Понятия бизнес является более широким чем предпринимательство так как определяет отношения между

Вариант 3. Связь корпоративного управления с общей теорией менеджмента

Часть текста скрыта. После покупки Вы получаете полную версию

Вариант 3. Связь корпоративного управления с общей теорией менеджм…

Глава 1. Теоретические основы корпоративного управления

3. Связь корпоративного управления с общей теорией менеджмента

Корпоративное управление (англ. corporate governance) – система взаимодействия между акционерами и руководством компании (акционерного общества, корпорации), включая её совет директоров, а также с другими заинтересованными лицами, с помощью которой реализуются права акционеров; комплекс механизмов, позволяющих акционерам (инвесторам) контролировать деятельность руководителей компании и разрешать возникающие проблемы с прочими группами влияния.

13. Преимущества корпоративной модели бизнеса

Правомерно в качестве субъекта корпоративного управления принять производственно-хозяйственные и другие системы, преследующие коммерческие цели, функционирующие в условиях рыночной экономики, пользующиеся правами юридического лица. [4, с. 59]

Глава 2. Организация корпоративного управления в акционерном обществе

3. Распределение и величина дивидендов

Рассмотрим вопросы распределения и величины дивидендов на примере компании ОАО «СибирьТелеком». ОАО «Сибирьтелеком» – крупнейший телекоммуникационный оператор региона, компания занимает более 35% совокупного объема рынка. Компания предоставляет большинство известных телекоммуникационных услуг на третьей части России, а ее уникальные масштабные сети являются гарантом решения любых бизнес задач в этом регионе России. Наиболее прочные позиции компания занимает на рынках традиционных услуг местной проводной телефонии и внутризоновой связи – 80 % и 97 % рынка соответственно. ОАО «Сибирьтелеком» занимает 57 % рынка услуг доступа к сети Интернет и 21 % рынка мобильной связи региона.

Тестовая часть

31. Основным компонентом любой социальной системы является:

мотивы поведения человека

32. Основу кибернетики составляет идея о возможности использования:

общего подхода к изучению процессов управления

33. В кибернетике имеется ___________________ особенности

34. Общими характеристиками для предпринимательства и для бизнеса являются:

35.Понятия «бизнес» является более широким, чем «предпринимательство», так как определяет отношения между:

производителями товаров и услуг

нет верных ответов

36.Субъект в бизнесе именуется:

37.Субъект в предпринимательстве именуется:

38. В зарубежной практике широко используют понятие «предприятие» как:

одну из организационных форм предпринимательства

39.Предприятие рассматривается как определенный имущественный комплекс, включающий:

40. В качестве объекта права предприятие оценивается как :

обособленное в хозяйственном обороте имущество, выделяемое из остального имущества предпринимателя

объект права собственности

субъект права собственности

нет верных ответов

Список литературных источников

Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / Пер. с англ.- СПб.: Питер, 2005.

Белоусов И.К. Управление финансами. – СПб. – 2004. – 541 с.

Бухалков М. И. Внутрифирменное планирование: Учебник – М.: ИНФРА – М., 1999. – 302с.

Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами: Пер. с англ. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 800с.

Виханский, О.С. Стратегическое управление. Учебник / О.С. Виханский – М.: Гардарика, 2003. – 341 с.

Гаврилова А.Н., Сысоева Е.Ф. Финансовый менеджмент/ Учебное пособие. – М, КНОРУС, 2005. – 336 с.

Ефимова О.В. Финансовый анализ. – М.: Бух. учет, 2000. – 208с.

Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 432с.

Портер, М. Конкуренция: Пер. с англ.: Уч. Пос. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. – 495 с.

Россинский В.И. Основы корпоративного управления: учебное пособие. – Новосибирская государственная академия экономики и управления, 2002.

Рыжих Р.Н. Управление предприятием и рынок. – М.: Финансы и статистика, 2002.

Управление и корпоративный контроль в акционерном обществе: практич. пособие / Под. ред. Е. П. Губина. – М. : Юрист, 2009.

