Понтифик что это такое

Понтифик

Понтифик (лат. pontifex, буквально – мостостроитель, от pontis – мост (родительный падеж) и facio – делать) — член высшей коллегии жрецов в Древнем Риме, которая управляла религиозными делами в государстве. Иногда переводят в русском языке как понтификс.

Значение понтификов в области юриспруденции и религиозного права было особенно велико в первое время республики, пока плебеи ещё не были уравнены в правах с патрициями. После допуска плебеев в понтификат в 300 году до нашей эры влияние коллегии начало постепенно падать. Первым великим понтификом из плебеев стал Тиберий Корунканий в 254 году до н. э.

Ещё одно событие, подорвавшее авторитет понтификата, случилось в 131 году до н. э., когда консул Лициний Красс отправился с войском в ближнюю Азию, несмотря на то, что не имел права покидать Италию, будучи великим понтификом. После этого случая закон, запрещавший великому понтифику выезжать из Италийского полуострова не нарушали до 1-го века до нашей эры, пока Гай Юлий Цезарь в сане великого понтифика не отправился воевать в Галлию. С дальнейшем разрушением основ республиканских ценностей падал и авторитет понтификата. Август вновь укрепил значение коллегии, сделав титул великого понтифика исключительно императорским. Для исполнения административных обязанностей со 155 года нашей эры была учреждена должность промагистра, которого назначали на один год.

Верховный Понтифик

Верховный понтифик (лат. Pontifex Maximus, буквально «Великий строитель мостов») — верховный жрец, глава коллегии понтификов. Первоначально высшая жреческая должность в Древнем Риме, была пожизненной. В 753-712 годах до н. э. должность занимали цари.

Интересно, что понтификат пережил язычество в Древнем Риме. Грациан в 382 году отказался от титула великого понтифика только для того, чтобы порвать связь с древней религией. Позднее титул великого понтифика перешел к римскому первосвященнику — папе.

Реконструкция

Для реконструкции понтифика необходимо иметь в первую очередь шерстяную тунику с красными полосками и белую тогу с красной каймой по периметру. Жёстких ограничений по выбору обуви нет, понтифики могли носить сандалии и кальцеи. Также реконструктору необходимо изготовить копии жреческих инсигний.

Схожие темы

Литература

Понтифекс // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.

Понтифик // «Словарь греческих и римских древностей» Уильяма Смита, Лондон, 1870, сс. 939—942.

Сморч­ков А.М. Кол­ле­гия пон­ти­фи­ков // Жре­че­ские кол­ле­гии в Ран­нем Ри­ме. М., 2001;

Kavanagh B.J. Pontifi­ces, Brid­ge-Making and Ribezzo Revisited // Glot­ta. 2000. Vol. 76. № 1–2

Bleicken J. Oberpon­ti­fex und Pontifikalkollegium: Eine Studie zur Römischen Sakralverfassung // Hermes. 1957. Bd 85. № 3

Wissowa G. Religion und Kultus der Rö­mer. Münch., 1912

Источник

Что такое «понтифик»?

Мои дорогие читатели! Приношу извинения за перерыв в выпусках «Ликбеза» и надеюсь, в дальнейшем мы будем встречаться с вами более регулярно. А очередной выпуск посвящён хотя и печальному, но актуальному вопросу – кто такой понтифик? Почему понтификом называют папу римского, и что точно значит это слово?

Понтифик (лат. pontifex – «возглавляющий») – глава католической церкви; первосвященник, папа. Понтификат – власть в период правления понтифика.

Изначально понтифик – это гражданский титул в Древнем Риме. Титул понтифика носил правитель, совмещающий светские управленческие и религиозные обязанности; член коллегии языческих жрецов, ведавшей общегосударственными делами, составлением календаря, толкованием гражданского права etc. Верховный жрец назывался, соответственно, великий понтифик, «понтифекс максимус». Роль понтификов была так велика, что титул великого понтифика носили сами римские императоры – великим понтификом был избран Юлий Цезарь, затем император Август; с этого времени титул соединялся со званием императора.

Вроде всё понятно: понтифик – верховный языческий жрец в Древнем Риме. Но при чём здесь тогда католики и римский папа?!

А очень просто: этот титул унаследован исторически. Римских епископов стали называть понтификами после упразднения языческого жречества, когда официальной религией Рима было провозглашено христианство. Кстати, впервые римского папу назвал «великим понтификом» – в ироническом смысле – известный богослов Тертуллиан.

Уже в середине V века словосочетание «великий понтифик» употреблялось в качестве почётного титула папы. Ну а в XVI веке титул «Верховный понтифик вселенской Церкви» был утвержден как часть полного папского титула. Вот такой интересный пример приспособления церковью языческого символа к новым задачам и для вытеснения язычества из жизни общества и человека.

Что же касается буквального значения слова понтифик, то это «возводящий мост, строитель мостов», т.е. соединяющий мостом два мира; служащий мостом между богами и людьми, образно говоря. Pоntifex образовано от pons (мост) + facio (создание). Такое «мостостроительное» название связано с тем, что жрецы-понтифики первоначально должны были наблюдать за строительством моста через Тибр, как важного центра религиозных церемоний. Некоторые исследователи добавляют, что понтифики были вообще инженерами, которым одним были известны тайны чисел и мер. Отсюда их обязанности по составлению календаря, наблюдению за правильным следованием праздников и подобным.

Источник

Понтифик

Вели́кий понти́фик (лат. Pontifex Maximus ) — первоначально — высшая жреческая должность в Древнем Риме, была пожизненной. В 753—712 гг. до н. э. должность занимали цари.

Великий понтифик был главой Коллегии понтификов и руководил так называемым жреческим царём, фламинами и весталками. Если кто-то из жрецов или самих понтификов нарушал свои обязанности, Великий понтифик налагал на него штраф (multa). Хотя народ имел право критиковать решения понтифика, в известных историкам случаях он их поддерживал. Великий понтифик вёл также ежегодные официальные записи предзнаменований (annales maximi).

Для выбора Великого понтифика в трибутных комициях выбирались по жребию 17 из 35 триб и они голосовали поодиночке. Этот порядок был отменён Суллой, но в 63 до н. э. восстановлен Лабиеном. После Августа должность стала присваиваться главным образом императорам. Грациан в 382 г. отменил этот порядок. Позже Великими (Верховными) понтификами стали титуловаться римские Папы, таким образом, должность великого понтифика можно считать самой древней непрерывно функционирующей должностью в Европе.

Великие понтифики

Полезное

Смотреть что такое «Понтифик» в других словарях:

понтифик — а, м., одуш. (лат. pontifex (pontificis) жрец). 1. Член высшей коллегии жрецов в Др. Риме. 2. То же, что Папа. Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина. М: Русский язык, 1998 … Словарь иностранных слов русского языка

понтифик — сущ., кол во синонимов: 9 • глава ватикана (8) • глава римско католической церкви (8) • … Словарь синонимов

понтифик — а, м. В Древнем Риме: член высшей жреческой коллегии, осуществлявшей общий надзор за религиозными обрядами, ведавшей всеми вопросами культа. Великий понтифик. Избрать понтифика. Этимология: От латинского pontifex, pontificis ‘понтифик’, ‘жрец’.… … Популярный словарь русского языка

Понтифик — м. Верховный глава католической церкви; папа II. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

понтифик — понтифик, понтифики, понтифика, понтификов, понтифику, понтификам, понтифика, понтификов, понтификом, понтификами, понтифике, понтификах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

ПОНТИФИК — • Pontifex. П. составляли у римлян жреческую коллегию, которой был поручен надзор и управление всем религиозным бытом, общественным и частным богослужением. Имя производили от pons и facere, потому де, что П. построили и содержали… … Реальный словарь классических древностей

понтифик — понт ифик, а и понт ифекс, а … Русский орфографический словарь

Понтифик — понтифики члены одной из важнейших греч. коллегий (состояла первонач. из 3, затем из 6 чел.) в Др. Риме, глава к рой с титулом «великого понтифика» обладал обширными полномочиями. Кроме высшего надзора за культом П. составляли и… … Древний мир. Энциклопедический словарь

понтифик — (2 м); мн. понти/фики, Р. понти/фиков … Орфографический словарь русского языка

Понтифик святой — ♦ (ENG Pontiff, the Holy) (лат. pontifex высший священник) титул папы в римско католической традиции … Вестминстерский словарь теологических терминов

Источник

Понтифик что это такое

Рим­ские пон­ти­фи­ки состав­ля­ли самую зна­ме­ни­тую из вели­ких жре­че­ских кол­ле­гий. Их учреж­де­ние, как и все важ­ные дела рели­гии, при­пи­сы­ва­лось Нуме (Liv. I. 20; Dio­nys. II. 73). Чис­ло пон­ти­фи­ков, назна­чен­ных этим царем, рав­ня­лось четы­рем (Liv. X. 6), их воз­глав­лял вер­хов­ный пон­ти­фик (pon­ti­fex ma­xi­mus), кото­ро­го обыч­но не вклю­ча­ли, назы­вая общее чис­ло пон­ти­фи­ков. Одна­ко Цице­рон (de Re Publ. II. 14) вклю­ча­ет вер­хов­но­го пон­ти­фи­ка, когда гово­рит, что Нума назна­чил пять пон­ти­фи­ков. Нибур (Hist. of Ro­me, I. p. 302, &c.; ср. III. p. 410; Liv. X. 6; Cic. de Re Publ. II. 9) с боль­шой веро­ят­но­стью пред­по­ла­га­ет, что пер­во­на­чаль­ное чис­ло пон­ти­фи­ков — четы­ре, не счи­тая вер­хов­но­го пон­ти­фи­ка, — было свя­за­но с дву­мя древ­ней­ши­ми три­ба­ми рим­ско­го наро­да, рам­на­ми и тици­я­ми, так что каж­дую три­бу пред­став­ля­ли два пон­ти­фи­ка. В 300 г. до н. э. закон Огуль­ния уве­ли­чил чис­ло пон­ти­фи­ков до вось­ми или, вклю­чая вер­хов­но­го пон­ти­фи­ка, до девя­ти, и чет­ве­ро из них долж­ны были быть пле­бе­я­ми (Liv. X. 6). Одна­ко вер­хов­ный пон­ти­фик оста­вал­ся пат­ри­ци­ем до 254 г. до н. э., когда Тибе­рий Корун­ка­ний стал пер­вым пле­бе­ем, удо­сто­ен­ным это­го зва­ния (Liv. Epit. 18). Это чис­ло пон­ти­фи­ков дол­гое вре­мя оста­ва­лось неиз­мен­ным — пока в 81 г. до н. э. дик­та­тор Сул­ла не уве­ли­чил его до пят­на­дца­ти (Liv. Epit. 89), а Юлий Цезарь — до шест­на­дца­ти (Dion Cass. XLII. 51). В обо­их слу­ча­ях чис­ло вклю­ча­ет вер­хов­но­го пон­ти­фи­ка. В пери­од импе­рии коли­че­ство пон­ти­фи­ков изме­ня­лось, хотя в целом нор­маль­ным чис­лом, по-види­мо­му, было пят­на­дцать.

Спо­со­бы назна­че­ния пон­ти­фи­ков тоже были раз­лич­ны­ми в раз­ное вре­мя. По-види­мо­му, после учреж­де­ния Нумой кол­ле­гия име­ла пра­во кооп­та­ции, то есть, если член кол­ле­гии уми­рал (ибо все пон­ти­фи­ки зани­ма­ли долж­ность пожиз­нен­но), осталь­ные чле­ны соби­ра­лись и выби­ра­ли его пре­ем­ни­ка, кото­ро­го авгу­ры после избра­ния вво­ди­ли в долж­ность (Dio­nys. II. 22, 73). Это избра­ние ино­гда назы­ва­лось cap­tio (Gel­lius, I. 12). Ливий (XXV. 5) пишет об избра­нии вер­хов­но­го пон­ти­фи­ка в коми­ци­ях (веро­ят­но, три­бут­ных) в 212 г. до н. э. как об обыч­ном спо­со­бе назна­че­ния это­го пер­во­свя­щен­ни­ка. Но сооб­щая о собы­ти­ях 181 г. до н. э., он вновь утвер­жда­ет, что назна­че­ние вер­хов­но­го пон­ти­фи­ка совер­ша­лось путем кооп­та­ции кол­ле­ги­ей (Liv. XL. 42). Неяс­но (если толь­ко Ливий не выра­жа­ет­ся небреж­но), как воз­ник­ла эта непо­сле­до­ва­тель­ность (см. Göttling, l. c. p. 375); ибо, насколь­ко нам извест­но, первую попыт­ку лишить кол­ле­гию пра­ва кооп­та­ции и пере­дать пра­во избра­ния наро­ду пред­при­нял толь­ко три­бун Г. Лици­ний Красс в 145 г. до н. э., но это­му поме­шал пре­тор Г. Лелий (Cic. de Am. 25, Brut. 21, de Nat. Deor. III. 2). В 104 г. до н. э. эту попыт­ку успеш­но повто­рил три­бун Гн. Доми­ций Аге­но­барб, и тогда был при­нят закон (Lex Do­mi­tia), пере­дав­ший наро­ду (веро­ят­но, три­бут­ным коми­ци­ям) пра­во избра­ния чле­нов вели­ких жре­че­ских кол­ле­гий; то есть, народ изби­рал кан­дида­та, кото­рый затем ста­но­вил­ся чле­ном кол­ле­гии путем кооп­та­ции сами­ми жре­ца­ми, так что кооп­та­ция была все еще необ­хо­ди­ма, но пре­вра­ти­лась в про­стую фор­маль­ность (Cic. de Leg. Agr. II. 7, Epist. ad Brut. I. 5; Vell. Pat. II. 12; Sue­ton. Ne­ro, 2). Сул­ла отме­нил закон Доми­ция, при­няв закон Кор­не­лия о жре­че­стве (lex Cor­ne­lia de Sa­cer­do­tiis, 81 г. до н. э.), вер­нув­ший вели­ким жре­че­ским кол­ле­ги­ям пол­ное пра­во кооп­та­ции (Liv. Epit. 89; Pseu­do-As­con. in Di­vi­nat. p. 102, ed. Orel­li; Dion Cass. XXXVII. 37). В 63 г. до н. э. закон Сул­лы был отме­нен, но не в пол­ном объ­е­ме, ибо теперь было уста­нов­ле­но, что при воз­ник­но­ве­нии вакан­сии сама кол­ле­гия долж­на назвать двух кан­дида­тов, а народ — избрать одно­го из них. Эта про­цеду­ра пря­мо упо­мя­ну­та отно­си­тель­но кол­ле­гии авгу­ров и, несо­мнен­но, была такой же в кол­ле­гии пон­ти­фи­ков (Cic. Phi­lip. II. 2). Юлий Цезарь не изме­нил этот моди­фи­ци­ро­ван­ный закон Доми­ция, но Марк Анто­ний вновь вос­ста­но­вил пра­во кооп­та­ции в кол­ле­гию (Dion Cass. XLIV. 53).

Кол­ле­гия пон­ти­фи­ков осу­ществля­ла вер­хов­ный кон­троль над все­ми рели­ги­оз­ны­ми вопро­са­ми и все­ми пред­ме­та­ми и лица­ми, свя­зан­ны­ми с част­ным и обще­ст­вен­ным куль­том. Общая схе­ма их прав и функ­ций пред­став­ле­на у Ливия (I. 20) и Дио­ни­сия (II. 73). Сооб­ща­ет­ся, что эту власть даро­вал пон­ти­фи­кам Нума; он так­же вве­рил им на хра­не­ние кни­ги, содер­жав­шие риту­аль­ные пред­пи­са­ния, и обя­зал пре­до­став­лять инфор­ма­цию каж­до­му, кто будет сове­то­вать­ся с ними по дела­ми рели­гии. Пон­ти­фи­ки долж­ны были пред­от­вра­щать любые погреш­но­сти в соблюде­нии рели­ги­оз­ных риту­а­лов, кото­рые мог­ли воз­ник­нуть из-за пре­не­бре­же­ния древни­ми обы­ча­я­ми или из-за введе­ния ино­зем­ных риту­а­лов. Пон­ти­фи­ки долж­ны были опре­де­лять не толь­ко то, каким обра­зом сле­ду­ет молить­ся небес­ным бога­ми, но и како­ва над­ле­жа­щая цере­мо­ния похо­рон, как уми­ротво­рить души усоп­ших (ma­nes), а так­же какие зна­ме­ния — мол­нии или дру­гие явле­ния — сле­ду­ет при­нять и пови­но­вать­ся им. Пон­ти­фи­ки име­ли судеб­ную власть во всех рели­ги­оз­ных вопро­сах, касав­ших­ся как част­ных лиц, так и маги­ст­ра­тов и жре­цов, а в слу­ча­ях, когда суще­ст­во­вав­шие зако­ны и обы­чаи ока­зы­ва­лись недо­ста­точ­ны­ми или неудо­вле­тво­ри­тель­ны­ми, они уста­нав­ли­ва­ли новые зако­ны и поло­же­ния (dec­re­ta pon­ti­fi­cum), в кото­рых все­гда сле­до­ва­ли соб­ст­вен­но­му суж­де­нию о том, что соот­вет­ст­ву­ет суще­ст­ву­ю­щим обы­ча­ям и тра­ди­ци­ям (Gell. II. 28, X. 15). Пон­ти­фи­ки следи­ли за поведе­ни­ем всех лиц, имев­ших отно­ше­ние к жерт­во­при­но­ше­ни­ям или куль­ту богов, то есть, всех жре­цов и их слу­жи­те­лей. Пон­ти­фи­ки опре­де­ля­ли цере­мо­нии куль­та и жерт­во­при­но­ше­ний и нака­зы­ва­ли тех, кто отка­зы­вал­ся пови­но­вать­ся их пред­пи­са­ни­ям, ибо они были « судья­ми и защит­ни­ка­ми дел, отно­ся­щих­ся к свя­щен­но­дей­ст­ви­ям и бого­слу­же­нию » ( « re­rum quae ad sac­ra et re­li­gio­nes per­ti­nent, judi­ces et vin­di­ces » ; Fest., s. v. Ma­xi­mus pon­ti­fex; ср. с. 941 Cic. de Leg. II. 8, 12). Сами пон­ти­фи­ки не под­ле­жа­ли ника­ко­му суду или нака­за­нию и не были ответ­ст­вен­ны ни перед сена­том, ни перед наро­дом. Подроб­но­сти этих обя­зан­но­стей и функ­ций содер­жа­лись в кни­гах, назы­вав­ших­ся lib­ri pon­ti­fi­cii или pon­ti­fi­ca­les, com­men­ta­rii sac­ro­rum или sac­ro­rum pon­ti­fi­ca­lium (Fest. s. v. Aliu­ta и Oc­ci­sum), кото­рые, как сооб­ща­ет­ся, были полу­че­ны пон­ти­фи­ка­ми у Нумы и одоб­ре­ны Анком Мар­ци­ем. Сооб­ща­ет­ся, что этот царь обна­ро­до­вал ту часть дан­ных поло­же­ний, кото­рая отно­си­лась к обще­ст­вен­ным свя­щен­но­дей­ст­ви­ям (sac­ra pub­li­ca, Liv. I. 32); и когда в нача­ле рес­пуб­ли­ки обвет­ша­ли дере­вян­ные таб­ли­цы, на кото­рых были запи­са­ны обна­ро­до­ван­ные поло­же­ния, их вос­ста­но­вил вер­хов­ный пон­ти­фик Г. Папи­рий (Dio­nys. III. 36). Одна из частей этих пон­ти­фи­каль­ных книг назы­ва­лась In­di­gi­ta­men­ta и содер­жа­ла име­на богов и пра­ви­ла их употреб­ле­ния в обще­ст­вен­ном бого­слу­же­нии (Serv. ad Virg. Georg. I. 21). Вто­рая часть долж­на была содер­жать фор­му­лы пон­ти­фи­каль­но­го пра­ва (Cic. de Re Publ. II. 31). Пер­во­на­чаль­ные зако­ны и пред­пи­са­ния, содер­жав­ши­е­ся в кни­гах, со вре­ме­нем, конеч­но, были рас­ши­ре­ны и более точ­но опре­де­ле­ны поста­нов­ле­ни­я­ми пон­ти­фи­ков; веро­ят­но, отсюда их назва­ние com­men­ta­rii (Plin. H. N. XVIII. 3; Liv. IV. 3; Cic. Brut. 14). Дру­гое пре­да­ние об этих кни­гах гла­си­ло, что Нума толь­ко уст­но сооб­щил пон­ти­фи­кам их обя­зан­но­сти и пра­ва, а кни­ги в камен­ном сун­ду­ке зарыл в зем­лю на Яни­ку­ле (Plut. Num. 22; Plin. H. N. XIII. 27; Val. Max. I. 1. 12; August. de Ci­vit. Dei, VII. 34). В 181 г. до н. э. эти кни­ги были най­де­ны, и поло­ви­на из них содер­жа­ла риту­аль­ные пред­пи­са­ния и пон­ти­фи­каль­ное пра­во, а вто­рая поло­ви­на — фило­соф­ские иссле­до­ва­ния этих же вопро­сов; они были напи­са­ны на гре­че­ском язы­ке. Кни­ги доста­ви­ли город­ско­му пре­то­ру Кв. Пети­лию, и сенат поста­но­вил сжечь вто­рую поло­ви­ну, тогда как первую тща­тель­но сохра­ни­ли. О харак­те­ре и досто­вер­но­сти этой исто­рии см. Har­tung, Die Re­lig. d. Röm. I. p. 214. Вели­кие анна­лы (an­na­les ma­xi­mi) — это запи­си собы­тий каж­до­го года, кото­рые вел вер­хов­ный пон­ти­фик с осно­ва­ния государ­ства до вре­ме­ни вер­хов­но­го пон­ти­фи­ка П. Муция Сце­во­лы, 133 г. до н. э.

Пон­ти­фи­ки созы­ва­ли собра­ние курий (co­mi­tia ca­la­ta или cu­ria­ta), в слу­ча­ях, когда тре­бо­ва­лось назна­чить жре­цов или вве­сти в долж­ность фла­ми­нов или царя свя­щен­но­дей­ст­вий, а так­же когда нуж­но было засвиде­тель­ст­во­вать заве­ща­ния или когда про­ис­хо­ди­ло отре­че­ние от свя­щен­но­дей­ст­вий (de­tes­ta­tio sac­ro­rum) и усы­нов­ле­ние путем адро­га­ции (Gell. V. 19, XV. 27; A DOP­TIO ). Недо­ста­точ­но ясно, тре­бо­ва­лось ли, как счи­та­ет Нибур (I. p. 342, II. p. 223), при­сут­ст­вие пон­ти­фи­ков вме­сте с авгу­ра­ми и дву­мя фла­ми­на­ми в кури­ат­ных коми­ци­ях в слу­ча­ях, когда они реша­ли дру­гие вопро­сы. Любо­пыт­ный слу­чай, когда сенат при­ка­зал вер­хов­но­му пон­ти­фи­ку руко­во­дить выбо­ра­ми народ­ных три­бу­нов, объ­яс­нен Нибу­ром (II. p. 359, &c.).

Собра­ния кол­ле­гии пон­ти­фи­ков, на кото­рые в неко­то­рых слу­ча­ях при­гла­ша­ли фла­ми­нов и царя свя­щен­но­дей­ст­вий (Cic. de Ha­rusp. Resp. 6) про­во­ди­лись в цар­ской курии (cu­ria re­gia) на Свя­щен­ной доро­ге, смеж­ны­ми с кото­рой были рези­ден­ции вер­хов­но­го пон­ти­фи­ка и царя свя­щен­но­дей­ст­вий (Suet. Caes. 46; Serv. ad Aen. VIII. 363; Plin. Epist. IV. 11). Посколь­ку вер­хов­ный пон­ти­фик обя­зан был жить в обще­ст­вен­ном доме (do­mus pub­li­ca), Август, при­няв этот сан, пре­вра­тил часть сво­его соб­ст­вен­но­го дома в do­mus pub­li­ca (Dion Cass. LIV. 27). Все пон­ти­фи­ки име­ли такие внеш­ние зна­ки отли­чия, как кони­че­ская шап­ка с. 942 с апек­сом, назы­вав­ша­я­ся tu­tu­lus или ga­le­rus, и тога-пре­тек­ста.

Вер­хов­ный пон­ти­фик был гла­вой кол­ле­гии и дей­ст­во­вал от ее име­ни, поэто­му часто упо­ми­на­ет­ся он один в слу­ча­ях, где его сле­ду­ет счи­тать лишь гла­сом кол­ле­гии. Обыч­но его выби­ра­ли из чис­ла самых выдаю­щих­ся людей, уже зани­мав­ших куруль­ную маги­ст­ра­ту­ру или являв­ших­ся чле­на­ми кол­ле­гии (Liv. XXXV. 5, XL. 42). Дву­мя его исклю­чи­тель­ны­ми обя­зан­но­стя­ми было назна­че­ние (ca­pe­re) веста­лок и фла­ми­нов [V ES­TA­LES ; F LA­MEN ] и при­сут­ст­вие на всех бра­ко­со­че­та­ни­ях по обряду кон­фарре­а­ции. Когда кто-либо при­но­сил обет о празд­нич­ных играх или совер­шал посвя­ще­ние, вер­хов­ный пон­ти­фик дол­жен был повто­рить ему фор­му­лу, в соот­вет­ст­вии с кото­рой это дела­лось (praei­re ver­ba, Liv. V. 40, IX. 46, IV. 27). В пери­од рес­пуб­ли­ки, когда народ обла­дал суве­рен­ной вла­стью во всех вопро­сах, мы видим, что если пон­ти­фик по поли­ти­че­ским или рели­ги­оз­ным моти­вам отка­зы­вал­ся совер­шить эту цере­мо­нию, то народ мог его при­нудить.

Как и все чле­ны вели­ких жре­че­ских кол­ле­гий, пон­ти­фик мог зани­мать любую воен­ную, граж­дан­скую или жре­че­скую долж­ность, если раз­ные долж­но­сти не были поме­хой друг дру­гу. Так, мы видим, что одно и то же лицо было пон­ти­фи­ком, авгу­ром и децем­ви­ром свя­щен­но­дей­ст­вий (Liv. XL. 42); при­ме­ры вер­хов­ных пон­ти­фи­ков, зани­мав­ших долж­ность кон­су­ла, очень мно­го­чис­лен­ны (XXVIII. 38; Cic. de Ha­rusp. Resp. 6; ср. Ambro­sch, Stu­dien und An­deu­tun­gen, p. 229, no­te 105). Но какую бы граж­дан­скую или воен­ную долж­ность ни зани­мал вер­хов­ный пон­ти­фик поми­мо сво­его пон­ти­фи­ка­та, ему не было поз­во­ле­но покидать Ита­лию. Пер­вым нару­шил дан­ный закон П. Лици­ний Красс в 131 г. до н. э. (Liv. Epit. 59; Val. Max. VIII. 7. 6; Oros. V. 10) [1] ; но после это­го пре­цеден­та пон­ти­фи­ки, види­мо, часто нару­ша­ли закон, и Цезарь отпра­вил­ся в про­вин­цию Гал­лию, хотя и был вер­хов­ным пон­ти­фи­ком.

Кол­ле­гия пон­ти­фи­ков про­дол­жа­ла суще­ст­во­вать до паде­ния язы­че­ства (Ar­nob. IV. 35; Sym­mach. Epit. IX. 128, 129); но ее власть и вли­я­ние зна­чи­тель­но ослаб­ли, пото­му что импе­ра­то­ры, сле­дуя при­ме­ру Цеза­ря, име­ли пра­во назна­чать столь­ко чле­нов вели­ких жре­че­ских кол­ле­гий, сколь­ко жела­ли (Dion Cass. XLII. 51, XLIII. 51, LI. 20, LIII. 17; Suet. Caes. 31). Кро­ме того, сами импе­ра­то­ры все­гда были вер­хов­ны­ми пон­ти­фи­ка­ми и, сле­до­ва­тель­но, руко­во­ди­те­ля­ми кол­ле­гии; поэто­му титул вер­хов­но­го пон­ти­фи­ка (P. M. или PON. M.) встре­ча­ет­ся на неко­то­рых моне­тах импе­ра­то­ров. Если одно­вре­мен­но было несколь­ко импе­ра­то­ров, то толь­ко один имел титул вер­хов­но­го пон­ти­фи­ка, но в 238 г. н. э. мы видим, что этот сан при­ня­ли оба импе­ра­то­ра — Мак­сим и Баль­бин (Ca­pi­tol. Ma­xim. et Balb. 8). Послед­ние свиде­тель­ства об импе­ра­то­рах, одно­вре­мен­но явля­ю­щих­ся вер­хов­ны­ми пон­ти­фи­ка­ми, встре­ча­ют­ся в над­пи­сях Вален­ти­ни­а­на, Вален­та и Гра­ци­а­на (Orel­li, Inscript. n. 1117, 1118). Со вре­ме­ни Фео­до­сия импе­ра­то­ры боль­ше не име­ют сана пон­ти­фи­ка, но в кон­це кон­цов этот титул был при­нят хри­сти­ан­ским епи­ско­пом Рима.

В Риме суще­ст­во­ва­ли дру­гие пон­ти­фи­ки, носив­шие отли­чи­тель­ный эпи­тет « млад­шие » (mi­no­res). Выска­зы­ва­лись раз­лич­ные мне­ния о том, что пред­став­ля­ли собой эти млад­шие пон­ти­фи­ки. Нибур (I. p. 302 n. 775) счи­та­ет, что пер­во­на­чаль­но они были пон­ти­фи­ка­ми луце­ров, что они так же соот­но­си­лись с осталь­ны­ми пон­ти­фи­ка­ми, как отцы стар­ших родов с отца­ми млад­ших родов; и что впо­след­ст­вии, когда зна­че­ние это­го назва­ния было забы­то, его ста­ли при­ме­нять к пис­цам вели­кой кол­ле­гии пон­ти­фи­ков. В дру­гом месте (III. p. 411) сам Нибур пока­зы­ва­ет, что луце­ры нико­гда не были пред­став­ле­ны в кол­ле­гии пон­ти­фи­ков, и его пер­вое пред­по­ло­же­ние нахо­дит­ся в про­ти­во­ре­чии со все­ми утвер­жде­ни­я­ми древ­них авто­ров, упо­ми­нав­ших млад­ших пон­ти­фи­ков. Ливий (XXII. 57; ср. Jul. Ca­pi­tol. Opil. Mac­rin. 7), гово­ря о пис­цах кол­ле­гии пон­ти­фи­ков, добав­ля­ет: « сей­час таких пис­цов назы­ва­ют млад­ши­ми пон­ти­фи­ка­ми » (quos nunc mi­no­res pon­ti­fi­ces ap­pel­lant); отсюда ясно, что назва­ние « млад­шие пон­ти­фи­ки » появи­лось позд­нее и было дано лицам, пер­во­на­чаль­но не при­тя­зав­шим на него, то есть, пис­цам пон­ти­фи­ков. Пред­став­ля­ет­ся, что един­ст­вен­ное есте­ствен­ное реше­ние это­го вопро­са тако­во. В то вре­мя, когда насто­я­щие пон­ти­фи­ки нача­ли пре­не­бре­гать сво­и­ми обя­зан­но­стя­ми и остав­лять глав­ные дела пис­цам, воз­ник обы­чай назы­вать этих пис­цов млад­ши­ми пон­ти­фи­ка­ми. Мак­ро­бий (Sat. I. 15), гово­ря о млад­ших пон­ти­фи­ках ранее вре­ме­ни Гнея Фла­вия, допус­ка­ет ана­хро­низм, ибо пере­но­сит при­выч­ное для сво­их дней назва­ние в эпо­ху, когда оно, веро­ят­но, не мог­ло суще­ст­во­вать. Чис­ло этих пис­цов точ­но не извест­но; Цице­рон (de Ha­rusp. Resp. 6) назы­ва­ет име­на трех млад­ших пон­ти­фи­ков. Это назва­ние не мог­ло вой­ти в употреб­ле­ние задол­го до кон­ца рес­пуб­ли­ки, когда даже вер­хов­ные пон­ти­фи­ки нача­ли пре­не­бре­гать сво­и­ми свя­щен­ны­ми обя­зан­но­стя­ми, как в слу­чае П. Лици­ния Крас­са и Юлия Цеза­ря. Еще одно дока­за­тель­ство их упад­ка по срав­не­нию с преж­ни­ми дня­ми состо­ит в том, что при­мер­но в это же вре­мя при­ят­ный и рос­кош­ный образ жиз­ни пон­ти­фи­ков вошел в пого­вор­ку в Риме (Ho­rat. Carm. II. 14. 26, &c.; Mart. XII. 48. 12; Mac­rob. Sat. II. 9).

Источник

ПОНТИФИКИ

Смотреть что такое ПОНТИФИКИ в других словарях:

ПОНТИФИКИ

(лат. pontifices) в Древнем Риме члены одной из важнейших жреческих коллегий, ведавшей общегосударственными религиозными обрядами и др. вопросам. смотреть

ПОНТИФИКИ

ПОНТИФИКИ (лат. pontifices), в Др. Риме члены одной из важнейших жреческих коллегий, ведавшей общегосударственными религ. обрядами и др. вопросами са. смотреть

ПОНТИФИКИ

ПОНТИФИКИ

ПОНТИФИКИ

ПОНТИФИКИ

Понтифики (лат. pontifices, ед. ч. pontifex) в Др. Риме члены одной из важнейших жреческих коллегий; ведали общегосударственными религиозными обрядам. смотреть

ПОНТИФИКИ

члены одной из важнейших греч. коллегий (состояла первонач. из 3, затем из 6 чел.) в Др. Риме, глава к-рой с титулом «великого понтифика» обладал обширными полномочиями. Кроме высшего надзора за культом П. составляли и исправляли календарь, вели списки консулов с ежегодными записями важнейших событий, были хранителями и толкователями обычаев и законов, составляли сборники религ. предписаний и суд. формул. Во 2 — 1 вв. до н.э. компетенция П. была ограничена жреч. обязанностями. После утвержд. христианства значение коллегии П. упало. С сер. 5 в. н.э. титул «великого понтифика» стал носить рим. папа. смотреть

ПОНТИФИКИ

(лат. pontificcs, буквально строители мостов) в Др. Риме члены жрсч. коллегии, осуществлявшей общий надзор за рслиг. обрядами. П. составляли религ. предписания, судебные правила, наблюдали за календарем, ведали хронологич. записями Великими анналами, составляли списки консулов. Позднее титул великого П. присвоили себе императоры, а от них его переняли папы римские. смотреть

ПОНТИФИКИ

строители мостов — в Древнем Риме — члены жреческой коллегии, осуществлявшей общий надзор за религиозными обрядами. Составляли религиозные предписания, судебные правила, наблюдали за календарем, ведали хронологическими записями — Великими анналами, составляли списки консулов. Позднее титул Великого П. присвоили себе императоры, от них его переняли папы римские. смотреть

ПОНТИФИКИ

ПОНТИФИКИ

ПОНТИФИКИ

жрец, принадлежавший к римской коллегии жрецовпонтификов, которые заведовали богослужением, надзирали за исполнением религиозных обрядов и следили за календарем. Председатель коллегии понтификов был исключительно важным лицом. Со времени Августа эта должность соединялась со званием императора. смотреть

ПОНТИФИКИ

лат. pontifices, ед. ч. pontifex) в Др. Риме члены одной из важнейших жреческих коллегий; ведали общегосударственными религиозными обрядами, составлением календаря, списка консулов и пр. Число их менялось с 3 до 15; главную роль среди понтификов играл великий понтифик (pontifex maximus). смотреть

ПОНТИФИКИ

ПОНТИФИКИ

ПОНТИФИКИ (латинское pontifices, единственное число pontifex), в Древнем Риме члены (от 3 до 15) одной из главных жреческих коллегий. Ведали общегосударственными религиозными обрядами, составлением календаря и пр. Возглавлялись великим понтификом.
. смотреть

ПОНТИФИКИ

(латинское pontifices, единственное число pontifex), в Древнем Риме члены (от 3 до 15) одной из главных жреческих коллегий. Ведали общегосударственными религиозными обрядами, составлением календаря и пр. Возглавлялись великим понтификом. смотреть

ПОНТИФИКИ

ПОНТИФИКИ

ПОНТИФИКИ

ПОНТИФИКИ — в Древнем Риме название высокопоставленной жреческой корпорации, которой изначально принадлежало право толковать законы, пока эта функция не перешла к светским юристам.

ПОНТИФИКИ

ПОНТИФИКИ

— в Древнем Риме название высокопоставленной жреческой корпорации, которой изначально принадлежало право толкования законов, пока эта функция не перешла к светским юристам.
. смотреть

ПОНТИФИКИ

в Древнем Риме название высокопоставленной жреческой корпорации, которой изначально принадлежало право толкования законов, пока эта функция не перешла к светским юристам. смотреть

ПОНТИФИКИ

в Древнем Риме жрецы, ведающие всем общественным и частным культом. Глава их коллегии верховный понтифик был главой всей религиозной жизни Рима.

ПОНТИФИКИ

ПОНТИФИКИ

ПОНТИФИКИ В РИМСКОМ ПРАВЕ

ПОНТИФИКИ (ЛАТ. PONTIFICES, ЕД. Ч. PONTIFEX)

ПОНТИФИКИ (лат. pontifices, ед. ч. pontifex), в Др. Риме члены одной из важнейших жреческих коллегий; ведали общегосударственными религиозными обрядами, составлением календаря, списка консулов и пр. Число их менялось с 3 до 15; главную роль среди понтификов играл великий понтифик (pontifex maximus). смотреть

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *