Понтифик что это такое
Понтифик
Понтифик (лат. pontifex, буквально – мостостроитель, от pontis – мост (родительный падеж) и facio – делать) — член высшей коллегии жрецов в Древнем Риме, которая управляла религиозными делами в государстве. Иногда переводят в русском языке как понтификс.
Значение понтификов в области юриспруденции и религиозного права было особенно велико в первое время республики, пока плебеи ещё не были уравнены в правах с патрициями. После допуска плебеев в понтификат в 300 году до нашей эры влияние коллегии начало постепенно падать. Первым великим понтификом из плебеев стал Тиберий Корунканий в 254 году до н. э.
Ещё одно событие, подорвавшее авторитет понтификата, случилось в 131 году до н. э., когда консул Лициний Красс отправился с войском в ближнюю Азию, несмотря на то, что не имел права покидать Италию, будучи великим понтификом. После этого случая закон, запрещавший великому понтифику выезжать из Италийского полуострова не нарушали до 1-го века до нашей эры, пока Гай Юлий Цезарь в сане великого понтифика не отправился воевать в Галлию. С дальнейшем разрушением основ республиканских ценностей падал и авторитет понтификата. Август вновь укрепил значение коллегии, сделав титул великого понтифика исключительно императорским. Для исполнения административных обязанностей со 155 года нашей эры была учреждена должность промагистра, которого назначали на один год.
Верховный Понтифик
Верховный понтифик (лат. Pontifex Maximus, буквально «Великий строитель мостов») — верховный жрец, глава коллегии понтификов. Первоначально высшая жреческая должность в Древнем Риме, была пожизненной. В 753-712 годах до н. э. должность занимали цари.
Интересно, что понтификат пережил язычество в Древнем Риме. Грациан в 382 году отказался от титула великого понтифика только для того, чтобы порвать связь с древней религией. Позднее титул великого понтифика перешел к римскому первосвященнику — папе.
Реконструкция
Для реконструкции понтифика необходимо иметь в первую очередь шерстяную тунику с красными полосками и белую тогу с красной каймой по периметру. Жёстких ограничений по выбору обуви нет, понтифики могли носить сандалии и кальцеи. Также реконструктору необходимо изготовить копии жреческих инсигний.
Схожие темы
Литература
Понтифекс // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
Понтифик // «Словарь греческих и римских древностей» Уильяма Смита, Лондон, 1870, сс. 939—942.
Сморчков А.М. Коллегия понтификов // Жреческие коллегии в Раннем Риме. М., 2001;
Kavanagh B.J. Pontifices, Bridge-Making and Ribezzo Revisited // Glotta. 2000. Vol. 76. № 1–2
Bleicken J. Oberpontifex und Pontifikalkollegium: Eine Studie zur Römischen Sakralverfassung // Hermes. 1957. Bd 85. № 3
Wissowa G. Religion und Kultus der Römer. Münch., 1912
Что такое «понтифик»?
Мои дорогие читатели! Приношу извинения за перерыв в выпусках «Ликбеза» и надеюсь, в дальнейшем мы будем встречаться с вами более регулярно. А очередной выпуск посвящён хотя и печальному, но актуальному вопросу – кто такой понтифик? Почему понтификом называют папу римского, и что точно значит это слово?
Понтифик (лат. pontifex – «возглавляющий») – глава католической церкви; первосвященник, папа. Понтификат – власть в период правления понтифика.
Изначально понтифик – это гражданский титул в Древнем Риме. Титул понтифика носил правитель, совмещающий светские управленческие и религиозные обязанности; член коллегии языческих жрецов, ведавшей общегосударственными делами, составлением календаря, толкованием гражданского права etc. Верховный жрец назывался, соответственно, великий понтифик, «понтифекс максимус». Роль понтификов была так велика, что титул великого понтифика носили сами римские императоры – великим понтификом был избран Юлий Цезарь, затем император Август; с этого времени титул соединялся со званием императора.
Вроде всё понятно: понтифик – верховный языческий жрец в Древнем Риме. Но при чём здесь тогда католики и римский папа?!
