Понос после прикорма что делать
Введение прикорма в вопросах и ответах
Автор: Росточек —
Наилучшим питанием для ребенка, без сомнения, является грудное молоко. Но чем старше становится малыш, тем больше его организму требуется питательных веществ, поэтому при грудном вскармливании вводить прикорм необходимо в возрасте 6 месяцев.
Почему нельзя вводить прикорм раньше?
В недалеком прошлом каждый педиатр советовал начинать введение прикорма уже с 3 месяцев и даже с 3 недель. Это было связано с тем, что матерям приходилось рано выходить на работу и по этой причине переводить малышей на искусственное вскармливание. Тогдашние смеси не могли удовлетворить потребности детей в витаминах и микроэлементов, поэтому прикорм и вводился пораньше. Со временем состав смесей становился все совершеннее, а ученые приводили все новые доказательства вреда раннего прикорма. Сроки введения прикорма увеличивались и дошли до полугода.
При поспешном введении прикорма у ребенка могут возникнуть пищевые аллергии и расстройства пищеварения из-за незрелости кишечника. По результатам исследований ВОЗ раннее введение прикорма также снижает общую сопротивляемость организма детей, что часто приводит к развитию отитов и пневмоний.
С каких продуктов начинать введение прикорма?
Если ребенок находится на грудном вскармливании, то первым прикормом должны служить каша или овощи, которые удовлетворят потребности малыша в цинке и железе. Если у малыша часто жидкий стул или он недобирает в весе, то начинать лучше с каш, если же он страдает запорами, то начните с овощей.
Второй прикорм любой педиатр посоветует давать через месяц, параллельно с первым. Это будут, соответственно, в зависимости от первого, овощи или каша. Выбирать овощи нужно по сезону и без экзотики, лучше всего начинать с цветной капусты, кабачков или брокколи. Из каш начинайте с гипоаллергенных: рисовой, гречневой и кукурузной.
В качестве третьего прикорма используются мясное пюре из кролика, индейки, печени. Можно давать ребенку как готовое пюре из баночки, так и готовить его самостоятельно.
Когда вводить прикорм, если ребенок на искусственном вскармливании?
Если грудное вскармливание по каким-то причинам невозможно и ребенок получает только смесь, то прикорм можно вводить немного раньше, в 5.5-6 месяцев. Зачастую детки на искусственном вскармливании перебирают в весе, поэтому для первого прикорма стоит выбрать овощное пюре. Через месяц предложите ребенку попробовать кашу, например, гречневую. Основой для ее приготовления должна служить та же смесь, которую получает малыш. Если ваш педиатр разрешит, то после введения каш через месяц начинайте давать малышу яблочное пюре или разбавленный яблочный сок.
Как правильно вводить прикорм?
Старайтесь сохранить грудное вскармливание подольше, прислушиваясь ко всем рекомендациям вашего педиатра.
Как ввести прикорм малышу?
Введение прикорма — важная и неотъемлемая часть процесса питания ребенка. У новоиспеченных родителей неизбежно возникает множество вопросов о прикорме: когда вводить, что вводить, как вводить и т. д. В статье мы попробуем ответить на самые частые вопросы, касающиеся данной темы.
С какого возраста начинать вводить прикорм?
Всемирная Организация Здравоохранения рекомендует вводить прикорм детям в возрасте 6 месяцев.
Можно ли начинать прикорм раньше 6 месяцев?
Так как все дети развиваются с разной скоростью, есть дети, готовые к введению прикорма и в более раннем возрасте. При наличии признаков готовности к введению прикорма, его можно вводить детям старше 4 месяцев. Ребенок готов к прикорму, если:
А если ребенок на искусственном вскармливании?
Рекомендуемое время введения прикорма одинаково для детей, как на грудном, так и на искусственном вскармливании.
Нужно ли продолжать кормить грудью после введения прикорма?
Всемирная Организация Здравоохранения рекомендует продолжать грудное вскармливание до наступления 2 лет и более. Американская академия педиатрии — до 1 года и более.
Как начать прикорм?
Начните с половины чайной ложки или даже меньше. При этом разговаривайте с ребенком во время кормления («попробуй, посмотри, как это вкусно» и т. п.). Вначале ребенок не понимает, что ему нужно делать. Он может сморщиться или вовсе отказаться участвовать в этом процессе. В таком случае можно предложить ребенку грудь или молочную смесь, после чего снова попробовать дать половину ложки прикорма, затем опять грудь или смесь. При первом прикорме наибольшая часть пищи, скорее всего, окажется на лице и ручках малыша. Нужно быть к этому готовым и не нервничать, если подобное произойдет.
Отметим, при введении прикорма не рекомендуется заставлять ребенка кушать, если он отворачивается от еды или плачет. Процесс введения прикорма — постепенный, и если сегодня не получилось, может получиться завтра.
Как лучше всего принимать пищу?
Дети намного лучше кушают вместе со всей семьей, чем когда их кормят отдельно. Регулярный совместный семейный прием пищи положительно влияет на развитие детей. Предлагайте ребенку разнообразную здоровую пищу. Что касается объема пищи — позвольте малышу самостоятельно решать, сколько еды он будет съедать за один раз.
В каком виде давать прикорм?
Детям младше 8 месяцев прикорм обычно дается в виде пюре. С 8 до 10 месяцев достаточно размять пищу вилкой. А детям старше 10 месяцев можно нарезать пищу тонкими полосками.
Какой вид прикорма лучше выбрать для первого раза?
На самом деле, не имеет никакого значения, с чего именно будет начат прикорм. Традиционно сначала вводится каша, затем овощи, фрукты и в последнюю очередь мясо. На практике можно следовать этой схеме, а можно выбрать любую другую последовательность.
Если начать прикорм с фруктов, вдруг ребенок потом не будет есть овощи?
Зачастую педиатры рекомендуют вводить овощи до введения фруктов, так как после того, как ребенок попробует фрукты, не захочет есть овощи. На самом деле, такие предположения ничем не обоснованы. Практические все дети любят сладкое, и порядок введения прикорма не сможет этого изменить.
Разве можно начинать прикорм с мяса?
Да, можно. Особенно мясо полезно детям, питающимся исключительно грудным молоком. Мясо содержит большое количество важных для ребенка элементов — железо и цинк.
С какой каши лучше начать?
Практически с любой — гречневой, рисовой, кукурузной, овсяной и т. д. Лучше остановить выбор на кашах, обогащенных железом.
Можно ли давать манную кашу?
В манной каше содержится огромное количество углеводов при малом содержании клетчатки и витаминов. Давать ее можно, но никакой необходимости в её употреблении нет.
Когда можно вводить следующий вид прикорма?
Постепенно увеличивайте объем прикорма и при хорошей его переносимости, начинайте вводить следующий вид прикорма через 3-4 дня. Новый прикорм можно давать вместе с уже введенным. Вводите по одному прикорму за раз.
Когда вводить рыбу, яйца, орехи, ягоды, цитрусовые и бобовые?
Эти виды пищи несколько чаще (в сравнении с другими) вызывают аллергические реакции у детей. Однако нет никакой необходимости откладывать введение этих продуктов на поздние сроки. Результаты исследований показывают, что раннее введение этих продуктов может снизить риск развития аллергии у детей.
Как понять, что у ребенка возникла пищевая аллергия?
Пищевую аллергию можно заподозрить по следующим симптомам: рвота, понос, появление крови в кале, сыпь после введения прикорма. При возникновении данных симптомов необходимо показать ребенка врачу.
В каком виде давать орехи?
Орехи можно давать в виде порошка или пасты. Можно добавлять их, например, в кашу.
Не слишком ли много всего для прикорма?
Примерно спустя пару месяцев после начала введения прикорма желательно, чтобы рацион ребенка включал пищу с разнообразными вкусами, запахами и текстурами: каши, овощи, фрукты, мясо, яйца, рыбу, творог и т. д.
Можно ли детям мёд?
Детям до года давать мёд не рекомендуется, так как он может содержать споры опасных для младенцев бактерий, которые способны вызвать заболевание ботулизм.
Какие произойдут изменения после введения прикорма?
После введения прикорма стул ребенка обычно становится более плотным, может изменить свой цвет и приобрести более выраженный запах. Зеленые овощи и горох могут окрашивать стул в зеленоватый цвет, а свекла — в красный. Если в стуле появятся кусочки непереваренной пищи — это нормально и не является поводом для беспокойства.
Нужно ли давать детям сок?
В первый год жизни употребление сока не рекомендуется. Детям старшего возраста можно давать 100% сок в объеме не более 120 мл в день. Однако никакой необходимости в этом нет.
Понос у детей до года
Расстройство пищеварения у маленьких детей — не редкость. Диарея у ребенка может протекать без температуры и рвоты или в сочетании полного комплекса симптомов. Причин этому явлению может быть множество, однако в любом случае процесс крайне болезненный и неприятный для малыша, влекущий за собой массу негативных последствий для здоровья.
Причины поноса у маленьких детей
Стул у маленького человека не такой, как у взрослых людей. Первые пару суток это меконий, он имеет тягучую консистенцию, зеленоватый цвет, и не пахнет. Далее продукты дефекации становятся кашеобразными, жидкими желтого оттенка, а частота испражнений может достигать 7 раз в сутки. Для грудничков, находящихся на искусственном вскармливании стул несколько гуще, ближе к коричневому цвету, а дефекации бывают гораздо реже.
Диарея и рвота у малыша бывают последствиями ряда отклонений от правил по уходу и кормлению. К основным из них относятся:
малыша слишком рано стали кормить взрослой пищей;
последствие перехода с грудного вскармливания на прикорм;
ротавирусная инфекция, возникающая в процессе поражения вредоносными грибками и бактериями ЖКТ;
инфекционные заболевания ушей могут вызвать приступ диареи, особенно у малышей до 2 лет;
паразиты, в том числе лямблии, часто вызывают жидкий стул и расстройство пищеварения;
реакция организма на прием антибиотиков;
употребление неумеренного количества фруктовых соков;
пищевая аллергия, то есть реакция организма на компоненты, входящие в состав того или иного продукта;
пищевая непереносимость различных веществ, в том числе лактозы.
Самыми серьезными причинами диареи у маленьких детей считаются патологии желудка и кишечника, нарушения работы иммунной системы и обменных процессов.
Симптомы диареи у детей
Несомненно, препараты от диареи маленьким детям должен назначать педиатр, и только после тщательного обследования. Не стоит отмахиваться от проблемы, мотивируя свое бездействие тем, что для малышей понос — это обычное явление. Стоит немедленно обратить внимание на следующие проявления:
жидкий, практически водянистый, либо пенообразный стул;
слишком частое опорожнение кишечника;
вялость, сонливость, капризность.
Если перечисленные проблемы проявились у вашего малыша по одной или несколько сразу, обратитесь к педиатру за назначением лекарства от диареи для детей.
Стандартная схема лечения диареи у малышей
Обычно педиатры советуют следующую терапию:
проведение процедур регидратации растворами электролитов;
прием безопасных для малышей средств.
В первом случае необходимо активно восполнять водный и электролитный баланс организма. При поносе ребенок теряет ее огромное количество вместе с солями, минералами и микроэлементами.
В обязательном порядке после диареи доктор назначит малышу пробиотики. Это активные вещества, обитающие в желудочно-кишечном тракте. Они восполняют количество потерянных в процессе расстройства полезных микроорганизмов.
К слову, разрешенные лекарства от диареи для детей от 0 лет и от 2 лет могут отличаться, поэтому самостоятельно назначать препараты нельзя. Тем более давать малышам средства для лечения поноса для взрослых. Не знаете, что выбрать? Обратите внимание на универсальные лекарства, к примеру, Полисорб.
Универсальный и действенный Полисорб
Полисорб — препарат, который способен остановить диарею быстро. Это сорбент последнего поколения, принцип работы которого заключается в выведении из организма вредных веществ — токсинов, продуктов распада ядов, аллергенов, болезнетворных бактерий и т.д. Полисорб работает по следующей схеме:
попадая в организм, идентифицирует вредные вещества, обволакивает их, лишает возможности отравлять организм и дальше;
выводит токсины из организма естественным путем;
работает только в просвете кишечника, не проникая в кровь, следовательно, не оказывает никакого негативного влияния на организм.
Лекарство устраняет негативные проявления в считанные минуты, действуя уже со 2-4 минуты после попадания в ЖКТ. Рекомендован к применению даже грудным детям.
Основные характеристики средства:
это порошок белого цвета легкой, пушистой консистенции;
не имеет вкуса и запаха, не содержит в составе вредных для здоровья красителей и ароматизаторов;
размешивается в воде комнатной температуры, образуя легкий коллоидный раствор.
Полисорб можно купить в любой аптеке. Фасуется препарат в пластиковые банки, пакетики-саше. Дозировку можно найти в инструкции по применению. Количество вещества рассчитывается в зависимости от веса пациента.
Почему Полисорб подойдет вам?
Рекомендован к применению людям всех возрастов.
Начинает действовать через 1-4 минуты после приема.
Не содержит консервантов, красителей и подсластителей. Нейтрален на вкус.
Мягко выводит вредное и нормализует микрофлору кишечника.
Дозировка препарата рассчитывается индивидуально в зависимости от его веса согласно инструкции.
Если у Вас возникли сложности для подсчета индивидуальной дозы препарата Полисорб, вы можете получить бесплатную консультацию по телефону: 8-800-100-19-89 или в разделе консультации.
Функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта у детей грудного возраста: роль диетотерапии
Функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) представляют одну из наиболее широко распространенных проблем среди детей первых месяцев жизни [1].
Функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) представляют одну из наиболее широко распространенных проблем среди детей первых месяцев жизни [1]. Отличительной особенностью данных состояний является появление клинических симптомов при отсутствии каких-либо органических изменений со стороны ЖКТ (структурных аномалий, воспалительных изменений, инфекций или опухолей) и метаболических отклонений. При функциональных нарушениях ЖКТ могут изменяться моторная функция, переваривание и всасывание пищевых веществ, а также состав кишечной микробиоты и активность иммунной системы [2–4]. Причины функциональных расстройств часто лежат вне пораженного органа и обусловлены нарушением нервной и гуморальной регуляции деятельности пищеварительного тракта.
В соответствии с Римскими критериями III, предложенными Комитетом по изучению функциональных расстройств у детей и Международной рабочей группой по разработке критериев функциональных расстройств в 2006 г. [5], к функциональным нарушениям ЖКТ у младенцев и детей второго года жизни относят:
У детей грудного возраста, особенно первых 6 месяцев жизни, наиболее часто встречаются такие состояния, как срыгивания, кишечные колики и функциональные запоры. Более чем у половины детей они наблюдаются в различных комбинациях, реже — как один изолированный симптом. Поскольку причины, приводящие к функциональным нарушениям, оказывают влияние на различные процессы в ЖКТ, сочетание симптомов у одного ребенка представляется вполне закономерным. Так, после перенесенной гипоксии могут возникнуть вегетовисцеральные нарушения с изменением моторики по гипер- или гипотоническому типу и нарушения активности регуляторных пептидов, приводящие одновременно к срыгиваниям (в результате спазма или зияния сфинктеров), коликам (нарушения моторики ЖКТ при повышенном газообразовании) и запорам (гипотоническим или вследствие спазма кишки). Клиническую картину усугубляют симптомы, связанные с нарушением переваривания нутриентов, обусловленным снижением ферментативной активности пораженного энтероцита, и приводящие к изменению микробиоценоза кишечника [6].
Причины функциональных нарушений ЖКТ можно разделить на две группы: связанные с матерью и связанные с ребенком.
К первой группе причин относятся:
Причины, связанные с ребенком, заключаются в:
Частыми и наиболее серьезными причинами, приводящими к возникновению срыгиваний, колик и нарушений характера стула, являются перенесенная гипоксия (вегетовисцеральные проявления церебральной ишемии), частичная лактазная недостаточность и гастроинтестинальная форма пищевой аллергии. Нередко в той или иной степени выраженности они наблюдаются у одного ребенка, поскольку последствиями гипоксии являются снижение активности ферментов и повышение проницаемости тонкой кишки.
Под срыгиваниями (регургитацией) понимают самопроизвольный заброс желудочного содержимого в пищевод и ротовую полость.
Частота синдрома срыгиваний у детей первого года жизни, по данным ряда исследователей, составляет от 18% до 50% [7, 8]. Преимущественно срыгивания отмечаются в первые 4–5 месяцев жизни, значительно реже наблюдаются в возрасте 6–7 месяцев, после введения более густой пищи — продуктов прикорма, практически исчезая к концу первого года жизни, когда ребенок значительную часть времени проводит в вертикальном положении (сидя или стоя).
Степень выраженности синдрома срыгиваний, согласно рекомендациям группы экспертов ESPGHAN, предложено оценивать по пятибалльной шкале, отражающей совокупную характеристику частоты и объема регургитаций (табл. 1).
Нечастые и необильные срыгивания не расцениваются как заболевание, поскольку они не вызывают изменений в состоянии здоровья детей. У детей с упорными срыгиваниями (оценка от 3 до 5 баллов) нередко отмечаются осложнения, такие как эзофагит, отставание в физическом развитии, железодефицитная анемия, заболевания ЛОР-органов. Клиническими проявлениями эзофагита являются снижение аппетита, дисфагия и осиплость голоса.
Следующим, часто встречающимся функциональным расстройством ЖКТ у детей грудного возраста являются кишечные колики — это эпизоды болезненного плача и беспокойства ребенка, которые занимают не менее 3 часов в день, возникают не реже 3 раз в неделю. Обычно их дебют приходится на 2–3 недели жизни, достигают кульминации на втором месяце, постепенно исчезая после 3–4 месяцев. Наиболее типичное время для кишечных колик — вечерние часы. Приступы плача возникают и заканчиваются внезапно, без каких-либо внешних провоцирующих причин [9].
Частота кишечных колик, по разным данным, составляет от 20% до 70% [9, 10]. Несмотря на длительный период изучения, этиология кишечных колик остается не вполне ясной.
Для кишечных колик характерен резкий болезненный плач, сопровождающийся покраснением лица, ребенок принимает вынужденное положение, прижав ножки к животу, возникают трудности с отхождением газов и стула. Заметное облегчение наступает после дефекации.
Эпизоды кишечных колик вызывают серьезное беспокойство родителей, даже если аппетит ребенка не нарушен, он имеет нормальные показатели весовой кривой, хорошо растет и развивается.
Кишечные колики практически с одинаковой частотой встречаются как на естественном, так и на искусственном вскармливании. Отмечено, что чем меньше масса тела при рождении и гестационный возраст ребенка, тем выше риск развития данного состояния.
В последние годы большое внимание уделяется роли микрофлоры кишечника в возникновении колик. Так, у детей с данными функциональными расстройствами выявляются изменения состава кишечной микробиоты, характеризующиеся увеличением количества условно-патогенных микроорганизмов и снижением защитной флоры — бифидобактерий и особенно лактобацилл [11, 12]. Повышенный рост протеолитической анаэробной микрофлоры сопровождается продукцией газов, обладающих потенциальной цитотоксичностью. У детей с выраженными кишечными коликами нередко повышается уровень воспалительного белка — кальпротектина [13].
Функциональные запоры относятся к числу распространенных нарушений функции кишечника и выявляются у 20–35% детей первого года жизни [14, 15].
Под запорами понимают увеличение интервалов между актами дефекации по сравнению с индивидуальной физиологической нормой более 36 часов и/или систематически неполное опорожнение кишечника.
Частота стула у детей считается нормальной, если в возрасте от 0 до 4 месяцев происходит от 7 до 1 акта дефекации в сутки, от 4 месяцев до 2 лет от 3 до 1 опорожнения кишечника. К расстройствам дефекации у младенцев также относятся дисхезия — болезненная дефекация, обусловленная диссинергией мышц дна малого таза, и функциональная задержка стула, для которой характерно увеличение интервалов между актами дефекации, сочетающихся с калом мягкой консистенции, большого диаметра и объема.
В механизме развития запоров у грудных детей велика роль дискинезии толстой кишки. Наиболее частой причиной возникновения запоров у детей первого года жизни являются алиментарные нарушения.
Отсутствие четко очерченной границы между функциональными нарушениями и патологическими состояниями, а также наличие отдаленных последствий (хронические воспалительные гастроэнтерологические заболевания, хронические запоры, аллергические заболевания, расстройства сна, нарушения в психоэмоциональной сфере и др.) диктуют необходимость внимательного подхода к диагностике и терапии данных состояний.
Лечение детей грудного возраста с функциональными нарушениями ЖКТ является комплексным [3, 16] и включает ряд последовательных этапов, которыми являются:
Наличие срыгиваний диктует необходимость использования симптоматической позиционной (постуральной) терапии — изменение положения тела ребенка, направленного на уменьшение степени рефлюкса и способствующего очищению пищевода от желудочного содержимого, тем самым снижается риск возникновения эзофагита и аспирационной пневмонии. Кормить ребенка следует в положении сидя, при положении тела младенца под углом 45–60°. После кормления рекомендуется удерживание ребенка в вертикальном положении, причем достаточно продолжительно, до отхождения воздуха, не менее 20–30 минут. Постуральное лечение необходимо проводить не только на протяжении всего дня, но и ночью, когда нарушается очищение нижнего отдела пищевода от аспирата вследствие отсутствия перистальтических волн (вызванных актом глотания) и нейтрализующего эффекта слюны.
Ведущая роль в лечении функциональных нарушений ЖКТ у детей принадлежит лечебному питанию. Назначение диетотерапии, прежде всего, зависит от вида вскармливания ребенка.
При естественном вскармливании в первую очередь необходимо создать спокойную обстановку для кормящей матери, направленную на сохранение лактации, нормализовать режим кормления ребенка, исключающий перекорм и аэрофагию. Из питания матери исключают продукты, повышающие газообразование в кишечнике (сладкие: кондитерские изделия, чай с молоком, виноград, творожные пасты и сырки, безалкогольные сладкие напитки) и богатые экстрактивными веществами (мясные и рыбные бульоны, лук, чеснок, консервы, маринады, соленья, колбасные изделия).
По мнению ряда авторов, функциональные расстройства ЖКТ могут возникать в результате пищевой непереносимости, чаще всего аллергии к белкам коровьего молока. В таких случаях матери назначается гипоаллергенная диета, из ее рациона исключаются цельное коровье молоко и продукты, обладающие высоким аллергизирующим потенциалом.
В процессе организации диетотерапии необходимо исключить перекорм ребенка, особенно при свободном вскармливании.
При отсутствии эффекта от вышеописанных мероприятий, при упорных срыгиваниях используют «загустители» (например, Био-рисовый отвар), которые разводят грудным молоком и дают с ложечки перед кормлением грудью.
Необходимо помнить, что даже выраженные функциональные расстройства ЖКТ не являются показанием для перевода ребенка на смешанное или искусственное вскармливание. Сохранение симптоматики является показанием к дополнительному углубленному обследованию ребенка.
При искусственном вскармливании необходимо обратить внимание на режим кормления ребенка, на адекватность выбора молочной смеси, соответствующей функциональным особенностям его пищеварительной системы, а также ее объем. Целесообразно введение в рацион адаптированных молочных продуктов, обогащенных пре- и пробиотиками, а также кисломолочных смесей: Агуша кисломолочная 1 и 2, NAN Кисломолочный 1 и 2, Нутрилон кисломолочный, Нутрилак кисломолочный. При отсутствии эффекта используются продукты, специально созданные для детей с функциональными нарушениями ЖКТ: NAN Комфорт, Нутрилон Комфорт 1 и 2, Фрисовом 1 и 2, Хумана АР и др.
Если нарушения обусловлены лактазной недостаточностью, ребенку постепенно вводят безлактозные смеси. При пищевой аллергии могут быть рекомендованы специализированные продукты на основе высокогидролизованного молочного белка. Поскольку одной из причин срыгиваний, колик и нарушений характера стула являются неврологические нарушения вследствие перенесенного перинатального поражения центральной нервной системы, диетологическая коррекция должна сочетаться с медикаментозным лечением, которое назначается детским неврологом.
Как при искусственном, так и при естественном вскармливании между кормлениями целесообразно предлагать ребенку детскую питьевую воду, особенно при склонности к запорам.
Особого внимания заслуживают дети с синдромом срыгиваний. При отсутствии эффекта от использования стандартных молочных смесей целесообразно назначать антирефлюксные продукты (АР-смеси), вязкость которых повышается за счет введения в их состав специализированных загустителей [17, 18]. С этой целью используются два вида полисахаридов:
КРД, безусловно, является интересным компонентом в составе продуктов детского питания, и на ее свойствах хотелось бы остановиться подробнее. Основным физиологически активным компонентом КРД является полисахарид — галактоманнан. Он относится к группе пищевых волокон и выполняет две взаимосвязанные функции. В полости желудка КРД обеспечивает более вязкую консистенцию смеси и препятствует возникновению срыгиваний. Вместе с тем КРД относится к нерасщепляемым, но ферментируемым пищевым волокнам, что и придает этому соединению классические пребиотические свойства.
Под термином «нерасщепляемые пищевые волокна» понимается их устойчивость к воздействию панкреатической амилазы и дисахидаз тонкой кишки. Понятие «ферментируемые пищевые волокна» отражает их активную ферментацию полезной микрофлорой толстой кишки, прежде всего — бифидобактериями. В результате такой ферментации происходит ряд важных для организма физиологических эффектов, а именно:
Положительное влияние КРД на состав кишечной микрофлоры у детей первого года жизни описано в ряде исследований [19]. Это является одним из важных аспектов применения современных АР-смесей в педиатрической практике.
Смеси, включающие КРД (камедь), обладают доказанным клиническим эффектом и при функциональных запорах. Увеличение объема кишечного содержимого за счет развития полезной кишечной микрофлоры, изменение рН среды в кислую сторону и увлажнение химуса способствуют усилению перистальтики кишечника. Примером таких смесей являются Фрисовом 1 и Фрисовом 2. Первая предназначена для детей с рождения до 6 месяцев, вторая — с 6 до 12 месяцев [20]. Эти смеси могут быть рекомендованы как в полном объеме, так и частично, в количестве 1/3–1/2 от необходимого объема в каждое кормление, в сочетании с обычной адаптированной молочной смесью, до достижения стойкого терапевтического эффекта.
Другая группа АР-смесей — продукты, включающие в качестве загустителя крахмалы, которые действуют только в верхних отделах ЖКТ, причем положительный эффект наступает при использовании их в полном объеме. Эти смеси показаны детям с менее выраженными срыгиваниями (1–3 балла), как при нормальном стуле, так и при склонности к разжиженному. Среди продуктов этой группы выделяется смесь NAN Антирефлюкс, обладающая двойной защитой против срыгиваний: за счет загустителя (картофельного крахмала), увеличивающего вязкость желудочного содержимого и умеренно гидролизованного белка, повышающего скорость опорожнения желудка и дополнительно профилактирующего запоры.
В настоящее время на Российском потребительском рынке появилась обновленная антирефлюксная смесь Хумана АР, в состав которой одновременно введены камедь рожкового дерева (0,5 г) и крахмал (0,3 г), что позволяет усилить функциональное действие продукта.
Несмотря на то, что АР-смеси являются полноценными по составу и призваны обеспечить физиологические потребности ребенка в пищевых веществах и энергии, согласно международным рекомендациям они относятся к группе продуктов детского питания «для специального медицинского назначения» (Food for special medical purpose). Поэтому продукты данной группы следует использовать строго при наличии клинических показаний, по рекомендации врача и под медицинским контролем. Продолжительность применения АР-смесей должна определяться индивидуально и может быть достаточно длительной, около 2–3 месяцев. Перевод на адаптированную молочную смесь осуществляется после достижения стойкого терапевтического эффекта.
Литература
*НЦЗД РАМН, **РМАПО, Москва