Понятие прекрасного объясняется как диалектическое единство чего

Эстетика курс лекций. Логика эстетического

2. Познание совершенства возможно двояким образом. Прежде всего, оно может быть познано путем абстрактно-логического мышления, в ходе которого человек соотносит познанные свойства самого явления со знанием о сущности рода, к которому принадлежит оно, выясняя таким образом меру его совершенства. Другой путь познания совершенства можно охарактеризовать как способ «непосредственного усмотрения». В этом случае познание осуществляется без предварительного понятийного анализа свойств самого явления и не опосредуется теоретическим знанием о сущности его рода. Человек видит предмет и по его виду судит о мере его совершенства. При этом происходит непосредственное сопоставление чувственно воспринимаемых характеристик явления с его эталонным образом-представлением, который сложился в сознании личности как обобщение предшествующего опыта деятельности с данным родом явлений.

3. Качество совершенства служит важнейшей характе¬ристикой объекта эстетической ценности прекрасного. Все прекрасное есть совершенное в своем роде, соответствует его мерс, гармонично и соразмерно. Соответственно и отражение ценности прекрасного предполагает особый акт познания совершенства объекта ценностного отношения.
В искусстве совершенство произведений зависит от мастерства художника, от того, насколько он овладел системой выразительных средств, необходимых для выраже¬ния своего замысла. Та же поэзия С.Есенина восхищает нас именно совершенством выражения близких нам чувств поэта, его мастерством владения техникой стихосложения, тончай¬шим чувством выразительных возможностей русского языка, воплощенными в его стихах.

Совершенное благо. 1. Оно представляет собой диа¬лектическое единство противоположностей ценности блага ц совершенства объекта этого ценностного отношения как его собственного, независимо от отношения к человеку качества. Совершенное благо и зависимо от человека (с его системной потребности в благе), и независимо от него. Оно есть цен¬ность и собственное качество объекта- одновременно. В этом единстве господствующей, определяющей качество целого стороной противоречия является благо. Прекрасное есть прежде всего благо и потому оно совершенно, но не наоборот.

Красота. 1. Как ценность, красота есть соответствие формы явления духовной потребности в восприятии определенного типа форм. Ценность красоты имеет поэтому всегда объективно-субъективный характер. Духовная потреб¬ность в красоте конкретизируется в эстетическом эталоне формы, восприятие которой составляет содержание потреб¬ности. Эстетическое сознание содержит целостную систему таких эталонов, иерархизированную по степени их обобщен-ности: от эстетического эталона формы отдельного вида явлений до эстетического эталона формы действительности в Целом. Последний есть обобщенный образ исторически конк¬ретной формы целесообразности. Целостность системы эстетических эталонов ведет к тому, что не только эталоны формы отдельных видов явлений определяют эстетический эталон формы действительности в целом, но и сам он влияет на эталоны форм этих явлений. То есть эталон красоты формы конкретного предмета несет на себе печать истори¬чески конкретной формы целесообразности.

3. Красота есть средоточие специфики прекрасного в том смысле, что она является тем моментом (стороной) прекрасного, который в наибольшей степени отличает его от других видов ценностных отношений. Совершенное благо вне красоты еще не эстетическая, а скорее «пpeдэcтeтичecкaя,’ ценность. И на уровне оценки: вне особой (в свете эстетического эталона) оценки формы явления нет эстетического отношения к нему человека. В то же время сама по себе красота есть уже эстетическая ценность. А оценка формы в свете эстетического эталона формы представляет собой эстетическую оценку.

4. Хотя красота как специфически эстетическая
ценность и обладает самостоятельностью, но самостоя-
тельность эта относительная. Красота, будучи генетически
производной от совершенного блага, является его противо-
положностью не только и не столько сама по себе, сколько в
рамках едино-противоречивой сущности прекрасного.

2. Критерием оценки прекрасного выступает эстети¬ческий идеал, представляющий собой мотив деятельности, отражающий предмет потребности в прекрасном. По своей структуре он есть единство мотива блага и эстетического эталона формы как мотива, конкретизирующего потребность в красоте. В акте оценки прекрасного явление соответствует эстетическому идеалу, что получает свое выражение в эмоции эстетического наслаждения, отражающей его соответствие эстетической потребности. Этот целостный акт оценки внут¬ренне противоречив. Эстетический идеал выступает в нем и критерием обнаружения совершенства явления в своем роде, и критерием отражения его комплексной ценности блага, и критерием отражения ценности красоты.

3. Прекрасное как ценность есть основной вид поло¬жительной эстетической ценности. Соответственно и оценка прекрасного есть основной вид эстетического отношения человека к действительности. Как таковое, прекрасное яв¬ляется основой эстетического вообще, определяя собой его качество.
4. Модификацией прекрасного выступает величествен¬ное.

Возвышенное духовное содержание (значение) объекта величественного находится в совершенном единстве со своей материальной формой. Этот материально-идеальный по своей структуре объект в отношении к потребности в прекрасном и обладает эстетической ценностью величественного. Послед¬няя включает в себя единство ценности духовно возвы¬шенного и особой ценности великого, которой обладает мас¬штабная материальная форма в отношении к потребности в красоте. Диалектика совершенно возвышенного и великого составляет сущность величественного.

4. Как и прекрасное, безобразное имеет свою моди¬фикацию, которой выступает ужасное.

2. Свое отражение крайне отрицательная эстетическая
ценность ужасного получает в чувстве ужаса, которое охва-
тывает человека в результате соотнесения ее объекта с
эстетическим идеалом. Это чувство отражает гибельность
сверхзла и подавляющее воздействие его гигантской урод-
ливой формы.

Понимаемая таким образом категория эстетического представляет собой возвращение к исходному для логики понятию эстетического на новом, высшем уровне и выступает как «действительность эстетического». Логика прошла путь отрицания категории » сущность эстетического» в движении более конкретных категорий (прекрасного, величественного, безобразного, ужасного, комического), а затем отрицания этого отрицания в категории «действительность эстетичес¬кого». Последняя синтезирует в себе как содержание исход¬ной категории, так и содержание всего последующего движе¬ния логики. Если сущность эстетического есть категориальное определение того всеобщего, что обьединяет прекрасное, величественное, безобразное, ужасное, комическое и что различным образом проявляется в них, то действительность эстетического представляет собой более теоретически конк¬ретную категорию. По содержанию она есть уже синтез сущности эстетического и ее проявлений.

Источник

Три закона диалектики Гегеля. Начни разбираться в происходящем!

Понятие прекрасного объясняется как диалектическое единство чего

Как разобраться в происходящих вокруг нас событиях? Легко и быстро, посмотрев ютюбчик не получится. Все равно докапываться до сути придётся самому, изучая экономику, историю, философию. Однако одного знания фактов недостаточно, надо ещё уметь связывать их воедино, устанавливать причинно-следственные связи. А для этого необходимо освоить диалектику.

В рамках гегелианства и марксизма диалектика — это научно-философский метод познания универсальных законов развития природы, общества и мышления.

В отличаем от метафизика диалектика основана:

Во-первых, на признании всеобщей взаимосвязи материальных объектов и духовных сущностей и

Во-вторых, их непрерывного развития. Причём движущей силой этого развития, источником его «самодвижения», является противоречие.

Суть диалектической взаимосвязи, развития и противоречия раскрываются в законах диалектики. Их всего три:

— закон перехода количественных изменений в качественные,
— закон отрицания отрицания и
— закон единства и борьбы противоположностей.

Разберем каждый из них.

Закон Перехода количественных изменений в качественные

Понятие прекрасного объясняется как диалектическое единство чего

Качество — это внутренняя определенность предмета или явления, стабильная система характеристик и связей. Например, жидкое, либо газообразное состояние тела; в области общественных наук — общественно-экономическая формация.

Количествовнешняя определенность вещи, исчисляемые параметры предмета или явления. Это может быть число, величина, объем, вес, размер. В общественных науках — это уровень бедности, социального расслоения, различные экономические показатели.

Мера — единство количества и качества, то есть соотношение показателей, своеобразное равновесие.

По мере изменения количественных показателей наступает момент, когда происходит изменение меры, это приводит к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов«, а сам переход в иное состояние понимается как «скачок«. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую, или одно явление в другое.

Классический пример — это кипящая жидкость. По мере изменения количественных характеристик — температуры — атомы начинают двигаться быстрее, в итоге нарушается мера, другими словами равновесие, стабильность старой системы, и происходит скачок — вода кипит и переходит в новое качество — превращается в пар.

Закон перехода количественных изменений в качественные применим не только к физике, но и к развитию общества. Так по мере накопления противоречий, изменения таких количественных показателей, как рост неравенства, бедности, эксплуатации ситуация может выливаться в революцию, происходит скачок, и как результат слом старых укладов и возникновение новых.

Закон Отрицания отрицания

Понятие прекрасного объясняется как диалектическое единство чего

Отрицание отрицания означает, что переход из одного качественного состояния в другое произошел после преодоления старого качества и вторичного принятия в новом виде того, что было накоплено на предшествующей ступени. Процесс развития носит поступательно-повторяемый характер. Новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали: причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.

Направленность развития может быть как восходящей, так и нисходящей, хотя общая тенденция все же восходящая.
Так историческое развитие может проходить фазы восходящего развития и откатов назад. Например, расцвет и падение Римской империи, революции и контрреволюции.

Закон единства и борьбы противоположностей

Понятие прекрасного объясняется как диалектическое единство чего

Этот закон диалектики вскрывает внутренний источник развития, его движущую силу. Основой всякого развития является борьба противоположных сторон. С одной стороны, существует связь и взаимодействие между ними. С другой стороны, они находятся в состоянии взаимоотрицании. Именно такого рода взаимоотношения противоположностей Гегель назвал противоречиями:

«Противоречие есть корень всякого движения и жизненности: лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью».


Разрешение любых противоречий представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта, превращающий его в качественно иной объект, отрицающий старый.

В биологической эволюции именно путём борьбы наследственности и изменчивости происходит становление новых форм жизни. В общественно-историческом развитии можно рассмотреть общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества: их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

Диалектика — это научно-философский метод познания общих законов развития природы, общества, мышления. Он основан на признании всеобъемлющей взаимосвязи предметов и явлений и их непрерывного развития, движущей силой которого являются противоречия.

Три закона диалектики всесторонне описывают данный метод познания. Чтобы легче запомнить, можно систематизировать их так:

Закон перехода количественных изменений в качественные отвечает на вопрос, «что» происходит. Здесь мы говорим о понятиях количества, качества и меры.

Закон отрицания отрицания отвечает на вопрос, «каким образом» происходит развитие. Оно происходит по спирали: каждый виток — это переход на новый высший уровень с сохранением некоторых черт старого состояния. Новое отрицает старое.

Закон единства и борьбы противоположностей отвечает на вопрос, «почему» происходит развитие. Движущей силой развития является противоречие, которое заключается во взаимосвязи и взаимоотрицании противоположных начал.

Законы диалектики можно отлично проиллюстрировать на развитии самого диалектического метода от гегелианства к марксизму. Гегель стоит на позиции идеализма, он считает, что все мироздание — это проявление мирового разума. Маркс же перевернул гегелевскую диалектику с ног на голову и поставил ее на рельсы материализма. Сознание по Марксу является лишь свойством материи (продуктом деятельности мозга), сама же материя развивается самостоятельно.
Так сложилась особая философская школа — диалектический материализм.

Понятие прекрасного объясняется как диалектическое единство чего

Сегодня ошибка многих пытающихся мыслить людей в том, что они чересчур упрощают окружающий нас мир. Многие взгляды на современное общество метафизичны. Мыслят вечными константами — жажда наживы, конкуренция, капитализм были и будут всегда тд. Непринято смотреть на проблему или явления комплексно, прослеживать взаимосвязь всех составляющих.

«В СССР кого-то репрессировали, значит социализм — это плохо, в современной РФ — есть примеры успешных людей, есть Юра Дудь, значит капитализм — это хорошо». То есть выдергиваются какие-то частности и на их основании делаются выводы об общем.

Только с позиций диалектики можно понять сложный, полный противоречий путь становления объективной истины, связь на каждой ступени развития науки элементов абсолютного и относительного, устойчивого и изменчивого, переходы от одних форм обобщения к другим, более глубоким. Именно такое понимание отличает диалектику от всякого рода вульгарно-эволюционистских взглядов, которые характерны для современных метафизических буржуазных и реформистских теорий.

Классические произведения и научная литература:

Источник

Попытка диалектического определения эстетических категорий прекрасного и безобразного

Понятие прекрасного объясняется как диалектическое единство чего

Дата публикации: 05.05.2014 2014-05-05

Статья просмотрена: 1821 раз

Библиографическое описание:

Рябов, А. А. Попытка диалектического определения эстетических категорий прекрасного и безобразного / А. А. Рябов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 7 (66). — С. 662-666. — URL: https://moluch.ru/archive/66/10867/ (дата обращения: 16.12.2021).

Постольку, поскольку философские категории являются в большинстве случаев парными понятиями, то определение одного из них, как правило, содержит в себе отсылание и противопоставление другому. Так, например, свобода определяется через необходимость; сущность через явление и, наоборот, явление — через сущность. В этом смысле всякое определение (понимаемое как опредéливание, установление семантических пределов, границ понятия) представляет собой отрицание противоположности, и именно в этот момент подчёркивает Б. Спиноза в знаменитой максиме: «Omnis definitio est negatio» («Всякое определение есть отрицание»).

Поэтому, для того, чтобы сущностно определить прекрасное, представляется необходимым рассмотреть эту категорию эстетики в её противопоставлении с противоположной ей категорией безобразного. Однако, постольку, поскольку категория прекрасного является ближайшей «модификацией» категории эстетического, то представляется разумным сначала определить именно её, исходя из анализа, проведённого в предыдущей главе.

Прежде всего следует отметить, что в литературе категория эстетического определяется либо совершенно бессодержательно, либо тавтологично. Так, например, один из ведущих отечественных эстетиков, В. Бычков, даёт такое «определение»: «Эстетическое — наиболее общая категория эстетики, метакатегория, с помощью которой обозначается предмет эстетики и выражается сущностное родство и системное единство всего семейства эстетических категорий» [8, с. 467]. Или ещё один известный эстетик — Ю. Б. Борев: «метакатегория, то есть самая широкая и фундаментальная категория эстетики. Она отражает то общее, что присуще прекрасному, безобразному, возвышенному, низменному, трагическому, комическому, драматическому и другим эстетическим свойствам жизни и искусства. Эстетическое было осознано как самостоятельная и основополагающая для системы эстетических знаний категория только во второй половине ХХ в. (Л. Столович, В. Ванслов, Ю. Борев)» [4, с. 32].

Однако в некоторых других текстах (не справочных, а специально-научных) те же самые авторы дают более развёрнутые дефиниции. Так, например, В. В. Бычков, исследуя эстетическое сознание Отцов церкви, пишет: «К сфере эстетического… относятся все компоненты системы неутилитарных взаимоотношений человека с миром (природным, предметным, социальным, духовным), в результате которых он испытывает духовное наслаждение» [7, с. 8].

Исходя же из праксеологического понимания природы эстетического отношения-к-миру, можно дать такое определение этой фундаментальной категории эстетической науки: эстетическое — это предельная категория эстетики, выражающая неутилитарное эмоциональное переживание субъектом своего собственного чувственного восприятия явления, которое «захватывает» экзистенцию данного субъекта, не оставляя его равнодушным по отношению к этому явлению.

Возможность такого отношения-к-миру коренится в способности человека вообще неравнодушно («страдательно», симпатически) относится к миру, что, в свою очередь, фундировано в предметной преобразующей деятельности, в рамках которой человек дан как диалектическое единство субъектного и объектного, т. е. между человеком и миром имеется не просто физическо-физиологическая связь, но связь сущностно симпатическая: в предметном мире человек воплощает самого себя как экзистенциальное существо.