Источник

Основной теорией для корпоративного управления является

16. Теория корпоративного управления должна включать в себя:

основные функции управления

учет реализации интересов субъектов корпорации

17. Сколько постулатов Ю.Б. Винслава используется в теории корпоративного управления:

1) «Цели и стратегии корпоративного собственника, а так же механизмы их осущ. не должны противоречить общенациональным социально-эк-м интересам, общепринятым критериям общественного блага. Они призваны всемирно способствовать воплощению разделяемых большенством общества стратегических установок соц-эк-го развития».

2) «Эти цели и стратегию надлежит реализовать прежде всего посредством ответственных и компонентных действий корпоративных управляющих, при том что должны эффективно задействовать функции контроля последних со стороны собственников».

3) « Экономическое поведение отдельных компонентов корп. системы необходимо рационализировать с позиции отношений собственности и орг-й иерархии с целью достижения синергии собственной деятельности».

18. Цели и стратегии корпоративного собственника не должны противоречить:

общенациональным социально-экономическим интересам,

общепринятым критериям общественного блага и права

не должны создавать угрозы экономической безопасности

19. Цели и стратегии корпоративного собственника нужно реализовать посредством:

ответственных действий корпоративных управляющих

компетентных действий корпоративных управляющих

эффективного контроля управляющих со стороны собственников

нет верных ответов

20. Экономическое поведение юридических лиц в корпоративной системе необходимо рационализировать:

с позиций отношений собственности

с позиций организационной иерархии

с целью достижения синергии собственной деятельности

нет верного ответа

21. Принцип конструктивного взаимодействия предполагает гармонизацию отношений между акционерами и …

22. Принцип диверсификации предполагает включение в портфель новых сфер бизнеса посредством:

создания новых производств

23. Принцип стабилизации стратегических соответствий – это управление:

стабильными поставками сырья

набором синергетических эффектов

24.Исследователи системных теорий управления выделяют следующие типы общих объектов:

совокупная разно объективная действительность

нет верных ответов

25. С позиции общей теории систем понятие «система» представляется:

26. Имеется следующее количество аксиоматических условий и предпосылок:

2) Множество объектов

27. Основные системные понятия:

нет верных ответов

28. Основные функции системы:

29.Выделяют следующие виды систем:

30. В социальных системах исследователи выделяют следующее количество аспектов:

1) Системно-компонентный аспект

2) системно-структурный аспект

3) системно-функциональный аспект

4) системно- интегративный аспект

31. Основным компонентом любой социальной системы является:

мотивы поведения человека

32. Основу кибернетики составляет идея о возможности использования:

общего подхода к изучению процессов управления

33. В кибернетике имеется _5_ особенностей (стр. 31)

34. Общими характеристиками для предпринимательства и для бизнеса являются:

35.Понятия « бизнес» является более широким, чем «предпринимательство», так как определяет отношения между:

производителями товаров и услуг

нет верных ответов

36.Субъект в бизнесе именуется:

37.Субъект в предпринимательстве именуется:

38.В зарубежной практике широко используют понятие «предприятие» как:

одну из организационных форм предпринимательства.

39.Предприятие рассматривается как определенный имущественный комплекс, включающий:

40. В качестве объекта права предприятие оценивается как :

обособленное в хозяйственном обороте имущество, выделяемое из остального имущества предпринимателя.

41. Предприниматель несет ответственность по обязательствам, возникающим в процессе функционирования предприятия:

всем своим имуществом

42. Юридическое лицо характеризуется признаками:

наличие организационной структуры, обеспечивающей единство в процессе хозяйственной деятельности;

самостоятельная имущественная ответственность по обязательствам, в которые оно вступает:

существование независимо от лиц, входящих в его состав;

нет верных ответов

43. Отличие бизнеса от предпринимательства:

для бизнеса характерно положение, когда субъект рыночной структуры относится к юридическому лицу

обособление собственности является обязательным условием

по уровню иерархии фирма ближе к понятию «бизнес», чем единичное предприятие.

