Понятие информации формы ее представления что такое информационный ресурс
Информация и формы ее представления
Понятие информации является основополагающим понятием информатики. Любая деятельность человека представляет собой процесс сбора и переработки информации, принятия на ее основе решений и их выполнения. С появлением современных средств вычислительной техники информация стала выступать в качестве одного из важнейших ресурсов научно-технического прогресса.
Информация содержится в человеческой речи, текстах книг, журналов и газет, сообщениях радио и телевидения, показаниях приборов и т. д. Человек воспринимает информацию с помощью органов чувств, хранит и перерабатывает ее с помощью мозга и центральной нервной системы.
Понятие информации используется во всех сферах: науке, технике, культуре, социологии и повседневной жизни. Конкретное толкование элементов, связанных с понятием информации, зависит от метода конкретной науки, цели исследования или просто от наших представлений.
С позиции философии информация есть отражение реального мира с помощью сведений (сообщений).
Более узкое определение дается в технике, где это понятие включает в себя все сведения, являющиеся объектом хранения, передачи и преобразования.
С понятием информации связаны такие понятия, как сигнал, сообщение и данные.
Сигнал (от латинского signum — знак) представляет собой любой процесс, несущий информацию.
Сообщение — это информация, представленная в определенной форме и предназначенная для передачи.
Данные — это информация, представленная в формализованном виде и предназначенная для обработки ее техническими средствами, например, ЭВМ.
Различают две формы представления информации — непрерывную и дискретную.
Поскольку носителями информации являются сигналы, то в качестве последних могут использоваться физические процессы различной природы. Например, процесс протекания электрического тока в цепи, процесс механического перемещения тела, процесс распространения света и т. д. Информация представляется (отражается) значением одного или нескольких параметров физического процесса (сигнала), либо их комбинацией.
Сигнал называется непрерывным, если его параметр в заданных пределах может принимать любые промежуточные значения.
Сигнал называется дискретным, если его параметр в заданных пределах может принимать отдельные фиксированные значения.
Следует различать непрерывность или дискретность сигнала по уровню и во времени.
На рис. 1.1 в виде графиков изображены: а) непрерывный по уровню и во времени сигнал ХНН; б) дискретный по уровню и непрерывный во времени сигнал XДН ; в) непрерывный по уровню и дискретный во времени сигнал ХНД; г) дискретный по уровню и во времени сигнал XДД.
Результат регистрации сигналов информатика рассматривает как данные.
Таким образом, в информатике данные — это зарегистрированные сигналы.
Информация передаётся в форме сообщений от некоторого источника информации к её приёмнику посредством канала связи между ними. Источник посылает передаваемое сообщение, которое кодируется в передаваемый сигнал. Этот сигнал посылается по каналу связи. В результате в приёмнике появляется принимаемый сигнал, который декодируется и становится принимаемым сообщением.
канал связи | ||
ИСТОЧНИК | ————> | ПРИЁМНИК |
Пути и процессы, обеспечивающие передачу сообщений от источника информации к ее потребителю, называются информационными коммуникациями.
Рис. 1.1. Виды информационных сигналов
Информацию можно сгруппировать по различным признакам, т. е. классифицировать по видам. Например, в зависимости от области возникновения информацию, отражающую процессы и явления неодушевленной природы, называют элементарной, отражающую процессы животного и растительного мира — биологической, человеческого общества — социальной.
Для потребителя информации очень важной характеристикой является ее адекватность.
В реальной жизни вряд ли возможна ситуация, когда вы сможете рассчитывать на полную адекватность информации. Всегда присутствует некоторая степень неопределенности. От степени адекватности информации реальному состоянию объекта или процесса зависит правильность принятия решений человеком.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Что такое информация — понятие, виды и свойства информации, ее передача, обработка и хранение
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Один из богатейших людей в истории человечества Натан Ротшильд утверждал — кто владеет информацией, тот владеет миром.
Что же это за штука такая, с помощью которой можно сколотить миллиардное состояние и управлять чужими судьбами?
Понятие информации — что это
Термин образовался от латинского слова informatio, что переводится как «разъяснение, представление, понятие». Есть и другое слово на латыни — informare, которое означает «мыслить, создавать форму, обучать, представлять».
Информация — это любые сведения, которые воспринимаются живыми организмами, электронными устройствами и другими системами, об окружающем мире, процессах, предметах и явлениях.
Сведения — это знания, передаваемые в виде сообщений, уведомлений и сигналов.
Информационное сообщение — это совокупность элементов информации, объединенных внутренними связями.
Вот газета пишет, что российская экономика испытывает небывалый рост. Или коллега по секрету говорит, что скоро урежут зарплаты. Все это информационные сообщения.
При этом одно и то же сообщение может содержать разное количество информации в зависимости от того, кто его получатель. Например, нам присылают сообщение: 明天该公司的股票将翻倍. Если мы не знаем языка, на котором написано послание, для нас нет никакой информации. А вот игрок на фондовой бирже из Китая сразу поймет — здесь сказано, что завтра акции некой компании удвоятся в цене.
В разных сферах деятельности понятие информации характеризуется при помощи специфических признаков. Например, в области компьютерной техники термин имеет следующее определение:
«информация — это набор символов и знаков, который имеет смысл и понятен для компьютера».
Такая информация может выглядеть как последовательность нулей и единиц: 00010001110001100011.
Виды информации
Это позволяет разным культурам взаимодействовать между собой, делиться опытом. С изобретением письменности у человечества появилась возможность не держать в памяти огромные массивы информации, передавая ее из уст в уста, из поколения в поколение.
Теперь можно записать все на бумаге и быть спокойным, что ничего не пропадет и не забудется. Прямо сейчас вы читаете эту статью, а ваш мозг поглощает текстовую информацию.
Наука до сих пор не нашла способов кодировать и передавать такую информацию. Иначе можно было бы испытать чужие ощущения от похода в ресторан.
Свойства информации
Недостоверная информация возникает в результате преднамеренного искажения действительности — дезинформации.
Пример дезинформации содержится в известном анекдоте.
Мать пишет сыну в тюрьму: «Тебя посадили, некому даже огород вскопать. А у меня совсем нет сил». Сын отвечает: «Мама, ничего не трогай! Раскопаешь такое, что мне срок добавят». Следующее письмо от матери: «Приезжали полицейские, все перерыли. Ничего не нашли, уехали очень злые». Сын пишет: «Дорогая мама, чем мог — помог. Картошку сажай сама».
Другая причина недостоверности — случайное искажение. Многие в детстве играли в испорченный телефон: Вася сказал Пете, Петя — Сереже, Сережа — Мише. В итоге изначальное сообщение изменилось на прямо противоположное.
Модель передачи информации
Передача данных – это физический перенос информации в форме сигналов от одной точки к другой по каналу связи с целью последующей обработки.
Чтобы информация приносила пользу, она должна передаваться и приниматься. Это происходит по следующей схеме:
Модель была описана американским математиком и инженером Клодом Шенноном в статье «Математическая теория связи».
Рассмотрим на примере: нужно позвонить приятелю и пригласить его на день рождения. Источник информации (это вы) — объект, который создает передаваемое сообщение. Вы говорите: «Вася, приходи ко мне на день рождения!». Микрофон в трубке телефона улавливает звуковые колебания и преобразует их в электрические сигналы.
Эти сигналы направляются к Васе по каналу связи. А там информационное сообщение подвергается внешним воздействиям — шумам и помехам, что может приводить к искажениям. Вася не понимает: «Куда, куда мне идти? Повтори, не слышу, все шипит».
Чем выше уровень помех, тем сложнее передать сигнал. Для защиты информационного сигнала от внешних воздействий используют различные меры:
На стороне другого абонента происходит обратный процесс – полученные электрические сигналы преобразуются в звуковые волны. Они вылетают из динамика телефона и попадают прямо в Васино ухо.
Обработка и хранение информации
Наша эпоха характеризуется уникальным явлением, которое называется «информационным взрывом». Происходит резкий рост объема информации в масштабах планеты.
Информационный поток увеличивается на 30% каждый год, вовлекая в свои процессы даже маленьких детей, которые чуть ли не с рождения пользуются телефонами и планшетами.
Информация со временем накапливается. Человеческое сознание уже не способно обрабатывать такие объемы. Тут на помощь приходят компьютеры, которые берут на себя функции по обработке и хранению сведений.
Обработка – это процесс, при котором изменяется содержание или форма представления информации.
Например, режиссер берет готовый сценарий и снимает фильм. Он меняет форму – с текстовой на визуальную.
Хранение информации – это ее запись на запоминающие устройства для последующей обработки.
Раньше для этих целей использовались дискеты и перфокарты. Теперь же применяют лазерные диски (CD и DVD) и энергонезависимую память.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Сейчас много лживой информации, но проверить достоверность всё же можно, просто нужно перепроверить её в нескольких источниках, а ещё лучше найти первоисточник, если информация появляется из ниоткуда, значит это фейк. Сейчас за распространение фейков введена ответственность, но тут тоже тонкая грань между желанием оградить общество от недостоверной информации и затыканием рта несогласным.
Как показывает практика, даже имея под рукой интернет, и неограниченный доступ к любой информации, человек этой возможностью не пользуется. Та информация, которая ему неприятна, или вступает в конфликт с его устоявшимися убеждениями, будет игнорироваться.
Впрочем, уж лучше так, чем вовсе не иметь доступ к источникам информации. Да и вообще, сейчас полезная информация тонет в потоках спама и манипуляций.
Информация и формы её представления
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УРАЛЬСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
ИНФОРМАЦИЯ И ФОРМЫ ЕЁ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
09.02.03 Программирование в компьютерных сетях
Выполнил обучающийся гр. П-270 ________ Аликин Максим Андреевич
Оценка за выполнение ______________
Проверила ______________ Малышева Светлана Ивановна
Новый Уренгой 2020
Основные понятия 4
Формы представления информации 5
Передача информации 6
Понятие информации является основополагающим понятием информатики. Любая деятельность человека представляет собой процесс сбора и переработки информации, принятия на ее основе решений и их выполнения. С появлением современных средств вычислительной техники информация стала выступать в качестве одного из важнейших ресурсов научно-технического прогресса.
Информация содержится в человеческой речи, текстах книг, журналов и газет, сообщениях радио и телевидения, показаниях приборов и т. д. Человек воспринимает информацию с помощью органов чувств, хранит и перерабатывает ее с помощью мозга и центральной нервной системы.
Понятие информации используется во всех сферах: науке, технике, культуре, социологии и повседневной жизни. Конкретное толкование элементов, связанных с понятием информации, зависит от метода конкретной науки, цели исследования или просто от наших представлений.
С позиции философии информация есть отражение реального мира с помощью сведений (сообщений).
Более узкое определение дается в технике, где это понятие включает в себя все сведения, являющиеся объектом хранения, передачи и преобразования.
С понятием информации связаны такие понятия, как сигнал, сообщение и данные.
Сигнал (от латинского signum — знак) представляет собой любой процесс, несущий информацию.
Сообщение — это информация, представленная в определенной форме и предназначенная для передачи.
Данные — это информация, представленная в формализованном виде и предназначенная для обработки ее техническими средствами, например, ЭВМ.
Формы представления информации
Различают две формы представления информации — непрерывную и дискретную (рис.1).
Поскольку носителями информации являются сигналы, то в качестве последних могут использоваться физические процессы различной природы. Например, процесс протекания электрического тока в цепи, процесс механического перемещения тела, процесс распространения света и т. д. Информация представляется (отражается) значением одного или нескольких параметров физического процесса (сигнала), либо их комбинацией.
Следует различать непрерывность или дискретность сигнала по уровню и во времени.
Результат регистрации сигналов информатика рассматривает как данные.
Таким образом, в информатике данные — это зарегистрированные сигналы.
Информация передаётся в форме сообщений от некоторого источника информации к её приёмнику посредством канала связи между ними. Источник посылает передаваемое сообщение, которое кодируется в передаваемый сигнал. Этот сигнал посылается по каналу связи. В результате в приёмнике появляется принимаемый сигнал, который декодируется и становится принимаемым сообщением.
Пути и процессы, обеспечивающие передачу сообщений от источника информации к ее потребителю, называются информационными коммуникациями .
Информацию можно сгруппировать по различным признакам, т. е. классифицировать по видам. Например, в зависимости от области возникновения информацию, отражающую процессы и явления неодушевленной природы, называют элементарной, отражающую процессы животного и растительного мира — биологической, человеческого общества — социальной.
Для потребителя информации очень важной характеристикой является ее адекватность.
В реальной жизни вряд ли возможна ситуация, когда вы сможете рассчитывать на полную адекватность информации. Всегда присутствует некоторая степень неопределенности. От степени адекватности информации реальному состоянию объекта или процесса зависит правильность принятия решений человеком.
Информация и формы ее представления
Часть 1. Принципы обработки информации
Информация и формы ее представления
Понятие информации является основополагающим понятием информатики. Любая деятельность человека представляет собой процесс сбора и переработки информации, принятия на ее основе решений и их выполнения. С появлением современных средств вычислительной техники информация стала наступать в качестве одного из важнейших ресурсов научно-технического прогресса.
Информация содержится в человеческой речи, текстах книг, журналов к газет, сообщениях радио и телевидения, показаниях приборов и т, д. Человек воспринимает; информацию с помощью органов чувств, храпит и перерабатывает ее с помощью мозга и центральной нервной системы, Передаваемая информация обычно касается каких-то предметов илинас самих и связана с событиями, происходящими в окружающем нас мире.
В рамках науки информация является первичным и неопределяемым понятием. Оно предполагает наличие материального носителя информации, источника информации, передатчика информации, приёмника и канала связи между источником и приёмником. Понятия информации используется во всех сферах: нayке, технике, культуре, социологии и повседневной жизни. Конкретное толкование элементов, связанных с понятием информации, зависит от метода конкретной науки, цели исследования или просто от наших представлений
Термин «информация»происходит от латинского informаtio – разъяснение, изложение, осведомлённость. Энциклопедический словарь (М.: Сов. энциклопедия, 1990) определяет информацию в исторической эволюции: первоначально – сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т. д,); с середины XX века — общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире (передача признаков от клетки к клетке, от организма к организму).
Более узкое определение дается в технике, где это понятие включает в себя все сведения, являющиеся объектом хранения, передачи и преобразования.
Наиболее общее определение имеет место в философии, где под информацией понимается отражение реального мира. Информацию как философскую категорию рассматривают как один из атрибутов материн, отражающий ее структуру.
В эволюционном ряду вещество – энергия – информация каждое последующее проявление материи отличается от предыдущего тем, что людям было труднее его распознать, выделить и использовать в чистом виде. Именно сложность выделения различных проявлении материи обусловила, наверное, указанную последовательность познания природы человечеством.
С понятием информации связаны такие понятия, как сигнал, сообщение и данные.
Сигнал (от латинского signum — знак) представляет собой любой процесс, несущий информацию.
Данные— это информация, представленная в формализованном виде и предназначенная для обработки се техническими средствами, например, ЭВМ.
Различают две формы представления информации — непрерывную и дискретную. Поскольку носителями информации являются сигналы, то в качестве последних могут использоваться физические процессы различной природы. Например, процесс протекания электрического тока в цепи, процесс механического перемещения тела, процесс распространения света и т. д. Информация представляется (отражается) значением одного пли нескольких параметров физического процесса (сигнала), либо комбинацией нескольких параметров.
Сигнал называется непрерывным, если его параметр в заданных пределах может принимать любые промежуточные значения.
Сигнал называется дискретным, если его параметр в заданных пределах может принимать отдельные фиксированные значения.
Следует различать непрерывность или дискретность сигнала по уровню и во времени.
На рис. 1.1 в виде графиков изображены:
a) непрерывный по уровню и во времени сигнал ;
b) дискретный по уровню и непрерывный во времени сигнал ;
c) непрерывный по уровню и дискретный во времени сигнал .
d) дискретный по уровню и во времени сигнал .
a)
t |
k b)
t |
t |
Рис. 1.1 Виды информационных сигналов.
Наконец, все многообразие окружающей нас информации можно сгруппировать по различным признакам, т. е. классифицировать по видам. Например, в зависимости от области возникновения информацию, отражающую процессы явления неодушевленной природы, называют элементарной, процессы животного и растительного мира — биологической, человеческого общества — социальной.
По способу передачи и восприятия различают следующие виды информации: визуальную – передаваемую видимыми образами и символами, аудиальную – звуками, тактильную ощущениями органолептическую – запахами и вкусом, машинную – выдаваемую и воспринимаемую средствами вычислительной техники, и т.д.
Дата добавления: 2015-09-28 ; просмотров: 815 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Понятие информации формы ее представления что такое информационный ресурс
Информацию, или сведения об окружающем мире, человек получает в процессах непосредственного взаимодействия с этим миром и исследования различных явлений, а также от других людей устно, с помощью книг, писем, телефона, радио, кино и телевидения, современных информационных систем (отдельные компьютеры, локальные и глобальные сети, например Интернет) и т. д. В работе различных технических устройств (автоматов) также включается информационный обмен данными (1) между собой и отдельными их частями.
Учитывая широту толкования и практического использования этого понятия в современном мире информационных преобразований и достижений, под информацией довольно часто понимают в различной интерпретации разные факты и данные, события и явления, а также процессы, происходящие в природе, технике или обществе. К примеру, в некоторых учебниках и пособиях суть информации представляется как некий процесс:
Таким образом, в настоящее время в силу множества различных подходов и взглядов исследователей и практиков на роль, значение и сущность информации в природе и в различных областях деятельности человека единого, четкого и однозначного определения информации пока не выработано.
Под сообщением понимается представленная или переданная информация в различной форме (текст, речь, изображение, цифровые или аналоговые сигналы и т.п.). Причем под элементарным сообщением понимается любой из переданных знаков или сигналов. Сообщения принято рассматривать во времени как непрерывное или дискретное.
Суть информации заключается в том, что она сконцентрирована в знаниях (2), которые получает человек путем осмысливания приходящего к нему сообщения. Если последнее не дает человеку новых для него знаний, то в сообщении информация отсутствует. С другой стороны необходимые новые для человека, но одинаковые по смыслу знания могут содержаться в разных сообщениях, различных по своей природе. Например, доклады ученых о признаках возможной биологической жизни на Марсе были сделаны на конференциях и совещаниях, опубликованы в научных изданиях, публикации на эту тему прошли на радио, в газетах, журналах, а также в электронных изданиях.
Таким образом, формы и объемы сообщений, содержащих одни и те же знания (одну и ту же информацию), могут быть совершенно разными. При этом одну мысль или знания определенного характера, Т.е. одну информацию, можно представить с помощью различных формальных и неформальных языков, с разной степенью подробности, с возможными повторами и Т.д. Любое сообщение имеет собственные характеристики своего описания, в том числе количественного. Например, отправлены данные в цифровой форме объемом 1 Мбайт или получено текстовое сообщение на русском языке объемом 2 кбайт. Наличие же в этих сообщениях самой информации может определить только получатель этого сообщения, извлекая из него для себя новые знания.
Следует отметить, что сведения, пришедшие получателю и уже известные ему, новых знаний не дают, а следовательно, информация в этом случае для получателя равна Нулю. Такие сведения оказываются для него бесполезными, а сообщения бессмысленными и затратными.
Отметим еще одно важное обстоятельство: ошибки, допущенные при формировании сообщения, или возможные искажения последнего в процессе передачи или приема приведут к обязательному изменению формы и, чаще всего, объема сообщения, но информация при этом может нисколько не измениться, а может вероятностным образом частично или полностью уничтожиться.
Знания целесообразно подразделить на стратегические, которые могут быть полезными в будущем, и тактические, отражающие специфику сложившейся ситуации и нужные для образования сиюминутного поведения.
Рассмотрение понятия «информация» с точки зрения смыслового содержания сообщений и получения человеком новых знаний присуще семантическому подходу (или семантике), при котором исследуются отношения сообщений к тем сведениям или знаниям, которые они выражают. В данном случае рассматриваются знаковые системы как средства выражения определенного смысла, устанавливаются зависимости (если они имеются) между структурой знакосочетаний и их выразительными способностями образовывать осмысленные тексты.
Синтаксически правильно выстроенная фраза некоторого сообщения может оказаться неверной в семантическом отношении. Например, сообщение «Длина дороги составляет 1000 тонн» грамматически составлено правильно, однако не имеет никакого смысла.
В настоящее время широко применяется семантический анализ, охватывающий совокупность операций, служащих для представления смысла текста на естественном языке в виде записи на некотором формализованном семантическом (смысловом) языке. При этом моделируется процесс понимания текста человеком. Адекватность моделирования (полнота и точность перевода с естественного языка на семантический) зависит от возможностей семантического языка, разработанности правил перевода, точности соотнесения единиц естественного языка с единицами семантического.
Семантический анализ является одним из этапов автоматического перевода, в процессе которого семантический язык выступает в роли языка-посредника. Разновидностью семантического анализа является индексирование в информационно-поисковых системах, т.е. представление содержания документов и запросов в терминах информационных языков.
В отличие от семантики синтаксический подход (или синтактика) направлен на исследование знаковых систем с точки зрения их синтаксиса, безотносительно к каким бы то ни было интерпретациям и проблемам, связанным с восприятием знаковых систем как средств общения и сообщения. Предметом анализа в данном случае являются: частота появления символов, т. е. знаков кода, связи между ними, порядок следования, их структурная организация, правила построения и преобразования выражений, при помощи которых могут формироваться сообщения. В синтактике сообщения рассматриваются как символы, абстрагированные от содержания, смысла, а также их практической ценности для получателя. Синтактике в есте¬ственном языке соответствует синтаксис.
Третий аспект понятия «информация» рассматривается прагматическим подходом (или прагматикой) и связан с исследованием отношения получаемых сведений непосредственно к получателю. При этом учитываются такие характеристики сведений, как важность, полезность, ценность, актуальность. Например, два следующих сведения: «У пациента зафиксирована температура 39,9 градусов С» и «У пациента зафиксирована температура 36,6 градусов С» по своему объему абсолютно равны. В синтаксическом и семантическом отношении они совершенно не различаются. Однако первое сведение в прагматическом аспекте более важное и актуальное, чем второе, так как оно несет информацию, вызывающую необходимость принятия срочных мер лечебного характера.
Приведенные выше аналитические подходы являются предметом исследований теории знаков (семиотика), в которой знаковые системы изучаются на трех основных уровнях: синтаксическом, семантическом и прагматическом. Информативность сообщений может оцениваться на каждом из трех основных уровней семиотики. В настоящее время наиболее подробно разработана проблема синтаксической оценки информации. Проблема анализа информации на уровне семантического подхода достаточно сложна и находится в стадии методологической разработки. При этом следует сказать, что достаточно универсальных и эффективных математических мер оценки семантической информации еще не получено. Исследование прагматического аспекта информации в связи с отсутствием строгой общенаучной теории важности, полезности или ценности находится на начальном этапе.
Исходя из всего вышесказанного, дадим определение понятию информация. Согласно Закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ информация определяется следующим образом (3):
Учитывая то, что формулировка в Законе носит статический характер наличия или хранения сведений или знаний, целесообразно понятие информации представить шире с учетом ее динамических свойств, рассматриваемых в моменты передачи информации и ее восприятия. Отсюда это понятие представлено следующим образом:
2. Цели получения информации
Для того чтобы лучше разбираться в том, какие знания нужны и как их получать, необходимо определить основные цели получения знаний (или информации) и их применения. В общем можно сформулировать следующие пять основных целей получения информации:
Познавательная цель получения информации направлена на приобретение человеком знаний об устройстве окружающего мира, о законах природы, месте и роли человека, его взаимоотношениях в социальной среде, достижениях НТП и использовании их в практической деятельности, а также знаний в технических, гуманитарных и других областях науки.
Эта цель достигается путем семейного и (или) коллективного обучения и воспитания, самообразования, а также создания многоступенчатой системы образования на государственном или коммерческом уровне (от дошкольного до послевузовского и специального). В результате воспитания и образования человек получает определенный запас (или багаж) стратегических знаний. Чем больше и разнообразнее эти знания, тем более универсально их может использовать человек, тем эффективнее он сможет строить свое поведение, тем шире будет практическая или теоретическая специализация у такого подготовленного к профессиональной деятельности сотрудника. Наличие стратегических знаний и умение их пополнять характеризуют уровень интеллектуального развития человека, на что, впрочем, и нацелены основные задачи построения современного цивилизованного общества.
Познавательные цели могут носить и узкий предметноориентированный характер, направленный на пополнение и углубление уже имеющихся профессиональных знаний. Так, программисты в современном мире для поддержания своего профессионального уровня должны постоянно заниматься образованием(в том числе и самообразованием) и изучением новых программных средств, в большом множестве пополняющих рынок продуктов информационных технологий.
Социально-поведенческие цели получения информации явно не выражены. Они проявляются в повседневной деятельности человека в быту, в его общении с людьми, с окружающей природой, в поведении в социуме и Т.П., т. е. в тех ситуациях, где чаще всего требуются оперативные или тактические знания, складывающиеся на данный момент. Способности к восприятию и переработке информации в таких ситуациях зависят в основном от генетически унаследованных свойств, от присущих моральных принципов поведения и, конечно, от суммы приобретенных знаний в результате воспитания и образования.
Игровые цели получения информации направлены на принятие оптимальных решений участниками игры, которые преследуют в процессе игры противоположные интересы, что представляет собой конфликтную ситуацию. Поскольку участвую¬щие в большинстве конфликтов стороны заинтересованы в том, чтобы скрыть от соперника свои намерения, принятие решений происходит в условиях неопределенности, а получение какой-либо информации о планах (стратегии) играющих и об имеющихся у них ресурсных возможностях снижает неопределенность на стороне получателя этой информации и дает ему больше шансов на выигрыш.
Таким образом, информация позволяет максимизировать вероятность достижения благоприятного результата игры за счет обоснованного разрешения конфликта на основании имеющихся или полученных знаний о вероятных действиях противника.
Конфликтные ситуации характеризуются наличием множества неизвестных факторов и планов противодействующих сторон и отсутствием информации об этом, что создает трудности для непосредственного анализа таких ситуаций, необходимость чего определяется самой целью игры. Учитывая это, была создана теория игр как раздел математики, изучающий методы и модели принятия оптимальных решений в условиях конфликта, т. е. при явлении, в котором участвуют различные стороны, наделенные различными возможностями выбирать доступные для них действия в соответствии с их интересами.
Игра по сути представляет собой процесс непродуктивной деятельности человека, смысл которой заключается не только в результате, но и в самом процессе. Это свойство игры в настоящее время широко используется при проведении так называемых деловых игр. Они позволяют разыгрывать различные ситуации по заданным или разрабатываемым самими участниками игры правилам.
Таким образом, информация, получаемая участниками в процессе деловой игры, приносит им новые знания и навыки поведения в необходимых для их профессиональной деятельности условиях, в ситуациях, имитирующих реальные. Следовательно, такая информация носит также и познавательный характер.
Игра как способ нетривиального получения информации имеет большое значение в воспитании, обучении и развитии как детей и подростков, так и отдельных контингентов специалистов, а также в приобретении ими знаний, обеспечивающих психологическую и интеллектуальную подготовку к будущим жизненным ситуациям.
Управленческие цели получения информации в отличие от других, перечисленных выше, имеют, как правило, хорошо формализуемый характер, так как связаны с задачами управления (5), заключающимися, в свою очередь, в достижении определенных, заранее намеченных целей относительно состояния или поведения выделенного объекта управления.
С понятием «управление» напрямую связано общенаучное определение системы управления как совокупности управляемого объекта и устройства управления (комплекс средств сбора, обработки или преобразования, хранения и передачи информации, а также формирования управляющих решений, сигналов или команд), действие которой направлено на поддержание или улучшение работы объекта. Рассмотрим более подробно суть управления.
Рис. 1.1. Обобщенная структура системы управления
Таким образом, эффективное управление в общем случае возможно только при наличии достаточных, достоверных и своевременных (оперативных) знаний от указанных выше четырех источников информации (Ix, Iy, Is, Iz). Отсюда вывод – любое управление базируется на информации. Этим проблемам посвящена современная наука кибернетика (6).
Объекты управления по своей природе подразделяются на следующие группы:
Объектами управления могут быть разнообразные процессы и технологии:
3. Носители информации
Исходя из определения информации как сведений, из которых человек извлекает знания для управления (целевая функция), эти сведения могут иметь как постоянную форму (статическую), например в виде учебника, изложенного на бумаге, или переменную форму (динамическую), например в виде звукового сообщения, передаваемого человеку человеком или радио.
Таким образом, сведения как источник информации могут быть заложены в природе, записаны человеком или автоматом на каком-либо носителе, находиться на хранении или передаваться от источника к получателю (в этом случае принято говорить о сообщении) и обрабатываться с целью извлечения из них информации.
4. Данные
При постоянной форме сведения представляются в виде каких-то знаков, цифр, чисел, текста, графиков, рисунков, фото и кино снимков и т.д., т.е. в виде данных, которые фиксируются на материальном объекте (например, на бумаге, магнитной или фотопленке и т.п.).
Данные имеют самостоятельные характеристики независимо от информации, которую они содержат. Например, текстовые данные характеризуются языком и алфавитом, размером букв, их расположением (количество в строке и т.п.), стилем оформления и т.д. Числовые данные имеют свои характеристики: система счисления (арабская, римская, дата), отношение к дробной части (фиксированная запятая или плавающая), точность представления и т.д. Одна и та же информация может быть выражена, например, в числовой форме (в виде таблицы, последовательности чисел и т.п.) или В графической (в виде графика, гистограммы и т.п.). Таким образом, необходимо описание формы представления, т. е. описание самих данных независимо от того, какую они несут информацию.
Так, для водителя автомобиля важны данные из технического паспорта на это транспортное средство, характеризующие основные пара метры двигателя, кузова и других составляющих элементов, которые влияют на его эксплуатацию. При этом не важны подробные факты изготовления или сборки этих элементов, например физико-химические свойства исходного сырья(металла, резины, пластмассы и т.п.), используемого при производстве. В другом случае конструкторы автомобиля в обязательном порядке интересуют все отмеченные последние данные, так как они влияют на характеристики надежности, условий производства и других свойств разрабатываемого изделия.
Таким образом, данные служат основой для извлечения определенной информации (если последняя в них содержится, что, впрочем, и необязательно), на базе которой производятся заключения, выводы и решения по управлению.
Если данные отобраны или собраны неверно (не точно определен набор самих параметров или данные содержат ошибки), то такие данные не смогут отразить существенные свойства состояния или поведения объекта управления, которые нужны для объективного и достоверного суждения о нем и принятия разумных решений по его управлению. Если данных для анализа недостаточно, то объем извлекаемой из них необходимой информации может оказаться также не вполне достаточным для принятия решения, а производимые на этом основании выводы будут неполными, что скажется на эффективности управления (следует отметить, что в теории информации и управления разработаны современные методы, позволяющие оптимизировать процессы управления в условиях неполной информации об объекте).
В случае избытка данных применяются специальные методы обработки (фильтрации, сжатия и др.), позволяющие извлекать из них только необходимую информацию для решения поставленной задачи, не затрагивая область избыточности представленного материала, или общего массива данных.Из вышесказанного видно, как велика роль данных в теории информации.
Исходя из этого, разработано множество методов получения данных (отбор, сбор, измерение, передача), которые применяются в разнообразных случаях при решении информационных задач в различных предметных областях науки и практической деятельности человека. В зависимости от поставленных задач используются различные методы обработки данных, которым посвящены отдельные теории. В частности, в настоящее время широко распространены методы цифровой обработки данных с помощью средств вычислительной техники. При этом следует учитывать, что большие объемы самих данных и высокие скорости их обработки не всегда дают гарантию получения человеком точных и достоверных знаний о предмете исследований, Т.е. не всегда приводят к полному извлечению из представленных и обработанных данных необходимой информации.
5. Документы
Ученые и специалисты в научной, производственной, образовательной и других сферах деятельности оперируют научными, техническими и другими сведениями, получаемые в основном из документированных ИР, которые чаще всего транслируются по документальным, а в последнее время все больше и больше по электронным каналам. Именно эти два канала являются основными источниками получения ИР. Основным объектом, который используется для передачи информации по этим каналам, является документ.
В новой редакции Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ (который ранее именовался «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.1995 г. № 24-ФЗ), определение понятию документа отсутствует. Вместо этого дано обобщающее определение документированной информации:
Дадим более широкое толкование документу или документированной информации с учетом задач хранения, обработки и передачи информации:
В соответствии с определением документ представляет собой постоянную или статическую форму представления сведений, причем в широком смысле понимания документ может не иметь реквизитов. Например, древние нерасшифрованные рукописи или неразгаданные рисунки являются по существу историческими документами, в которых заложена определенная информация о событиях, не известных современному человечеству. Такому документу приписываются реквизиты его владельца или места хранения.
3)В дальнейшем в приведенном формате: [Закон > определение] будет приводиться выдержка из Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ.
Источник: Блюмин, А.M. Mировые информационные ресурсы: Учебное пособие / А.М. Блюмин, Н.А. Феоктистов.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К о «, 2011.-296 с.(С.10-28)
6. Определение информационных ресурсов
Любой субъект (мировое сообщество, конкретное государство, регион, город или район, организация, предприятие или хозяйство, отдельный человек или группа лиц) для своей деятельности располагает определенными объемами и видами ресурсов.
Последние подразделяются на отдельные виды ресурсов относительно определенных предметных областей жизни и деятельности человека. Например:
Перечисленные ресурсы имеют первостепенное значение для материального производства особенно в эпоху индустриального общества.
В отличие от большинства перечисленных выше ресурсов информационные ресурсы (ИР) являются продуктом интеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной и творческой части населения, составляют значительную часть национального богатства и относятся к числу возобновляемых благ, так как имеют способность к тиражированию в зависимости от общественной потребности.
В большей своей части эти ресурсы материализованы в виде книг, статей, документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, произведений искусства, литературы и т.п. По существу, эти накопленные людьми знания на протяжении своей истории существования и развития, зачастую отчужденные от своих создателей, рассматриваются как общие стратегические ресурсы, принадлежащие всему человечеству.
Информационные ресурсы объединяют первичную информацию, отражающую знания человека об опыте своей деятельности и сведения об окружающей среде, а также всю вторичную информацию, образующуюся в результате обработки и переработки всей получаемой информации.
С одной стороны определенный объем ИР составляют знания людей, специалистов (экспертные знания). Объем этих знаний неуклонно возрастает в результате более совершенных и целенаправленных научных исследований, ведущих к открытиям и научно-техническим достижениям, более глубокого и широкого образования населения, развития и повсеместно используемых современных средств вычислительной техники, коммуникаций, связи и других факторов.
С другой стороны, основная и большая часть ресурсов представляет собой накопленную информацию, которая фиксировалась на различных носителях на протяжении всего исторического пути развития человечества и продолжает накапливаться и фиксироваться в настоящее время весьма быстрыми темпами (за счет использования современных компьютерных и коммуникационных средств).
Чрезвычайно важно то обстоятельство, что определенным образом собранная и целенаправленно обработанная информация порождает новые знания. Таким образом, информация обладает уникальным свойством репродуцировать (воспроизводить) знания и усиливать эффект их накопления (суммирования), что приводит к постоянному росту ИР.
Следует отметить, что практически до последней четверти ХХ в. ИР не рассматривались с позиций общественно значимой экономической или иной категории, влияющей на состояние и развитие страны. В основном обращалось внимание на культурное наследие той или иной национальности или государства. В настоящее время в эпоху постиндустриального развития общества по своей эффективности использования, важности, полезности и степени значимости ИР играют все большую роль и рассматриваются как приоритетные стратегические ресурсы, сопоставимые с материальными и энергетическими ресурсами.
В современной редакции Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» по сравнению со старой понятие информационного ресурса не приводится, однако в виду важности этого понятия приведем его определение согласно старому закону:
Закон >
Информационный ресурс— отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). |
Учитывая, что эта формулировка носит статический характер наличия или хранения сведений и не затрагивает большую и чрезвычайно важную часть знаний, которыми обладают отдельные люди, образованные и информированные в определенных областях науки и техники, медицины и биологии, литературы и искусства и т. д. (учителя, врачи, ученые, инженеры и т. д., одним словом, эксперты), целесообразно понятие ИР представить шире с учетом динамических свойств, рассматриваемых в моменты передачи информации и ее восприятия. Отсюда это понятие можно представить так:
Закон >
Информационный ресурс— это индивидуальные и коллективные экспертные знания, отдельные документы, отдельные массивы документов, а также документы и их массивы, составляющие базы и банки данных, базы знаний, библиотеки, архивы, фонды, информационные системы и другие системы в определенной предметной тематической области, которые удовлетворяют функциональным потребностям и запросам потребителей информации. |
Информационными ресурсами обладают отдельные люди, коллективы людей, организации, территориальные и национальные образования, города, регионы, страны и в целом весь мир. Если ИР собирается и используется в рамках региона или в рамках одной страны, то говорят о региональных или национальных, государственных ИР.
Государственные информационные ресурсы в России включают:
В том случае если информация пересекает государственные границы и используется на межгосударственном или межнациональном уровне, то говорят о мировых информационных ресурсах.
Учитывая развитие современных информационных технологий, прежде всего повсеместное расширение в мире глобальной сети Интернет, государственные границы для информации теряют свое значение, и она становится доступной для всего человечества. Поэтому вся совокупность ИР, накопленных различными лицами, организациями, регионами, государствами и используемых на межгосударственном уровне, называется мировыми информационными ресурсами.
7. Информационное описание объекта и формирование информационных ресурсов
Все перечисленные в предыдущем параграфе объекты, разные по сути, могут быть представлены в виде одной универсальной модели, которая использует информационное описание объекта. Так, всю информацию об объекте можно представить в виде совокупности разносторонних параметров или показателей, которые характеризуют его состояние и поведение во времени, что показано на рис. 2.
В общем случае вектор у является нелинейной векторной функцией задающих, управляющих и внешних воздействий:
Координаты векторов u и у называют соответственно управляющими и управляемыми координатами. Если объект управления характеризуется одной управляющей и одной управляемой величиной, т.е. векторы u и у имеют по одной координате, то объект называется простым, одномерным или односвязным. Если векторы u и у имеют несколько координат, то объект называется многомерным. При наличии нескольких взаимно связанных координат векторов u и у объект называют многосвязным.
Информация о целях управления заложена в алгоритме управления, который может быть представлен в виде функциональной зависимости
u(t) = F (у, х, f),
где F — некоторая в общем случае нелинейная векторная функция от управляемых параметров у, задающих параметров х и возмущающих воздействий f.
Любые процессы связаны с получением, переработкой или преобразованием, хранением и передачей только трех основных групп объектов: материально-вещественных, энергетических и информационных.
Информация материально-вещественных объектов несет знания о физических и физико-химических свойствах веществ и их составе. Информация энергетических объектов отражает энергетические характеристики процессов. Информационные объекты могут быть описаны набором показателей, например количеством информации в документе, качеством этой информации, характеристиками носителя информации и т.п. Это представлено на рис. 3.
Из представленного рисунка видно, что каждый объект управления имеет свое информационное описание с помощью набора параметров, признаков или показателей, с помощью которых можно получить новые знания о его состоянии и поведении. Если информационное описание фиксируется на материальном носителе или в мозгу человека, то эта информация становится информационным ресурсом.
Таким образом, информация выступает в качестве единого и универсального средства описания всего происходящего в окружающей человека среде и формирования, тем самым, информационных ресурсов для хранения и последующего извлечения из них необходимых для человечества знаний.
8. Возникновение и развитие информационных ресурсов
С начала деятельности человека на земле его взаимоотношения друг с другом и с окружающей средой приносили огромный опыт и накапливающиеся знания, которые выражаются в виде субъективной и объективной информации. При этом непосредственный опыт человека образует первичную информацию, или информацию первого порядка. Знания, полученные человеком в результате обработки первичной информации или в результате некоторых сведений об имеющемся опыте других людей, представляет собой вторичную информацию, или информацию второго порядка. Таким образом, получаемые знания первого или второго порядков человеком фиксируются, сохраняются, обрабатываются и передаются другим людям, что служит основой возникновения информационной деятельности и информационных технологий.
История возникновения и развития ИР показывает динамику развития человека как разумного существа, способного не только эффективно использовать свои умственные и духовные способности для общения между собой и активного взаимодействия с природой, но также создавать методы и средства фиксации, хранения, обработки и передачи информации и таким образом развивать информационные технологии и формировать информационную среду для своего существования. В процессе своего развития человечество создавало и создает новые, все более совершенные, механизмы и технологии производства, хранения, обработки и передачи информации для удовлетворения своих информационных потребностей и обеспечивает тем самым формирование множества ИР.
В истории и развитии ИР условно можно отметить следующие фазы.
Первая фаза связана с возникновения речи и развитием информационного обмена между людьми на речевом и сигнальном уровнях, что позволяло оценивать разнообразный опыт деятельности человека в категориях информации и передавать последнюю от поколения к поколению. Устная информация явилась толчком к развитию речи, которая позволила выделить человека из животных и запустить механизмы информационных технологий.
Вторая фаза развития ИР относится к эпохе возникновения письменности (приблизительно конец 4 — начало 3 тысячелетия до н.э. в Египте и Месопотамии), когда общение между людьми и обмен знаниями перешли на более высокий уровень — на уровень документального общения. При этом возникла технология хранения информации в единичных экземплярах на примитивных носителях (папирус, глина и т.п.), которые можно было перемещать в пространстве и времени. Появились возможности доступа (хотя малого и ограниченного) к информации текущего момента и исторического характера. В те времена создавались первые хранилища документов с информацией, отражающей состояние и поведение отдельных людей и общественной жизни.
Третъя фаза характеризуется появлением печати (в середине ХI в. в Китае, в середине XV в. в Европе, в середине XVI в. в Москве). Это изобретение позволило тиражировать документы в виде книг или газет, распространять их в пространстве, а также формировать библиотеки, архивы и хранилища, Т.е. накапливать источники знаний, сконцентрированные в одном месте, что создало основу системы общего и отраслевого профессионального образования и распространения этих знаний по всему миру. Формируемые таким образом ИР начали приближаться к уровню информационных потребностей человека, которые, в свою очередь, пропорционально вырастали.
Это вызвано быстрым ростом числа документов, отчетов, диссертаций, докладов и т.п., в которых излагаются результаты научных исследований и опытно-конструкторских работ, постоянно увеличивающимся числом периодических изданий по разным областям человеческой деятельности, появлением разнообразных данных (метеорологических, геофизических, медицинских, экономических и др.).
Если в начале XX в. во всем мире насчитывалось примерно 10 тыс. наименований журналов по всем областям знаний, то сейчас ежегодно публикуется около 100 тыс. журнаов более чем на 60 языках, свыше 5 млн. научных статей, книг, брошюр, более 250 тыс. диссертаций и отчетов, Огромное количество документов (отчеты о научно-исследовательских работах, проектная и производственная документация и д.р.) остаются неопубликованными, их число и 3-5 раз превышает опубликованные.
Развитие современных средств вычислительной техники и связи, создание компьютерных сетей, в частности Интернета, привело к расширению сферы науки и образования, сферы влияния электронных средств массовой информации, а следовательно, и к новому взрывному процессу резкого увеличения объема вновь генерируемых ИР, Так, в конце XX — начале XXI вв. это увеличение по сравнению с предыдущим периодом (за первые три четверти XX в, информационный поток увеличился примерно в 30 раз) приняло скачкообразный характер и получило название «информационного взрыва», или «информационной революции».
Таким образом, наступили некоторые противоречия между возможностями человека по восприятию и переработке информации, с одной стороны, и существующими мощными потоками лавинообразно нахлынувшей на него информации и колоссальными массивами хранящихся ИР с другой. При этом возникает информационный «шум», т.е. существует большое количество избыточной информации, которая затрудняет восприятие полезного и нужного для потребителя ИР, а их объемы, распределенные в мировом информационном пространстве, не позволяют ему быстро и эффективно извлекать искомую информацию.
В настоящее время впервые за всю историю человечества темпы роста ИР перекрыли темпы роста информационных потребностей человека, которые приближаются к своему пределу При этом объем ИР в мире продолжает расти так же интенсивно, а информационные потребности остановили свой в силу ограниченных возможностей самого человека усваивать или «переваривать» эти ресурсы. Таким образом, наступила эпоха информационного насыщения, или эпоха информационного кризиса, разрешение которого возможно только за счет НТП в области информационных технологий.
За последние годы широкое использование компьютеров и микропроцессоров, сетей передачи данных, спутниковых и наземных каналов связи позволило объединить мир в единую гигантскую систему, практически не имеющую границ и обеспечивающую хранение колоссальных по объему разнообразных ИР, пополнение и широкие возможности их освоения. Разрабатываются новые методы, оптимизирующие процессы обработки информации (например, распараллеливание процессов), ее хранения (например, сжатие) и распространения.
Современные информационные технологии по формированию и использованию ИР привели к созданию информационной индустрии, которая по своим масштабам и экономическим показателям опередила энергодобывающую, промышленную и сельскохозяйственную индустрии. Она связана как непосредственно с поиском и предоставлением информации, так и с разработкой программного и технического обеспечения и продажей его все большему числу пользователей. При этом возникла проблема экономической оценки как самих ИР, так процессов их хранений и передачи. Появились множественные службы и организации по управлению и распространению ИР, а также программных и технических средств их хранения, переработки и доставки.
В итоге развитие мировых ИР и эволюция информационных технологий на настоящий момент позволили:
9. Классификация информационных ресурсов
Для классификации ИР и разбиения их на определенные виды или категории можно использовать разнообразные признаки. Наиболее обобщенным признаком, не требующим анализа ни семантической, ни синтаксической, ни прагматической составляющих в ИР, служит признак формы представления или фиксации информации. В соответствии с этим признаком классификация ИР представлена на рис. 4.
Исходя из приведенной классификации, все ИР целесообразно разбить на два класса: недокументированные, к которому относят индивидуальные и коллективные знания специалистов, и документированные.
Документированные ИР по признаку закрепления информации подразделяют на текстовые (письменные), графические(чертежи, схемы, графики, карты, диаграммы, картины), фото-, аудио- (грампластинки, аудиокассеты и т. п.), видео- (кинофильмы, диапозитивы, слайды и т. п.) и электронные документы.
По признаку фиксации информации документированные ИР можно также разделить на два класса: зафиксированная и хранящуюся на различного типа материальных носителях (различные материалы: бумага, холст, глина, парафин, фотопленка, кинопленка, магнитная пленка и т. п.) и преобразованная и зафиксированная в электронном виде (память компьютера, дискетка, компакт-диск и т.п.).
По признаку подлинности документированные ИР подразделяются на документы-оригиналы и копированные, или репродуцированные, документы (микрофиши, микрофильмы, ксерокопии. фотокопии и т.п.).
По признаку тематической принадлежности ИР могут быть подразделены на множество тематических областей и подоблестей знаний, например:
Использовать данный признак классификации ИР достаточно сложно, так как один и тот же ресурс может содержать информацию по ряду разнообразных тем. В таком случае ИР включают в соответствующие тематикам виды, и, таким образом, он может встречаться многократно в разных списках.
По признаку ограничения доступа ИР подразделяются на ряд классов, которые определяются законодательством страны или внутренними положениями организаций, владеющих информацией. Так, в Законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» сказано, что «доступ к информации возможность получения информации и ее использования» (ст. 2, п. 6); «конфиденциальность информации—обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя» (ст. 2, п. 7); «ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (ст. 9, п. 1).
Также в Законе прописано: «Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа)» (ст. 5, п. 2) и «Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется:
Таким образом, информация в зависимости от категории доступа разбита на два класса: общедоступную информацию и информацию ограниченного доступа, и в зависимости от порядка ее предоставления или распространения — на 4 класса.
Следует отметить, что Закон гласит: «Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение» (ст. 9, п. 4).
По признаку коммерциализации ИР можно разделить:
ИР от отправителя (коммуникатора) к потребителю (реципиенту) распространяются с помощью устных, документальных и электронных каналов передачи информации. При этом возможны четыре варианта коммерциализации процесса:
В рекламном бизнесе принято предоставлять ИР на платной основе, а получать рекламную информацию бесплатно (по телевидению и радио, путем рассылки газет, рекламных брошюр, установки рекламных щитов и плакатов и т. п.).
Для доступа в Интернет провайдерами устанавливается определенная плата в зависимости от объема получаемой информации или времени нахождения в сети. При этом отдельные ресурсы предоставляются бесплатно, а некоторые имеют свою цену, которую необходимо оплатить предварительно перед получением информации.
10. Роль и значение информационных ресурсов в развитии информационных технологий и в информатизации общества
В старой редакции Закона «Об информации, информатизации и защите информации» понятие информатизации общества трактовалось следующим образом.
В новой редакции Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ понятие информатизации отсутствует, но несмотря на это такой чрезвычайно важный процесс отражен во многих статьях этого Закона, таких как ст. 10. «Распространение информации или предоставление информации»; ст. 11. «Документирование информации»; ст. 12. «Государственное регулирование в сфере применения информационных технологий»; ст. 13. «Информационные системы»; ст. 14. «Государственные информационные системы»; ст. 15. «Использование информационно-телекоммуникационных сетей» и др.
Процесс информатизации общества, способствующий удовлетворению информационных потребностей и реализации прав физических, юридических лиц, а также государственных и общественных структур, включает:
Формирование ИР осуществляется в результате интеллектуальной деятельности человека и представляется в виде документов, книг, статей, алгоритмов и программ, произведений культуры и искусства и т.п., зафиксированных на материальном носителе, или в виде накопленных или накапливаемых знаний в мозгу специалиста (ученого, врача, преподавателя, писателя, художника и т.п.). На выходе этого процесса возникает информационный продукт в вещественной или невещественной форме, предназначенный для распространения, как и любой другой материальный продукт.
Создание информационного продукта происходит по двум побудительным причинам. Первая — это генерация новых идей и реализация активного, инициативного творческого начала человека — мыслителя, ученого или художника. В данном случае отсутствует индивидуальный или общественный запрос или заказ на получение новых ИР в конкретной предметной области знаний.
Вновь созданный информационный продукт является основой развития НТП, а в некоторых случаях влияет кардинальным, скачкообразным образом на его развитие (открытие электричества, телефона, радио, телевидения и т.д.).
Авторы подобного информационного продукта представляют последний обществу, которое зачастую по каким-либо причинам не всегда способно воспринять новизну предложений либо не в состоянии их реализовать при существующем уровне развития НТП. Так было с открытиями Коперника, Галилео, изобретениями Леонардо да Винчи, идеями, высказанными Жюль Верном и воспринятыми на долгие годы как фантастичные и невозможные для практической реализации, и т.п.
Вторая причина создания информационного продукта заключается в выработке новых или представлении уже известных человечеству знаний в определенной предметной области по запросам или заказам потребителей этой информации для эффективного осуществления своей научной, производственной, социальной, общественной и прочей деятельности.
Формирование стратегических информационных ресурсов происходит путем дополнения, накопления и интеграции новых знаний к уже существующим и, следовательно, постоянному их росту, что вызывает потребность создания методических и технических средств работы с возрастающими объемам ИР.
Таким образом, при постоянном совершенствовании производительных сил и производственных отношений в обществе, активизации социальной, политической и другой деятельности его членов потребность в получении разнообразной информации возрастает (по некоторым исследованиям по экспоненциальной кривой). Следовательно, возрастает количество запросов или заказов на требуемую информацию, а вместе с тем возникает необходимость интенсивного развития новых методов и средств, обеспечивающих создание, распространение, передачу и использование ИР.
Когда человек в силу своих ограниченных физических и интеллектуальных возможностей не успевает «переваривать» все больший объем поступающих к нему ИР и окружающей его информации, то ему приходится обращать внимание на информационные технологии, автоматизирующие процессы получения, хранения, переработки и передачи информации. Возникла система взаимовлияния между ИР и информационными технологиями работы с ними. Так, разработка новых методов и средств информационных технологий вызывает новые возможности генерации и использования ИР. В то же время новые и постоянно растущие по своим объемам и направлениям ИР требуют создания новых технологий для их хранения, обработки и передачи.
Интенсивное развитие ИР привело к созданию разнообразных вычислительных средств обработки информации от простейших счет и механических арифмометров до электронных устройств. Именно разработка и развитие электронно-вычислительных машин (ЭВМ) за последние 60 лет явились основой зарождения современных информационных технологий. Эта разработка прошла несколько фаз НТП и характеризуется сменой ряда поколений ЭВМ на разной элементной базе:
1-е поколение ЭВМ на электронных лампах (конец 40-х — начало 50-х гг. XX в.) характеризуется большими габаритными размерами и большим потреблением энергии, малым быстродействием, низкой надежностью, достаточно примитивным программированием (в кодах);
2-е поколение ЭВМ на полупроводниковых элементах (конец 50-х — начало 60-х гг.) характеризуется меньшими габаритными размерами и сниженным потреблением энергии. Все технические характеристики стали лучше. Появились алгоритмические языки для программирования;
3-е поколение ЭВМ на интегральных схемах (конец 60-х — начало 70-х гг.) отличается резким снижением габаритных размеров, повышением надежности, увеличением производительности, расширением структуры с помощью удаленных терминалов;
4-е поколение ЭВМ на больших интегральных схемах и микропроцессорах (середина 70-х гг.) характеризуется массовым выпуском микроЭВМ (настольные и бортовые) с еще более улучшенными техническими характеристиками. Развиваются мощные многопроцессорные вычислительные системы с высокой производительностью;
5-е поколение ЭВМ (с начала 80-х гг.) отличается массовым выпуском персональных компьютеров высокой производительностью и большой памятью. Отмечается переход на децентрализованные методы сбора, обработки и передачи информации, использование распределенной обработки данных, повсеместное применение сетевых информационных технологий. Началась разработка интеллектуальных компьютеров, пока не увенчавшаяся успехом. Создаются подходы к разработке экспертных систем и систем искусственного интеллекта (ИИ).
Конец XX и начало XXI вв. знаменательны разработкой новых средств компьютерной обработки информации и средств связи, что привело к революционному этапу информатизации общества. Происходит целенаправленная интеграция систем обработки и передачи информации. Этому способствовали в основном три технических достижения, приведших к современным информационным технологиям:
На этом этапе возникла информационная индустриализация, опередившая по занятости работников, спросу, предложению и обмену информационными продуктами промышленную индустриализацию. Движущей силой развития общества становится производство в первую очередь информационного продукта, что позволяет производить материальные продукты с информационной точки зрения более емкими, используя при этом более широкие знания в области инновационных решений, в производственно-технологической и экономических сферах, а также в рыночных отношениях. Такое общество, в котором большинство работающих занимается производством, хранением, переработкой и реализацией информации, получило название информационного общества.
Процесс информатизации общества направлен на обеспечение всем его членам возможности доступа к надежным источникам информации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций, а также в пределах своей компетенции осуществляют массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес.
Информатизация общества с учетом индустриального развития и совершенствования методов и средств получения, обработки, преобразования, передачи и использования информации ведет к устранению человека от рутинных операций в работе, обеспечению высокого уровня автоматизации в производственной и социальной сферах, а значит, к снижению материала- и энергоемкости производства и повышению его эффективности, т.е. решающим образом влияет на уровень экономического развития страны, ее обороноспособность и на все стороны проявления социальной деятельности граждан.
В высокоразвитом информационном обществе должно измениться не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, при которой возрастает значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.
Таким образом, деятельность людей будет сосредоточена главным образом на создании и использовании ИР, а производство материальных и энергетических ресурсов в большей свое части будет возложено на машины. В настоящее время закладываются основы построения единого мирового информационного пространства, объединяющего все человечество в информационное сообщество людей.
Материальной и технологической базой информационного общества являются различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.
Ряд ученых выделяют характерные черты информационного общества:
Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:
Исходя из сказанного, в период перехода к информационному обществу каждый член цивилизованного сообщества должен научиться основным принципам и подходам к восприятию и обработке информации, поступающей к нему в больших объемах и по разным каналам, а также овладеть современными средствами, методами и технологией информационной работы, т.е. человек должен освоить определенный уровень культуры по обращению с информацией (освоить информационную культуру).
Информационная культура является продуктом разнообразных творческих способностей человека и должна проявляется в следующих аспектах:
Информационная культура базируется на положениях ряда областей знаний: математики (в том числе теории вероятностей), теории систем, кибернетики, теории информации, информатики и др. Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новых информационных технологий и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода.
Источник:Блюмин, А.M. Mировые информационные ресурсы: Учебное пособие / А.М. Блюмин, Н.А. Феоктистов.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К о «, 2011.-296 с.(С.10-28)