Понятие цивилизации важно для курса обществознания потому что
Конспект по обществознанию на тему «Цивилизация»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
/Происходит от латинского civil – гражданский./
Понятие стало употребляться с XVIII века.
Значения: 1) Синоним «культурный»
2) «Ступень исторического развития человечества, следующая за варварством»
3) Определенная стадия в развитии локальных культур.
Цивилизованным называется общество, основанное на началах разума и справедливости (цивилизация = культура).
В XIX веке понятие «цивилизация» употреблялось для характеристики капиталистического общества. А с конца века появляются новые теории цивилизационного развития. Автором одной из них был Данилевский, обосновавший теорию, согласно которой не существует Всемирной Истории, есть лишь теория локальных цивилизаций, имеющих индивидуальный замкнутый характер. Он выделил 10 цивилизаций и сформулировал основные законы их развития, по которым каждая цивилизация имеет циклический характер:
1) Стадия зарождения
2) Период оформления культурной и политической независимости
Шпенглер: («Закон Европы»):
Цивилизация проходит рождение, рост и развитие.
Цивилизация – отрицание культуры.
1) Развитие индустрии и техники.
2) Деградация искусства и литературы.
3) Огромное сплочение людей в больших городах.
4) Превращение народов в безликие массы.
Выделяет 21 локальную цивилизацию и пытается выделить связи различных цивилизаций друг с другом. В них он выделяет меньшинство людей, не вовлеченное в экономическую деятельность (творческое меньшинство, или элита):
– священники; они – носители основных ценностей цивилизации.
При начале разложения она характеризуется недостатком творческих сил у меньшинства, отказом большинства от подражания меньшинству. Связующим звеном в истории, обеспечивающим новый творческий импульс в цивилизационном развитии, является универсальная церковь.
Цивилизация – система взглядов по поводу истины, красоты, добра и объединяющей их пользы.
Выделяет три типа культур:
1) Культура, основанная на системе ценностей, связанных с представлением о боге. Вся жизнь человека связана с его приближением к богу.
2) Культурная система, основанная на рациональных и чувственных аспектах.
3) Чувственный тип культуры, основанной на идее о том, что объективная реальность и ее смысл чувственны.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1541930
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Пик использования смартфонов приходится на 16 лет
Время чтения: 1 минута
ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Лекция. Цивилизации
Просмотр содержимого документа
«Лекция. Цивилизации»
ЕГЭ. Общество. Тема № 11. Цивилизация и её типы
Цивилизация – это слово иностранного происхождения, пришло в русский язык из греческого языка и обозначает « гражданский».
Один из путей изучения истории – цивилизационный. Так что же такое цивилизация и каковы её типы?
Цивилизация – это общество на определённом этапе исторического развития, характеризующееся свойственными ему особенностями развития культуры, причём культуры в широком смысле, то есть того, что создало человечество и что значимое для него, вся материальная и духовная культура.
Существует несколько классификаций цивилизаций.
Первая классификация цивилизаций
Локальные цивилизации-общности людей, которые занимают определённую территорию и отличаются уникальными, только им свойственными особенностями социально-экономического и культурного развития. Складывается такая цивилизация на основе одного или нескольких этносов, имеет одну религию. Так в период Древнего мира уникальной были цивилизации Рима. Египта, индии и других государств.
Линейно – стадиальные цивилизации, их ещё называют мировыми, это этап в развитии общества, имеющий универсальные, то ест общие черты развития, свойственные всему человечеству в этот период, все локальным цивилизациям:
— это примерно одинаковый уровень экономического, военного развития, политического устройства,
— примерно один и тот же уровень знаний об окружающем мире.
—одинакова роль религии, хотя их в мировой цивилизации много
— включает в себя представителей многих рас, этносов.
Так, в период Древнего мир как бы ни отличались Рим и Египет, но они стояли примерно на одном уровне развития(например, войны велись на колесницах и пешими лучниками, не было же тогда в какой-то стране танков).
Вторая классификация цивилизаций
Западная цивилизация
Восточная цивилизация
Рациональное сознание, Разделение светской и духовной сфер жизни, появление атеистов- людей, не верящих в Бога.
Рациональное и в то же время противоречивое.
Эмоциональное, вера в судьбу, в постоянное чередование смертей и возрождений.
Отношение к природе
Меньшая зависимость человечества от природы, использование интенсивных технологий, появление глобальной экологической проблемы.Стремление подчинить себе природу.
Зависимость экономики от природных условий, экстенсивный характер технологий, гармония с природой.
Правовое государство, верховенство закона, строительство гражданского общества, выборность органов власти, парламентаризм.Принцип разделения властей.
Развитые горизонтальные связи в обществе, прогрессивный тип развития.
Общество полностью подчинено государству, деспотический характер власти, власть выше закона.Вертикальный тип связей, отношения господства и подчинения. Полная зависимость от властей, отсутствие горизонтальных связей.
Восточная деспотия, неограниченная власть, обожествление монарха.
Развитая классовая структура, а со временем стирание классовых различий, наличие профсоюзов, партий, общественных организаций.
Сословная социальная система, трудность или невозможность перейти из одного сословия в другое, общинность, замкнутость.
Человек в обществе
Приоритет прав и свобод в человека, его интересов, индивидуализм сознания.Приоритет свободной личности, которая обладает гражданскими правами. Ценность индивидуальной свободы и самостоятельности.
Принцип коллективизма, незащищённость большей части общества, беззаконие.Приоритет системы подчинения личности обществу.
Развитая частная собственность, рыночная экономика, престиж предпринимательской деятельности.
Отношение к прогрессу
Прогрессивное развитие общества, модернизация, использование инноваций, развитие общества носит поступательный характер.
Поддержание традиционного образа жизни, развитие общества носит циклический характер.
Цивилизационный подход к изучению истории разрабатывали:
Н.Я. Данилевский – теория культурно-исторических типов;
О.Шпенглер – теория культур;
А.Тойнби – теория локальных цивилизаций;
П.Сорокин – теория социокультурных систем.
Цивилизация –от латинского «гражданский». В широком смысле – уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующей за варварством и дикостью. Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для неё образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.
Употребление термина «цивилизация»:
Как синоним культуры (А.Тойнби)
Как определенная стадия в развитии локальных культур (О.Шпенглер)
Как ступень исторического развития (Л.Морган, Ф.Энгельс, О.Тоффлер)
Как уровень (степень развития того или иного региона, либо этноса
В современной теории цивилизаций распространены концепции локальных цивилизаций и линейно – стадиальные концепции.
Локальные цивилизации –большие исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития.
Они могут совпадать с границами государств (китайская), могут включать в себя несколько государств (западноевропейская цивилизация)
ЕГЭ. Общество. Тема № 11. Цивилизация и её типы
Цивилизация – это слово иностранного происхождения, пришло в русский язык из греческого языка и обозначает « гражданский».
Один из путей изучения истории – цивилизационный. Так что же такое цивилизация и каковы её типы?
Цивилизация
Цивилизация – это общество на определённом этапе исторического развития, характеризующееся свойственными ему особенностями развития культуры, причём культуры в широком смысле, то есть того, что создало человечество и что значимое для него, вся материальная и духовная культура.
Существует несколько классификаций цивилизаций.
Первая классификация цивилизаций
— это примерно одинаковый уровень экономического, военного развития, политического устройства,
— примерно один и тот же уровень знаний об окружающем мире,
—одинаковая роль религии, хотя их в мировой цивилизации много,
Так, в период Древнего мир как бы ни отличались Рим и Египет, но они стояли примерно на одном уровне развития(например, войны велись на колесницах и пешими лучниками, не было же тогда в какой-то стране танков).
Линейно-стадиальные цивилизации:
Вторая классификация цивилизаций
Сравнение западной и восточной цивилизации
Цивилизационный подход к изучению истории разрабатывали:
Цивилизация –от латинского «гражданский». В широком смысле – уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующей за варварством и дикостью. Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для неё образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.
Употребление термина «цивилизация»:
Локальные цивилизации –большие исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития.
Они могут совпадать с границами государств (китайская), могут включать в себя несколько государств (западноевропейская цивилизация)
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Лекция по обществознанию «Цивилизация»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ЦИВИЛИЗАЦИЯ. КОНЦЕПЦИИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Термин «цивилизация» (от лат. civilis — гражданский, государственный, политический, достойный гражданина) был введен в научный оборот французскими просветителями для обозначения гражданского общества, в котором царствует свобода, справедливость, правовой строй. Впервые слово «цивилизация» встречается в «Друге людей» Мирабо (1756). В своем трактате о цивилизации Мирабо пишет: «Если бы я спросил у большинства, в чем состоит цивилизация, то ответили бы: цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития, — все это являет лишь маску добродетели, а не ее лицо. Цивилизация ничего не совершает для общества, если она не дает ему основы и формы добродетели». Таким образом, термин цивилизация был введен в обществознание для обозначения некоторой качественной характеристики общества, уровня его развития. Такая трактовка цивилизации не утратила своего значения и продолжает сохраняться в современном обществознании.
Отечественный историк Ю.Н. Яковец определяет «цивилизацию как качественный этап в истории общества, характеризующийся определенным уровнем развития самого человека, технологической и экономической базы общества, социально-политических отношений и духовного мира» (Яковец Ю.В. Ритм смены цивилизаций и исторические судьбы. России. М., 1999. С.18).
Цивилизация – это качественный рубеж в истории человечества, определенная стадия, на которой формируется присущий ей культурно-социальный комплекс. Культура – базис, на которой возникает цивилизация. Цивилизация открывает возможности для развития культуры. Культура – показатель уровня развития цивилизации.
Цивилизация – общество самобытного типа, характеризующееся наличием определенных признаков, основными из которых являются: урбанизация, социальная стратификация, хозяйственная и политическая активность, типизация человеческой личности, внешняя жизнедеятельность и др. (Методологии истории. Уч. пособие. Мн., 1996. с. 235).
Журналистский прием контраста, примененный О.Тоффлером, естественно, впечатляет. Но так ли мрачно обстоит дело в действительности? Чтобы выяснить это, необходимо хотя бы кратко ознакомиться с основными концепциями развития цивилизации (культуры).
Интеллектуальным источником всех концепций цивилизации (культуры) является то или другое понимание тем или иным крупным автором исторического процесса — всемирного или регионального. Поэтому можно с полным основанием согласиться с афоризмом К.Маркса о том, что «история — это современная мысль о прошлом».
Древнейшие из расшифрованных письменных памятников Египта и Месопотамии, трудности, с которыми встречаются исследователи из-за понятийных барьеров, говорят об одном универсальном явлении: подобно тому как природные условия, общественная структура, экономический базис и, вероятно, все другие аспекты цивилизации варьировали на протяжении времени, точно так же и мышление (менталитет) людей претерпевало изменения. Так, причинную обусловленность фактов древнее мышление видело в их божественной предопределенности (писцы перед описанием факта указывали его предзнаменование, исходящее от небесных сил).
Такой подход в классическую эпоху (Греция: Платон, Аристотель, Фукидид, Геродот) полностью изменяется: начинается поиск земных причинно-следственных связей фактов, отмечается направленность движения истории, ее цикличность. Платон в «Законах» и «Государстве» описывает эволюцию общества от догосударственных образований и примитивных государств до возникновения цивилизации. Была доказана идея, что через понимание прошлого можно придти к предсказанию будущего. Фукидид обнаружил в истории повторяющуюся модель: взлет цивилизации неизбежно сменялся ее падением — результатом «непомерно возросшего высокомерия и гордыни». Он говорил, что могущество вело к обогащению, обогащение влекло за собой спесь и потакание прихотям; последнее, в свою очередь, приводило людей к мысли о том, что они могут не подчиняться законам человеческого поведения (этот вывод Фукидид получил из анализа истории Персидского царства и предсказал Афинам ту же судьбу).
Более поздние греческие исследования истории направлялись мыслью Аристотеля о том, что тот, кто рассматривает вещи в их становлении и происхождении — будь то государство или что иное, — получит о них самое ясное представление.
Позже бл. Августин (354—430) утверждал, что вся история есть линейный процесс, направленный божественным промыслом к единой (конечной) цели. Линейность (универсальность для всех цивилизаций единой цели) и необратимость истории, а также ее предопределенность — вот основные идеи, господствовавшие в его время в понимании истории.
Дж.Вико (1668—1744) выдвинул идею исторического круговорота (теорию спирали) и утвердил греческую идею о цикличном развитии цивилизации. Он перешел к исследованию элементов для определения общих моделей: так, он выработал принципы исследования таких культурных характеристик, как классовое сознание, мифы и техника.
Ж.Ж.Руссо (1712—1778) был убежден в том, что любая цивилизация является разрушителем всего доброго, заложенного в человеке от природы.
Г.В.Ф.Гегель (1770—1831) применил диалектический принцип анализа исторического процесса.
О.Конт (1798—1857) — основатель взгляда на социологию социальную физику, — применяя сравнительно-исторический метод исследований, обосновал вывод о том, что на Земле можно одновременно наблюдать все разнообразные стадии эволюции, все социальные ступени развития человеческого общества.
Карл Маркс (1818—1883) обосновал концепцию исторического материализма (теорию формаций) и этим дал вариант универсального объяснения исторического развития: экономический прогресс — главный двигатель общественного развития: изменения в экономическом базисе приводят к трансформациям во всех надстроечных институтах общества.