нет верных ответов

44. В российских условиях корпорация – это:

45. Концерн определяется как:

крупная промышленная корпорация

кредитно – финансовая организация

нет верных ответов

46. Холдинговая компания является юридическим лицом в форме:

открытого акционерного общества

закрытого акционерного общества

общества с ограниченной ответственностью

47. Выделяют следующие типы холдингов:

нет верных ответов

48. Финансово-промышленные группы (ФПГ) имеют достоинства:

надежные механизмы возврата кредита;

гибкость процентной политики ЦБ РФ

качественная система страхования вкладов;

49. Основные цели создания ФПГ:

объединение материальных и финансовых ресурсов ее участников для повышения конкурентоспособности

повышение эффективности производства

увеличения экспортного потенциала

нет верных ответов

50. Важнейшими задачами создания ФПГ являются:

концентрация инвестиционных ресурсов на приоритетных направлениях развития экономики;

обеспечение финансовыми ресурсами сферы промышленных НИОКР, ускорение научно-технического прогресса;

повышение экспортного потенциала и конкурентоспособности продукции отечественных предприятий;

нет неверных ответов

51. К основным принципам создания ФПГ относятся:

индивидуальный характер проекта формирования каждой ФПГ на основе единой нормативно-правовой базы;

многообразие путей формирования ФПГ, включая добровольность вхождения предприятий в состав ФПГ,

разнообразие форм консолидации пакетов акций

нет верных ответов

52. При создании ФПГ инициаторы должны решить следующие основные проблемы:

а) подбор заинтересованных потенциальных участников

б) формирование единой взаимоприемлемой стратегии поведения на товарных рынках

в) формирование достаточного начального капитала

нет неверных ответов

53. Конгломерат – это:

а)организационная форма интеграции компаний

б)слияние различных фирм вне зависимости от их горизонтальной и вертикальной интеграции

в) нет производственной общности.

нет верных ответов

54. К особенностям конгломератов можно отнести:

а) интеграция в рамках данной организационной формы предприятия различных отраслей без наличия производственной общности

б) объединяемые компании, как правило, сохраняют юридическую и производственно-хозяйственную самостоятельность

в) оказываются полностью финансово-зависимыми от головной компании

55. Основными целями картеля являются:

создание условий для совместной согласованной деятельности на рынках;

распределение зон влияния и квот;

установление цен на товар

56. Картели в большинстве стран:

57. Антимонопольный закон в Японии разрешает создание следующих картелей:

для мелких предприятий

нет верных ответов

58. Антимонопольный закон в Японии также разрешает картели в международных соглашениях о:

ограничивающее конкуренцию соглашение между предприятиями

когда предприятия остаются юридически самостоятельными

когда предприятия остаются экономически самостоятельными

нет верных ответов

60. Основной отличительной особенностью синдиката является потеря предприятиями:

совместного осуществления дорогостоящих проектов

финансирования крупных мероприятий

реализации целевых научно-технических или экономических программ

нет правильных ответов

62. Ассоциации и союзы – это объединения организаций создаваемых в целях:

координации их предпринимательской деятельности

также представления и защиты общих имущественных интересов

льготные условия регистрации предприятий

льготные условия функционирования предприятий

64. Оффшорные зоны позволяют:

избежать высокого налогообложения в России

сохранить капитал от экономического риска

«отмыть» незаконно заработанные средства

65. Юридическ. лицо-это предприятие, которое имеет обособленное имуществов:

нет верных ответов

66. Юридические лица могут быть __________________предприятиями:

67. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме:

68. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме:

нет верных ответов

69. Хозяйственные товарищества могут быть:

70. Общества бывают:

с ограниченной ответственностью

с дополнительной ответственностью

71. Основными видами акций являются:

72. В открытом акционерном обществе имеются следующие особенности:

участники могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров

участники могут отчуждать принадлежащие им акции только с согласия других акционеров

акции могут свободно продаваться и покупаться на фондовой бирже

акции не могут свободно продаваться и покупаться на фондовой бирже

73. Особенности закрытого акционерного общества:

участники могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров

участники могут отчуждать принадлежащие им акции только с согласия других акционеров

акции могут свободно продаваться и покупаться на фондовой бирже

акции не могут свободно продаваться и покупаться на фондовой бирже

74. Особенности производственного кооператива:

является коммерческой организацией

прибыль распределяется в соответствии с трудовым участием его членов.

предполагает личное трудовое участие его членов в деятельности

нет верных ответов

75. Инсайдерская модель корпоративного управления – это :

высокий уровень государственного контроля

захват менеджментом прав контроля

высокий уровень контроля со стороны внешних инвесторов

высокий уровень контроля со стороны банков

76. Аутсайдерская модель корпоративного управления – это:

высокий уровень контроля менеджмента

высокий уровень контроля со стороны внешних инвесторов

полный захват прав контроля менеджментом

высокий уровень государственного контроля

77. Характеристики системы аутсайдеров:

контроль рынков капитала и внешний контроль

рассредоточенная собственность, пассивные акционеры

одноуровневые корпоративные советы, в которых властвуют инсайдеры

нет верных ответов

78. Характеристики системы инсайдеров:

универсальный банковский контроль

долгосрочное сотрудничество акционеров

двухуровневые корпоративные советы

79. Важными элементами аутсайдерской модели корпоративного управления являются:

ликвидность для акционеров

хорошая защита мелких акционеров

прозрачность, раскрытие информации

нет верных ответов

80. Важными элементами инсайдерской модели корпоративного управления являются:

участие работников в управлении

активное участие универсальных банков в финансовых решениях

81. Англо-американская модель корпоративного управления характеризуется:

наличием индивидуальных акционеров

постоянно растущим числом независимых акционеров (аутсайдеров)

четко разработанной законодательной основой

нет верных ответов

82. Японская модель корпоративного управления характеризуется:

а) высоким процентом банков и различных корпораций в составе акционеров по схеме «банк-корпорация»

б) законодательство и промышленность активно поддерживают кэйрецу

в) акции целиком находятся в руках финансовых организаций и корпораций

83. Немецкая модель корпоративного управления характеризуется:

банки являются долгосрочными акционерами корпораций

их представители выбираются в состав советов директоров на постоянной основе

большинство немецких фирм предпочитает банковское финансирование акционерному

нет верных ответов

84. Инсайдеры стремятся к минимизации рисков, что противоречит:(стр.83внизу)

повышению стоимости акций

оптимизации структуры капитала

85. Основателем концепции реинжиниринга является:

Ф.Тейлор 80гг XIXв (стр. 87)

86. Основателем реинжиниринга бизнес-процессов (РБП) является:

Дата добавления: 2015-05-05 ; просмотров: 7 | Нарушение авторских прав

Источник

1.1. Сущностные понятия терминов «предпринимательство», «предпринимательская деятельность», «бизнес», «предприятие», «фирма», «организация»

Экономика представляет собой фундамент, на котором зиждутся все без исключения компоненты системы жизнеобеспечения людей. Ее ядром является производство материальных благ, включая предметы потребления и средства производства.

Экономика или хозяйствование – это решение вопросов по поводу удовлетворения неограниченных потребностей человека при ограниченных ресурсах. Потребности человека – движущая сила экономики.

Основные вопросы экономики:

? что производить (какие товары и сколько);

? как производить (какими ресурсами и технологиями);

? для кого производить (кто должен получать продукцию).

Недостаточность ресурсов обуславливают следующие принципы (целевые установки) экономики:

? обеспечение механизма производства благ при заданных ресурсах (принцип максимизации);

? производство заданного количества благ при минимуме затрат ресурсов (принцип минимизации);

? достижение благоприятного соотношения между результатами и затратами (принцип оптимальности).

Приведенные формулировки выражают принцип экономики, причем первая и вторая из них – частные случаи третьей общей целевой установки.

В чем состоит сущность определений «предприниматель», «предпринимательство», «предпринимательская деятельность», «бизнес»?

Понятия «предприниматель» и «предпринимательство» тесно связаны между собой». Слова «предприниматель» и «предпринимательство» являются производными от слова «предпринять» – сделать что-либо, создать, организовать, наладить, заключить сделку, вступить в соглашение и прочее.

С точки зрения экономиста, предприниматель – это тот, кто соединяет средства, труд, материалы и многое другое таким образом, что их совокупная стоимость возрастает. При этом он вносит изменения, осуществляет инновации и преобразует заведенный порядок.