Относительно данного нами определения категории эстетического хотелось бы сделать три существенных замечания. Во-первых, что касается проблемы незаинтересованности эстетического отношения, идущей от И. Канта, то от неё (в рамках деятельностного подхода) следует отказаться, ибо, если эстетическое (в форме прекрасного) доставляет нам удовольствие, наслаждение, то мы, разумеется, стремимся к нему, т. е. мы заинтересованы в постоянном повторении этого наслаждения. Интерес этот, безусловно, носит неутилитарный характер, но всё же это именно интерес. Более того, всякая деятельность имеет своей движущей силой (мотивом) некоторую потребность, т. е. некоторый «интерес». В том числе и деятельность эстетическая: моё прослушивание (или исполнение) музыки имеет целью удовлетворить мою потребность в переживании эстетического наслаждения от самой деятельности прослушивания.

Во-вторых, О. А. Кривцун считает, что собственно эстетическое существует только через отношение к художественному произведению. Он пишет: «Важно понимать, что фокусирование в каком-либо понятии определенного типа эмоциональных реакций вовсе не означает, что перед нами — тот или иной тип эстетического отношения. Так, трагические или сентиментальные чувства, взятые сами по себе, есть предмет для изучения своеобразия психологических реакций. Эстетическими их делает преломленность и выраженность в определенном качестве художественной формы… Эстетический статус все чувства приобретают лишь тогда, когда обозначаемое ими содержание оказывается соответственно оформленным, начинает действовать на художественной территории, когда эмоциональное переживание демонстрирует себя через произведение искусства, придающее ему особое эстетическое измерение, выразительность, структуру, рассчитанную на определенный эффект» [10, с. 7]. — С этим суждением мы не можем согласиться, ибо в нашем бытии имеет место эстетическое восприятие таких, например, естественных (т. е. не-произведённых-человеком и, соответственно, не являющихся художественными) форм, как природный ландшафт, закат, рассвет. Более того, почти во всех текстах, где анализируется категории возвышенного и грандиозного, всегда приводятся примеры именно природного характера (шторм, извержение вулкана, буря). И не важно, что мы воспринимаем эти явления уже сквозь призму ранее интериоризированные художественные формы и структуры сознания. Природные явления эстетичны в смысле неравнодушного субъект-объектного отношения «сами по себе» вне художественной формы.

И, наконец, третье замечание касается момента наслаждения, о котором всегда говорят, когда речь заходит об эстетическом. Дело в том, что, с нашей точки зрения, эстетическое — это предельная категория эстетики, которая в свёрнутом виде содержит в себе категории прекрасного и безобразного и далее — все остальные эстетические категории и понятия. Поэтому в отношении собственно эстетического речь может идти только лишь об «общем», «чистом» экзистенциальном переживании чувственного восприятия явления без указания на его (переживания) модальность (удовольствие/неудовольствие, наслаждение/страдание, комическое/трагическое, возвышенное/низменное). И только на следующем уровне — уровне категорий прекрасного и безобразного — мы уже можем фиксировать модальности эстетического переживания.

Именно здесь мы и переходим к анализу категорий прекрасного и безобразного, из которого попытаемся вывести общую дефиницию прекрасного, чтобы далее иметь возможность перейти к исследованию развития этой категории в истории западноевропейской эстетике.

Категории прекрасного и безобразного являются ближайшим развитием категории эстетического. В истории философии имеются различные подходы к определению этих понятий. Представим определения этих понятий у разных авторов для наглядности в виде сравнительной таблицы:

Категории прекрасного и безобразного

«Одна из главных категорий классической эстетики, характеризующая традиционные эстетические ценности. Она выражает одну из основных и наиболее распространенных форм неутилитарных субъект-объектных отношений, связана с эстетическим наслаждением, совершенством, оптимальностью духовно-материального бытия, идеалами, стилем и т. п. Наряду с благом и истиной прекрасное — одно из древнейших понятий культуры, богословия, философской мысли» [6, с. 337].

«Одна из основных эстетических категорий, оппозиционная прекрасному; обозначает область неутилитарных субъект-объектных отношений, которая связана с антиценностью, с негативными эмоциями, чувством неудовольствия, отвращения и т. п. В отличие от главных категорий эстетики (эстетического, прекрасного, возвышенного, трагического) имеет сложный опосредованный характер, т. к. дефинируется обычно только в отношении к другим категориям как их диалектическое отрицание или как интегральная антиномическая составляющая (прекрасного, возвышенного, комического)» [5, с. 227].

«Категория эстетики, характеризующая явления, обладающие высшей эстетической ценностью. Как эстетическая ценность прекрасное отличается от нравственных и теоретических ценностей (добра, истины) тем, что оно связано с определённой чувственной формой и обращается к созерцанию или воображению; в отличие от утилитарно-полезного, отношение к прекрасному носит бескорыстный характер» [11]

«Эстетическая категория, выступающая обычно как антитеза прекрасному, средоточие негативных характеристик бытия (бесформенное, “безобразное” и т. д.)» [3].

«Эстетическая категория, характеризующая явления, обладающие высшим эстетическим совершенством. В истории мысли специфика прекрасного осознавалась постепенно, через соотнесение его с другого рода ценностями — утилитарными (польза), познавательными (истина), этическими (добро) [9].

Безобразное — эстетическая категория, раскрывающая представления людей о несовершенстве, которое обнаруживается во внешних качествах объектов и выявляет дисгармонию в различных областях действительности.

«Прекрасное — исторический продукт; явления, в которых проявляется максимальное для данного уровня исторического развития общества господство человека над окружающим материальным миром. Свободное владение силами природы, умение подчинить их разумной практической цели вызывает у человека эстетическое наслаждение. Прекрасное — общечеловеческая ценность, ценность предмета для человека как рода и сфера свободы. Эти определения необходимы и достаточны для характеристики прекрасного как узловой эстетической категории» [4, с. 53].

«Безобразное — эстетическое свойство предметов, естественные природные данные которых имеют отрицательное общечеловеческое значение, хотя и не представляют серьезной угрозы человечеству, так как заключенные в этих предметах силы освоены человеком и подчинены ему. Безобразное — отрицательная общечеловеческая значимость предметов, находящихся в сфере свободы. Безобразное отталкивает, но не пугает; прекрасное доставляет наслаждение одним своим видом» [4, с. 97].

Прекрасное — это высшая эстетическая ценность, которая рождается, когда формы окружающей нас реальности совпадают с нашими представлениями о совершенстве или о том, что способствует совершенствованию жизни

Безобразное — это эстетическая ценность, которая возникает, когда формы окружающей нас реальности не совпадают с нашими представлениями о совершенстве

Прекрасное обозначает нечто притягивающее, притягательное, вызывающее удовольствие вследствие своей внутренней и внешней гармоничности, соразмерности, имманентной упорядоченности, совершенства.

Безобразное обозначает нечто отталкивающее, вызывающее неудовольствие вследствие своей дисгармоничности, несоразмерности, неупорядоченности, и отражает невозможность или отсутствие совершенства. «Безобразное — эстетическая категория, противоположная прекрасному и соотносительная с ним. Б. характеризует внешне выявленное разрушение некоторой внутренней меры бытия (само слово “безобразное” означает нечто неоформленное, хаотичное, не получившее “образа”)» [1].

Прекрасное — основная эстетическая категория, оппозиционная безобразному, обозначает область неутилитарных субъект-объектных отношений, которая связана с положительной ценностью, с позитивными эмоциями (радость), чувством удовольствия, симпатии и т. п.

«Безобразное — одна из основных эстетических категорий, оппозиционная прекрасному, обозначает область неутилитарных субъект-объектных отношений, которая связана с антиценностью, с негативными эмоциями, чувством неудовольствия, отвращения и т. п». [2].

Итак, мы видим, что категории прекрасного и безобразного являются категориями диалектически соотносимыми. Их единство состоит в том, что они суть категории эстетические, т. е. такие формы, в которых схватывается неравнодушное эмоционально-ценностное отношение человека к какому-то явлению. Их противоположность состоит в том, прекрасное связано с отношением симпатии, а безобразное — с отношением отвращения.

«Отвращение, как и симпатия, не оставляет человека безразличным, оно захватывает его экзистенцию, и, следовательно, оно имеет непосредственное отношение к искусству. Только безразличное (ἀδιάφορα, res mediae) — не для искусства» [12, с. 104]. — Поэтому не прав О. А. Кривцун, который утверждает, что «строго говоря, всё здание эстетической науки строится на единственной категории прекрасного» [10, с. 7]. На самом деле эстетическое всегда обнаруживает себя именно в диалектике этих двух форм отношения человека к миру. Так, уже Аристотель показал, что в определённых условиях (например, в трагедии) безобразное, переданное в художественной форме, может выступать в форме прекрасного (через механизм катарсиса). Точно также и прекрасное может выступать в форме безобразного (вспомним Гуинплена и Квазимодо в художественной литературе). А Ф. В. Й. Шеллинг писал: «Так, высшая мудрость и внутренняя красота художника может отобразиться во вздорном или безобразном того, что он изображает, и только в этом смысле безобразное может стать предметом искусства, причем в этом отображении безобразное как бы перестает быть безобразным» [13, с. 273].

Общие свойства, которыми характеризуются прекрасное и безобразное в определениях, представленных в приведённой таблице, таковы:

Таблица 2

Противоположные атрибуты прекрасного и безобразного

Атрибуты прекрасного

Атрибуты безобразного

Высшая положительная эстетическая ценность[1];

Высшая отрицательная эстетическая ценность;

Высшее эстетическое позитивное совершенство;

Высшее эстетическое негативное совершенство;

Наслаждение;

Отвращение;

Гармония (непротиворечивое единство противоположностей в сложных объектах);

Дисгармония (непротиворечивое единство противоположностей в сложных объектах);

Мера (необходимое количество);

Отсутствие меры, безмерность;

Симметрия;

Асимметрия;

Грация (красота в движении);

Неуклюжесть в движении;

Изящество (хрупкость, нежность формы, движения);

Нескладность[2], неуклюжесть, угловатость, неловкость, корявость формы и движения;

Прелесть[3] (проявление прекрасного в объектах малых форм);

Уродливость, мерзость, жуткость[4] (проявление безобразного в объектах малых форм);

Пропорция;

Диспропорция;

Ритм.

Аритмия, синкопа.

Итак, согласно приведённым определениям, прекрасное — это эстетическая ценность, характеризующая явления, обладающие высшим положительным эстетическим совершенством, выраженным в их возвышенной одухотворённости, гармоничности, пропорциональности, изящности, грациозности и ритмичности форм, восприятие которых доставляет субъекту эстетическое неутилитарное наслаждение и приводит к восторгу (εὐφορία) и ощущению полноты бытия.

Безобразное — это эстетическая ценность, характеризующая явления, обладающие высшим отрицательным эстетическим совершенством, выраженным в их низменности, дисгармоничности, непропорциональности, неуклюжести, корявости, мерзости и аритмичности форм, восприятие которых доставляет субъекту эстетическое отвращение, приводит к омерзению, нежеланию его чувственно созерцать (δυσφορέω).

Однако такое «правильное» понимание прекрасного и безобразного не совсем верно, особенно для современной эстетики и современного искусства, ибо категории прекрасного и безобразного должны пониматься диалектически (синхронически одно и то же явление может рассматриваться и как прекрасное, а как безобразное в рамках их имманентного единства в структуре эстетического, понимаемого как экзистенциально-неравнодушного отношения-к[5]) и исторически (диахронно, динамически в одну эпоху нечто может выступать атрибутом прекрасного, в другую же — атрибутом безобразного[6]).

Поэтому, как нам представляется, надо исходить из более абстрактного определения категорий прекрасного и безобразного. Предварительно (на примере категории прекрасного) можно её дефиницию сформулировать следующим образом: прекрасное это одна из основных категорий эстетики, противоположная безобразному, выражающая неутилитарное эмоциональное переживание субъектом чувственного восприятия какого-либо явления, которое «захватывает» его экзистенцию, не оставляет его равнодушным по отношению к этому явлению, и вызывает у него чувство эстетического удовольствия от созерцания данного явления, что, как правило, связано с соответствием этого явления или его свойств представлениям субъекта о совершенстве мира.

Так, например, гармонию можно рассматривать и как «вечный мир» (И. Кант), и как слаженностьἁρμονία Пифагора, и как войну-πόλεμος Гераклита. При этом все три позиции, несмотря на их противоположность, выражают именно внутренний момент прекрасного в системе мировоззрения этих трёх мыслителей.

1. Безобразное // http://slovari.yandex.ru/безобразное %20- %20это/БСЭ/Безобразное/

2. Безобразное // http://www.terme.ru/dictionary/879/word/bezobraznoe

3. Безобразное // Философский энциклопедический словарь. — М., 1983. С. 47.

4. Борев Ю. Б. Эстетика. — М.: Высшая школа, 2002.

5. Бычков В.В, Бычков. О. В. Безобразное // Новая философская энциклопедия. — М., 210. Т. 1.

6. Бычков В.В, Бычков. О. В. Прекрасное // Новая философская энциклопедия. — М., 2010. Т. 3.

7. БычковВ. В. AESTHETICA PATRUM. Эстетика Отцов Церкви. I. Апологеты. Блаженный Августин. — М.: Ладомир, 1995.

8. Бычков В. В. Эстетическое // Новая философская энциклопедия. — М., 2010. Т. 4.

9. Кривцун О. А. Прекрасное // Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А. А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004.

10. Кривцун О. А. Эстетика. — М.: Аспект Пресс, 1998.

11. Прекрасное // Философский энциклопедический словарь. — М., 1983. С. 527.

12. Рябов А. А., Кондрашов П. Н. Эстетизация безобразного: Экспликация социально-антропологических оснований. — Екатеринбург, 2012.

13. Шеллинг Ф. В. Й. Философия искусства. — М., 1966.

[1] Видимо, именно в силу этого эстетику часто называют «наукой о прекрасном». Ср.: «Эстетика – философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания» (Ожегов С.И.).

[2] В русском языке очень трудно подобрать антоним к слову изящный. Некоторые предлагают такие варианты антонимов: неотесанный, мужицкий, вульгарный, задубелый, топорный, корявый, несуразный, грубый, угловатый, неловкий (в движениях, неуклюжий; резкий, грубый в выражениях). В польском есть соответствующее слово niezgrabne, а в украинском – незграбний, но оба эти слова при переводе на русский теряют свою антонимическую семантику.

[3] Ср.: очарование, обаяние, то, что (кто) вызывает восхищение, пленяет, чарует.

[4] В лексике XVIII века (например, у А.С. Пушкина) существовало слово ужесть (ужасть), прямо противоположное по значению прелести. Даже сегодня по антифрасису говорят: ужасть какая крастота!

[5] Так, например, в эстетике таких далёких друг от друга музыкальных стилей, как technicaljazz и deathmetal (и особенно grindcore) мелодичность, упорядоченность, ритмичность, гармоничность и изящество вообще рассматриваются как нечто отвратительное, безобразное.

[6] Так, например, в эпохи, предшествующие современной стадии развития капитализма, красивыми считались полные, дородные женщины (женщины Рафаэля), в то время как сегодня, напротив, красивы – худые и стройные. Аналогичная ситуация имеет место и с образом мужчины: из могучего охотника-воина-землепашца-рабочего он превращается в утончённого интеллигента-бизнесмена-офисного работника. Общая динамика перехода от мощи к утончённости в женской и мужской красоте налицо. Думается, что движение к постиндустриальному обществу даст нам красавиц, страдающими анорексией, и красавцев-программистов. Итак, традиционные социальные структуры детерминируют один образ прекрасного, индустриальные – другой, постиндустриальные – третий. Но самое важное здесь состоит в том, что на этом простейшем примере мы видим непосредственную взаимосвязь между социально-экономическими структурами, порожденными конкретно-исторической деятельностью людей, с одной стороны, и эстетическими представлениями – с другой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *