Понятие что такое психологическое консультирование
Психологическое консультирование и его типы: работа с особыми клиентами
Психологическое консультирование во всем мире становится все более популярным способом решения непростых жизненных проблем. Но одно дело повседневные житейские ситуации, и совсем другое, когда возникают особые случаи. Об этом мы сейчас и поговорим.
Понятие психологического консультирования
Понятие «что такое психологическое консультирование» складывается из следующих аспектов:
Понятие «психологическое консультирование» — часть практической психологии, выделившейся из психотерапии и закрывающей запросы на психологическую помощь людей без психических нарушений.
Такое консультирование требуется, когда человек не может сам преодолеть жизненные трудности, такие как:
Психологическое консультирование направлено на то, чтобы:
Основные отличия психологического консультирования от другой помощи подобного плана:
Основы психологического консультирования
Основы психологического консультирования — это прежде всего те принципы, которых должен придерживаться консультант при общении с клиентом:
Психологическое консультирование, в основу которого положены профессиональная и человеческая компетенции консультанта, позволяет клиенту найти приемлемое для себя решение проблемы и взять на себя ответственность за его выполнение.
Психологи различают 6 типов клиентов, приходящих на консультации. Но это касается обычных повседневных проблем. Кроме них в жизни есть особые ситуации, которые приводят на консультации особых клиентов.
Особенности психологического консультирования тревожных клиентов
Тревожность — предупреждение об угрозе и одновременно защита от нее. Тревожный клиент в психологическом консультировании оказывается, как правило, после посещения нескольких врачей, которые так и не смогли поставить определенный диагноз. А между тем основная проблема — нерешенный внутренний конфликт.
Консультирование тревожного клиента начинается с диагностики — сам человек не может объяснить, что с ним творится. В консультировании психологическое состояние тревожных клиентов сравнивается с темным небом, которое угнетающе действует на человека. У тревожных клиентов наблюдается:
Особенности консультирования тревожных клиентов — тревожность часто маскируется под такие эмоции, как агрессия, враждебность, раздражение, многословие и др. или прямо противоположные: холодность, скованность, неразговорчивость и пр. Нужно уметь это распознать.
Консультирование тревожных клиентов опирается на рекомендации дать человеку возможность выговориться, чтобы выразить свое состояние в словах. Тогда тревожность станет объектом, видимым консультанту.
Методы работы с тревожностью:
Консультирование тревожных клиентов — одна из популярных тем для рефератов по психологии.
Психологическое консультирование при реакциях страха и фобии
Страх близок к тревожности, но в отличие от нее всегда имеет конкретный объект. Различают страхи:
Консультирование при реакциях страха и фобиях начинается с диагностики уровня неадекватности страха клиента. В норме страх является регулятором безопасности. Задача психолога — научить человека конструктивно взаимодействовать со своим страхом.
Методы работы со страхами:
Сложнее обстоит дело с фобиями. Их известно более тысячи. В основе фобии — смещение тревожности от первичной ситуации на ситуацию-заместитель вследствии неразрешенного внутреннего конфликта. Работать с фобиями берутся только опытные психологи-консультанты. При этом используются схема Ричарда Бендлера, основанная на НЛП-методах, метод диссоциации, коррекция через расслабление и проживание иерархии страхов и др.
Консультирование при реакции страха и фобии направлено на то, чтобы выявить вторичную выгоду, которую извлекает клиент от их выражения. Это увеличивает шансы понять клиента и справиться с проблемой.
Психологическое консультирование при переживании горя утраты
Чтобы примириться с утратой, нужно последовательно пройти стадии проживания горя: шок, отрицание, агрессию, компромисс, депрессию, осознание. Консультирование при переживании утраты помогает человеку постепенно свыкнуться с фактом потери, оно уместно на каждой стадии проживания горя.
Утраты, как и многие жизненные события, доставляют не только страдание, они часто открывают возможности для личностного роста. Консультирование переживаний утраты может способствовать их реализации.
Особенности консультирования при переживании утраты — облегчение переживаний клиента: выслушивание, сопереживание, сопровождение на всех этапах периода скорби с тем, чтобы человек не застрял ни на одном из них.
Консультирование переживания утраты включает и работу с близкими клиента с целью формирования правильной реакции на его поведение. Консультирование клиентов при переживании утраты — непростая проверка профессионального уровня самого консультанта.
Психологическое консультирование при переживании вины
Консультирование при переживании чувства вины направлено на то, чтобы разобраться, насколько обоснованно это чувство клиента. Есть ли в его ситуации настоящая вина или это невротическое проявление страха.
Консультирование переживания вины направлено на помощь клиенту осознать личную ответственность за свои поступки и изменить поведение в лучшую сторону.
Психологическое консультирование плачущих клиентов
Особенности консультирования плачущих клиентов — в том, что не нужно любым способом стараться их утешить, пусть дадут волю своим эмоциям и проживут их. Конечно, слезы очень мешают правильно построить взаимодействие, и консультирование при плачущих клиентах — это определенное испытание для психолога.
Во время психологического консультирования плачущего клиента психолог не должен принимать его слезы на свой счет. Человек плачет из-за проблем, лежащих в его зоне ответственности.
Консультирование плачущих клиентов, чаще женщин, показывает, что люди кроме как от свалившихся на них проблем, могут плакать от злости. А злости лучше дать выйти наружу, чтобы она не мешала поиску конструктивного выхода из проблемной ситуации.
Консультирование плачущего клиента сначала позволяет ему выплакаться вволю, и только потом приступить к обсуждению своих проблем с консультантом.
Консультирование агрессивных и враждебно настроенных клиентов
Агрессивные и враждебно настроенные люди создают проблемы не только в кабинете психолога. Но ему важно понять, какие обстоятельства вызвали озлобленность человека. От чего он стал защищаться, выбрав эту модель поведения/ Тогда на состояние клиента можно эффективно отреагировать.
Консультирование враждебно настроенных агрессивных клиентов начинается с понижения уровня агрессии. Для этого консультант использует модель эмоционально-нейтрального поведения — спокойно слушает клиента, не вовлекаясь в его переживания. Это дает возможность клиенту прожить свои эмоции и снижает уровень напряженности. После этого появляется возможность конструктивного диалога между ним и консультантом.
Чтобы лучше разобраться в вопросах психологического консультирования, приглашаем вас пройти программу «Психологическое консультирование и коучинг» в Академии дополнительного образования EdPro.
Психологическое консультирование
Психологическое консультирование – это сравнительно новая профессиональная сфера психологической практики, являющаяся разновидностью психологической помощи. Данное направление корнями исходит из психотерапии и направлено оно на клинически здорового индивида, который самостоятельно одолеть житейские трудности не может. Другими словами, ключевая задача этой методики лежит в помощи индивидуумам в отыскивании выхода из сложившихся проблемных обстоятельств, над которыми они одержать победу без посторонней помощи не в состоянии, осознании и изменении малоэффективных поведенческих паттернов для принятия судьбоносных решений, разрешении текущих жизненных сложностей, достижении намеченных целей. По целевому направлению задачи психологического консультирования делятся на коррекционное воздействие, и задачи, устремленные на достижение клиентом личностного роста, саморазвития и жизненной успешности.
Основы психологического консультирования
Консультированием называется совокупность мероприятий, обращенных на оказание помощи субъекту в разрешении повседневных проблем и принятии судьбоносных решений, например, относительно семьи и брака, профессионального роста, самосовершенствования, эффективности межличностного взаимодействия.
Целью данного метода психологической поддержки является помощь индивидам в постижении происходящего на их жизненном пути и достижении намеченной цели, основываясь на осознанном выборе в ходе разрешения эмоциональных проблем и межличностных затруднений.
Все определения психологического консультирования сходны между собой и включают несколько важных позиций.
Психологическое консультирование способствует:
— осознанному выбору личности действовать согласно собственному усмотрению;
— обучению новому поведению;
Сердцевиной данного метода считается «консультативное взаимодействие», происходящее между специалистом и субъектом. Акцент делается на ответственности индивидуума, другими словами, консультирование признает, что самостоятельная и ответственная личность способна принимать и выносить решения в определенных условиях, а задачей консультанта является создание условий, поощряющих волевое поведение индивидуума.
Цели психологического консультирования позаимствованы из различных психотерапевтических концепций. Так, например, последователи психоаналитического направления, задачу консультирования видят в преобразовании в осознанные образы вытесненной в бессознательное информации, помощи клиенту в воссоздании раннего опыта и анализе вытесненных конфликтов, восстановлении базисной личности.
