Понятие что такое анатомия
Анатомия
Анато́мия (от греч. ἀνα- — вновь, сверху и τέμνω — «режу», «рублю») — раздел биологии и конкретно морфологии, изучающий строение тела организмов и их частей на уровне выше клеточного.
Содержание
Наиболее известные ветви анатомии
Область применения и подразделы анатомии
Как многие другие науки, анатомия имеет две стороны: практическую и теоретическую. Первая излагает правила исследования подлежащего материала, способы, приемы и технические средства, при помощи которых приобретаются сведения о строении живых существ; вторая занимается не самым исследованием, а его результатами, то есть описывает эти результаты, объясняет их, приводит в систему и делает им сравнительную оценку. Другими словами, первая есть искусство, вторая — наука анатомии.
В прежнее время анатомические исследования имели своим предметом почти исключительно человека, и только в случае крайности, когда нельзя было располагать человеческими трупами, прибегали к рассечению млекопитающих. Поэтому под собственно анатомией понимали преимущественно анатомию человека (Антропотомия). Позднее наука стала заниматься также строением животных. Таким образом возникла животная анатомия, или зоотомия. Затем начались исследования внутреннего строения растений, что составило новую отрасль науки, растительную анатомию, или фитотомию.
Так как между человеком и позвоночными, а также между всеми животными вообще существует много общего со стороны их анатомического строения, то наука неизбежно должна была прийти к изучению сходств и различий этого строения, и таким образом появилась сравнительная анатомия, которая изучает основные этапы эволюции организма человека и животных. Она связана с палеонтологией и генетикой, составляя важную опору учению о происхождении видов.
Изобретение увеличительных линз позволило увидеть, то, что кажется однородным невооруженному глазу, вследствие этого от анатомии отделилась особая наука под названием микроскопическая анатомия, или гистология, изучающая организмы на тканевом уровне. Изменения строения органических существ, связанные с постепенным развитием их из простого зародыша в зрелую особь, составляют предмет эмбриологии. Последняя вместе с гистологией носит название общей анатомии, и в противоположность этому систематической анатомии дается название частной, или описательной анатомии.
Анатомия здорового человека подразделяется соответственно употребляемому ею методу изложения на систематическую и топографическую.
Систематическая, или описательная, анатомия занимается изучением внешних свойств, вида, положения и взаимной связи органов, рассматривая их в том порядке, в каком они слагаются для образования однородных систем, служащих для достижения одной общей конечной цели. По мере накопления информации и появления новых методов исследований, систематическая анатомия дифференцировалась на ряд научных дисциплин: остеология — учение о костях, с включением суставных хрящей (хондрология); синдесмология — учение о связках между составными частями скелета, которые связывают кости в одно подвижное целое; миология — учение о мышцах; спланхнология — учение о внутренних органах, входящих в состав дыхательной, пищеварительной и мочеполовой систем; ангиология — учение о сосудах, о кровеносной и лимфатической системах; неврология — учение о центральной, периферической нервной системах и ганглиях (нервных узлах); эстезиология — наука об органах чувств; эндокринология — наука о строении и функциях эндокринной системы.
Пластическая анатомия, изучаемая художниками (также скульпторами и некоторыми мультипликаторами), в сущности та же топографическая анатомия, но она обращает преимущественное внимание на внешние очертания тела, пропорции, на зависимость их от внутренних частей, в особенности от мышц в их различных состояниях напряжения, наконец, на общие размеры отдельных частей тела и их взаимные отношения.
Функциональная анатомия ставит задачи выяснения взаимосвязей в строении органов и систем человеческого организма с характером их функционирования, изучает формирование органов на уровне индивидуального развития, определяя крайние пределы изменчивости, что востребовано лечебной практикой.
Большинство болезней сопровождается различными структурными изменениями в положении или строении различных органов и их тканей — исследование этих болезненных изменений составляет предмет так называемой патологической анатомии.
Понятие что такое анатомия
№ 1 Предмет и содержание анатомии. Ее место в ряду биологических дисциплин. Значение анатомии для изучения клинических дисциплин и для медицинской практики.
Анатомия человека — это наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма. Анатомия изучает внешние формы и пропорции тела человека и его частей, отдельные органы, их конструкцию, микроскопическое строение. В задачи анатомии входит исследование основных этапов развития человека в процессе эволюции, особенностей строения тела и отдельных органов в различные возрастные периоды, формирования человеческого организма в условиях внешней среды.
Строение тела человека современная наука рассматривает с позиций диалектического материализма. Изучать анатомию человека следует с учетом функций каждого органа и системы органов. «. Форма и функция обусловливают взаимно друг друга»’. Особенности формы, строения тела человека невозможно понять без анализа функций, равно как нельзя представить себе особенности функции любого органа без понимания его строения. Человеческий организм состоит из большого числа органов, огромного количества клеток, но это не сумма отдельных частей, а единый слаженный живой организм. Поэтому нельзя рассматривать органы без взаимосвязи друг с другом, без объединяющей роли нервной и сосудистой систем.
Знание анатомии в системе медицинского образования неоспоримо. Профессор Московского университета Е. О. Мухин (1766—1850) писал, что «врач не анатом не только не полезен но и вреден». Плохо зная строение тела человека, врач вместо пользы может нанести вред больному. Вот почему, прежде чем начать постигать клинические дисциплины, необходимо изучить анатомию. Анатомия и физиология составляют фундамент медицинского образования, медицинской науки. «Без анатомии нет ни терапии, ни хирургии, а одни лишь приметы да предрассуд. ки», — писал известный акушер-гинеколог А. П. Губарев (1855-1931).
№ 2 Современные принципы и методы анатомического исследования. Рентгенанатомия и значение ее для изучения клинических дисциплин.
Основными методами анатомического исследования являются наблюдение, осмотр тела, вскрытие (от греч. anatome — рассечение, расчленение), а также наблюдение, изучение отдельного органа или группы органов (макроскопическая анатомия), их внутреннего строения (микроскопическая анатомия).
Макроскопическая анатомия (от греч. makros — большой) изучает строение тела, отдельных органов и их частей на уровнях, доступных невооруженному глазу, или при помощи приборов, дающих небольшое увеличение (лупа). Микроскопическая анатомия (от греч. mikros — малый) изучает строение органов при помощи микроскопа. С появлением микроскопов из анатомии выделилась гистология (от греч. histos — ткань) — учение о тканях и цитология (от греч. kytos — клетка) — наука о строении и функциях клетки.
Анатомия широко пользуется современными техническими средствами исследования. Строение скелета, внутренних органов, расположение и вид кровеносных и лимфатических сосудов познают, используя рентгеновское излучение. Внутренние покровы многих полых органов исследуют (в клинике) методами эндоскопии. Для изучения внешних форм и пропорций тела чело века пользуются антропометрическими методами.
№ 3 Оси и плоскости в анатомии. Линии, условно проводимые на поверхности тела, их значение для обозначения проекции органов на кожные покровы (примеры).
Для обозначения положения тела человека в пространстве, расположения его частей относительно друг друга используют понятия о плоскостях и осях. Исходным принято считать такое положение тела, когда человек стоит, ноги вместе, ладони обращены вперед. Человек, как и другие позвоночные, построен по принципу двусторонней (билатеральной) симметрии, тело его делится на две половины — правую и левую. Границей между ними является срединная (медианная) плоскость, расположенная вертикально и ориентированная спереди назад в сагиттальном направлении (от лат. sagitta — стрела). Эту плоскость называют также сагиттальной.
