Понятие олигополии означает что нет входных барьеров
Что такое олигополия? Признаки, характеристика, примеры олигополии в условиях современного рынка
Признаки олигополии
Причины появления и существования олигополий
Часто олигополии возникают естественным путем, когда компании разрастаются и начинают контролировать бо´льшую часть рынка, вытесняя или поглощая конкурентов. При олигополии очень часты ситуации слияния фирм с целью увеличить рыночную власть. Потребители при этом склонны доверять более крупным и именитым производителям. Таким образом постепенно количество компаний, предлагающих конкретные продукты или услуги, сокращается до нескольких крупных корпораций.
Виды олигополии
Ценообразование и определение объемов производства
Наличие на рынке разных видов олигополии не дает возможности выработать простую рыночную модель. Мешает этому и всеобщая взаимосвязь компаний при олигополии. Компания не может предсказать действия конкурентов при изменении собственной стратегии, поэтому не может и определить цену и объем производства для максимизации прибыли.
Существует несколько методов контроля над ценами при олигополии.
1. Ломаная кривая спроса
Возникает в случае, если олигополист опускает цены ниже установленных на рынке, мотивируя сделать то же самое конкурентов. Однако в результате таких действий изменений ни в цене, ни в количестве продукта не происходит, что говорит о негибкости цен, характеризующих олигополистические рынки.
Так называется неофициальное (часто молчаливое) соглашение между фирмами о фиксировании цен или ограничении конкуренции. Олигополисты, вступившие в тайный сговор, стремятся к максимизации общих прибылей. Однако эта форма контроля над ценами сталкивается с препятствиями в виде мошенничества посредством ценовых скидок, различий в спросе и издержках, антитрестовских законов и т.д.
3. Лидерство в ценах
Ценовое лидерство является неофициальным методом установления цены, при котором доминирующая компания объявляет об изменении цены, а следуют ее примеру. Сохранение цены на одном уровне, заданном фирмой-лидером, называют «зонтиком цен».
Принцип «издержки плюс» или «себестоимость плюс» — традиционный способ установления цен при олигополии. В этом случае цена определяется на основе полной себестоимости продукта путем добавления к ней некоторой наценки. Этот метод вполне совместим с тайным сговором или лидерством в ценах.
Эффективность олигополии
Олигополия — довольно частое явление современной рыночной экономики. Существует две точки зрения о ее эффективности. Согласно традиционной точке зрения, олигополия близка к монополии при внешней видимости конкуренции. Соответственно, олигополия может привести рынок к тем же последствиям, что и монополия. Однако И. Шумпетер и Д.К. Гэлбрейт утверждают, что олигополия способствует научно-техническому прогрессу, в результате чего потребитель получает лучшую продукцию по более низким ценам, чем при других типах организации рынка.
Методические советы
При изучении темы рекомендуем воспользоваться УМК по экономике под редакцией Г. Э. Королевой. Вы найдете исчерпывающие сведения по теме и дополнительные материалы.
Понятие олигополии означает что нет входных барьеров
Олигополия: понятие, характеристики, виды
Олигополия — это рыночная структура, в которой доминируют несколько фирм, каждая из которых обладает настолько большую долей рынка, что любое изменение объема производства одной фирмы изменяет рыночную цену и прибыль других фирм.
Член олигополии называется олигополистом.
Реальные примеры олигополий можно наблюдать в сфере производства микропроцессоров, персональных компьютеров, авиакомпаний, табачных изделий, фармацевтических препаратов, безалкогольных напитков, операционных систем и ряда прочих.
Олигополия только двух фирм называется дуополией (например, Intel и AMD в случае с микропроцессорами). Точно так же олигополия трех фирм называется триполией (к примеру, Microsoft, Nintendo и Sony в случае с игровыми консолями).
Характеристики
Мы определили олигополию как рыночную структуру, в которой каждая фирма обладает определенной рыночной властью, но есть и другие важные особенности олигополии:
Коэффициент концентрации и ИХХ
Олигополию иногда определяют как рынок с небольшим числом фирм. Но это определение предполагает, что многие нишевые производители не являются частью рынка.
Например, Rogers, Bell и Telus являются крупнейшими операторами мобильной связи в Канаде, но есть и много более мелких региональных фирм.
Вот почему вместо того, чтобы смотреть на количество фирм на рынке, лучше выяснить, какая доля рынка контролируется несколькими ведущими фирмами.
Такие показатели, как коэффициент концентрации четырех фирм и индекс Херфиндаля-Хиршмана (ИХХ), являются важными индикаторами олигополистической тенденции рынка. ИХХ от 2500 или выше указывает на то, что отрасль является олигополией.
Олигополическая конкуренция
Поскольку каждая фирма в олигополии может влиять на рыночную цену, каждая фирма должна учитывать вероятную реакцию других фирм при определении своей цены и уровня выпуска.
Например, попытка одной фирмы захватить рыночную долю путем снижения ее цены и тем самым увеличения объема производства может привести к ожесточенной ценовой войне, исключающей любую положительную экономическую прибыль.
D1 на приведенном ниже графике показывает кривую спроса фирмы, если ее спрос не соответствует ее цене и изменениям выпуска, в то время как D2 — кривая спроса, если ее изменения цен совпадают.
На графике видно, что уклон D2 является более крутым, поскольку количественный спрос фирмы падает более резко в ответ на изменение ее цены.
Такие стратегические взаимодействия в олигополии делают ее наиболее интересной и важной структурой рынка.
Виды олигополии
Олигополии подразделяются на различные типы в зависимости от (1) характера продаваемого продукта (совершенная или несовершенная), (2) наличия ценового лидерства (частичного или полная), (3) сговора (со сговором или без) и прочих показателей.
#1. Чистая (совершенная) олигополия против дифференцированной (несовершенной) олигополии
Чистая олигополия — это та, в которой есть однородный продукт. Например, ОПЕК — это чистая (совершенная) олигополия. То же самое относится и к олигополиям других сырьевых товаров, таких как ртуть, медь и так далее.
Дифференцированная олигополия — это та, в которой продукт различных фирм воспринимается по-разному, например, автомобильная и смартфонная промышленность являются дифференцированными олигополиями.
#2. Олигополия в сговоре против олигополии без сговора
«Сговорчивой» (или олигополией со сговором) считается олигополия, в которой фирмы-члены участвуют в установлении цен и картелизации (например, все тот же ОПЕК).
Не вступающая в сговор («не сговорчивая») олигополия – это та, в которой нет молчаливого согласия между фирмами-членами относительно ценообразования и выпуска продукции.
Поскольку фиксация цен и картелизация являются незаконными в большинстве развитых стран, большинство олигополий в США и Европе это не сговорчивые олигополии.
#3. Частичная олигополия против полной
Частичная олигополия характеризуется тем, что один крупный производитель опережает прочие фирмы в ценообразовании и принятии решений о выпуске продукции.
Эта разновидность олигополии считается частичной, потому что решения о производстве и ценообразовании являются последовательными.
С другой стороны, полная олигополия — это рынок, на котором фирмы должны одновременно принимать решения о своих ценах и объемах производства.
#4. Жесткая олигополия против свободной
Жесткая олигополия возникает тогда, когда норма концентрации четырех фирм превышает 60. Свободная олигополия — это та, в которой показатель концентрации четырех фирм находится в диапазоне 40-60.
Понятие олигополии означает что нет входных барьеров
1. На рынке олигополии присутствует:
А) несколько крупных продавцов;
Б) значительное количество крупных продавцов;
В) значительное количество крупных покупателей;
Г) рынок товара представлен единственным предприятием.
2. Особенностью рынка монополистической конкуренции является:
А) самостоятельное установление цен производителями;
Б) наличие тайного сговора;
В) жесткие условия внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции;
Г) каждое предприятие производит уникальный продукт.
3. На рынке олигополии каждая фирма является.
А) крупным производителем, способным диктовать цены;
Б) крупным производителем, неспособным диктовать цены;
В) мелким производителем, способным диктовать цены;
Г) мелким производителем, неспособным диктовать цены.
4. Что из нижеследующего может быть отнесено к однородной олигополии?
А) алюминий;
Б) сигареты;
В) стиральные машины;
Г) производство пива.
А) временное объединение предприятий для реализации совместного проекта;
Б) объединение сохраняющих самостоятельность предприятий с целью согласования цен и раздела рынка;
В) объединение научных, производственных и сбытовых предприятий отрасли для централизованного управления ими;
Г) крупная фирма, имеющая филиалы и дочерние предприятия.
6. Общей чертой для рынков совершенной и монополистической конкуренции является.
А) выпуск однородных товаров;
Б) большое количество покупателей и продавцов;
В) спрос на продукцию фирм представляет собой горизонтальную кривую;
Г) дифференциация продукта.
А) производят одинаковый товар;
Б) могут понести убытки из-за поведения соседа;
В) должны учитывать поведение конкурента при назначении цены;
Г) работают на одном рынке.
8. Издатель учебника «Основы экономики» продает свою продукцию на рынке.
А) совершенной конкуренции;
Б) олигополии;
В) монополии;
Г) монополистической конкуренции.
9. Монополистическая конкуренция, это рынок, на котором.
А) только одна крупная фирма;
Б) небольшое число конкурирующих фирм;
В) большое число конкурирующих фирм, выпускающих однородный продукт;
Г) большое число конкурирующих фирм, выпускающих дифференцированный продукт.
Олигополия
Олигополия – это рынок, на котором относительно небольшое число продавцов обслуживает много покупателей. Олигополия относится к типу рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой преобладает крайне малое количество фирм.
Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолётов, таких как «Boeing» или «Airbus», производителей автомобилей, таких как «Мерседес», «БМВ».
Условия возникновения олигополии
Олигополии часто возникают естественным образом, поскольку компании растут и начинают захватывать все большую долю рынка, постепенно вытесняя или поглощая конкурентов. Со временем число компаний, предлагающих определенные продукты и услуги, начинает сокращаться до нескольких крупных корпораций. Клиенты в свою очередь при выборе продуктов склонны доверять более именитым и солидным брендам.
В сформированной олигополии доминирующие компании чувствуют себя довольно свободно и могут позволить себе полностью контролировать ценообразование. Так, к примеру, многие компании по производству мобильных телефонов значительно завышают цену на свои изделия только потому, что они пользуются популярностью и могут себе это позволить.
Основные черты олигополии
Когда на рынке присутствует небольшое количество фирм, их называют олигополиями. В некоторых случаях олигополиями могут называть наиболее крупные фирмы в отрасли. Продукция, которую поставляет на рынок олигополия, идентична продукции конкурентов (например, мобильная связь), либо имеет дифференциацию (например, стиральные порошки).
При этом на олигопольных рынках очень редко проявляется ценовая конкуренция. Как правило, вход на олигопольный рынок новых фирм очень затруднён. В качестве барьеров выступают либо законодательные ограничения, либо необходимость в начальном капитале большого размера. Поэтому в качестве примера олигополии выступает крупный бизнес.
Таким образом, олигополистические рынки обладают следующими признаками:
малое число фирм и большое число покупателей. Это означает, что объем рыночного предложения находится в руках нескольких крупных фирм, которые реализуют продукт многим мелким покупателям;
дифференцированная или стандартизированная продукция;
наличие существенных препятствий входа на рынок, т.е. высокие барьеры входа на рынок;
фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость, поэтому контроль за ценами ограничен.
Ценовая политика
Как правило, фирме не выгодно повышать цены на свои товары и услуги, поскольку велика вероятность того, что другие фирмы не последуют за первой, и потребители «перейдут» к компании-сопернику.
Если же фирма понижает цены на свою продукцию, то, чтобы не потерять клиентов, конкуренты обычно следуют за понизившей цены компанией, также снижая цены на предлагаемые ими товары: происходит «гонка за лидером». То есть, когда компания снижает цены или предлагает новые услуги или продукты, конкуренты должны последовать ее примеру. В противном случае, если они не предоставят покупателям альтернативу, они могут вообще лишиться тех самых покупателей.
Таким образом, между олигополистами нередко случаются так называемые ценовые войны, в которых фирмы устанавливают на свою продукцию цену, не большую чем у конкурента-лидера.
Виды и структура олигополии
Олигополии можно классифицировать следующим образом:
чистая олигополия – это ситуация при которой фирмы производят однородные продукты (цемент, сталь, нефть, газ.);
дифференцированная олигополия – это ситуация, когда компании производят схожие продукты (автомобили, самолеты, телефоны, компьютеры, сигареты, напитки и так далее);
коллективная олигополия – это когда фирмы сотрудничают друг с другом в определении цены или объема выпуска продукта. Подобная структура несет в себе признаки сговора и монополизации рынка.
Стратегии поведения олигополии
Стратегии поведения олигополий делятся на две группы. Первая группа предусматривает согласование действий фирмами с конкурентами (кооперативная стратегия), вторая — отсутствие согласованности (некооперативная стратегия).
Модели олигополии
На практике различают следующие модели олигополии:
модель лидерства по ценам (объему);
модель Бертрана (модель ценовой войны);
Модель лидерства по ценам (объему)
Как правило, среди совокупности фирм выделяется одна, которая становится лидером на рынке. Это связано, например, с продолжительностью существования (авторитетом), наличие более профессионального персонала, наличие научных подразделений и новейших технологий, более высокая доля их на рынке. Лидер первым совершает изменения в отношении цены или объема производства. При этом остальные фирмы повторяют действия лидера. В результате наблюдается согласованность общих действий. Лидер должен быть наиболее информирован о динамике спроса на продукцию в отрасли, а также о возможностях конкурентов.
Модель картеля
Наилучшей стратегией для олигополии является сговор с конкурентами по поводу цен производства, объёмов продукции. Сговор даёт возможность усилить власть каждой из фирм и использовать возможности получения экономической прибыли в таком размере, в котором её получала бы монополия, если бы рынок был монопольным. Такой сговор в экономике называют картелем.
Модель Бертрана (модель ценовой войны)
Предполагается, что каждая фирма желает стать ещё крупнее и в идеале захватить весь рынок. Чтобы вынудить уйти конкурентов, одна из фирм начинает снижать цену. Остальные фирмы, чтобы не потерять своей доли, вынуждены делать то же самое. Ценовая война продолжается, пока на рынке не остается одна фирма. Остальные закрываются.
Модель Курно
Поведение фирм основано на сопоставлении самостоятельного прогноза об изменениях рынка. Каждая фирма просчитывает действия конкурентов и выбирает такой объем производства и цену, которая стабилизирует её положение на рынке. Если первоначальные расчеты ошибочны, фирма корректирует выбранные параметры. Через определенный промежуток времени доли каждой фирмы на рынке стабилизируются и в дальнейшем не изменяются.
Плюсы и минусы олигополии
Если говорить о позитивных и негативных моментах олигополии как структуры, то нужно отметить, что существуют как значительные плюсы, так и минусы.
К плюсам можно отнести то, что крупные компании довольно сильно конкурируют друг с другом, чем стимулируют рост качества продуктов и научно-технического прогресса в целом.
Тем не менее подобная конкуренция в сочетании с огромными возможностями крупных фирм, может значительно ограничивать появление новых игроков на конкретном рынке товаров или услуг.
Антимонопольное законодательство
Антимонопольное законодательство — законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти. Цель антимонопольного регулирования состоит в том, чтобы вынудить монополистов назначать такую цену за товар, которая обеспечивала им лишь нормальную прибыль, а не сверхприбыль.
Мерами антимонопольного регулирования являются: регулирование цен фирм-монополистов, сокращение сроков действия лицензий фирм-монополистов, дробление фирм-монополистов, национализация монополистов.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Олигополия — виды, модели, подробное описание
Олигополия, это зачастую естественный процесс, протекающий на фоне роста количества компаний на рынке, которые начинают захватывать определённую его часть. При этом, более мелкие и слабые конкуренты начинают исчезать или теряют часть своей прибыли. Через некоторое время остаётся несколько крупных организаций, их можно считать монополистами из-за отсутствия достойных конкурентов.
1. Что такое олигополия простыми словами
В случае, если рынок будет разделён несколькими компаниями, это говорит о его высокой концентрации. Но, несмотря на большое влияние некоторых организаций, другие, более мелкие фирмы могут оставаться на рынке и получать хорошую прибыль.
Например, большинство крупных авиакомпаний при планировании маршрутов допускают совпадения только с несколькими близкими конкурентами. Поэтому перелёты могут предлагать небольшие авиакомпании, предоставляющие специализированные услуги или обслуживание туристов.
2. По каким признакам можно распознать олигополию
Суть олигополии полностью противоречит законодательству практически каждой страны мира, но при этом, они считаются важной составляющей в современной экономической стратегии. Это можно объяснить тем, что подобные объединения являются провокаторами развития производственных структур независимо от того, крупные они или малые.
Также свою пользу приносят сопутствующие эффекты, например, введение ограничений в конкуренцию среди более малых предприятий, стандартизация комплектующих и материалов, а также реструктуризация промышленности. Для определения олигополии можно опереться на значение индекса Херфиндаля.
Этот показатель используют, чтобы оценить степень влияния компании в определённом торговом сегменте. Если он превышает 2000, это говорит о присутствии на рынке олигополии.
Также стоит знать о том, что олигополистические объединения характеризуются наличием ряда признаков. Самые типичные из них это:
Наличие договоренности гарантирует каждому из участников олигополистического объединения сохранение юридического права собственности на принадлежащие им организации. Также это является обеспечением и сохранением личной самостоятельности в финансовом, юридическом и хозяйственном плане.
3. Виды олигополии
Существует четыре разновидности олигополии, а именно:
4. Причины существования олигополий
Одна из основных причин существования олигополии – это достижение положительного эффекта в масштабах производства.
Например, если производство эффективно в объеме 300-350 единиц продукции, а ёмкость рынка составляет примерно в 4 раза больше единиц, в рамках отрасли успешно могут существовать 5 компаний, обеспечивающих производство 300 единиц. Это те организации, которые смогли реализовать положительный эффект масштаба производства.
При этом, данные результаты провоцируют сокращение числа конкурентов, так как им придёться объединяться. Но, скорее всего, многие из них обанкротятся. Кроме этого, олигополистические объединения легче преодолевают финансовые барьеры. В данном случае, речь идёт о больших расходах на продвижение и рекламу своей продукции. Также стоит учесть ряд других барьеров, таких как контроль над сырьевыми источниками, владение лицензиями и патентами.
Слияние компаний происходит на фоне их взаимной зависимости. Если в производстве одной компании произойдёт изменения, последует ответная реакция от конкурентов, которая будет непредсказуемой. Именно такие обстоятельства вызывают желание владельцев компаний вступить в сговор, что обеспечит владение определенной долей рынка. Кроме этого, организации, состоящие в объединении, смогут требовать понижение цен на ресурсы, позиционируя себя как крупного покупателя.
Один из примеров олигополистического рынка, это:
Говоря о России, олигополистический характер просматривается в сырьевой отрасли. Здесь свою деятельность могут осуществлять только крупные предприятия, которые формируют состояние современной российской экономики.
5. Модели и свойства современных олигополий
Учитывая признаки олигополии, она имеет много общего с картелем. Но, самое большое сходство с ним наблюдается в наличии неписаных правил и так называемых принудительных систем. Благодатной им, крупные игроки рынка могут определять нарушителя условий договоренностей и после совещания с другими партнерами, наложить на него санкции.
Также олигополисты уделяют большое внимание ценовой политике на участке рынка, которым они владеют. В большинстве случаев, стоимость услуг и товаров не повышается. В этом нет никакой выгоды, поскольку покупатель может уйти к конкуренту. Но, если понизить цену, скорее всего, остальные фирмы, которая оказывают меньшее влияние на рынок, также снизят стоимость данного товара.
Поскольку полностью отсутствует дифференцированный подход, в условиях, где присутствует олигополия, часто возникает ценовая война, которая приводит к банкротству многих фирм. Особенно, это касается небольших организаций и тех, которые были созданы недавно. Сфера, в которой присутствует олигополистическое соглашение, не ограничивается контролем цен и координацией ниши сбыта.
В некоторых случаях, можно заметить установку ограничений на доступ к потребителю. Реже такие ограничения могут накладываться на производство. В последнем случае влияние может оказываться через установку жёсткой квоты по объему выпуска. Такие меры направлены на то, чтобы ликвидировать «лишние» производственные мощности.
Зачастую, олигополистические объединения, это производители крупной техники. Как пример можно рассмотреть производителей самолетов «Boeing» и «Airbus». Среди других свойств олигополистов можно выделить следующее:
6. Модель поведения
Существует определенная модель поведения, которая характерна для участников олигополистического сговора:
Если учесть всё вышесказанное, можно сделать вывод о том, что олигополия является объединением нескольких компаний, вступающих в тайный или явный сговор, с целью контроля дальнейших действий на рынке, что обеспечит взятие его под контроль. В первую очередь, олигополия пытается контролировать ценообразование и объемы производства других участников рынка.
7. Конкуренция в условиях олигополии
Олигополия — это понятие, которое имеет много общего с монополией. Разница состоит только в количестве компаний, которые вытесняют других конкурентов, более слабых. В таких условиях существует два варианта конкуренции:
При конкуренции в условиях наличия олигополии каждая из организаций может менять такие критерии деятельности как объём и стоимость выпускаемых услуг и продукции. Здесь целесообразнее снизить объем производства, а цену повысить.
В условиях современной рыночной экономики, олигополия — это распространённое явление. Специалисты имеют 2 мнения касательно её эффективности. Одно сконцентрировано на том, что олигополия так же вредна для рынка, как и монополия. Но, некоторые эксперты уверены, что она является двигателем научно-технического прогресса. Благодаря этому, покупатель может приобретать необходимый товар по более низкой цене.