Предопределить цели психологического консультирования довольно не просто, так как цель зависит от клиентских потребностей и теоретической направленности самого консультанта. Ниже представлено несколько универсальных задач консультирования, которые упоминаются теоретиками-практиками различных школ:
— способствовать трансформации поведенческих реакций для более продуктивной жизнедеятельности клиента, повышения уровня удовлетворенности жизнью даже при наличии некоторых непременных социальных ограничений;
— развивать умения преодолевать трудности в ходе столкновений с новыми повседневными обстоятельствами и условиями;
— обеспечить результативное принятие важных решений;
— развивать способность заводить контакты и поддерживать межличностные взаимоотношения;
— облегчить рост личностного потенциала и самореализацию.
Подходы психологического консультирования характеризуются общей системной моделью, которая объединяет между собой шесть вытекающих друг из друга стадий.
На первой стадии происходит исследование проблем. Психолог устанавливает с индивидом контакт (рапорт) и достигает обоюдно направленного доверия: психолог внимательно выслушивает клиента, который повествует о своих житейских трудностях, выражает максимальное сопереживание, предельную искренность, заботу, не прибегает к оцениванию и манипулятивным техникам. Консультант должен выбирать поощрительную тактику, которая способствует углубленному рассмотрению клиентом своих проблем, и отмечать его ощущения, содержание реплик, невербальные поведенческие реакции.
На следующем этапе происходит двумерное определение проблемной ситуации. Консультант устремлен на точную характеристику проблемы клиента, акцентируя при этом и эмоциональные, и когнитивные аспекты. На этой стадии идет уточнение проблемных вопросов до того момента, пока клиент и психолог не будут одинаково их видеть и понимать. Проблемы формулируют конкретными понятиями, которые позволяют осмыслить их причины, а кроме того, нередко, указывают на возможные пути их разрешения. Если возникают неясности и трудности при определении проблем, то следует возвратиться к предшествующей стадии.
Третий этап – это идентификация альтернатив. На нем устанавливаются и обсуждаются потенциальные варианты решения проблем. Консультант при помощи открытых вопросов побуждает субъекта перечислить все возможные альтернативы, которые тот находит подходящими и реальными, способствует нахождению дополнительных вариантов, при этом собственных решений не навязывает. В процессе беседы рекомендуется письменно составить перечень альтернатив для облегчения их сопоставления и сравнения. Нужно отыскать такие варианты решения проблемного вопроса, которые субъект мог бы применить непосредственно.
Четвертая стадия – это планирование. На ней осуществляется критическое оценивание избранных альтернатив. Консультант помогает субъекту понять, какие представленные варианты подходят и выказывают себя реалистичными в соответствии с предыдущим опытом и сегодняшней готовности к изменениям. Составление стратегии реалистичного решения трудных ситуаций направлено также не обретение понимания клиентом, что далеко не все трудности разрешимы: некоторые из них требуют затрат временного ресурса, другие – возможно разрешить частично путем уменьшения их разрушающего и дезорганизующего воздействия. На этом этапе рекомендуется в аспекте решения проблем предусмотреть, какими методами и способами субъект сможет проверить реалистичность решения, предпочтенного им.
Пятая стадия – это непосредственно деятельность, то есть происходит последовательное воплощение намеченной стратегии решения проблем. Психолог помогает клиенту выстраивать деятельность, учитывая обстоятельства, эмоциональные и временные затраты, а также возможности неуспеха в реализации целей. Индивид должен осознать, что частичный провал, еще не становится полным крахом, поэтому следует продолжать осуществлять стратегию разрешения трудностей, направляя все действия на конечную цель.
Последний этап заключается в оценивании и поддержании обратной связи. Субъект совместно с психологом на этом этапе подвергает оценке степень достижения цели (то есть уровня разрешения проблемы) и подводит итог достигнутых результатов. При необходимости возможна детализация и уточнение стратегии решения. В случае появления новых или обнаружения глубоко запрятанных проблем следует возвращаться к предшествующим стадиям.
Описанная модель отражает содержание консультативного процесса и помогает лучше понять, каким образом проистекает конкретное консультирование. На практике процесс консультирования значительно более обширен и зачастую не всегда руководствуется данным алгоритмом. Кроме того, выделение стадий или этапов условно, так как на практике одни этапы соединяются с другими, а их взаимозависимость намного сложнее, нежели представлена в описанной модели.
Виды психологического консультирования
Вследствие того, что в помощи психологической направленности нуждаются люди, принадлежащие различным возрастным категориям, свободные и находящиеся в отношениях, характеризующиеся наличием многообразия проблем, психологическое консультирование подразделяется в зависимости от проблемных ситуаций клиентов и их индивидуальных особенностей на виды, а именно индивидуальное психологическое, групповое, семейное, психолого-педагогическое, профессиональное (деловое) и мультикультурное консультирование.
Прежде всего, выделяют индивидуальное психологическое консультирование (интимно-личностное). К этому виду консультирования обращаются индивиды по вопросам, глубоко затрагивающим их как личность, провоцирующим у них сильнейшие переживания, зачастую тщательно запрятываемые от окружающего социума. К таким проблемам, например, можно отнести психологические расстройства или поведенческие недостатки, которые субъект желает ликвидировать, трудности в личных взаимоотношениях с близкими или иными значимыми лицами, всевозможные страхи, неудачи, заболевания психогенного характера, которые требуют врачебной помощи, глубокое недовольство собой, проблемы в интимной сфере.
Индивидуальное психологическое консультирование одновременно требует закрытых от сторонних лиц взаимоотношений консультант-клиент и доверительных, открытых отношений для взаимодействия между ними. Данный вид консультирования должен проводиться в особой обстановке, поскольку, нередко, напоминает исповедь. Также он не может носить эпизодический либо кратковременный характер, вследствие содержания проблем, на решение которых он целенаправлен. В первый черед, индивидуальное консультирование предполагает, большую психологическую предварительную настройку психолога и самого клиента на процесс, затем – длительный и зачастую нелегкий разговор консультанта с субъектом, после чего наступает длительный период поиска выхода из описанных клиентом трудностей и непосредственно решение проблемы. Последний этап наиболее длительный, поскольку большинство проблемных вопросов интимно-личностной направленности моментально не решается.
Разновидностью этого вида консультирования является возрастное психологическое консультирование, которое включает вопросы психического развития, особенности воспитания, принципы обучения детей различных возрастных подгрупп. Предметом такого консультирования считается динамика развития детской и подростковой психики на определенном возрастном этапе формирования, а также содержание психического развития, что является существенным отличием от остальных видов консультирования. Возрастное психологическое консультирование решает задачи систематичного контроля над ходом формирования психических функций детей для оптимизации и своевременной коррекции.
Групповое консультирование нацелено на саморазвитие и рост участников процесса, освобождение от всего, что становиться на пути к самосовершенствованию. К преимуществам описываемого вида психологической помощи перед индивидуальным консультированием относят:
— участники коллектива могут изучать собственный стиль взаимоотношений с окружением и приобретать более действенные социальные навыки, кроме того, имеют возможность проводить опыты с альтернативными формами поведенческого реагирования;
— клиенты могут обсуждать собственное восприятие окружающих и получать информацию о восприятии их группой и отдельными участниками;
— коллектив отражает, в некотором роде, привычную для его участников среду;
— как правило, группы предлагают участникам понимание, содействие и помощь, что приумножает решимость участников изучать и разрешать проблемные ситуации.
Семейное консультирование предполагает оказание помощи в вопросах, относящихся к семье клиента и взаимоотношениям в ней, касающихся взаимодействия с иным близким окружением. Например, если индивида тревожит предстоящий выбор спутника жизни, оптимальное построение взаимоотношений в будущей или нынешней семье, регулирование взаимодействий в семейной связи, предупреждение и правильный выход из внутрисемейных конфликтов, взаимоотношения супругов между собой и с родней, поведение при разводе, решение различных текущих внутрисемейных проблем, то ему необходимо семейное психологическое консультирование.
Описываемый вид психологической помощи, требует от консультантов знания сути внутрисемейных проблем, способов выхода из тяжелых ситуаций и методов их разрешения.
Психолого-педагогическое консультирование востребовано, когда нужно справляться с трудностями, имеющими связь с обучением либо воспитанием детей, когда необходимо повысить педагогическую квалификацию взрослых лиц или научить управлению различными группами. К тому же, к описываемой разновидности консультирования имеют отношение вопросы психологического обоснования педагогических и воспитательных инноваций, оптимизации средств, методик и программ обучения.
Деловое (профессиональное) консультирование, в свой черед, характеризуется стольким числом разновидностей, сколько существует профессий и видов деятельности. Этот вид помощи рассматривает вопросы, зарождающиеся в процессе занятий субъектами профессиональной деятельностью. Сюда относят вопросы профессиональной ориентации, совершенствования и формирования у индивида умений, организации труда, увеличения работоспособности и др.
Мультикультурное консультирование направлено на взаимодействие с индивидами, которые воспринимают по-разному социальную среду, однако при этом стараются сотрудничать.
Эффективность консультативной помощи клиентам, отличающимся по культурно-опосредованным особенностям (половой ориентации, половой принадлежности, возрасту, профессиональному опыту и тд.), а кроме того, возможность понимания этих клиентов, их требований взаимосвязана с культурными характеристиками психолога и принятой в определенной социальной культуре манеры организации практик психологического консультирования.
Проведение консультативной работы требует наличия ряда личностных качеств и специфических характеристик от психолога-консультанта. Например, индивид, практикующий данную методику, должен непременно иметь высшее психологическое образование, любить людей, быть коммуникабельным, проницательным, терпеливым, хорошим и ответственным.
Психологическое консультирование детей
Задачи психологической поддержки детей и взрослых схожи, но подходы психологического консультирования и методы работы специалиста необходимо модифицировать, вследствие детской несамостоятельности и незрелости.
Психологическое консультирование детей и подростков характеризуется определенной спецификой и являет собой несоизмеримо более сложный процесс, нежели консультирование взрослых лиц.
Выделяют три ключевые особенности психологического консультирования детей:
— малыши практически никогда по собственной инициативе за профессиональной помощью не обращаются к психологам, зачастую, их приводят родители либо педагоги, заметившие некоторые отклонения развития;
— психокоррекционный эффект должен наступить очень быстро, поскольку у детей одна проблема провоцирует появление новых, что будет существенно отражаться на развитии детской психики в целом;
— психолог не может на кроху возложить ответственность за нахождение ответов и решений существующих проблем, так как в детском возрасте мыслительная деятельность и самосознание еще недостаточно сформированы, кроме того, в жизни ребенка все значимые изменения практически полностью зависят от их близкого окружения.
Большинство явных отличий ребенка от взрослого субъекта заключаются в уровне коммуникации, используемой ими. Зависимость дитя от родителей вынуждает психолога-консультанта рассматривать их жизненные трудности в одной связке друг с другом.
Проблемы психологического консультирования детей заключаются в недостаточном взаимопонимании. Малыш ограничен в собственных коммуникативных ресурсах, поскольку, в первый черед, у него недоразвито умение разделять и интегрировать внешнюю среду с душевными переживаниями, во-вторых, его вербальные способности также несовершенны, вследствие недостаточности опыта общения. Отсюда с целью достижения эффективной коммуникации консультанту приходится основываться на поведенческих методах, в большей степени, нежели на вербальных. По причине особенностей детской мыслительной деятельности игровой процесс в терапии приобрел широкое распространение одновременно в качестве одного из ключевых методов установления контакта и эффективной терапевтической техники.
Вследствие несамостоятельности малыша в детское психологическое консультирование всегда включен и взрослый. Значимость роли взрослого имеет зависимость от возрастной категории дитя, чувства ответственности за него. Обычно ребенок на психологическое консультирование приходит с матерью. Ее задачей является предоставление психологу-консультанту предварительных данных о малыше и оказание содействия в планировании коррекционной работы. Общение с матерью предоставляет специалисту возможность дать оценку ее места в детских проблемах, ее собственным эмоциональным расстройствам и получить представление о семейных взаимоотношениях. Отсутствие помощи со стороны близкого окружения малыша, в частности, родителей, серьезно осложняет процесс достижения положительных трансформаций у ребенка.
Определяющим значением в детском развитии обладают именно родительские взаимоотношения и их поведение. Поэтому, нередко, семейное психологическое консультирование или психотерапия родителей может исполнить ведущую роль в модифицировании среды, в которой растет, формируется и воспитывается их чадо.
В связи с недостаточной устойчивостью детей к воздействиям внешних условий, среды стрессам и неумением контролировать ситуации, в которых они находятся, специалист, оказывая им помощь, кладет большую ответственность на собственные плечи.
При коррекционной работе с эмоционально неустойчивым малышом, в первый черед, нужно изменить домашнюю обстановку: чем комфортнее ему будет, тем эффективнее пойдет процесс.
Когда ребенок начинает становиться успешным в областях, в которых ранее терпел неудачи, его отношение к внешней среде будет постепенно меняться. Поскольку он станет осознавать, что окружающий мир абсолютно не враждебен. Задачей консультанта являются действия в интересах маленького индивида. Нередко, решением некоторых проблем может стать помещение ребенка в лагерь на каникулы либо смены школы. В этом случае психолог должен содействовать переводу крохи в новую школу.
Незрелость детей, зачастую, не позволяет сформировать четкую стратегию коррекции. Поскольку малыши не умеют отделять воображаемое от реального. Поэтому им очень сложно отделить реальные события, от ситуаций, существующих исключительно в их воображении. Отсюда вся коррекционная работа должна выстраиваться, исходя из смешения представляемого и действительно существующего, что не способствует достижению быстрых устойчивых результатов.
Психологическое консультирование детей и подростков имеет ряд правил и характеризуется специфическими техниками проведения.
Во-первых, важным условием налаживания контакта с детьми (подростками) и дальнейшего его поддержания является конфиденциальность. Консультанту следует помнить, что все сведения, полученные в процессе консультирования, должны быть применимы исключительно во благо детей.
Следующим не менее серьезным условием эффективного консультирования подростков и детей считается обоюдно направленное доверие. Согласно экзистенциальной концепции Роджерса (гуманистический подход), существует несколько условий взаимоотношений специалиста-консультанта и клиента, которые способствуют личностному росту индивида: способность к сопереживанию со стороны консультанта (эмпатическое понимание), подлинность, безотносительное принятие личности другого. Очень важным для практического психолога является умение слушать партнера. Ведь, нередко, самой эффективной терапией выступает предоставление индивиду возможности выговориться, не опасаясь при этом негативной оценки со стороны партнера или осуждения. Эмпатическое понимание означает умение чутко воспринимать душевные переживания, внутренний мир партнера по общению, правильно понимать смысл услышанного, схватывать внутреннее состояние, улавливать истинные чувства клиента.
Подлинность предполагает умение быть собой, честное отношение к собственной персоне, способность открыто проявлять эмоции, искренне выражать чувства, намерения и мысли.
Безотносительное принятие личности предполагает принятие субъекта таким, какой он есть, то есть без излишнего восхваления или осуждения, готовность выслушать, принять право собеседника на собственное суждение, даже при условии его не совпадения с общепринятым или мнением консультанта.
Особенности психологического консультирования детей заключаются также в отсутствии у детей какой-либо мотивации к взаимодействию с консультантом. Часто они не понимают, зачем их обследуют, так как не тревожатся из-за собственных расстройств. Поэтому психологам, нередко, требуется вся их изобретательность для установления контакта с маленьким индивидом. Это, прежде всего, касается застенчивых, неуверенных в себе малышей, детей с низкой самооценкой и нарушениями поведенческих паттернов, имеющих отрицательный опыт взаимодействия с взрослыми лицами. Дети и подростки, с описанными чертами и проблемами, оказываясь на консультационном приеме у специалиста, испытывают эмоциональное перенапряжение, которое выражается в высокой аффективности и повышенной агрессивности в отношении к специалисту. Проблемы психологического консультирования подростков и малышей также заключаются в сложности установления контакта с ними. Существенной преградой в этом обычно выступает недоверие со стороны малышей, скрытность и стеснительность.
Процесс консультирования маленьких индивидов условно можно разделить на несколько этапов:
— сбор нужных сведений;
— четкое определение проблемного аспекта;
— коррекционные мероприятия и рекомендации;
— суммирование результатов консультационного процесса.
Методы психологического консультирования
К базовым методам консультирования относят: наблюдение, беседу, интервью, эмпатическое и активное слушание. Кроме базовых методов психологи используют еще и специальные методы, возникшие вследствие влияния отдельных психологических школ, основывающихся на определенной методологии и конкретной теории личности.
Наблюдением называется целенаправленное, преднамеренное, систематическое восприятие явлений психики, направленное на изучение их изменений вследствие влияния определенных условий и нахождение смысла таких явлений, если он не известен. Консультант-психолог должен обладать умением наблюдать за вербальным поведением и невербальными проявлениями клиента. Основой для понимания несловесного поведенческого реагирования является знание различных вариантов невербальной речи.
Профессиональная беседа состоит из многообразия техник и приемов, применяемых для достижения соответствующего результата. Огромную роль выполняют техники ведения диалога, стимулирования высказываний, одобрения суждений клиента, краткость и четкость речи консультанта и пр.
Функции и задачи беседы в консультировании заключаются в сборе информации о состоянии психики субъекта, установлении с ним контакта. Кроме того, беседа нередко обладает психотерапевтическим эффектом и способствует снижению тревожности клиента. Консультативная беседа является средством выхода на проблемы, волнующие клиента, служит фоном и сопровождает все психотехники. Беседа может нести четкий структурированный характер, происходить по заранее намеченной стратегии иди программе. В этом случае беседа будет считаться методом интервью, которое бывает:
— стандартизированным, то есть характеризуется четкой тактикой и устойчивой стратегией;
— частично стандартизированным, опирающимся на пластичную тактику и устойчивую стратегию;
— свободно управляемым диагностическим, базирующимся на стойкой стратегии и абсолютно свободной тактике, зависящей от специфики клиента.
Эмпатическим слушанием именуется вид слушания, суть которого лежит в точном воспроизведении чувств собеседника. Такой вид слушания предполагает уход от оценивания, осуждения, избегание толкования скрытых мотивов поведения собеседника. При этом необходимо демонстрировать точное отражение переживания, эмоции клиента, понимать их и принимать.
Активное слушание способствует более точному и правильному пониманию собеседниками друг друга, что позволяет выстроить атмосферу доверия и эмоциональной поддержки. Кроме того, активное слушание помогает расширить осознания проблемы субъектом. В психологическом консультировании этот метод является обязательным.
Психологическое консультирование детей и родителей имеет отличия в используемых методах. Поскольку для детей все вышеприведенные методы должны быть адаптированы соответственно степени зрелости малышей и модифицированы. Так как у детей, зачастую, поведенческие проявления являются основным средством выражения чувств, то успех консультанта зависит от его умения наблюдать, понимать и способности интерпретировать действия крохи.
Техники психологического консультирования
Специфические приемы, которые консультант применяет на каждом этапе процедуры консультирования и в рамках этих этапов, называются техниками консультирования. Они бывают универсальными, успешно применяемыми на любом этапе консультирования, и специфическими, которые наиболее подходят для отдельного этапа процесса.
Техники следует рассматривать в соответствии с этапами модели психологического консультирования.
Первый этап – начало работы и первая процедура, знаменуется встречей субъекта с консультантом. К техникам, применимым для решения этой задачи, относят: приветствие индивида, проведение его на место, выбор индивидом своего места в помещении, выбор консультантом места для себя, методы установления психологического контакта.
Приветственные техники осуществляются через стандартные фразы, например: «Приятно познакомиться», «Рад вас видеть».
Техника «проведение потенциального клиента на место» уместна при первичном посещении субъектом консультации. Выглядит она следующим образом: консультант идет впереди индивида, указывает ему путь и пропускает при входе в рабочий кабинет вперед себя.
Установление положительного настроя клиента является второй процедурой этого этапа. Главной техникой здесь будет установление раппорта. Установить его можно всем, что способно произвести благоприятное впечатление: опрятный вид, соблюдение зоны общения, благожелательное выражение лица.
Третья процедура – это освобождение от психологических барьеров. Клиент ощущает волнение, которое помогут снять специальные техники. Например, можно дать ему побыть немного время одному, включить спокойную, ненавязчивую музыку, которая также будет содействовать созданию благоприятного климата.
Второй этап – сбор информации. Первая процедура охватывает диагностику личности клиента, в рамках которой применяются следующие методы: наблюдение, беседа, интервью.
Прояснение сути проблемы и определение ресурсов клиента является второй процедурой. Применяемые техники: диалог и слушание.
Активизация памяти клиента – третья процедура. Используемые техники: помощь в формулировании высказываний и определении подлинных чувств, психологическая поддержка субъекта, провоцирование клиента, насыщение пауз. С целью оказания субъекту помощи в определении настоящих чувств и их обращении в словесную форму применяют методы активного слушания.
Техника «насыщение паузы» предполагает использование консультантом пауз. Он может их наполнить вопросом или метафорой либо «держать паузу».
На выставлении слов клиента под сомнение основывается техника «провоцирование». Ее цель заключается в помощи субъекту посмотреть с иного бока на сложную ситуацию.
Этап третий – это составление стратегии. Первая процедура включает определение вероятных выходов из проблемных событий. С этой целью применимы следующие техники: совет, информирование индивида, убеждение и разъяснение.
Техника «совет» предполагает выдвижение мнения консультантом и дальнейшую совместную дискуссию.
Техника «информирование» говорит за себя. Немаловажно, чтобы информация, сообщаемая консультантом, соответствовала таким требованиям, как объективность, доступность, конкретность.
Техника «убеждение» состоит в логически изложенной аргументации, доказывающей правильность высказываемого суждения.
Техника «разъяснение» под собой подразумевает развернутое и конкретное разъяснение суждения консультанта в отношении проблемы клиента.
Вторая процедура – это координирование плана действий. Применимые техники: нахождение множественных решений, конкретизация ожидаемого результата, стимулирующие вопросы, установление алгоритма решения.
Перед выработкой конкретной стратеги, нужно максимально расширить вероятные решения. Для этого превосходно подходит методика Дилтса. Предложить субъекту придумать невероятные способы решения проблемного вопроса. Предположений должно быть не менее двадцати.
Психологическое консультирование детей и родителей также имеет отличия в практикуемых техниках, связанное с детской несформированностью и несамостоятельностью.
Этапы психологического консультирования
Немов разработал модель консультирования, включающую следующие базисные этапы психологического процесса: подготовительный, настроечный, диагностический, рекомендательный, контрольный этапы.
Знакомство консультанта с потенциальным клиентом по информации о нем, полученной от других, например, от специалиста психологической консультации, принимавшего заявку на проведение консультации от будущего клиента, а также по записи, находящейся в регистрационном журнале, происходит на подготовительном этапе. Кроме того, на этот этап предполагает подготовку консультанта к консультации. Длится он в среднем до 30 минут.
Второй этап психологического консультирования знаменует встречу субъекта с консультантом. Психолог знакомится с потенциальным клиентом и настраивается на совместное взаимодействие с клиентом. Продолжительность этого этапа составляет не более 7 минут.
На диагностическом этапе консультант выслушивает клиентскую исповедь, проясняет и уточняет проблему, исходя из ее анализа. Ключевым содержанием данного этапа является повествование клиента о собственной персоне и о проблеме. Такое повествование именуется исповедью. Кроме того, описываемый этап может включать психодиагностику субъекта, при необходимости ее проведения с целью уточнения проблемы индивида и нахождения оптимального решения. Точно установить необходимое время для прохождения данного этапа невозможно, поскольку его установление зависит от особенностей проблемы и индивидуальных характеристик клиента.
Рекомендательный этап предполагает формулирование клиентом и консультантом практических рекомендаций для разрешения проблемы. На этом этапе выработанные рекомендации уточняются, конкретизируются, детализируются. Средняя длительность – составляет до 60 минут.
Контрольный этап включает установление норм контроля и порядка оценивания практической реализации полученных клиентом практических советов. Средняя длительность – составляет до 30 минут.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Здравствуйте, Мария. Необходимо научиться быть счастливой и принимать с радостью то хорошее, что Вам дают люди, в частности Ваш молодой человек. Для этого предстоит глубинная работа над собой, над познанием себя. Нет смысла обижаться на то, что уже не можешь изменить в жизни. Можно только принять случившуюся ситуацию.
Разве парень виноват в том, что его жизнь сложилась иначе, чем Ваша. Нет. Но он может сделать счастливой Вас и Ваших будущих детей, если Вы изменитесь внутренне.
Рекомендуем ознакомиться:
https://psihomed.com/samoregulyatsiya/
Обратитесь к психологу пока не поздно.