С точки зрения психолога, предприниматель – это человек, которым движут определенные мотивы, например, желание добиться, попробовать что-то новое, самоутвердиться или обрести самостоятельность. В этом случае предпринимательство – особое внутреннее свойство, связанное с умением рисковать, брать на себя ответственность и рационально, прибыльно хозяйствовать на основе постоянного поиска новых идей. Следует учесть, что таким свойством наделены далеко не все люди. Согласно исследованиям фирмы «Бизнес-консалтинг групп» (Бостон, США), предпринимательскими способностями наделены 5–6 % людей. Без таких врожденных способностей предпринимательская деятельность успешной, скорее всего, не будет. В то же время любые способности нуждаются в развитии.

С точки зрения политэконома, предприниматель – это человек, который умножает не только свое, но и национальное богатство, который находит способы лучшего использования ресурсов, снижения потерь, создает новые рабочие места.

С точки зрения самих предпринимателей, предприниматель может представлять угрозу, быть опасным соперником, или, наоборот, партнером, поставщиком, покупателем, или просто человеком с интересными идеями, в которого не жалко вложить деньги.

Каждое из этих определений рассматривает предпринимателя под разными углами зрения, однако все они включают такие понятия, как новизна, организаторский талант, творческое начало, умножение богатства и готовность рисковать.

На вопрос, «какой совокупностью личных качеств должен обладать индивидуум, чтобы стать преуспевающим предпринимателем?», нельзя ответить однозначно. Однако исторический опыт развития цивилизованного предпринимательства позволяет сделать некоторые обобщения. Цивилизованные и преуспевающие предприниматели должны обладать следующими чертами: быть честными, компетентными, целеустремленными, инициативными, проявлять лидерство, уважать мнение других, позитивно относиться к людям, постоянно учиться, быть готовыми к риску, уметь преодолевать сопротивление окружающей среды, проявлять настойчивость в достижении поставленной цели, обладать чувством ответственности, упорством, большой силой воли, иметь творческое начало, коммерческий и финансовый склад ума, высокую работоспособность, быть трудолюбивыми, уметь привлекать необходимых партнеров, а также законным путем получать причитающееся ему и другие качества.

Со всех рассмотренных точек зрения предпринимательство – это динамический процесс наращивания богатства. Богатство создается теми, кто больше всех рискует своими деньгами, имуществом и карьерой, не жалеет времени на создание собственного дела, предлагает покупателям новый товар или услугу.

В развитых странах государственные органы дают свои рекомендации по данной проблеме. Так, Администрация малого бизнеса США (малого предпринимательства) считает, что предпринимателю должны быть присущи следующие пять наиважнейших характерных черт, гарантирующих ему успех в самом рискованном предприятии:

а) энергия, умение заставить работать;

в) умение строить взаимоотношения с людьми;

д) знание техники и технологии.

Предпринимательство — это процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью; процесс, поглощающий время и силы, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности; приносящий в результате денежный доход и личное удовлетворение от достигнутого.

Предпринимательство – это принципиально новый тип хозяйствования, базирующийся на инновационном поведении собственников предприятия, на умении находить и использовать идеи, воплощать их в конкретные предпринимательские проекты.

Предпринимательство – это свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности.

Предпринимательство – это стиль хозяйствования, которому присущи принципы новаторства, антибюрократизма и постоянной инициативы, ориентации на нововведения в процессы производства, маркетинга, распределения и потребления товаров и услуг.

Предпринимательство, с точки зрения российского ученого-экономиста А. В. Бусыгина, – это стремление и действие к самостоятельному ведению деловой активности по практической реализации конкретной деловой идеи на определенных формализованных началах. А. В. Бусыгин считает, что предпринимательство есть искусство ведения деловой активности, прежде всего, мыслительный процесс, реализуемый в форме делового проектирования.

Предпринимательство как явление отражает всю совокупность отношений (экономических, социальных, организационных, личностных).

Практически во всех определениях предпринимателя и предпринимательства речь идет о таком поведении, которое включает, во-первых, элемент инициативы, во-вторых, организацию или реорганизацию социально-экономических механизмов с тем, чтобы суметь с выгодой использовать имеющиеся ресурсы и конкретную ситуацию, и, в-третьих, взятие на себя ответственности за возможную неудачу, то есть готовность рисковать. В этом определении сочетаются экономический, личностный и управленческий подходы.

Содержание предпринимательства тесно связано с формами и видами предпринимательской деятельности. В соответствии с принятой структурой процесса воспроизводства (производство, обмен, распределение, потребление) выделяют четыре главные сферы предпринимательской деятельности: производственная, коммерческая, финансовая и сфера потребления. Другие виды предпринимательской деятельности (например, инновационная, маркетинговая) включаются в состав четырех главных сфер предпринимательства.

Сущностное понятие предпринимательской деятельности комплексно дано в пункте 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ. Предпринимательская деятельность – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Понятие «бизнес» равноценно определению предпринимательской деятельности. Бизнес (со староангл. bising – активный, занятый работой, деловой) играет определяющую роль в современной экономике. Бизнес – это совокупность материальных, финансовых, трудовых и информационных ресурсов, используемых в целях производства товаров (услуг), предназначенных для продажи другим экономическим агентам – предприятиям (организациям).

Основной целью бизнеса является максимилизация прибыли, то есть получение экономического эффекта.

Вся история развития человеческого общества, так или иначе, связана с бизнесом. Существует три концепции бизнеса: критическая, позитивная, прагматическая.

Критическая концепция бизнеса исходит из категоричной позиции, что «бизнес» имеет одинаковую направленность на обогащение одних людей за счет других.

Позитивная концепция бизнеса – полная противоположность критической. Ее суть состоит в том, что бизнес понимают и оценивают как общественно полезную деятельность, которая осуществляется в порядке личной инициативы с целью производства товаров и услуг для людей. Согласно позитивной концепции бизнес трактуется как деятельность людей по обслуживанию друг друга, а также как их совместная деятельность, нацеленная на благо общества. Он подчинен всеобщим интересам и, по сути, предстает как явление, непротиворечивое в своей форме.

Обе рассмотренные концепции являются двумя крайними позициями в оценке бизнеса как явления.

Сущность прагматической концепции заключается в том, что бизнес рассматривается как явление, неизбежное в контексте развития общества. Роль конкуренции как позитивного фактора состоит в том, что ее обострение до разумных пределов стимулирует развитие экономики. Можно выделить следующие основы прагматической концепции: бизнес – это необходимый и неизбежный компонент жизни людей в целом; он объединяет, с одной стороны, стремление отдельных граждан к реализации эгоистических интересов, с другой – желание некоторых людей удовлетворить свои потребности в товарах, работе и услугах. Бизнес базируется на таких отношениях между людьми, в которых преследуются, прежде всего, личные интересы. С одной стороны, естественная конкуренция провоцирует конфликт интересов, поскольку навязывание интересов одних людей другим, собственные интересы которых в такой ситуации оказываются ущемленными, действительно может привести к непредсказуемым последствиям; с другой – в конечном итоге конфликт интересов не приводит к гибельным последствиям для человеческого общества, а, напротив, способствует постоянному росту экономики и благосостояния людей. Бизнес – это развивающееся явление; его направления, виды, технологии и инструменты постоянно совершенствуются в соответствии с изменениями, происходящими в обществе.

Особенности позитивной, критической и прагматической концепций бизнеса

Понятия бизнес является более широким чем предпринимательство так как определяет отношения между

Итак, в позитивной и критической концепциях бизнеса явно преувеличивается значение соответственно общественных и эгоистических интересов субъектов бизнеса. Между тем лишь в рамках прагматической концепции можно избежать идеализации настоящего и прошлого равным образом, как и уничтожением рыночного настоящего в пользу нерыночного, так и коммунистического будущего с его принципом распределения «от каждого по способностям – каждому по потребностям» (табл. 1.1).

Предприятие — основное звено экономики.

Перед экономикой как наукой стоит задача, связанная с эффективным использованием ограниченных ресурсов. В условиях ограниченности ресурсов экономическая проблема, как удовлетворить постоянно растущие потребности общества, трансформируется в проблему осуществления выбора по следующим направлениям:

? что производить и в каком объеме;

? каким образом производить выбранные виды продукции;

? какие ресурсы использовать и по какой цене их покупать;

? где и по какой цене реализовывать свою продукцию, как реагировать на поведение других субъектов рынка;

? как распределять доход: какую его часть использовать для текущего потребления, а какую – для накопления.

В рыночной системе через спрос и предложение определяется, что и в каком количестве производить, как производить, как будет распределяться созданная продукция. Решение основной экономической проблемы происходит на уровне предприятия в форме создания конкретных видов товаров.

Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект с неопределенным сроком существования, включающий обособленный имущественный комплекс, на базе которого профессионально организованный трудовой коллектив осуществляет постоянную совместную деятельность по удовлетворению потребностей общества в товарах и услугах с целью получения прибыли.

Предприятие должно быть официально зарегистрировано, иметь индивидуальное наименование, устав или учредительный договор (документ, определяющий цели, задачи, местоположение, структуру и особенности функционирования предприятия). При регистрации в органах статистики предприятию присваивается код, отражающий территориальную и отраслевую принадлежность. Общие черты, свойственные всем предприятиям:

1) организационное единство, т. е. объединенный общим процессом труда организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления;

2) определенный комплекс средств производства, для каждого предприятия имеющий свои особенности;

3) обособленное имущество, которое предприятие самостоятельно использует в определенных целях;

4) имущественная ответственность, т. е. предприятие несет полную ответственность всем своим имуществом по различным обязательствам;

5) единоначалие, основанное на прямых административных формах управления;

6) выступает в хозяйственном обороте от собственного имени;

7) экономическая самостоятельность, т. е. предприятие осуществляет оперативную хозяйственную деятельность, сделки и операции, обеспечивает самоокупаемость (возмещение затрат на производство продукции) и самофинансирование развития производства.

Совокупность и единство признаков придают определенность и целостность предприятию как особому, отдельному звену хозяйственной системы.

Фирма — юридически самостоятельная предпринимательская единица. Ею может быть как крупный концерн, так и небольшая компания. Современная фирма обычно включает несколько предприятий.

Если же фирма состоит из одного предприятия, оба термина совпадают. В этом случае предприятие и фирма обозначают один и тот же объект экономической деятельности.

Понятия «предприятие» и «фирма» имеют общие и отличительные черты, и чем крупнее фирма, тем больше отличий.

Во-первых, предприятие – субъект экономических отношений в рамках, как правило, общего капитала (индивидуального или коллективного), в то время как фирма – субъект экономических отношений между различными «автономными» капиталами (предприятий, фирм, концернов и т. д.). Поэтому с точки зрения концентрации капитала фирма – корпорация со сложной системой финансовой зависимости между ее структурными подразделениями.

Во-вторых, появление термина «фирма» обусловлено широким распространением в западной экономике акционерной формы хозяйствования – акционерных компаний, связанных друг с другом так называемой системой участия. Система участия оказывает существенное воздействие на размывание отраслевой принадлежности, так как позволяет скупать контрольные пакеты акций предприятий различных отраслей. Поэтому следующая особенность крупной фирмы – ее многоотраслевая структура. Сам процесс формирования многоотраслевых фирм получил название «диверсификация», что является современной формой концентрации производства и образования крупных фирм. Поэтому с точки зрения концентрации производства фирма – это многоотраслевой концерн, в котором в качестве структурных единиц выступают предприятия различных отраслей экономики. Имеются и другие различия между понятиями «предприятие» и «фирма».

Фирма по отношению к входящим в ее состав производственным единицам является органом предпринимательского управления. Обычно именно фирма, а не предприятие выступает как хозяйственный субъект на рынке, осуществляет ценовую политику, ведет конкурентную борьбу, участвует в распределении прибылей, задает темпы и определяет направления научно-технического прогресса.

Организация (как субъект) – это объединение группы людей с осознанными общими целями, с определенной структурой и обеспечением материалами, оборудованием, денежными средствами.

Организация (как функция) – это процесс делегирования задач и полномочий (обычно подчиненным) для достижения целей организации.

Организация (как деятельность) – это деятельность по созданию, объединению, поддержанию и контролю процессов, необходимых для подготовки и создания объекта.

Организация (как процесс) – это деятельность по созданию и совершенствованию структуры и правил функционирования ее элементов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *