяч рублей. Также с ООО «Яндекс Такси» был взыскан штраф в размере 150 тысяч рублей, госпошлину и судебные расходы истца. Полный текст судебного решения.
А что же водитель и таксопарк
Водитель несет ответственность, когда он непосредственный виновник ДТП и как правило ответственность ограничивается уголовной.
Получить денежную компенсацию с водителя мало кому удается в силу невысоких заработков таксистов, несмотря на то, что суды принимают решения о таких компенсациях.
Если авария произошла не по вине водителя, то за ущерб здоровью пассажиру заплатит страховая компания. Так происходит, если ответственность застрахована таксопарком по договору ОСАГО.
Суммы компенсации по таким полисам зависят от характера повреждений и степени тяжести. Например, при открытом переломе черепа пассажир получит компенсацию в 35 тысяч рублей. Максимальная выплата 500 тысяч рублей положена при получении 1 группы инвалидности или смерти пассажира. Этих сумм в большинстве случаев не достаточно для полной компенсации затрат на лечение и морального вреда. Поэтому потерпевшие привлекают к солидарной ответственности агрегаторы через суды.
Проверка штрафов для юр. лиц
Выводы: кто возмещает ущерб потерпевшему
В любом случае, шансов получить возмещение ущерба гораздо больше если и водитель, и таксопарк работают легально, со всеми разрешающими документами. Однако проверить это пассажиру до того, как он сел в салон такси очень сложно.
Закон о такси: что сейчас и какие перспективы
Сейчас пострадавший пассажир такси может рассчитывать на возмещение ущерба в размере:
до 500 тысяч рублей — компенсация по ОСАГО, положенная всем пассажирам любого общественного транспорта (автобусов, троллейбусов, трамваев);
Однако, в Госдуме обсуждались поправки в закон об ОСАГО, предусматривающие повышение страховых выплат с 500 тысяч до 1 млн рублей. Документ пока не принят.
до 2,5 млн рублей — страховая выплата по договору добровольного страхования, если служба такси добровольно страхует пассажиров.
По статистике Центробанка за 2018 год агрегаторами было застраховано 377 млн человек, что составило 65% от всех страховок от несчастного случая по России.
Взыскать ущерб и моральный вред с виновника ДТП потерпевший может также через суд. Этот путь долгий, но как показывает практика — эффективный.
В законодательстве правовой статус интернет-агрегаторов пока никак не определен. Сфера перевозок такси регулируется положениями из разных нормативно-правовых актов:
Требования закона к перевозчикам, изложенные в этих документах мы подробно рассматривали в статье: Штрафы такси: сколько может потерять таксопарк за 1 день работы машины.
Также в Госдуме рассматривается очередной проект нового единого закона о такси. Попытки издать такой закон начались с 2014 года, но каждый раз его отклоняли для доработки.
Проверка штрафов для юр. лиц
Хотите контролировать штрафы, получать ежедневный отчет о новых найденых штрафах и оплачивать их?
Перечислим самые важные аспекты последнего законопроекта:
Часть из перечисленных правил работает уже сейчас. Какие нововведения будут реализованы на практике покажет время.
Итак, по закону в настоящее время обязанность по обеспечению безопасности перевозок в легковом такси лежит непосредственно на перевозчике. Ответственность агрегаторов пока в законе не закреплена. Но добиться компенсации вреда от агрегаторов можно через суд, опираясь на пункт 18 Постановления Пленума ВС РФ №26. Когда же примут новый закон о такси на всех участников организации перевозки ляжет солидарная ответственность по закону.
Не пропустите новые полезные публикации
Мы расскажем о тонкостях законодательства, поможем в этом разобраться и подскажем, что делать в спорных ситуациях.
Отлично!
Отправили на почту подборку интересных статей о важных изменениях в законодательстве
Что делать, если вы попали в ДТП, когда ехали на такси? Рекомендации
К сожалению, от ДТП вы не застрахованы даже в том случае, если не имеете машину. Или если она у вас есть, но в конкретной ситуации вы решили поехать на такси. Случается так, что даже водители подобных сервисов попадают в аварии. Люди-пассажиры, с которыми подобное приключается, не знают, как реагировать. Мы расскажем, что делать, если вы попали в ДТП во время передвижения на такси. И дадим рекомендации по тому, как получить компенсацию.
Каким образом пассажирам и водителям гарантируется безопасность во время передвижения на такси?
Наличие этого документа позволяет сделать так, что вам компенсируют средства в случае конфуза на дороге. Сделает это страховая компания, в котором обслуживается виновник ДТП. Также, важно, чтобы соответствующие страховые случаи были прописаны в полисе ОСАГО. В этом случае компенсации добиться будет возможно.
Алгоритм действий в случае попадания в аварию на такси
Как вести себя пассажиру?
Если ДТП случится, то пассажиру необходимо внимательно осмотреть себя. После чего посмотреть на водителя. Проверить, все ли хорошо с ним. Ничего ли не повреждено. В том числе, критично.
После этого необходимо набрать в 112. Там попросить, чтобы к вам прислали ГАИ. Если кому-то (водителю или пассажиру) что-то в ходе аварии все же повредили, то позвоните еще и в скорую. Когда сделаете все это, то напишите в техподдержку того такси, с которым произошла ситуация. В некоторых крупных сетях есть возможность даже просто найти пункт с попаданием в ДТП. И, следуя инструкции, добиться от своей компании каких-либо компенсаций.
В техподдержке необходимо говорить максимально честно. И, по возможности, подробно. Не упускайте никакие детали, которые могут пригодиться. В частности, следует указать, с какой скоростью перемещалась та или иная машина такси. В какую погоду произошло ДТП. И так далее.
Всем участникам случившегося нужно дождаться ГАИ
Законодательство гласит, что в подобных ситуациях необходимо ждать ГИБДД. Особенно это нужно сделать пострадавшему. В противном случае, о получении компенсации не может идти и речи.
Когда ГИБДД узнает, какие обстоятельства поспособствовали аварии, они составят документацию. Вы сможете получить ксерокопию того или иного протокола. На основе него вы сможете составить определенное заявление в страховую компанию человека, который является виновником происшествия.
ПДД говорят о том, что если произойдет дорожно-транспортное происшествие, то задача водителя:
До того, как полиция приедет, необходимо осмотреться. У вас будет возможность опросить свидетелей. Собрать с них ряд важных данных, которые позволят им в дальнейшем позвонить. Если в дальнейшем вам не будет удаваться доказать свою невиновность, то сможете защититься от преследования с помощью свидетелей. Они позволят вам обезопасить себя.
Кто будет возмещать понесенные убытки пассажиру?
Если вы попадете в ДТП, то можете рассчитывать на определенную компенсацию. Она, как мы говорили ранее, будет оплачиваться виновником. В частности, его страховой. При этом, для вас абсолютно безразлично, кто будет признан виновным. Вам выплатит компенсацию и страховая водителя, и фирма человека, который находился в другом автомобиле. В этом плане вы защищены.
В каких ситуациях предусмотрена выплата средств?
Водитель, а также пассажир могут рассчитывать на средства в том случае, если полис ОСАГО есть у человека, который является виновником. Деньги платят только тогда, когда пострадавший получает какие-либо травмы, инвалидности. Также на них можно рассчитывать в случае летального исхода.
Что считается началом поездки?
Поездка начинается с той секунды, как вы сели в автомобиль. И после того, как водитель нажал на определенную кнопку под названием «В путь». Если травма была получена до этого, вам необходимо будет доказать, что повреждения вызваны по вине такси.
Как доказать повреждения?
О способах того, как добиться выплаты денег
По страховке
Когда у вас на руках будет справка из травмпункта и копии бумаги, которая была составлена ГИБДД, идите в страховую того лица, которое признано виновным. Когда вы предоставите всю соответствующую документацию компании, то она обязана будет выплатить издержки в срочном порядке. В течение месяца с момента предоставления ей соответствующих подтверждающих бумаг.
Через суд
Если виновник дорожно-транспортного происшествия не имел полиса ОСАГО или вам по каким-либо другим причинам не выплатили средства, то пойдите в суд. По тому месту жительства, по которому находитесь сейчас. Там необходимо предоставить все необходимые документы для того, чтобы добиться желаемого.
Попросите суд назначить виновному платить определенную сумму каждый месяц. Это нужно для того, чтобы платежи были регулярными. А, в случае их отсутствия, вы смогли обращаться к судебным приставам.
Заключение
Также, старайтесь не отвлекать водителя. Ездите только с теми, у кого хороший рейтинг в приложении. Если он плохой, то к подобному человеку лучше не садиться.
Если рейтинг у человека низкий, то и водит он также. Соответственно, могут возникнуть серьезные проблемы во время езды. Водитель с хорошим рейтингом будет надежнее.