Сагиттальная плоскость отделяет правую половину тела (правый — dexter ) от левой (левый — sinister ). Вертикальная плоскость, ориентированная перпендикулярно сагиттальной и отделяющая переднюю часть тела (передний — ante -, rior ) от задней (задний — pos terior ), называется фронтальной (от лат. frons — лоб). Эта плоскость по своему направлению соответствует плоскости лба. В качестве синонимов терминов «передний» и «задний» при определении положения органов можно использовать соответственно термины «брюшной», или «вентральный» ( ventralis ), «спинной», или «дорсальный» ( dorsalis ).
Горизонтальная плоскость ориентирована перпендикулярно двум предыдущим и отделяет лежащие ниже отделы тела (нижний— inferior ) от вышележащих (верхний — superior ).
Эти три плоскости : сагиттальная, фронтальная и горизонтальная — могут быть проведены через любую точку тела человека; количество плоскостей может быть произвольным. Соответственно плоскостям можно выделить направления (оси), которые позволяют ориентировать органы относительно положения тела. Вертикальная ось (вертикальный — verticalis ) направлена вдоль тела стоящего человека. По этой оси располагаются позвоночный столб и лежащие вдоль него органы (спинной мозг, грудная и брюшная части аорты, грудной проток, пищевод). Вертикальная ось совпадает с продольной осью (продольный — longitudinalis ), которая также ориентирована вдоль тела человека независимо от его положения в пространстве, или вдоль конечности (нога, рука), или вдоль органа, длинные размеры которого преобладают над другими. Фронтальная (поперечная) ось (поперечный — transversus , transversdlis ) по направлению совпадает с фронтальной плоскостью. Эта ось ориентирована справа налево или слева направо. Сагиттальная ось (сагиттальный — sagittalis ) расположена в переднезаднем направлении, как и сагиттальная плоскость.
Для определения проекции границ органов (сердце, легкие, плевра и др.) на поверхности тела условно проводят вертикальные линии, ориентированные вдоль тела человека. Передняя срединная линия, linea mediana anterior , проходит по передней поверхности тела человека, на границе между правой и левой его половинами. Задняя срединная линия, linea mediana poste rior , идет вдоль позвоночного столба, над вершинами остистых отростков позвонков. Между этими двумя линиями с каждой стороны можно провести еще несколько линий через анатомические образования на поверхности тела. Грудинная линия, linea sternalis , идет по краю грудины, среднеключичная линия, linea medioclavicularis , проходит через середину ключицы, нередко совпадает с положением соска молочной железы, в связи с чем ее называют также linea mammildris — сосковая линия. Передняя подмышечная линия, linea axillaris anterior , начинается от одноименной складки ( plica axillaris anterior ) в области подмышечной ямки и идет вдоль тела. Средняя подмышечная линия, linea axillaris media , начинается от самой глубокой точки подмышечной ямки, задняя подмышечная линия, linea axillaris posterior , — от одноименной складки ( plica axillaris posterior ). Лопаточная линия, linea scapuldris , проходит через нижний угол лопатки, околопозвоночная линия, linea paravertebralis , — вдоль позвоночного столба через реберно-поперечные суставы (поперечные отростки позвонков).
№ 4 Анатомия и медицина. Значение анатомических знаний для понимания механизмов заболеваний, их профилактики, диагностики и лечения.
Знание анатомии в системе медицинского образования неоспоримо. Профессор Московского университета Е. О. Мухин (1766—1850) писал, что «врач не анатом не только не полезен но и вреден». Плохо зная строение тела человека, врач вместо пользы может нанести вред больному. Вот почему, прежде чем начать постигать клинические дисциплины, необходимо изучить анатомию. Анатомия и физиология составляют фундамент медицинского образования, медицинской науки. «Без анатомии нет ни терапии, ни хирургии, а одни лишь приметы да предрассуд. ки», — писал известный акушер-гинеколог А. П. Губарев (1855-1931).
№ 5 Методологические принципы анатомии (идея диалектического развития, целостность организма и взаимосвязь его частей, единство строения и функции и др.).
Строение тела человека современная наука рассматривает с позиций диалектического материализма. Изучать анатомию человека следует с учетом функции каждого органа и системы органов. Особенности формы, строения тела человека невозможно понять без анализа функций и строения.
Человеческий организм состоит из большого числа органов, огромного количества клеток, но это не сумма отдельных частей, а единый слаженный живой организм. Поэтому нельзя рассматривать органы без взаимосвязи друг с другом.
Основными методами анатомического исследования являются наблюдение, осмотр тела, вскрытие, а также наблюдение, изучение отдельного органа или группы органов (макроскопическая анатомия), их внутреннего строения (микроскопическая анатомия).
Задача анатомии — изучение строения тела человека с помощью описательного метода по системам (систематический подход) и его формы с учетом функций органов (функциональный подход). При этом во внимание принимаются признаки, характерные для каждого конкретного человека — индивидуума (индивидуальный подход). Одновременно анатомия стремится выяснить причины и факторы, влияющие на человеческий организм, определяющие его строение (причинный, каузальный подход). Анализируя особенности строения тела человека, исследуя каждый орган (аналитический подход), анатомия изучает целостный организм, подходя к нему синтетически. Поэтому анатомия — не только наука аналитическая, но и синтетическая.
№ 6 Индивидуальная изменчивость органов. Понятие о вариантах нормы в строении органов и организма в целом. Типы телосложения.
Так, в соответствии с длиной тела и другими антропометрическими признаками в анатомии выделяют следующие типы телосложения человека: долихоморфный (от греч. dolichos — длинный), для которого характерны узкое и длинное туловище, длинные конечности (астеник); брахиморфный (от греч. brachys — короткий) — короткое, широкое туловище, короткие конечности (гиперстеник); промежуточный тип — мезоморфный (от греч. mesos — средний), наиболее близкий к «идеальному» (нормальному) человеку (нормостеник).
№ 7 Анатомия и возраст человека. Особенности строения органов и тела у детей, подростков, в юношеском, зрелом, пожилом и старческом возрастах. Примеры.
В росте черепа после рождения можно проследить три основных периода. Первый период — до 7-летнего возраста — отличается энергичным ростом черепа, особенно в затылочной части.
На 1-м году жизни ребенка увеличивается толщина костей черепа примерно в 3 раза, в костях свода начинают формироваться наружная и внутренняя пластинки, между ними — диплоэ. Развивается сосцевидный отросток височной кости и в нем — сосцевидные ячейки. В растущих костях продолжают сливаться точки окостенения, образуется костный наружный слуховой проход, который к 5 годам замыкается в костное кольцо. К 7 годам заканчивается слияние частей лобной кости, срастаются части решетчатой кости.
Третий период — от 13 до 20—23 лет — характеризуется интенсивным ростом, преимущественно лицевого отдела черепа, появлением половых отличий. После 13 лет происходит дальнейшее утолщение костей черепа; продолжается пневматизация костей, в результате чего масса черепа относительно уменьшается при сохранении его прочности. К 20 годам окостеневают швы между клиновидной и затылочной костями. Рост основания черепа в длину к этому периоду заканчивается.
После 20 лет, особенно после 30 лет, происходит зарастание швов свода черепа. Первым начинает зарастать сагиттальный шов в задней своей части (22—35 лет), затем венечный—в средней части (24—42 года), сосцевидно-затылочный (30—81 год); чешуйчатый зарастает редко. В старческом возрасте кости черепа становятся более тонкими и хрупкими.
Анатомия
Полезное
Смотреть что такое «Анатомия» в других словарях:
АНАТОМИЯ — (греч. anatome, от ana раз, temnein резать, сечь). Наука о формах строения органических существ. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АНАТОМИЯ греч. anatome, от ana, через, раз, и temnein, резать, сечь.… … Словарь иностранных слов русского языка
АНАТОМИЯ — (от греческого anatome рассечение), наука о строении (преимущественно внутреннем) организма, раздел морфологии. Различают анатомию животных, анатомию растений, анатомию человека (основные разделы нормальная анатомия и патологическая анатомия) и… … Современная энциклопедия
АНАТОМИЯ — АНАТОМИЯ, анатомии, мн. нет, жен. (от греч. anatome разрезание). Наука о внутреннем строении органических тел. Анатомия человека. Анатомия растений. Описательная анатомия. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Анатомия — (от греческого anatome рассечение), наука о строении (преимущественно внутреннем) организма, раздел морфологии. Различают анатомию животных, анатомию растений, анатомию человека (основные разделы нормальная анатомия и патологическая анатомия) и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
АНАТОМИЯ — (от греч. anatome рассечение) наука о строении (преимущественно внутреннем) организма, раздел морфологии. Различают анатомию животных и анатомию растений. Самостоятельными являются анатомия человека (с ее основными разделами нормальной анатомией… … Большой Энциклопедический словарь
АНАТОМИЯ — (от греч. ana tome рассечение, расчленение), раздел морфологии, изучающий форму и строение отд. органов, систем и организма в целом. Осн. метод, применяемый в А., метод рассечения; используют также морфометрию, рентгенографию, разл. методы… … Биологический энциклопедический словарь
Анатомия — (греч.), собственно рассечение, наука о строенииорганических существ. Как многие другие науки, А. имеет две стороны:практическую и теоретическую. Первая излагает правила исследованияподлежащего материала, способы, приемы и технические средства,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
АНАТОМИЯ — (от греч. anatemno рассекаю), первоначально обозначала те знания, к рые можно было получить путем рассечения трупов; позднее ближайшей и главнейшей задачей А. стали считать изучение отдельных систем или механизмов, из совокупности к рых… … Большая медицинская энциклопедия
АНАТОМИЯ — АНАТОМИЯ, отрасль биологической науки, посвященная строению организма. Подразделяется на отрасли на основе разных параметров. Исходя из размеров рассматриваемого объекта различают общую анатомию, которая изучает строение тела невооруженным… … Научно-технический энциклопедический словарь
анатомия — антропотомия Словарь русских синонимов. анатомия сущ., кол во синонимов: 19 • аденология (1) • … Словарь синонимов
АНАТОМИЯ — АНАТОМИЯ, и, жен. Наука о строении организмов. А. животных. А. растений. | прил. анатомический, ая, ое. А. атлас. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Понятие что такое анатомия
Цель урока: знать определение предмета,задачи,значение в клинической практике,основные методы изучения, иметь представление о развитии науки анатомии
План изложения нового материала
1. Наука анатомия, виды и связь с другими науками
2. История развития науки
3. Методы,применяемые в изучении науки
4. Потребности человека
5. Условные плоскости, оси, отделы человека
Порок развития — это стойкие морфологические или функциональные изменения органа или организма, возникающие в результате нарушения развития зародыша, плода или дальнейшего формирования органов после рождения ребенка. Порок развития, который приводит к обезображиванию части тела и обнаруживается при внешнем осмотре, называют уродством.
Аномалия развития— это стойкое отклонение в строении органа или системы органов, не сопровождающееся функциональными нарушениями в обычных условиях, но нередко являющееся причиной дефектов, заболеваний от воздействий внешних, генетических факторов, передаваемыми по наследству от родителей.
2. История анатомии
3.В изучении анатомии применяются методы:
В изучении физиологии используют экспериментальные методы : трансплантация, экстирпация, фистульный метод, катетеризация. Инструментальные методы: электрокардиография, электроэнцефалография, рефлекс, рефлекторная дуга.
4. Потребности человека
5. Плоскости, оси и основные ориентиры в анатомии
Для определения топографии (местоположения) органов используют трехмерное пространство, позволяющее дать ему объемную характеристику. В этих целях через тело человека условно проводят три плоскости: горизонтальную, сагиттальную и фронтальную.
Горизонтальная плоскость делит тело на верхнюю и нижнюю части, сагиттальная — на правую и левую. Сагиттальная плоскость, разделяющая тело человека на две симметричные половины, называется срединной. Фронтальная плоскость проходит перпендикулярно по отношению к сагиттальной и делит тело на переднюю и заднюю части. Через любую точку на поверхности тела можно провести горизонтальную, сагиттальную и фронтальную плоскости. Для определения направлений движений в суставах условно проводят оси: фронтальную, сагиттальную, вертикальную
Терминология, применяемая в изучении анатомии и физиологии
А n а t о m е – рассечение
Ответить на вопросы :
1.Дать определения,что такое анатомия, физиология
2.что такое норма, порок развития, уродство?
3.назовите отечественных анатомов и их вклад в изучение дисциплины
4.Каких физиологов вы знаете и их роль в изучении процессов деятельности человеческого организма?
5.назовите методы изучения анатомии и в чем они заключаются
АНАТОМИЯ
АНАТОМИЯ (греческий anatomē — рассечение, расчленение) — наука о строении и формах организма, органов и тканей человека и животных. Существует также анатомия растений (см. Ботаника). Термин «анатомия» происходит от названия одного из методов изучения, однако анатомия не является только расчленяющей, чисто аналитической наукой. Она исследует тело человека и животных, системы органов и образующих их тканей в их функциональном взаимодействии, в процессе становления и развития. В анатомии, как в любой науке, анализ сочетается с синтезом, за подробным описанием строения следует раскрытие его причинной обусловленности и исследуются объективные законы организации живых систем.
Анатомия человека дает систематизированное описание формы, строения, положения и топографических взаимоотношений частей тела и органов с учетом их возрастных изменений, половых различий и индивидуальных особенностей. Выявляя взаимосвязь между формой и строением органов и их функциями, строением тела человека в целом применительно к условиям существования, анатомия подтверждает одно из основных положений диалектического материализма — взаимосвязь между формой и функцией. Анатомия описывает особенности тела человека в целом, внутреннюю архитектонику и пространственное положение органов в их возникновении, становлении и развитии. Используя данные палеонтологии и зоологии, анатомия изучает эволюцию развития систем и органов у животных — от низших до высших (см. Сравнительная анатомия), исследует строение органов у человека в филогенезе (см. Антропогенез), а также в онтогенезе (см. Эмбриология, Геронтология). Такой всесторонний подход необходим для выявления внутренних и внешних причин, определяющих анатомические особенности человека по сравнению с животными, функциональные приспособления формы и строения органов, возрастные закономерности их развития, половые различия и индивидуальные особенности. Форма и строение тела человека познаются как результат длительной эволюции позвоночных животных и одновременно как результат его индивидуального развития. Сравнение строения тела человека и животных, стоящих на различных ступенях эволюции, позволяет объяснить общность анатомических признаков и одновременно черты различия между формами и строением тела человека и животных, определяющие особое положение человека (см.) в природе.
Используя методы вариационной статистики (см.), анатомия изучает индивидуальную изменчивость форм и строения тела человека и всех составляющих его частей и органов. При этом устанавливаются крайние формы индивидуальных различий и наиболее часто встречающиеся индивидуальные анатомические особенности, выявляются корреляции, закономерности взаимоотношений индивидуальной изменчивости отдельных органов или частей тела и телосложения человека в целом. Многообразие индивидуальной изменчивости формы, строения и положения органов и всего тела в целом определяется влиянием многочисленных внутренних факторов и воздействием внешней среды. Только изучив строение тела человека и правильно поняв, как влияет на организм человека внешняя среда, можно разработать критерии здорового физического развития.
Анатомия вместе с физиологией относится к фундаментальным для медицины дисциплинам.
Детальное знание строения человеческого тела чрезвычайно важно для познания общебиологических закономерностей, являющихся основой научного понимания жизненных отправлений здорового и больного человека, создания правильных представлений о картине болезни, без чего невозможно проведение лечения и осуществление мер профилактики. Значение анатомии для медицины издавна понимали многие выдающиеся анатомы. Везалий (см.), исходя из нерасторжимости связей между анатомией и медициной, писал о том, что анатомия «предназначена для сохранения человеческого здоровья». Без анатомии медицина не могла бы стать научной; это понимали и передовые отечественные врачи. В начале 19 века учитель Н. И. Пирогова крупный русский врач Е. О. Мухин (см.) подчеркивал: «Врач не может выполнять должность свою, не зная анатомии». Выдающийся московский акушер А. П. Губарев отмечал: «Без анатомии нет ни хирургии, ни терапии, а есть только приметы и предрассудки».
Анатомия имеет большое значение для формирования мировоззрения врача. Она вооружает его фактами для диалектико-материалистического познания статики и динамики целого организма и отдельных органов в причинной зависимости от функциональных факторов, физических упражнений, профессиональной обстановки, условий труда и быта. Все это очень важно для раскрытия законов физического развития человека и овладения этими законами.
Анатомия находится в тесных взаимоотношениях с рядом других наук. Она является частью морфологии как раздела биологии. Принято различать макроскопическую анатомию, сфера которой — изучение строения тела и органов, производимое либо невооруженным глазом, либо с помощью оптических приборов, дающих малое увеличение (лупы), и микроскопическую анатомию, которая изучает форму и строение органов и тканей на микроскопическом уровне с помощью светового микроскопа.
Еще более тонкое строение тела, клеточную организацию тканей изучает наука о тканях — гистология (см.) и о клетке — цитология (см.).
Исходным и исторически первоначальным методом изучения строения тела человека и животных является расчленение, анализ, сопровождаемые тщательным описанием наблюдаемых картин. Преобладание описательного направления в практике исследований привело к выделению описательной анатомии. Накопленный ею фактический материал явился фундаментом для разграничения нескольких форм описательной анатомии. В зависимости от плана изложения этого материала различают систематическую, топографическую и пластическую анатомии, а также ответвления анатомия: динамическую, возрастную, типовую, проекционную анатомия и рентгеноанатомию.
Систематическая анатомия описывает форму, строение и расположение органов по системам. Сначала излагается остеология (см.) — учение о костях, составляющих скелет — твердую основу тела; затем синдесмология (см.) — учение о соединениях костей, важнейшей частью которого является артрология (см.) — учение о суставах; потом миология (см.) — учение о мышцах. Строение органов пищеварения, дыхания, мочеотделения и половых органов входит в спланхнологию (см.) — учение о внутренностях. Особыми разделами анатомии являются ангиология (см.), посвященная изучению сосудистой системы (кровеносные и лимфатические сосуды, лимфатические узлы); неврология (см.), изучающая спинной и головной мозг и периферические нервы; эстезиология (см.), изучающая органы чувств; эндокринология (см.), изучающая органы внутренней секреции.
Рентгеноанатомия — особый раздел анатомии, выделившийся в связи с применением открытых К. Рентгеном (см.) лучей для изучения строения организма человека и животных. Она опирается на данные, полученные как при посмертных исследованиях областей тела и органов, так и при диагностической рентгеноскопии и рентгенографии. Данные рентгеноанатомии (см.) служат одной из основ функциональной, динамической, анатомии.
Динамическая анатомия, или кинезиология, изучает всевозможные движения человеческого тела и те морфологические изменения в организме, которые при этом происходят. Полученные результаты используются в спортивной медицине.
Топографическая анатомия описывает форму и строение органов по областям тела, причем особое внимание обращается на взаимное пространственное расположение органов, их отношение к кровеносным сосудам и нервам. Топографической анатомии (см.) в наибольшей степени присущ прикладной, практический характер (отсюда возникли названия «хирургическая анатомия», «клиническая анатомия»).
Пластическая анатомия обращает главное внимание на статику и динамику внешних форм тела, а внутреннее строение рассматривает преимущественно для того, чтобы понять выразительность внешних форм тела человека. Изучая их, врач может судить об изменениях физического и психического состояния больного. Пластическая анатомия имеет большое прикладное значение для изобразительного искусства — живописи, графики, скульптуры, искусства кино и театра.
Возрастная анатомия ставит целью изучить анатомические особенности организма в возрастном аспекте.
Типовая анатомия изучает соотношения между внешними формами тела и его внутренним строением.
Проекционная анатомия изучает проекцию органов на поверхность тела человека.
Содержание
История
Анатомия — одна из древнейших естественных наук. За 3000 лет до нашей эры. в Древнем Китае книга, написанная Гванг Ти, содержала анатомические сведения и иллюстрации. В старинных индусских книгах — Ведах были описаны многие мышцы, нервы, органы и сосуды тела человека. В Древнем Египте жрецы достигли большого искусства в бальзамировании трупов, что требовало известных знаний по анатомии грудной и брюшной полостей и черепа. В античной Греции запрещалось вскрывать трупы людей, поэтому Аристотель (384—322 годы до нашей эры) вскрывал трупы животных, при этом он получил ряд точных сведений по сравнительной анатомии животных. Ему принадлежит термин «аорта», он указал на различие между нервами и сухожилиями. В 3 веке до нашей эры врачи александрийской школы, виднейшими представителями которой были Эразистрат и Герофил, впервые в истории анатомии произвели учебные вскрытия трупов казненных преступников. Ими была описана диафрагма, установлена ее роль в дыхании; они изучили скелет и внутренности, выделили двенадцатиперстную кишку как часть кишечника, куда вливается желчь и сок поджелудочной железы; получили представление о лимфатических сосудах брыжейки, нервах, клапанах сердца, оболочках мозга и так далее. Сочинения александрийских врачей не дошли до нашего времени. Энциклопедию античной медицины и анатомии представляют сочинения древнеримского врача К. Галена (131—211). Вскрывая трупы собак и обезьян и предполагая, что строение тела обезьян близко к строению тела человека, он нередко ошибочно переносил данные, полученные при вскрытии животных, на человека.
Описания Галеном (см.) органов и взгляды на их функции, изложенные в его главном труде «De usu partium» («О назначении частей тела человека»), в течение 14 веков считались непогрешимыми. Католическая церковь признала и утвердила своим авторитетом все, что было написано в книгах Галена.
В эпоху раннего средневековья церковь и светские власти не разрешали вскрытие трупов. В 1238 году медикам университета в Салерно было разрешено производить вскрытие трупа один раз в пять лет. До этого времени изучение анатомии сводилось к перечислению частей тела на основании описания их Галеном и вскрытий домашних животных, обычно свиней [сохранились сочинения, относящиеся к 11 веку, — «Anatomia porci» («Анатомия свиньи») Кофона Старшего и «Demonstratio anatomica» («Анатомическая демонстрация») неизвестного автора]. Первым вскрыл труп в судебно-медицинских целях знаменитый хирург в Болонье Салицето, посвятивший анатомии пять глав своего трактата о хирургии, написанного в 1275 году.
В эпоху позднего средневековья в итальянских университетах Салерно и Болоньи, стоявших на путях экономических связей между странами Зап. Европы и Востока, и во Франции в университетах Монпелье и Парижа с анатомией знакомились по фрагментам сочинений древних авторов, комментированных арабскими учеными из Багдада и Кордовы. Большое влияние на развитие медицины, и в частности анатомии, оказали арабские ученые Ар-Рази (Разес, 850—923), Ибн-Рошд (Аверроэс, 1126—1198), а также Ибн-Сина (Авиценна, 980—1037). Это нашло свое отражение и в вышедшем в Болонье в 1316 году и выдержавшем до 1580 года 25 изданий учебнике анатомии Мондино де Луцци (1275—1326), по которому изучали анатомию в течение двух столетий. Мондино использовал анатомические сведения из сочинений Галена и «Канона» Ибн-Сины (см.). В 1315 году им произведено публичное вскрытие двух женских трупов. В Падуе начиная с 1341 года вскрытия трупов допускались властями два раза в год, как и в Болонском университете, где ранее вскрытие их производили украдкой. В 1368 году Большой совет Венецианской республики специальным декретом разрешил анатомам вскрывать раз в год один труп казненного преступника. В Пражском университете вскрытия человеческих трупов начались с 1400 года, в Парижском — в 1478 года, в Испании — только в середине 16 века.
Ученые-медики позднего средневековья производили редкие церемонии «анатомий» как публичное зрелище, на которое являлись не только студенты, но и вся городская знать. Профессор зачитывал тексты Галена и Ибн-Сины. Вскрывал труп служитель или цирюльник. Нередко вскрытие заканчивалось музыкой. Отсюда возникло название — анатомический театр (theatrum anatomicum).
В эпоху Возрождения гениальный художник и ученый Леонардо да Винчи (см.) первым начал систематически вскрывать и препарировать трупы в целях исследования строения органов человеческого тела. Ему принадлежали первые точные анатомические изображения. В своих замечательных рисунках он обобщил многократные наблюдения анатомических типических фактов. Рисунки он сопровождал заметками и описаниями (рис. 1). Леонардо да Винчи впервые изобразил формы и пропорции всех частей скелета, создал классификацию мышц и использовал законы механики для объяснения строения двигательного аппарата. Он установил, что сердце — полый мускул, содержащий четыре камеры, открыл щитовидную железу, изобразил парные боковые желудочки мозга. Творчество Леонардо да Винчи, его рукописи и анатомические рисунки несомненно оказали влияние на прогресс естествознания вообще и анатомию в частности.
Основателем научной анатомии явился А. Везалий, учившийся в Лувене и Париже. Переехав в Италию, он с 1537 по 1544 годы возглавлял кафедру анатомии университета в Падуе. В 1543 году Везалий (см.) опубликовал книгу: «De humani corporis fabrica» («О строении человеческого тела»; рис. 2). В книге Везалия на основании подробного и для своего времени весьма точного изучения анатомических препаратов приведено систематическое описание органов тела человека. Успех книги Везалия в значительной степени зависел от высокого качества рисунков, исполненных Калькаром (S. Calcar). Представления Везалия о физиологии мало оригинальны по сравнению с воззрениями того времени, но описание строения тела человека на основании произведенных им многочисленных вскрытий трупов явилось революционным событием в естествознании. Везалий опроверг многие ошибочные, канонизированные католической церковью представления Галена о строении тела человека. У Везалия нашлось много последователей, и прежде всего в Северной Италии. Только после работ Везалия профессора анатомии стали лично вскрывать и препарировать трупы в целях исследования строения тела человека и для преподавания анатомии студентам. 16 век стал веком великих анатомических открытий. Фаллопий (G. Fallopius, 1523—1562), Евстахий (В. Eustachius, 1510—1574), Боталло (L. Botallo, 1530—1600), Варолий (С. Varolius, 1543—1575), Коломбо (R. Colombo, 1516—1559) изучили и описали с большими подробностями не только кости и мышцы, но и внутренности, органы чувств, спинной и головной мозг и нервы (см. Боталло, Варолий, Евстахий, Фаллопий).
Сначала редкие вскрытия трупов происходили в случайных помещениях. В 16 веке по идее падуанского анатома Бенедетти (A. Benedetti) для демонстрации вскрытий трупов начинают строиться временные деревянные помещения. На рубеже 17—18 веков к амфитеатру для демонстраций трупов стали присоединять подсобные помещения, кабинеты для исследований.
В 17 веке центр развития анатомической науки перемещается из Италии на север: во Францию, Англию и особенно Нидерланды, чему способствовало основание ряда университетов. Голландские ученые — Сваммердам (J. Swammerdam, 1637—1680) и Рюйш (F. Ruysch, 1638—1731) усовершенствовали метод инъекции кровеносных сосудов окрашенными жидкими и застывающими массами. Рюйш первый организовал анатомический музей из многочисленных анатомических препаратов, пользовавшийся большой известностью (рис. 3), усовершенствовал бальзамирование трупов.
Во Франции в 18 веке начинает развиваться прикладное, хирургическое направление анатомии, заложенное трудами анатома и хирурга Льето (J. Lieutaud, 1703—1780). Виднейшим представителем физиологического направления в морфологии был Галлер (A. Haller, 1708—1777), обобщивший анатомические и физиологические знания своего времени в многотомном труде «Elementa physiologiae corporis humani» («Основы физиологии тела человека»). В Лондоне огромную известность приобрели анатомические коллекции братьев Гунтер (William Hunter, 1718—1783; John Hunter, 1728—1793), имевшие большое значение в развитии анатомических знаний.
В 18 веке начинают издавать первые анатомические атласы — собрания рисунков, иллюстрирующих строение человеческого тела с соответствующим полным или кратким описанием рисунков. Атласы имеют большое значение в преподавании анатомии, обеспечивая наглядность и лучшее запоминание описаний формы, строения и топографии органов. Большую научную и художественную ценность имели атласы Альбина (В. Albinus, 1747), Масканьи (P. Mascagni, 1787), Купера (A. Cooper, 1829). К классическим изданиям относятся также атласы «Icones nervorum capitis» («Изображение нервов головы») Арнольда (F. Arnold) и «Atlas der peripherischen Nervensystems» («Атлас периферической нервной системы») Рюдингера (N. Ruedinger).
В начале 19 века французский анатом Биша(М. F. X. Bichat, 1771—1802) опубликовал знаменитую «Общую анатомию» (1801), в к-рой изложил учение о тканях и обосновал значение закономерностей строения тела для физиологии и патологии. Возникли условия для рождения новой науки — гистологии (см.). Кювье (G. Cuvier, 1769—1832) обобщил огромное количество фактов по сравнительной анатомии современных и ископаемых животных; исходя из идеи целостности организма, он установил принцип корреляции органов. Петербургский ученый К. М. Бэр (1792—1876) открыл яйцеклетку человека и положил начало развитию эмбриологии (см.). Большое значение для развития эмбриологии имели исследования Гиса (W. His, 1831—1904), Бальфура (F. Balfour, 1851—1882), А. О. Ковалевского (1840—1901), И. И. Мечникова (1845—1916) и др. Огромное влияние на развитие анатомии во второй половине 19 века оказали труды Шванна (Т. Schwann, 1810—1882), Мюллера (J. Muller, 1801—1858), Пуркинье (J. Purkinje, 1787—1869), Вирхова (R. Virchow, 1821—1902), Генле (J. Henle, 1809—1885), Келликера (A. Kolliker, 1817—1905) и другие, развивших учение о клетке и тканях; этим было положено начало микроскопической анатомии. Разработанная Дарвином (см.) эволюционная теория обусловила развитие эволюционного направления в анатомии. Важнейшими представителями этого направления в морфологии явились Гегенбаур (С. Gegenbaur, 1826 — 1903) и А. Н. Северцов (1866 — 1936). Ру (W, Roux, 1850 — 1924) и его школа занимались исследованием причин и условий формообразования.
Большинство зарубежных анатомов в конце 19 — начале 20 веков разрабатывало вопросы микроскопической и сравнительной анатомии и эмбриологии. Из анатомических работ этого времени наибольшее влияние на развитие анатомии оказали труды Брауса (Н. Braus, 1868—1924), Киса (А. Keith, 1866—1955), Вуд-Джонса (Wood Jones, 1879—1954) и Рувьера (Н. Rouviere, 1876—1952).
Развитие анатомии в России
Один из первых русских филологов Епифаний Славинецкий (умер в 1675 году) перевел на русский язык сокращенный вариант книги Везалия «Эпитоме». Однако рукопись его утеряна.
При Петре I в основанной им в 1707 году лекарской школе при генеральном госпитале в Москве производились вскрытия трупов. Будучи в Голландии, Петр I многократно посещал музей Рюйша и купил большую коллекцию его препаратов и рецепты изготовления инъекционных масс (в настоящее время препараты Рюйша хранятся в Ленинграде в Кунсткамере АН СССР, в Военно-медицинской академии им. Кирова и в Казанском медицинском институте). Развитие материалистического естествознания в России в 18 веке особенно продвинулось вперед после основания в 1724 году Академии наук и благодаря трудам гениального ученого М. В. Ломоносова (см.). Первым русским анатомом был ученик М. В. Ломоносова А. П. Протасов (1724—1796), известный работами о строении и функциях желудка, о телосложении человека; одним из первых он правильно понял, что изучение А. важно для разработки основ гармонического физического развития человека.
Выдающимся русским анатомом того времени был профессор Московского генерального госпиталя К. И. Щепин (1728—1770). Курс анатомии и ряд других смежных наук на медицинском факультете Московского университета (открытого в 1755 году) читал С. Г. Зыбелин (см.) — автор «Слова о сложениях тела человеческого и о способах, как оные предохранять от болезней», опубликованного в 1777 году М.И. Шеин (1712—1762) создал первый анатомический атлас (рис. 4) «Syllabus,sen index omnium partium corporis humani figuris illustratus» (1744), перевел на русский язык «Сокращенную анатомию, все дело анатомическое кратко в себе заключающую» Гейстера (L. Heister)(Cn6.,1757) и положил много труда на создание русской анатомической терминологии. Н. М. Амбодик-Максимович (см.) в 1783 году издал «Анатомико-физиологический словарь», явившийся вкладом в создание отечественной анатомической терминологии. В 18 веке в Москве был построен первый анатомический театр. В это же время благодаря ряду оригинальных исследований русских ученых отечественная анатомия вышла на арену мировой науки. Так, в 1782 году А. М. Шумлянским опубликовано оригинальное исследование о строении почек.
В 1780 году Д. И. Иванов издал труд о происхождении межреберных нервов, в котором впервые правильно установлены взаимоотношения между спинномозговыми нервами и симпатическим нервным стволом с отходящими от него ветвями.
Большое значение для развития анатомии имело опубликование петербургским ученым К. Ф. Вольфом (см.) в 1759 году книги «Theoria geiierationis», в к-рой показаны последовательные превращения и новообразования органов, происходящие при развитии цыпленка.
В Петербургской медико-хирургической академии возникла крупная русская анатомическая школа. Создателем ее являлся П. А. Загорский (см.), написавший первое оригинальное отечественное руководство по анатомии — «Сокращенная анатомия, или руководство к познанию строения человеческого тела. » (1802). Эта книга служила учебником анатомии в течение нескольких десятилетий. Из школы П. А. Загорского вышли профессора И. Д. Книгин, П. С. Карейша, Я. А. Наранович, а также И. В. Буяльский (см.), крупный анатом я хирург, опубликовавший получившие европейскую известность и признание анатомо-хирургические таблицы. Буяльский первым читал курс пластической анатомии в России. Особое развитие получила топографическая анатмия благодаря деятельности гениального русского ученого — анатома, хирурга и общественного деятеля Н. И. Пирогова (см.). Он создал учение о топографии главных кровеносных сосудов, нервных стволов и о фасциях; предложил для изучения взаимоотношений между органами метод распилов замороженных трупов и метод ледяной скульптуры: на замороженном трупе долотом и молотком удаляют определенные части тела, чтобы открыть и скульптурно представить отдельный орган или взаимоотношения между органами (рис. 5). Огромной славой пользуется знаменитый труд Н. И. Пирогова «Anatome topographica sectionibus per corpus humanum congelatum triplici directione ductis illustrata» («Топографическая иллюстрированная анатомия распилов, проведенных в трех направлениях через замороженное тело человека»), издававшийся с 1852 по 1859 годы.
П. Ф. Лесгафт (см.) развивал функционально-анатомическое направление; итогом его научного творчества явилась книга «Основы теоретической анатомии», в которой выдвигаются и обосновываются идеи взаимной приспособленности формы и функции.
В Московском университете в конце 19 века возникла анатомическая школа Д. Н. Зернова (см.), который известен своими исследованиями индивидуальной изменчивости борозд и извилин коры мозга; им составлен учебник описательной анатомии. Во второй половине 19 века успешно работали анатомы киевской и харьковской школ. Профессором Киевского университета В. А. Бецом (см.) изучены особенности строения коры в различных участках больших полушарий головного мозга, открыты гигантские пирамидные клетки (клетки Беца). Он установил принципы архитектонического расчленения коры мозга на основные области. М.А. Тихомиров (1848—1902) создал учение о вариантах артерий и вен, которое основывалось на принципах развития сосудистой системы в филогенезе. Большой вклад в изучение лимфатической системы желудка, печени и почек внес своими работами (1902, 1904) киевский анатом Ф. А. Стефанис. В Харькове А. К. Белоусов (1848—1908), одним из первых исследовал иннервацию кровеносных сосудов. Профессор анатомии Новороссийского университета Н. А. Батуев (см.) перевел на русский язык и издал анатомический атлас Шпальтегольца — один из лучших атласов, по которому учились многие поколения отечественных медиков.
Современная анатомия
Главнейшим направлением современной анатомии, которое традиционно развивают отечественные ученые, является функциональное.
Функциональный подход к изучению строения тела определяет использование современной анатомией наряду с описательным и экспериментального метода исследования. Широко применяется анатомический эксперимент на животных.
Огромное значение приобрел эволюционный метод исследования. Современная анатомия использует материалы палеонтологии, сравнительной анатомии и эмбриологии.
В СССР благодаря постоянной заботе Партии и Правительства о развитии науки, в связи с ростом числа научных учреждений и вузов появились широчайшие возможности для развития анатомии. Больших успехов достигли Г. М. Иосифов (1870—1933) и Д. А. Жданов (см.), создавшие современное учение о лимфатической системе человека и животных. В. П. Воробьев (см.) развивал функционально-анатомическое направление и пропагандировал понимание строения и формы тела человека в свете фило- и онтогенеза. Его взгляды нашли отражение в книге «Анатомия человека». В результате развития советскими анатомами методов макро- и микроскопического исследования (В. П. Воробьев) фиксированных препаратов и прижизненных отношений органов и тканей в опытах на животных возникли новые взаимоотношения между макро- и микроскопической анатомией и гистологией. В. П. Воробьев раскрыл макро- и микроскопическое пограничное поле исследования, разработал методы избирательной окраски нервов с последующим просветлением препаратов. Он и его ученики исследовали вегетативную иннервацию внутренних органов и кровеносной системы. На протяжении более 50 лет ленинградскую школу анатомов возглавлял В. Н. Тонков (см.). Заслугой его является экспериментально-анатомическое изучение кровеносных сосудов, к-рое показало высокую приспособляемость артерий и вен к меняющимся условиям функционирования. Его ученик Б. А. Долго-Сабуров (см.) продолжил разработку функциональной анатомии кровеносных сосудов и внес много нового в изучение иннервации вен. Велики заслуги в развитии топографической и прикладной анатомии В. Н. Шевкуненко (см.), создавшего свою школу и подготовившего плеяду крупных советских хирургов и топографоанатомов. Важные историко-медицинские исследования осуществил В. Н. Терновский (см.). Благодаря его трудам были изданы на русском языке произведения классиков анатомии — Галена, Ибн-Сины, Везалия, Леонардо да Винчи. Кроме того, ему принадлежит ряд важных трудов по морфологии нервной системы. В. Н. Терновским воспитаны многочисленные кадры анатомов для ряда союзных республик.
Многообразные задачи современной анатомии успешно разрешаются благодаря развитию сложной анатомической техники исследования строения тела человека. Тонкое препарирование производится при рассматривании через бинокулярный микроскоп; при этом препарат находится в воде или на препарируемый участок падают капли воды. Для предупреждения гниения тканей тела и в целях их уплотнения применяю формалин, спирт или сохраняющие цвет тканей жидкости. Ткани препарата для специальных целей могут быть пропитаны парафином или другими веществами. Препараты костей скелета готовят различными способами мацерации. Широко применяется инъекция, то есть наполнение кровеносных и лимфатических сосудов, выводных протоков желез и других полостей различных органов жидкими или застывающими красками. В качестве основы для инъекционных масс используют различные масла, скипидар, воск, канифоль и другие смолы; клей, желатину и ряд свертывающихся и оплотневающих в сосудах белковых жидкостей, целлоидин, синтетический каучук, органическое стекло и другие пластмассы. Применяют также ртуть и смеси легкоплавких металлов. Инъекции производятся шприцем или специальными аппаратами. Инъекция застывающих масс, например восковых, целлулоидных, резиновых, металлических и других, нередко совмещается с коррозией. Этот метод заключается в том, что после инъекции, например артерий, ткани органа растворяются действием кислоты или щелочи, освобождая слепок сосудов, наполненных устойчивой по отношению к разрушающей орган жидкости твердой массой. Большое распространение имеют методы избирательной окраски, например нервной ткани, метиленовым синим по Догелю—Воробьеву с последующим просветлением тканей физико-химическим или физическим способом, а также просвечиванием органа проходящим или отраженным светом.
Развитие новых методик в морфологических исследованиях (электронномикроскопических, гистохимических и других), а также совершенствование микроскопической техники дало возможность анатомам проводить исследование органов и систем вплоть до микроскопического уровня.
Наконец, в современной анатомии широко применяются рентгеноскопия и рентгенография.
Научно-исследовательская работа по анатомии в СССР и за рубежом ведется преимущественно на кафедрах анатомии медвузов и медфакультетов университетов. Советские анатомы успешно развивают различные направления анатомии человека. М. Ф. Иваницкий (1895—1969) — организатор кафедры анатомии Московского иниверситета физической культуры, специалист по динамической анатомии, явился идейным продолжателем трудов П. Ф. Лесгафта; он осуществил также серию исследований по проекционной анатомии. Г. Ф. Иванов (1893—1956), возглавлявший кафедру анатомии 1-го ММИ, развивал экспериментально-анатомические исследования, ему принадлежит руководство «Основы нормальной анатомии человека». Практическая направленность анатомических исследований выразилась, напр., в сотрудничестве анатомов с хирургами при решении задач трансплантации органов. Знаменательной является работа анатомов в пограничных областях знаний, находящихся на стыке анатомии с физиологией, гистологией, антропологией, эмбриологией. Проблемами изучения эмбрионального органогенеза и вегетативной нервной системы занимается Д. М. Голуб со своими учениками.
Заслуживают внимания многолетние исследования М. Г. Привеса по экспериментальной ангиологии и функциональной остеологии. Далеко продвинулось вперед учение о фасциях и клетчаточных пространствах (В. В. Кованов с сотрудниками).
Весьма перспективной оказалась разработка проблемы микроциркуляции морфологическими методами. Важны для медицинской практики исследования по проблемам клинической и хирургической анатомии, проводимые Б. В. Огневым (Москва), Г. Е. Островерховым (Москва), М. А. Сресели (Ленинград), С. С. Михайловым (Москва) и их учениками. Большой вклад в развитие прикладной, эволюционной, функциональной, экспериментальной А. внесли М. С. Спиров, К. И. Кульчицкий, В. Г. Касьяненко, Р. Д. Синельников, В. И. Зяблов, Е. П. Мельман, Н. А. Джавахишвили. Большую работу проводит по изучению морфологических изменений в процессе адаптации человека и животных к условиям высокогорья Я. А. Рахимов с сотрудниками.
Для развития современной анатомии за рубежом также характерно функциональное направление и применение экспериментальных методик.Прогрессивные традиции в макроанатомии продолжают Шумахер (Schumacher) в ГДР; Чигак (R. Cihak), Кос (J. Коз), Мунка (Munka) в ЧССР; Каданов и Банков в НРБ; Оттавиани (G. Ottaviani) в Италии, Кернер (J. Kerner) и Бойд (J. Boyd) в США и др. Наиболее крупными представителями анатомических школ и направлений, применяющих новые методы исследований, являются Баргманн (W. Barg^ mann) в ФРГ, Вольфф (Е. Wolff) и Дельма (A. Delmas) во Франции, Сентаготаи (J. Szentagothai) и Кромпехер (S. Krompecher) в Венгрии, Митчелл (G. A. Mitchell) в Англии, Беннет (S. Bennet), Найслй (W. H. Knisely) в США.
В 20 веке широкое распространение приобрели анатомические атласы; наибольшую известность приобрели атласы Тольдта (С. Toldt), Соботты (J. Sobotta) и особенно Шпальтегольца (W. Spalteholz). Интересен «Стереоскопический атлас по препаратам» Каннингема (R. S. Cunningham), изданный в России под редакцией Дьяконова. Многие руководства по анатомии, напр. Раубера — Копша (A. Rauber, F. Kopsch), Брауса, Рувьера, В. П. Воробьева, Тандлера (J. Tandler), являются одновременно анатомическими атласами. Следует отметить оригинальные атласы Энсона (В. J. Anson), Вольф-Хайдеггера (G. Wolf-Heidegger), а в СССР — В. П. Воробьева (в 5 томах) и Р. Д. Синельникова (в 3 томах).
Серьезным смотром научных достижений морфологических наук, особенно советской анатомии, явился IX Международный анатомический конгресс, проведенный в Ленинграде в 1970 году. Он показал возросший технический уровень работ и глубокую теоретическую вооруженность морфологов.
Международные федеративные конгрессы анатомов созываются Интернациональной федерацией анатомов с 1905 году I конгресс состоялся в Женеве в том же году. II конгресс анатомов был созван в 1910 году в Брюсселе, III — в 1930 году в Амстердаме, IV — в 1936 году в Милане, V — в 1950 году в Оксфорде, VI — в Париже в 1955 году, VII — в Нью-Йорке в 1960 году, VIII — в Висбадене в 1965 году, IX — в Ленинграде в 1970 году. Советские ученые присутствовали и выступали с докладами на всех международных конгрессах анатомов.
Анатомические исследования публикуются в специальных журналах. В СССР продолжает выходить основанный в 1916 году А. С. Догелем «Архив анатомии, гистологии и эмбриологии». Из зарубежных периодических изданий наибольшей известностью пользуются: «Anatomischer Anzeiger» (основан в 1886 году в Германии); «Zeitschrift fur Anatomie und Entwicklungsgeschichte» (1875, Германия); «Gegenbaurs morphologisches Jahrbuch» (1875, Германия); «Journal of Anatomy» (1866, Англия); «Archivio italiano di anatomia e di embriologia» (1902, Италия); «Anatomical Record» (1906, США); «American journal of Anatomy» (1901, США); «Acta ana-tomica» (1945, Швейцария); «Folia morphologica» (Чехословакия); «Acta morphologica» (Венгрия).
Анатомия в медвузах СССР преподается на 1, 2 и 3-м семестрах. Лекционный курс представляет систематическое изложение теоретических положений и фактического материала современной анатомической науки. Студенты должны научиться понимать анатомические данные в свете их функционального значения, рассматривать форму, строение, положение, топографию органов человека как результат сложной причинно обусловленной истории развития, а также понять практическое значение анатомии как основы медицины. Важным условием для успешного проведения лекционного курса является демонстративность лекций, для чего используются натуральные препараты, муляжи, таблицы, диапозитивы и учебные кинофильмы,
На практических занятиях по анатомии студенты изучают фактический материал в процессе анатомического препарирования трупа. Часть практических занятий проводится на готовых препаратах, которые демонстрируются ассистентом и при его активной консультации изучаются студентами индивидуально с помощью атласа. Демонстрация ведется на готовых препаратах с использованием таблиц, рентгенограмм. Ассистент должен подкреплять демонстрации схематическим рисунком на доске, а также препарировать демонстрируемый орган или область в присутствии студентов, чтобы они знакомились с образцовой анатомической техникой и послойной топографией области.
Однако препарирование на трупе — главный, но не единственный метод изучения анатомии. На практических занятиях студенты должны прощупывать на живом человеке и целом трупе костные выступы, суставные щели, мышцы в расслабленном и сокращенном состоянии, артериальные и нервные стволы, исследовать движения в суставах, научиться понимать рельеф тела, представлять проекции органов, сосудов и нервов на поверхность тела.
Каждая кафедра анатомии должна иметь анатомический музей, состоящий из размеченных, снабженных подробными описаниями, рационально смонтированных и размещенных в закрытых витринах препаратов. Здесь и в секционных залах студенты работают самостоятельно.
В большинстве мединститутов по окончании 1-го семестра студенты сдают зачет по анатомии костей, суставов и мышц, во 2-м семестре — зачет по спланхнологии и анатомии центральной нервной системы, 3-й семестр заканчивается экзаменом по всему курсу анатомии. См. также Медицина.
Библиография
История
Руководства и справочные издания
Анатомия человека, под ред. С. С. Михайлова, М., 1973; Воробьев В. П. Атлас анатомии человека, т. 1—5, М.—Л., 1946—1948; Воробьев В. П. и Иванов Г. Ф. Краткий учебник анатомии человека, т. 1—2, М.—Л., 1936; Зернов Д. Н. Руководство описательной анатомии человека, М., 1938; Иванов Г. Ф. Основы нормальной анатомии человека,т 1—2 М., 1949; Курс топографической анатомии, под ред В. Н. Шевкуненко, Л.—М 1935; Лубоцкий Д. Н. Основы топографической анатомии, М., 1953; Лысенков Н. К. и Бушкович В. И. Нормальная анатомия человека, М., 1943; Островерхов Г. Е., Лубоцкий Д. Н. и Бомаш Ю. М. Оперативная хирургия и топографическая анатомия, М., 1972, библиогр.; Павлов Г. М. и Павлова В. Н. Пластическая анатомия, М., 1967; Привес М. Г., Лысенков Н. К. и Бушкович В. И. Анатомия человека, Л., 1969; Синельников Р. Д. Атлас анатомии человека, т. 1—3, М., 1967—1968; Тонков В. Н. Учебник нормальной анатомии человека, Л., 1962; Ansоn В. J. An atlas of human anatomy, Philadelphia — L., 1963; Вenninghоff A. Lehrbuch der Anatomie des Menschen, Bd 1—3, München — В., 1939—1950; Вraus H. Anatomie des Menschen, Bd 1—4, В. — Heidelberg, 1929—1939; Соrning Н. К. Lehrbuch der topographischen Anatomie, München. 1944; Cunningham D. J. Textbook of anatomy, L. a. o., 1947; Grant J. С. В. A method of anatomy, Baltimore, 1948; Gray’s anatomy, ed. by D. V. Davies a. R. E. Coupland, L., 1967, bibliogr.; Kiss F. u. Szentagothai J. Anatomischer Atlas des menschlichen Korpers, Bd 1—3, Lpz., 1970; Krogman W. M. Bibliography of human morphology 1914—1939, Chicago, 1941; Lambertini G. Anatomia dell’uomo, v. 1—7, Napoli, 1954—1955; Marshall C. An introduction to human anatomy, Philadelphia — L., 1955; Rauber A. u. Коpsсh F. Lehrbuch und Atlas der Anatomie des Menschen. Bd 1—3, Lpz., 1951—1953; Rogalski T. Anatomia czlowieka, v. 1—2, Warszawa, 1954; Rouvière H. Anatomie humaine, t. 1—3, P., 1954; Sobotta J. Atlas der descriptiven Anatomie des Menschen, Bd 1—3, München — В., 1953; Spaltehоlz W. Handatlas und Lehrbuch der Anatomie des Menschen, Amsterdam, 1954; Testut L. et Latarjet A. Traité d’anatomie humaine, t. 1—5, P., 1948—1949; Tittel K. Beschreibende und funktionelle Anatomie des Menschen, Jena, 1970, Bibliogr.; Toldt C. An atlas of human anatomy, N. Y., 1942; Woerbeman M. W. Atlas of human anatomy, v. 1—3, Amsterdam, 1948—1956.
Периодические издания
Архив анатомии, гистологии и эмбриологии, Л.—М., с 1931; Русский архив анатомии, гистологии и эмбриологии, Л., 1916—1930; Acta anatomica, Basel — N. Y., с 1945; American Journal of Anatomy, Philadelphia, с 1901; Anatomical Record, Philadelphia, с 1906; Anatomischer Anzeiger, Jena, с 1886; Archiv für Anatomie und Physiologic, Lpz., 1877—1920; Archivio italiano di anatomia e di embriologia, Firenze, с 1902; Ergebnisse der Anatomie und Entwicklungsgeschichte, Wiesbaden, с 1892; Excerpta medica, Section I — Anatomy, Anthropology, Embryology and Histology, Amsterdam, с 1947; Journal of Anatomy, L., с 1866; Morphologisches Jahrbuch, Lpz., с 1875; Zeitschrift fur Anatomie und Entwicklungsgeschichte, В., с 1875.
Д. А. Жданов, В. В. Куприянов.