А очень просто: этот титул унаследован исторически. Римских епископов стали называть понтификами после упразднения языческого жречества, когда официальной религией Рима было провозглашено христианство. Кстати, впервые римского папу назвал «великим понтификом» – в ироническом смысле – известный богослов Тертуллиан.
Уже в середине V века словосочетание «великий понтифик» употреблялось в качестве почётного титула папы. Ну а в XVI веке титул «Верховный понтифик вселенской Церкви» был утвержден как часть полного папского титула. Вот такой интересный пример приспособления церковью языческого символа к новым задачам и для вытеснения язычества из жизни общества и человека.
Что же касается буквального значения слова понтифик, то это «возводящий мост, строитель мостов», т.е. соединяющий мостом два мира; служащий мостом между богами и людьми, образно говоря. Pоntifex образовано от pons (мост) + facio (создание). Такое «мостостроительное» название связано с тем, что жрецы-понтифики первоначально должны были наблюдать за строительством моста через Тибр, как важного центра религиозных церемоний. Некоторые исследователи добавляют, что понтифики были вообще инженерами, которым одним были известны тайны чисел и мер. Отсюда их обязанности по составлению календаря, наблюдению за правильным следованием праздников и подобным.
Понтифик
Вели́кий понти́фик (лат. Pontifex Maximus ) — первоначально — высшая жреческая должность в Древнем Риме, была пожизненной. В 753—712 гг. до н. э. должность занимали цари.
Великий понтифик был главой Коллегии понтификов и руководил так называемым жреческим царём, фламинами и весталками. Если кто-то из жрецов или самих понтификов нарушал свои обязанности, Великий понтифик налагал на него штраф (multa). Хотя народ имел право критиковать решения понтифика, в известных историкам случаях он их поддерживал. Великий понтифик вёл также ежегодные официальные записи предзнаменований (annales maximi).
Для выбора Великого понтифика в трибутных комициях выбирались по жребию 17 из 35 триб и они голосовали поодиночке. Этот порядок был отменён Суллой, но в 63 до н. э. восстановлен Лабиеном. После Августа должность стала присваиваться главным образом императорам. Грациан в 382 г. отменил этот порядок. Позже Великими (Верховными) понтификами стали титуловаться римские Папы, таким образом, должность великого понтифика можно считать самой древней непрерывно функционирующей должностью в Европе.
Великие понтифики
Полезное
Смотреть что такое «Понтифик» в других словарях:
понтифик — а, м., одуш. (лат. pontifex (pontificis) жрец). 1. Член высшей коллегии жрецов в Др. Риме. 2. То же, что Папа. Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина. М: Русский язык, 1998 … Словарь иностранных слов русского языка
понтифик — сущ., кол во синонимов: 9 • глава ватикана (8) • глава римско католической церкви (8) • … Словарь синонимов
понтифик — а, м. В Древнем Риме: член высшей жреческой коллегии, осуществлявшей общий надзор за религиозными обрядами, ведавшей всеми вопросами культа. Великий понтифик. Избрать понтифика. Этимология: От латинского pontifex, pontificis ‘понтифик’, ‘жрец’.… … Популярный словарь русского языка
Понтифик — м. Верховный глава католической церкви; папа II. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
понтифик — понтифик, понтифики, понтифика, понтификов, понтифику, понтификам, понтифика, понтификов, понтификом, понтификами, понтифике, понтификах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
ПОНТИФИК — • Pontifex. П. составляли у римлян жреческую коллегию, которой был поручен надзор и управление всем религиозным бытом, общественным и частным богослужением. Имя производили от pons и facere, потому де, что П. построили и содержали… … Реальный словарь классических древностей
понтифик — понт ифик, а и понт ифекс, а … Русский орфографический словарь
Понтифик — понтифики члены одной из важнейших греч. коллегий (состояла первонач. из 3, затем из 6 чел.) в Др. Риме, глава к рой с титулом «великого понтифика» обладал обширными полномочиями. Кроме высшего надзора за культом П. составляли и… … Древний мир. Энциклопедический словарь
понтифик — (2 м); мн. понти/фики, Р. понти/фиков … Орфографический словарь русского языка
Понтифик святой — ♦ (ENG Pontiff, the Holy) (лат. pontifex высший священник) титул папы в римско католической традиции … Вестминстерский словарь теологических терминов
Понтифик что это такое
Римские понтифики составляли самую знаменитую из великих жреческих коллегий. Их учреждение, как и все важные дела религии, приписывалось Нуме (Liv. I. 20; Dionys. II. 73). Число понтификов, назначенных этим царем, равнялось четырем (Liv. X. 6), их возглавлял верховный понтифик (pontifex maximus), которого обычно не включали, называя общее число понтификов. Однако Цицерон (de Re Publ. II. 14) включает верховного понтифика, когда говорит, что Нума назначил пять понтификов. Нибур (Hist. of Rome, I. p. 302, &c.; ср. III. p. 410; Liv. X. 6; Cic. de Re Publ. II. 9) с большой вероятностью предполагает, что первоначальное число понтификов — четыре, не считая верховного понтифика, — было связано с двумя древнейшими трибами римского народа, рамнами и тициями, так что каждую трибу представляли два понтифика. В 300 г. до н. э. закон Огульния увеличил число понтификов до восьми или, включая верховного понтифика, до девяти, и четверо из них должны были быть плебеями (Liv. X. 6). Однако верховный понтифик оставался патрицием до 254 г. до н. э., когда Тиберий Корунканий стал первым плебеем, удостоенным этого звания (Liv. Epit. 18). Это число понтификов долгое время оставалось неизменным — пока в 81 г. до н. э. диктатор Сулла не увеличил его до пятнадцати (Liv. Epit. 89), а Юлий Цезарь — до шестнадцати (Dion Cass. XLII. 51). В обоих случаях число включает верховного понтифика. В период империи количество понтификов изменялось, хотя в целом нормальным числом, по-видимому, было пятнадцать.
Способы назначения понтификов тоже были различными в разное время. По-видимому, после учреждения Нумой коллегия имела право кооптации, то есть, если член коллегии умирал (ибо все понтифики занимали должность пожизненно), остальные члены собирались и выбирали его преемника, которого авгуры после избрания вводили в должность (Dionys. II. 22, 73). Это избрание иногда называлось captio (Gellius, I. 12). Ливий (XXV. 5) пишет об избрании верховного понтифика в комициях (вероятно, трибутных) в 212 г. до н. э. как об обычном способе назначения этого первосвященника. Но сообщая о событиях 181 г. до н. э., он вновь утверждает, что назначение верховного понтифика совершалось путем кооптации коллегией (Liv. XL. 42). Неясно (если только Ливий не выражается небрежно), как возникла эта непоследовательность (см. Göttling, l. c. p. 375); ибо, насколько нам известно, первую попытку лишить коллегию права кооптации и передать право избрания народу предпринял только трибун Г. Лициний Красс в 145 г. до н. э., но этому помешал претор Г. Лелий (Cic. de Am. 25, Brut. 21, de Nat. Deor. III. 2). В 104 г. до н. э. эту попытку успешно повторил трибун Гн. Домиций Агенобарб, и тогда был принят закон (Lex Domitia), передавший народу (вероятно, трибутным комициям) право избрания членов великих жреческих коллегий; то есть, народ избирал кандидата, который затем становился членом коллегии путем кооптации самими жрецами, так что кооптация была все еще необходима, но превратилась в простую формальность (Cic. de Leg. Agr. II. 7, Epist. ad Brut. I. 5; Vell. Pat. II. 12; Sueton. Nero, 2). Сулла отменил закон Домиция, приняв закон Корнелия о жречестве (lex Cornelia de Sacerdotiis, 81 г. до н. э.), вернувший великим жреческим коллегиям полное право кооптации (Liv. Epit. 89; Pseudo-Ascon. in Divinat. p. 102, ed. Orelli; Dion Cass. XXXVII. 37). В 63 г. до н. э. закон Суллы был отменен, но не в полном объеме, ибо теперь было установлено, что при возникновении вакансии сама коллегия должна назвать двух кандидатов, а народ — избрать одного из них. Эта процедура прямо упомянута относительно коллегии авгуров и, несомненно, была такой же в коллегии понтификов (Cic. Philip. II. 2). Юлий Цезарь не изменил этот модифицированный закон Домиция, но Марк Антоний вновь восстановил право кооптации в коллегию (Dion Cass. XLIV. 53).
Коллегия понтификов осуществляла верховный контроль над всеми религиозными вопросами и всеми предметами и лицами, связанными с частным и общественным культом. Общая схема их прав и функций представлена у Ливия (I. 20) и Дионисия (II. 73). Сообщается, что эту власть даровал понтификам Нума; он также вверил им на хранение книги, содержавшие ритуальные предписания, и обязал предоставлять информацию каждому, кто будет советоваться с ними по делами религии. Понтифики должны были предотвращать любые погрешности в соблюдении религиозных ритуалов, которые могли возникнуть из-за пренебрежения древними обычаями или из-за введения иноземных ритуалов. Понтифики должны были определять не только то, каким образом следует молиться небесным богами, но и какова надлежащая церемония похорон, как умиротворить души усопших (manes), а также какие знамения — молнии или другие явления — следует принять и повиноваться им. Понтифики имели судебную власть во всех религиозных вопросах, касавшихся как частных лиц, так и магистратов и жрецов, а в случаях, когда существовавшие законы и обычаи оказывались недостаточными или неудовлетворительными, они устанавливали новые законы и положения (decreta pontificum), в которых всегда следовали собственному суждению о том, что соответствует существующим обычаям и традициям (Gell. II. 28, X. 15). Понтифики следили за поведением всех лиц, имевших отношение к жертвоприношениям или культу богов, то есть, всех жрецов и их служителей. Понтифики определяли церемонии культа и жертвоприношений и наказывали тех, кто отказывался повиноваться их предписаниям, ибо они были « судьями и защитниками дел, относящихся к священнодействиям и богослужению » ( « rerum quae ad sacra et religiones pertinent, judices et vindices » ; Fest., s. v. Maximus pontifex; ср. с. 941 Cic. de Leg. II. 8, 12). Сами понтифики не подлежали никакому суду или наказанию и не были ответственны ни перед сенатом, ни перед народом. Подробности этих обязанностей и функций содержались в книгах, называвшихся libri pontificii или pontificales, commentarii sacrorum или sacrorum pontificalium (Fest. s. v. Aliuta и Occisum), которые, как сообщается, были получены понтификами у Нумы и одобрены Анком Марцием. Сообщается, что этот царь обнародовал ту часть данных положений, которая относилась к общественным священнодействиям (sacra publica, Liv. I. 32); и когда в начале республики обветшали деревянные таблицы, на которых были записаны обнародованные положения, их восстановил верховный понтифик Г. Папирий (Dionys. III. 36). Одна из частей этих понтификальных книг называлась Indigitamenta и содержала имена богов и правила их употребления в общественном богослужении (Serv. ad Virg. Georg. I. 21). Вторая часть должна была содержать формулы понтификального права (Cic. de Re Publ. II. 31). Первоначальные законы и предписания, содержавшиеся в книгах, со временем, конечно, были расширены и более точно определены постановлениями понтификов; вероятно, отсюда их название commentarii (Plin. H. N. XVIII. 3; Liv. IV. 3; Cic. Brut. 14). Другое предание об этих книгах гласило, что Нума только устно сообщил понтификам их обязанности и права, а книги в каменном сундуке зарыл в землю на Яникуле (Plut. Num. 22; Plin. H. N. XIII. 27; Val. Max. I. 1. 12; August. de Civit. Dei, VII. 34). В 181 г. до н. э. эти книги были найдены, и половина из них содержала ритуальные предписания и понтификальное право, а вторая половина — философские исследования этих же вопросов; они были написаны на греческом языке. Книги доставили городскому претору Кв. Петилию, и сенат постановил сжечь вторую половину, тогда как первую тщательно сохранили. О характере и достоверности этой истории см. Hartung, Die Relig. d. Röm. I. p. 214. Великие анналы (annales maximi) — это записи событий каждого года, которые вел верховный понтифик с основания государства до времени верховного понтифика П. Муция Сцеволы, 133 г. до н. э.
Понтифики созывали собрание курий (comitia calata или curiata), в случаях, когда требовалось назначить жрецов или ввести в должность фламинов или царя священнодействий, а также когда нужно было засвидетельствовать завещания или когда происходило отречение от священнодействий (detestatio sacrorum) и усыновление путем адрогации (Gell. V. 19, XV. 27; A DOPTIO ). Недостаточно ясно, требовалось ли, как считает Нибур (I. p. 342, II. p. 223), присутствие понтификов вместе с авгурами и двумя фламинами в куриатных комициях в случаях, когда они решали другие вопросы. Любопытный случай, когда сенат приказал верховному понтифику руководить выборами народных трибунов, объяснен Нибуром (II. p. 359, &c.).
Собрания коллегии понтификов, на которые в некоторых случаях приглашали фламинов и царя священнодействий (Cic. de Harusp. Resp. 6) проводились в царской курии (curia regia) на Священной дороге, смежными с которой были резиденции верховного понтифика и царя священнодействий (Suet. Caes. 46; Serv. ad Aen. VIII. 363; Plin. Epist. IV. 11). Поскольку верховный понтифик обязан был жить в общественном доме (domus publica), Август, приняв этот сан, превратил часть своего собственного дома в domus publica (Dion Cass. LIV. 27). Все понтифики имели такие внешние знаки отличия, как коническая шапка с. 942 с апексом, называвшаяся tutulus или galerus, и тога-претекста.
Верховный понтифик был главой коллегии и действовал от ее имени, поэтому часто упоминается он один в случаях, где его следует считать лишь гласом коллегии. Обычно его выбирали из числа самых выдающихся людей, уже занимавших курульную магистратуру или являвшихся членами коллегии (Liv. XXXV. 5, XL. 42). Двумя его исключительными обязанностями было назначение (capere) весталок и фламинов [V ESTALES ; F LAMEN ] и присутствие на всех бракосочетаниях по обряду конфарреации. Когда кто-либо приносил обет о праздничных играх или совершал посвящение, верховный понтифик должен был повторить ему формулу, в соответствии с которой это делалось (praeire verba, Liv. V. 40, IX. 46, IV. 27). В период республики, когда народ обладал суверенной властью во всех вопросах, мы видим, что если понтифик по политическим или религиозным мотивам отказывался совершить эту церемонию, то народ мог его принудить.
Как и все члены великих жреческих коллегий, понтифик мог занимать любую военную, гражданскую или жреческую должность, если разные должности не были помехой друг другу. Так, мы видим, что одно и то же лицо было понтификом, авгуром и децемвиром священнодействий (Liv. XL. 42); примеры верховных понтификов, занимавших должность консула, очень многочисленны (XXVIII. 38; Cic. de Harusp. Resp. 6; ср. Ambrosch, Studien und Andeutungen, p. 229, note 105). Но какую бы гражданскую или военную должность ни занимал верховный понтифик помимо своего понтификата, ему не было позволено покидать Италию. Первым нарушил данный закон П. Лициний Красс в 131 г. до н. э. (Liv. Epit. 59; Val. Max. VIII. 7. 6; Oros. V. 10) [1] ; но после этого прецедента понтифики, видимо, часто нарушали закон, и Цезарь отправился в провинцию Галлию, хотя и был верховным понтификом.
Коллегия понтификов продолжала существовать до падения язычества (Arnob. IV. 35; Symmach. Epit. IX. 128, 129); но ее власть и влияние значительно ослабли, потому что императоры, следуя примеру Цезаря, имели право назначать столько членов великих жреческих коллегий, сколько желали (Dion Cass. XLII. 51, XLIII. 51, LI. 20, LIII. 17; Suet. Caes. 31). Кроме того, сами императоры всегда были верховными понтификами и, следовательно, руководителями коллегии; поэтому титул верховного понтифика (P. M. или PON. M.) встречается на некоторых монетах императоров. Если одновременно было несколько императоров, то только один имел титул верховного понтифика, но в 238 г. н. э. мы видим, что этот сан приняли оба императора — Максим и Бальбин (Capitol. Maxim. et Balb. 8). Последние свидетельства об императорах, одновременно являющихся верховными понтификами, встречаются в надписях Валентиниана, Валента и Грациана (Orelli, Inscript. n. 1117, 1118). Со времени Феодосия императоры больше не имеют сана понтифика, но в конце концов этот титул был принят христианским епископом Рима.
В Риме существовали другие понтифики, носившие отличительный эпитет « младшие » (minores). Высказывались различные мнения о том, что представляли собой эти младшие понтифики. Нибур (I. p. 302 n. 775) считает, что первоначально они были понтификами луцеров, что они так же соотносились с остальными понтификами, как отцы старших родов с отцами младших родов; и что впоследствии, когда значение этого названия было забыто, его стали применять к писцам великой коллегии понтификов. В другом месте (III. p. 411) сам Нибур показывает, что луцеры никогда не были представлены в коллегии понтификов, и его первое предположение находится в противоречии со всеми утверждениями древних авторов, упоминавших младших понтификов. Ливий (XXII. 57; ср. Jul. Capitol. Opil. Macrin. 7), говоря о писцах коллегии понтификов, добавляет: « сейчас таких писцов называют младшими понтификами » (quos nunc minores pontifices appellant); отсюда ясно, что название « младшие понтифики » появилось позднее и было дано лицам, первоначально не притязавшим на него, то есть, писцам понтификов. Представляется, что единственное естественное решение этого вопроса таково. В то время, когда настоящие понтифики начали пренебрегать своими обязанностями и оставлять главные дела писцам, возник обычай называть этих писцов младшими понтификами. Макробий (Sat. I. 15), говоря о младших понтификах ранее времени Гнея Флавия, допускает анахронизм, ибо переносит привычное для своих дней название в эпоху, когда оно, вероятно, не могло существовать. Число этих писцов точно не известно; Цицерон (de Harusp. Resp. 6) называет имена трех младших понтификов. Это название не могло войти в употребление задолго до конца республики, когда даже верховные понтифики начали пренебрегать своими священными обязанностями, как в случае П. Лициния Красса и Юлия Цезаря. Еще одно доказательство их упадка по сравнению с прежними днями состоит в том, что примерно в это же время приятный и роскошный образ жизни понтификов вошел в поговорку в Риме (Horat. Carm. II. 14. 26, &c.; Mart. XII. 48. 12; Macrob. Sat. II. 9).
ПОНТИФИКИ
Смотреть что такое ПОНТИФИКИ в других словарях:
ПОНТИФИКИ
(лат. pontifices) в Древнем Риме члены одной из важнейших жреческих коллегий, ведавшей общегосударственными религиозными обрядами и др. вопросам. смотреть
ПОНТИФИКИ
ПОНТИФИКИ (лат. pontifices), в Др. Риме члены одной из важнейших жреческих коллегий, ведавшей общегосударственными религ. обрядами и др. вопросами са. смотреть
ПОНТИФИКИ
ПОНТИФИКИ
ПОНТИФИКИ
ПОНТИФИКИ
Понтифики (лат. pontifices, ед. ч. pontifex) в Др. Риме члены одной из важнейших жреческих коллегий; ведали общегосударственными религиозными обрядам. смотреть
ПОНТИФИКИ
члены одной из важнейших греч. коллегий (состояла первонач. из 3, затем из 6 чел.) в Др. Риме, глава к-рой с титулом «великого понтифика» обладал обширными полномочиями. Кроме высшего надзора за культом П. составляли и исправляли календарь, вели списки консулов с ежегодными записями важнейших событий, были хранителями и толкователями обычаев и законов, составляли сборники религ. предписаний и суд. формул. Во 2 — 1 вв. до н.э. компетенция П. была ограничена жреч. обязанностями. После утвержд. христианства значение коллегии П. упало. С сер. 5 в. н.э. титул «великого понтифика» стал носить рим. папа. смотреть
ПОНТИФИКИ
(лат. pontificcs, буквально строители мостов) в Др. Риме члены жрсч. коллегии, осуществлявшей общий надзор за рслиг. обрядами. П. составляли религ. предписания, судебные правила, наблюдали за календарем, ведали хронологич. записями Великими анналами, составляли списки консулов. Позднее титул великого П. присвоили себе императоры, а от них его переняли папы римские. смотреть
ПОНТИФИКИ
строители мостов — в Древнем Риме — члены жреческой коллегии, осуществлявшей общий надзор за религиозными обрядами. Составляли религиозные предписания, судебные правила, наблюдали за календарем, ведали хронологическими записями — Великими анналами, составляли списки консулов. Позднее титул Великого П. присвоили себе императоры, от них его переняли папы римские. смотреть
ПОНТИФИКИ
ПОНТИФИКИ
ПОНТИФИКИ
жрец, принадлежавший к римской коллегии жрецовпонтификов, которые заведовали богослужением, надзирали за исполнением религиозных обрядов и следили за календарем. Председатель коллегии понтификов был исключительно важным лицом. Со времени Августа эта должность соединялась со званием императора. смотреть
ПОНТИФИКИ
лат. pontifices, ед. ч. pontifex) в Др. Риме члены одной из важнейших жреческих коллегий; ведали общегосударственными религиозными обрядами, составлением календаря, списка консулов и пр. Число их менялось с 3 до 15; главную роль среди понтификов играл великий понтифик (pontifex maximus). смотреть
ПОНТИФИКИ
ПОНТИФИКИ
ПОНТИФИКИ (латинское pontifices, единственное число pontifex), в Древнем Риме члены (от 3 до 15) одной из главных жреческих коллегий. Ведали общегосударственными религиозными обрядами, составлением календаря и пр. Возглавлялись великим понтификом.
. смотреть
ПОНТИФИКИ
(латинское pontifices, единственное число pontifex), в Древнем Риме члены (от 3 до 15) одной из главных жреческих коллегий. Ведали общегосударственными религиозными обрядами, составлением календаря и пр. Возглавлялись великим понтификом. смотреть
ПОНТИФИКИ
ПОНТИФИКИ
ПОНТИФИКИ
ПОНТИФИКИ — в Древнем Риме название высокопоставленной жреческой корпорации, которой изначально принадлежало право толковать законы, пока эта функция не перешла к светским юристам.
ПОНТИФИКИ
ПОНТИФИКИ
— в Древнем Риме название высокопоставленной жреческой корпорации, которой изначально принадлежало право толкования законов, пока эта функция не перешла к светским юристам.
. смотреть
ПОНТИФИКИ
в Древнем Риме название высокопоставленной жреческой корпорации, которой изначально принадлежало право толкования законов, пока эта функция не перешла к светским юристам. смотреть
ПОНТИФИКИ
в Древнем Риме жрецы, ведающие всем общественным и частным культом. Глава их коллегии верховный понтифик был главой всей религиозной жизни Рима.
ПОНТИФИКИ
ПОНТИФИКИ
ПОНТИФИКИ В РИМСКОМ ПРАВЕ
ПОНТИФИКИ (ЛАТ. PONTIFICES, ЕД. Ч. PONTIFEX)
ПОНТИФИКИ (лат. pontifices, ед. ч. pontifex), в Др. Риме члены одной из важнейших жреческих коллегий; ведали общегосударственными религиозными обрядами, составлением календаря, списка консулов и пр. Число их менялось с 3 до 15; главную роль среди понтификов играл великий понтифик (pontifex maximus). смотреть