П.Сорокин, Л.Роберт, Ф.Боас — все они отрицательно относились к попыткам антропологов построить универсальную историю культур (их позиция была, конечно, реакцией на теории эволюционизма в социокультурной области, распространившиеся в конце XIX века).
А.Тойнби (1881—1975) является автором самого крупного в XX веке труда по истории цивилизации. После работ Гегеля и Маркса это наиболее значительная работа в области философии истории. Тойнби выделил 21 цивилизацию, ввел понятие «вызова и ответа». Каждая цивилизация сталкивается с необходимостью дать ответ на тот или иной «вызов» — состояние природной среды, демографическое давление, войну, экономический кризис и т.д. Он применил энвайронментальный метод к анализу истории цивилизации (энвайронмент — среда, окружающие условия). Факторами, стимулирующими развитие цивилизации, являются, по Тойнби, внешние причины (прежде всего географические, климатические, экологические), ослабление же и разложение цивилизации происходят в силу внутренних причин. Цивилизация распадается, когда для ответа на новые «вызовы» ей не хватает творческого руководства.
Т.Парсонс (1902—1979) обосновал концепцию «эволюционной универсалии». Она базируется на двухстадийной эволюционной модели, различающей «доисторические» и «исторические» формы развития человечества. Стартовая стадия — примитивное общество, структура которого ограничивается семейными связями. Предпосылками дальнейшего социокультурного развития Парсонс считал родство, технологию, язык, религию. Две универсалии стали побудителями нарушения структуры социальных связей, на которых базировалась «примитивная» стадия социокультурной эволюции:
а) система общественного разделения труда, независимая от структур родства;
б) система социальной стратификации, т.е. культурно обозначенного (маркированного) закрепления устойчивых границ между иерархически упорядоченными социокультурными группами, составляющими общество. На второй стадии появляются такие универсалии, как система рынка и денег, бюрократия, универсалистская правовая система, демократическая ассоциация.
Приведенный краткий обзор основных концепций истории и теории цивилизации (культуры) позволяет увидеть и оценить как разнообразие подходов, так и пестроту результатов исследований. Это свидетельствует о сложности проблемы, а также, возможно, и о недостаточности осмысленного исторического материала и интеллектуального потенциала науки.
Шпаргалка по курсу «Обществознание».
7. ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ФОРМАЦИЯ.
Формационный подход – оценка истории развития общества и культуры как единого процесса в рамках формации.
Формации – это этапы общественного развития, которые основаны на идее о производственных отношениях (отношениях, возникающих в процессе производства, например, между зависимым крестьянином и помещиком в период феодализма) и производительных силах (производители – трудящиеся, средства производства, орудия труда, заводы и фабрики).
Основоположник формационного подхода К. Маркс выделял в развитии общества несколько формаций (этапов): первобытность, рабовладение, феодализм, капитализм и коммунизм (первой фазой которого является социализм).
Цивилизационный подход был направлен против оценки истории общественного развития как единого мирового процесса и приписывания культуры всему человечеству в целом. Появилось понимание культуры как цивилизации. История развития человеческого общества рассматривалась в виде многообразия культур.
Цивилизация – понятие, имеющее несколько значений:
• цивилизация – этап развития человеческого общества, пришедший на смену «первобытному варварству». Соотношение «первобытное варварство – цивилизация» было разработано антропологом Д. Морганом, выделявшим три стадии развития общества: дикость, варварство и цивилизацию;
• цивилизация – состояние общества в исторический период. Общество рассматривалось не как целостность, а в виде суммы «исторических типов» (греко-римская, романо-германская, западная цивилизации и т. д.). У каждой цивилизации существовали свои специфические черты, свои особенности социальной, экономической, политической и культурной жизни. Цивилизация понималась как обособленная история отдельного народа или государства, например цивилизация ацтеков (так считали философы А. Тойнби, Н. Данилевский), или как завершающая фаза упадка культуры (О. Шпенглер);
• цивилизация – синоним культуры. Французские философы-просветители рассматривали «цивилизованное общество» как общество, основанное на идеалах справедливости и разума.
Таким образом, при изучении развития общества и культуры важно понимать разницу формационного и цивилизационного подходов. Культура может изучаться как единая линия человеческого развития («человеческая культура в целом», формационный подход, выделяющий общее для всех народов), а также как самобытная особенность каждого народа («локальная культура», цивилизационный подход, изучающий своеобразие каждой культуры).